wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Топ-8 самых активных в Беларуси украинских миллионеров

11-04-13-13Среди двух сотен самых богатых бизнесменов Украины 2013 года, названных украинским изданием «Фокус», корреспондент «Завтра твоей страны» отыскал тех, кто успешно занимается бизнесом в Беларуси.

Число украинских бизнесменов, которые богатеют, зарабатывая деньги в Беларуси, растет.

Возглавляет рейтинг журнала «Фокус» самый богатый украинец мира Ринат Ахметов. Его состояние, по оценкам экспертов, составило 16,830 млрд. долларов.

Интерес к белорусскому рынку у него лежит в сфере поставок электроэнергии и металлопродукции.

В первую двадцатке самых богатых бизнесменов Украины вошли Сергей Тарута, совладелец «Индустриального союза Донбасса» (состояние – 1,221 млрд. долларов), и Вячеслав Богуслаев из «Мотор Сича» (1,133 млрд. долларов).

Сергею Таруте принадлежит металлотрейдер Универсальной горно-металлургической компании, который поставляет металл потребителям Беларуси.

Вячеслав Богуслаев вошел на белорусский рынок в 2012 году, купив контрольный пакет Оршанского авиаремонтного завода. Бизнесмен планирует организовать под Оршей выпуск новых типов вертолетов.

Среди бизнесменов, имеющих активы в Беларуси, владелец группы ТАС Сергей Тигипко (856,2 млн. долларов). Через Крюковский вагоностроительный завод он является одним из акционеров Гомельского вагоностроительного завода.

В первую пятидесятку «Фокуса» вошел Николай Лагун. Ему принадлежит в Беларуси целый куст финансовых предприятий — «Дельта Банк», «Дельта Страхование», «Пенсионные гарантии», акции «Белорусского народного страхового пенсионного фонда». Этот украинский бизнесмен также имеет отношение к крупному ритейлеру НТС, развивающему сеть «Родная сторона», и строит под Минском элитный коттеджный поселок «Гринвич». Состояние бизнесмена оценено в 408,9 млн. долларов.

В последние годы украинских бизнесменов интересует водочный рынок Беларуси. Наталья Бондарева (состояние 317,5 млн. долларов) разливает продукцию компании «Баядера» на Гродненском ликеро-водочном заводе «Неманофф». А семьи Грибовых (138 млн. долларов) и Кипишей (122,5 млн. долларов) в прошлом году возобновили производство Nemiroff на «Минск-Кристалл».

 

Топ-8 крупнейших украинских инвесторов в Беларуси

           

Бизнесмен    

Активы в Беларуси и направления деятельности

1           

Ринат Ахметов        

Поставка электроэнергии (ДТЕК) и металлопродукции («Метинвест»)

2           

Сергей Тарута          

Поставка металлопродукции (УГМК)

3           

Вячеслав Богуслаев            

Оршанский авиаремонтный завод

4           

Сергей Тигипко      

Гомельский вагоностроительный завод

5           

Николай Лагун        

«Дельта Банк», «Дельта Страхование», «Пенсионные гарантии», «Белорусский народный страховой пенсионный фонд», НТС, поселок «Гринвич»

6           

Наталья Бондарева  

Розлив водки на Гродненском ЛВЗ «Неманофф»

7           

Яков Грибов и Белла Финкельштейн        

Розлив водки на «Минск Кристалл»

8           

Анатолий и Виктор Кипиши            

Розлив водки на «Минск Кристалл»

 

Автор: Алексей Тополько

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Почему иностранные туристы не едут в Беларусь

11-04-13-02Количество организованных туристов, посетивших Беларусь в 2012 году, оказалось на 18,1% меньше запланированного — около 119 тысяч вместо 145 тысяч. Почему иностранцы игнорируют нашу страну?

О невыполненном плане по количеству организованных иностранных туристов , сообщила пресс-служба Министерства спорта и туризма со ссылкой на главу ведомства Александра Шамко, который провел в Логойске выездное заседание коллегии ведомства.

