wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

Ученые БГТУ опровергли тезис о том, что дешевая рабочая сила является конкурентным преимуществом

06-05-10Дешевизна рабочей силы имеет крайне не­гативные последствия для белорусской экономики. К такому выводу пришли ученые БГТУ на основе проведенного исследования, результаты которого опубликованы в журнале Труды БГТУ.

Если цена рабочей силы ниже ее стои­мости, то убыток терпит не только ее собственник, а именно – на­емный работник, но вместе с ним – и наниматель, и все общество в целом. Этот убыток, по мнению авторов исследования, проявляется в сдерживании внедрения новой техники и тех­нологии, потерях от текучести кадров, сдержи­вании индивидуальной производительности труда работников.

Если труд дешев, точнее, дешевы носители труда – работники, то рабо­тодатель обходится их трудом. Если же работ­ники дороги, то он ищет возможность заме­нить их машинами, отмечают авторы исследования.

Авторы исследования, кандидаты экономических наук Геннадий Коновальчик и Татьяна Долинина, отмечают, что небрежность и расточи­тельность в использовании такого важного, но дешевого ресурса – труда проявляется везде и во всем. Так, на предприятии реального секто­ра белорусской экономики из-за плохой организации труда и производства очень велики внутрисменные потери рабочего времени. На предприятиях строительной отрасли они составляют от 15 до 25% сменного фонда, на предприятиях про­мышленности – от 10 до 20%.

Автор: Татьяна Акулич

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

Белорусские ученые: Единая тарифная система не отвечает задачам ускоренного экономического роста

07-05-13Применяемая в Беларуси Единая тарифная система не отвечает ни научным принципам, ни практическим задачам ускоренного экономиче­ского развития. К такому выводу пришли ученые БГТУ на основе анализа методов регулирования заработной платы в Беларуси за последние пять лет.

 

Авторы исследования, результаты которого опубликованы в последнем номере журнала “Труды БГТУ”, напоминают, что введение тарифной системы в СССР было обусловлено экстремальностью экономи­ческих условий, в которых она внедрялась, и необходимостью обеспечения единства в опла­те различных видов труда. В первые годы после развала СССР, когда инфляция носила галопи­рующий характер, тарифная система, безуслов­но, играла положительную роль, позволяя быст­ро регулировать заработную плату в зависимо­сти от роста цен на потребительские товары.

Как отмечают авторы исследования, “су­ществующая тарифная система уже не только не содействует экономическому развитию страны, но и в определенной мере сдерживает его. На это указывают как практи­кующие экономисты, так и ученые, занимаю­щиеся вопросами оплаты труда.

 

При начислении заработной платы органы госуправления и предприятия используют все возможные методы, но только не тарифные ставки. Для подтверждения этого тезиса, учеными был произведен сравнительный анализ роста заработной платы в стране в целом и роста ставки первого разряда за последние пять лет. Выяснилось, что реальная заработная плата за указанный период увеличи­лась в 1,7 раза, в то время как ставка первого разряда в соотношении с минимальным прожиточным бюджетом (МПБ) так и осталась на прежнем уровне – ¼ МПБ. Не изменилось это соотно­шение и в реальном секторе белорусской экономики. Оно осталось в среднем на прежнем уровне (65% от МПБ).

 

На основе данных проведенного анализа авторы исследования делают вывод, что рост зарплаты в Беларуси происходил не за счет реального роста тарифных ставок и окладов, а за счет различного рода надбавок и премий. Причем, по наблюдению ученых, пробле­ма дифференциации тарифных ставок также решалась за пределами тарифной системы, в основном – за счет установления различных повышающих и корректи­рующих коэффициентов.

 

Авторы исследования – Геннадий Коновальчик и Татьяна Долинина – долгое время специализируются на изучении проблем организации и оплаты труда и являются признанными экспертами в этой области. В своем совместном исследовании они прогнозируют, что рано или поздно в Беларуси произойдет отказ от Единой тарифной системы и в этом, на их взгляд, нет никаких сомнений.

 

По мнению ученых, белорусские предприятия всех форм собственности должны иметь воз­можность применять отраслевые тарифные сис­темы, модифицировать их с учетом своих про­изводственных особенностей и экономических возможностей. При этом приводится опыт России и отмечается, что несмотря на экономические сложности, связанные с мировым кризисом, в России уже с 1 декабря 2008 года начат процесс радикального отказа от Единой тарифной системы.

 

Однако, как ожидают ученые БГТУ, учитывая белорусскую ментальность и отсутствие убедительных результатов российского опыта, наша страна в ближайшее время вряд ли пойдет по пути немедленного отказа от Единой тарифной системы. Скорее всего, по их мнению, в Беларуси будет избран путь, основанный на совершенствовании существующей тарифной системы.

 

Автор: Татьяна Акулич

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

 

Read more...

