wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

Приток валюты в страну в последние годы нарастал. И это давало стране возможность жить не по средствам

27-10-37Но в первой половине текущего года этот поток начал уменьшаться. Как же складываются финансовые отношения Беларуси с внешним миром и каковы возможные последствия дефицита валюты?

Перед выборами белорусская экономика показывает хорошие темпы роста ВВП (106,1% за январь - август 2010 г.) и еще больший рост денежных доходов населения (110,1%). Но, похоже, статистики перестарались и "перекормили" людей многолетними сообщениями о высоких темпах экономического роста и прочих успехах.

По данным статистики, за период правления Лукашенко выходит, что ВВП на душу населения и зарплаты в Беларуси должны быть намного выше, чем, например, в Польше или России. Но все больше людей, которые сопоставляют факты и вырабатывают иммунитет на сообщения об успехах. Вероятно, поэтому в своей речи на съезде профсоюзов (сентябрь 2010 г.) Лукашенко вынужден был объяснять, "почему при таком неплохом росте (речь идет о росте ВВП. - Прим. Л. З.) мы все-таки не так богаты".

Ответ сводился к тому, что мы потребляем дорогие нефть и газ.

Но такой ответ не согласуется ни с теорией (показатель ВВП уже очищен от стоимости материальных затрат), ни с практикой. Разве поляки, к примеру, потребляли нефть и газ по ценам более низким, чем белорусы? Разве много лет Россия не предоставляла нам дешевые нефть и газ? Разве мало стран, которые не имеют ни нефти, ни газа, покупают их по мировым ценам, но сделали реальный рывок в экономическом развитии?

Но зато такой ответ хорош с пропагандистской точки зрения. Он подготавливает население к мысли о "не так богатой" жизни. И не по причине краха белорусской экономической модели, а по причине происков России ("суверенитет дорого стоит").

На этот раз дело не в России.

Прежде всего, отметим, что введение Россией экспортных пошлин на нефть в 2010 году не привело к ухудшению ситуации с платежным балансом и, соответственно, ситуации на валютном рынке, не ухудшило экономическую ситуацию в стране, как это подает пропаганда.

Во-первых, введение экспортной пошлины на нефть автоматически отменило действие спецпошлины, которая была введена Россией с начала 2007 г. (Напомним, спецпошлина предназначалась для возврата России той части экспортной пошлины на нефтепродукты, изготовленные в Беларуси из российской нефти и экспортированные на Запад, которая должна была перечисляться после образования Таможенного союза.) Именно в том году и произошло снижение доходов от внешнеторговых операций страны с нефтью и нефтепродуктами.

Во-вторых, спецпошлина вводилась на всю нефть, поступающую в Беларусь, а теперешняя экспортная пошлина не введена для той части нефти, которая потребляется внутри Беларуси. В-третьих, в январе - июле 2010 г. цены на экспорт белорусских нефтепродуктов выросли в большей степени, чем цены импорта нефти.

Когда в начале 2007 года Россия ввела спецпошлины на нефть, Беларусь потеряла почти миллиард долларов. Если в 2006 г. внешнеторговые операции с нефтью и нефтепродуктами не только окупали затраты на собственное потребление Беларуси, но давали еще прибыль и приток валюты в размере $1,29 млрд., то в 2008 г. мы имели незначительный отток ($0,23 млрд.) (см. таблицу 4 на 18-й странице.)

Этот отток валюты был фактически платой Беларуси за импорт нефти для собственного потребления (получалось около $55 за тонну). Затем ситуация стабилизировалась.

Из данных таблицы 4 следует, что в первом полугодии 2010 года Беларусь имела практически те же результаты от внешнеторговых операций с нефтью, что и в предыдущие два года (тонна нефти для собственного потребления обошлась белорусам примерно в $68).

Химеры СССР не отпускают.

Проблемы Беларуси, если смотреть поверхностно, - в хроническом дефиците торгового баланса. За последние 15 лет он был отрицательным (за исключением 2005 г., когда изменилась методология расчетов по НДС во внешней торговле).

Негативное сальдо баланса за столь долгий срок свидетельствует об устойчивой неконкурентоспособности белорусской экономической модели или (что то же самое) о низкой эффективности производства и государственного управления экономикой.

Но руководству страны хотелось как можно быстрее, наперекор законам развития экономики, повысить уровень жизни населения и создать видимость процветающей страны. И это удалось сделать за счет проедания богатого наследства СССР (сейчас активная часть основных фондов промышленности имеет значительный износ и на них невозможно произвести конкурентоспособную продукцию), влезания в долги и использования российских дотаций не для модернизации экономики, а для текущего потребления.

Для достижения сегодняшнего результата приносилось в жертву ближайшее будущее, даже когда последствия принимаемых решений были очевидны.

Например, несколько лет аналитики доказывали, что экспорт сливочного масла в Россию осуществляется по ценам ниже себестоимости (в том числе об этом писал и один из министров сельского хозяйства). Это означает, что чем больше масла экспортируется, тем более бедной становится страна. Но президент принял решение построить еще больше молочных ферм, чтобы экспортировать еще больше масла (и сегодня масло экспортируется в Россию по цене около $3,7/кг при его себестоимости не менее $5/кг). Ведь валюта поступает сегодня, а рассуждения об эффективности экспорта кажутся такими эфемерными.

Вообще в социалистической экономике показатели объемов производства или продаж являются важнейшими, хотя они вовсе не являются показателями экономическими. Можно производить много, но быть нищими.

В СССР всего производили на душу населения намного больше, чем в капиталистических странах (кроме продукции некоторых высокотехнологичных отраслей), но люди жили гораздо беднее. А производительность общественного труда была ниже, чем у капиталистов, в 10 раз. Погубил экономику СССР знаменитый вал, порожденный директивным требованием производить всякой продукции и услуг больше, чем в предыдущем году, а также государственный контроль цен.

