wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Приватизация "Нафтана" предусмотрена перечнем интеграционных проектов с участием российских компаний

26-03-13-10Один из двух белорусских НПЗ - "Нафтан" - включен в перечень российско-белорусских интеграционных проектов, предусматривающих приватизацию предприятия. "Нафтан" - давняя цель "Роснефти" и "ЛУКойла", однако эксперты напоминают, что Беларусь более 15 лет продает эти активы.

Белорусское ОАО "Нафтан" включено в перечень совместных российско-белорусских интеграционных проектов, в соответствии с которым предусмотрена приватизация предприятия, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источник в профильных ведомствах Беларуси.

"Нафтан" - один из двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов. После проведенной модернизации он превосходит большинство российских НПЗ по глубине переработки. Более 70% продукции завода экспортируется, главным образом в страны Евросоюза. Предприятие обеспечивает нефтепродуктами не только Беларусь и Россию, но также страны СНГ и дальнего зарубежья (Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдавию, Казахстан, Чехию, Польшу, Великобританию, Нидерланды).

"Нафтан" производит в том числе автомобильное топливо стандарта "евро-4" и дизельное горючее европейского качества EN 590, а также ракетное топливо - все эти продукты поставляются на рынок России.

"С качеством бензина мы более или менее справляемся до тех пор, пока речь идет о заводской продукции, - комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. - Но в России бензин также производится на нефтебазах, где качество на выходе зачастую оказывается низким". Впрочем, эти объемы топлива, по словам эксперта, значительного влияния на российский рынок бензина не оказывают.

"Приватизация "Нафтана" предусмотрена перечнем проектов с участием российских компаний, который сейчас находится на контроле в белорусском правительстве", - сообщил собеседник РИА "Новости". Он не назвал потенциального инвестора, заметив, что эта компания пока определяется.

Вместе с тем он предположил, что от скорости интеграции в нефтехимической отрасли в перспективе будут зависеть условия поставки нефти в Беларусь. Возможно, именно с ходом приватизации "Нафтана" российское правительство увязывает подписание топливно-энергетического баланса на 2013 год. На сегодняшний день баланс не подписан.

С "Нафтаном" работают в основном две российские компании - "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". В первом квартале 2013 года "Роснефть" получила самую большую квоту на трубопроводные поставки нефти в Беларусь - 1,385 млн тонн нефти.

"Нафтан" в 2012 году переработал 10,6 млн тонн российской нефти (максимальная загрузка), в 2011 году - немногим более 10 млн тонн.

Белорусские аналитики указывают на то, что экономическая ситуация заставляет белорусское руководство распродавать наиболее ценные промышленные активы.

"В ситуации, когда Александру Лукашенко остро нужны деньги и новые мощные лоббисты своей политики в Кремле, продажа "Нафтана" для структуры главы "Роснефти" Игоря Сечина была бы меньшим злом для белорусского руководителя, - сказал "Газете.Ru" белорусский экономист, экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук. - Будет торг. Лукашенко неоднократно доказывал, что в этом ему трудно найти равных, но на этот раз время на стороне России. А белорусский ресурс терпения в значительной мере истощен". Нужны новые уступки, считает эксперт. "Белорусские НПЗ - наиболее очевидная жертва, - говорит Романчук. - Это значительно увеличит шансы Белоруссии получить очередные $2 млрд кредита и обеспечить полную загрузку нефтью своих заводов".

Россия пока не согласна предоставить Беларуси кредит на $2 млрд. Как говорят источники, кредит зависит от приватизации. Однако власти Беларуси опасаются, что российские инвесторы, получив долю в капитале белорусских предприятий, будут доминировать за счет политического ресурса.

Впрочем эксперты убеждены, что планы по приватизации ограничатся словами и обещаниями, которые белорусский президент хорошо умеет раздавать вместо реальных активов.

"Разговоры о продаже разнообразных активов российским инвесторам идут в Беларуси уже давно. "Беларуськалий", МАЗ, "Гродно-азот", - напоминает обозреватель белорусской службы радио "Свобода" Юрий Дракохруст. - Уже не раз бывало, что после долгих месяцев переговоров белорусская верховная власть поясняла, что россияне не так поняли партнеров и что продавать никто ничего не собирается. Пока продается только воздух".