Опрос: Более 77% сельских жителей Беларуси испытывают потребность в привлечении заемных ресурсов

12-02Ученый-экономист Анна Петракович предложила решение данной проблемы – создавать в Беларуси в сельской местности общества взаимного кредитования. Как тут не вспомнить, что новое – это хорошо забытое старое. Несмотря на то, что автор исследования утверждает, что в Беларуси нет традиций в развитии таких обществ, тем не менее, такая идея озвучивалась и до, и после революции, авторами концепции «Беларусь-Дания». Отдельные такие общества, пусть и в небольшом количестве, но существовали в Беларуси в дореволюционное время, когда крестьянская Беларусь развивалась как раз по фермерскому пути развития.

В основу реформирования аграрного сектора Беларуси положена структурная перестройка сельхозпроизводства. В частности, путем возрождения новых организационных форм хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса. Однако развитие таких структур, повышение эффективности их деятельности сдерживается из-за ограниченности доступа к финансовым ресурсам.

Объективные процессы реформирования АПК, а также важная роль мелкотоварного производства личных подсобных хозяйств сельских жителей, становление крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие предпринимательства в аграрной сфере, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции делают необходимым развитие нетрадиционной для Беларуси системы кредитно-финансового обслуживания населения и предпринимателей в форме потребительских обществ взаимопомощи.

Целесообразность развития обществ взаимопомощи в системе сельской потребительской кооперации, по мнению Анны Петракович, обусловлена следующим причинами:

- необходимостью формирования на сельских территориях доступной и надежной системы кредитования как физических лиц, мелких и средних производителей сельхозпродукции, так и предпринимателей, работающих на селе;

- значимостью кредитной кооперации для социального переустройства села.

Анализ динамики развития различных организационно-правовых форм хозсубъектов в аграрном секторе показал, что большинство сельхозпроизводителей испытывают острую потребность в заемных средствах как на текущую деятельность, так и на инвестиционные цели. В особенно сложном положении оказались крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Недостаток финансовых ресурсов на приобретение сельхозтехники, удобрений, семян, необходимого оборудования не дает им возможности эффективно использовать свой потенциал. Банковские кредиты, как правило, недоступны им из-за высокой процентной ставки и необходимости высоколиквидного залога, а также сложной процедуры получения кредита.

В ходе исследования было установлено, что система предоставления кредитных ресурсов банками в зарубежных стран на порядок более развита, чем в условиях Беларуси. Так, на один банковский филиал приходится от 800 человек в Швейцарии до 2500 человек в США. В то время как в Беларуси в 2009 году этот показатель составил – 18 700 человек. Тем не менее, несмотря на развитость банковского кредитования, в развитых странах еще исключительно важное значение имеет и кредитная кооперация. В мире существует около 40 тыс. кредитных союзов, в которых обслуживается более 112 млн. человек. Активы кредитных союзов 91 страны, объединенных Всемирным советом кредитных союзов (WOCCU), составили в 2008 году $532 млрд.

Низкая плотность финансово-банковских центров усугубляется еще и тем, что эти учреждения расположены, как правило, в городах и промышленных центрах, на значительном удалении от клиентов сельской местности, что создает дополнительные трудности, связанные не только с процедурой получения кредитов, но и с потерянным временем и транспортными расходами на поездки в город. Поэтому за границей в сельской местности финансово-банковские центры заменяют сельские общества взаимопомощи.

С целью выявления спроса на заемные ресурсы и готовности к созданию и участию в потребительских обществах взаимопомощи на селе, автором исследования был проведен анкетный опрос сельских жителей в Могилевской области. По результатам его проведения, более 77% опрошенных заявили, что испытывают потребность в привлечении заемных ресурсов. В то же время в качестве источников заемных средств банковским кредитом воспользовались лишь 64% опрошенных.

Среди основных причин, характеризующих сложность получения банковского кредита, в исследовании указаны: сложная и длительная процедура оформления (35% опрошенных), высокая процентная ставка и расходы по оформлению кредита (62%), удаленность банка от места жительства (24%).

На основании анкетного опроса было установлено, что жители сельской местности Беларуси в большинстве своем нуждаются в относительно небольших суммах заемных средств, размером от $500 до $1000. Именно потребность в таких займах банки не хотят удовлетворять в необходимом объеме.

Результаты исследования показали, что существующая в Беларуси инфраструктура кредитных организаций мало приспособлена к оказанию финансовых услуг субъектам малого бизнеса и гражданам, проживающим в сельской местности.

В связи с этим автором исследования была научно обоснована необходимость создания и развития обществ взаимопомощи для сельского населения и предпринимателей, работающих на сельских территориях. По мнению автора исследования, мобилизация на кооперативной основе их сбережений и свободных финансовых ресурсов позволит расширить базу доступа к кредитам, формировать более высокую их деловую активность и экономическую результативность.

В ходе исследования также были выявлены причины, сдерживающие процесс формирования и развития потребительских обществ взаимопомощи в Беларуси:

- слабая информированность по вопросам создания и деятельности обществ взаимопомощи;

- недостаточная разработанность законодательной базы;

- отсутствие достаточных средств для выдачи займов своим членам;

- отсутствие государственной поддержки кредитной кооперации как на местном, так и на республиканском уровнях.

