wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

В чем хранить сбережении в 2011 году

241220В каком виде лучше хранить деньги? Снизить риски, связанные с колебаниями основных валют (доллар, евро) на международном валютном рынке поможет распределение вложений. Причем это касается не только разделения на несколько валют, но и самих способов сбережений.

Кроме банковского вклада эксперты советуют попробовать и другие варианты сбережений. KP.by попыталась оценить способы инвестиций для белоруса месте с финансовым аналитиком BusinessForecast.by Александром Мухой.

Вклады в рублях будут выгоднее валютных. То есть, белорусские банки будут и в следующем году обеспечивать доходность по рублевым депозитам на достаточно высоком уровне, то есть с учетом роста цен, прогнозирует Александр Муха. Поэтому можно ожидать, что верхняя граница ставок по новым вкладам будет на несколько пунктов превышать уровень инфляции.

Кстати, по прогнозам Нацбанка, средний уровень процентных ставок по новым депозитам в рублях в будущем году будет составлять 9 - 11%. Сейчас ставка - 10,6%. Поэтому эксперты сомневаются, что ставки по вкладам будут значительно снижены. Скорее наоборот: чтобы сбережения вкладчиков не съела инфляция, ставки придется поднимать.

"По нашим оценкам, рост цен в будущем году все-таки превысит официальный прогноз. Инфляция составит около 10%", - говорит эксперт. – "В этом случае возможности по дальнейшему снижению ставок будут ограниченными. Думаю, что верхняя граница по депозитам составит около 16-17% годовых".

А вот вклады в валюте больших прибылей не принесут. Ставки по валютным депозитам сейчас не превышают 8%, так что даже если наш рубль несколько подешевеет (в пределах 5 - 6%), рублевые вклады будут все равно более выгодными, считает эксперт.

На акциях и облигациях можно заработать больше, чем на вкладах. Однако по сравнению с депозитами этот вид инвестиций является более рискованным. Так, в Беларуси государство гарантирует сохранность вкладов в белорусских рублях и иностранной валюте во всех белорусских банках. А вот на корпоративные облигации эта гарантия не распространяется. Хотя доходность по корпоративным облигациям в белорусских рублях (выпускают предприятия и банки) сейчас составляет 26-30% годовых.

Так что перед тем как покупать облигации, лучше поинтересоваться делами предприятия и собрать как можно больше сведений о его деятельности. То же самое стоит сделать и при покупке акций. Здесь, по мнению специалистов, выигрыши от вложений могут быть еще более значительными.

"Акции белорусских предприятий сегодня часто недооценены, - говорит финансовый аналитик. - Но с учетом того, что с 1 января 2011 года отменяется мораторий на движение акций, приобретенных в ходе льготной приватизации, по отдельным ценным бумагам можно будет получить доходность, заметно превышающую процентную ставку по депозитам в банках и корпоративным облигациям. А в ближайшие два-три года стоимость белорусских бумаг будет расти в силу ожидаемого увеличения интереса к белорусскому фондовому рынку, в том числе и со стороны иностранных инвесторов".

Например, с начала текущего года на Белорусской валютно-фондовой бирже больше всего подорожали акции следующих предприятий: ОАО "Белзаводстрой" (рост в 2,19 раза, т.е. за неполные 12 месяцев текущего года доходность составила 119%), Белинвестбанк (+98,4%), БПС-Банк (+79,6%), ОАО "Пинскрайагросервис" (+38,6%) и др.

В этом году белорусы не потеряли на золотых слитках, и они продолжат приносить прибыль, предполагает А.Муха.

Например, с начала года цена продажи 5-граммового золотого слитка выросла с 574,46 тысяч рублей до 756,01 тысяч рублей (больше чем на 30%), цена 100-граммового слитка серебра принесла доход больше 67% (подорожал с 222,9 тысяч до 373,5 тысяч рублей), меньше всего удалось заработать на платине - 5-граммовый слиток принес чуть больше 21% (с 768,8 до 930,7 тысяч рублей). Это данные на 14 декабря.

Вложения белорусы могут делать и в драгоценные камни. За рубли или валюту Нацбанк продает бриллианты (от 0,05 до 2,55 карата), изготовленные по российским стандартам. Кстати, russian cut (русская огранка) соответствует ideal cut (идеальная огранка или абсолютно безупречный бриллиант). Так, бриллиантов за 11 месяцев этого года белорусы купили почти на полмиллиона долларов. Правда, с 25 октября Нацбанк временно перестал выкупать обратно проданные ранее камни, что снизило привлекательность такого вложения.

Нужно помнить при этом, что вложения в золото и камни бессмысленно делать на короткий срок. Срок таких инвестиций должен составлять, по меньшей мере, 9 - 12 месяцев, предупреждает эксперт. Дело в том, что в краткосрочной перспективе цены на них на международном рынке меняются очень часто и есть риск не только не заработать, но и потерять.

 

Источник: БДГ on-line

Read more...

Заико: 2011 - Экономическая революция начинается

181214Плавная заторможенность чиновников способствовала успокоительной жизни страны. Живущая уже столько лет и зим без финансового рынка Беларусь не испытала падений акций хлебокомбинатов и колхозных АО, банки не теряли клиентов, продавших дерривативы на Каймановых островах.

Но многие испугались, потеряли рынки, другие «под шумок» списали на кризис свои проколы и бесхозяйственность.

Время стало меняться, новая кремлевская решительность создавала для правительства новые неприятности. Пора меняться и идти вперед? 2011 г. покажет, как мы умеем меняться и изменяться.

Между Адамом Смитом и инновациями

Все мы накануне Нового года. Настроение приближается к праздничному. Есть и свои особенности, хотя а как без них? Выборы и выбор — термины и понятия разные. Выборы приходят и уходят, а выбор надолго. Остается с нами, подвигает вперед, либо тормозит. Сейчас в Беларуси такая ситуация приблизилась. Почему?

Во внешнем экономическом пространстве — давление обстоятельств, эгоизм России стал фактом. Для ряда политиков, причем, неожиданным. Что огорчает, ибо процесс был прогнозированным. Пошли за нефтью в Латинскую Америку, стали искать партнеров в Азербайджане, Казахстане. Зачем? Нам на собственное развитие хватает российской нефти по 420 долларов, дешевой, доступной.

Может, дело не в нефти? В собственной «невидимой руке рынка». Да. Глава страны в своей программе, как кандидат в президенты, подчеркивает: «Мы будем выбирать дальнейший путь развития страны, будущее свое, своей семьи, родных и близких, нашей Беларуси».

Выбирать дальнейший путь? Прямо перед праздниками? Стоит ли? Но он давно сверстан нашими политиками. Тогда зачем «дальнейший»? Есть выбор? Или просто вперед, как делают канадские хоккеисты? Вбросил шайбу ближе к воротам противника, а там дави и жми!

Приблизилась эпоха изменений? Но много призывов «никаких экспериментов». Остановились? Никто не будет отрицать, что Беларусь преодолела немало проблем и накопила бесценный опыт? О, как сказать.

Скорее, научились выходить из одних проблем и приближать другие. Настала пора сменить статус проблем. Из технических перевести их в ценностные, ориентационные.

В 1994 г. элиты-лидеры остановили приватизацию, отняв главную «гранату» номенклатуры — раздел собственности. Фамильное серебро осталось в шкафу. Пылится – не пылится, но как-то не слишком аккуратно лежит. Не плохо, но сомнительно.

И это важный промежуточный итог. Как видят ситуацию лидеры страны, «то, что было создано всем народом, остается в его руках. Все, что зарабатывается, вкладывается в собственную экономику, а не вывозится за границу». Это точно — не вывозится. Но и умно не используется. Свой капитал не ожил, приходится одалживать деньги у иностранцев. Под 25 млрд набрали долгов. Многовато для пары лет.

Стали списывать свои ошибки на кризис. С этой целью акцентируется, что, якобы, даже в богатейших странах мира глобальный кризис вызвал резкий обвал экономик. Слишком пессимистическое суждение. Вдобавок — неверное. Падение «у них» составило 3-5%, иногда доходило до 8-10. Это не резкое, как у нас в 2009 г. — на 40% провалились продажи на внешних рынках.

Зря пугаем иностранцами и их кризисом. По странной логике ждем, что они из своей упавшей экономики будут завозить нам станки и машины, деньги – инвестиции. Но они не везут, то ли не хотят, то ли не могут?

Тогда мы запустим в дело инновации. Серьезно и очень об инновациях заговорили члены правительства. Академические мужи одели молодых аспирантов в клетчатые поддевки и галстуки-бабочки, поставили поросль в ряд важнейших инноваторов. И они снарядились с кристаллами к европейскому коллайдеру. Мимо отечественных заводов и фабрик, прямо в Европу. Из ее центра. На чистой науке, без корысти и денег. Что вызывает подозрения, причем обоснованные.

