wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

Водолажская: Ожидать ли повышения пенсионного возраста

18-08-09Во всех соседних странах с большей или меньшей активностью обсуждают механизмы повышения пенсионного возраста. Например, в Литве пенсионный возраст будет повышаться с 2012 года, а в Украине планируют увеличить пенсионный возраст для женщин уже с конца текущего года. Как вы полагаете, когда Беларусь столкнется с данной проблемой? Насколько велика вероятность повышения пенсионного возраста для наших граждан?

У Кристофера Бакли в «Дне бумеранга» предлагалось оригинальное решение проблемы демографической нагрузки. Пенсионерам предлагались льготы и обеспечение весьма достойной жизни с условием «добровольного восхождения» в заранее оговоренный возраст. Вряд ли белорусское правительство предложит нашим пенсионерам столь экзотический вариант пенсионной реформы, но решать проблему все же придется.

Повышение пенсионного возраста как перспектива для Беларуси представляется очевидным при первом же взгляде на демографическую статистику. По прогнозным расчетам ООН (World population prospects. 2007) в 2040-2050 количество пенсионеров в Беларуси превысит количество занятых. Уже сегодня Беларусь – это страна со стареющим населением. Сколько бы оптимизма не питать по отношению к стимулированию рождаемости, в следующие несколько десятилетий проблема нагрузки на трудоспособное население будет только усугубляться. Поэтому вопрос реформы пенсионной системы – это дело ближайшего времени. Повышение пенсионного возраста как мера стабилизации пенсионной системы не может разрешить проблему, если она не будет включена в комплекс более существенных реформ, связанных с изменением принципов системы – от сугубо распределительного к накопительному. Как показывают экономические расчеты и анализ, в любом из вариантов реформ избежать повышения пенсионного возраста не удастся. Как минимум следует ожидать уравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин, это, скорее всего, станет первым шагом.

Таким образом, с проблемой неустойчивости пенсионной системы Беларусь уже столкнулась. Это вопрос не будущего, а настоящего. А вот когда следует ожидать соответствующих действий правительства – это вопрос, который имеет не только экономические, но и социально-политические основания. В любом обществе повышение пенсионного возраста вряд ли может быть встречено позитивно. В Беларуси подавляющее большинство населения негативно относится к таким перспективам (согласно исследованию ИПМ 2007 года, 74,6% населения считает настоящее положение дел оптимальным). Поэтому увеличение пенсионного возраста – это без сомнений «непопулярная» мера. Однако эффект непопулярности может быть уменьшен, если мы обратимся к причинам и основаниям, на которых строятся представления населения об оптимальном пенсионном возрасте. Сейчас пенсионеры имеют возможность работать, а это значит, что пенсия, хоть и сокращенная на 20%, становится дополнительным источником дохода. И большинство белорусов, достигших пенсионного возраста не стремятся уйти с работы. Установка на сохранение или даже уменьшение пенсионного возраста связана, прежде всего, не со стремлением к «заслуженному отдыху», а с экономическими факторами, точнее – с низким уровнем как пенсий, так и зарплат. Выход на пенсию, если нет особых противопоказаний по здоровью, рассматривается, как возможность получать более высокий доход, работая по-прежнему. Можно предположить, что повышение зарплат и повышение размера пенсии может снизить сопротивление или негативный эффект повышения пенсионного возраста в общественном сознании.

Еще одним фактором снижающим непопулярность может стать введение и укрепление элементов накопительной системы, предваряющее увеличение пенсионного возраста. Тогда период трудоспособности будет рассматриваться как время обеспечения будущего благополучия. Введение накопительной системы будет иметь не только экономические, но и социально-психологические аспекты и последствия. Она создает чувство управляемости собственной жизнью. Однако сегодня переход  на накопительную систему связан с существенной ломкой установок и патерналистских стереотипов большинства населения.

Таким образом, задача снижения эффекта «непопулярности» повышения пенсионного возраста сама по себе требует немалых усилий и политической воли. Учитывая актуальность нарастающей проблемы устойчивости пенсионной системы, вероятно, что решение будет принято так, чтобы нанести наименьший, хотя и неизбежный ущерб доверию к руководству страны. Варианты могут быть разные: откладывание такого решения до выборов главы государства, совмещение с повышением пенсий и зарплат, проведение радикальных реформ пакетом, в котором будет сразу совмещены многочисленные изменения в пенсионной системе и т.д.