И то худшее, что было в экономике СССР, было воссоздано в Беларуси (насколько это возможно, конечно, с учетом ее нахождения в кольце рыночных экономик). И власть не может отказаться от директив сначала гнать ненужную продукцию на склад (даже в период кризиса директивные показатели роста объемов производства в условиях падения спроса были фантастическими - 108-110%), а затем разрешать ее продажу ниже себестоимости. Эти директивы много лет доводятся даже Минскому часовому заводу, который давно имеет на складах двух-трехлетний объем производства часов, которые никогда уже не продаст по ценам выше их себестоимости. Этот завод стал хрестоматийным примером абсурда государственного управления экономикой в Беларуси.

Но на этих директивных показателях, как на кащеевой игле, держится существующая власть. Не было бы директив - не было бы и контроля за их исполнением. Как тогда держать в подчинении "вертикаль"? ("Потому что не за что ругать", - заметил А. Лукашенко в речи на съезде профсоюзов, говоря о бесконтрольности российских чиновников.) Да и зачем тогда "вертикаль" нужна? Не было бы еще и контроля над ценами (хотя бы как в Китае, где контролируется лишь 5% цен), была бы рыночная экономика, которая, в конечном счете, несовместима с политической диктатурой.

Так что дело в данном случае не в России. Прирост потребления сверх возможностей низкоэффективной экономики составляет несколько миллиардов долларов в год (примерно $6 млрд. в 2009 г.). И если бы Россия не повышала цены на энергоресурсы, то это бы только отсрочило торможение экономики на 1-2 года.

Не слаще, чем в Греции.

Из таблиц 1-3, которые построены на основе данных платежных балансов страны, видно, как складываются наши финансовые отношения с внешним миром.

таблицы 1-3

Отрицательное сальдо текущего счета показывает величину оттока валюты из страны. Приходится оплачивать не только превышение импорта над экспортом (сальдо торгового баланса), но и обслуживать займы и кредиты, то есть выплачивать проценты и дивиденды (инвестиционные доходы) зарубежным инвесторам.

Выплаты иностранцам инвестиционных доходов быстро нарастают. Если за 2009 год они составили $1,2 млрд., то уже за первую половину 2010 года - $1,02 млрд.

Обратим внимание, как быстро нарастала доля негативного сальдо торгового баланса в ВВП. Она показывает, насколько больше ВВП страна потребляет, чем производит. И если в 2006 году белорусы потребляли больше, чем позволяли возможности экономики, на 4%, то уже в 2009 году - на 11,1%. (Если судить по динамике объемов импорта и экспорта, то можно ожидать, что доля негативного сальдо в этом году будет не меньше, чем в 2009 году.) И это без учета скрытого субсидирования экономики страны со стороны России в форме низких цен на энергоносители, которое составило в 2004-2009 годах $37,7 млрд. (по расчетам Е. Раковой. См. http://research.by/pdf/wp2010r04.pdf).

Если учесть то и другое, то окажется, что за 6 последних лет (2004-2009 гг.) белорусы потребляли ВВП больше, чем производили, на 19%. Настолько меньше может стать потребление страны (домашних хозяйств, государства, фирм), если вдруг белорусы станут, как и остальные страны, импортировать ресурсы по ценам мирового рынка и жить без долгов.

Отрицательное сальдо инвестиционных доходов в первом полугодии 2010 года составляло в Беларуси 3,9% ВВП (один из самых высоких показателей в мире!). Это означает, что столько созданного в стране ВВП белорусам уже не достается. А то, что достается, называется ВНП. В других странах различие между этими показателями находится в пределах одного процента, поэтому нет большой ошибки, когда уровень благосостояния оценивается по ВВП. А для Беларуси эта разница уже становится существенной. Отметим также, что ПИИ тоже не "бесплатные деньги", как утверждает вице-премьер В. Семашко.

Если учесть отрицательное сальдо торгового баланса и ту, все возрастающую, часть ВВП, которую придется отдать зарубежным инвесторам в форме их инвестиционных доходов, то все потребление страны (правительства, домашних хозяйств, фирм) снизится более чем на 14%. А если учтем возможное повышение цен на российские энергоносители до уровня цен мирового рынка, то потребление может снизиться до 19%. (Это с учетом ситуации в первой половине 2010 г. Получается такой же результат, как и при учете ситуации за 6 последних лет в среднем.) Таков может быть результат перехода страны к жизни по доходам.

Ситуация хуже, чем в Греции, где дефицит только бюджета доходил до 13%. (В странах южной Европы доля бюджета в ВВП равна примерно его половине.)

Успехи белорусской экономики и небольшой общий внешний долг (относительно ВВП он в 2-3 раза ниже, чем в Греции или США) уже не впечатляют не только многих белорусов, но и людей, хорошо разбирающихся в экономических проблемах, - зарубежных инвесторов. На рынке евробондов правительство смогло занять деньги только под очень высокие проценты - 8,5-8,75% годовых. (Это значит, что в течение 5 лет страна должна выплатить только процентов более $400 млн. (!), а потом вернуть миллиард самого долга.)

Для сравнения: Греции, которая находится на грани банкротства, при размещении облигаций правительства сейчас дают кредит под 5%, а США - вообще под 2%. Поскольку в нашем случае процент заимствований выше темпов роста ВВП, то это означает, что страна вползает в финансовую пирамиду.

В дымке будущего - призрак пирамиды.

Рассмотрим приток валюты в страну (положительное сальдо статей финансового счета). Отметим, что основным каналом притока валюты в страну были кредиты и займы, темпы заимствований тоже быстро нарастали. В 2009 году мы заняли за границей $9,26 млрд.! Но при этом пришлось и вернуть $4,95 млрд. ранее взятых долгов (напомним, около половины заимствований - краткосрочные, то есть подлежащие возврату в течение года). В этом году придется возвратить больше, чем в прошлом, поскольку в прошлом году заняли больше, чем в позапрошлом, и т. д.

В целом привлечение валюты в страну в первом полугодии 2010 года уменьшилось по сравнению с прошлым годом на $1,14 млрд. (см. сальдо финансового счета). Это произошло в основном за счет перевода части активов белорусских банков за рубеж (см. сальдо по статье "Депозиты:") при сохранении чистого привлечения по другим статьям примерно на уровне прошлого года.