А машины и деньги нужны. Стране и ее отдельным представителям. Когда в автобусах и троллейбусах появились снова кондукторы с «квиточками», продирающиеся через плотные пассажирские массы, это вызвало «дежа-вю». Нигде в Европе не осталось такой отважной категории не только занятости, но и подвижности переменного состава. Недавно в Голландии поразился длине автобусов — это те «самые», 3-секционные. И никаких маршруток. Опередили нас голландцы, или мы прозевали?

А говорим про инновации. Конечно, говорить надо. В первых словах, и далее. Нужное это дело — инновации. Новые технологии и новые продукты труда человеческого. Интеллектуальной деятельности. Что нас сделает более свободными. До работы, во время ее и после.

А тут и полная занятость. Новогодняя занятость — все при деле. И зайчики, и Снегурочки. Меньше 1% лишней рабочей силы. А тут один из экономистов утверждает, что можно и нужно создать 1 млн рабочих мест.

В правительстве решали, из какой области эта фантастика. Один чиновник — что это экстремизм. Другие подумали и включили 1 млн новых рабочих мест в план пятилетки. Пяти лет перспективных изменений.  Мало ли что? Хотя миллион новых рабочих мест — всего почти 1/5 всей занятости. Поднять на 60% выпуск национального производства и обновить каждое пятое рабочее место? Не вопрос, даже начинающий специалист в области  HR-менеджмента скажет, что это просто необходимо.

Перед Новым годом есть что вспомнить. Мы не побежали вперед за экономикой знаний, а устремились за нефтью. Притягивает как магнит. Образ уходящего года — бочка с нефтью и коробка стирального порошка. Нефть — главный магнит политиков и чиновников, а синтетический порошок — самый популярный товар для населения.

И жить надо по-иному. Президент страны после долгих размышлений поставил чиновникам задачу: к 2015 г. уровень жизни в Беларуси приблизится к европейскому. Осталось всего пять лет — и мы «как они». Чуть-чуть потерпим.

 

Верите – не верите. Подождите.  Как решить эту вековечную мечту многих поколений советских и постсоветских людей? Посредством новой экономической политики. И только при ее помощи. Старые методы неэффективны. Социалистический лимон уже выжат.

Хотя от Маркса остается тезис. А. Лукашенко говорит в программе следующее: «Главной ценностью в моей политике всегда был и остается человек». Ленин и думал, и действовал именно так. А Хрущев? На этом строил свой спурт в «догнать и перегнать» США. У нас же — «Государство для народа» — это не придуманный лозунг, а фундаментальный принцип, от которого мы никогда не отступим. Так считает президент, и никто ему не возражает. Причем и оппозиция не дернулась и не стала «раскалывать общество».

Если человек — главное, то и  детей должно быть больше. Бизнесу это не столь важно, нет времени на детей. Для других важно знать, что каждая семья, где есть четверо и более детей, за счет государства получит квартиру.

Четверо — да! Запомните этот принцип. Семьям с тремя детьми будут компенсированы 75% стоимости жилья. Иметь много детей станет престижно. Особенно для обладателей 4-комнатных квартир. А кому еще? Одарить нас детьми, и дать право всем налогоплательщикам платить за воспитание и содержание этих детей.

Ускорение как феномен — «next step»

И почему многие в Беларуси не любят Михаила Горбачева? То, что получается в Беларуси, и есть ускорение. Про Хрущева Никиту Сергеевича вспоминать не будем. Хотя именно он и есть автор лозунга о «догонянии» и «обгонянии» США. Мы сделаем точно так же, но с Европой. Достигаем ее уровня через 5 лет. То есть через 60 месяцев.

Есть и свое, необыкновенное. В отличие от лидеров прошлого, у нас «получит развитие частная собственность». Сильный тезис? Как сказать.

Столетие тому назад в этой парадигме разбирались детально. Идеологи рыночной экономики достаточно давно поняли, что «развивать» частную собственность просто. И делать это можно десятилетия и даже столетия. Однако к первой половине XIX века пришло осознание того, что частная собственность нуждается не только в развитии, но и защите.

Этого мы не можем понять, так как частная собственность не стала фактом жизни каждого. Во многих университетах мы с коллегами из Чехии, Румынии, Швеции, Англии еще в 90-х годах ХХ века в дискуссиях приходили к выводам о том, что частная собственность развивается сложно на всем постсоциалистическом пространстве. Речь о том, что формы изменить можно, а содержание — далеко не так просто.

И это видно на сильных примерах. Социологически, самый мощный сегмент формирования частной собственности — приватизация жилья. Она везде прошла, причем вроде как успешно.

Но квартиры нуждаются в ремонте, подъезды не сияют частной красотой, дома заставляют задуматься о хитроумной учености бриттов: «мой дом — моя крепость». Крепость, да не та.

Белорусские полисимейкеры решили развивать частную собственность. Сначала надо бы ее создать. Или поделить то, что осталось от собственности общественной.

Взяв в программные положения идею частной собственности, мы не остановились, а пошли дальше. Глава государства заговорил, что собственность на землю надо заслужить. Перед кем? Перед чиновниками. Это уже понятно.

Анализ текста программы действующего президента Беларуси показывает удивительные изменения аксиоматики. Не то идеологи не постигли мудр остей истории экономических учений, не то пишем, что думаем. А может, и то, и другое сразу.

У нас пошел в обиход новой программатики Адам Смит. Я бы сказал — сам Адам Смит.  Текстуально получается, что Александр Григорьевич Лукашенко стал поклонником Смита. А как  иначе, если написано мудрствующим пером следующее: «Через благосостояние каждого мы придем к благополучию всех». Именно через рост доходов и интересов каждого субъекта экономики достигается рост ВВП и потоков доходов национального хозяйства.

Адам был бы доволен.

Доволен был бы и Лассаль. А также Роза Люксембург и Клара Цеткин. И Троцкий стал бы кивать одобрительно головой. Не теряя научной инициативы, в главной программе страны ее научными (и простыми) составителями зафиксированы и социал-демократические приоритеты.

Звучит это трубно и сильно. Всему миру заявлено: УСИЛИТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ. Вот она — социальная практика. А почему «защита»? Важнее, когда есть «точка опоры».  Зачем защищать того, кто нуждается в элементарной экономической свободе? Сам заработает, улучшит жизнь. Без намеков на защиту.

Однако частная собственность и доходы от капитала развиты слабо. Для 70% населения на первом месте — работа и доходы. Пока для наемных работников. Белорусский социализм хотел бы потрафить чувствам наемных рабочих и служащих. И пошло, поехало.

Появился слаженный тезис: каждому будет гарантировано рабочее место. Пусть знают выпускники школ и гимназий. Рабочее место их ждет. Но, к сожалению, дети не очень поддерживают данный тезис. Не осознали, что ли?

Патернализм полисимейкеров налицо. Явный и энергичный. Государство поможет всем, кто нуждается в помощи.  Будет создана цивилизованная система социального обслуживания пожилых людей, особенно одиноких. Вопрос в том, а надо ли доводить наше население до нужды в помощи. Высокие доходы, страховая система отбрасывают назад тезисы о «помощи». Богатый и самостоятельный человек способен покупать услуги разного рода. Нечего отнимать по 36% доходов каждый месяц у всех жителей страны. С тем чтобы потом поговорить о всемирно исторической роли государства. Читай — чиновников.

Как считают независимые экономисты, 7-летняя интенсивность вложений дает необходимый капитал для покупки квартиры. Если исходить из формулы соответствия пропорций доходов и стоимости жилья, то 1 м2 стоит 1 месячную зарплату. При зарплате в 500 долларов в месяц, 6 000 долларов в год при 7-летних индивидуальных инвестиций  дает цену квартиры. Самой простой и незатейливой: 42 000 долларов. И есть такие? Да, однокомнатную можно было в декабре купить в окрестностях Минска именно в рамках данной суммы. Естественно, без отделки. Что называется, «бери и иди».

Официальный тезис главы страны прост: уровень доходов должен позволять семьям приобрести собственное жилье в среднем в течение пяти лет. На сегодня надо искать квартиру с ценой в 30 тысяч долларов. Пока таких нет. А жаль!

Есть в этой новой революционности нашей официальной доктринальности вещи интересные и оригинальные. В стране созрел концептуальный тезис, напрочь уничтожающий власть номенклатуры. Что же это?

И вот — революция. В программе одного из кандидатов на пост президента появился суперлиберальный тезис. Он прост: ДАТЬ ПОЛНУЮ СВОБОДУ ИНИЦИАТИВЕ.

Свобода — хорошо. Настоящая свобода еще лучше. Сделать это непросто, но по данному пути идти надо. Демократическим путем, с развитием институтов представительства интересов, развития механизмов согласования интересов.

Но в ноябре 2010 г. глава государства сформулировал революционный тезис: «Мы перейдем от экономики директив к экономике инициатив». Отлично, так и надо. Стоит ожидать того, что в ближайшие месяцы, в этом году будет уже принята не «Директива № 4», а инициатива № 1. А как иначе? Надо быть последовательными. Или последовательным?

А чиновникам? Им рекомендовано рисковать. Более точно — «будет защищено право руководителя на деловой риск». Кто и как будет защищать? Ждать ответа смысла нет.