 

Автор: Татьяна Водолажская

Источник: Наше мнение

Read more...

Ракова: Долгий путь в единое экономическое пространство

11-08-18Активизация экономической интеграции на постсоветском пространстве набирает обороты. После долгих согласований, жарких споров, грубых и не очень нарушений предыдущих договоров и очередных «конфликтов хозяйствующих субъектов» в Астане Беларусь, Казахстан и Россия образовали Таможенный союз. Однако на этом политики трех стран решили не останавливаться, заявляя еще одну важную цель – создание единого экономического пространства (ЕЭП) к 1 января 2012 г.

При этом высшие должностные лица Беларуси заявляют о том, что Беларусь получит беспошлинную российскую нефть и нефтепродукты сразу после ратификации нашей страной документов об ЕЭП. Что же такое ЕЭП и реально ли его создание уже через 1.5 года?

Согласно общему определению, единое экономическое пространство, common free market zone, united economic area – это согласованная экономическая политика нескольких государств, основанная на многосторонних договорных отношениях и распространяющаяся на территории этих государств. Кроме того, ЕЭП – это экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Таким образом, образование ЕЭП означает достаточно сильную экономическую интеграцию, подразумевающую проведение если и не единой, то очень похожей экономической политики всех трех стран, которая пока, мягко говоря, далека от единой. Это объясняется самыми разными факторами – различной структурой экономик, различной ролью государства, приоритетами социально-экономического развития и пр.

Наши политики не сегодня стали ставить амбиции тесной экономической интеграции и образования ЕЭП. Еще в 2004 г. президенты стран «четвёрки» (там еще была и Украина) утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке. Предполагалось, что все необходимые соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны были быть подписаны и вступить в силу одновременно.

Украина первой «бортанула» идею тесной интеграции в рамках ЕЭП, активно заявляя известный славянский принцип «утром стулья, а вечером – деньги» (отмена пошлин, унификация тарифов на украинских условиях, другие преференции для украинских экспортеров). Россия уже тогда к этому не была готова. Приход к власти В. Ющенко быстро изменил приоритеты и принципы экономической политики страны. Украина поставила целью вступление в ВТО и создание зоны свободной торговли с Евросоюзом.

Однако идея глубокой интеграции уже трех государств продолжала жить своей жизнью.

Прошло пять лет и решением Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающий разработку и принятие 20-и проектов документов, формирующих правовую базу ЕЭП в области:

– регулирования государственных закупок;

– торговли услугами;

– инвестиционной деятельности;

– развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа;

– технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;

– доступа к услугам естественных монополий в сферах транспортировки газа по газотранспортным системам, телекоммуникаций, железнодорожного транспорта;

– противодействия нелегальной трудовой миграции из третьих государств.

В рамках ЕЭП предусматривается проведение тремя странами согласованной экономической политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единых правилах в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий.

Стороны должны обеспечить на своих территориях свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей силы.

А теперь давайте посмотрим, возможно ли подписание всех этих документов Беларусью в ближайшем будущем? И что оно нам даст, кроме лишних 12 млн. тонн беспошлинной нефти? Опять же, для того, чтобы Беларусь подписала все документы, не дожидаясь их ратификации Казахстаном и Россией, они должны быть готовы. При этом есть один маленький нюанс – их пока нет совсем. Учитывая масштаб и возможные потери каждой страны, торг и согласования будут жесточайшие, а значит – длительные.

Да, для Беларуси в качестве бонуса в ЕЭП выступает создание и развитие общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа. Однако Россия постепенно поднимает внутренние цены на газ, а значит, дешевый газ скоро закончится и для российских потребителей. Да, дешевая нефть возможно (но не факт) принесет бюджету страны 1-2 лишних миллиарда долларов.

Однако нужно смотреть и на возможные потери. Многие российские компании уже сегодня сильнее белорусских – в финансовом, маркетинговом, технологическом и пр. планах. И частный бизнес страны не зря опасается прихода сюда «москалей». Если же добавить единые правила и принципы в области госзакупок, технических норм, инвестиционной, сельскохозяйственной политики и пр., то потери страны могут большими, чем выгоды от дешевых нефти и газа. В случае образования ЕЭП, мы получим совсем другую Беларусь – с другими тарифами на ЖКХ, транспорт, другой социальной политикой, с разваленными сельским хозяйством (которое без масштабных дотаций не выживет) и пр.