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY


Read more...

Стоит ли сейчас продавать акции "Беларусбанка"

31-5-05Крупнейший по величине активов банк страны "Беларусбанк" намерен продать миноритарный пакет своих акций. По сообщению сотрудника пресс-службы "Беларусбанка" Сергея Верещака, процесс подготовки банка к продаже акций будет проходить в несколько этапов и затронет, в частности, систему его управления. Благоприятное ли сейчас время для продажи акций белорусских банков?

Экс-председатель Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич считает, что сейчас время для продажи пакета акций немного более благоприятное по сравнению с прошлым годом, но оно не самое лучшее. Кризис пока не закончился. В Европе существуют большие проблемы, поскольку ресурсы нужно бросать на спасение Греции, Португалии, Ирландии, Исландии, Испании.

- Кроме того, "Беларусбанк" - наиболее проблемный, если рассматривать вопросы возвратности кредитов, потому что он кредитовал не всегда эффективные государственные программы и проекты, - отмечает эксперт "Завтра твоей страны".

В то же время в рейтинге белорусских банков "Беларусбанк" занимает высшую строчку. На 1 января 2010 года его активы составляли почти 36 трлн. рублей.

Однако, по словам Станислава Богданкевича, проблемность "Беларусбанка" является скрытой, потому что до недавнего времени каждый год правительство, имея профицит бюджета, в конце года выделяло сотни миллиардов рублей на восстановление ликвидности.

Экс-глава Нацбанка не считает, что намерение продать пакет акций "Беларусбанка" является неправильной политикой.

- Надо пытаться продавать на выгодных условиях, таким путем можно было бы обеспечить оздоровление этого банка, - подчеркивает профессор.

Впрочем, заявление Сергея Верещака экс-председатель Нацбанка называет лишь декларацией о намерениях.

- Я вообще считаю, что нужно объявлять тендер, наши посольства должны провести целую кампанию и в Европе, и в Латинской Америке, и в Азии, - отмечает Станислав Богданкевич.

Экономист Сергей Чалый напоминает, что продажа пакета акций "Беларусбанка" готовилась достаточно давно.

- Но в России никто не проявлял по этому поводу особой заинтересованности, а в конце прошлого года все западные инвесторы, которые высказывали такое желание, фактически отказались от этой идеи, - отмечает эксперт "Завтра твоей страны". - Это удивительно, если нашелся какой-то новый или старый инвестор, поскольку все прежние потенциальные покупатели - французы, австрийцы и итальянцы - последовательно либо свернули переговоры, либо объявили мораторий. Но фактически было понятно, что им это неинтересно.

Что касается благоприятности времени продажи пакета "Беларусбанка", то эксперт отмечает, что "Белпромстройбанк" был продан российскому "Сбербанку" по достаточно хорошей цене, несмотря на разговоры о том, что Беларусь при заключении этой сделки продешевила.

- На самом деле, мы продавали дороже, чем стоил бы аналогичный банк в России, - считает Сергей Чалый. - В любом случае, цены чуть выше, чем есть на рынке. Другое дело, что сейчас конъюнктура для банков на рынке не очень хорошая, но если бы "Сбербанк" решил приобрети региональный банк в северо-западном регионе России, он бы обошелся ему дешевле. Так что нам даже заплатили премию за вхождение на рынок.

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Экономический кризис и белорусский бизнес

02-06-16Кризис не стал катализатором внутренних перемен в белорусском бизнесе. Руководители МСП стали «аккуратнее, осторожнее, избирательнее». Другими словами, «наступило время эффективных собственников»

Каналы влияния кризиса на белорусский бизнес

Половина руководителей Малых и средних предприятий (МСП) считают, что экономическое положение их предприятий за 2009 г. ухудшилось, в то время как улучшение состояния своих предприятий фиксируют только 20% руководителей. В то же время около 60% МСП не в силах оценить экономическое состояние объективно – отсутствие реальной информации о кризисе и навязываемых оптимистичных прогнозах правительства, около 60% МСП не могут оценить свое положение ни как хорошее, ни как плохое*.

Обороты и прибыль снижались в течение года у почти половины МСП, занятость и инвестиции – у трети. Экономические показатели росли лишь у 10% респондентов, у остальных – были стабильными или сокращались. Несмотря на неопределенное «ни хорошее, ни плохое» экономическое положение, у их менеджеров и собственников сохраняется сдержанный оптимизм по поводу ближайшего будущего. Около половины респондентов считает, что продажи, прибыль, занятость и инвестиции будут стабильными в 2010 г. Треть планирует рост продаж и прибыли. Хуже всего обстоят дела с инвестициями – лишь 115 МСП планируют их рост, 25% – сокращение. Таким образом, можно сказать, что влияние кризиса на белорусский бизнес еще не проявилось в полной мере.

