wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

Ковалев: Необходимо кредитовать экспорт, а не импорт

27-11-06О вопросах поддержки белорусских экспортеров говорили специалисты вчера в ходе семинара «Финансирование экспорта», прошедшего в рамках выставки «Банк. Страхование. Лизинг». Так, Михаил Ковалев, декан экономического факультета Белорусского государственного университета, заострил внимание на проблеме вытеснения белорусских товаров с рынков сопредельных стран китайскими производителями. По его словам, китайские товары, вытесняя белорусские, тормозят рост нашего ВВП более, чем на 0,5% в год.

В частности, доля белорусского экспорта в общем объеме потребляемых товаров в Российской Федерации, являющейся нашим основным торговым партнером, сократилась с 5% до 3,5%.

Все эти факты свидетельствуют о главном – для сокращения отрицательного внешнеторгового сальдо нужно оптимизировать стратегию продвижения белорусского экспорта. Один из путей – кредитовать экспорт, а не импорт. Формы финансирования экспортеров могут быть различными, от традиционного кредитования до лизинга покупателей в других странах. Михаил Ковалев описал и такие эффективные инструменты как внешнее кредитование под товары импортеров и синергетический эффект от вхождения экспортеров в российские товаропроводящие цепи.

- Схема финансирования здесь даже не так важна, - заключил Михаил Ковалев, - гораздо важнее сам факт поддержки экспортеров. Подобно тому, как нам сегодня навязывают внешнее связанное кредитование другие страны, поддерживая при этом своих производителей, также нужно в будущем поступать и нам. Только так мы сможем поддержать финансово своих производителей.

 

Источник: www.infobank.by


Read more...

Перспективы валютного рынка Беларуси

23-11-09В октябре в Беларуси чистый спрос населения на валюту возрос более чем в пять раз. С другой стороны, ФРС США начала второй раунд программы по вливанию в экономику денежных средств на сумму 600 млрд. долл., что может привести к снижению курса доллара на международном рынке. Как в этом случае будет развиваться ситуация на внутреннем валютном рынке Беларуси? Что можно посоветовать населению в плане защиты своих сбережений?

Александр Муха. Действительно, в октябре 2010 г. на внутреннем валютном рынке на фоне роста девальвационных и инфляционных ожиданий в условиях избирательной кампании по выборам президента отмечается усиление спроса на иностранную валюту. Так, по данным Нацбанка, чистый спрос населения на валюту (т.е. за минусом ее предложения) возрос в октябре в 5,5 раза до 317,2 млн. долл. против 57,2 млн. долл. месяцем ранее. В том числе спрос на иностранную валюту на валовой основе возрос на 32,6% до 917,5 млн. долл. (с учетом безналичных операций), а предложение валюты, напротив, сократилось на 5,4% до 600,3 млн. долл.

В целом за последние пять месяцев текущего года (июнь-октябрь) население приобрело на 500,3 млн. долл. валюты больше, чем ее продало, что связано с отпускным сезоном, ростом доходов физических лиц и увеличением девальвационных ожиданий в экономике.

Тем не менее, в качестве положительного момента можно отметить, что купленную валюту население предпочитает хранить в банках, то есть в текущей ситуации уровень доверия к банковской системе страны по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне. Так, в октябре 2010 г. валютные вклады физлиц впервые превысили отметку 4 млрд. долл. и возросли на 150,4 млн. долл. (или на 3,9%) до рекордных 4,012 млрд. долл. на 1 ноября. При этом в июне-октябре 2010 г. депозиты населения в иностранной валюте возросли на 551,5 млн. долл. в абсолютном выражении (или на 15,9%).

В то же время, тревожным симптомом является сокращение вкладов физлиц в белорусских рублях. Так, в октябре рублевые сбережения населения снизились на 260,08 млрд. руб. (на 2,4%) до 10,592 трлн. руб. на 1 ноября. Хотя, нужно отметить, что по итогам десяти месяцев текущего года вклады физлиц в национальной валюте возросли на 2,58 трлн. руб. (или на 32,2%).