В данной статье не ставится задача анализа всех возможных выгод и минусов от создания ЕЭП. Их пока никто толком не понял и про ТС, хотя времени было достаточно. В случае ЕЭП это вообще нереально – пока нет хоть каких-то документов и согласованных позиций.

Автор хотела лишь подчеркнуть один нюанс – вряд ли создание ЕЭП займет всего год и вступит в силу 1 января 2012 г. Согласование всех документов по такой тесной интеграции может вообще не состояться. Слишком разными являются три страны. Поэтому правительству лучше не рассчитывать на будущие энергетические доходы, а заниматься рутинной работой по структурной перестройке экономики.

 

Автор: Елена Ракова

Источник: Наше мнение

Read more...

Александр Муха: Венчурные перспективы

11-08-16Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Игорь Войтов заявил, что с сентября текущего года в стране заработает система венчурного финансирования, которая позволит привлечь инвестиции венчурных капиталистов для развития высокотехнологичных проектов в Беларуси.

На мой взгляд, в плане привлечения венчурных инвестиций Беларусь обладает значительным потенциалом в среднесрочной перспективе. Вместе с тем, в краткосрочной перспективе не стоит ожидать сиюминутных результатов, поскольку венчурные инвестиции осуществляются в высокорискованные проекты, как правило, на срок 3-5 лет.

Белорусский рынок потенциально является привлекательным для венчурных инвесторов, поскольку страна обладает высоким научно-техническим потенциалом, квалифицированной недорогой рабочей силой, при этом стоимость белорусских предприятий выглядит недооцененной. В настоящее время в Государственный комитет по науке и технологиям Беларуси уже поступили конкретные предложения от инвестиционных фондов из ОАЭ, Катара, России и др.

Необходимо отметить, что венчурные инвестиции осуществляются в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных предприятий (либо хорошо зарекомендовавших себя действующих венчурных компаний) с целью расширения их бизнеса и увеличения рыночной стоимости. То есть венчурные инвесторы предоставляют средства в обмен на долю в капитале фирмы, а затем на пике ее стоимости (через несколько лет) выходят из проекта путем продажи своего пакета акций стратегическому или портфельному инвестору.

Учитывая, что венчурные фонды инвестируют в высокорискованные проекты (например, в сфере исследований и разработок, информационно-коммуникационных технологий, биотехнологий, производства медицинской техники, машиностроения и др.), около 80% проектов не приносят должной отдачи, однако прибыль от оставшихся 20% проектов перекрывает все убытки.

В Беларуси предусматривается софинансирование проектов: 30-50% объемов финансирования будет осуществляться белорусской стороной, соответственно, на долю иностранных венчурных фондов приходится 50-70% финансирования проектов.

Кроме того, важно отметить, что вместе с деньгами инновационная компания получает от венчурного фонда и квалифицированную поддержку в сфере управления бизнесом, что на начальной стадии развития проекта выглядит, возможно, даже важнее собственно денег.

Если же взглянуть на проблему шире, то сейчас в Беларуси, на мой взгляд, очень важным выглядит включение малых и средних предприятий в цепочку производственных и технологических процессов ведущих транснациональных корпораций мира.

В частности, международные исследования показывают, что производительность и эффективность местных фирм положительно коррелирует с уровнем сотрудничества с транснациональными корпорациями. В целом сотрудничество с ТНК позволяет местным компаниям приобрести необходимые опыт, знания, информацию, другие активы, а также доступ к международным рынкам сбыта товаров и мировым финансовым рынкам, что, по сути, является наиболее быстрым и эффективным вариантом модернизации экономики той или иной страны.

При этом с точки зрения финансирования инвестиционных и инновационных проектов в Беларуси целесообразным выглядит привлечение ресурсов и других институциональных инвесторов с различных регионов мира, поскольку объем венчурных инвестиций по сравнению с другими формами иностранных инвестиций выглядит ограниченным.