По мнению руководителей МСП, основными каналами влияния кризиса на МСП являются падение покупательной способности населения (73%), задержки (неплатежи) в оплате поставленной продукции (48%), снижение спроса со стороны госпредприятий (32%), переориентация заказчиков на более дешевых поставщиков (26%), ограничение доступа к финансовым ресурсам банков вследствие высоких процентных ставок (23%). Однако отдельные крупные компании, завязанные на внешнеторговые отношения, жалуются, что снижение спроса – это еще не такая беда, как внутренние проблемы, которые обнажились с кризисом. В первую очередь, речь идет о политике Нацбанка. Запредельно дорогие кредиты, сложность, а, по сути, невозможность купить валюту на бирже тормозят не только развитие, но и текущую деятельность компаний.

Антикризисные мероприятия и новые возможности

02-06-16-1Основными антикризисными мероприятиями для МСП стали снижение непроизводственных затрат (50% ответов), поиск новых рынков сбыта (47%), снижение цен на продукцию компании (35%), зарплат персоналу (32%), изменение ассортимента (24%), сокращение численности персонала (23%).

Очень небольшое количество МСП пошло на сокращение объемов выпуска, ликвидацию некоторых видов бизнеса, раздробления предприятия на более мелкие фирмы, отказ от инвестиций и инноваций или, наоборот, их резкий рост. То есть использовались в основном меры, дающие эффект в краткосрочном периоде (ни одно предприятие не может бесконечно снижать затраты, цены и зарплаты). Очевидно, что по мере разрастания кризиса такая антикризисная стратегия будет малоэффективной, и многие компании столкнутся с более серьезными проблемами, которые так или иначе потребуют или серьезной реструктуризации бизнеса или его закрытия. Нехватка финансов делает неактуальной для большинства МСП инвестиционную или инновационную активность, модернизацию предприятий, в тоже время, серьезно подрывая долгосрочные конкурентные позиции белорусских компаний.

Кризис не стал катализатором внутренних перемен в белорусском бизнесе. Сами бизнесмены жалуются на «слишком высокую конкуренцию», в то время как лишь единицы понимают, что настоящей конкуренции в Беларуси еще нет. По образному выражению одного из участников фокус группы, проводимой в рамках исследования, с которой оказалась солидарна почти половина руководителей МСП, «ничего хорошего кризис не принес». По мнению бизнесменов, если на Западе, кризис принес снижение цен на основные сырьевые товары, стоимости денег (кредитов), помощь государства в реструктуризации – то у нас «ничего такого нет». В тоже время, многие руководители и собственники как позитив отметили изменение собственных взглядов и подходов в области управления компанией, использования ее ресурсов (табл. 1). МСП стали «аккуратнее, осторожнее, избирательнее; МСП перестают брать на работу по протекции, отказываются от заказов по протекции, судятся с неплательщиками, избавляются от иждивенчества и халявщиков (в том числе и среди клиентов)». Другими словами, «наступило время эффективных собственников».

Несмотря на то, что для многих МСП нехватка квалифицированного персонала является наболее актуальной проблемой, возможность найма хороших специалистов за меньшие деньги – еще одна новая возможность для бизнеса. Таким образом, хотя фраза о том, что «кризис – это возможности» раздражает многих белорусских менеджеров, все-таки, какие-то стимулы для развития бизнеса он в себе несет. Другое дело, что воспользоваться ими могут только самые гибкие и продвинутые МСП, ведь лишь единицы из них, как показывает исследование, готовы «сделать упор на бизнес обучении, пока у сотрудников есть время». Около половины опрошенных собственников и руководителей МСП не знают, что такое МВА и не считают нужным получение этой степени для себя или своих сотрудников.

Таблица 1. Какие новые возможности открывает кризис для Вашего предприятия? (не более 5-ти ответов)

Количество предприятий

%

1. Более рациональный подход к использованию денежных ресурсов предприятия (тщательные оценки рисков и результатов, повышение отдачи от использования ресурсов)

194

49.8

2. Ничего хорошего кризис не принес

168

43.1

3. Поиск новых бизнес моделей/ решений, принятие более смелых решений, мобилизация собственных сил

155

39.9

4. Усиление позиций в отношениях с поставщиками, снижение цен поставщиками

66

17.1

5. Наем квалифицированных кадров за меньшую стоимость

66

16.8

6. Уход с рынка конкурентов

63

16.1

7. Проведение модернизации производственных мощностей

45

11.4

8. Расширение возможностей импортозамещения

20

5.1

9. Рост использования давальческих схем или субконтракции

14

3.5

10. Увеличение господдержки (например, льготное кредитование)

12

3.2

Источник: Исследовательский центр ИПМ.