А теперь посмотрим на общий баланс (см. таблицу 3). Из него следует, что в первом полугодии 2010 г. чистое привлечение валюты в страну не покрыло отрицательного сальдо текущего счета (общий баланс - минус $0,9 млрд.). Этот дефицит финансируется в основном за счет резервов Национального банка. (В годы, когда общий баланс положителен, резервы банка пополняются.)

Экстраполируя приведенные данные, можно оценить потребность в валовом привлечении валюты (включая продажу госсобственности) в страну во втором полугодии 2010 года. Не менее $3 млрд. потребуется для возврата ранее взятых кредитов: примерно 0,8-1 млрд. - на выплаты инвестиционных доходов, 3 млрд. - на покрытие негативного сальдо торгового баланса. Итого - примерно $6-7 млрд.

С 2011 г. добавятся выплаты по долгосрочным кредитам правительства. Не будем также забывать, что с 2011 г. сократятся и российские дотации на $0,7 млрд. (рост цен на газ).

В общем, для поддержки экономики страны на достигнутом уровне потребления ВВП валовое привлечение иностранной валюты должно составлять не менее $1 млрд. в месяц. (Насколько это много, можно представить себе из такого факта: продажа 30-процентного госпакета акций "Велком" за $330 млн. дает возможность продержаться лишь 10 дней.)

В то же время ситуация с привлечением валюты в этом и последующих годах гораздо хуже, чем в прошлом году. Во втором полугодии и в начале следующего года уже нельзя рассчитывать на кредиты России, МВФ или Мирового банка, выплаты "Газпрома" в размере $625 млн. Недавняя попытка продать 5 предприятий (и выполнить, наконец, обещания Беларуси МВФ) закончилась безуспешно. Очередной выпуск евробондов, напомним, - путь к финансовой пирамиде.

 

(Окончание в следующем номере) еженедельника "Белорусы и рынок"

 

Источник: Белорусы и рынок

 

 

Read more...

Инвестиционный климат Беларуси оставляет желать лучшего

26-10-06Национальный статистический комитет Беларуси обнародовал данные, согласно которым, за период с января по сентябрь 2010 года иностранные инвестиции в белорусскую экономику (без учета кредитов иностранных банков) составили 1,7%.

Проблема привлечения иностранного капитала продолжает оставаться острой и актуальной. Так, текущие результаты 2010 года, к сожалению, оставляют желать лучшего, т.к. не демонстрируют запланированного роста по сравнению с 2009. Если на сегодняшний день доля иностранных инвестиций составляет 1.7% в общем объёме, то показатель прошлого года был равен 1.5%. Стоит отметить, что, несмотря на то, что доля иностранного капитала незначительно выросла в общем количестве инвестированных средств, объем средств из иностранных источников на 8.1% ниже прошлогоднего уровня, т.е. наблюдается снижение притока привлеченного иностранного капитала.

Таким образом, инвесторы продолжают с опаской оценивать белорусский рынок и не спешат выходить на него.

Нельзя сказать, что нынешняя и прошлогодняя ситуации сильно отличаются друг от друга. Однако особенностью 2010 являются предстоящие президентские выборы и потенциальное, следующее за ними, реформирование экономики. Данный фактор скорее мотивирует инвесторов занять выжидательные позиции, нежели принимать решения уже сейчас.

Ухудшение отношений с Россией также не способствует повышению уровня инвестиционной привлекательности страны, т.к. делает ситуацию ещё более неопределенной, тем самым повышая риски инвесторов.

Создание государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации" должно положительно повлиять на общий уровень инвестиционной привлекательности, т.к., учитывая мировой опыт, подобные организации повышают уровень доверия и при правильном функционировании привлекают большую часть поступающего в страну иностранного капитала. Однако, к сожалению, нельзя сказать, что уже достигнуты определенные положительные результаты от его деятельности в Беларуси.

Связано это, во-первых, с тем, что агентство начало свое функционирование лишь 25 августа 2010 года, т.е. прошло еще слишком мало времени, чтобы можно было оценивать какие-либо результаты.

Второе: камнем преткновения так и остается вопрос о том, какие объекты могут быть приватизированы. Список предприятий, с которыми государство готово расстаться, либо условия их продажи на сегодняшний день не соответствует спросу иностранных инвесторов. Как показали недавно проведенные конкурсы по продаже 5 белорусских ОАО, их приватизация закончилась ничем и ни на один из объектов не было подано заявок от иностранных инвесторов.

Поиск стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций, за что как раз отвечает "Национальное агентство инвестиций и приватизации", должен проходить одновременно с более гибким формированием соответствующего мировому спросу списка компаний на продажу, т.к. в противном случае ожидать, что ситуация сдвинется с мертвой точки, не стоит. Связано это с тем, что в нынешний период мирового кризиса выгодных вариантов для вложения средств вне Беларуси у инвесторов значительно больше, чем было ранее.

Однако вполне вероятно, что формирование трастового фонда, направленного на поддержку деятельности НАИП, договоренность о создании которого была достигнута между белорусскими властями и Всемирным Банком в сентябре 2010, станет катализатором процесса прихода инвесторов в страну. Целью использования средств данного фонда является оплата услуг финансовых консультантов, компетентных и обладающих значимым опытом по данному вопросу, чего нам на сегодняшний день не хватает.

 

Автор: Мария Акулова

Источник: Наше мнение


Read more...

Белорусов надо учить считать и вкладывать деньги

23-10-01Денег не хватает всегда. Главное, свидетельствует международный опыт, чтобы и частные лица, и бизнес имели выбор финансовых институтов, куда можно обратиться за кредитами или знали, где можно повысить свою финансовую культуру. В Беларуси пока дефицит как первого, так и второго.

Деятельность института микрофинансирования направлена решить эту проблему хотя бы частично.

Почему микрофинансирование, а не банковский кредит?

На протяжении последних двух лет в среднем ежемесячно по всей Беларуси регистрируется около трех тысяч новых индивидуальных предпринимателей. Однако даже те банки, которые специализируются на поддержке частного бизнеса, приступают к работе с предпринимателями не ранее, чем через полгода с начала их деятельности. Получается, что люди значительный промежуток времени существуют без стартового капитала и остаются предоставленными сами себе.

