wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Чтобы жилье дешевело, строить надо больше

17-10-13-29В Минске отмечено снижение количества сделок на жилье на вторичном рынке, однако стоимость квадратного метра для обычного человека по-прежнему остается очень высокой.

Снижение количества сделок на вторичное жилье составило около 10%. Основной причиной этого стал отказ банков от выдачи льготного кредитов, что, в свою очередь, сказалось на финансовых возможностях потенциальных покупателей.

Как отметила в комментарии агентству «Минск-Новости» замдиректора по продажам на вторичном рынке жилья агентства недвижимости «Твоя столица» Светлана Куделко, на рынке вторичного жилья в Заводском и Октябрьском районах города, которые считаются самыми бюджетными в плане продаж, цены на однокомнатные квартиры начинаются примерно от 54 тыс. долларов, на двухкомнатные — от 65 тыс., на трехкомнатные — от 83 тыс. долларов.

Самым востребованным у покупателей остается жилье во Фрунзенском и Ленинском районах, а также в микрорайоне Серебрянка.

Во Фрунзенском районе цены на однокомнатные квартиры начинаются от 60 тыс. долларов, на двухкомнатные — от 72 тыс., на трехкомнатные — от 92 тыс. долларов. В Ленинском районе стоимость однокомнатных квартир стартует от 54 тыс. долларов, двухкомнатных — от 75 тыс., трехкомнатных — от 112 тыс. долларов. Цены на жилье в Серебрянке мало чем отличаются от цен Ленинского района. Разнятся только цены на однокомнатные квартиры — в Серебрянке они начинаются с 60 тыс. долларов.

Продление первой линии метро до спальных застроек прибавило популярности Московскому району. Там начальная стоимость однокомнатной квартиры составляет 62 тыс. долларов, двухкомнатной — 80 тыс., трехкомнатной — 98 тыс. долларов.

Приведенные цифры — цена предложения, которая при покупке, как правило, снижается процентов на пятнадцать, отметила Светлана Куделко. По ее мнению, рассчитывать на то, что цена квадратного метра резко упадет, не стоит. Снижение цен касается в основном дорогих квартир. Бюджетные варианты не будут быстро терять в цене.

Рынок остановился, потому что покупатели ушли, вот продавцы и вынуждены корректировать цены, пояснил в комментарии для Naviny.by председатель совета Белорусской ассоциации «Недвижимость» Николай Простолупов:

 «В сентябре-октябре количество сделок на вторичном рынке недвижимости было в два раза меньше, чем в июне-июле. 90% покупателей на вторичном рынке в Беларуси — это люди, которые являются одновременно и продавцами, и покупателями — продают одну квартиру и покупают другую. Теперь вот люди живут в своих старых квартирах и не хотят улучшать жилищные условия, так как из-за высоких цен не в состоянии доплатить разницу».

Вместе с тем с января 2013 года цены на квартиры в среднем увечились на 25%. Это очень много, учитывая, что в здоровой экономике средняя цена квадратного метра не должна превышать размер средней зарплаты по стране:

 «Возьмите Германию, Швецию — там как раз соблюдается такая норма. Наша цена порядка 1800 долларов при средней зарплат в столице чуть более 600 долларов не вписывается в мировую тенденцию. Наша проблема в том, что не хватает жилого фонда. Чтобы рынок стал нормально функционировать, жилой фонд, например, в Минске необходимо увеличить в два раза. Другими словами, нужно построить около 20 млн. квадратных метров жилья. Кроме того, существует проблема ветхости жилого фонда. В столице до сих пор люди в бараках живут, а через несколько лет возникнет вопрос, что делать с жильем, построенным в 50-е годы».

Николай Простолупов считает, что территорий под строительство жилья для минчан хватает. Так, в Генеральном плане Минска предусмотрено массовое строительство вокруг кольцевой дороги. «И этот план следует реализовывать», — уверен эксперт. Но этого не происходит. Специалисты, работающие в сфере недвижимости, ждут решения рабочей группы во главе с руководителем Администрации президента Андреем Кобяковым, которая рассматривает этот вопрос в числе других проблемных вопросов в строительной сфере.

 «Мы ждем результатов работы этой группы. В любом случае, для того, чтобы снизить цены, нужно резко увеличить количество строящегося жилья», — заключил Николай Простолупов.

 

Автор: Елена Спасюк

Источник: Белорусские новости

Read more...

