wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Гуманитариям о сложности

Многие ошибки в управлении экономикой и в рекомендациях по результатам исследований вытекают из того, что большинство госуправленцев и исследователей в Беларуси не воспринимают экономику как сложную систему. К такому выводу пришли Леонид Злотников и Владимир Акулич. Результаты их исследования опубликованы в предпоследнем номере журнала «Банковский вестник».

Read more...

Буря в стакане

После доклада у главы государства и за несколько дней до выхода статданных премьер-министр заявил, что «по данным за сентябрь средняя зарплата в стране выйдет на уровень порядка 1000 рублей, а в дальнейшем не будет опускаться ниже». Однако в сентября номинальная зарплата снизилась на 24 рубля, и в Совмине уже на следующий день после выхода статданных было проведено совещание. Прозвучали предостережения в адрес министерств, напоминание о том, что целевая задача по средней зарплате является приоритетной для всех органов госуправления. Попросили провести глубокий анализ причин для возвращения на динамику роста зарплаты, что будет предметом рассмотрения на заседании Президиума Совмина. На самом же деле, снижение номинальной зарплаты объясняется просто. Оно было обусловлено сезонным фактором. Если исключить сезонность, то рост и номинальной, и реальной зарплаты, в сентябре продолжился.

Read more...

Большинство городов Беларуси испытывают недостаток численности населения

Все города Беларуси, за исключением Бреста, располагаются ниже кривой Ципфа. То есть они имеют более низкую численность населения, чем та, которая должна быть согласно распределению Ципфа. Возможно, это связано с тем, что в Беларуси имеется один крупный город (столица – г. Минск), в котором происходит концентрация хозяйства страны и основной части ее населения. К такому заключению приходит старший исследователь Центра макроэкономических исследований Ирина Русак в своем исследовании «Правило Ципфа и его значение при прогнозировании развития системы городов Беларуси».

Read more...

Рост рождаемости как барьер для экономического роста

Инвестиции в детей являются инвестициями с долгосрочной отдачей (20-25 лет). Например, дети, рожденные в середине 2000-х годов, вступят на рынок труда и начнут создавать добавленную стоимость лишь в 2025-2030 годах. Для стимулирования рождаемости выбран не самый подходящий момент.

Read more...

Может ли кризис сказаться на социальной поддержке детей?

Первый тревожный звоночек, возможно, уже прозвучал. Согласно новым изменениям в Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», теперь пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет планируют пересматривать один раз в год. Минтруда объясняет эти изменения тем, что в стране формируется механизм определения различных социальных выплат один раз в год. Ранее эти пособия пересматривались каждый квартал в случае роста средней зарплаты в стране. Есть опасения, что в будущем это может сказаться на уменьшении выплат детям.

Read more...

Эксперты: Беларусь располагает огромным потенциалом для greenfield и brownfield инвестиций

В Беларуси 20% территорий существующих промышленных узлов являются незанятыми. В городах в значительной мере недооценен территориальный потенциал для размещения производственных мощностей путем инвестирования в новые (greenfield) или уже заброшенные и неэффективно используемые объекты (brownfield). 

Read more...

Туристическая Беларусь: мечта или реальность

01-07-15-37В ближайшие годы наша страна может реализовать свой туристический потенциал, считают эксперты.

В прошлом году количество выехавших на отдых белорусов в 5 раз превышало количество посетивших страну иностранных туристов. И даже с учетом Чемпионата мира по хоккею в год гостеприимства Беларусь посетило лишь 137 тысяч организованных туристов – на 0,5% больше, чем в 2013. И загрузка объектов для проживания туристов составила 34%.

По мнению исполняющего обязанности директора Национального агентства по туризму Григория Померанцева, в Беларуси достаточно развита система туристических услуг, однако не хватает продуманных маршрутов и комплексно развитых цепочек туруслуг и сервиса.

Преодоление проблем, препятствующих развитию туризма, руководитель турагентства видит в развитии инфраструктуры, увлечении белорусами собственной культурой, а также в знании работников сферы туризма и услуг иностранных языков и европейской ментальности.