Председатель правления Республиканского микрофинасового центра, созданного в 2009 году, Игорь Микульчик отмечает, что порой и банк рад бы дать кредит, и заемщик взять, да не те обстоятельства, чтобы это могло осуществиться. В то же время микрофинасовые центры объединяют ресурсы входящих в них юридических лиц и могут более свободно ими распоряжаться.

В Республиканский микрофинансовый центр входят четыре кооператива финансовой помощи, зарегистрированные в Минске, Марьиной Горке, деревне Комарово Минской области, городе Слониме Гродненской области. Они охватывают финансовыми услугами те категории клиентов, которые имеют ограниченный доступ к формальной банковской системе страны в силу низкого уровня доходов, географической удаленности, отсутствия залогового обеспечения.

Ввиду своей специализации и близости к клиентам, такие микрофинансовые организации, значительно облегчают доступ к микрозаймам и другим финансовым услугам, повышают финансовую культуру населения и тем самым содействуют активизации предпринимательства в малых городах и сельских населенных пунктах.

Руководитель проекта ПРООН и Национального банка РБ "Содействие развитию микрофинансирования в Республике Беларусь" Юрий Малафей отмечает, что для многих микрофинасирование или микролизинг оказываются спасительным кругом.

- Часто люди, проживающие в сельской местности или малых городах, где жизнь во многом зависит от одного градообразующего предприятия, сталкиваются с нехваткой средств для развития своего дела. При этом у них есть сложности с получением кредитов в банках из-за того, что порой они нигде не работают и не зарегистрированы в качестве безработных, - приводит пример эксперт.

Или, например, в Минске проблема отсутствия компьютера кажется странной, а в провинции по этой причине может тормозиться делопроизводство и бухгалтерский учет. Для какого-то решающим для успеха бизнеса является приобретение в лизинг автомобиля.

Что мешает развитию микрофинансирования?

Микрофинансовые организации обслуживают около полумиллиарда человек в мире. В Беларуси - около тысячи. В Центральной и Восточной Европе и странах СНГ рынок микрофинансирования постоянно растет. Портфель займов равняется 12 млрд долларов, а количество заемщиков составляет 5 млн человек.

Для того чтобы в Беларуси институт микрофинансирования развивался, Республиканский финансовый центр работает над предоставлением финансовых услуг, гарантий организациям, а также вовлечением в процесс все большего их числа.

- Наша задача также заключается в формировании национальных стандартов микрофинасирования и совершенствовании правовой среды в этой сфере, -- подчеркивает Игорь Микульчик. -- В этой связи является актуальным совершенствование налогового законодательства. В настоящее время кредитные союзы, где членами являются предприниматели и граждане (смешанные) или только предприниматели не освобождены от авансовых платежей по подоходному налогу, а те, в состав которых входят только граждане, освобождены. Есть пример, когда в одном из кооперативов смешанного типа 30 млн рублей лежит в качестве авансового подоходного налога.

Получается, организация не может распоряжаться собственными деньгами. Это мешает развитию финансовых организаций, в частности, сдерживает предоставление помощи индивидуальным предпринимателям.

Юрий Малафей подчеркивает, что идея микрофинасирования должна развиваться. Эксперт считает, что важным здесь является признание системы государством, а со стороны людей и организаций - практика и финансовые знания.

Без финансовых знаний никуда

За время действия проекта ПРООН в Беларуси обучено 307 руководителей и специалистов различного уровня по вопросам финансовой грамотности и современным технологиям микрофинасирования. Подготовлены семь национальных тренеров. Теперь создается Республиканский учебный центр по микрофинасированию в Полесском университете в Пинске.

Для повышения финансовой культуры населения и популяризации микрофинансирования уже 500 человек в Беларуси изучили специальный курс "Планируй свое будущее". Подготовлено 19 преподавателей, каждый из которых будет учить белорусов правильно считать деньги.

Специалисты признают, что люди, особенно живущие в глубинке, имеют слабое представление о различных возможностях сбережения своих средств и выгодном их вложении. Не всегда правильно оценивают риски при теневом кредитовании. Население мало знает и о банковских услугах, и об условиях микрокредитования. Специфика нашей страны такова, что порой в категории малоимущих оказываются образованные люди, которые тем не менее не владеют информацией о структуре семейного бюджета, возможностях кредитования. Алгоритм финансового поведения, усвоенный в советское время, малоэффективен в современном мире. А другого они не выработали.

- Одна из наших задач - научить людей грамотно обращаться со своими средствами. Чтобы они умели планировать расходы, не боялись банков и других финансовых структур и вливались в деятельность финансово-кредитной системы страны. При этом могли оценить свои риски и не попасть в финансовую кабалу, - говорит Юрий Малафей.

Справка "Завтра твоей страны"

Микрофинансирование - это финансовая отрасль, занимающаяся предоставлением базовых финансовых услуг небогатым людям, которые не могут претендовать на обычные финансовые услуги. К микрофинансированию относятся микрокредитование, микрострахование, микровклады, микрорасчетные системы, денежные микропереводы и прочие услуги, рассчитанные на небогатых клиентов. Такие услуги предоставляют банки, потребительские кооперативы, государственные и частные фонды поддержки малого предпринимательства, некоммерческие негосударственные микрофинансовые организации. Микрофинансирование является эффективным инструментом для борьбы с бедностью.

 

Автор: Виктор Листопадов

Источник: Завтра твоей страны

 


Read more...

Больше белорусов — не значит лучше Беларуси

21-10-1220 октября впервые в своей истории международное сообщество отмечает Всемирный день статистики. В послании генерального секретаря ООН по этому поводу отмечается, что статистика пронизывает все аспекты современной жизни. Она служит основой для правительственных решений в сфере предпринимательской и общественной деятельности. А статистика, касающаяся демографии, как никакая другая, показывает ситуацию в обществе. Важно не количество, а качество

Президент Александр Лукашенко не раз говорил о своем желании увеличить население Беларуси, как минимум, в три раза. Однако пока демографические тенденции капитально идут в разрез с желаниями официального лидера.