Рустам Танкаев отмечает, что нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси по своей мощности избыточна для региона. "Приблизительно 80-90% нефтепродуктов, которые производят белорусские НПЗ, экспортируются, в основном в страны Восточной Европы, - говорит эксперт. - Причем заводы были построены именно для этого, потому что в свое время их строили для обеспечения западной группы войск СССР".

Основными претендентами на нефтеперерабатывающие мощности Беларуси считаются "Роснефть" и "ЛУКойл". Представители компаний от комментариев отказались.

"Это несерьезно, - говорит источник в отрасли. - Беларусь уже больше 15 лет заявляет о приватизации НПЗ. Не стоит относиться к нынешним заявлениям всерьез".

 

Автор: Денис Лавникевич (Минск), Алексей Топалов, Анастасия Матвеева

Источник: Газета.Ru


 

Read more...

Треть продаваемых в Беларуси легковых автомобилей – внедорожники и кроссоверы

11-03-13-41В 2012 году «погоду» на белорусском автомобильном рынке определяли, в первую очередь, налоговые и таможенные факторы. В частности, изменение формы взимания НДС, «отладка» механизма согласования новых цен с производителями, необходимость унификации прайс-листов белорусских дилеров с рынками стран Таможенного союза.  Свое влияние на продажи, причем, прямо противоположное, оказывали также развитие программ Trade-in, малодоступные кредитные ресурсы и… серый ввоз автомобилей из России.

17 января 2012 года «в целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза» был подписан Указ № 36 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 года № 546 и от 4 апреля 2009 года № 175». Он отменял льготы по расчету НДС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при ввозе и реализации в нашу страну транспортных средств в коммерческих целях. То есть, при продажах новых автомобилей в Беларуси стала применяться стандартная ставка налога в размере 20%. В связи с чем их стоимость в начале 2012-го увеличилась на 17-18%.

Естественно, что такое резкое повышение цен изменило потребительские предпочтения и привело к кардинальному переформатированию белорусского авторынка. Поэтому, хотя по итогам прошлого года продажи в сегменте SUV (внедорожников и кроссоверов) и увеличились на 9,82%, их рыночная доля при этом… уменьшилась с 34,35% до 31,7%.

Рост в сегменте SUV произошел в основном за счет российских брэндов, и этот факт наилучшим образом отразился на их местах в рейтинге продаж. Как и в 2011 году, первое место в нем стабильно удерживала российская Lada 4x4. Продажи этой классической модели Волжского автозавода приросли за год на 128%, и в количественном выражении опережают ближайшего преследователя более чем в два раза. В десятку также вошли две модели Ульяновского автомобильного завода и выпускаемая в Тольятти Chevrolet NIVA. Но самый яркий успех в 2012 году ожидал Kia Sportage – второе место в рейтинге и статус самого продаваемого кроссовера из иностранных брэндов.

Эксперты «Дела» отмечают, что в 2013 году каких-либо глобальных изменений на рынке, в том числе в сегменте SUV, не ожидается. Ситуация будет зависеть от условий финансирования. Действующие ставки по кредитам в 40-45% для покупателей не представляют интереса. Так что, катализатором роста продаж может стать лишь падение ставки рефинансирования хотя бы до запланированных правительством 20-21%.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

 

Источник: Дело

Read more...

Время сверхприбылей на нефтяном рынке закончилось. Белорусские трейдеры «пристраивают» свои ресурсы в другие проекты

11-03-13-38Повторить «нефтяное чудо-2012» в этом году Беларуси не удастся. В январе-ноябре 2012-го наша страна поставила на экспорт 16,17 млн. т. нефтепродуктов на $13,505 млрд., или на $2,079 млрд. больше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом экспорт растворителей и разбавителей был увеличен в денежном выражении в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года до $2,78 млрд., а физический объем такого экспорта вырос в 1,9 раза и составил 3,255 млн. т.

В конце прошлого года под жестким давлением России наша страна была вынуждена свернуть «растворительный» бизнес. После недолгого сопротивления Минск в конце концов согласился внести дополнения в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, которые подвели черту под таким экспортом.

Благодаря нефтяному бизнесу, белорусские трейдеры смогли накопить изрядный финансовый «жирок» и активизировать другие направления бизнеса. К примеру, структуры Юрия Чижа сейчас активно занимаются строительным бизнесом. В течение ближайших 2-3 лет они планируют возвести в Минске ряд крупных торговых центров, новый гипермаркет «Простор», бизнес-центр, гостиничный комплекс и даже… футбольную академию. Уже строится многофункциональный центр Green City общей площадью 83 тыс. кв.м., который возводит компания «Магнус групп», созданная на базе филиала «Строительное управление» ООО «Трайпл» и литовских строительных организаций.