А в остальном? Как и прежде. Просто формулировки. Например: «Повысится роль предпринимательства. Снизим налоги. Радикально упростим отчетность и административные процедуры. Беларусь должна быть в тридцатке стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом».

Но мимоходом была заимствована «ошибка Ельцина». Не приходя в сознание, что ли? А как иначе, когда повторяется не оправдавший себя рефрен. «В стране будет внедрен принцип: разрешено все, что прямо не запрещено».

Так ли это будет с нами, когда соседи обожглись? Кроме авторитетов, скорее всего. У них такой тезис приветствуется.

Все вроде получается революционно. Но в конце рассуждений стопор. Или ступор, как кому покажется более точным. Это емкий тезис власти, предупреждение. Вот он: «Стране не нужны эксперименты».

Всем нам есть смысл над чем задуматься. Инициативы не замедлили сказаться. Сразу же аграрии выступают с инициативой выделить им на «работу», на движение вперед, ни мало ни много — 40 млрд долларов. Этой суммы было достаточно американцам, чтобы реализовать программу высадки человека на Луну. Нам для программы посадки и сбора картофеля и пшеницы. И прочего, естественно.

И без экспериментов. Без тщательной работы над ошибками чиновников и экономистов неосоциалистической династии. А может,такую дидактическую и теоретическую работу уже пора сделать? Прежде, чем «раскрепощать» предпринимателей. Оставшихся в процессе трансформации, транзита и либерализации. Ненужное можно вычеркнуть.

В уме, конечно.

 

Автор: Леонид Заико

Источник: Газета "Антикризисное управление"

Read more...

Страна как сборочный цех: что это дает экономике

16-12-11Мы до сего дня продолжаем с гордостью произносить с трибун: "Беларусь – сборочный цех СССР". Еще больше мы гордимся, что ничего не изменили и ничего не разрушили. Хотя реально это не так, много есть того, что производила Советская Белоруссия и не производит нынешняя Беларусь, но дело не в этом.

Мы действительно практически ничего не меняли с советских времен, и если что и разрушилось, то не благодаря целенаправленным усилиям нашей власти, а само по себе. Получается, повод для гордости все же есть? Но СССР нет уже почти 20 лет, 16 лет находится у власти нынешнее руководство, а у нас все по старому, мы "ничего не разрушили" и "Беларусь - сборочный цех СССР", ну и прочее.

Это повод не для гордости, а для ужаса. Ведь ничего не разрушили, значит ничего и не создали, а жить в уцелевшем "подвале" давно рухнувшего здания – очень и очень некомфортно.

К тому же, весьма вероятно, в этом состоит одна из главных причин нынешних трудностей нашей экономики. Не единственная причина, понятно, но одна из главных. Ведь экономическая ситуация в мире и у всех наших соседей поменялась за эти годы кардинально, а у нас практически ничего не изменилось, если брать структуру экономики.

Да, часть совершенно износившегося оборудования заменили на новое, что-то построили, что-то обновили, но все в рамках практически неизменной экономической системы. Получается, наша экономика осталась "заточенной" под СССР, которого уже давно нет. Какое-то время, пока российская экономика тоже оставалась "наследницей СССР", наша экономика работала как ее дополнение. Плюс российские же дотации – и худо-бедно жить было можно, вернее сказать, выживать.

Но сегодня российская экономика уже совсем не похожа на советскую и продолжает от нее отдаляться. В лучшую или худшую сторону – мы оценивать не будем, россияне сами об этом спорят, но о том, что нынешняя российская экономика построена совсем не по советскому образцу, не спорит никто.

Таким образом, наш "сборочный цех СССР" с современной российской экономикой не стыкуется никак. А поскольку наша экономика с российской не стыкуется и никак ее не дополняет, разве что конкурирует по некоторым позициям, то и надобности в широкомасштабном дотировании экономики Беларуси россияне больше не видят.

В результате мы имеем то, что имеем. И ЕЭП нас не спасет, если мы и далее продолжим оставаться "сборочным цехом СССР". Может, из политических соображений какие-то дотации и будут возобновлены, но именно какие-то, а далеко не все. Когда же очередная попытка а-ля "лебедь, рак и щука" закончится закономерным "а воз и ныне там", дотирование "белорусского чуда" прекратится окончательно.

Так что выход для нас только в том, чтобы перестроить "сборочный цех СССР" в нечто более современное, иначе "сборочный цех" ждет судьба самого СССР.

Правда, в последнее время мы предпринимаем попытки стать псевдосборочным цехом Китая, с последующим выходом товаров на российский рынок. То есть пытаемся сменить спонсора, без изменения самой системы. Можно усомниться в успешности таких попыток, во всяком случае, долговременной успешности.

Например, после вступления России в ВТО, китайские товары получат прямой выход на российский рынок. Надобность в транспортировке их в Беларусь, переклеивании этикеток и последующей продаже в Россию отпадет. Китайские товары смогут продаваться на российском рынке без этой "сборки". Впрочем, и сегодня чисто китайских автомобилей, телевизоров, микроволновок и прочих товаров в России продается в разы больше, чем "китайско-белорусских". Таким образом, китайские товары и сейчас могут продаваться, но пока есть определенные ограничения и барьеры. После вступления России в ВТО большинство этих барьеров должно быть снято.

Да и реальные сборочные производства надежнее открывать поближе к рынку сбыта, а не в других странах. Пусть у нас сегодня ЕЭП, а завтра глядишь уже и не ЕЭП, зачем рисковать инвестициями. Потому что белорусы работают лучше россиян? Это скорее миф, тем более что на таких предприятиях обычно работают китайцы. Так что разницы нет, где их строить, хоть в Африке, был бы рынок сбыта. В России рынок сбыта есть, у нас – нет, почти нет. Есть и другие причины.

В общем, как-то мало верится, что мы сможем успешно преобразовать "сборочный цех СССР" в "сборочный цех Китая". Предпочтительнее было бы попытался преобразовать нашу экономику в нечто более прогрессивное и перспективное, чем чей-то "сборочный цех".

Пока же наши планы, вплоть до самых последних, озвученных на народном собрании, больше напоминают планы по расширению и некоторой косметической модернизации старого "сборочного цеха", чем по созданию новой современной экономики. Такое впечатление, что факт отсутствия СССР и прочих изменений в мире, а также то, что нам давно нужна другая экономика, в упор игнорируется. А зря, ведь можно повторить судьбу СССР.

 

Автор: Юрий Пшенник

Источник: Наше мнение

 

 

Read more...

Ивашкевич: Экономика после выборов: не того боимся

09-12-16Стась Ивашкевич. Экономический обозреватель. Работал региональным аналитиком рынка и менеджером в отделе развития консалтинговых продуктов в европейских консалтинговых агентствах Euromonitor International Plc i Marcus Evans Plc. По приглашению Нью-Йоркского университета в Праге читал лекции о вступлении России в ВТО.

Популистская бюджетная и кредитно-денежная политика правительства приведёт к девальвации и гиперинфляции в ближайшее время после президентских выборов. Такие утверждения, несмотря на кажущуюся их логичность, – существенное преувеличение. На самом деле, «пренеприятнейшие известия» грядут с другой стороны…

«Страшилки»

Пессимистичные прогнозы независимых центров экономических исследований оценивают рост потребительских цен в 2011 году в 15%. Другие ограничивают его 10% . Примерно так же оценивается возможная глубина падения белорусского рубля. И для такого оптимизма имеется ряд причин.

Во-первых, нынешнее инфляционное и девальвационное давление является в немалой степени результатом ожидания этих самых явлений. Если опасения новогоднего сюрприза в виде девальвации не случится (а это маловероятно), то внутренний спрос на валюту несколько нормализируется, равно как и спадет покупательская истерия.

Расширяются возможности внешнего заимствования на фондовых рынках, причём не только у государства, но и у банков, а в перспективе – и у отдельных предприятий. Не нужно забывать о возможности макроэкономической помощи от ЕС, на крайний случай, продажи "валютных коров" типа "Беларуськалия".

Но главным образом надежды возлагаются на новую программу сотрудничества с МВФ. В наличии доброй воли Фонда сомневаться не приходится. В предыдущей программе стэнд-бай Минск проявил себя отличником не только на фоне «безалаберной» Украины, но и Греции.

Вероятность того, что МВФ не будет настаивать на резкой девальвации белорусского рубля, как в прошлый раз, довольно велика. Во-первых, возможностей удерживать курс рубля у Беларуси сейчас больше, чем в прошлом году. С другой стороны, обесценивание валюты и последующий отток рублёвых банковских депозитов населения представляют гораздо более серьёзную угрозу для экономики – чреваты кризисом банковской системы.

Рецепт

Правда, исправлять вред, который «предвыборная раздача» нанесла конкурентоспособности белорусских предприятий, будет необходимо. И здесь МВФ, скорее всего, предложит те же инструменты, что и Греции или Ирландии, для которых девальвация также является затруднительной, хоть и по другим причинам.

Стратегия эта заключается в урезании бюджетных расходов. В первую очередь, путём сокращения избыточных трудовых ресурсов на государственных предприятиях.