Очевидно, что в текущей ситуации в Беларуси необходимо снизить девальвационные и инфляционные ожидания в экономике, в том числе за счет обеспечения плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам. Тем более что сегодня Нацбанк Беларуси обладает достаточным уровнем золотовалютных резервов для сглаживания колебаний спроса и предложения валюты на внутреннем валютном рынке. При этом в ближайшее время ожидаются размещения облигаций правительства на российском и международном рынках, что позволит поддерживать международные резервные активы на приемлемом уровне.

Так, на прошедшей неделе правительство Беларуси открыло книгу заявок на покупку двухлетних облигаций серии 01, номинированных в российских рублях, на сумму 7 млрд. рос. руб. Закрытие книги заявок запланировано на 17.00 по мск 23 ноября. Размещение запланировано на 25 ноября 2010 г. Ориентир ставки первого купона составляет 8,5-9% годовых, что соответствует доходности 8,68-9,2%. Купонный период – 3 месяца. Дата погашения – 22 ноября 2012 г. Организаторами выступают Альфа-банк, Газпромбанк и Сбербанк. При этом до конца текущего года может состояться и второй выпуск облигаций правительства Беларуси, номинированных в российских рублях, на сумму 8 млрд. рос. руб. Кроме того, в ближайшие месяцы ожидается размещение еврооблигаций Беларуси и на азиатском рынке в размере до 1 млрд. долл.

На мой взгляд, привлечение новых внешних заимствований свидетельствует о стремлении правительства и Нацбанка Беларуси обеспечить стабильность внутреннего валютного рынка, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

И в данном случае решение Комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы США о вливании в экономику дополнительных 600 млрд. долл. в ноябре 2010 г. – июне 2011 г. (или по 75 млрд. долл. в месяц) выглядит скорее нам на руку. Поскольку это повысит уровень ликвидности на международных финансовых рынках, а также может вызвать снижение курса доллара на международном валютном рынке.

В этом случае Нацбанку Беларуси будет проще обеспечить стабильность двустороннего курса белорусского рубля к доллару США. То есть в текущей ситуации более вероятным вариантом выглядит плавная девальвация национальной валюты к основным иностранным валютам (в частности, к доллару США в пределах 10% в год).

Более того, в случае резкого падения американской валюты на международном рынке, можно ожидать и некоторого укрепления белорусского рубля к доллару США. К слову, против решения ФРС проголосовал член Комитета по открытым рынкам Томас Хоениг, который считает, что риски дополнительных покупок казначейских облигаций перевешивают преимущества. Т. Хоениг выразил опасения по поводу того, что сохраняющаяся мягкая монетарная политика увеличивает риски будущих финансовых дисбалансов и со временем станет причиной повышения долгосрочных инфляционных ожиданий, которые могут дестабилизировать американскую экономику в целом.

Таким образом, в текущей ситуации я бы посоветовал населению диверсифицировать вложения, как в разрезе иностранных валют, так и в разрезе других инвестиционных инструментов (драгметаллы в виде мерных слитков, аттестованные бриллианты, акции и облигации белорусских эмитентов). Так, акции белорусских предприятий в настоящее время в ряде случаев выглядят недооцененными, по меньшей мере, в несколько раз. В результате по отдельным ценным бумагам в среднесрочной перспективе инвесторы могут получить доходность, заметно превышающую процентную ставку по депозитам в банках.

В целом после проведения президентских выборов можно ожидать снижения чистого спроса на иностранную валюту и возобновления процессов дедолларизации в экономике. Так, с одной стороны, произойдет снижение инфляционно-девальвационных ожиданий в экономике. При этом правительство «свяжет» определенную часть прироста доходов населения за счет повышения тарифов на услуги ЖКХ (предположительно, на 20-25% в январе 2011 г.), что позволит повысить уровень возмещения затрат по производству энергии. С другой стороны, белорусские банки, вероятно, будут и дальше обеспечивать реальные (т.е. с учетом инфляции) процентные ставки по рублевым депозитам на положительном уровне. Иными словами, доходность по вкладам в национальной валюте будет сохраняться на достаточно высоком уровне (в настоящее время процентные ставки банков достигают 18-19% годовых).

 

Автор: Александр Муха

Источник:  Агентство политической экспертизы BISS


Read more...