В показателях подорожания бензина Беларусь обогнала все страны мира

17-10-13-25По данным агентства "РИА Рейтинг", в Беларуси с начала года бензин подорожал на 16,7%, в Норвегии – на 6,3%, в России – также на 6,3%. В Великобритании цены на бензин с октановым числом 95 снизились на 4,9%.

По данным агентства, стоимость 95-го бензина в Норвегии в пересчёте на российские рубли на начало октября 2013 г. в среднем составила 81,5 руб. за литр. На втором месте расположилась Италия - 76 руб. за литр бензина. В тройку лидеров также попала одна из ведущих нефтеперерабатывающих стран Европы – Нидерланды. Стоимость 95-го бензина в этом государстве на начало октября составила 75 руб. за литр.

Замыкает рейтинг Казахстан, где литр 95-го бензина стоил 29,5 руб. Перед ним расположилась Беларусь со стоимостью бензина на уровне 32,2 руб. за литр. Далее идёт Россия со средней ценой на 95-й бензин на уровне 32,7 руб. за литр.

Для сравнения, цена 95-го бензина в США в третьем квартале составила 31,6 руб. за литр. Стоимость бензина в Китае составила 39,6 руб. за литр. В Кувейте бензин стоил 7,4 руб. за литр.

 

Источник: Экономика и жизнь


 

Read more...

Как переломить ситуацию с экспортом

17-10-13-14Тревожные тенденции, наблюдающиеся сегодня в белорусской экономике, во многом связаны с ситуацией в экспорте. Беларусь является страной с открытой экономикой, и это означает, что внешняя торговля оказывает огромное влияние на внутреннюю ситуацию.

Сегодня дефицит торгового баланса является одной из основных причин нехватки валюты, что чревато дальнейшим обесценением белорусского рубля. Отсюда следует очевидный вывод – улучшение в экспортной сфере позволит стабилизировать ситуацию в целом.

Экономические власти, несомненно, понимают важность развития экспортной деятельности и даже предпринимают для этого определенные шаги. Однако пока ощутимых положительных результатов добиться не удалось. Для того, чтобы понять, почему так происходит, нужно посмотреть, как развивались события во внешней торговле в последние годы. В течение примерно десятилетия основные доходы от экспорта наша страна получала в трех отраслях – нефтепереработке и нефтехимии, торговле калийными удобрениями и черной металлургии. Длительное время ситуация на данных рынках складывалась удачным для Беларуси образом, что позволяло получать максимальные прибыли.

В чем заключались недостатки данной схемы, мы можем наблюдать сегодня – Беларусь оказалась чрезмерно зависимой от внешних шоков. Изменение условий поставок российской нефти и закрытие растворительного бизнеса привели к снижению доходов нефтехимии и нефтепереработки. Выход «Уралкалия» из Белорусской калийной компании и его заявления о намерении демпинговать на мировых рынках поставили под удар производство и продажу калийных удобрений.

«Перекос в сторону считанных сырьевых отраслей привел к тому, что не развивались производство и экспорт продукции, которая могла бы иметь успех на конкурентных рынках. Сегодня, когда возникли проблемы с экспортом в основных отраслях, выяснилось, что у нас огромный недостаток конкурентоспособных товаров, торговля которыми позволила бы покрыть возникший дефицит», — говорит эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Катерина Борнукова. Она отметила, что постоянное получение государственных субсидий рядом других отраслей также привело к негативным результатам. К примеру, успехи пищевой промышленности во многом достигались благодаря оказанию господдержки сельскому хозяйству, где субсидии позволяли снижать себестоимость без внедрения новых эффективных технологий. «Эти предприятия находились в тепличных условиях и не предпринимали необходимых шагов для своего развития в то время как их конкуренты наращивали эффективность», — говорит Катерина Борнукова.

Сегодня сокращение государственных субсидий является неизбежным, что приведет к сокращению конкурентоспособности предприятий, которые ранее пользовались поддержкой. Это связано и с неблагоприятной ситуацией в экономике в целом, которая не позволяет отвлекать ресурсы на широкомасштабные субсидии, и с необходимостью присоединения к ВТО. Таким образом, единственным выходом из ситуации является скорейшее развитие предприятий, способных производить продукцию, которая могла бы завоевать конкурентные рынки.

Опрошенные нами эксперты сходятся в том, что залог успеха экспортера заключается в эффективности – то есть максимальном сокращении затрат на производство единицы продукции. «Необходимо снижение себестоимости продукции. Это можно сделать за счет применения современного оборудования и технологий, за счет современного менеджмента, а также за счет эффекта масштаба. Фактически это весь набор возможностей, который существует, и выбирать необходимо среди них», — говорит руководитель и собственник группы компаний «Онега» Сергей Метто.