Казалось бы, политически такое решение ещё менее приемлемо для нынешней власти, чем девальвация. На самом же деле оно уже давно принято. В частности, эти планы красной нитью проходят через весь проект социально-экономического развития на следующую пятилетку, озвученный на завершившемся вчера Всебелорусском собрании.

Главный акцент делается на "повышение эффективности использования трудовых ресурсов", "повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров", "создании системы социального страхования населения от безработицы", "повышении социальной ответственности за результаты своего труда".

Согласно последней версии директивы №4, пособия по безработице планируется увеличить до $120 в месяц.

Докладчик в своём многочасовом выступлении дополнил положения программы многочисленными примерами («вакансий – больше, чем работников, но просто так не возьмут – нужно переучиваться»).

Таким образом, у нынешнего правительства, несмотря на обвинения в зацикленности на сиюминутных трудностях, определённое видение долгосрочного развития есть.

Лукашенко: I have a vision

«В предстоящем пятилетии предусматривается переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств... путём создания стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности.., формирования благоприятного бизнес–климата».

Программа Я. Романчука под заглавием "Создаем новое, сохраняя лучшее"? Нет, это — проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Отсеивая пафос и технократические термины, простым языком экономическую стратегию Минска можно описать так.

Повысить конкурентоспособность государственных предпиятий за счёт увольнения части работников, которые, однако, по расчетам правительства, незамедлительно вольются в ряды малого и среднего бизнеса, а также заполнят рабочие места на «инновационных предприятиях», созданных «в том числе при участии иностранных инвестиций».

Опять аналогии с программой "Миллион новых рабочих мест"?  Экономические платформы власти и оппозиции на этих выборах действительно перепутать немудрено.

На бумаге всё выглядит неплохо и у тех, и у других. Вот только теория, как говорится, суха, а с теми же инвесторами, к примеру, получается пока не ахти как.

Doing business в рыночном социализме

В ответ на обещания исключительного содействия со стороны власти заграничные инвесторы, как правило, отмалчиваются. Общий посыл: сделайте, мол, сначала удобные и прозрачные правила для собственного бизнеса, тогда и мы поверим в перспективность вложений.

А тем временем, несмотря на рывок в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2010 по ключевым параметрам — защита инвестиций и налогообложение, — Беларусь, наоборот, свои позиции сдала. Да и пробная приватизация пятёрки предприятий, организованная согласно требованиям МВФ закончилась, как известно, нулевым результатом.

Но и здесь всё не так просто. Медленные темпы реформ на сегодняшний день имеют и стратегические причины.

Чем занимались до сих пор

Безоглядная либерализация предпринимательства в переходной экономике несёт для неё опасность, которая может оказаться фатальной (по крайней мере, для реформаторского правительства) раньше, чем рыночные блага начнут приносить ощутимую отдачу. Ведь первое, за что берётся частный бизнес, — это выкачивание денег из неповоротливых конкурентов государственной промышленности. Вспомним, чем закончилось кооперативное движение для СССР, о безвременной кончине которого любит посетовать руководитель Беларуси.

Таким образом, прежде чем спускать маховик реальных рыночных реформ, Минску необходимо было обеспечить решение как минимум двух задач.

Во-первых, — возможность реструктуризации государственной промышленности, в частности, за счёт сокращений работников. Перед выборами это было, по понятным причинам, невозможно. Вероятно, поэтому и долгожданная директива №4 до сих пор не была извлечена на свет.

Во-вторых, – проделать предварительную работу по подготовке приватизации. Главным образом по этой причине либерализация началась со второстепенных реформ, политических договорённостей и международного маркетинга.

Несмотря на очевидную необходимость названных преобразований, неизвестно, когда бы белорусское руководство на них решилось (и решилось ли бы вообще), если бы не последний и окончательный фактор.

Рубикон перейдён

Эти процессы уже, по большому счёту, не во власти Минска. Завтра Александр Лукашенко вылетает в Москву подписывать соглашения по Единому Экономическому пространству. Первая четвёрка согласованных документов включает в себя следующие пакеты:

1. Соглашение о согласованной макроэкономической политике

3. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции

4. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий

5. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства

Тексты соглашений не публикуются, но в общих чертах их смысл не является секретом. По сравнению с Беларусью, промышленные и сельскохозяйственные субсидии в России и Казахстане мизерны, не говоря о налоговом регулировании бизнеса (практическое применение – особый вопрос).

По всей видимости, Минск даст письменное обязательство об ускоренном реформировании экономики не только до возобновления программы МВФ, но ещё и до выборов.

Таким образом, для тех, кто гадает о послевыборном будущем, у меня есть и хорошие новости, и плохие.

Начнём с хороших. Реальная либерализация делового климата, по всей вероятности, — вопрос ближайшего года. За выполнением необходимых шагов проследят не только ЕС с МВФ — в рамках кредитных программ, но и Россия — в рамках ЕЭП и в качестве условия возвращения поставок беспошлинной нефти.

Ещё одна хорошая новость в том, что вряд ли в ближайшем будущем стоит опасаться слова на "Д".

Зато — а это уже плохая новость — стоит бояться слова на "Б" — безработицы. Ведь плавное перетекание работников с насиженных мест на новые («инновационные») будет зависеть от успехов правительства в привлечении инвестиций и эффективного управления экономикой по рыночным правилам. А практического опыта на этом поприще не хватает пока как действующему руководителю государства, ни иным претендентам на пост президента.

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Беларусь сегодня живет на 1 миллиард долларов в месяц

09-12-06Именно такая сумма необходима стране для поддержания существующего уровня жизни, считает экономист Леонид Злотников

Такое мнение в интервью российскому изданию "КоммерсантЪ" высказал белорусский экономист Леонид Злотников, в ходе обсуждения нюансов белорусско-российских отношений и комментируя выступление Александра Лукашенко на Всенародном собрании.

- Я вспоминаю, в сентябре месяце Лукашенко выступал на съезде профсоюзов и отвечал на вопрос: почему, если у нас так быстро растет экономика и так быстро растет ВВП, почему мы не самые богатые по сравнению с нашими соседями, с Россией? И действительно, на этот вопрос очень сложно ответить, потому что ВВП на душу ниже, чем в России, ниже, чем в соседних странах, кроме Украины. И ожидаются в Беларуси тяжелые времена.

Действительно, снижение дотационной поддержки России в форме дешевых энергоносителей, понижается конкурентоспособность белорусской продукции. Ну вот, например, цемент, который мы раньше продавали в Россию, он был конкурентоспособен там, а сейчас нет. Сейчас себестоимость этого цемента выше цен на российском рынке.

Естественно, меняется конкурентоспособность, в результате постепенного повышения цен на российские энергоносители. Здесь, конечно, действует этот фактор. Но экономика остается государственной, крупные предприятия не реформированы, натуральное хозяйство, отстали от специализации и кооперации, которые проходили в последние десятилетия в других странах. Естественно, надо как-то оправдать отставание белорусской экономики и, видимо, трудные времена впереди, потому что сейчас очень много потребляется за счет внешних заимствований.

И их нужно делать в размере примерно 1 миллиард долларов в месяц, то ли проводить приватизацию на какую-то сумму. Но один миллиард в месяц надо получить и если вдруг поток внешней валюты затормозится, то это возможность занижения уровня жизни, откат от того, что было достигнуто раньше и так далее. Чем-то оправдывать это придется, - сказал Леонид Злотников.

 

Источник: Ежедневник

Read more...

Эксперт: Нацбанку вполне по силам удержать белорусский рубль в пределах 8-процентного коридора

08-12-04Год подходит к концу. Удержится ли до 1 января курс рубля в отведенном ему коридоре? Хватит ли Беларуси ее золотовалютных резервов? Вырвется ли инфляция за пределы прогноза? Насколько важно быть финансово грамотным и разбираться в этих хитросплетениях рядовому гражданину?

Об этом и другом в эфире TUT.BY рассуждал аналитик BusinessForecast.by Александр Муха.

Инфляция в этом году грозит выйти за пределы прогноза – 8-10% - причем в сентябре она составила аж 1,6% вместо сезонного снижения. Это мировые тенденции так влияют на нас, начавшийся рост зарплат толкает инфляцию, или Нацбанк так активно эмитирует рубли?

Действительно, в последние месяцы в Беларуси отмечается ускорение темпов роста потребительских цен. В октябре инфляция немного снизилась до 1,1%, но, тем не менее, по итогам 10 месяцев текущего года инфляция, по данным Национального статистического комитета, составила уже 7,9%. В годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) инфляция на потребительском рынке достигла 9,7%. Можно сказать, что она уже вплотную приблизилась к верхней планке годового прогноза правительства Беларуси. Я думаю, что в ближайшее время с учетом внутренних и внешних факторов стоит ожидать продолжения роста потребительских цен. В то же время, не стоит ожидать какого-то инфляционного всплеска. По нашим оценкам, в 2010 году инфляция превысит прогноз правительства и будет находиться в диапазоне 10,5-11%.