Некоторые аспекты финансовой грамотности населения

231108Дальнейшее развитие финансового рынка Республики Беларусь не возможно в условиях отсутствия сформированного рынка мелких частных инвесторов.

В настоящее время почти каждый белорус сталкивается с вопросами, которые требуют хотя бы базовых знаний в сфере финансов. Недостаток таких знаний приводит к ошибочным действиям или формирует неверные взгляды на происходящие экономические процессы. Малая информированность в области финансов также сужает круг финансовых продуктов, в которые население могло бы инвестировать свои сбережения. Основным способом вложения денежных средств сегодня по-прежнему остаются банковские депозиты. Давно существующие продукты, такие как банковские облигации или депозитные сертификаты, из-за того, что о них намного меньше знают, распространены гораздо меньше.

Дальнейшее развитие финансового рынка Республики Беларусь не возможно в условиях отсутствия сформированного рынка мелких частных инвесторов. В качестве таких инвесторов  могут выступать обычные граждане. Однако белорусы, как и граждане России или Украины, с опаской относятся к новым финансовым инструментам. Основная масса населения имеет более-менее полную информацию только о депозитах, многие еще хорошо помнят опыт финансовых пирамид в России или потерю сбережений после распада Советского союза.

Что касается привлечения кредитных средств, то часто граждане не до конца понимают:  на каких условиях будет выдан кредит, какая ответственность накладывается на заемщика или на поручителя, на сколько больше в итоге придется переплатить за покупку товара в кредит, как работает бюро кредитных историй и тд. С такими вопросами много кто сталкивался, но не все могли получить точный и верный ответ.

В средствах массовой информации постоянно появляются сведения о грядущей девальвации или деноминации, о будущем крахе доллара или проблемах в банковской сфере. Часто такие статьи основаны на чем-то субъективном мнении или неподтвержденных слухах. Человек, не обладающий необходимыми знаниями в области финансов, может в результате сформировать ложные убеждения и  понести финансовые потери.

Еще одной проблемой является развитие в Беларуси безналичного платежного оборота. Хотя белорусы в основной своей массе получают заработную плату на банковские карточки, все расчеты они предпочитают осуществлять в наличной форме.

Все это свидетельствует о низком уровне финансовой грамотности населения, а это создает ряд трудностей и потерь для обычных граждан. Под финансовой грамотностью понимается  совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. В идеале такими базовыми знаниями должен обладать каждый. То есть необходимо, чтобы обычные граждане имели определенные финансовые знания,  которые были бы достаточны для рационального вложения личных свободных денежных средств и оценки потенциальных рисков финансового рынка.

Однако самостоятельно данная проблема не разрешится. Здесь требуется заинтересованность центральных властей и разработка  специальной программы повышения финансовой грамотности населения. В данном направлении предпринимаются определенные шаги. Представители Национального банка периодически дают интервью по интересующим общественность вопросам, публикуют статьи о ситуации в финансовой сфере, проводят прием граждан, организуют обучающие семинары для сотрудников коммерческих банков. По поручению Национального банка Республики Беларусь ассоциация белорусских банков выполняет проект по повышению финансовой грамотности населения, в частности направленный на популяризацию использования для оплаты товаров и услуг банковских пластиковых карточек. Все эти мероприятия нужны, но они не достаточны. Требуется разработка разноплановой программы повышения финансовой грамотности населения. Такие программы уже  реализуются в ряде государств- наших соседях. Беларуси также необходимо создание и претворение в жизнь аналогичного плана мероприятий. За основу можно принять опыт Российской Федерации.

В России с 2008 года реализуется Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». Этот проект призван вооружить население знаниями о финансовом рынке, существующих финансовых услугах и продуктах, сформировать адекватное восприятие рисков в данной сфере. Среди основных целей данной программы можно выделить:

Формирование финансовой культуры граждан;

Создание полноценной и эффективной образовательной и консультационной системы для обеспечения граждан необходимыми потребительскими знаниями и базовыми навыками на рынке финансовых услуг;

Формирование у населения адекватного понимания рисков в финансовой и инвестиционной сферах.