При этом необходимо учитывать, что процесс создания успешных экспортных проектов является длительным. «Развитие экспорта – медленный процесс. Мой опыт работы на предприятиях, которые успешно реализовали экспортные проекты, показывает, что даже при самом удачном раскладе первые результаты будут получены через год. И это только при условии правильных системных действий. Так что рассчитывать на то, что удастся быстро залатать дыру в экспорте, не приходится», — говорит руководитель проекта Бизнес-Академия собственника Бизнес-школы ИПМ Максим Поклонский. Однако путь развития конкурентоспобных предприятий-экспортеров со временем позволит забыть о постоянной угрозе дестабилизации экономической ситуации по причине внешних шоков.

Хорошая новость заключается в том, что в Беларуси существуют предприятия, достигшие значительных успехов как экспортеры, и их опыт можно использовать для создания новых площадок. «В основном это частные компании, у которых уже есть необходимый опыт и компетенции. Многие из них готовы делиться своими знаниями и технологиями, ведь развитие национального экспорта выгодно всем нам», — уверен Максим Поклонский. По мнению эксперта, одной из основ устойчивого роста экспорта могла бы стать активная приватизация неэффективного госсектора. Ведь российский или европейский инвестор даст не только деньги, но и доступ к новым рынкам. Альтернативный вариант – создание государственно-частных партнерств по развитию наиболее перспективных отраслей. «Важно заинтересовать частный бизнес в участии в таком партнерствае. Все должно быть организовано на понятных и привлекательных условиях, с предоставлением надежных гарантий», — считает Максим Поклонский.

Для решения проблемы на государственном уровне необходимо определить отрасли, где уже есть или в ближайшее время могут быть достигнуты успехи. Надо сделать комплексный стратегический анализ соседних рынков, спрогнозировать, каким будет мир через 10 лет, и решить, какое место в нем может занять Беларусь. «Мы вполне можем составить конкуренцию китайским товарам в России и Европе. Доставка из Китая занимает не меньше двух месяцев, средние зарплаты там уже близки к нашим. Мы находимся близко к центральной части России и можем использовать это преимущество. Но для этого надо быть быстрым и эффективным. А это по определению не доступно госкомпаниям. Поэтому необходимо стимулировать средний частный бизнес на экспортную ориентацию», -- считает эксперт.

Катерина Борнукова подчеркнула, что «при хорошем управлении из существующей базы труда и капитала мы можем извлечь гораздо больше, чем мы имеем сегодня».

 

Автор: Ольга Томашевская

Источник:  TUT.by


 

Read more...

Семашко: Беларусь получит менее планируемого объема российской нефти

17-10-13-06Беларусь получит менее планируемого объема российской нефти, сообщил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 16 октября в ходе пленарного заседания Белорусского энергетического и экологического конгресса, передает БелаПАН.

«Ранее я говорил, что импортируем 23 млн. тонн нефти из России, но, скорее всего, этот объем будет меньше», — сказал Семашко.

Напомним, Беларусь планировала получить в течение 2013 года 23 млн. тонн российской нефти и в первом полугодии импортировала половину этого объема — 11,5 млн. тонн.

Однако после задержания летом в Минске гендиректора российского «Уралкалия» Владислава Баумгертнера представители правительства России заявили, что объем поставок нефти в Беларусь может быть снижен. Российская сторона предлагала ограничить объем поставок нефти в Беларусь 18,5 млн. тонн.

Белорусская сторона инициировала рассмотрение вопроса о поставках нефти на четвертый квартал 2013 года и на весь 2014 год во время заседания Союзного Совмина, которое было запланировано на 17 сентября, однако это заседание было перенесено на неопределенный срок.

По мнению экспертов, вопрос о поставках российской нефти в Беларусь вновь может быть рассмотрен 25 октября на заседании в Минске совета глав СНГ.

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Поставки белорусского калия через Клайпедский порт сократились в два раза

23-09-13-20Литовцы отмечают, что спрос на белорусские удобрения стал падать еще до начала белорусско-российского калийного конфликта.

Поставки белорусского калия через Клайпедский порт сократились в августе в два раза. Об этом сообщил директор по маркетингу и административным вопросам порта в Клайпеде Артур Друнгилас.

Он уточнил, что через порт Клайпеды отгружаются не только белорусские удобрения: есть российские и литовские. Но основу, конечно, составляют белорусские.

