wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Деревообработка как зеркало белорусской модернизации

18-02-14-02Очередным совещанием-разгромом со стороны президента действующей практики модернизации промышленных предприятий закончился первый месяц 2014 года.

На этот раз под раздачу попала деревообработка. До нее аналогичные встряски пережили цементные заводы, строители и кооператоры.

Такой многоотраслевой спектр модернизационных провалов, несомненно, свидетельствует об их системном характере.

Ключевые перетекающие из отрасли в отрасль феномены неудач сводятся в основном к срыву сроков выполнения инвестиционных проектов, существенному завышению объемов их финансирования, низкой эффективности и нарушению сроков окупаемости по сравнению с проектными показателями.

На примере деревообработки сегодня можно анализировать системные причины неудач, с тем чтобы предупредить их проявление в тех сотнях проектов, которые правительство включило в госпрограмму модернизации и которые находятся на более ранних этапах своей разработки и реализации.

Неэффективный менеджмент

Несколько слов о целях и задачах модернизации 9 заводов концерна «Беллесбумпром». Главные цели - максимально эффективное использование местного сырья и укрепление экспортного потенциала Беларуси. Сопутствующие достижению данных целей задачи важны и разнообразны: обеспечение конкурентоспособности, рост производительности труда и зарплат работников предприятий, трансформация их из реципиентов в доноры бюджета.

Источники финансирования - 1 миллиард евро кредитных ресурсов под гарантии правительства на период 2008-2010 гг. Но это не все инвестиции в модернизацию деревообрабатывающей промышленности. Александр Лукашенко на совещании 31 января вспоминал, что, кроме банковских кредитов, в отрасль вложены «огромные бюджетные средства». Затягивание модернизации по срокам в 2,5 раза увеличивает расходы на нее.

Вполне естественно, что в процессе модернизации в первое время технико-экономические и финансовые показатели снижаются, но как погашать кредит даже по льготной ставке 9% годовых, предложенной государством, имея в 2013 году рентабельность реализованной продукции в диапазоне от 0 до 0,7%? Статистика свидетельствует, что у 6 из этих предприятий – «Борисовдрев», «Витебскдрев», «Гомельдрев», «Мостовдрев», «Речицадрев», «ФанДОК» - затраты на производство продукции выше, чем выручка от реализации.

Анализ причин такой ситуации показывает: на госпредприятиях деревообработки работают от 1 тыс. до более 2 тыс. человек, а месячная выручка на одного работника, как правило, - около 1 тыс. долларов (чуть больше либо чуть меньше).

Самая высокая выручка у ОАО «Ивацевичдрев», где модернизация завершилась. Здесь при среднесписочной численности 1.309 человек месячная выручка на одного работника - более 5 тыс. дл.. Казалось бы, неплохо. Но это смотря с кем сравнивать. На заводе иностранной компании Kronospan в Сморгони, который по мощностям и объему продаж сравним с «Ивацевичдрев», штат всего около 300 человек. А на заводе Kronospan в подмосковном Егорьевске, который по мощности более чем в 2 раза превышает «Ивацевичдрев», работают всего 600 человек.

То есть при прочих равных условиях производительность труда у иностранного менеджмента в несколько раз выше, чем у отечественного, что лишний раз доказывает более высокую эффективность иностранных инвестиций по сравнению с госинвестициями.

Усугубляет ситуацию тот факт, что президент своим декретом запретил увольняться работникам деревообрабатывающих организаций, которые реализуют инвестпроекты с господдержкой. При сохранении таких штатов и такой затратной части деревообрабатывающим заводам будет очень сложно возвращать кредиты. Нельзя одновременно повышать производительность труда и сохранять продуктивную занятость в процессе модернизации предприятия без высвобождения части персонала. Это аксиома рыночного хозяйствования.

Модернизация потому и называется комплексной, что не ограничивается только установкой нового технологического оборудования. Она обязательно затрагивает всю производственную инфраструктуру предприятия: инструментальное, ремонтное, энергетическое хозяйство, всю систему логистики. Приведение их в соответствие с новым технологическим оборудованием, другими новыми элементами основных фондов также требует существенных затрат.

Дополнительные затраты на повышение квалификации и переподготовку персонала тоже обременяют бюджет модернизации. Значит, в структуре бизнес-плана инвестиционного проекта с господдержкой должен быть отдельный раздел, посвященный трудоустройству «лишних людей» на других предприятиях.

Очевидно, лучше, если государство будет как-то управлять этим процессом, предусмотрит переобучение кадров и компенсации на время перехода на другую работу. Но для таких задач модернизации нужен другой декрет президента - не запретительного, а стимулирующего характера. Кстати, нормативно-правовое обеспечение модернизации в Беларуси разработано в лучших традициях и формах социалистического периода хозяйствования.

Бизнес-план с уголовной ответственностью

Основным документом, регламентирующим управление модернизацией, является Положение о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденное постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8.08.2005 г. № 873 с последующими изменениями и дополнениями.

Первое отличие от общепринятой рыночной практики бизнес-планирования здесь заключается в том, что госорганы различного уровня управления «обеспечивают разработку, утверждение, экспертизу, согласование и реализацию государственными коммерческими организациями, негосударственными коммерческими организациями, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), переданы в управление этим органам государственного управления (далее - коммерческие организации), прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов».

Другими словами, чиновники как представители собственника (государства), а не менеджмент предприятий, определяют их стратегию и тактику развития (модернизацию). Но «персональную ответственность за отсутствие бизнес-планов (!)» и, следовательно, за их реализацию несут руководители предприятий, потому что, по логике советского управления, планы разрабатывают для того, чтобы их неукоснительно выполнять.