Основными направления реализации данной программы являются:

Создание интегрированного информационно-познавательного Интернет-портала по основам личных финансов и инвестиций;

Выпуск и распространение информационно-просветительских и образовательных изданий (брошюры, книги, справочные пособия и т.д.);

Выпуск и распространение учебных видеофильмов;

Подготовка учебно-методической литературы для старшеклассников и учителей экономики;

Разработка интерактивных методик преподавания основ финансовой грамотности в школах;

Проведение публичных информационно-консультационных мероприятий для различных категорий слушателей (мастер-классы, конференции, семинары);

Повышение квалификации журналистов неспециализированных СМИ с целью массового продвижения правил личной экономической безопасности граждан на рынке финансовых услуг;

Создание постоянно действующих и передвижных экспозиций в региональных музеях по истории акционерного дела, финансов, а также форм и методов сбережения и инвестирования;

Выпуск и распространение ежемесячного информационно-познавательного журнала для потребителей финансовых услуг;

Создание региональных информационно-консультационных центров Программы;

Организация ежегодной премии «За вклад в финансовое просвещение населения».

В конце 2008 года Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». В рамках этой стратегии перед Федеральной службой по финансовому рынку (далее ФСФР)  стоит задача сформировать в России к 2020 году массовый класс частных инвесторов. Для этого ФСФР проводит в плановом порядке мероприятия, направленные на повышение потребительской финансовой культуры россиян.

Как видно из российского опыта, действия органов  центральной власти в области повышения финансовой грамотности населения достаточно масштабны и направлены во многом на образование молодежи. В Беларуси также необходимо разработать аналогичную многоуровневую долгосрочную программу. В условиях развития финансового рынка и усложнения межхозяйственных связей базовые знания в финансовой сфере становятся необходимы для нормального позиционирования человека в современном обществе.

 

Автор: Анастасия Лузгина

Источник:  Агентство политической экспертизы BISS

Read more...

Конфликт РФ и РБ: другая точка зрения

12-11-01Конфликт Беларуси и России можно назвать аксиомой сегодняшней политической жизни. Множество западных и отечественных аналитиков говорят о закономерности этого феномена, утверждая, что рано или поздно конфликт бы всё равно произошёл. Международные СМИ, журналисты других стран, не теряя времени, только и делают, что обостряют и без того напряженную ситуацию между сторонами трений, цитируя на весь мир громкие заявления лидеров, прогнозируют результаты, выискивают всё больше и больше подспорий для вражды.

Откуда же взялся этот конфликт, и был ли он вовсе?

Возможно, мы наблюдаем всего лишь ловко спланированную шахматную партию, этакий политический театр?

Как сообщает интернет журнал Биржевой Лидер: на подмостках этого театра, аналитики, эксперты и пресса - это марионетки легко управляемые и предсказуемые для того, кто задумал этот спектакль.  Этот неоднозначный, как может показаться, вопрос подняли представители Академии трейдинга Masterforex-V.  Что же именно из отношений Беларуси и России навело на подобное умозаключение?

Русско-Белорусские противоречия в масштабе глобальных мировых событий, международных союзов и конфликтов.

«То, насколько актуальны и перспективны отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь  стоит оценивать не только с позиций Лукашенко и Медведева, как думает большинство, а в более широком спектре - под влиянием каких событий и течений развивается это недопонимание между бывшими братскими странами» - считает Дмитрий Францевич, руководитель белорусского землячества трейдеров и инвесторов Академии Masterforex-V.  Если рассматривать проблему в таком свете, тогда многое перед нами предстаёт совершенно иная картина, сложившаяся по некоторым причинам:

1. Десятилетнее строительство союзного государства России и Беларуси вызывает неоднозначные, и даже болезненные волнения и недовольства мирового большинства.

2. Братские народы России и Беларуси давно стремятся к интеграции, как дружественные державы, что у бесчисленного количество людей вызывает истинное одобрение, питая надежду на образование свободного единого пространства, которое могло бы иметь в мире значительный вес в геополитике, как когда-то получилось у СССР.

3. Мировое сообщество еще с большей настороженностью наблюдает за этим феноменом, заведомо определяя президента РБ  А.Лукашенко, как «последнего европейского диктатора»,  а правительство России, сравнивая с авторитарной властью.