Инфляция в любой стране – это очень сложное системное явление, которое формируется под влиянием самых различных факторов. Причем, если говорить о Беларуси, то у нас есть следующая особенность, связанная с тем, что вклад в инфляцию так называемого системного эффекта, связанного с совместным перекрестным влиянием всех факторов, превышает сумму чистых влияний каждого отдельного фактора. То есть факторы действуют как по отдельности, так и вместе. И этот совместный эффект вносит довольно существенный вклад в инфляцию в Беларуси.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что на инфляцию влияют отдельные внешние факторы, либо внутренние – речь идет об одновременном воздействии совокупности факторов. Среди внешних факторов стоит отметить аномальную жару летом текущего года, которая привела к заметному снижению динамики сельскохозяйственного производства в Беларуси и в России, что закономерным образом вызывает рост цен на определенные продукты. Очевидно, что некоторую лепту внесла и активная административная накачка экономики кредитными ресурсами (в том числе в рамках госпрограмм). В Беларуси сейчас сохраняются высокие темпы кредитования, что само по себе создает дополнительное инфляционное давление в экономике. Но я бы не стал переоценивать воздействие этого отдельного фактора. В текущей ситуации на динамику инфляции заметное влияние оказывает специфический фактор инфляционных ожиданий. Последние несколько месяцев мы говорим о том, какие у нас будут высокие зарплаты, что в бюджетном секторе состоится повышение зарплат более чем на 30%. И можно сказать, что в ряде случаев цены на товары и услуги отреагировали скорее заблаговременно, до повышения зарплат. Ведь дело в том, что эти деньги бюджетный сектор получит только сейчас, в декабре, поэтому свою негативную роль сыграли и ожидания, связанные с резким ростом зарплат и, соответственно, возможными экономическими и финансовыми рисками в этом случае.

Феликс Чернявский высказал мнение, что на самом деле, инфляция у нас даже не 10%. Он исходит из рублевой денежной массы, которая есть на руках у населения. Она выросла за этот год на 30%, соответственно, по его мнению, выросла и инфляция на столько же: люди у себя на руках держат ровно столько денег, сколько тратят, а раз тратить им приходится на 30% больше, соответственно, и цены выросли на 30%. Логика такая.

Я позволю себе не согласиться с этой логикой: прирост денежной массы необязательно уходит на потребительский рынок. Необходимо понимать, как рассчитывается рублевая денежная масса (денежный агрегат M2): в нашем случае, помимо наличности, это еще и депозиты населения, и здесь не совсем ясно, как, например, увеличение срочных депозитов физических лиц может сказаться на динамике инфляции. Скорее, наоборот, это может привести к снижению инфляции, поскольку объем наличных денег на руках у населения в этом случае сокращается.

Необходимо пояснить, что сейчас в структуре потребительской корзины населения содержится более 400 позиций товаров и услуг. Для включения того или иного товара в состав потребительской корзины его удельный вес в структуре расходов домашних хозяйств должен составлять не менее 0,01%. Таким образом, Национальный статистический комитет рассчитывает инфляцию на основе динамики цен более 400 товаров и услуг. Разумеется, что цены на отдельные товары и услуги могут демонстрировать более высокую динамику.

Так, если говорить об инфляционных лидерах, то среди основных групп продовольственных товаров в январе-октябре 2010 года больше всего подорожал картофель на 37,7%. Крупы подорожали на 35,4%, масло животное – на 29,8%, масло растительное – на 28,2%, сахар – на 27,8%, сыры – на 14,3%, молоко и молочные продукты – на 14,1%, кондитерские изделия – на 13%. Если говорить о росте цен на продукты, то здесь сказывается фактор аномальной жары летом текущего года.

Среди основных групп непродовольственных товаров по итогам 10 месяцев больше всего подорожал бензин – на 17%, письменные принадлежности – на 15,2% и медикаменты – на 8,3%. Среди основных услуг больше всего подорожали услуги театров – на 25,7%, услуги городского пассажирского транспорта – на 19,1%, санаторно-оздоровительные услуги – на 15,7%, услуги автомобильного транспорта пригородного сообщения (+15,4%), услуги автомобильного транспорта междугородного сообщения (+14,3%), услуги высшего образования (+13,4%).

Выходит, что такой большой рост по этим товарам и услугам компенсируется остальными позициями, которые подорожали не очень сильно?

Действительно, по остальным товарам и услугам наблюдается более низкая динамика цен. Более того, есть позиции, по которым за 10 месяцев зафиксировано снижение цен. В частности, подешевели овощи. К слову, мы привыкли замечать рост потребительских цен, но в случае снижения цен на те или иные товары и услуги, мы считаем это само собой разумеющимся и даже не обращаем на это внимание.

Когда растет инфляция, у владельцев рублевых депозитов появляется повод волноваться – не потеряют ли они свои сбережения. Россия вот уже говорит о возвращении к отрицательным ставкам. Не грозит то же самое Беларуси?

Думаю, что нет. В Основных направлениях денежно-кредитной политики на следующий год отмечается, что приоритетной целью процентной политики будет являться обеспечение положительных процентных ставок по рублевым депозитам в реальном выражении (то есть с учетом динамики потребительских цен). Таким образом, процентные ставки по рублевым депозитам населения будут превышать уровень инфляции в стране. К слову, Международный валютный фонд также рекомендует Беларуси поддерживать процентные ставки по вкладам в национальной валюте на положительном уровне.

Насколько выше инфляции? Не говорят?

Как правило, здесь нет конкретных ориентиров, но я думаю, что речь идет, как минимум, о нескольких процентных пунктах сверху инфляции, чтобы у населения сохранялась заинтересованность в организованных сбережениях в виде рублевых депозитов, в частности, за счет обеспечения более высокого уровня привлекательности рублевых инструментов по сравнению с валютными вкладами, доходность по которым сейчас ограничена 8%.

У нас ведь плановая экономика, и если мы на следующий год запланируем инфляцию не выше 8,5%, означает ли это, что рублевые вклады могут подешеветь до 10% годовых?

08-12-04-1На мой взгляд, вряд ли процентные ставки по срочным рублевым депозитам физлиц упадут до 10% годовых. Сейчас однозначно прогнозировать уровень процентных ставок по рублевым вкладам на конец следующего года сложно. Однако можно сказать, что в любом случае в следующем году белорусские банки будут сохранять привлекательные процентные ставки по рублевым депозитам, что позволит выполнить параметры по привлечению средств населения, заложенные в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2011 г.

В настоящее время процентные ставки банков по срочным депозитам достигают 18-19% годовых. В краткосрочной перспективе, в несколько ближайших месяцев, мы не ожидаем продолжения снижения процентных ставок по депозитам. Более вероятным вариантом в ближайшие месяцы выглядит сохранение текущего уровня процентных ставок на финансовом рынке страны, включая ставку рефинансирования. В декабре Национальный банк будет рассматривать вопрос об изменении ставки рефинансирования, но я не думаю, что будут какие-то резкие колебания.

Беларусь в последние годы довольно активно, по крайней мере, активнее, чем раньше, наращивает внешний долг. Не угрожает ли он экономической безопасности страны?

Внешний госдолг Беларуси в абсолютном выражении составил 9,6 млрд долларов на 1 октября при установленном лимите на 2010 г. 11 млрд долларов. Относительно ВВП Беларуси, исчисленного в годовом выражении, эта цифра составляет 18,3%, что заметно ниже установленных международных стандартов. Так, согласно международным стандартам, порог внешнего государственного долга установлен на уровне не более 60%. С этой точки зрения текущий уровень внешнего госдолга Беларуси не является критичным. К примеру, в отдельных европейских странах уровень внешнего госдолга превышает отметку 100% ВВП. Хотя, с другой стороны, опыт Греции показывает, что в данном случае могут быть определенные проблемы, связанные со своевременным и полным обслуживанием своих долговых обязательств.

В Беларуси фактором, указывающим на долговую устойчивость бюджета, является относительно низкий уровень платежей по внешнему государственному долгу. Так, отношение расходов на погашение и обслуживание внешнего государственного долга к доходам консолидированного бюджета выглядит следующим образом: 2005 г – 0,9%, 2006 г – 0,7%, 2007 г – 1%, 2008 г – 1% и 2009 г – 1,3%. Это незначительные цифры, но нам нужно смотреть и вперед, поскольку очевидно, что уже через несколько лет у нас ожидается увеличение долговой нагрузки, связанное с выплатами ранее привлеченных иностранных кредитов и займов.

В частности, в 2012-2013 гг у нас ожидается увеличение выплат по резервному кредиту МВФ, с конца 2012 года начинается погашение ранее привлеченных российских государственных кредитов. В целом график предстоящих платежей по обслуживанию и погашению внешнего госдолга Беларуси выглядит следующим образом (с учетом размещенных еврооблигаций): 2010 г – 895,3 млн долларов, 2011 г – 666,7 млн долларов, 2012 г – 1156,7 млн долларов, 2013 г – 2393,3 млн долларов, 2014 г – 2343,6 млн долларов и 2015 г.– 2154,1 млн долларов (без учета новых возможных заимствований).