Далее в документе следует перечисление бюрократических структур и опций, с помощью которых и предполагается осуществлять все остальные функции управления, организации, учета и контроля, регулирования хода реализации бизнес- планов. Для этого создают разноуровневые отраслевые и территориальные «комиссии по развитию», назначают ответственных за «развитие» предприятий замов руководителей госорганов, руководящих при этом специально созданными в них «структурными подразделениями, отвечающими за разработку, экспертизу и контроль».

При этом вводятся отдельные регламенты их функционирования на разные периоды времени (пятилетка и один год), по «валообразующим предприятиям» и «важнейшим инвестиционным проектам», по взаимодействию с банками и Минэкономики РБ.

Терминологическая каша, заваренная в этом документе из таких категорий рыночного лексикона, как «прогнозы», «бизнес-планы развития» и «бизнес-планы инвестиционных проектов», сбивает с толку не только «наших хлопцев» и «крепких хозяйственников», которые и составляют сегодня белорусскую управленческую элиту, но даже профессионально подготовленных менеджеров, которые с трудом могут разобраться в этой чиновничьей латыни.

С 2000 года по воле чиновников-модернизаторов все госпредприятия перешли в управлении к годовым бизнес-планам, на основе которых разрабатываются техэкономпланы, обеспечивающие технико-экономическое обоснование формирующейся производственной программы и ориентированные на выполнение ключевых финансово-экономических показателей годового бизнес-плана.

Но проблема заключается в том, что все вышеназванные категории бизнес-планов являются составной частью стратегического плана развития предприятия, являющегося основой современного менеджмента. При этом методология стратегического планирования для белорусских госпредприятий до сих пор не проработана даже теоретически. Это не позволяет им перейти к рыночноориентированным системам планирования и управления, другими словами - к современной модели менеджмента.

Методические отраслевые инструкции по разработке бизнес-планов различного назначения далеки по своей структуре и содержанию от соответствующих Рекомендаций ЮНИДО - комитета по промышленному развитию ООН - и технических регламентов ОЭСР. Действующая система бухгалтерского учета в промышленности Беларуси не соответствует стандартам МСФО, за исключением иностранных и совместных предприятий, а значит, имеет приоритеты фискального, а не инвестиционного характера.

В связи с этим разработка финансовой части бизнес-плана инвестиционного проекта не позволяет использовать в полной мере концепции проектного менеджмента и бюджетирования, а значит, формировать необходимую расчетную базу управления ходом реализации проекта.

Подготовка бизнес-планов под заказ не самим менеджментом предприятия, а специально уполномоченными на это отраслевыми научно-исследовательскими организациями прямо предусмотрена в Перечне организаций, оказывающих услуги по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов данного положения.

Хорошо знакомый с советских времен порядок, когда планы научно- технического прогресса предприятий разрабатывали отраслевые НИИ и научные центры. Таким незамысловатым способом подкармливалась на договорной, хозрасчетной основе деятельность отраслевой науки.

В действующем положении даже сделан шаг навстречу рынку - госпредприятия для разработки бизнес- плана на договорной основе «при необходимости и по согласованию с органами государственного управления могут привлекать другие организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие услуги».

В таком случае получается «управленческий тришкин кафтан»: одни планируют, вторые организуют выполнение «чужих» планов, а третьи контролируют.

Подобная функциональная специализация требует наличия отлично налаженной системы межфункционального менеджмента как в отрасли, так и на ее подведомственных предприятиях. К сожалению, подобные концепции современного менеджмента применяются лишь в лучших белорусских частных компаниях, а на госпредприятиях до сих пор превалируют системы социалистического хозрасчета и самоокупаемости.

Все эти факторы накладываются на низкую профессиональную компетенцию исполнителей бизнес- планов на предприятиях и в конечном счете делают их модернизацию неэффективной.

Поэтому предложение А. Лукашенко, озвученное на вышеназванном совещании по деревообработке, по дополнению действующей дисциплинарной ответственности еще и уголовной - за ненадлежащее выполнение проектов модернизации, безусловно, «украсит» положение Совмина и сделает его уникальным в существующей практике бизнес-планирования.

В совокупности с запретительным декретом по персоналу предприятий деревообработки этот документ может стать нормативно-правовой базой для перевода 9 модернизируемых предприятий в особый кластер хозяйственных субъектов, который логично в таком случае вывести из системы «Беллесбумпрома» и подчинить начальнику управления организации производства и трудового использования спецконтингента Департамента исполнения наказаний МВД РБ. Тем более что 16 РУП данного управления уже профилированы на выпуск заключенными мебели из ламинированного ДСП и массива древесины, а также продукции деревообработки. В этом случае полный цикл производства - от лесоповала до собственной товаропроводящей сети, а также направление 60% продукции на экспорт, что необходимо для получения валютной выручки на погашение кредитов, будут обеспечены самым эффективным образом!

Так практика белорусской модернизации может обогатить современную теорию и методологию проектного менеджмента инновационными концепциями и моделями. Дело теперь за научным обоснованием подобных новаций со стороны академической науки, а от юристов и профсоюзов возражений, как всегда, не последует.

Системные факторы модернизационных провалов

Сам факт признания неудач на фронте модернизации со стороны властных структур, отраженный в материалах КГК, пресс-релизах правительства, выступлениях президента, следует признать положительным. Значит, есть над чем работать.

Важно своевременно идентифицировать и проанализировать именно системные факторы, чтобы в будущей практике модернизации не наступать на те же грабли. Ведь впереди грандиозные планы о модернизации льнопроизводства и текстильной промышленности.