Диверсифицировала свой бизнес и компания «Интерсервис» (г.Новополоцк). Ее учредителем является белорусский бизнесмен Николай Воробей. Он входит в ТОП-100 самых успешных бизнесменов страны, имеет собственность в деревообработке, розничной

торговле и общепите, занимается авторемонтным бизнесом. Летом 2012 года Воробей купил завод по производству битума «Веска-ЭмульБит» в Минской области за $4,5 млн. Это предприятие является крупнейшим производителем дорожного битума в стране. В течение двух лет компания планирует вложить в предприятие около $10 млн., после чего его валютная выручка будет составлять $50млн. в год.

Эти примеры подтверждают, что белорусские нефтетрейдеры отчетливо понимают: новой «халявы», по крайней мере, в ближайшей перспективе, не предвидится. Поэтому в 2013 году мы наверняка будем наблюдать процесс частичного оттока капиталов с нефтяного рынка в другие доходные и перспективные ниши.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

 

Источник: Дело

Read more...

Стоимость проезда в белорусских поездах выросла до 50%

11-03-13-30В январе—феврале 2013 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом стоимость проезда пассажиров железнодорожным транспортом в межрегиональном сообщении возросла в 1,5 раза, в поезде эконом-класса регионального сообщения — на 40%, в международном сообщении — на 27,3%%, сообщает БелаПАН со ссылкой на данные Белстата.

Стоимость проезда автомобилем-такси увеличилась в 1,5 раза, автобусом междугородного сообщения — на 33,4%, городским транспортом — на 28,1%, автобусом пригородного сообщения — на 20%, воздушным транспортом — на 6,1%.

В феврале нынешнего года по сравнению с январем стоимость проезда поездом международного сообщения снизилась на 12,4%, воздушным транспортом — на 2,1%. Стоимость проезда пассажиров автомобилем-такси увеличилась на 4,7%, автобусом междугородного сообщения — на 1,2%. Стоимость проезда поездом межрегионального сообщения, регионального сообщения эконом-класса, городским транспортом, автобусом пригородного сообщения не изменилась.

В январе—феврале 2013 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом транспортировка грузов трубопроводным транспортом сократилась на 6,4%. Перевозка грузов железнодорожным транспортом снизилась на 12,6%, автомобильным — увеличилась на 10,7%, воздушным — на 32,9%. В целом перевозка грузов сократилась на 3,5%.

В январе—феврале 2013 года всеми видами транспорта перевезено 248,9 млн. человек, что на 2,7% меньше, чем за первые два месяца прошлого года. Перевозки пассажиров автобусами сократились на 3%, железнодорожным транспортом — выросли на 3,1%, воздушным — на 25,4%.

В общем объеме перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении доля городских перевозок пассажиров составила 94,2%, пригородных — 5,1%, междугородных — 0,6%, международных — 0,1%.

 

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Какую «фишку» отдаст Беларусь за 2 млрд. долларов

11-03-13-20Официальный Минск все еще рассчитывает подписать годовой баланс на 2013 год по поставкам 23 миллионов тонн российской нефти в Беларусь, а также намерен попросить у российской стороны кредит в размере 2 миллиардов долларов на модернизацию экономики с возможностью его погашения до 2027 года. Удовлетворит ли Россия эти аппетиты?

«У нас просто нет денег»

— Все зависит от того, какие встречные предложения выдвинет Россия и насколько они для нее важны, — считает экономист Лев Марголин.

Это, по мнению эксперта, могут быть набившие оскомину вопросы приватизации, за которыми, впрочем, уже стоят два транша выделенного кредита ЕврАзЭС, или вопросы сотрудничества в военной сфере.

— Но, честно говоря, я не вижу такой заинтересованности россиян, которая подвигла бы их на выделение двух миллиардов долларов на непонятную модернизацию, — отмечает эксперт.

Модернизация предполагает наличие конкретных проектов, которые гарантируют окупаемость, просчитывают и сами преобразования, и рынки сбыта для модернизированных предприятий. Например, Китай с удовольствием дает деньги под конкретные проекты, особенно если они предусматривают поставки китайского оборудования и занятость китайских специалистов.