4. Конкурентная битва за власть в мире между странами «большой индустриальной  двадцатки» (G20) приобрела более агрессивный характер за последние годы: Соединённые Штаты, ЕС, Китай, Япония уже ведут валютно-торговые войны между собой, пристально, следя за малейшими оплошностями друг друга, дабы при удобном случае объявит о недостатках противника на весь мир. На этом фоне Россия, безучастно относящаяся к этим конфликтам, получает доверие от тех же США, Китая или, например, НАТО, выезжая  за счёт противоречий спорящих за власть сторон. Это помогает России легче и беспрепятственно проходить любые нападки и барьеры со стороны конфликтующих государств. Яркий пример тому громкая история с Курильскими островами. Для чего же, в таком случае,  выставлять на обозрение завидный союз с Беларусью? Затем ли, чтобы Америка и американские СМИ сосредотачивали основной бросок не на Китае, а на России?

Конфликт Москвы и Минска  - реальность или игра?

Давайте поэтапно рассмотрим этот вопрос, докопаемся до причин конфликта, каким образом он возник?

Представители интернет Академии Masterforeх-V усматривают здесь следующие проблемные моменты:

1.  Российское правительство не одобряет поведение А. Лукашенко, который только говорит о более скорой интеграции, а в итоге пользуется дружеским положением, как прикрытием для заполучения льгот.

2. Возникает мнение, что именно президент Беларуси, является тем самым барьером на пути к скорейшему строительству единого пространства. Возможно, без его участия результат был бы уже на лицо.

Лукашенко довольно сильная политическая фигура, крепко установившая свой авторитет в республике. Кроме того он не идёт на поводу у российского правительства. Такая бескомпромиссность лидера РБ не позволяет нормально работать с ним?

4. Российская Федерация предоставляет территорию Беларуси на нужды Запада, взамен получая то, что ей на самом деле нужно.

5. Власти России настроены передать промышленность Беларуси в руки олигархов.

6. И в довершении всего, нельзя не обратить внимания, на эту гонку Медведева и Путина за лаврами более проницательного и смелого политика.

Видите ли Вы  в приведённых причинах нечто обоснованное и серьёзное, что послужило бы толчком к изменениям  проверенного годами тренда братских стран?

По мнению экспертов Академии Masterforex-V, явных причин нет.

Кто же на самом деле имеет личный интерес в разногласиях РБ и РФ?

Американские власти и парламент ЕС,  безусловно, усматривают определённую выгоды в конфликте белорусов и русских, из-за этого они и продолжают подталкивать то одну, то другую сторону.

Зачем и почему?

1.Сотрудничество с Лукашенко, как с серьёзным самостоятельным и независимым национальным руководителем одинаково невыгодно как США, так и Европе. Потому как его политика занимать сильную сторону далеко не вызывает доверия, а наоборот носит непредсказуемый характер. Таким образом, замена Лукашенко более лояльной политической фигурой намного облегчила бы ситуация для Америки и ЕС.

2. Идея создания союзного государства Беларуси и России не одобрялась мировым демократическим сообществом, более того для него это было опасным. Примечательно, что потенциал Беларуси в этом предприятии с  Россией приобретал довольно угрожающие очертания. Потому Западу выгодно как можно сильнее раздробить мощь такого тандема, он не заинтересован в чьей либо победе в этом конфликте, ему выгодно лишь как можно дольше продлить его.

3. Европейское общество начнёт вести двойную игру, лицемеря одновременно и перед Россией и перед Беларусью.  Последней оно предложит начать интеграцию с Европой, льготы, кредиты. Отношение к Лукашенко резким образом изменится в лучшую сторону, в сторону одобрения. В то же самое время  Европа и США  будут поддерживать и Россию в её решительных мерах, «демократических идеалах» и независимости во внешнеполитических делах. Иными словами, очередной спектакль, только уже в две сцены.

Можно ли назвать спор Минска и Москвы телевизионным реалити-шоу?

Если посмотреть на проблему с совершенно другой стороны, то очевидно, что хитросплетение срежиссированных ходов и комбинаций могли создать не только на Западе, но и в восточной Европе, как например, в Минске, Москве или Киеве.