Попробую обобщить основные факторы, исходя из существующей статистики и доступной оперативной информации о модернизации отдельных предприятий.

Итак, первый фактор - массовый характер промышленной «перестройки и ускорения» на основе соответствующей госпрограммы, когда "план модернизации должен лежать на столе у руководителя каждого предприятия".

Типичный советский подход «вертикально-ручного управления» без системного аудита имеющейся ресурсной базы и оценки рыночных перспектив развития предприятия. В точном соответствии с замечательным распорядком дня барона фон Мюнхгаузена на 30 мая 1779 года: «С 8 до 10 утра - подвиг, 16.00 - война с Англией».

Сравните с алгоритмом модернизации на «Борисовдреве», запечатленном в материалах КГК: 1. Принимается административное решение (приказ) о модернизации. 2. Выделяются деньги. 3. Под выделенную сумму 5 раз переписывается бизнес- план с выходом на требуемую траекторию окупаемости проекта при отсутствии надлежащим образом разработанной проектно-сметной документации.

Результат подобной модернизации: стоимость проекта выросла в 3 раза по сравнению с первоначальной суммой - до 120 млн. EUR, возбуждено 2 уголовных дела в отношении директоров стройтреста и проектного института. Еще 9 уголовных дел возбуждено после проверки Комитетом госконтроля «Могилевдрева».

Стоимость проекта из-за его непроработанности там тоже выросла в 3 раза, а даже введенные в эксплуатацию линии не загружены на 100% и не стали источником прибыли и окупаемости капвложений. При таком подходе эффективной «точечной» модернизации не может быть по определению.

Второй системный фактор неудач на фронте модернизации - превалирующая государственная форма собственности, когда чиновник определяет стратегию развития, но при этом не несет ответственности за результат ее реализации.

В этом случае у предприятий нет полноценных хозяев, кровно заинтересованных в росте прибыли и ее капитализации, а значит, нет и эффективных топ-менеджеров. Работающие только за страх директора белорусских госпредприятий таковыми не являются. Их задача, как в советские времена, - осваивать выделенный бюджет и выполнять план. Поэтому современные концепции менеджмента им в большинстве своем неведомы и не нужны.

Третий фактор - отсутствие надлежащей инфраструктуры модернизации, выражающейся в отсутствии институтов рыночной оценки и технологического аудита состояния и перспектив развития отдельных отраслей и валообразующих предприятий-экспортеров.

Через 5 лет после начала преобразований модернизаторы не имеют внятного ответа на вопросы президента: «Насколько проработаны вопросы сбыта готовой продукции, расширения географии ее поставок и поиска новых партнеров? Как учитываются запросы внутреннего и зарубежного рынков? Как планируете улучшить работу своей торговой сети, фирменных магазинов, внедрять новые формы торговли?».

Другими словами, советская производственная философия, а не маркетинговая концепция до сих пор превалирует в сознании, структурах и процессах управления модернизацией на белорусских госпредприятиях.

Вопиющие факты приобретения технологического оборудования, не вписывающегося в новые и реконструируемые цехи и участки, не обеспечивающего современных параметров производства, охраны труда, комфортных рабочих мест, не адаптированного к существующим условиям работы ремонтных, инструментальных, энергетических служб и хозяйств предприятий, говорят об отсутствии надлежащей инжиниринговой подготовки проектов модернизации на основе соответствующих регламентов функционально-стоимостного анализа (ФСА) и технологического аудита. Факты подтверждают это.

Например, на Мозырском деревообрабатывающем предприятии контролеры КГК с удивлением констатировали, что проект дорожал по ходу его реализации, из-за того что специалисты предприятия даже не потрудились изучить технологию производства изолирующих ДВП-плит, планируемых к производству.

За 6 лет модернизации сменилось 7 проектных и 10 подрядных организаций на «Речицадреве», а сам проект подорожал почти в 5 раз.

Именно фрагментарный, а не системный подход к модернизации чаще всего и приводит к срыву сроков ее завершения и завышению затрат на проведение. Поэтому системных факторов провала очередной модернизационной кампании можно насчитать значительно больше.

Американская антикризисная практика «разбрасывания денег с парашюта» в белорусском варианте льготного кредитования и прямой господдержки за счет бюджета модернизации промышленных госпредприятий, конечно же, позволит им, как, впрочем, ранее и государственным сельхозпредприятиям, сохранить свои рабочие места на некоторое время. Но проблему низкой конкурентоспособности их продукции на внешних рынках подобный подход к модернизации не решит никогда.

 

Автор: Юрий Веселов, профессор кафедры экономики и управления Института парламентаризма и предпринимательства

Источник: «Белорусы и рынок»

 


 

Read more...

Чем пахнут деньги в столичном бюджете: газ, нефть, водка, табак

29-01-13-08Кто вытеснил Чижа из списка крупнейших плательщиков налогов в бюджет Минска, и какое гражданство у самых щедрых доноров столичной казны?

По итогам 2013 года впервые половину топ-10 крупнейших налогоплательщиков Минска составили компании, полностью или частично принадлежащие российскому бизнесу.