Беларусь в этом году освоила новый инструмент заимствований – евробонды. Как вы оцениваете наш евробондовый дебют?

На мой взгляд, выход правительства Беларуси на международный рынок капитала является знаковым событием, и размещение евробондов можно оценивать в целом положительно. Со стороны инвесторов из различных регионов мира отмечался значительный спрос на белорусские бумаги. Выпуск евробондов позволяет диверсифицировать источники внешних заимствований Беларуси и, тем самым, снизить зависимость от основных иностранных кредиторов.

Привлеченные деньги являются достаточно комфортными с точки зрения длины: евробонды размещены на пять лет, и будут погашены 3 августа 2015 года. До этого времени 1 раз в полугодие будет осуществляться только выплата купонного дохода (3 февраля и 3 августа). То есть комфортность денег заключается в том, что основная сумма долга погашается в 2015 году, однако к этому времени нам нужно сделать экономику более конкурентоспособной, более эффективной и рыночной, чтобы погашение евробондов у нас не вызвало каких-то затруднений.

Остается добавить, что в ближайшие несколько лет можно ожидать снижения курса доллара на международном валютном рынке, что среди прочего приведет и к уменьшению долговой нагрузки, связанной с погашением евробондов в 2015 году.

Председатель правления Нацбанка Петр Прокопович на недавней пресс-конференции анонсировал укрепление белорусского рубля по отношению к доллару в конце года. Есть ли экономическое обоснование у такого прогноза?

Полагаю, что в текущей ситуации возможности для укрепления белорусского рубля есть. Многое будет зависеть от динамики пары евро/доллар на международном валютном рынке. С учетом возможного укрепления евро к доллару можно ожидать, что в Беларуси доллар США подешевеет до отметки 3000 белорусских рублей (или даже ниже). По данным Международного валютного фонда, в Беларуси курс доллара по паритету покупательной способности в 2010 году оценивается в 1207,7 белорусских рублей. Это говорит о том, что в Беларуси за 3000 рублей можно купить в 2,5 раза больше товаров и услуг, чем в Америке за 1 доллар.

Удастся ли удержать рубль в границах восьмипроцентного коридора по отношению к корзине в следующем году?

На мой взгляд, Национальному банку вполне по силам обеспечить движение курса белорусского рубля к корзине валют (включает доллар, евро и российский рубль) в пределах +/-8% от центрального значения, равного стоимости валютной корзины, сложившейся на начало 2011 г. К слову, в текущем году центральный банк не использует всю ширину валютного коридора. Так, стоимость корзины валют в 2010 г. колеблется в диапазоне от минус 2,56% до +4,56% относительно центрального значения, сложившегося на начало года (1036,27 рублей).

Удержание курса рубля обычно сопровождается вымыванием золотовалютных резервов. Достаточно ли нынешнего уровня резервов?

В случае если спрос на валюту на внутреннем валютном рынке превышает ее предложение, указанную разницу вынужден удовлетворять Национальный банк за счет сокращения золотовалютных резервов. Текущий уровень золотовалютных резервов Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных МВФ (5,848 млрд долларов на 1 декабря) является достаточным для сглаживания колебаний спроса и предложения валюты на внутреннем валютном рынке. То есть центральный банк располагает соответствующими возможностями для обеспечения финансовой стабильности в стране, включая внутренний валютный рынок.

Хотя, нужно отметить, что в международной практике существует несколько критериев оценки достаточности резервов. Так, по методологии МВФ, достаточным является тот уровень резервов, который позволяет оплачивать трехмесячный импорт товаров и услуг. К сожалению, в Беларуси этот критерий не выполняется, поскольку золотовалютных резервов страны хватит для того, чтобы оплатить только 1,8 месяца импорта товаров и услуг. В результате чтобы соответствовать этому критерию уровень золотовалютных резервов Беларуси должен составлять около 9,9 млрд долларов.

Однако необходимо понимать, что сами по себе критерии достаточности резервов описывают скорее идеальную ситуацию. Я бы даже сказал, что в ряде случаев они отражают верхнюю границу того приемлемого диапазона, за пределами которого начинается другая проблема, связанная с перенакоплением золотовалютных резервов.

Чем это грозит?

Во-первых, перенакопление грозит высокими внутренними процентными ставками, недоинвестированием собственной экономики, то есть снижением ресурсов, которыми располагает национальная экономика. Ярким примером может служить Россия, которая сейчас занимает третье место в мире по уровню золотовалютных резервов. По состоянию на 26 ноября резервные активы России достигли 484,6 млрд долларов, что составляет 19,7 месяцев импорта товаров. На мой взгляд, сейчас для России более выгодным и рациональным вариантом будет вывести часть средств из тех же американских казначейских облигаций и направить ресурсы на развитие собственной экономики, а также экономик стран – основных торговых партнеров (включая Беларусь). Это позволит достичь гораздо большего эффекта, как с экономической, так и с социальной точки зрения.

Еще один пример – Китай, который является рекордсменом по уровню золотовалютных резервов в мире (по состоянию на конец третьего квартала 2,648 трлн долларов). Но сейчас их основная головная боль – что делать с этими деньгами, ведь это, по сути, записи на счетах, которые могут обесцениться вместе с самим долларом. Поэтому Китай думает над тем, как диверсифицировать свои активы и часть резервов направить на покупку реальных активов (например, предприятий) в других странах. Кроме того, китайские власти планируют расширить статус юаня в качестве региональной резервной валюты с тем, чтобы снизить валютные риски, связанные с возможными резкими колебаниями основных валют на международном валютном рынке.

В октябре население заметно увеличило покупку валюты у банков страны на 28,4% к сентябрю, а продажа наличной валюты населением сократилась на 6,7%. Удастся ли преодолеть эту тенденцию в декабре? Что победит – традиционные предпраздничные расходы или девальвационные ожидания?

Действительно, обращает на себя внимание то, что в октябре на фоне роста девальвационных ожиданий отмечается усиление чистого спроса со стороны населения на валюту. В частности, в октябре население купило иностранной валюты на 317,2 млн долларов больше чем продало, что не может не беспокоить. С другой стороны, нельзя однозначно сказать, что весь прирост зарплат уйдет на валютный рынок. Так, можно ожидать, что население потратит часть средств на покупку как продовольственных, так и непродовольственных товаров, а также выплату банковских кредитов и пополнение вкладов. То есть, вероятнее всего, будет наблюдаться комбинированный сценарий.

В целом после проведения президентских выборов можно ожидать снижения девальвационных и инфляционных ожиданий в экономике, соответственно, будет снижаться и спрос на иностранную валюту. При этом правительство "свяжет" определенную часть прироста доходов населения за счет повышения тарифов на услуги ЖКХ, что позволит повысить уровень возмещения затрат по производству энергии.

У нас правительство и Нацбанк много говорят о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Почему это так важно? Не приведет ли такая массовая экономическая грамотность к большей настороженности и озабоченности населения, к некоторой экономической ипохондрии, когда мы начнем подозревать в экономике и дефолт, и коллапс?

Я думаю, что нет. Напротив, повышение уровня финансовой грамотности населения позволит снизить риски для экономики в целом. В конечном счете, в повышении финансовой грамотности населения заинтересованы все – и правительство, и Нацбанк, и само население, хотя бы по той причине, что в данном случае будет гораздо меньше поводов для опасений и волнений. Причем зачастую речь не идет о том, чтобы приобрести серьезные навыки на уровне экспертов Нацбанка или представителей академического сообщества. Достаточно, на мой взгляд, внимательно читать те же статьи и в целом верить глазам своим, а не чужим словам.

 

Автор: Андрей Коровайко

Источник: TUT.BY

 

Read more...

Теория экономических ошибок

03-12-11Где и как мы живем – вопрос отдельный. На мой взгляд - в "Объединенных Белорусских Эмиратах". На носу (или под носом) выборы, пошел массив позитивной пропагандистской образности. Главная тема - сохранить родную Беларусь "экономически мощной". Это наиболее интересный тезис.

Люди хотят в него верить. Замечательно. Верить всегда надо. В свои силы, в духовный потенциал. В силу идей. При этом надо знать и свои слабые места. Баланс: мы умны и знаем, что делать.

Чем мы сильны? Тем, что выдавливаем из "социалистического лимона" самое невозможное. Хотя давить дальше некуда. Осталось выпаривать нефть. Шансы есть, самим достаточно 6 млн тонн получать от Путина, хватит на все автомашины и потребителей внутри страны. Заводы могут перерабатывать 30 млн тонн, причем всего их только два, а столь полезны. В лучшие времена 40% нашего экспорта - нефтепродукты.

Мощь нашей экономики в таком виде - 24 млн тонн нефти по выгодным ценам - и почти половина валюты страны обеспечена. Венесуэла - нужная страна. Но 24 млн тонн для полного счастья - это 300 танкеров в год (по 80 тысяч тонн). Онансиса бы нам в родственники. И того бы не хватило.