По оценке директора по исследованиям Либерального клуба Евгения Прейгермана, на любовь туристов к Беларуси влияет целый ряд факторов.

— Конечно, можно привлекать сюда российских туристов за счет низких цен в наши профилактории и санатории, которые ими забиты. Но массовому приезду туристов из-за рубежа мешает наша извечная проблема — инфраструктура, начиная от системы общепита, где мало кто владеет иностранными языками, и заканчивая дорогами, кафешками на трассах. Плюс гостиничная сфера, которая оставляет желать лучшего. Посмотрим, что будет после 2014 года — к Чемпионату мира по хоккею власти планируют существенно расширить отельную базу в Беларуси, — отмечает собеседник.

Кстати, как сообщает «Туризм и отдых», в белорусских гостиницах опять появилось три цены: для граждан Беларуси, для россиян и для иностранцев. Например, в гомельской гостинице «Турист» стоимость 2-местного двухкомнатного номера «люкс» для белорусов составит 660 тысяч рублей (то есть 76 долларов по курсу), такой же номер для иностранного гражданина будет стоить 95 долларов. Разница заметная. И такой подход к формированию цены также не придает привлекательности Беларуси в глазах потенциальных зарубежных туристов.

Кроме того, напоминает Евгений Прейгерман, для туристов, за исключением граждан России и других стран СНГ, существует очень серьезный визовый барьер.

— Казалось бы, что такое 60 евро для европейцев или 100 долларов для граждан США, но, как показывает практика, это отталкивает желающих посетить Беларусь. Вместо этого они выбирают, например, Украину, — говорит эксперт.

Минспорта и туризма уже давно настаивает на необходимости снижения этих издержек, но белорусский МИД очень сильно этому противится.

— И в прошлом году были еще более ужесточены нормы, когда отменили возможность получения иностранцам белорусской визы по прилете в аэропорт. Теперь это могут сделать только граждане тех стран, где нет белорусского посольства, — подчеркивает эксперт. — Ну и, конечно, в Беларуси не так уж много достопримечательностей, которые могли бы привлечь туристов. Без развития туристического предпринимательства не стоит ожидать «потепления» отношений с зарубежными туристами.

Немаловажным, считает председатель Республиканского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович, является и имидж государства. Кроме того, туриста нужно привлечь «изюминкой», каковой является определенное национальное культурное отличие.

— К сожалению, у нас наблюдается утрата национальных культурных особенностей. Тем же европейским туристом мы воспринимаемся скорее как одна из окраин России, потому что тут русский язык, российский стиль, российская музыка, российский сервис. Тем более что у нас имеет место брутальное обхождение с историко-культурным наследием, с тем визуальным слоем, который формирует культурное окружение, — подчеркивает историк. — У нас все города, особенно историческая застройка, просто превращаются в агрогородки. И если наши чиновники считают, что это красиво, то среднестатистическому европейскому человеку представляется, что это убого.

Ни агрогородками, ни казино туристов не заманишь, резюмирует эксперт.

И все же в 2012 году Беларусь оказалась в первой десятке в мире по динамике развития туризма. Эксперты Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) особо подчеркнули, что на столь впечатляющий рост сектора повлиял, прежде всего, интерес россиян к белорусским санаториям и игорным заведениям.

Отечественные эксперты констатируют, что основным фактором, притягивающим самого массового — российского — туриста в Беларусь с целью отдыха, экскурсий и оздоровления, является цена. Как только белорусские фирмы пытаются выставлять стоимость тура на приблизительно общеевропейском уровне, немедленно следует отток клиентов.

В представлении россиян Беларусь — дешевая страна. Но ее не вспоминают, когда речь заходит о качественном отдыхе.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Приватизация "Нафтана" предусмотрена перечнем интеграционных проектов с участием российских компаний

26-03-13-10Один из двух белорусских НПЗ - "Нафтан" - включен в перечень российско-белорусских интеграционных проектов, предусматривающих приватизацию предприятия. "Нафтан" - давняя цель "Роснефти" и "ЛУКойла", однако эксперты напоминают, что Беларусь более 15 лет продает эти активы.