В данном случае обращает на себя внимание инвестиционная активность суверенных инвестиционных фондов стран Персидского залива, которые, в частности, активно инвестируют в немецкую промышленность. Например, немецкий автопроизводитель Daimler в 2009 г. увеличил собственный капитал путем выпуска новых акций, которые выкупил Abu Dhabi\`s Aabar Investments (в результате доля арабского инвестиционного фонда в капитале компании составила 9,1%). В свою очередь, катарский инвестиционный фонд Qatar Holding LLC\`s купил 10% акций автомобильной компании Posche (находится в Штутгарте).

Вместе с тем, для увеличения притока иностранных инвестиций необходимо также приведение законодательства в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций в соответствие к международным стандартам (в частности, речь идет о гармонизации национальной системы защиты иностранных инвесторов в соответствие с передовой международной практикой). Кроме того, отдельным вопросом повестки дня является повышение квалификации и обучение белорусских менеджеров и экономистов в зарубежных бизнес школах, что позволит им разговаривать с иностранными инвесторами на одном деловом языке.

Наконец, нужны более решительные меры по совершенствованию инвестиционного климата и либерализации экономической деятельности в Беларуси. К слову, по данным совместного опроса компании «Делойт» и Национальной ассоциации венчурного капитала США (National Venture Capital Association), основным фактором привлечения венчурного капитала в ту или иную страну является благоприятный бизнес-климат (этот фактор отметили 59% участников опроса).

Далее следуют: благоприятная среда для проведения исследований и разработок (R&D), поддерживаемых в том числе правительством (49%); растущий внутренний рынок (43%); эффективная налоговая политика, стимулирующая приток инвестиций (35%); надежная система защиты бизнес активов (32%); высокая доходность вложений капитала (31%); эффективное регулирование внутренних финансовых рынков (22%); более низкий уровень издержек по сравнению с другими странами (12%) и другие факторы – 8%.

К сожалению, в рейтинге 500 наиболее быстрорастущих компаний сектора высоких технологий в регионах Европы, Ближнего Востока и Африки за 2009 г. (Deloitte Technology Fast 500) компании из Беларуси пока отсутствуют. Остается надеяться, что это всего лишь вопрос времени.

 

Автор: Александр Муха

Источник: Наше мнение

Read more...

Как достичь зарплаты в $500

28-07-02Несмотря на всю экономическую неадекватность тезиса о 500-долларовой зарплате этот популистский показатель может быть выполнен. Анализ динамики начисленной заработной платы за две последние пятилетки показывает, с помощью каких уловок власти могут достичь выполнения своих предвыборных обещаний.

Эффект конца года

$500 - это на самом деле начисленная номинальная средняя заработная плата на конец года. А в декабре на предприятиях выплачивают всевозможные годовые и праздничные премии, тринадцатые зарплаты.

Уже в следующем месяце - в январе - средняя зарплата снижается по отношению к декабрю. И многолетние данные статистики показывают, что снижение составляет в среднем не менее $20.

С учетом того, что в июне зарплата достигла $410 и таким образом до выполнения показателя остается еще $90, порядка $20 от $90 можно смело отнять, так как такой подъем в декабре будет обеспечен лишь за счет начисления премиальных. Тут же отметим, что речь идет о начисленной заработной плате, которая может быть выплачена в натуральной, а не в денежной форме.

Тарифная ставка

Но остается еще $70. Естественно номинальную зарплату необходимо будет поднимать, в том числе, директивно. Уже объявлено, что с 1 ноября будет повышена тарифная ставка первого разряда до 118-120 тысяч рублей.

Предыдущее повышение тарифной ставки произошло с 1 июня текущего года. Она выросла на 9 тысяч до 90 тысяч. рублей. В июне по сравнению с маем, зарплата выросла сразу на $25, хотя в предыдущие месяцы зарплата росла темпами в среднем по $9 в месяц. Правда, и без всякого повышения ставки в марте, например, зарплата выросла по сравнению с февралем сразу на $20, но здесь, возможно, сказалось большее количество рабочих дней в марте по сравнению с февралем, а также опять-таки возможные премиальные (квартальные).

В любом случае, эффект налицо. Так что увеличение тарифной ставки на 30 тысяч рублей может прибавить сразу в декабре еще долларов 30, а то и 40.