Лев Марголин уверен, что запрашиваемые официальным Минском 2 млрд. долларов не имеют отношения к модернизации.

— У нас просто нет денег, — констатирует эксперт. — Это сумма, которая по расчетам министра экономики Николая Снопкова является разрывом платежного баланса на текущий год. Есть обязательства, которые надо погасить, есть определенные средства для погашения этих обязательств, и не хватает двух миллиардов. Ранее Лукашенко говорил о трех миллиардах, но, видимо, решили, что один миллиард можно наскрести через облигации, внутренние и внешние валютные займы.

Необходимости идти навстречу Беларуси у российского руководства нет

О новом кредите речь шла еще на встрече с участием Дмитрия Медведева, напоминает политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский. Речь шла об определении нескольких интересных проектов, которые имеют перспективу и могут финансироваться из бюджета союзного государства.

— Я не уверен, что на сегодняшний день удалось согласовать бизнес-планы в этом направлении. И поскольку в рамках союзного государства проекты идут с большим скрипом, можно считать, что между Россией и Беларусью сейчас межгосударственные отношения, а у России нет прямой необходимости поддерживать белорусского союзника, — обращает внимание эксперт.

Обычно такая поддержка оказывалась перед президентскими или парламентскими выборами, когда возникала необходимость апеллировать к той части российских избирателей, которые поддерживают интеграцию на постсоветском пространстве.

Сейчас такой политической необходимости нет. С другой стороны, для Беларуси ситуация выглядит достаточно сложной, и россияне могут этим воспользоваться.

— Беларуси нужны деньги, чтобы отдавать долги или реструктуризировать задолженность. Беларуси нужна нефть, и есть проблема с тем, что россияне готовы дать только незначительную часть, которая могла бы пойти на переработку и отправку за границу. В то же время внутренние потребности страны покрываются, так что в глазах своего электората, который выступает за интеграцию, есть оправдание, даже если российское руководство не пойдет навстречу Минску, — считает Павлюк Быковский.

Должна быть какая-то «фишка», которую Минск может предложить в обмен на эти проекты, отмечает эксперт. Это может быть продажа экономических активов или политические уступки то ли в рамках ЕврАзЭС, то ли в военно-политическом сотрудничестве.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Сальдо торгового баланса: в 2013 году изменений не будет

11-03-13-15В Беларуси отрицательное сальдо внешней торговли товарами в январе 2013 года составило 150,3 млн. долларов. Это последние данные о ситуации с торговым балансом. И по ним можно судить, как начался новый год.

Если в начале 2012 года Беларусь экспортировала товаров на 3,515 млрд. долларов, то в начале 2013 объем экспорта снизился на 515,8 млн. долларов по сравнению с аналогичным периодом год назад.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Беларуси, экспорт товаров и услуг по итогам 2013 года должен вырасти на 15,2%, а сальдо — достигнуть положительной величины в размере 0,7% ВВП. Пока сложно говорить о том, реальна ли такая цель, вспомним, что было с сальдо торгового баланса в прошлом году.

Учитывая, что данные Национального банка Беларуси отличается от информации Белстата в связи с разными методиками подсчёта, предлагаем ознакомиться с двумя инфографиками.

1

2

Несмотря на разные подходы к подсчету, в обоих случаях в августе 2012 года появилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами. Таким оно сохраняется и по сей день. Как уже неоднократно говорилось, во многом ситуация объяснима остановкой беспошлинного экспорта нефтепродуктов в виде растворителей.

- В целом, ситуация во внешней торговле в 2012 году по сравнению с 2011 г. улучшилась, однако не равномерно, - утверждает Александр Муха, финансовый аналитик Исследовательской Группы BusinessForecast.by.

- Так, в январе 2012 года мы имели дело с положительным сальдо товарами. Таким же оно оставалось на протяжении восьми месяцев. Отрицательное сальдо во второй половине года компенсировалась другими финансовыми категориями – притоком иностранного капитала и инвестиций.

По мнению аналитика, объём внешней торговли товарами в прошлом году  достиг рекордной суммы. Он увеличился на 6% до 92,396 млрд. долл.

Александр Муха также предоставил двадцатку крупнейших внешнеторговых партнеров Беларуси в 2012 г, десять из которых отражены в диаграмме.