Кризис, бизнес и государство: точки соприкосновения

В условиях нарастания кризисных явлений в экономике, с одной стороны, и желания поддержать развитие отечественных МСП – с другой, особую актуальность приобретает комплексная и стратегически верная экономическая политика. Так, на наш взгляд, представляется важным не столько совершенствование основ бизнес климата (нисколько не умаляя его важность), сколько конкретные мероприятия, поддерживающие желательные для власти бизнесы. Например, совершенно понятно желание правительства поддержать производственные, а не занимающиеся импортом потребительских товаров МСП. Однако пока в этом плане мало что делается. Так, несмотря на имеющую место реформу арендных ставок, призванную их снизить, согласно опросу, у 40% МСП ставки аренды в 2010 г. выросли (у 35% – не изменились). А ведь есть еще и повышенные (не субсидируемые, как у населения) тарифы на услуги ЖКХ. Более того, ничего не делается для упрощения возможности выкупить производственным арендным предприятием арендуемых у государства площадей (наоборот, этот способ приватизации исключен из новой редакции Закона «О приватизации»).

Важной реальной формой поддержки станут на деле равные условия хозяйствования частных и государственных предприятий (по оплате услуг, по возможности защищать свою позицию и пр.). Так, противореча проводимой в стране политике по улучшению бизнес климата, работа с частным сектором стала строиться по остаточному принципу – «все, что можно, скидывается госпредприятим». Даже в области импортозамещения предприниматели отмечают ведомственный и несправедливый подход, когда «лоббируются интересы отдельных МСП, а директоров госпредприятий вынуждают у них покупать».

В готовящейся Директиве по либерализации и поддержке МСП можно отметить и приоритет успешных и развивающихся малых и средних предприятий при конкурировании с убыточными государственными предприятиями (пока на деле все наоборот). Тоже самое и с налоговой политикой – безусловно, нужно менять ее общие контуры в сторону современных стандартов. Однако на деле важна не только погоня за рейтингами. Изменение порядка уплаты НДС с Россией может здорово помочь белорусским экспортерам (в том числе и маленьким), хотя это никак не отразится на рейтинге Doing business. Можно придумать изменения и в налоги, выплачиваемые из фонда заработной платы так, чтобы стимулировать занятость и выплату «белой» зарплаты.

Сама идея господдержки должна изменить свое содержание, стать точечной, более благожелательной, реагирующей на потребности того или иного бизнеса. Пока, по словам одного директора МСП, занимающегося, кстати, производством инновационной продукции, «чиновников интересуют только цифры и показатели – «сколько вы освоили средств», сколько инвестировали, почему так мало – вот и все что их интересует. Прибыль, отдача, наличие заказов – их не волнуют». Такой же формализм наблюдается и в области господдержки МСП: «Госпомощь – удавят проверками. 103 госпрограммы, а не одна не подходит. А кто влезет – тому смерть». «Госпомощь – на уровне пропаганды и декларирования. На весь Минск 2 млрд. руб. – слезы». По мнению предпринимателей, если уж в бюджете страны нет существенных средств на поддержку, то лучше финансово не поддерживать никого, не мучая после проверками о целевом использовании средств, а помогая путем упрощения административных процедур. А пока, по-прежнему на согласования и разрешения уходит много времени и сил.

* По заказу Исследовательского центра ИПМ проведено социологическое исследование по развитию МСП в Беларуси, в рамках исследования аксиометрической лабораторией «НОВАК» в феврале-марте 2010 было опрошено 390 владельцев и руководителей МСП по репрезентативной выборке

Автор: Елена Ракова

Источник: Агентство политической экспертизы BISS

Read more...

На газе и нефти Беларусь сэкономила $37,7 млрд. Но потратила неэффективно

07-06-03За последние шесть лет Беларуси удалось сэкономить $37,7 млрд. за счет приобретения российского газа и нефти по ценам ниже рыночных. Такие данные приводятся в исследовании «Энергетический сектор Беларуси: повышая эффективность». По мнению автора исследования Елены Раковой, Беларусь не смогла эффективно распорядиться полученной за последние 6 лет выгодой.

 

 

В 2004-2009 году Беларусь получала энергоресурсы — нефть и газ — по ценам, которые были существенно ниже рыночных.

 

В случае с газом ситуация выглядела следующим образом.

 

В 2004-2006 годах, когда среднеевропейская цена на газ составляла от 137 до 261 доллар за тысячу кубометров, Беларусь платила за этот объем только 47,8 доллара. В 2007-2009 годах эта диспропорция сохранилась. В результате, благодаря приобретению газа по относительно низким ценам, ежегодная экономия Беларуси составляла 3,25 млрд. долларов, отмечает в исследовании экономист Исследовательского центра ИПМ Елена Ракова.

 

Общий объем выгоды, полученной Беларусью от низких цен на газ за 6 лет, эксперт оценивает в $19,5 млрд.

 

Что касается нефти, то выгода Беларуси в этом направлении заключалась в том, что стране удавалось получать многие годы углеводородное сырье по ценам, близким к внутрироссийским. По экспертной оценке Елены Раковой, в 2004-2009 гг. Россия, поставляя в Беларусь нефть по низким ценам, предоставила Беларуси скрытых субсидий примерно на $18,2 млрд.