Белорусское ОАО "Нафтан" включено в перечень совместных российско-белорусских интеграционных проектов, в соответствии с которым предусмотрена приватизация предприятия, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источник в профильных ведомствах Беларуси.

"Нафтан" - один из двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов. После проведенной модернизации он превосходит большинство российских НПЗ по глубине переработки. Более 70% продукции завода экспортируется, главным образом в страны Евросоюза. Предприятие обеспечивает нефтепродуктами не только Беларусь и Россию, но также страны СНГ и дальнего зарубежья (Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдавию, Казахстан, Чехию, Польшу, Великобританию, Нидерланды).

"Нафтан" производит в том числе автомобильное топливо стандарта "евро-4" и дизельное горючее европейского качества EN 590, а также ракетное топливо - все эти продукты поставляются на рынок России.

"С качеством бензина мы более или менее справляемся до тех пор, пока речь идет о заводской продукции, - комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. - Но в России бензин также производится на нефтебазах, где качество на выходе зачастую оказывается низким". Впрочем, эти объемы топлива, по словам эксперта, значительного влияния на российский рынок бензина не оказывают.

"Приватизация "Нафтана" предусмотрена перечнем проектов с участием российских компаний, который сейчас находится на контроле в белорусском правительстве", - сообщил собеседник РИА "Новости". Он не назвал потенциального инвестора, заметив, что эта компания пока определяется.

Вместе с тем он предположил, что от скорости интеграции в нефтехимической отрасли в перспективе будут зависеть условия поставки нефти в Беларусь. Возможно, именно с ходом приватизации "Нафтана" российское правительство увязывает подписание топливно-энергетического баланса на 2013 год. На сегодняшний день баланс не подписан.

С "Нафтаном" работают в основном две российские компании - "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". В первом квартале 2013 года "Роснефть" получила самую большую квоту на трубопроводные поставки нефти в Беларусь - 1,385 млн тонн нефти.

"Нафтан" в 2012 году переработал 10,6 млн тонн российской нефти (максимальная загрузка), в 2011 году - немногим более 10 млн тонн.

Белорусские аналитики указывают на то, что экономическая ситуация заставляет белорусское руководство распродавать наиболее ценные промышленные активы.

"В ситуации, когда Александру Лукашенко остро нужны деньги и новые мощные лоббисты своей политики в Кремле, продажа "Нафтана" для структуры главы "Роснефти" Игоря Сечина была бы меньшим злом для белорусского руководителя, - сказал "Газете.Ru" белорусский экономист, экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук. - Будет торг. Лукашенко неоднократно доказывал, что в этом ему трудно найти равных, но на этот раз время на стороне России. А белорусский ресурс терпения в значительной мере истощен". Нужны новые уступки, считает эксперт. "Белорусские НПЗ - наиболее очевидная жертва, - говорит Романчук. - Это значительно увеличит шансы Белоруссии получить очередные $2 млрд кредита и обеспечить полную загрузку нефтью своих заводов".

Россия пока не согласна предоставить Беларуси кредит на $2 млрд. Как говорят источники, кредит зависит от приватизации. Однако власти Беларуси опасаются, что российские инвесторы, получив долю в капитале белорусских предприятий, будут доминировать за счет политического ресурса.

Впрочем эксперты убеждены, что планы по приватизации ограничатся словами и обещаниями, которые белорусский президент хорошо умеет раздавать вместо реальных активов.

"Разговоры о продаже разнообразных активов российским инвесторам идут в Беларуси уже давно. "Беларуськалий", МАЗ, "Гродно-азот", - напоминает обозреватель белорусской службы радио "Свобода" Юрий Дракохруст. - Уже не раз бывало, что после долгих месяцев переговоров белорусская верховная власть поясняла, что россияне не так поняли партнеров и что продавать никто ничего не собирается. Пока продается только воздух".

Рустам Танкаев отмечает, что нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси по своей мощности избыточна для региона. "Приблизительно 80-90% нефтепродуктов, которые производят белорусские НПЗ, экспортируются, в основном в страны Восточной Европы, - говорит эксперт. - Причем заводы были построены именно для этого, потому что в свое время их строили для обеспечения западной группы войск СССР".