3

Вторая десятка партнеров Беларуси в 2012 г. сложилась следующим образом:

Соединенное Королевство – 927,427 млн. долл.,

Казахстан – 924,810 млн. долл.,

США – 705,269 млн. долл.,

Венесуэла – 580,767 млн. долл.,

Чехия – 571,358 млн. долл.,

Бельгия – 568,696 млн. долл.,

Эстония – 542,434 млн. долл.,

Франция – 532,399 млн. долл.,

Турция – 499,4 млн. долл.

Индия – 494,431 млн. долл.

Как видим, географически структура внешней торговли Беларуси смещена в сторону одного торгового партнера – России, на долю которой приходится 47,4% внешнеторгового оборота, 59,3% импорта и 35,4% экспорта белорусских товаров.

По мнению Александра Мухи, на современном этапе товарная структура внешней торговли Беларуси выглядит слабо диверсифицированной.

Так, на долю основных десяти позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в 2012 г. приходится 58,6% экспорта товаров.

В прошедшем году наибольшее увеличение экспортных поставок зафиксировано по следующим товарам:

нефтепродукты (объем экспорта составил 14,534 млрд. долл.),

сложные органические растворители и разбавители (2,782 млрд. долл.),

грузовые автомобили (1,608 млрд. долл.),

тракторы и седельные тягачи (1,433 млрд. долл.),

смазочные материалы (1,030 млрд. долл.).

В то же время, наибольшее падение экспорта зафиксировано по следующим позициям:

калийные удобрения (объем экспорта сократился до 2,668 млрд. долл.),

сырая нефть (1,288 млрд. долл.),

азотные удобрения (195,9 млн. долл.),

соединения гетероциклические, содержащие атомы азота (116,3 млн. долл.).

- Интересно, что несмотря на то, что внешняя торговля Беларуси в целом слабо диверсифицирована, страна в 2012 г. осуществляла экспортно-импортные операции с такими экзотическими и островными государствами, как Коморы, Багамы, Гибралтар, Сейшелы, Британские Виргинские Острова, Мадагаскар, Реюньон, Джибути, Сан-Томе и Принсипи, Доминика, Сен Бартелеми, Бермуды, Гуам, Науру, Ниуэ, Французская Полинезия, Маврикий, Бахрейн, Барбадос, Доминика, - отмечает аналитик.

Прогноз Александра Мухи заключается в том, что Беларусь и в дальнейшем будет открывать новые страны, снижать долю экспорта в Россию и перенаправлять её в другие государства.

Для стабильного сальдо торгового баланса, по мнению аналитика,  необходимо нормализовывать отношения со странами ЕС, в частности с Польшей, которая является переспективным государством в плане экономического сотрудничества.

С точки зрения наращивания объемов внешнеэкономических операций целесообразным будет вступление Беларуси в ВТО и запуск зон свободной торговли Таможенного союза с другими государствами и региональными объединениями.

Что касается количественного значения сальдо торгового баланса, то Александр Муха утвержает, что “не стоит ждать резкого скачка вверх. Скорее всего, показатель будет находиться в слабоотрицательном, приемлемом диапазоне и лишь иногда может переступать положительную планку”.

 

Источник: Инфобанк

Read more...

Почему мясо из Польши дешевле, чем наше

03-03-12-28В очередной интернет-передаче ОГП-ТВ заместитель председателя ОГП экономист Лев Марголин обсуждает вопросы развития сельского хозяйства с Василием Леоновым, министром сельского хозяйства Беларуси в 1994—1997 годах.

— Василий Севастьянович, ОГП провозгласила лозунг «Построим новое, сохраним лучшее!». В связи с этим вопрос: что нужно реформировать в нашем агропроме, а что можно сохранить? Ведь Александр Лукашенко заявляет, что сельское хозяйство мы за десять лет подняли на такой уровень, что обогнали всех бывших коллег по Советскому Союзу и даже добрую половину стран Европейского союза…

— Я бы начал не с реформ, а с цены мяса в Польше. Мясо, привезенное из Польши, даже с учетом пошлин дешевле, как, впрочем, и все остальные продукты.

Поэтому реформировать придется, желаем мы того или нет.