«В этом году объемы перевозок удобрений через наш порт снизились. В последний месяц снижение более значительное, конечно, но объемы отгрузок снижались с самого начала года. У нас цифры по сыпучим удобрениях, включая наши удобрения, российские и ваши белорусские. Снижение за прошлый месяц — на 54,7%. И это снижение в основном за счет калийных удобрений», — сообщил Артур Друнгилас.

 

Источник: Наша Ніва


 

Read more...

Кризис еврозоны сказывается на белорусском рынке автомобильных грузоперевозок

23-09-13-06За год международные перевозчики «привезли» в страну более миллиарда долларов! По данным Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП), в 2012 году больше всего валюты в страну привлекли услуги автомобильного транспорта. При этом по автоперевозкам удалось сформировать второе по объему – после трубопроводного транспорта – положительное сальдо, которое в 2012 году составило $670,4 млн. Казалось бы, отрасль на подъеме и ничего не предвещает проблем. Тем не менее, даже самые быстроразвивающиеся на местном рынке компании опасаются некоторых тенденций, которые наметились в последнее время. Главная из них – тренд по снижению ставок фрахта.

По мнению экспертов «Дела», этот долгосрочный тренд сформировался не только в Беларуси, но и в России, Украине, странах ЕС. Причиной тому – кризисные явления, которые наблюдаются в еврозоне. Так, Франция, Испания и Италия продолжают погружаться в рецессию, Германия – стагнирует. Немного лучше обстоят дела у Великобритании, которая не входит в валютный союз. Французские предприятия с начала 2013 года демонстрируют худшие показатели за последние четыре года.

«Долгосрочный тренд по снижению ставок фрахта существует, и мы это ощущаем. Как на рынке автомобильных перевозок, так и на рынке контейнерных и морских перевозок мы заметили небольшое снижение. Не касается такая тенденция только железнодорожных перевозок. Там действуют другие, нерыночные принципы ценообразования… Одна из причин снижения – спад экономической активности не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве, и даже в Европе. Как следствие – предложение на нашем рынке стало превышать спрос, соответственно наметилась тенденция снижения ставок фрахта», – говорит заместитель директора по смешанным перевозкам группы компаний КРАФТТРАНС Сергей Богданович.

Спрос на услуги белорусских грузоперевозчиков и цена фрахта связаны не только с европейским кризисом. Есть причины «торможения» и внутри страны. Предложение на региональном рынке стало превышать спрос еще и потому, что за прошлый год резко увеличилось число компаний, желающих заниматься грузоперевозками. «Белорусы известны своими транспортными компаниями c большим опытом и солидной репутацией в сфере грузоперевозок. Со своей стороны, мы можем судить об этом хотя бы по тому, как аккуратно белорусские клиенты Volvo Trucks вносят лизинговые платежи за технику. Сейчас же можно по дешевке купить старый грузовик и выйти на транспортный рынок. «Порог входа» стал значительно ниже, в результате много неопытных, непрофессиональных перевозчиков пришло в эту сферу. И своим непрофессионализмом они ставят под удар устоявшийся имидж белорусских перевозчиков», – считает Питер Эрикссон, глава представительства Volvo Trucks в Беларуси.

Анализируя ситуацию, не стоит забывать и о том, что вступление Беларуси в состав Таможенного союза принесло местным перевозчикам не только преимущества, но и ряд проблем, многие из которых – родом из прошлого.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика».

 

Источник: Дело


 

Read more...

Экспорт растворителей из Беларуси сократился на 2,77 миллиарда долларов

17-09-13-09В прошлом году растворители "сделали" белорусский экспорт. А в этом году поставки на внешние рынки составили всего около 1,2 миллиона долларов.

По основным товарным позициям в нынешнем году наблюдается снижение экспортных поставок. В частности, экспорт нефтепродуктов в денежном выражении упал на 2,9 миллиарда долларов и составил в январе-июле этого года всего 6,8 миллиарда долларов.

Экспорт калийных удобрений в январе-июле составил 1,47 миллиарда долларов и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 321 миллион долларов. Это связано с прошлогодним падением цен на удобрения.

Экспорт грузовых автомобилей за январь-июль 2013 года уменьшился на 277 миллионов долларов, экспорт тракторов и седельных тягачей — на 222,7 миллионов долларов. Это объясняется сокращением внешних рынков и введением в России нового экологического стандарта Euro 4.

Практически прекратился и экспорт смазочных материалов: с 1 миллиарда долларов в январе-июле 2012 года до 7,1 миллиона долларов за аналогичный период текущего года.