Основными претендентами на нефтеперерабатывающие мощности Беларуси считаются "Роснефть" и "ЛУКойл". Представители компаний от комментариев отказались.

"Это несерьезно, - говорит источник в отрасли. - Беларусь уже больше 15 лет заявляет о приватизации НПЗ. Не стоит относиться к нынешним заявлениям всерьез".

 

Автор: Денис Лавникевич (Минск), Алексей Топалов, Анастасия Матвеева

Источник: Газета.Ru


 

Read more...

Треть продаваемых в Беларуси легковых автомобилей – внедорожники и кроссоверы

11-03-13-41В 2012 году «погоду» на белорусском автомобильном рынке определяли, в первую очередь, налоговые и таможенные факторы. В частности, изменение формы взимания НДС, «отладка» механизма согласования новых цен с производителями, необходимость унификации прайс-листов белорусских дилеров с рынками стран Таможенного союза.  Свое влияние на продажи, причем, прямо противоположное, оказывали также развитие программ Trade-in, малодоступные кредитные ресурсы и… серый ввоз автомобилей из России.

17 января 2012 года «в целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза» был подписан Указ № 36 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 года № 546 и от 4 апреля 2009 года № 175». Он отменял льготы по расчету НДС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при ввозе и реализации в нашу страну транспортных средств в коммерческих целях. То есть, при продажах новых автомобилей в Беларуси стала применяться стандартная ставка налога в размере 20%. В связи с чем их стоимость в начале 2012-го увеличилась на 17-18%.

Естественно, что такое резкое повышение цен изменило потребительские предпочтения и привело к кардинальному переформатированию белорусского авторынка. Поэтому, хотя по итогам прошлого года продажи в сегменте SUV (внедорожников и кроссоверов) и увеличились на 9,82%, их рыночная доля при этом… уменьшилась с 34,35% до 31,7%.

Рост в сегменте SUV произошел в основном за счет российских брэндов, и этот факт наилучшим образом отразился на их местах в рейтинге продаж. Как и в 2011 году, первое место в нем стабильно удерживала российская Lada 4x4. Продажи этой классической модели Волжского автозавода приросли за год на 128%, и в количественном выражении опережают ближайшего преследователя более чем в два раза. В десятку также вошли две модели Ульяновского автомобильного завода и выпускаемая в Тольятти Chevrolet NIVA. Но самый яркий успех в 2012 году ожидал Kia Sportage – второе место в рейтинге и статус самого продаваемого кроссовера из иностранных брэндов.

Эксперты «Дела» отмечают, что в 2013 году каких-либо глобальных изменений на рынке, в том числе в сегменте SUV, не ожидается. Ситуация будет зависеть от условий финансирования. Действующие ставки по кредитам в 40-45% для покупателей не представляют интереса. Так что, катализатором роста продаж может стать лишь падение ставки рефинансирования хотя бы до запланированных правительством 20-21%.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

 

Источник: Дело

Read more...

Время сверхприбылей на нефтяном рынке закончилось. Белорусские трейдеры «пристраивают» свои ресурсы в другие проекты

11-03-13-38Повторить «нефтяное чудо-2012» в этом году Беларуси не удастся. В январе-ноябре 2012-го наша страна поставила на экспорт 16,17 млн. т. нефтепродуктов на $13,505 млрд., или на $2,079 млрд. больше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом экспорт растворителей и разбавителей был увеличен в денежном выражении в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года до $2,78 млрд., а физический объем такого экспорта вырос в 1,9 раза и составил 3,255 млн. т.

В конце прошлого года под жестким давлением России наша страна была вынуждена свернуть «растворительный» бизнес. После недолгого сопротивления Минск в конце концов согласился внести дополнения в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, которые подвели черту под таким экспортом.