Российские компании «Газпромнефть-Белнефтепродукт» и «Славнефтехим» (контролируется Михаилом Гуцериевым) вытеснили из списка крупнейших налогоплательщиков столицы структуры белорусских бизнесменов Алексея Олексина («Белнефтегаз») и Юрия Чижа («Трайпл»). Уменьшение доходов и, соответственно, налооблагаемой базы у «Белнефтегаза» и «Трайпла» было предсказуемо. В 2012 году эти компания активно участвовали в растворительно-разбавительном бизнесе, что и обеспечило их вхождение в топ-10 крупнейших налогоплательщиков столицы. В 2013 году участие белорусских коммерческих структур в поставках нефти на НПЗ было ограничено. Ее переработкой могли заниматься либо госструктуры («Нафтан», Мозырский НПЗ, «Белоруснефть», «Белорусский нефтяной торговый дом» и Белорусская нефтяная компания), либо дочерние бизнесы российских нефтяных компаний. По итогам 2013 года в топ-10 вошли три «дочки» российских компаний: «Лукойл-Белоруссия», «Газпромнефть-Белнефтепродукт» и «Славнефтехим». Хотя в 2012 году в нем был только «Лукойл-Белоруссия». В прошлом году в первую десятку плательщиков денег в столичный бюджет вошла и Белорусская нефтяная компания.

Четвертый год подряд лидером по платежам в консолидированный бюджет Минска остается «Газпром трансгаз Беларусь» (бывший «Белтрансгаз»). Также в списке крупнейших столичных налогоплательщиков осталось белорусско-российское совместное ООО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

Частный белорусский бизнес в топ-10 в прошлом году представили две компании: «Табак-Инвест» Павла Топузидиса и Минский завод виноградных вин, который принадлежит владельцам «Евроторга» Сергею Литвину и Владимиру Василько. После годичного перерыва в рейтинг вернулся « Velcom », входящий в австрийский телекоммуникационный холдинг Telekom Austria AG .

В целом, на частный бизнес по итогам 2013 года пришлось 73,2% всех поступлений в консолидированный бюджет Минска. Это примерно столько же, сколько было по итогам 2012 года – 73,9%. В 2011 году частный сектор дал 51,8% доходов столицы, а в 2010 году – около 49%.

Топ-10 крупнейших налогоплательщиков Минска в 2010-2013 годах

           

Компании-лидеры в 2013г.            

Компании-лидеры в 2012г.            

Компании-лидеры в 2011г.            

Компании-лидеры в 2010г.

1

«Газпром трансгаз Беларусь»            

«Белтрансгаз»            

«Белтрансгаз»            

«Белтрансгаз»

2

«Лукойл-Белоруссия»         

«Лукойл-Белоруссия»

«Лукойл-Белоруссия»

«Лукойл-Белоруссия»

3            

«Минск Кристалл»   

«Минск Кристалл»     

«Минск Кристалл»     

«Минск Кристалл»

4           

«Табак-Инвест»        

«Мингаз»       

Белорусская железная дорога

«Юнис Ойл»

5

Минский завод виноградных вин

«Табак-Инвест»

МАЗ   

« Velcom »

6            

МТС   

Минский завод виноградных вин     

«Белэнерго»  

МТС

7

« Velcom »    

«Белнефтегаз»

«Velcom»      

«Табак-Инвест»

8

«Газпромнефть-Белнефтепродукт»

«Трайпл»       

«Табак-Инвест»

МАЗ

9            

«Славнефтехим»      

«Белэнерго»  

Минский завод виноградных вин     

Белорусская железная дорога

10            

Белорусская нефтяная компания            

МТС   

«Минскэнерго»            

«Минскэнерго»

 

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

 

Автор: Алексей Тополько

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Зарплата бюджетников достигла дна

09-01-14-51Новый год начался с заявлений о необходимом повышении зарплат работникам «скорой помощи». Тема оказалась настолько актуальной, что и витебские, и брестские медики присоединились к требованиям о повышении заработной платы.

Интернет-газета Naviny.by решила разобраться, почему в бюджетной сфере появились социальные волнения и где выход из сложившейся ситуации.

Год повышения зарплат бюджетники не почувствовали

В 2013 году много говорилось о высоких темпах роста заработной платы в стране, однако этот процесс наблюдался не у всех работников. В промышленности, строительстве реальная (с учетом инфляции) заработная плата действительно заметно выросла.

«В реальном выражении к январю-ноябрю 2012 г. заработная плата (за аналогичный период 2013-го. — БелаПАН выросла на 17% (прогноз на 2013 г. — на 7,1%), в том числе: в строительстве — на 30,3%; в торговле — на 20,8%; в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве — на 20,0%; на транспорте и в связи — на 19,8%; в промышленности — на 15,3%», — говорится в январском обзоре Министерства экономики.

09-01-14-51-1

При этом высокие темпы роста зарплат в перечисленных видах экономической деятельности не были подкреплены адекватным повышением производительности труда.

«По-прежнему сохраняется значительный разрыв в темпах роста производительности труда и реальной заработной платы — 14,9 процентного пункта в январе-ноябре 2013 г. Опережающий рост реальной заработной платы по отношению к производительности труда обеспечивается в ущерб финансовой эффективности предприятий», — поясняют специалисты Минэкономики.

А вот увеличивать зарплаты бюджетникам «в ущерб» казне государство не стало. Реальная заработная плата бюджетников в январе-ноябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла незаметно: у врачей — на 3,6%, у учителей — на 2,7%.

Учитывая, что рост зарплат в реальном секторе существенно превосходил темпы увеличения зарплат бюджетников, доходы последних на фоне других работников снижались. По отношению к средней зарплате в стране доходы бюджетников достигли «дна», если проанализировать ситуацию за последние годы.

«Соотношение зарплаты в бюджетной сфере к ее уровню в целом по экономике имеет тенденцию к снижению: в 2011 году — 83,9%, в 2012 году — 80,9%, в январе-ноябре 2013г. — 74,5%», — говорится в последнем обзоре Министерства экономики.