Что же необычного, что можно увидеть сразу, анализируя этот конфликт:

Разыгранный конфликт РБ и РФ носит многосерийный характер. Разногласия и обострение отношений между странами появлялись и в период правления Б.Ельцина, и во времена президентства В.Путина, и при нынешнем президенте Д. Медведеве.  Примечательно, что возникала эта напряженность как раз в период сотрудничества Москвы с Западом. Плюс ко всему газовые войны России и Беларуси, хоть и не имели столь печальный опыт, как в Украине, но, тем не менее, очередной раз напоминали западникам об их зависимости от России.

Интересно, что конфликт имеет персональный, даже индивидуальный окрас. Он ограничивается спором между лидерами двух государств, не затрагивая и не вредя сферам их сотрудничества.

Во время кульминации конфликта ни одна из сторон не отступает, а напротив, строят двусторонние контакты в сфере обороны. Сотрудничество военной промышленности стран осуществляется самым тесным образом.

Беларусь получает российский газ, как известно дешевле всех (184 $ за тысячу кубов). Даже Украина, осуществив наконец удачные переговоры с правительством РФ, смогла снизить себе цену лишь до 234 $.  Но, несмотря на, и без того выгодное положение, президент Беларуси А. Лукашенко всё равно старается выбить ещё большие льготы, якобы на благо граждан своей страны, чем разумеется, зарабатывает себе отличную репутацию в период предвыборной компании.

Вот уже год с лишним Беларусь затягивает сотрудничество с Евросоюзом в предусмотренном проекте «Восточное партнёрство», тормозя процесс и, якобы, обводя Запад вокруг пальца.

Беларусь, а частности Минск, устанавливает тесные союзные отношений с Венесуэлой и Китаем, странами, которые в одно и то же время дружественные с Россией и конфликтующие с США.

РБ вместе с РФ принимает активное участие в большинстве интеграционных событий и проектов на территории бывшего СССР (Таможенный союз, ЕЭП и т. д.).

Было ли нечто компрометирующее белорусского президента в сюжете, показанном на российском канале НТВ? В фильме не содержалось ничего нового, что могли бы узнать белорусы.  Возможно, для российских зрителей, которые не являются избирателями  А. Лукашенко сюжет, и показался разоблачительным, но не для белорусских граждан.

Готовит ли российское руководство конкурентную фигуру против Лукашенко на президентские выборы в Беларуси. Вероятно, нет. И во главе белорусского правительства вновь станет А. Лукашенко.

Отсюда вопрос: «А есть ли конфликт, не спектакль ли это всё?»

Эксперты Академии трейдинга Masterforex-V убеждены, что по сравнению с Украиной (период Ющенко), Грузией, Прибалтикой конфликт с Беларусью имеет совершенно другие признаки, отнюдь не такие серьёзные, как у них.

1. Блокирование и отмена связей производства между РФ и Грузией Саакашвили, а также с Украиной во времена Ющенко, в 2005-2009 годах.

2. Идея Саакашвили и Ющенко продвигать кандидатуры своих стран  в состав НАТО против России или же вовсе сформировать собственный блок, например, ГАУМ.

3. Частью государственной идеологической линии  является русофобия.

4. Антироссийские националистические праздники, табу и запреты на русский язык, преднамеренное «очернение» русской истории и т. п.

Между  Беларусью и Россией не замечено подобных веяний народной ненависти. Потому публично сыгранный раздор, вероятнее всего, в любую минуту может быть окончен, т. к. не имеет серьёзных предпосылок.

По какой причине невозможен реальный конфликт между Россией и Беларусью?

Дело в том, что отношения Беларуси и России, как, в общем, и Украины имеют скорее стратегическое значение, чем по-настоящему враждебное. Потому как фундаментом в этих государствах заложена братская народная близость. По тем же причинам существуют и отношения между Великобританией, США, Австралией и Канадой.