– Чтобы туристы приезжали в Беларусь и чувствовали себя здесь комфортно, недостаточно качественной агроусадьбы и замечательного сервиса в замке. Турист воспринимает страну комплексно: он может быть доволен качеством обслуживания в санатории и красотами природы, но если по пути в зону отдыха ему не смогли на английском объяснить дорогу, где-то не работал банкомат или в аэропорту ему не удалось поменять деньги, то портится впечатление от всей поездки, – объясняет Григорий Померанцев.

Поэтому властям и представителям туристической сферы следует понять, что важно развивать всю туристическую и сервисную цепочку, а не ее отдельные элементы.

Земля инкогнито для иностранных путешественников

Беларусь остается неизведанной и неизвестной страной для многих путешественников. И если в Европе за прошлый год туризм вырос на 4%, то в Беларусь эти туристы не рванули, несмотря на заявленные правительством усилия по привлечению в страну иностранных гостей.

Около 70% приезжающих в Беларусь туристов – россияне. Немало приезжает гостей из других соседних нам государств и стран СНГ, чуть меньше жителей Германии, Голландии, Италии, Турции и Великобритании.

– Если россиян в первую очередь интересует санаторно-курортное лечение, то европейцев привлекают агроэкотуризм и исторический туризм, связанный с историей Великого княжества литовского, Великой Отечественной войны и Беларуси в целом, потому что информации о стране не так много, – говорит Григорий Померанцев.

Въездной туризм возрастет, когда Беларусь не только предложит иностранцам туристический продукт, но и предоставит условия для путешествий, которые будут конкурентоспособными на арене международных туруслуг.

– Это касается визового вопроса, транспортной доступности, где есть потенциал для частичной либерализации рынка. Ведь пусть и с благой целью поддержки национального авиаперевозчика, но все же действуют механизмы ограничения возможностей для привлечения иностранных авиаперевозчиков, – объясняет   эксперт.

По мнению председателя правления белорусской общественной организации «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой, в стране много интересных туристических инициатив, но все они разрозненны.

Однако туристические объекты хорошо работают там, где их владельцы продвигают всю свою территорию. А за пределами страны белорусские туристические объекты до сих пор продвигаются недостаточно.

– Кроме того, Беларусь может использовать свой транзитный потенциал. Если бы в стране активно применили безвизовый режим для транзитных путешественников, это стало бы нашим конкурентным преимуществом. Например, можно расширить список стран, граждане которых могут находиться в Беларуси без визы несколько дней, – считает она.

Когда белорусы станут знакомиться со своей страной?

Въездной туризм станет расширяться после того, как сами белорусы начнут больше путешествовать по стране и рассказывать об уникальных и интересных местах за ее пределами.

Белорусы уже поездили по миру, посмотрели на сервис и услуги за границей, и начинают требовать туристические услуги хорошего уровня внутри страны. По мнению экспертов, у белорусов возрастает потребность путешествовать по разным уголкам Беларуси, в связи с чем назрела необходимость сделать ее интересной для самих белорусов.

Но массовые путешествия по регионам начнутся тогда, когда появится тренд и, соответственно, мода на путешествия. Для этого, по словам Григория Померанцева, должен быть постоянный информационный поток о новых туристических объектах, культурных событиях.

Для развития туризма важны позиционирование страны, создание туристического продукта и взаимодействие игроков туристического рынка, а также создание тренда путешествий.

Решить проблему разрозненности туристических услуг взялись авторы проекта BelarusN, который объединит различные туристические маршруты и займется информированием населения и гостей Беларуси о туристических объектах в конкретном регионе. В рамках проекта его разработчики планируют содействовать развитию туризма и поддержке малого и среднего бизнеса в сфере туризма, а также туристические маршруты будут стимулировать жителей регионов реализовывать свой потенциал в сфере туризма или оказания услуг.