За 10 лет, прошедших между двумя переписями населения — 1999 и 2009 годов, численность населения Беларуси уменьшилась на 541 тысячу (5,4%) и на 14 октября 2009 года составляла 9,504 млн. человек. Средняя плотность — 46 человек на 1 кв. км. Для сравнения: в Украине — 76 человек на 1 кв. км, в Литве — 52, в Латвии — 36, в Польше — 122.

С одной стороны, можно согласиться с президентом, что для той территории, которую сегодня занимает Беларусь, количество населения небольшое. С другой, стоит отметить, что стремление к количественному увеличению далеко не всегда дает эффект в плане качественных показателей.

«Исторически считалось, что чем больше людей населяет страну, тем она сильнее, тем больше у нее влияния на политической арене. Но времена меняются, и сегодня численность уже не играет такой значительной роли, как в былые годы. Есть отличные примеры стран с небольшим населением, но, тем не менее, могущественных и преуспевающих», — говорит руководитель группы по динамике и прогнозированию численности населения Венского института демографии Австрийской академии наук Сергей Щербов.

Например, Япония — одна из самых развитых стран в мире. Там на 1 кв. км в среднем проживает около 336 чел. Обратный пример — Нигерия, которую, несмотря на ее статус одной из самых густонаселенных стран, в разы по уровню развития обгоняют менее населенные государства.

«Важно не количество людей, а экономические показатели, хорошая система образования и многие другие факторы», — подчеркивает С.Щербов.

Ресурсы лучше вкладывать в живущих

«Если бы у меня спросили, куда вкладывать максимальные ресурсы — в повышение рождаемости или в здравоохранение — я бы настаивал на втором варианте», — говорит Сергей Щербов. Он аргументирует это тем, что у здорового человека и трудоспособность повышается, и с репродуктивным здоровьем все в порядке.

И все же, стимулирование рождаемости — вопрос, актуальный для всей Европы.

Конечно, любая материальная помощь родителям, воспитывающим нескольких детей, это хорошо, но за пособие ребенка не купишь, настаивает С.Щербов. При планировании мер по увеличению рождаемости нельзя забывать также о возможностях для самореализации женщин. Иными словами, демографическая политика должна стать частью социальной.

Профессор кафедры экономической географии зарубежных стран БГУ Екатерина Антипова отмечает, в свою очередь, что практика демографической политики разных стран дает весьма противоречивые результаты.

«Так, например, во Франции, где на протяжении нескольких десятилетий проводится щедрая семейная политика, рождаемость выше; в странах Северной Европы наблюдается еще более щедрая семейная политика, и рождаемость также имеет более высокие значения. В частности, в 2010 году и во Франции, и в Швеции показатели рождаемости на одну женщину были выше среднеевропейских показателей (2,0 и 1,9 соответственно). В то же время в США, где политика значительно менее щедрая, показатели рождаемости выше, чем в европейском регионе. Равно как и в Северной Европе достичь уровня простого замещения поколений удалось на короткий период, несмотря на активную государственную политику». Думая о рождаемости, не стоит забывать о смерности

Во многих странах уделяют чересчур много внимания рождаемости и недостаточно внимания смертности, считает Сергей Щербов. Подход политиков можно понять: низкая рождаемость приводит к старению населения, что, в свою очередь, негативно сказывается на трудовых ресурсах страны. Государство заинтересовано, чтобы появлялась рабочая сила. Между тем в случае инновационного развития страны количество населения не имеет такого большого значения. А вот его здоровье, качество и продолжительность жизни очень важны.

За январь-апрель 2010 года в Беларуси родилось 34 769 детей (на 812 меньше по сравнению с январем-апрелем 2009 года), умерло 46 392 человека (на 785 меньше). Естественная убыль составила 11 623 человека.

В 2009 году показатель ожидаемой продолжительности жизни в Беларуси в сравнении с 2008 годом не изменился и составлял 70,5 года: у мужчин — 64,7 года, у женщин — 76,5 года. Проблемой нашей страны является значительная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин, составившая в 2008 году почти 12 лет (мужчины — 64,7, женщины — 76,5), в то время как, по оценке ПРООН, естественной разницей принято считать пять лет.

«Но ведь если нация здорова, образована, то она и более производительна. Около 50 лет назад Сингапур был одной из самых отсталых стран в мире. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Это одна из самых развитых стран. Почему? За счет вклада в образование и здравоохранение, а значит и за счет снижения государством уровня смертности. Показатели смертности, на мой взгляд, для политики государства значительно важнее», — считает демограф.

 

Автор:  Елена Спасюк

Источник: Белорусские новости

 


Read more...

Эксперты критикуют принятый бюджет страны

20-10-18Александр Лукашенко подписал закон о белорусском бюджете на 2011 год. В нем предусмотрен значительный рост социальных расходов.

Согласно данным министерства финансов, расходы на образование, здравоохранение и социальную политику вырастут на 40%. Власти обещают рост зарплат, в бюджетной сфере на 35% по сравнению с этим годом. Также увеличатся социальные выплаты. А субсидии позволят избежать существенного роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Увеличится поддержка жилищного строительства и адресной социальной помощи.

Комментируя такой оптимистичный прогноз, бывший председатель Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич говорит о несерьезности подходов при его утверждении.

"Такой бюджет застойный. И реформы там не предусмотрены. Всякие реформы предусматривают временную стабилизацию и даже уменьшение роста ВВП. А здесь предусмотрен рост на 10% и рост социальных выплат на 35%, а то и больше. Расходы нужно вообще сокращать. Можно было бы повышать зарплаты за счет сокращения числа бюрократов, чиновников, за счет сокращения силовых структур. Здесь можно комментировать, как и в прошлом году. В прошлом году только не было такого прироста зарплат. Все это кажется несерьезным. Я думаю, что на бумаге всегда все можно выполнить", - подчеркнул Богданкевич.

Для запланированного роста расходов нужно обеспечивать рост валового продукта. А он в этом году сравнительно с предыдущим кризисным годом составил менее 7%. Не исключено, что власти снова будут искать новые кредиты или начнут распродажу госимущества. В бюджете заложено около 2 миллиардов внешних долгов. Но, по словам Богданкевича, стране требуется как минимум 7 миллиардов.