Тренд, свидетельствующий о постоянном снижении доходов бюджетников по отношению к другим работникам, привел, в конце концов, к тому, что медики стали настаивать на повышении зарплат. К настоящему времени о таких требованиях заявили работники «скорой помощи» Минска, к их требованиям уже присоединились медики из других областных городов — Витебска и Бреста.

Непрофильные расходы высасывают деньги из казны

Проблема заключается в том, что для повышения зарплат бюджетников денег в казне… нет. Бюджет на 2014-й, принятый белорусским парламентом в конце декабря, не предполагает повышение доходов работников бюджетной сферы.

«Бюджет на текущий год предусматривает, что рост номинальной заработной платы бюджетников возможен только на уровень инфляции, а рост реальной зарплаты — только в случае сокращения количества бюджетных организаций и бюджетников», — констатирует экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

Замминистра финансов Максим Ермолович, выступая в парламенте осенью, отмечал: критически важно, чтобы средняя зарплата в бюджетном секторе была не ниже 80% от средней зарплаты по стране. Иначе, пояснял Ермолович, начинаются неблагоприятные процессы, связанные с оттоком кадров из бюджетной сферы.

Тем не менее, к настоящему времени это соотношение, как мы отмечали выше, уже опустилось ниже 75%. Вместе с тем, Минфин констатирует, что денег в казне для повышения реальной зарплаты бюджетникам на 2014 год не предусмотрено.

За счет каких тогда источников увеличивать зарплаты работникам бюджетных организаций?

Деньги для повышения зарплат работников системы образования находятся, если говорить о высшей школе, за счет расширения приема студентов на платное отделение. В последние годы, как свидетельствует статистика, количество студентов-платников постоянно растет. Правда, наблюдателей настораживает тот факт, что вслед за увеличением стоимости обучения не увеличивается качество образовательных услуг.

«Доля платных услуг в нашей системе образования постоянно растет. Это касается и дошкольного, и высшего образования. Однако качество нашего образования оставляет желать лучшего. О его низком качестве свидетельствует тот факт, что специалисты, которых готовит наша система образования, далеки от требований рынка труда», — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Что касается среднего образования, то повышать зарплаты учителям Минфин предлагает за счет сокращения (официально это называют «оптимизацией») количества школ. Аналогичные рекомендации Минфин подготовил и в отношении системы здравоохранения.

Однако реализация планов по сокращению численности учреждений образования и здравоохранения может привести к ухудшению качества услуг.

Белорусские экономисты высказывают мнение, что найти средства на финансирование социальной сферы можно, если сократить непрофильные расходы бюджета.

«Если мы сократим непрофильные расходы бюджета, найдутся средства и на образование, и на здравоохранение, — убежден директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. — В качестве непрофильных расходов бюджета сегодня выступают субсидии госпредприятиям, например, компенсация за счет казны процентных ставок по кредитам. Любая активность государства по финансовой поддержке предприятий должны подвергаться существенному сокращению».

Однако сокращение субсидий госсектору неизбежно приведет к тому, что некоторые госпредприятия не смогут поддерживать объемы производства, своевременно выплачивать заработную плату и рано или поздно окажутся на грани закрытия.

Чтобы избежать отрицательных социальных последствий, связанных с переводом госсектора на рыночные условий функционирования, должна быть программа действий по структурному реформированию экономики. Такой программы пока нет и, судя по стремлению правительства сохранить существующую модель экономики, она вряд ли появится.

 

Автор: Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости


 

Read more...

За нефть и кредит предстоит рассчитаться с Россией минскими автозаводами

09-01-14-16Времена, когда Россия давала Беларуси нефть в обмен на поцелуи, закончились», – заявил источник, знакомый с ходом переговоров.

В двадцатых числах декабря Москва утвердила Минску объем поставок нефти на первое полугодие. В течение шести месяцев на два белорусских НПЗ должно быть поставлено 11,5 млн тонн, что вписывается в желание Беларуси получить по итогам года 23 млн т. Однако такой объем Минск желал получить в 2013 году, но по итогу вышло на 2 млн тонн меньше. На каких условиях Россия удовлетворит нефтяной аппетит Беларуси?

– Времена, когда Россия давала Беларуси нефть в обмен на поцелуи, закончились. Теперь Москва без излишних эмоций, но четко и последовательно навязывает свои условия. Резких движений нет, потому что на кону Евразийский союз. Но удовлетворить все белорусские нефтяные хотелки Россия не спешит, – сказал TUT.BY источник, знакомый с ходом переговоров.

МАЗ, бензин и без фокусов – вот как можно коротко сформулировать условия Москвы. МАЗ, может, и не МАЗ, может быть, МЗКТ или даже "Интеграл". В общем, должно быть положено начало интеграционным проектам. Второй момент – возврат высокооктановых автобензинов в Россию, причем может быть даже себе в убыток. Ну и после истории с растворителями Беларусь неподписанием нефтяного баланса держат в узде, чтобы не было фокусов. История с арестом Баумгертнера тому подтверждение, – пояснил информированный собеседник.

Косвенно на выполнение этих условий указал в конце прошлого года вице-премьер России Аркадий Дворкович в интервью журналу "Коммерсант. Власть".

Он заявил, что подписание квартального или годового нефтяного баланса с Беларусью зависит «от того, насколько успешно будем продвигаться по другим интеграционным проектам и снимать опасения, связанные с недобросовестной конкуренцией по ряду других направлений».