Мощь будет, когда в день по танкеру нефти. На сегодня мощь - 100 танкеров в год, если полагать, что мы действительно завезем из Латинской Америки 8 млн тонн нефти. И еще из Азербайджана (но у них потолок - 20 млн тонн), Казахстана и еще у кого получится. Россия из списка пока выпала.

В нефтяном угаре забыли о главном - экспортном потенциале страны. Получается, что в Польшу главные товары - нефтепродукты, калийные удобрения, сжиженный газ. Это и есть наша мощь? Чужие и свои полезные ископаемые? А зачем другие заводы и фабрики? А из Польши завозим главные товары импорта по ВЭД - свинину, яблоки и груши, провода и туалетную бумагу. Последняя графа полезна и необходима, особенно после одновременного поедания яблок и свинины.

Возникает вопрос: в чем сила? В покупках или продажах? В Россию более всего продаем: грузовики, сыры, молоко и сливки. МАЗ и отечественные коровы – основа мощи по российскому вектору. Где нано- и инновации? Скоро ли догонят коров? Едва ли. А из России в этом году главные источники мощи – сырая нефть, газ природный.

Это ожидаемо, а что на третьем месте по объемам покупок? Лицензии и новые машины, инвестиционные товары? Нет, третья позиция - нефтепродукты. Собственных что ли не хватает? Перепродаем, причем мощно. К началу осени - на 351 млн долларов. А на четвертом месте - отходы и лом черных металлов (286 млн долларов).

Об этом приходилось писать и прежде. Что-то чуть модифицируется, но суть остается прежней. Итак, вся наша мощь в танкерах, которых у нас, кстати, нет. Ими укрепляем национальную экономику.

Что-то не складывается в наших успехах. При этом призывать к сохранению ситуации было бы странно. Но именно так и делает наша власть. Хотя хотела бы сделать страну инновационной. То, что не получилось в СССР.

И сейчас ничего не получилось, например, в России. На нашу напасть есть такой феномен, как "внедрение". Прямо неприличное слово, ненормативная экономическая лексика. Между прочим, в английском языке такого термина нет. Нет и соответствующей экономической дефиниции. Не внедряют в рыночной экономике достижения науки и техники. Билл Гейтс ничего не внедряет. Сам делает свои программы, нанимает и наших, чему все приглуповато рады. И просто все это продает. На новом научном и технологическом уровне.

Не "внедряют" на Западе. В их кризисных экономиках ничего внедрять не надо. Само "влезает" в производственный процесс. Вид чиновников правительства, рассуждающих о внедрениях, вызывает жалость. Надо вернуться к изучению истории СССР. Рассказывать о несбывшихся проектах, ошибках, теоретических заблуждениях. Было бы это очень полезно. Назвать курс "Прикладная теория экономических ошибок". А курс надо начинать читать для министров и их заместителей. Потом в Академии управления, вузах страны.

Вот такая "полезно-ископаемая" штука из нашей истории сейчас ох как пригодится. А "перспективные деревни"? То есть нынешние агрогородки. Тупиковый концептуализм городской жительницы, москвички Татьяны Заславской. Кто о ней помнит? А надо бы курс лекций почитать о демографических "примочках" советского времени.

Хотя, чего так переживать. В ясных перспективах нашей повседневности, из официальной программы следует, что "за два ближайших года мы завершим оснащение самым современным оборудованием всех лечебных учреждений". Обращаю внимание на тонкость мысли – "самым современным" и "всех". Лучше бы так не писали, не злили людей. Тех, кто знает инсайд лечебного дела страны.

Ровно год назад отвез мать по скорой помощи в первую клинику. Участница войны, требовалась экстренная квалифицированная помощь. В реанимацию не положили, диагностику на входе не делали. Дали каталку, и повезли мы ее с санитаром вдвоем, под дождем, из приемного отделения в корпус. Бывшую старшину медслужбы Второго Белорусского Фронта. Там и место соответствующее указали - рядом с туалетом, в коридоре.

Умерла вскоре она. У нас на руках - дома. Так лучше оказалось для нее. Не дождалась "самых современных" и "всех". Смутные подозрения по этой причине и о судьбе нашей экономики. Без нефти и газа. Но с туалетной бумагой из Польши.

 

Автор: Леонид Заико

Источник: Наше мнение Read more...

Белорусской экономике требуется смена модели

28-11-15Какой должна быть Беларусь во втором десятилетии XXI века? Сильной и процветающей, как того требуют идеологические лозунги властей, или все-таки способной конкурировать с другими в жестком посткризисном мире?

Специалистам понятно, что без обеспечения конкурентоспособности по всем ключевым параметрам своего развития процветания не сможет достичь ни одно государство. Что следует делать для этого Беларуси, получившей в наследство от СССР осколок неэффективного экономического базиса?

Выход, как подсказывает опыт других стран, один - структурная модернизация всей системы на основе научно обоснованной страновой модели инновационной экономики.

Ресурс выработан.

Существует некая максима, которая определяет, что наука представляет собой процесс превращения денег в знания, а инновация позволяет превратить знания в деньги. При этом инвестиции необходимы для экономического роста, а инновации определяют качество этого роста. На основе этого постулата и должен формироваться, на наш взгляд, весь комплекс модернизации существующих социально-экономических отношений.

Современная наука выделяет следующие структурные источники по отдельным стадиям экономического развития страны: развитие на основе факторов производства; развитие на основе инвестиций; развитие на основе инновационной деятельности.

Действующая модель исчерпала потенциальные возможности развития на основе факторов производства еще советского задела за первое десятилетие своего существования.

Попытка обеспечения развития преимущественно за счет собственных инвестиций в "тучные годы" первого десятилетия XXI века закончилась неудачно. Чистую прибыль рентабельных производств наши чиновники бездарно "канализировали" в развитие мнимых точек роста - сельского хозяйства и жилищного строительства, которые в условиях рынка без определенного уровня субсидий и ипотечных кредитов не могут существовать, тем более - выступать в качестве локомотивов экономического роста.

Внешние инвестиции в необходимом объеме не пришли в силу системной непривлекательности избранной модели хозяйствования. Сегодня она, как первая ступень многоступенчатой ракеты, выработала ресурс экстенсивного развития и должна быть заменена следующей ступенью с движителем инвестиционно-инновационным.

То есть речь идет о поиске той страновой модели инновационной экономики, которая должна вобрать в себя все позитивное из опыта строительства инновационных экономик с непременным учетом всего "эксклюзива" переходной белорусской системы полурыночного типа.

Последний выражается в том, что у нас пока основные рыночные ценности (равенство форм собственности, неприкосновенность и приоритет частной собственности, в том числе интеллектуальной, конкуренция, независимость судов, ценообразование на основе спроса и др.) не стали определяющими в государственной политике.

По-иному было бы лучше. Но время исчерпано, надо работать с тем, что есть. В противном случае реальным станет поглощение другой, более развитой, системой. Здесь выбор невелик и однозначен - Россия.

Основные предпосылки. "За" и "против".

Чтобы ответить на вопрос, можно ли в Беларуси построить собственную модель инновационной экономики, необходимо провести анализ основных аргументов пессимистов и оптимистов.

Первые доказывают, что в условиях авторитарного режима никакие инновации невозможны. Мировой кризис резко снизил доходность в традиционных белорусских отраслях, а значит, сократил их инвестиционные возможности, главным образом в фундаментальные НИОКР, которые определяют успех в инновационном развитии.

Частный сектор в размере 9-10% ВВП катастрофически мал для того, чтобы взять на себя функции активатора в этом процессе, а государственный "крупняк" задавлен грузом валовых показателей и складских запасов, просроченной кредиторской задолженности в рамках простого воспроизводства.

Поэтому о расширенном воспроизводстве за счет инвестиций и технологических инноваций на "валообразующих предприятиях" даже не мечтают. Действующая наука и высшая школа деградировали, поэтому транслируют устаревшие догмы и заблуждения, а посему к генерации инноваций просто не способны.

Все эти аргументы, по большому счету, убедительны.

Оптимисты же на примерах отдельных отраслей и производств доказывают, что пионеры инновационного развития в Беларуси реально работают, невзирая на все вышеперечисленные реальные трудности.

Оказывается, есть в Беларуси крупные отраслевые кластеры в связи и коммуникациях, ритейле, IT- технологиях, софте, которые даже в условиях кризиса наращивают эффективность и конкурентоспособность, прежде всего за счет своего инновационного потенциала.

В стране существует более 600 компаний в области разработки программного обеспечения и около 25 тысяч программистов, которые приносят до полумиллиарда долларов. Получен позитив: к нам пришли западные стандарты написания софта, новые технологии, определенные знания. Некоторые белорусские компании сегодня известны не только на местном рынке, но и во всем мире.

Специально подчеркнем: эти успехи достигнуты не благодаря, а вопреки сложившейся якобы инновационной практике.

То есть в определенной степени правы и пессимисты, и оптимисты. Стороны находят в мировом опыте построения инновационных экономик в развитых странах то, что им кажется подходящим для защиты своих аргументов. По образному выражению Анатолия Чубайса, этот опыт просто черно-белый.