Экономист Дмитрий Крук отмечает, что бюджет закладывается довольно большой дефицит в Br 6 трлн..

"То есть Министерство финансов признает, что в следующем году будут определенные трудности с выполнением и это, безусловно, отразится на социальных расходах. Расходы на образование, на ряд других социальных направлений увеличены. Это, скорее, признание долгосрочных вызовов для белорусской системы образования прежде всего, для системы здравоохранения. Для того, чтобы их развивать, надо повышать бюджетные расходы. Но в то же время, в этом случае приходится сталкиваться с дефицитом. За счет чего это будет возмещаться?" - задается вопросом экономист.

Дмитрий Крук отмечает, что у властей есть надежда на внешнее финансирование. Кроме того, скорее всего, будут повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

 

Источник: Радыё Свабода

 

Read more...

Инвестиционная жажда белорусской экономики неутолима

18-10-10Беларусь активно готовится к запланированному на 17 ноября инвестиционному форуму во Франкфурте-на-Майне. К примеру, Минсельхозпрод везет в Германию проекты на сумму более $180 млн., Минск планирует презентовать 4 инвестпроекта общей стоимостью более $200 млн., еще 4 проекта инвесторам представит концерн «Белгоспищепром».

Правительство делает большую ставку на Белорусский инвестиционный форум в Германии.

Несмотря на активные шаги по привлечению иностранного капитала, в этом году пока не наблюдается положительной инвестиционной динамики. В январе-июне 2010 года валовой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снизился на 7,4 % к уровню января-июня 2009 года и составил $1,275 млрд. против $1,377 млрд. в прошлом году.

Вместе с тем эксперты обращают внимание, что правительству в стремлении накачивать экономику ПИИ следует внимательно следить за тем, в какие отрасли направляются эти средства. Оказывается, не всегда приток иностранного капитала приносит экономике ощутимую пользу.

Западный бизнес, безусловно, заинтересован в высокой эффективности своих вложений. Однако, по мнению чиновников, занимающихся вопросами привлечения инвестиций, полностью просчитать эффективность многих инвестиционных проектов сложно, так как инвестиционный цикл может длиться не один год.

Исследование, проведенное экономистом Белорусского исследовательского образовательного центра (BEROC) Марией Акуловой, четко продемонстрировало не менее важный итог борьбы за иностранный капитал: приток ПИИ в ряд отраслей не приносит значимого эффекта и не сказывается существенно на производительности экономики.

Как показывает практика, в Беларуси есть проекты со стопроцентной эффективностью, но немало и таких, эффективность которых с трудом добирается до 10%.

Например, малоффективными для развития экономики в целом оказываются вложения прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство, транспорт, легкую, химическую и нефтехимическую промышленности.

По словам Марии Акуловой, «такие отрасли как сельское хозяйство, химическая и нефтехимическая отрасли отличаются доминирующей ролью государства в них, поэтому иностранный капитал, направляемый в них, не выдерживал конкуренцию с госпредприятиями, субсидируемыми из бюджета и с помощью льготных кредитов банков».

Транспортная отрасль, легкая промышленность и финансовый сектор по большей части ориентированы на внутренний рынок, который не насыщен на все 100%. Соответственно, получение высокой прибыли возможно и без повышения производительности труда, отмечает М.Акулова.

Легкая же промышленность всегда отличалась избыточной занятостью, достаточно изношенными основными фондами и, следовательно, низкой конкурентоспособностью. Плюс к этому развитие сектора сдерживается процедурой квотирования, применяемой ЕС к белорусским текстильным изделиям.

С другой стороны, есть отрасли, вложения иностранного капитала в которые, наоборот, оказываются эффективными с точки зрения роста экономики.

Как показало исследование, увеличение иностранного капитала на 1%, например, в строительство приводит к росту общей производительности экономики на 0,18%. Аналогичный приток ПИИ в IT-отрасль и отрасль недвижимости приводит к росту производительности экономики на 0,04% и 0,06% соответственно, в топливную отрасль, машиностроение и пищевую промышленность — на 0,08%, 0,1% и 0,06%.

Как подчеркивает Мария Акулова, «особенностями машиностроения и пищевой промышленности, также как и IT-сектора, является их ориентированность на внешние рынки, что заставляет производителей и инвесторов направлять часть своих капитальных активов на обновление фондов с целью сохранения своей конкурентоспособности. Что и является главной причиной положительного эффекта от притока ПИИ в них».

Тем не менее, эксперт не считает оптимальной политику привлечение ПИИ лишь в те отрасли, которые показывают наибольшую эффективность. На взгляд М.Акуловой, необходимо диверсифицировать политику привлечения ПИИ по нескольким направлениям.

«Во-первых, привлечение ПИИ в изначально эффективные отрасли абсолютно не означает, что будет польза от подобных пришедших иностранных активов. Объясняется это тем, что, в данном случае, у инвестора нет необходимости в обновлении основных фондов, т.к. и без этого продукция конкурента на рынке и позволяет извлекать прибыль. Также всегда необходимо принимать во внимание качество иностранных инвестиций. Так, сегодня большая часть (или 65%) ПИИ пришло из России. Однако проблема в том, что уровень технологий, методы управления у наших стран в принципе достаточно похожи, за счет этого явно выраженного положительного эффекта от прихода иностранного капитала из РФ не наблюдается».

По мнению эксперта, важно также четко понимать, на какие рынки ориентируется отрасль, в которую идет иностранный капитал — внешние или внутренние, т.к. во втором случае у компаний существует меньше стимулов для модернизации и повышения своей конкурентоспособности.

«Поэтому необходимо чтобы дальнейшая политика по привлечению иностранного капитала была взвешенной, четко проанализированной и сбалансированной», — убеждена М.Акулова.

 

Автор: Андрей Кожемякин

Источник: Белорусские новости

 

 

Read more...

Дайнеко: Нужно не менять драконов – нужно менять страну, в которой дракон живет

12-10-05Экономика Беларуси находится на стадии развития инвестиций. На этом этапе часто нужен жесткий антикризисный менеджер. Тем не менее, роль правительства не столь важна, считает экономист Павел Данейко: "Есть пример Италии. Там всегда было плохое правительство и отличный бизнес".