Благодаря нефтяному бизнесу, белорусские трейдеры смогли накопить изрядный финансовый «жирок» и активизировать другие направления бизнеса. К примеру, структуры Юрия Чижа сейчас активно занимаются строительным бизнесом. В течение ближайших 2-3 лет они планируют возвести в Минске ряд крупных торговых центров, новый гипермаркет «Простор», бизнес-центр, гостиничный комплекс и даже… футбольную академию. Уже строится многофункциональный центр Green City общей площадью 83 тыс. кв.м., который возводит компания «Магнус групп», созданная на базе филиала «Строительное управление» ООО «Трайпл» и литовских строительных организаций.

Диверсифицировала свой бизнес и компания «Интерсервис» (г.Новополоцк). Ее учредителем является белорусский бизнесмен Николай Воробей. Он входит в ТОП-100 самых успешных бизнесменов страны, имеет собственность в деревообработке, розничной

торговле и общепите, занимается авторемонтным бизнесом. Летом 2012 года Воробей купил завод по производству битума «Веска-ЭмульБит» в Минской области за $4,5 млн. Это предприятие является крупнейшим производителем дорожного битума в стране. В течение двух лет компания планирует вложить в предприятие около $10 млн., после чего его валютная выручка будет составлять $50млн. в год.

Эти примеры подтверждают, что белорусские нефтетрейдеры отчетливо понимают: новой «халявы», по крайней мере, в ближайшей перспективе, не предвидится. Поэтому в 2013 году мы наверняка будем наблюдать процесс частичного оттока капиталов с нефтяного рынка в другие доходные и перспективные ниши.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

 

Источник: Дело

Read more...

Стоимость проезда в белорусских поездах выросла до 50%

11-03-13-30В январе—феврале 2013 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом стоимость проезда пассажиров железнодорожным транспортом в межрегиональном сообщении возросла в 1,5 раза, в поезде эконом-класса регионального сообщения — на 40%, в международном сообщении — на 27,3%%, сообщает БелаПАН со ссылкой на данные Белстата.

Стоимость проезда автомобилем-такси увеличилась в 1,5 раза, автобусом междугородного сообщения — на 33,4%, городским транспортом — на 28,1%, автобусом пригородного сообщения — на 20%, воздушным транспортом — на 6,1%.

В феврале нынешнего года по сравнению с январем стоимость проезда поездом международного сообщения снизилась на 12,4%, воздушным транспортом — на 2,1%. Стоимость проезда пассажиров автомобилем-такси увеличилась на 4,7%, автобусом междугородного сообщения — на 1,2%. Стоимость проезда поездом межрегионального сообщения, регионального сообщения эконом-класса, городским транспортом, автобусом пригородного сообщения не изменилась.

В январе—феврале 2013 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом транспортировка грузов трубопроводным транспортом сократилась на 6,4%. Перевозка грузов железнодорожным транспортом снизилась на 12,6%, автомобильным — увеличилась на 10,7%, воздушным — на 32,9%. В целом перевозка грузов сократилась на 3,5%.

В январе—феврале 2013 года всеми видами транспорта перевезено 248,9 млн. человек, что на 2,7% меньше, чем за первые два месяца прошлого года. Перевозки пассажиров автобусами сократились на 3%, железнодорожным транспортом — выросли на 3,1%, воздушным — на 25,4%.

В общем объеме перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении доля городских перевозок пассажиров составила 94,2%, пригородных — 5,1%, междугородных — 0,6%, международных — 0,1%.

 

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Какую «фишку» отдаст Беларусь за 2 млрд. долларов

11-03-13-20Официальный Минск все еще рассчитывает подписать годовой баланс на 2013 год по поставкам 23 миллионов тонн российской нефти в Беларусь, а также намерен попросить у российской стороны кредит в размере 2 миллиардов долларов на модернизацию экономики с возможностью его погашения до 2027 года. Удовлетворит ли Россия эти аппетиты?

«У нас просто нет денег»

— Все зависит от того, какие встречные предложения выдвинет Россия и насколько они для нее важны, — считает экономист Лев Марголин.