Экспорт растворителей и смазочных материалов Беларусь остановила в августе 2012 года по требованию России. Там стали подозревать, что под видом растворителей и смазочных материалов на внешние рынки поставляются нефтепродукты. Схема позволяла нашей стране не перечислять пошлины в российский бюджет.

А существенный рост экспорта (более чем на 100 миллионов долларов) в январе-июле наблюдался только по молочным продуктам.

 

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Конечной целью "Роснефти" в Беларуси, скорее всего, будет покупка нефтеперерабатывающих и нефтехимических активов

17-09-13-08Компания "Роснефть" готова составить конкуренцию "Газпрому". Вчера стало известно, что "Роснефть" обсуждает поставки газа в Беларусь - в частности, крупнейшему местному производителю азотных удобрений "Гродно Азот". Механизм, с помощью которого "Роснефть" собирается обойти монополию "Газпрома", пока непонятен - в данном случае речь идет не о СПГ, перспектива либерализации экспорта которого реальна, а о трубном газе.

Президент "Роснефти" Игорь Сечин, который собирается закрепить за возглавляемой им компанией статус монопольного экспортера нефти в Беларуси и, как утверждают источники "Ъ", участвует в разрешении конфликта страны с "Уралкалием", претендует на большее.

Вчера белорусский госконцерн "Белнефтехим" сообщил, что на прошлой неделе в ходе встречи президента "Роснефти" Игоря Сечина с главой концерна Игорем Жилиным "были обсуждены возможности поставок газа НК "Роснефть" на предприятия концерна, в том числе для ОАО "Гродно Азот"". О каких еще предприятиях идет речь, не уточняется. "Гродно Азот" потребляет около 2 млрд кубометров газа в год, сейчас его поставляет "Газпром".

Предложение "Роснефти" идет вразрез не только с монополией "Газпрома" на экспорт газа из РФ, но и с его существующими договоренностями с Беларусью. В 2011 году при покупке "Газпромом" за $5 млрд 100% "Белтрансгаза", владеющего газотранспортной системой страны, было поставлено условие, что до выхода всех стран Таможенного союза на уровень равнодоходных с экспортом цен на газ единственным поставщиком сырья в Беларусь останется российская монополия. В "Газпроме" заявили, что не получали обращений из "Роснефти" по поставкам газа в Беларусь.

В "Роснефти" также не поясняют, как будут организованы такие поставки. Технически это можно сделать двумя способами: с помощью своповых операций, когда компании "меняются" газом в разных точках поставки, или через агентский договор, в рамках которого "Газпром" будет за вознаграждение поставлять газ "Роснефти" на белорусские предприятия. Так работает структура входящей в "Роснефть" "Итеры" - "Итера Латвия".

По словам источника "Ъ", близкого к "Роснефти", при покупке "Итеры" компании было особенно важно получить контроль над "Итера Латвией", поскольку у нее были планы по развитию агентской торговли газом за рубежом. Также агентский договор по поставкам сжиженного газа с проекта "Ямал СПГ" в 2010 году "Газпром" заключил с НОВАТЭКом.

В случае с "Гродно Азотом" возможно дополнительное осложнение - "Газпром" является партнером Беларуси по проекту расширения мощностей предприятия стоимостью $1 млрд.

Виталий Крюков из "ИФД-Капитала" сомневается, что смена поставщика газа на "Гродно Азот" экономически обоснована: с учетом очень низкой стоимости газа для Беларуси ($175 за тысячу кубометров) "Роснефть" вряд ли сможет предложить лучшую цену. В целом, считает господин Крюков, такие заявления делаются для того, чтобы наладить хорошие отношения в различных сегментах рынка, а конечной целью "Роснефти" и Игоря Сечина в Беларуси, скорее всего, будет покупка нефтеперерабатывающих и нефтехимических активов.

Господин Сечин пока осторожен в официальных заявлениях и лишь подчеркивает необходимость полного обеспечения Беларуси необходимыми стране объемами нефти. О снижении поставок в разгар конфликта вокруг "Уралкалия" на фоне ареста в Минске главы компании Владислава Баумгертнера (остается в СИЗО) заявлял вице-премьер Аркадий Дворкович. Но Игорь Сечин обещает сделать все, чтобы не допустить этого, аргументируя свою позицию, в частности, угрозой потери рынка Беларуси за счет привлечения страной альтернативных поставщиков.

 

Автор: Ольга Мордюшенко, Кирилл Мельников

Источник: Коммерсантъ


Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family