Самое главное — определиться, кто хозяин. Не только на селе, а в целом — в экономике страны. Есть отрасли, которые обычно находятся в собственности государства. Мы ж не будем приватизировать оборонные предприятия (хотя и приватизированные могут работать на оборону), железную дорогу. А на селе, особенно сегодня, очень важным будет фактор кто хозяин земли. На этот вопрос ответа пока нет, сегодня-то у нас один хозяин — Лукашенко...

— Вы сами выступаете за частную собственность на землю?

— Я однозначно за частную собственность! Для предотвращения проникновения туда криминала, перекупки, перепродажи существуют соответствующие меры. Земля наша очень дорогая, и на сегодняшнем этапе просто раздать людям, с учетом того, что не все знают, как ею распорядиться и что она стоит, — вряд ли это будет правильно. Землю необходимо приватизировать, но так, чтобы она не попала в руки криминального капитала.

— А не получится ли, что мы раздробим земельные наделы и потеряем крупные товарные хозяйства?

— В Беларуси есть немало крупных предприятий, которые ведут хозяйство на высоком уровне, другое дело, что у них нет полной экономической свободы, они не властны делать то, что считают необходимым. Ведь речь идет не о том, чтобы приватизировать землю: разрезать ее на кусочки и раздать — это первоначальное развитие капитализма, так в Европе раздавали землю. Потом капитализм нашел другие формы хозяйствования. Там сегодня есть директора предприятий, владеющие акциями, и рабочие могут заработать акции — это акционерная форма собственности.

Что сделала Россия? Там в некоторых местах и поныне крестьяне сдают свои земли в аренду и продают по достаточно серьезной цене — это их земля.

— На ваш взгляд, основной принцип приватизации: земля тем, кто ее обрабатывает? Или каким-то образом должны быть учтены и интересы жителей городов?

— Я думаю, что это вопрос дискуссионный, и сегодня я не готов ответить. Если бы это было 20 лет назад, тогда вопрос бы решался просто, он был практически предрешен. Сегодня многое изменилось. Многие из тех, кто создавал это конкретное хозяйство, уже ушли из жизни. Тогда вопрос ставился так: все, кто живет на селе — и учитель, и медицинский работник, должны быть тоже учтены. Это — во-первых. А во-вторых, земля земле — рознь, одно дело под Витебском, совсем другое — в Минском районе, это разные земли.

— Да, разная стоимость.

— Разная стоимость и разные паи могут быть. И учесть надо еще одну вещь: что из промышленных предприятий к тому моменту не будет продано и достанется жителям? Вполне возможно, что для продажи, для приватизации останется одна земля, а все заводы к тому моменту будут проданы, рабочий класс и все население городов останется без собственности. Это все надо будет компенсировать. Продавать скоро будет нечего, и тогда дойдет дело до земли.

— Как вы считаете, структурно нынешнее сельское хозяйство на сегодня как-то оптимизировано? Или кругом волюнтаризм и надо каким-то образом менять? В частности, молочнотоварные фермы, о которых в последнее время много говорится.

— Я считаю, должны быть признаны равноценными все формы хозяйствования: и личное подсобное хозяйство, и фермерство, и крупное акционерное хозяйство. Все зависит от того, как они работают. Сначала должна быть проведена реформа села, дана политическая и экономическая свобода. А потом уже люди на хуторе, в селе, деревне, пригороде, малом райцентре разберутся лучше нас.

— А если, скажем, кто-то посчитает нужным выращивать страусов, продавать страусиные яйца…

— Он их продаст, на этом заработает. Фермерам не надо мешать, им надо создавать условия, и здесь есть для государства серьезная работа: защита своего рынка и продвижение продукции. А то могут привезти яблоки с другого полушария, а куда свои девать?

— Вы считаете, что через какое-то время, если не мешать фермерам, мы сможем увидеть на рынках не польские яблоки, а белорусские, ничуть не хуже по качеству?

— Знаете, в Беларуси у фермеров есть почти все сорта, которые есть в Польше и Германии. Прекрасные белорусские сорта, устойчивые к болезням. Вопрос в том, кому принадлежат рынки и кто там хозяйствует? Я знаю фермеров, которых с капустой, яблоками в райцентр не пускают, милиционеры говорят: «Я ничего не могу сделать».

В 1996 году специалистами был составлен расчет, что если мы проведем на должном уровне реконструкцию животноводства, то в течение 5—7 лет Беларусь выходит на такой уровень производства, что за счет продуктов сельского хозяйства может приобретать у России нефть и газ. Только за счет продуктов сельского хозяйства! Такой расчет был доложен Лукашенко.