Это, по мнению эксперта, могут быть набившие оскомину вопросы приватизации, за которыми, впрочем, уже стоят два транша выделенного кредита ЕврАзЭС, или вопросы сотрудничества в военной сфере.

— Но, честно говоря, я не вижу такой заинтересованности россиян, которая подвигла бы их на выделение двух миллиардов долларов на непонятную модернизацию, — отмечает эксперт.

Модернизация предполагает наличие конкретных проектов, которые гарантируют окупаемость, просчитывают и сами преобразования, и рынки сбыта для модернизированных предприятий. Например, Китай с удовольствием дает деньги под конкретные проекты, особенно если они предусматривают поставки китайского оборудования и занятость китайских специалистов.

Лев Марголин уверен, что запрашиваемые официальным Минском 2 млрд. долларов не имеют отношения к модернизации.

— У нас просто нет денег, — констатирует эксперт. — Это сумма, которая по расчетам министра экономики Николая Снопкова является разрывом платежного баланса на текущий год. Есть обязательства, которые надо погасить, есть определенные средства для погашения этих обязательств, и не хватает двух миллиардов. Ранее Лукашенко говорил о трех миллиардах, но, видимо, решили, что один миллиард можно наскрести через облигации, внутренние и внешние валютные займы.

Необходимости идти навстречу Беларуси у российского руководства нет

О новом кредите речь шла еще на встрече с участием Дмитрия Медведева, напоминает политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский. Речь шла об определении нескольких интересных проектов, которые имеют перспективу и могут финансироваться из бюджета союзного государства.

— Я не уверен, что на сегодняшний день удалось согласовать бизнес-планы в этом направлении. И поскольку в рамках союзного государства проекты идут с большим скрипом, можно считать, что между Россией и Беларусью сейчас межгосударственные отношения, а у России нет прямой необходимости поддерживать белорусского союзника, — обращает внимание эксперт.

Обычно такая поддержка оказывалась перед президентскими или парламентскими выборами, когда возникала необходимость апеллировать к той части российских избирателей, которые поддерживают интеграцию на постсоветском пространстве.

Сейчас такой политической необходимости нет. С другой стороны, для Беларуси ситуация выглядит достаточно сложной, и россияне могут этим воспользоваться.

— Беларуси нужны деньги, чтобы отдавать долги или реструктуризировать задолженность. Беларуси нужна нефть, и есть проблема с тем, что россияне готовы дать только незначительную часть, которая могла бы пойти на переработку и отправку за границу. В то же время внутренние потребности страны покрываются, так что в глазах своего электората, который выступает за интеграцию, есть оправдание, даже если российское руководство не пойдет навстречу Минску, — считает Павлюк Быковский.

Должна быть какая-то «фишка», которую Минск может предложить в обмен на эти проекты, отмечает эксперт. Это может быть продажа экономических активов или политические уступки то ли в рамках ЕврАзЭС, то ли в военно-политическом сотрудничестве.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Сальдо торгового баланса: в 2013 году изменений не будет

11-03-13-15В Беларуси отрицательное сальдо внешней торговли товарами в январе 2013 года составило 150,3 млн. долларов. Это последние данные о ситуации с торговым балансом. И по ним можно судить, как начался новый год.

Если в начале 2012 года Беларусь экспортировала товаров на 3,515 млрд. долларов, то в начале 2013 объем экспорта снизился на 515,8 млн. долларов по сравнению с аналогичным периодом год назад.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Беларуси, экспорт товаров и услуг по итогам 2013 года должен вырасти на 15,2%, а сальдо — достигнуть положительной величины в размере 0,7% ВВП. Пока сложно говорить о том, реальна ли такая цель, вспомним, что было с сальдо торгового баланса в прошлом году.

Учитывая, что данные Национального банка Беларуси отличается от информации Белстата в связи с разными методиками подсчёта, предлагаем ознакомиться с двумя инфографиками.

1

2

Несмотря на разные подходы к подсчету, в обоих случаях в августе 2012 года появилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами. Таким оно сохраняется и по сей день. Как уже неоднократно говорилось, во многом ситуация объяснима остановкой беспошлинного экспорта нефтепродуктов в виде растворителей.