Кстати, в прошлой пятилетке, когда шла битва за достижение номинальной начисленной заработной платы в $250 на конец 2005 года, тарифная ставка тоже была поднята в конце года, правда, не с 1 ноября, а с 1 октября. С учетом эффекта последнего месяца и повышения ставки зарплата за три последних месяца 2005 года выросла на $35 или на 15% по отношению к сентябрьской зарплате. В итоге план по заработной плате был даже перевыполнен. На конец 2005 года она составила порядка $260, увеличившись по сравнению с декабрем 2004 года на $60. То есть более половины увеличения за год пришлось на последний квартал.

Так что в сегодняшней ситуации планируемое повышение ставки первого разряда в совокупности с премиальными реально может дать прибавку в последние два месяца на уровне $50. Таким образом, в оставшиеся четыре месяца нужно будет показывать рост в среднем по $10 в месяц, что не так уж и много.

Курсовая политика

Но все это будет возможно в ситуации с практически неизменным курсом рубля по отношению к доллару. А если белорусский рубль еще и укреплять, то можно получить "из воздуха" прибавку в $10-15. Политика укрепления белорусского рубля в 2005 году во многом способствовала быстрому увеличению долларового эквивалента начисленной заработной платы. К тому же необходимо учитывать, что, начиная с 2002 года, происходила девальвация самого доллара на международном рынке. И если бы зарплату нужно было доводить до эквивалента в евро, ее пришлось бы повысить еще на 30-40%. Так что курс белорусского рубля, очевидно, будут держать всеми способами, даже если это будет негативно отражаться на золотовалютных резервах страны.

Отметим, что в середине прошлой пятилетки звучали громкие заявления о зарплате в $700 на конец 2010 года, но окончательно в планы вошли именно $500. Хотя власть, очевидно, рассчитывала перевыполнить этот показатель с большим запасом - это было бы настоящее предвыборное экономическое чудо - ведь на конец 2008 года средняя зарплата по стране уже составляла $455. Скажем прямо, досрочному выполнению этого показателя помешали кризис и кредит МВФ.

Из-за девальвации 2 января 2009 года, на которой настоял МВФ, зарплата в январе 2009 года упала по сравнению с декабрьской зарплатой 2008 года более чем на $120 сразу! К тому же МВФ потребовал отменить повышение тарифной ставки первого разряда, которую власть сначала предприняла в ноябре 2008 года. Тогда ставка первого разряда должна была вырасти до 91 тысячи рублей, но через месяц ставку опустили до 77 тысяч рублей.

В итоге в январе 2010 года средняя зарплата в Беларуси в рублях составляла столько же, сколько в декабре 2008 - порядка 1 млн. рублей. Но в январе 2010 года это было вовсе не 455, а всего лишь $350. Зарплаты уровня декабря 2008 года в долларовом эквиваленте мы не достигли до сих пор, а ставка первого разряда увеличилась до желанного показателя ноября 2008 года только с июня (не добрав 1 тысячу рублей). Так что говорить о том, что кризиса у нас нет или что мы его уже не преодолели, пока нет никаких оснований.

Этот пример также хорошо показывает, как курс доллара влияет на уровень долларовой зарплаты, а это вызывает серьезные опасения, что как только зарплата будет доведена до $500 к концу года, уже в начале следующего может начаться ускоренная девальвация.

 

Автор: Ирина Орлова

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Энерготранзит. От плюса к минусу

23-07-06Не слишком успешное течение «войн» за дешевые российские энергоносители заставило нас озаботиться диверсификацией  поставок энергоносителей в страну. Планов на этот счет озвучено уже много, конкретных проектов меньше, но они есть и некоторые даже реализуются.

Так, танкеры с венесуэльской нефтью для Беларуси приходят периодически в Одесский порт, пусть и не так часто, чтобы обеспечить поставку заявленных 4 млн. тонн нефти, но все же. Скоро венесуэльскую нефть мы начнем получать и через балтийские порты. Пятый танкер с венесуэльской нефтью для Беларуси прибудет в Эстонию. «По информации ЗАО «Белорусская нефтяная компания» и эстонского порта Мууга, очередная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс.т будет поставлена в Беларусь транзитом через Эстонию в третьей декаде июля», – проинформировали в пресс-службе Белорусской железной дороги. Нам, правда, так и не объяснили насколько выгодно получать венесуэльскую нефть по 656 долларов за тонну, ну да ладно, процесс идет.