– У нас есть сомнения относительно рыночности условий поставки ряда видов сельскохозяйственной продукции, есть сомнения по цементу. Мы хотим, чтобы в целом наши отношения были понятны и прозрачны, как они должны быть у союзных государств. Последние несколько месяцев и уже даже лет постоянно возникают проблемы, явно не соответствующие уровню союзнических отношений. Нам выгоднее в принципе, чтобы эта нефть поставлялась по другим направлениям, либо перерабатывалась внутри, либо поставлялась в дальнее зарубежье, мы просто больше от этого денег можем получить в бюджет. Компании заинтересованы в белорусском рынке, но бюджетный интерес состоит в другом. Поэтому мы рассматриваем весь баланс интересов, – сказал вице-премьер.

Дворкович также отметил, что на уровне правительства не рассматривается идея Игоря Сечина наделить "Роснефть" статусом специмпортера нефти в Беларусь.

– Не обсуждается. И мы точно против. Все компании заинтересованы в поставках нефти Беларуси. Мы считаем, что здесь никаких нет оснований, чтобы менять эту конкурентную среду, – отметил он.

Ни для кого не секрет, что в первую очередь Кремль хочет получить гарантии реализации пяти интеграционных проектов при подписании баланса по поставкам нефти в Беларусь в 2014 году. 20 декабря Аркадий Дворкович и первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко обсудили поставки нефти в привязке к планам-графикам реализации интеграционных проектов.

В частности, речь шла о проектах с российскими компаниями ОАО "Минский завод колесных тягачей", ОАО "Интеграл", ОАО "Пеленг", ОАО "Гродно Азот", а также ходе реализации проекта ОАО "КамАЗ" и ОАО "МАЗ", сказано в сообщении правительства РФ.

Накануне встречи Дворковича и Семашко Минск послал сигнал Москве. 17 декабря на заседании президиума Совета министров была озвучена информация о том, что «достигнуты договоренности о продаже пакета акций ОАО «МЗКТ» российскому инвестору по результатам проведения дополнительной эмиссии акций, размещаемых по рыночной стоимости, с направлением полученных средств на модернизацию и техническое переоснащение ОАО «МЗКТ», сказано в сообщении пресс-службы правительства Беларуси.

Семашко также заявил, что холдинг МАЗ-КамАЗ может быть создан в первой половине 2014 года. Любопытно, что 6 декабря Александр Лукашенко выступил против продажи Минского завода колесных тягачей, призвав подумать над этим вопросом. Ранее глава государства был против объединения МАЗа и КамАЗа на российских условиях.

Обозреватель газеты "Белорусы и рынок" Александр Алесин со ссылкой на заслуживающие доверия источники утверждает, что уже достигнута договоренность о вхождении МЗКТ в состав холдинга "РТ-Авто", который создан госкорпорацией "Ростех".

По словам эксперта, и МЗКТ, и Беларусь получают многое из того, что хотели. Завод сохранит свои позиции в качестве основного поставщика для российской армии и получает серьезные средства на развитие. А белорусское руководство сохранит производство уникальных специальных колесных шасси и тягачей на своей территории и, как пообещал Владимир Путин, получит в 2014 году дополнительный заем в объеме до 2 млрд долларов.

В пресс-службе "РТ-Авто" заявили, что «говорить о каких-либо договоренностях преждевременно». На МЗКТ и Госкомвоенпроме отказались от комментариев. В правительстве Беларуси комментарий получить не удалось.

– В белорусско-российских отношениях все просто. Минск хотел получить кредит и нефть в полном объеме? Пусть объединяет машиностроительные заводы. Об этом давно уже говорится. Срок всем известен – первое полугодие, – сказал информированный источник, отказавшийся от других комментариев.

Беларусь, напомним, в конце года получила первый транш кредита в размере 440 млн долларов. Остальные средства ожидаются летом 2014 года.

Впрочем, помимо интеграции у сторон имеются и некоторые сугубо нефтяные договоренности. Это следует из протокола, составленного по итогам совещания представителей концерна "Белнефтехим" с руководством Минэнерго России, состоявшегося 18 декабря. Согласно документу, примерно 10,3-10,6 млн тонн нефти в первом полугодии будут поставлены по трубопроводу, оставшийся объем – железнодорожным транспортом.

Что касается объема поставок на вторую половину 2014 года, то об этом в протоколе говорится следующее: «Если в I полугодии объем поставки нефти составит 11,5 млн тонн, то для удовлетворения максимальных потребностей белорусских НПЗ в 23 млн тонн техническая возможность трубопроводной системы ОАО "АК Транснефть" во II полугодии должна составить 11,5 млн тонн».

В свою очередь, власти Беларуси обязались поставлять в Россию в 2014 году ежемесячно 100-110 тыс. тонн бензина в периоды сезонного спроса и ремонта российских НПЗ. При этом оба белорусских НПЗ должны перенести ремонты технологических установок "с мая-августа 2014 года на другое время".

Беларусь также хочет получать «по трубе» добываемую в России нефть из российских активов "Белоруснефти". В сентябре "Белоруснефть-Сибирь" купила компанию "Янгпур", базирующуюся в Ямало-Ненецком автономном округе РФ, за 112 млн долларов.

Планируется, что за счет комплекса мероприятий добыча на месторождениях "Янгпура" с нынешних 118 тыс. т поднимется до 200 тыс. т в год к 2017 году.

Заместитель гендиректора "Белоруснефти" Сергей Каморников не спорил с TUT.BY, что планируемого объема добываемой нефти хватит лишь на несколько дней работы Мозырского НПЗ, однако на начальном этапе, по его словам, «важно отработать технологию как добычи, так и поставки нефти в Беларусь, а также повысить эффективность работы и наладить бизнес-процессы».