Если будет нужно, я подыму эти расчеты. Характерно, что с тех пор резко возросла цена на нефть и газ, но точно так же и на все продукты сельского хозяйства. То есть ничего не поменялось. Правда, изменился кадровый состав, и не в лучшую сторону. Ведь крупные, работающие на должном уровне хозяйства возглавляют не новички, там в основном советские кадры.

— То есть те люди, которые давно перешагнули пенсионный возраст или близки к нему?

— Да. Еще одну цифру приведу. В Беларуси можно получать при средней агротехнике 2 тонны сои с гектара. В июле месяце прошлого года на бирже цена на сою была $800 за тонну, то есть $1600 с гектара. Затратить $800 там никак нельзя, даже если по-плохому вести хозяйство, максимум $600 — вот какова рентабельность. А ведь Беларусь тратит полмиллиарда на закупку сои за рубежом. Эти цифры называл и Лукашенко, он даже сам пытался заниматься этим, но воз и ныне там.

Повторю еще раз: при политической и экономической свободе наши люди на селе сами решат все эти проблемы. Так что все разговоры, мол, где деньги возьмем на нефть и газ, яйца выеденного не стоят. Деньги будут. Только дайте людям землю и не мешайте работать.

Автор: Анна Красулина

Источник: Свободные новости плюс

 

Read more...

Беларусь превращается в китайский сборочный цех

03-03-12-17Китай постепенно становится для Беларуси одним из главных поставщиков технологической продукции.

Перечень важнейших товаров и групп товаров китайского производства изучает «Завтра твоей страны».

Абсолютное большинство позиций в двадцатке основных импортных товаров из Китая – это продукция высокотехнологических отраслей, которые десятилетие назад только зарождались в Китае и выходили на международный рынок. Сегодня белорусские потребители покупают в Китае компьютерную технику, телекоммуникационное и энергетическое оборудование, транспорт.

Новый рынок, который открыли в Беларуси китайские компании в 2012 году, — железнодорожная техника. Поставка 12 электровозов на сумму около 50 млн. долларов потянула за собой отгрузку сопутствующих товаров (тележек, осей, путевого и сигнального оборудования, контейнеров) еще на сумму около 40 млн. долларов.

По количеству легковых автомобилей (838 единиц) Китай занял в Беларуси седьмое место после России, Германии, США, Кореи, Чехии и Японии. По поставкам комплектации для автомобильного рынка китайцы уже третьи после России и Германии.

Примерно половина из всего объема импорта обуви пришлось на составные части, из которых она производится в Беларуси. Китай также стал важным поставщиком полуфабрикатов для предприятий легкой промышленности, производителей пластмассовых изделий, химической и фармацевтической промышленности.

Топ-20 важнейших групп китайских товаров в Беларуси в 2012 году

Группа товаров

Объем импорта, в млн долларов

1

Вычислительные машины для обработки информации и комплектация

148,1

2

Аппараты связи и комплектация

129,0

3

Обувь и комплектация

118,0

4

Электрооборудование (двигатели, генераторы, трансформаторы)

101,0

5

Железнодорожные электрические локомотивы и части подвижного состава

82,5

6

Газовые турбины

80, 1

7

Части к принимающей и передающей аппаратуре

74,2

8

Запасные части для автомобилей (тормоза, коробки передач и др.)

66, 0

9

Соединения гетероциклические, содержащие атомы азота и прочие гетероциклические соединения

46,0

10

Прокат, проволока, трубы из черных металлов

40,7

11

Алюминиевые полуфабрикаты, металлоконструкции, фольга

40,0

12

Ткани, нити, волокна, пряжа синтетическая и искусственная

38,1

13

Полимеры стирола, полуфабрикаты из пластмасс

36,7

14

Готовая одежда

32,3

15

Пластмассовые изделия (тара, стройматериалы, посуда, сантехнические изделия)

32,2

16

Металлоконструкции

32,0

17

Антибиотики

30,7

18

Столовые приборы и изделия из черных металлов

28,2

19

Котлы и оборудование

25,6

20

Аминосоединения с кислородосодержащей функциональной группой (лизин и его эфиры)

23,7

 

По данным Национального статистического комитета РБ

 

Автор:  Алексей Тополько

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family