Еврорадио: Давайте поговорим о стране, как менеджерском проекте… Если страну рассматривать как компанию, то на каком этапе какой нужен лидер? Можем ли мы порассуждать на каком этапе мы сейчас находимся, если делать параллель с развитием компании, и какой нам в таком случае нужен лидер (менеджер)?

Павел Данейко: Мы можем поговорить вот о чем – экономические политики имеют свою специфику в зависимости от стадии развития экономики. Простой пример: если один и тот же человек болел одной и той же болезнью, например, воспалением легких – в 4 года, в 20, в 40 и в 80… Его будут по-разному лечить от этой болезни. Потому что существуют возрастные ограничения.

То же самое относится и к экономике. Выделяется 4 стадии развития экономической системы. Первая – это стадия развития на основе факторов, когда мы особенно ничего не имеем, а имеем дешевые природные ресурсы и дешевую рабочую силу. Вторая стадия – это развитие на основе инвестиций, когда берутся старые технологии и адаптируются к национальным особенностям. Происходит так называемый догоняющий тип развития.

Третья стадия (зрелые, «40-летние») - это инновационное развитие. Когда экономика развивается на основе создания новых технологий и продуктов. И последняя стадия – это старость, развитие на основе богатства, когда наступает социальный мир, бизнес перестает быть привлекательным для молодежи – они любят государственную службу, очень развито производство товаров для богатых и тд.

На такой стадии когда-то находилась Великобритания. Ведь в Великобритании много автомобильных компаний. Все думают, что там Ягуар и все… А там около сотни компаний, но они производят по 10-20 автомобилей для очень богатых.

Беларусь находится на стадии развития инвестиций. Что это такое?

Павел Данейко: Например, берем какую-то самую простую технологию – производство пеллет, допустим (топливных элементов). Даже просто перенести технологию довольно сложно, потому что есть специфика наших опилок, их влажности, засоренности и т.д. То есть нужно адаптировать эту технологию под наши условия, и начинать активно работать. И это касается многих технологий или продуктов.

Обычно если взять наши успешные частные производственные фирмы – они брали уже существующий на рынке продукт, создавали его дешевле, продавали на рынке, а потом уже шли в инновации, развивая этот продукт, накапливая опыт… Сейчас у нас есть целый ряд компаний, которые успешно работают на международных рынках с достаточно инновационными продуктами, аналогов которых нет в мире. Но это постепенный процесс.

На этом уровне экономическая политика не выглядит либеральной.

Данейко: Либеральная экономическая политика хороша на стадии зрелости, то есть на стадии инноваций в экономике. Потому что возникновение нового продукта и новых технологий – это бесконечное количество экспериментов.

Многие до сих пор думают, что Apple была первой компанией, которая произвела персональный компьютер. Надо разочаровать публику и сказать, что в тот момент существовало более сотни компаний, которые в гаражах клепали персональные компьютеры. Но Apple стал лидером, потому что они нашли ту модель бизнеса и продукта, которая оказалась наиболее эффективной.

То есть инновация – это когда утром из пробирки вылетела куча дрозофил, а в конце дня остается одна большая муха. Но она уже живет долго.

Инновационную экономику создать не так просто. Для этого нужен целый комплекс социальных и экономических факторов. Для этого в обществе должна быть система финансирования, начало бизнеса, позитивное отношение в обществе к неудачам. Трудно создавать инновационную экономику в обществах, где, например, банкротство или ошибка будут негативно восприняты, и потом ты не получишь следующее доверие со стороны банка или партнера.

В экономике, которая находится на стадии инвестиций все довольно просто.

Еврорадио: На этой стадии мы сейчас находимся?

Данейко: Да, здесь может быть достаточно эффективным протекционизм, государственная поддержка различных отраслей, стимулирование экспорта и т.д. Потому что мы развиваем отрасли, путь развития которых мы представляем... То есть, тут нет той неизвестности, которая существует на стадии инноваций, где нужна свобода для того, чтобы проводить кучу экспериментов.

Поэтому если мы посмотрим на развитие стран, довольно успешно и быстро проходивших этот этап (азиатские или ирландские драконы), то там обычно была довольно активная позиция правительства, которая формировала всю необходимую для рывка инфраструктуру. По-человечески это совершенно понятно – если вам предстоит бой с профессиональным боксером, а вы только начали заниматься, надо время потренироваться. Невозможно сразу выскочить на ринг… Что толку? Известно, что будет нокаут.

Еврорадио: Какой бы лидер нам подошел на теперешнем этапе? Допустим, когда на предприятии кризис, туда приглашают часто антикризисного управляющего. И часто его решения становятся очень не популярными среди персонала, но зато выводят компанию из кризиса. Можно ли провести такую параллель со страной?

Данейко: Я вам излагал концепцию Марка Портера. У него такая точка зрения, что роль правительства не так значима, это раз. Во-вторых, на этом этапе инвестиций, когда нужно принимать достаточно непопулярные у населения решения, часто нужен жесткий антикризисный менеджер. И слишком широкая демократия здесь не очень хороша.

Это реально так. Если бы страны восточной и центральной Европы не выбрали ЕС, как политический выбор, то они бы никогда не провели реформы. Потому что в недоразвитых странах полная демократия без ограничения права выбора приводит к тотальной игре политических партий в социальный подкуп. Каждая партия обещает повысить пенсии, пособия по безработице и т.д. В конечном счете, реформы блокируются, потому что не хватает ресурсов и не хватает средств. И плюс короткий цикл – 4-5 лет.

Когда нет институтов гражданского общества, которые все это останавливают, когда нет опыта социально-экономической жизни в рыночной экономике, то все это довольно опасно. И мы это видим и на тех странах, которые остались в стороне от процесса. Украина, например.

Поэтому я бы все-таки связывал надежды не с правительством и политической системой, а с некими ценностями в обществе, амбициозностью бизнеса, его социальным капиталом, готовностью совместно действовать для решения задач, которые стоят перед отраслями, группами бизнеса и т.д. Вот это будет интересно.