Озаботились мы и заменой российского природного газа. Беларусь начала подготовку к строительству терминала сжиженного природного газа на территории Литвы. С этой целью создана белорусская часть двусторонней белорусско-литовской рабочей группы по сотрудничеству в вопросах топливно-энергетического комплекса. Она утверждена распоряжением премьер-министра Беларуси от 13 июля 2010 года №90р, сообщили БЕЛТА в Аппарате Совмина. Белорусскую часть рабочей группы возглавляет первый вице-премьер Владимир Семашко.

В общем, процесс избавления от российской энергозависимости теоретически пошел. Это, конечно, хорошо. Однако, есть опасения, что в погоне за диверсификацией поставок мы можем забыть о транзите энергоносителей и, как следствие, потерять его. А это деньги и очень не малые. Речь идет о миллиардах долларах, пусть и не о многих миллиардах, но сумма все же достаточно большая, поэтому терять ее было бы нерационально, мне так кажется. Так выручка от всех видов транзита в 2008 году составила 2,6 млрд. долларов, что на 67% больше, чем по итогам 2006 года. Причем прогноз на 2008 год был превышен на 37%.

Кризис, правда, повлиял на спрос на товары и услуги, что повлекло снижение объемов транзита и доходов от осуществления этой деятельности. В 2009 году Беларуси удалось увеличить выручку лишь от транзита нефти. В объемном выражении транзит вырос на 4% или на 2,4 млн. тонн, а доход увеличился на 12 млн. долларов. Вместе с тем транзит природного газа, например, снизился на 6,8 млрд. кубометров (или на 13%), а доходы упали на 83 млн. долларов (снижение на 18%). Аналогичная ситуация сложилась и по другим транзитным позициям, сообщали «Белорусские новости».

Но кризис тут не основная причина, как мне кажется. Руководство России разочаровалось в президенте Беларуси Александре Лукашенко и решило строить транзитные пути в обход республики, в результате чего страна лишится денежных поступлений от прокачки российских нефти и газа. Об этом заявил российский политолог Андрей Суздальцев. «Россия поставила задачу – лишить Беларусь статуса транзитного государства», – отметил эксперт, передает Euramost.org.

И этому есть подтверждения. Вот недавно появились сообщения, что обходящий Беларусь газопровод Nord Stream вышел на берег Германии. Конечно, это не значит, что газопровод уже готов. Просто сейчас работы ведутся сразу на нескольких участках одновременно. Этим занимаются специальные суда в территориальных водах и морских экономических зонах Финляндии, Швеции и Германии. Скорость укладки труб – примерно 2,5 км в сутки. Его первая очередь производительностью 27,5 млрд. кубометров газа в год войдёт в строй уже в следующем году. Сдача в эксплуатацию второй нитки газопровода, намеченная на 2012 год, приведёт к увеличению его пропускной способности до 55 млрд. кубометров газа в год. Сейчас в районе города Лубмин идёт подготовка к строительству так называемой станции сдачи-приёмки, от которой газ пойдёт дальше по двум строящимся газопроводам OPAL и NEL. Первый, протяжённостью около 470 км, тянут по территории Мекленбурга-Передней Померании, Бранденбурга и Саксонии на юг, до границы с Чехией в Рудных горах. Второй пройдёт севернее Шверина и Гамбурга в Нижнюю Саксонию и свяжет «Северный поток» с системой газопроводов Западной Европы, сообщает «Русская Германия».

Кстати, кто помнит, никакого Nord Stream в обход Беларуси изначально не планировалось. Планировалось две нитки газопровода Ямал – Европа через Беларусь. Одну построить успели. Однако россияне быстро поняли, что это будет уж слишком мощное средство шантажа в руках белорусского руководства. И в январе 2004 года, как раз в разгар российско-белорусской «газовой войны» тогдашний российский премьер Михаил Касьянов подписал постановление правительства по строительству тогда еще СЕГ, который потом переименовали в Nord Stream.

Такими же ударными темпами идет и строительство нефтепровода в обход Беларуси – БТС-2. Так что совсем не исключено, что в обозримой перспективе наши миллиардные транзитные доходы превратятся в транзитные расходы, знак поменяется с плюса на минус.

Ведь даже наши проекты по диверсификации ведут к этому. Так LNG-терминал в Литве действительно открывает нам альтернативный источник получения природного газа. Однако одновременно он может лишить нас статуса транзитера газа в Литву и вообще в Прибалтику. Литва же наоборот становится региональным распределительным центром и транзитером газа в Беларусь. Этому еще дополнительно и газопровод Польша – Литва будет способствовать, который тоже собираются строить в обход Беларуси, но уже с запада.