 

«Таким образом, можно сказать, что итоговая скрытая ценовая субсидия вследствие льготных поставок нефти и газа, которую можно рассматривать как некое особое конкурентное преимущество Беларуси, за шесть лет составила $37,7 млрд», — указывает в своем исследовании Елена Ракова.

 

Однако, отмечает эксперт, Беларусь не смогла рационально использовать полученное конкурентное преимущество.

 

«Этот своеобразный «энергетический грант» Беларуси со стороны России не был использован должным образом для модернизации энергетического сектора и всей экономики, что уже в среднесрочном периоде способствовало бы росту конкурентоспособности энергетического сектора», — полагает Елена Ракова.

 

Выгода, полученная от низких цен энергоносители, использовалась чаще всего неэффективно, утверждает автор исследования.

 

«Чаще всего эти деньги были использованы для инвестиций в сопутствующие бизнесы (частично социально мотивированные, например, на завершение газификации отдаленных населенных пунктов) или просто потрачены на поддержание неэффективной структуры сектора, которая не стимулирует инициативу и эффективность менеджеров», — говорится в исследовании.

 

В результате, отмечает автор проведенного исследования, энергетический сектор Беларуси остается нереформированным. «Белорусская энергетика нуждается в масштабных инвестициях — по правительственным оценкам, в более чем 31 млрд. долларов», — напоминает Елена Ракова.

 

Экономист Исследовательского центра ИПМ рекомендует начать структурные реформы в энергетическом секторе. В газовой отрасли, считает Елена Ракова, необходимо провести акционирование и приватизацию производственного объединения «Белтопгаз», а также «очистить» сектор от непрофильных активов.

 

В отношении нефтехимического комплекса эксперт рекомендует пойти на приватизацию двух нефтеперерабатывающих заводов, а также участков нефтепровода «Дружба». Причем приступить к приватизации, считает эксперт, необходимо уже в 2010 году.

 

Источник: Белорусские новости Read more...

Власти опоздали с приватизаций «Нафтана»

08-06-15Анализируя возможную стоимость отечественных НПЗ Вы приводите мнение эксперта, что 3-4 года назад стоимость Мозырского НПЗ следовало оценивать с 30%-ным дисконтом к стоимости Mazeikiu Nafta. Какое падение реальной стоимости активов белорусской нефтянки можно прогнозировать, в случае начала строительства нового НПЗ в Усть-Луге – конечной точке идущего в обход Беларуси нефтепровода БТС-2

 

Татьяна Маненок. Белорусские власти продолжают твердить, что готовы продавать контрольные пакеты акций отечественных НПЗ, но только «на наших условиях» а не за бесценок.

 

К примеру, в прошлом году в Литве А. Лукашенко предлагал инвесторам купить «Нафтан» за 4 млрд. USD. Что касается Мозырского НПЗ, где совладельцами паритетного с белорусским государством пакета, являются 2 российские компании – ТНК-ВР и «Газпром нефть», то хотя цена его публично не озвучивалась, ясно, что торг за получение контроля над ведущим НПЗ будет тяжелым. По крайней мере, в начале этого года правительство Беларуси отвергло приватизационные предложения российских компаний. Не подкрепленные реальным анализом текущей ситуации прозвучавшие оценки стоимости НПЗ свидетельствуют, скорее, о том, что белорусские власти продолжают пребывать в летаргическом сне. Они не хотят осознать, что время сверхприбылей в нефтяной отрасли прошло. Рано или поздно белорусские НПЗ будут поставлены перед необходимостью работать по тем правилам, по которым работают все мировые компании.

 

Однако белорусским властям по-прежнему кажется, что при приватизации отечественных НПЗ можно продублировать схему продажи «Белтрансгаза». Фьючерсная сделка с Газпромом, растянутая на 4 года, позволила белорусской казне хорошо на этом заработать и при этом власть пока не поступилась контролем в стратегическом предприятии.

 

Однако скалькировать эту схему на НПЗ при всем желании уже не удастся. Время ушло, и обстоятельства принципиально поменялись.

 

С нынешнего года в худшую сторону изменились условия импорта российской нефти на белорусские НПЗ, что фактически свело на нет привлекательность отечественной нефтепереработки для потенциальных инвесторов. Вернуть этот интерес может только снятие таможенных пошлин на российскую нефть, над чем сейчас так упорно и настойчиво «бьются» белорусские власти.