- В целом, ситуация во внешней торговле в 2012 году по сравнению с 2011 г. улучшилась, однако не равномерно, - утверждает Александр Муха, финансовый аналитик Исследовательской Группы BusinessForecast.by.

- Так, в январе 2012 года мы имели дело с положительным сальдо товарами. Таким же оно оставалось на протяжении восьми месяцев. Отрицательное сальдо во второй половине года компенсировалась другими финансовыми категориями – притоком иностранного капитала и инвестиций.

По мнению аналитика, объём внешней торговли товарами в прошлом году  достиг рекордной суммы. Он увеличился на 6% до 92,396 млрд. долл.

Александр Муха также предоставил двадцатку крупнейших внешнеторговых партнеров Беларуси в 2012 г, десять из которых отражены в диаграмме.

3

Вторая десятка партнеров Беларуси в 2012 г. сложилась следующим образом:

Соединенное Королевство – 927,427 млн. долл.,

Казахстан – 924,810 млн. долл.,

США – 705,269 млн. долл.,

Венесуэла – 580,767 млн. долл.,

Чехия – 571,358 млн. долл.,

Бельгия – 568,696 млн. долл.,

Эстония – 542,434 млн. долл.,

Франция – 532,399 млн. долл.,

Турция – 499,4 млн. долл.

Индия – 494,431 млн. долл.

Как видим, географически структура внешней торговли Беларуси смещена в сторону одного торгового партнера – России, на долю которой приходится 47,4% внешнеторгового оборота, 59,3% импорта и 35,4% экспорта белорусских товаров.

По мнению Александра Мухи, на современном этапе товарная структура внешней торговли Беларуси выглядит слабо диверсифицированной.

Так, на долю основных десяти позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в 2012 г. приходится 58,6% экспорта товаров.

В прошедшем году наибольшее увеличение экспортных поставок зафиксировано по следующим товарам:

нефтепродукты (объем экспорта составил 14,534 млрд. долл.),

сложные органические растворители и разбавители (2,782 млрд. долл.),

грузовые автомобили (1,608 млрд. долл.),

тракторы и седельные тягачи (1,433 млрд. долл.),

смазочные материалы (1,030 млрд. долл.).

В то же время, наибольшее падение экспорта зафиксировано по следующим позициям:

калийные удобрения (объем экспорта сократился до 2,668 млрд. долл.),

сырая нефть (1,288 млрд. долл.),

азотные удобрения (195,9 млн. долл.),

соединения гетероциклические, содержащие атомы азота (116,3 млн. долл.).

- Интересно, что несмотря на то, что внешняя торговля Беларуси в целом слабо диверсифицирована, страна в 2012 г. осуществляла экспортно-импортные операции с такими экзотическими и островными государствами, как Коморы, Багамы, Гибралтар, Сейшелы, Британские Виргинские Острова, Мадагаскар, Реюньон, Джибути, Сан-Томе и Принсипи, Доминика, Сен Бартелеми, Бермуды, Гуам, Науру, Ниуэ, Французская Полинезия, Маврикий, Бахрейн, Барбадос, Доминика, - отмечает аналитик.

Прогноз Александра Мухи заключается в том, что Беларусь и в дальнейшем будет открывать новые страны, снижать долю экспорта в Россию и перенаправлять её в другие государства.

Для стабильного сальдо торгового баланса, по мнению аналитика,  необходимо нормализовывать отношения со странами ЕС, в частности с Польшей, которая является переспективным государством в плане экономического сотрудничества.

С точки зрения наращивания объемов внешнеэкономических операций целесообразным будет вступление Беларуси в ВТО и запуск зон свободной торговли Таможенного союза с другими государствами и региональными объединениями.

Что касается количественного значения сальдо торгового баланса, то Александр Муха утвержает, что “не стоит ждать резкого скачка вверх. Скорее всего, показатель будет находиться в слабоотрицательном, приемлемом диапазоне и лишь иногда может переступать положительную планку”.

 

Источник: Инфобанк

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family