Как же они и россияне и европейцы  одинаково оценивают нашу транзитную надежность, однако. Газораспределительным же центром всей Европы может стать Германия. Владимир Путин ей это как то обещал и, похоже, держит обещание. Как видно из вышеизложенного не один Nord Stream строится, но и новые континентальные газопроводы, которые делают Германию газораспределительным центром Европы.

Та же ситуация у нас и с нефтью из Венесуэлы. Может это и не PR, кто знает, допустим, она действительно заменит российскую нефть нашим НПЗ, но она точно не заменит российский транзит. В принципе, насколько известно, транзит по северной ветке нефтепровода «Дружба» уже потерян. В принципе по этому маршруту можно качать из балтийских портов венесуэльскую нефть, но тут за транзит будем платить мы, а не нам. И качать нефть мы будем в тупик, а не кому-то.

Таким образом, мы от статуса транзитера почему-то стремимся к статусу транзитного тупика. В принципе, опасность ситуации у нас осознают. Как подчеркнул начальник управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем Минтранса Павел Божанов, уже сейчас понятно, что в дальнейшем Беларуси не стоит рассчитывать на увеличение выручки от транзита нефти и газа. Россия, как основной пользователь наших нефте- и газотранспортной систем, не будет платить за транзит в прежних объемах после введения БТС-2 и газопроводов в обход Беларуси. Кроме того, как подчеркнул П. Божанов, «уже сейчас наблюдается снижение спроса на нефть в Европе, увеличение спроса в Китай. Транзитные потоки перераспределяются по независящим от нас причинам».

Восполнить потерю доходов в «энергетическом секторе» по силам грузоперевозчикам, сообщают «Белорусские новости». Хотя насчет грузоперевозок это еще «бабушка надвое сказала», получится или нет. Это ведь тоже в основном грузы российские или в Россию, скорее всего и тут прижмут «ненадежного транзитера». Да и вообще, если судить по выполнению прочих наших мегапланов, то шансы далеко не стопроцентные.

Кроме того, потеря энерготранзита сулит и другие неприятности, а не только уменьшение доходов собственно от взимания транзитных платежей. Потери тут могут быть двойными. Мало того, что энергоносители мы будем закупать по рыночным ценам, ведь рано или поздно даже венесуэльскую нефть придется закупать по рыночным ценам, не говоря уже о литовском газе, так нам еще придется платить и за транзит энергоносителей по сопредельным территориям. Хотя почему придется, за транзит венесуэльской нефти мы уже платим и платим очень прилично.

Лично я бы, все-таки постарался сохранить статус нашей страны как транзитного государства, в том числе, конечно, и в части нефтяного и газового транзита. Хотя, может быть, у принимающих решения есть веские аргументы для отказа от транзитного статуса, но мне они не известны.

 

Автор: Юрий Пшенник

Источник: Наше мнение

Read more...

Белорусские ученые отнесли субсидирование телевизионной отрасли к неэффективной рентной политике в Беларуси

Субсидиро­вание телевизионной отрасли можно отнести к неэффективной рентной политике в Рес­публике Беларусь. К такому выводу пришли ученые Института экономики НАН Беларуси на основе произведенной оценки эффективности государственного регулирования в Белорусской институциональной модели.

По оценке авторов исследования, – за 11 лет об­щая сумма государственной поддержки РУПП «Витязь» и ОАО «Горизонт» составила более 280 млн. долл. США. Тем не менее в 2007 г. оба завода произвели телевизоров почти в 2 раза меньше, чем в предшествовавшем году, отмечается в исследовании, результаты которого опубликованы в журнале «Труды МИУ».

Ведущий автор исследования, доктор экономических наук Александр Лученок, отметил, что «даже включение этих предприятий в состав свободных экономических зон не оказало ожидаемого влияния на их работу». Он добавил, что «финансо­вая помощь, освобождение от налогов и дру­гие виды ренты часто предоставляются на текущее потребление, но не на обновление основных фондов. Поэтому такая рента лишь на короткое время поддерживает платежес­пособность предприятий без обеспечения стабильного улучшения работы».