– Если этот проект будет удачно развиваться, а мы там планируем использовать новые технологии, которые опробовали в Беларуси, то в перспективе мы намерены купить еще одно-два месторождения в этом регионе, – сказал Каморников.

 

Автор: Александр Заяц

Источник: TUT.BY


 

Read more...

В Беларуси в 2014 году введут налоговый хронометраж. Сначала только для системы общепита, бытовых и медуслуг

03-01-14-10В 2014 году налоговые органы собираются внедрить новые формы контроля недобросовестных плательщиков. Среди них проведение хронометража – метода, который позволит корректировать выручку плательщиков налога на прибыль, налога по упрощенной системе налогообложения или подоходного налога.

Об этом на пресс-конференции, прошедшей 23 декабря, сообщила заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Элла Селицкая.

По словам Эллы Селицкой, на первом этапе хронометраж будет введен только в системе общепита, оказания бытовых и медицинских услуг. Планируется, что эта мера будет реализована в ходе проверок налоговой базы по налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения или подоходному налогу, который платят индивидуальные предприниматели. Она предусматривает 10-дневный мониторинг деятельности плательщика и отражение его выручки в хронометражной карте.

— Если выручка, которую плательщик отразил в декларации за предыдущий период, будет отличаться от выручки в карте больше чем на 30%, то налоговый орган сможет ее откорректировать, — заявила Элла Селицкая, добавив, что это повлечет новые обязательства по налогам для плательщиков.

Выручка будет скорректирована только при отсутствии производственных, организационных и экономических отклонений в деятельности плательщика, добавила заместитель министра.

Новые меры контроля предусмотрены законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности, налогообложения и административной ответственности». 20 декабря он был одобрен Советом Республики.

 

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Во что Беларуси обошелся собственный цемент

02-12-13-42Итоги модернизации цементной отрасли Беларуси: цемента теперь слишком много, его цена слишком высока, рынки сбыта сузились, а предприятия загибаются под гнетом долгов. Как заводы намерены выходить из этой ситуации?

Пять лет назад, во время строительного бума, Беларусь страдала от недостатка цемента. Тогда было решено модернизировать существующие заводы, построив новые мощные линии. Под это взяли связанный кредит у китайцев. Однако, как это обычно бывает, сроки сдачи новых линий срывались несколько раз, цена строительства росла. В итоге на "Белорусском цементном заводе" и "Красносельскстройматериалах" новые линии были запущены лишь в 2012 году.

После их запуска объемы производимого в Беларуси цемента выросли в разы. Проблема в том, что теперь уже столько цемента стране не нужно – строительный бум закончился. Закончился он и в России, куда мы планировали продавать излишки.

В 2013-м – еще больше цемента

Несмотря на сложности с продажами уже имеющегося объема, впереди отрасль ждал пуск очередной лини - самой проблемной, сроки сдачи которой переносились дольше всего. Новый филиал «Кричевцементношифера» должен был увеличить объем производимого в стране цемента еще на 1,8 млн тонн в год.

Торжественный, с участием президента, пуск состоялся в августе нынешнего года. Тогда, еще будучи министром архитектуры, Анатолий Ничкасов доложил президенту, что за 2008-2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено 1,2 млрд долларов. Благодаря этому к концу текущего года в стране будет произведено 6 млн тонн цемента. (Куда девать произведенное богатство и что делать с огромными долгами убыточных предприятий, сказано не было).

Вскоре после торжественного открытия новой линии за финансовые махинации был арестован генеральный директор "Кричевцементношифера" Леонид Скоцкий. Еще через некоторое время, по случайному совпадению, освободил свой пост министр архитектуры Анатолий Ничкасов.

Слишком дорогой цемент

Как чувствуют себя цементные заводы сегодня, «Ежедневник» узнал от анонимного источника на «Белорусском цементном заводе». По его словам, об улучшении финансовых показателей предприятия говорить не приходится. Проблему усугубляет то, что отечественный цемент получается довольно дорогим. Себестоимость его производства выше, чем российского из-за разницы в цене энергоносителей. Но так как белорусский рынок перенасыщен, предприятия все же вынуждены продавать цемент в Россию – практически по себестоимости. «Это не продажи, это сбыт», — жалуется представитель БЦЗ.

Наличие такой проблемы «Ежедневнику» подтвердил и.о. директора «Кричевцементношифер» Александр Боровиков. По его словам, сейчас на экспорт поставляется только 15-16% от общего производимого заводом цемента. «Эта цифра небольшая. Она могла бы быть больше, если бы мы были более конкурентоспособными сегодня».

Чтобы исправить ситуацию, правительство поставило перед предприятиями задачу значительно снизить себестоимость цемента. Делать это решено преимущественно за счет энергетической составляющей: уменьшить долю импортных газа и угля, заменив их местными видами топлива.

Однако сделать это не так просто, отмечает руководитель «Кричевцементношифера». К примеру, один из альтернативных источников энергии – нефтекокс – появится в Беларуси только к 2016 году в качестве отходов модернизирующегося нынче «Нафтана». Есть и другие варинаты. Например, на Западе цементные заводы сжигают твердые бытовые отходы. Однако сбор отходов, подходящих для этих целей, в Беларуси не налажен.

Еще одна составляющая высокой цены белорусского цемента - импортное сырье. Заменить его на местное пока не представляется возможным. «У нас нет металлургических заводов, которые в виде отходов оставляли бы шлак, - объясняет специалист. - Они есть в Украине и России – именно оттуда мы вынуждены завозить шлак».