Есть такой пример – это Италия. Там было всегда плохое правительство, плохое образование и отличный бизнес. За счет того, что они могли вместе взаимодействовать, выступать очень компактными лоббистскими группами и добиваться своего.

Еврорадио: Сколько обычно по времени длится этот период инвестиций, в котором мы сейчас находимся?

Данейко: Это уже кому как повезет… Некоторые в детском возрасте на всю жизнь остаются. И какой-то такой предопределенности в этом нет.

Нужно активное участие бизнеса в формировании исследований, образования. И нужна государственная поддержка движения на экспорт, защита инвестиций – такой комплекс взаимодействия государства и бизнеса. Если он появится, то это будет работать.

Как он появляется?

Я думаю, что никто сейчас не ответит. Потому что сказать, что это делается волевым образом… Это глупо.

Одно из предположений марксизма, как социологического мышления, которое сейчас стало доминирующим – это объективность социальной жизни. Даже если вы приходите во власть с какой-то идеей, но если социальная среда не в состоянии это воспринять, поддержать, начать реализовывать, то эта идея в общем-то ничего не значит.

Поэтому мы видим красивую забавную историю Либерии. Когда американские рабы на кораблях из штатов вернулись в Африку, привезли Конституцию… Но создали опять рабовладельческое общество. Ничего не изменилось. Это как сказка Шварца про дракона – дракона поменяли, вместо него новый будет дракон… Нужно не менять драконов – нужно менять страну, в которой дракон живет.

 

Автор: Наста Манцевич

Источник: Европейское радио для Беларуси


Read more...

Россия прогнозирует ухудшение экономической ситуации в Беларуси

08-10-02Официальный Минск готовится утвердить амбициозные планы  социально-экономического развития страны на ближайшую пятилетку. Однако далеко не все разделяют оптимистический взгляд белорусских властей на будущее национальной экономики. Эксперты Минэкономразвития России прогнозируют, что в 2011 году темпы экономического роста в Беларуси заметно снизятся.

Белорусские власти прогнозируют, что рост ВВП в ближайшую пятилетку будет ежегодно составлять не менее 10%, объем промпроизводства увеличиваться на 9-13%.

Плюс к этому официальный Минск рассчитывает на высокий рост инвестиций в основной капитал (на 16% в будущем году) — в первую очередь за счет увеличения притока прямых иностранных инвестиций. Повышение инвестиционной привлекательности страны, согласно планам белорусских властей, позволит ускорить в ближайшие годы темпы роста ВВП.

Однако в российском правительстве иные ожидания относительно будущего белорусской экономики. По мнению экспертов Минэкономразвития России, прогноз белорусских властей на ближайшие годы «содержит ряд рисков, реализация которых приведет к более низкой динамике экономики в ближайшие три года».

К числу факторов, которые могут неблагоприятно сказаться в будущем году на экономической ситуации в Беларуси, представители российского министерства относят увеличение цен на газ и снижение рентабельности белорусской нефтепереработки.

«Рост цен на газ и снижение рентабельности реэкспорта углеводородов могут серьезно препятствовать ускорению роста внутреннего спроса. Снижение доходов промышленности ослабит инвестиционную активность», — говорится в сентябрьском прогнозе Минэкономразвития России.

Следует отметить, что Минэкономразвития прогнозирует в 2011 году существенное снижение темпов экономического роста Беларуси. Если в 2010-м российское министерство ожидает рост ВВП Беларуси на уровне 5,5%, то в 2011-м — только 3,5%. В будущем году также ожидается замедление темпов роста промпроизводства Беларуси до 3% (против 5,2% в 2010-м).

Заместитель директора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая полагает, что снижение темпов экономического роста может быть вполне закономерным явлением.

«Дешевой нефти для Беларуси уже не будет, стране придется перестраивать экономику. Поэтому снижение темпов экономического роста будет закономерным следствием, стране необходимо найти другие источники экономического роста», — говорит эксперт.

По оценке Минэкономразвития России, наряду с повышением цен на энергоносители у белорусской экономики в будущем году будут и другие угрозы. К числу таковых российское министерство относит «стабильно высокое отрицательное сальдо текущего счета и отсутствие значимых валютных резервов».

Справка Naviny.by Счет текущих операций охватывает любые внешнеэкономические операции с экономическими ценностями (за исключением операций с финансовыми активами) между резидентами и нерезидентами Беларуси. В первом полугодии 2010 года дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси составил $3,18 млрд.. Основной причиной дефицита традиционно стало отрицательное сальдо экспортно-импортных операций.

Перечисленные две проблемы действительно являются серьезными вызовами для Беларуси, уверена Ирина Точицкая.

 

«Если не будет существенных поступлений прямых иностранных инвестиции, то у нас сохранятся проблемы с платежным балансом. И это действительно серьезная проблема для Беларуси — резервов для покрытия отрицательного сальдо в стране немного», — отмечает эксперт.

Эксперты Минэкономразвития полагают, что дефицит счета текущих операций может негативно повлиять на стабильность белорусского рубля.

«В случае недостатка источников финансирования этого дефицита можно ожидать дальнейшего ослабления белорусского рубля. Это будет связано с ростом инфляции и сокращением внутреннего спроса», — говорится в прогнозе Минэкономразвития.

Выход из сложившейся ситуации представители российского министерства видят в притоке прямых иностранных инвестиций  в Беларусь. «В случае более активной приватизации Беларусь сохраняет большой потенциал роста прямых иностранных инвестиций, позволяющий достаточно долго финансировать негативный баланс торговли», — полагают эксперты Минэкономразвития.

Проблема в том, говорит Ирина Точицкая, что в Беларуси пока так и не выработан стратегический подход государства в сфере приватизации.

«В стране должна быть разработана программа приватизации, в которой нужно расписать, что, для чего и когда мы хотим приватизировать», — считает Ирина Точицкая. В противном случае, предполагает эксперт, приватизация может носить в Беларуси спорадический характер: госсобственность будет распродаваться по мере необходимости латания дыр в экономике.

 

Автор: Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости

 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family