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Автор: Дмитрий Поддубный


При наличии опухоли у собак лечение следует доверять только профессионалам в этой области. Во время оказанная грамотная помощь – главный фактор выздоровления Вашего питомца.

 


Read more...

Гуриев: Нужно разрешить университетам открывать дочерние предприятия

26-01-31Российские экономисты Сергей Гуриев (д.э.н., ректор Российской экономической школы) и Дмитрий Фалалеев (заместитель главного редактора «Harvard Business Review — Россия») в статье под названием «Проклятые сырьем», опубликованной в последнем номере российского журнала «Harvard Business Review – Россия», высказали ряд интересных мыслей о подходах к реформе высшего образования в России, применимых и к Беларуси.

По мнению российских экономистов, «Реформу образования можно рассматривать с разных позиций, но если говорить о диверсификации, то известно несколько хорошо зарекомендовавших себя мер. Очевидно, что нужно разрешить университетам открывать дочерние предприятия, передать им права на интеллектуальную собственность, созданную на федеральные деньги. Это позволит вузам коммерциализировать свои ноу-хау, зарабатывать на них и заниматься инновациями».

Другое направление, авторы исследования видят в подготовке квалифицированных кадров. На их взгляд, «тут можно обратиться к опыту стран Юго-Восточной Азии, в том числе — Малайзии. В 1971 году правительство этой страны провозгласило Новую экономическую политику, одной из целей которой был быстрый экономический рост. Но малайцы, по большей части бедные и малообразованные, практически не были вовлечены в экономику — в Малайзии предпринимателями исторически были иностранцы. Естественно, найти нужное количество квалифицированных кадров было невозможно. С одной стороны, власти начали проводить «позитивную дискриминацию», поощряя малайцев заниматься бизнесом. С другой — параллельно создавали систему образования: по всей стране открывались школы и вузы. Но эти меры должны были окупиться в будущем, а рывок Малайзии нужно было сделать срочно. Для этого правительство отправило учиться за рубеж талантливую молодежь, причем в массовом порядке и в самые лучшие вузы. Как вспоминал в своей книге бывший премьер Малайзии Мохаммад Мохатхир, именно эти люди, вернувшись, сформировали костяк профессионального менеджмента, а чуть позже — и национального бизнеса».

Полный вариант статьи под названием «Проклятые сырьем» читайте в журнале «Harvard Business Review» (№1, 2010) или на сайте hbr-russia.ru

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

Исследование: Наибольшую угрозу для банков представляет политическое вмешательство

2-02-4Политическое вмешательство стало наибольшей угрозой для мировой банковской отрасли, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на результаты ежегодного исследования рисков в банковском секторе, проведенного Центром по изучению финансовых инноваций (Centre for the Study of Financial Innovation, CSFI) и PricewaterhouseCoopers (PwC).

"Порыв, подтолкнувший правительства к спасению банков от кризиса, может быть, и удержал систему от краха, но в значительной мере политизировал всю банковскую отрасль", - отметил один из авторов исследования Давид Лэсселз. Именно это, по словам исследователя, "представляется нашим респондентам наибольшей опасностью, угрожающей финансовому сектору".

В опросе, проведенном в ноябре-декабре, приняли участие 443 респондента из 49 стран, 62% из них - это банковские служащие, 32% - аналитики, ученые и консультанты, 6% - представители регулирующих органов.

Регуляторов в первую очередь заботит вопрос о том, как свернуть меры финансовой поддержки банков, не подрывая при этом хрупкое восстановление экономики.

Банкиры сообщили, что наибольшее беспокойство у них вызывает то, как именно политические структуры, получившие значительный контроль над банками, которым была оказана господдержка в ходе кризиса, могут повлиять на возможность банков принимать правильные коммерческие решения.

В то же время аналитики и ученые заявили, что "моральные обязательства", возложенные на банки тем фактом, что общество спасло их от кризиса, создает наибольшую угрозу для всей отрасли.

Согласно исследованию, излишнее регулирование сектора поднялось с восьмой на третью позицию в списке наиболее актуальных рисков.

Второе место заняли кредитные риски.

Всего в список вошло 30 различных рисков. Многие респонденты особо отметили, что убытки банков по безнадежным кредитам, возможно, еще не достигли пика.

Источник: ИНТЕРФАКС-АФИ Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family