 

При этом следует признать, что интерес к покупке активов Мозырского НПЗ пока сохраняет российско-британская нефтяная компания ТНК-BP. Сейчас ТНК-BP владеет 21,25% акций Мозырского НПЗ, и на определенных условиях компания могла бы увеличить свою долю. Ее интерес к Мозырскому НПЗ логичен. В прошлом году «Газпром нефть» и ТНК-ВР завершили раздел сбытовых активов компании «Славнефть», расположенной в Беларуси и уже с октября 2009 года самостоятельно осуществляли поставки нефти на Мозырский НПЗ. Для ТНК-ВР нужен контрольный пакет акций Мозырского НПЗ для того, чтобы оптимизировать свою сбытовую политику. Ведь для Мозырского НПЗ наиболее привлекательным рынком сбыта нефтепродуктов является украинский, где ТНК-ВР уже имеет в собственности нефтеперерабатывающие активы. Летом 2009 г компания увеличила свою долю в Лисичанском НПЗ почти до 100%.

 

Кроме того, в конце 2009 г ТНК-BP договорилась о покупке украинской компании «Викойл». Основной актив «Викойла» – 118 автозаправочных станций в Украине. И в случае заключения сделки с компанией «Викойл» ТНК-ВР составит конкуренцию на украинском рынке ЛУКОЙЛу, «Галнафтогазу» (270 АЗС) и англо-британской Shell. А вот с приватизаций «Нафтана» белорусские власти, похоже, опоздали.

 

Россия ускоренными темпами строит в обход Беларуси альтернативный «Дружбе» нефтепровод – Балтийскую трубопроводную систему-2 (БТС-2). В конечной точке БТС-2 совладелец крупнейшего нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко планирует построить НПЗ мощностью 8,5 млн. т.

 

В конце мая в Минтранс РФ подана соответствующая заявка. Ресурсной базой для НПЗ станет новый нефтепровод БТС-2. Планы построить НПЗ под Санкт-Петербургом ранее были и у других нефтяных копаний, в частности, у Лукойла, однако они не опирались на ресурсную базу. Эксперты считают, что у Г. Тимченко, которого называют другом Путина, проблем со строительством НПЗ не возникнет. Интерес Г. Тимченко к строительству НПЗ весьма логичен. К осени Gunvor должна запустить в Усть-Луге терминал по перевалке нефтепродуктов мощностью 20 млн. т с возможностью увеличения до 30 млн. т. Напомним, что БТС-2 – это система магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море и поставлять нефть на экспорт в обход Беларуси. Сейчас все мощности БТС-2 распределены: из 50 млн. т, которые способна транспортировать система, 38 млн. т должны идти на экспорт, а 12 млн. т – на Киришский НПЗ, принадлежащий «Сургутнефтегазу». Следовательно, для строительства нового НПЗ «Транснефти» необходимо будет увеличить пропускную способность БТС-2. И это будет сделано: «Транснефть» в случае положительного решения готова увеличить пропускную способность БТС-2 до 58,5 млн. т нефти в год.

 

Мало того, что с запуском БТС-2 возникает риск загрузки белорусских НПЗ: российская «нефтянка» не растет такими темпами, чтобы загрузить все строящиеся новые нефтепроводы. Очевидно, что приоритет будет отдан своим заводам и загрузке своих нефтяных коридоров. Сохранит ли Беларусь в обозримой перспективе льготную квоту в объеме 6,3 млн. т беспошлинной нефти? Вряд ли, если не продаст свои НПЗ и/или затормозит реализацию стратегического для РФ проекта под названием Таможенный союз.

 

Между тем, перерабатывать нефть по мировым ценам отечественные НПЗ не готовы. Как недавно отметил замминистра экономики Анатолий Филонов, такую нефть могут перерабатывать лишь заводы, имеющие глубину переработки 93% (у белорусских НПЗ – 70-75%).

 

Очевидно, что если Беларусь будет поставлена перед необходимостью покупать нефть по мировым, ей вряд ли удастся сохранить в своей собственности два НПЗ. Хотя власти будут пытаться это делать – сводя к минимуму переработку нефти на обоих НПЗ. Однако эффективность такой переработки – под большим вопросом. Мировая практика говорит о том, что экспортировать нефтепродукты экономически целесообразно при плече их транспортировки в радиусе 500-600 км. Белорусские НПЗ расположены гораздо дальше от портов. Следовательно, возникает вопрос: сможет ли «Нафтан» сохранить экспорт нефтепродуктов? У Мозырского НПЗ положение получше: его экспортные рынки – ближайшие Украина и Польша.

 

С другой стороны, очевидно, что Беларуси для обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов достаточно иметь один НПЗ.

 

Автор: Татьяна Маненок

 

Источник: БДГ – on-line

Read more...

Как отразятся на кошельке белорусов колебания валютного курса

17-06Как вести себя рядовым белорусам и отечественным предприятиям, когда доллар и евро продолжают раскачивать весь мир? Как отразятся на нашем кошельке и работе предприятий колебания валютного курса? Об этом «НГ» расспросила декана экономического факультета БГУ профессора Михаила КОВАЛЕВА.

 

Эксперт: Не надо спекулировать на евро

– Михаил Михайлович, в Евросоюзе большие проблемы – экономический кризис в Греции, Испании, Португалии, Венгрии. Из-за этого за последнее время евро значительно подешевел. Как вы относитесь к прогнозам о возможном крахе общеевропейской валюты?