– На наших 550 станциях ежедневно заправляется больше 350 тысяч автомобилей – это огромная площадка, с которой могут начинаться путешествия по стране. На АЗС можно будет получить информацию о туристических маршрутах и объектах, включенных в проект, забронировать и оплатить путешествие и купить все необходимые для поездки товары, – рассказывает заместитель гендиректора производственного объединения «Белоруснефть» Сергей Каморников.

По идее каждый представленный в проекте маршрут будет иметь свою тему и идею. Сейчас, по словам авторов, прорабатываются несколько десятков маршрутов, а полноценно BelarusNзаработает этой осенью. Вместе с туристическими маршрутами разработчики создали информационный сайт и готовят мобильное приложение, с помощью которого можно будет выбрать интересующий тур или экскурсию.

Эксперты считают, что благодаря масштабной информационной кампании удастся увеличить поток туристов в регионах. Появление центров, объединяющих несколько туристических объектов и рекламирующих их в комплексе, может стимулировать белорусов к изучению родного края, а также способствовало развитию региональных туристических объектов.

– Беларусь – достаточно большая и разнообразная страна, малоизвестная иностранцам и нам самим. При поддержке проекта BelarusN мы имеем хорошие шансы сделать качественный прорыв как во внутреннем, так и во въездном туризме, – считает Григорий Померанцев.

 

Источник: Надежда Калинина

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Когда начнутся массовые увольнения на флагманах промышлености

01-07-15-02Как долго государство сможет поддерживать предприятия-гиганты.

Единственная антикризисная стратегия для крупных машиностроительных предприятий Беларуси — сокращение производства до уровня продаж и значительное снижение численности персонала.

Однако белорусские власти решили финансово поддержать Минский автомобильный завод, БелАЗ, Гомсельмаш и Минский тракторный завод, чтобы хотя бы до выборов дотянуть без существенных сокращений.

По итогам пяти месяцев падение производства машин и оборудования составило 29,2%. Темпы падения увеличиваются с каждым месяцем.

По состоянию на 1 мая суммарные убытки предприятий отрасли превысили 900 млрд рублей, а число убыточных предприятий — 40% от их общей численности. Среди них системообразующие БелАЗ, Минский тракторный завод, Гомсельмаш. А МАЗ стал самым убыточным открытым акционерным обществом в Беларуси по итогам 2014 года.

Причиной сложившейся ситуации в отрасли называются экспортные проблемы. По оценке экспертов, для потребностей внутреннего рынка производственные мощности машиностроительных гигантов избыточны.

«Экспорт МАЗа более чем на 60% зависит от российского спроса, который в условиях действия санкций сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, — отмечается в обзоре «Беларусь в фокусе». — Поставки МТЗ и Гомсельмаша увязаны с объемами государственных субсидий сельскому хозяйству России, а в текущем году из-за бюджетного дефицита финансовые ресурсы предприятиям российского АПК выделяются в недостаточном количестве».

Оптимальным вариантом выхода из сложившейся критической ситуации эксперты «Беларусь в фокусе» считают сокращение производства до уровня текущих продаж. БелАЗ уже снизил выпуск карьерных самосвалов в два раза, МАЗ сократил в 2,2 раза производство грузовых автомобилей, Гомсельмаш уменьшил почти в шесть раз производство зерноуборочных комбайнов.

«Столь значительное сокращение производственных показателей требует и соответствующего снижения численности рабочего персонала», — отмечается в обзоре.

Однако с учетом негативной социально-экономической ситуации в стране белорусские власти не готовы пойти на значительное сокращение трудовых коллективов.

По прогнозам экспертов, содержание избыточных рабочих мест будет происходить за счет дальнейшего наращивания убытков предприятий, которые государство частично компенсирует посредством выделения кредитных ресурсов и субсидий из бюджета.

А после проведения выборов оптимизация численности трудовых коллективов будет продолжена, поскольку восстановление сбыта в машиностроении не просматривается в кратко- и среднесрочном периоде.

 

Источник: Завтра твоей страны


Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family