Авторитарные режимы не помешали Сингапуру и Тайваню создать самые эффективные модели инновационной экономики. Крупные транснациональные корпорации США и Великобритании стали локомотивами инновационного развития не только своих стран, но и стран - реципиентов своего капитала. Японская модель построения инновационных кластеров, использующая в качестве ядра крупные ТНК и тысячи малых, средних фирм в качестве их сателлитов на основе субконтрактации, показала удачный опыт инновационного сотрудничества разных по масштабу экономических партнеров.

По сути, в конце ХХ века был создан пул из 10-15 стран - лидеров инновационного развития с самыми разными моделями. Единственный критерий, объединяющий все это многообразие, - срок, который им понадобился для их создания. От 20 (Сингапур, Финляндия, Израиль) до 25 лет (США, Тайвань, Япония, Южная Корея) в среднем потребовалось лидерам для формирования эффективных страновых моделей инновационной экономики.

Вкратце суть каждой из них заключается в том, что наука и образование (а не сельское хозяйство и строительство), открытые всему миру, стали локомотивами роста.

Основные задачи государства.

Анализ соответствующей практики стран-лидеров позволяет выделить важнейшие из них.

В первую очередь именно государство определяет основные цели, приоритеты и политику инновационного развития.

Здесь не может быть типового подхода, так как конкретные политические и социально-экономические условия формирования страновой модели инновационной экономики в разных странах различны. Каждая страна одновременно использует все возможные источники развития. Но приоритет отдается развитию не на основе факторов производства и инвестиций, а на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики.

Факторы производства и инвестиции остаются средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

Второй задачей государства является создание правовой базы для достижения выбранных целей.

В Беларуси это означает формирование такой новой отрасли права, как корпоративное законодательство, в рамках которого только и могут функционировать новые институты: венчурные фонды, фонды взаимных инвестиций, технопарки, пенсионные фонды и т. д.

На основе корпоративного законодательства сами компании и фирмы вырабатывают инструментарий по реализации инновационной политики: принципы, правила и механизмы.

Третья задача касается формирования и применения в бюджетной политике государства принципов и методов проектного менеджмента в отношении финансирования государственных программ инновационного развития.

Традиционные финансовые технологии не способны выполнить задачу инвестирования инноваций, так как финансирование инноваций является достаточно рискованным делом, чтобы им занимался бизнес. В качестве примера можно привести опыт целевого финансирования госпрограмм венчурного характера в Израиле и Южной Корее с бюджетом 1 млрд. USD, американской программы для поддержки инновационного малого и среднего бизнеса в размере 2 млрд. USD.

Может нам пригодиться и опыт России, где на 2010-2011 годы предусмотрено 11% бюджетных расходов на финансирование инновационной деятельности венчурного характера в виде специального дополнения к бюджету.

Введение классификации инноваций, параметров измерения инновационного потенциала всех субъектов этой модели, организации их мониторинга, анализа и оценки тоже не может быть реализовано вне государственной статистики. Эти показатели уже более 20 лет используются в мировой практике в виде классификаторов инноваций различного назначения и уровней применения, параметров в виде доли затрат на НИОКР от величины ВВП или доли предприятий, осуществляющих технологические инновации и др.

Мировой рейтинг инвестиционной активности также позволяет видеть лидеров и аутсайдеров инновационного процесса. Страновая статистика как неотъемлемая часть мировой просто использует этот инструментарий без всяких купюр и модификаций.

И, наконец, важнейшая задача государства заключается в налоговом стимулировании инновационных видов деятельности через систему срочных налоговых льгот и преференций.

Напрасные надежды.

Судя по заявлениям руководства страны, Беларусь всеми своими недюжинными силами намеревается получить статус инновационной державы.

Мы отчаянно создаем космические спутники, строим свою "кремниевую долину", скоро начнем обуздывать мирный атом.

По скромным планам правительства, в 2010 году доля инновационно активных предприятий превысит 25%, а доля инновационных продуктов в общем объеме промышленности должна составить не менее 19%. Как это гармонично корреспондирует с ранее заявленными темпами роста ВВП, инвестиций в основной капитал, средней заработной платой и другими прогнозными показателями!

Можно не сомневаться - эти высоты будут достигнуты. Ибо все предпосылки успеха находятся в надежных руках наших чиновников.

У специалистов есть такое понятие "информационная защита сделок, проектов". Суть ее заключается в создании нескольких эшелонов информационной защиты процесса, структуры и т. д.

Первый эшелон - это вообще ничего не рассказывать. Второй - рассказать, но все запутать терминологически и концептуально. В таком случае главной предпосылкой успеха становится организационная неразбериха в практическом применении самих определений, очерчивающих границы инновационной деятельности.

К слову, впервые термин "инновации" прозвучал на территории бывшего СССР в материалах XXII съезда КПСС. И за ненадобностью был предан забвению. Официально о нем вспомнили уже в независимой Беларуси в 1997 году, когда был издан соответствующий указ президента. После появились "Концепция национальной инновационной системы", Госпрограмма инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы и другие документы.

Не хватало лишь самой малости - системообразующего закона об инновационной деятельности и национальных стандартов по ее идентификации и мониторингу.

Например, есть стандарт СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения". Каждый, кто начинает заниматься торговой деятельностью, использует его как святцы.

В инновационной деятельности до сих пор таких стандартов нет. Вышеуказанная госпрограмма определила своей целью "перевод национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели", а госзаказчиками - отраслевые и региональные органы госуправления, то есть чиновников.

Поэтому каждый чиновник трактует понятия "инновация" и "инновационная деятельность" так, как ему позволяет соответствующая компетенция, приобретенная в местных Гарвардах и Оксфордах - областных пед- и мединститутах или даже в Горецкой сельхозакадемии, выпускниками которых является преобладающая часть нынешней правящей элиты.

Недалеко от чиновников ушли и руководители большинства крупных предприятий, подбираемые на должности по тем же критериям.

Кадровая политика тоже лежит в русле действующей модели, использующей стратегию догоняющего развития, в которой не рыночный спрос, а желание чиновников предопределяет появление любого нового продукта. Имитация и копирование с запаздыванием на несколько лет лучших мировых практик являются сутью этой модели. Даже президент страны не стесняется в своих требованиях к чиновникам и бизнесу по копированию чужих разработок.

О конкретных результатах исполнения инновационной госпрограммы мы, видимо, узнаем только из справок Комитета госконтроля. Первые ласточки уже прилетели - отчеты о проверках на "Интеграле", в строительных организациях, сельхозпредприятиях Минской области появились в СМИ.

Например, контролерами установлено, что Гомельский КСК в 2007-2008 гг. за счет средств инновационного фонда закупил технологическое оборудование на сумму свыше 770 млн. BYR, которое до сих пор не используется в связи с отсутствием комплектующих, необходимых для эксплуатации. А капитальный ремонт крыш производственных зданий за счет данного фонда просто стал нормой.

Факты - упрямая вещь, но статистика как политическая арифметика - гораздо сговорчивее. Видимо, президенту будет о чем доложить очередному Всебелорусскому собранию, ибо Концепция национальной инновационной системы была одобрена к реализации предыдущим хуралом.

Но только в той части, где речь идет о затратах. На самом деле деньги тратятся немалые, а результат - хроническое технологическое отставание.

Не получается инновационного развития ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. По сообщению директора Белорусского инновационного фонда А. Гришановича, наукоемкость белорусского ВВП составляет всего 0,7%. Согласно Глобальному рейтингу стран по показателям их инновационного развития (версия 2008 г.), Беларусь находилась на 69-м месте, уступая Казахстану (68-е место), России (61-е), Украине (51-е).

Тройка лидеров расположилась в следующем порядке: Дания, Швеция, Финляндия. В состав Глобального рейтинга включались такие показатели, как индекс знаний, индекс экономики знаний, экономическая среда, инновационная система, образование, информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, следует признать, что, как пел А.Градский, - "первый тайм мы уже отыграли" и счет не в нашу пользу, ибо Беларусь до настоящего времени так и не смогла осуществить перевод своей экономики на путь инновационного развития, обеспечив массовое распространение технологий 5-го технологического уклада.

В странах - технологических лидерах его доля достигла 50% ВВП. В Беларуси в начале 1990-х годов она составляла около 10%, в середине 1990-х согласно оценке специалистов снизилась до 3-5% от ВВП и лишь к настоящему времени незначительно превзошла принятый в качестве исходного для суверенной экономической истории показатель.

Фактически было не развитие, а топтание на месте, политически интерпретированное как стабильность. Но если учесть преобладающие в мире тренды, Беларусь пережила стадию интенсивной технологической деградации, что привело к снижению конкурентоспособности даже на традиционном для себя постсоветском рынке.

В прежние времена неизбывной трудностью инновационного развития была проблема внедрения, поскольку всякая инновация противоречит стабильности.

Считалось, что в новых условиях она, если не исчезнет, то будет смягчена. Как видим, надеялись напрасно.

 

Автор: Юрий Веселов, профессор кафедры экономики и управления Института парламентаризма и предпринимательства

 

Источник: Белорусы и рынок

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family