– Я не стал бы так драматизировать ситуацию. Было объявлено, что на евро перейдет Эстония. На очереди Литва, Польша и другие страны. Просто сейчас к кандидатам требования будут жестче, чем в свое время к Греции.

 

– Тем не менее не так давно за 1 евро на мировых биржах давали уже 1,19 доллара. А ведь еще свежи воспоминания, когда платили 1,5 доллара. Сравняются ли евро и доллар в цене?

 

– Это все временные явления, так называемые валютные качели. Германия и другие страны ЕС приняли жесткие программы по экономии, и евро снова начал укрепляться.

 

Недавнее падение евро в значительной степени произошло из-за шумихи, которую раздули биржевые спекулянты. У многих стран, входящих в зону евро, действительно большие долги. Но дело в том, что прежде всего европейские страны должны друг другу: например, Португалия – Испании, Италия – Франции. Но для обменного курса важнее то, сколько они должны государствам за пределами еврозоны. Так вот суммарный внешний долг этих европейских стран остальному миру вряд ли превышает критический уровень в 40% от ВВП. А между тем у США соответствующий показатель уже достиг 100%. Тем не менее, как мы все видим, доллар пока держится. Выходит, о судьбе доллара причин волноваться больше, чем о будущем евро.

 

– Евро резко упал, но начал постепенно выходить из крутого пике. Какое соотношение доллара и евро, на ваш взгляд, будет в конце текущего года?

 

– По этому поводу есть много прогнозов. Верить им или нет, каждый решает сам. Но большинство экспертов уверяет, что все вернется к тому, что за евро будут давать 1,5 доллара. Однако когда это случится, через месяц или через год, никто точно сказать не может.

 

– А это хорошо или плохо для наших предприятий, которые занимаются импортом и экспортом?

 

– Это не принципиально. Ведь что-то мы покупаем и продаем за евро, что-то – за доллары или российские рубли. Важнее то, что в Беларуси производительность труда растет медленнее, чем зарплата. В итоге в себестоимости продукции и услуг увеличивается доля зарплаты. И это снижает ценовую конкурентоспособность наших товаров. Но еще важнее то, что предприятиям нужно повышать качество продукции. Если товар хороший, то его купят независимо от временных колебаний доллара и евро.

 

– В чем же тогда рядовым гражданам выгоднее хранить сбережения?

 

– Часть в рублях, остальное – в инвалюте. Думать о том, какой инвалюте отдать приоритет, следует тем, у кого есть, например, более 100 тысяч долларов или свыше 100 тысяч евро. Если сумма небольшая и вы планируете открыть вклад на длительный срок, то колебания не принципиальны. Сегодня обменный курс снизится, а потом может снова подняться. Колебания важнее учитывать при сбережениях на короткий срок.

 

– Но как вы относитесь к опасениям, что удешевление кредитов вместе с планируемым ростом средней зарплаты может подстегнуть девальвацию рубля и инфляцию?

 

– Я думаю, что эти опасения напрасны. Другое дело, если энергичные хозяйственники, руководители предприятий-монополистов могут попробовать использовать ситуацию, попытаются добиться повышения цен на свои товары и услуги. Но будем надеяться, что этого не произойдет.

 

Нужно снижать ставку рефинансирования Национального банка Беларуси и удешевлять кредиты. Ведь, например, у нас сейчас ставка рефинансирования 12 процентов годовых, а в России – 7,75. Поэтому есть опасения, что белорусский бизнес будет постепенно мигрировать в Россию.

 

– Пока мы ориентируемся на зарплату в 500 долларов. А кто и что должен сделать, чтобы мы достигли уровня Германии, где в месяц получают 1,5-2 тысячи евро?

– Нужно учитывать, что из этой зарплаты платится социальная страховка. А у нас ее (35% от зарплаты) платит работодатель. Немец же и литовец около половины зарплаты отдают на различные обязательные платежи. Поэтому важно считать не только то, сколько ты зарабатываешь, но и то, сколько реально ты можешь потратить.

 

Всем тем, кто сейчас говорит, что у нас маленькая зарплата, я рекомендовал бы к нынешнему среднему уровню – около 400 долларов в эквиваленте – приплюсовать еще 150 долларов, которые работодатель направляет в Фонд социальной защиты на пенсии и пособия по безработице, еще примерно 50 долларов, которые тратит государство в месяц на медицину. Нужно учесть и не менее 100 долларов на бесплатное образование в школах и для бюджетников в вузах. Получается около 700 долларов. И это без учета нескольких сотен долларов, которые государство направляет в сферу ЖКХ.

 

Я считаю, что постепенно на такую схему, когда человек получает на руки все деньги и сам решает, что ему важнее, образование или здоровье, большая квартира, на отопление которой нужно раскошелиться, или размером поменьше, на такие принципы должны переходить и мы. По такому пути уже пошли, например, в Литве и Польше.

 

Источник: Народная газета

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family