Над тем, как удешевить белорусский цемент, ломают голову и на предприятиях, и в ведомствах, и в правительстве. «Работа ведется, - говорит Александр Боровиков, - Она, может быть, и запоздалая. Мы говорили об этом и на своих внутренних совещаниях. Когда мы проектировали эти заводы, нам нужно было изначально заложить использование других видов топлива. К сожалению, этого не было сделано и сегодня мы это догоняем».

Информация по делу

Сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода. Все они убыточны. «Красносельскстройматериалы», по версии Минфина, находится на 2-м месте по убыткам среди всех белорусских акционерных обществ. За первое полугодие 2013 года его убытки составили 10 млн долларов. Модернизированный в нынешнем году «Кричевцементношифер» - на 11 месте по убыточности (4,4 млн долларов).

 

Автор: Анастасия Гурина

Источник: Ежедневник


 

Read more...

Белорусские директора о ВТО: мало знают, но хотят вступить

02-12-13-36На белорусских предприятиях не сомневаются: вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию повысит их инвестиционную привлекательность, а низкая цена позволит их продукции быть конкурентоспособной.

45% опрошенных считают: Беларусь в ближайшее время должна вступать в ВТО, 9,9% ответили на этот вопрос: «Нет», а еще 45% затруднились ответить — о возможных негативных последствиях вступления в ВТО и упредительных мерах со стороны государства эксперты расспросили представителей более 400 государственных и частных компаний в Минске и регионах.

Эксперт: Низкая цена — самая проигрышная стратегия

Целые отрасли могут не выдержать конкуренции с иностранными товарами и услугами, соглашаются участники опроса, проведенного Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента. Но при этом не проводят никаких мер по адаптации к новой экономической ситуации, считая, что «их продукция пока может конкурировать».

Лишь малая толика предприятий провела патентную защиту своей продукции и маркетинговые исследования, модернизирует производственные технологии, просчитывает выгоды и потери от возможного вступления страны в ВТО.

А самым важным своим преимуществом по сравнению с импортными аналогами белорусские производители (и частные, и государственные) называют более низкие цены на продукцию. Возможность сформировать уникальное торговое предложение, более гибкий ассортимент, высокий уровень инноваций — такую стратегию адаптации к новой экономической ситуации выбрали лишь 5,5% частников и 3,7% среди государственных компаний.

— И это очень сильно настораживает. В условиях жесткой конкуренции уповать на низкую цену — это самая проигрышная стратегия с точки зрения долгосрочной перспективы, — отметила научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая, представляя результаты опроса на семинаре «Вступление Беларуси в ВТО: проблемы и перспективы».

 «Мы хотим реформ!»

34% компаний, принявших участие в опросе, конкурируют на региональном уровне, 27% — на национальном, 35% — на международном.

Предприятия-экспортеры, которые привыкли к довольно высоким барьерам Таможенного союза, более позитивно оценивают ситуацию и видят больше преимуществ от вступления в ВТО.

Впрочем, больше половины опрошенных не знают ничего об основных нормах и правилах ВТО и возможных условиях присоединения Беларуси. Но при этом руководство белорусских предприятий рассчитывает, что это повысит их привлекательность у инвесторов

— Представители государственных компаний оказались большими оптимистами. Они считают, что государство обязательно должно оказать поддержку национальным производителям после вступления Беларуси в ВТО и в большей степени, нежели частники, надеются на это в случае ухудшения ситуации, — отмечает Ирина Точицкая.

Интересно, что от государства ожидают, в первую очередь, не прямой компенсации из бюджета возможных потерь.

— Государственные предприятия даже больше, чем частные, хотят улучшения бизнес-климата, реструктуризации неконкурентоспособных предприятий, снижения административной нагрузки. На самом деле, эти все три пункта можно трансформировать в словосочетание «структурные реформы». Фактически и государственные, и частные предприятия говорят: «Мы хотим реформ», — подчеркивает Ирина Точицкая.

По мнению эксперта, для правительства это очень серьезный сигнал: вступление в ВТО само по себе ничего не принесет, если оно не будет поддержано адекватными мерами государственной экономической политики.

Беларусь подталкивают и не пускают

— Беларусь будет вынуждена вступать в ВТО, вне зависимости от того, принесет нам это преимущества или нет, — подчеркивает Ирина Точицкая

Представители Всемирного банка считают, что «дальнейший прогресс на переговорах по вступлению в ВТО был бы для Беларуси очень полезным». О более активной интеграции в мировую экономику: отмене ограничений для отдельных отраслей и принятие европейских стандартов во всех отраслях промышленности — заявил недавно на пресс-конференции директор отдела Беларуси, Украины и Молдовы Всемирного банка Чимяо Фан.

В то же время процесс переговоров по присоединению Беларуси к ВТО не будет легким и коротким, поскольку «политический режим признается недостаточно демократичным», полагает научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук Беларуси Ирина Колесникова. По ее мнению, «страна не обладает емким рынком, поэтому нет тех членов ВТО, кто заинтересован в выходе на наш рынок».

 

Автор: Игорь Стуков

 

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Готова ли экономика к повышению тарифов на услуги ЖКХ

02-12-13-28Значительное увеличение тарифов на услуги ЖКХ для населения ожидается в скором будущем – такие планы содержатся в проекте прогноза социально-экономического развития на 2014 год. Предполагается, в частности, что тарифы на услуги ЖКХ в расчете на двухкомнатную квартиру, где проживают три человека, возрастут на 38%.

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family