В 2005-2006 годы, в период после оранжевой революции А. Лукашенко отстоял интересы России, в тот момент, когда ей нужно было время на то, чтобы прийти в себя. Президент Беларуси не соблазнился на уговоры принятия в Евросоюз со стороны Запада, не допустил возведению «санитарного кордона» на территории западной России и, таким образом, остался верен своему братскому государству. Этот подвиг дорогого стоит, и Москва теперь многим обязана преданности и стойкости Минска.

Граждане и той и другой страны никогда не одобрят политику взаимного протитвоборства.

Между Лукашенко и Медведевым происходят трения... но в то же время, на следующий день он едет на приём к Путину обсудить политику Медведева. Это поведение скорее друзей или же врагов? Замечали ли вы что-либо подобное в действиях Саакашвили или Ющенко?

К чему тогда всё это притворство, и для чего же потребовался этот искусственный конфликт?

Для победы А. Лукашенко  на предстоящих выборах. Разыгранная борьба нынешнего президента с Россией призвана:

- сбить с толку белорусскую оппозицию, ориентированную на поддержку Запада.

- на некоторое время подпустить к себе благосклонность «международного сообщества».

- не допустить цветной революции теперь уже в Минске.

- придать нынешним выборам статус демократических и свободных в глазах международного сообщества.

2. Вспыхнувший белорусско-российский конфликт отводит глаза США и Европы от возобновления отношений между Москвой и Киевом.

3. Также для того, чтобы РФ получила от Запада дивиденды в сфере внешней политики. В перспективе Россию, конечно, поддержат в отказе от помощи Беларуси, а основной удар США всё равно не затронет Россию, а придётся на Китай.

4. Посему не случайно вышеупомянутый конфликт возник именно этим летом,  как раз накануне начала предвыборной гонки в РБ.

Выводы

Итоги могут быть совершенно противоположны в зависимости от того из каких тезисов исходить:

Если верить американским и российским аналитикам и политологам, говорящим об остром противостоянии Беларуси и России, то гнездо раздора будет лишь расти, а конфликт набирать обороты.

Исходя из мнения Академии трейдинга Masterforex-V, весь конфликт - это сплошная имитация, созданная с целью победы Лукашенко на выборах с одной стороны и с целью помощи Росси в борьбе против США и ЕС. Немудрено, что сразу же после окончания выборов и победы Лукашенко «конфликт» исчерпает сам себя.  А белорусская оппозиция и западные политологи будут лишь негодовать, каким образом их обыграли на этот раз.

 

Источник: Телеграф


Read more...

Эксперт: не факт, что Беларусь может обеспечить загрузку "Одесса - Броды"

111118Беларусь и Украина подписали контракт о транспортировке нефти по магистральному нефтепроводу "Одесса - Броды" в аверсном режиме.

Подписано также соглашение о пробной прокачке по трубопроводу первых 80 тысяч тонн нефти. Как сообщил журналистам первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, это произойдет 17 ноября, причем нефть будет поставляться на условиях своп.

Белорусско-украинский контракт заключен в конце октября в Минске сроком до конца 2013 года. Нефть будет поступать из украинского порта "Южный" по трубе "Одесса - Броды" и затем по южной ветке нефтепровода "Дружба" на Мозырский нефтеперерабатывающий завод.

На пресс-конференции 8 ноября Владимир Семашко сообщил, что 80 тысяч тонн нефти для пробной прокачки закуплены в Венесуэле и поставляются в Беларусь на условиях своп. "По нефтепроводу будет прокачана другая, не венесуэльская нефть", - сказал он.

По словам первого вице-премьера, Беларусь работает с разными нефтяными компаниями для организации своповых поставок венесуэльской нефти.

"Что касается своповых схем, мы прорабатываем этот вопрос с самыми различными нефтетрейдерными компаниями", - сказал он.

О каких именно компаниях идет речь, Семашко уточнять не стал, отметив лишь, что в 2011-2013 годах Беларусь планирует ежегодно закупать у Венесуэлы до 10 млн. тонн нефти.

По информации осведомленных источников, речь идет об организации своповых поставок нефти из Украины, Казахстана и, возможно, Ирана.

Напомним, в рамках стратегии диверсификации поставок энергоресурсов Беларусь договорилась о закупке нефти в Венесуэле.

Поставки начались в мае нынешнего года. Нефть доставляется танкерами преимущественно через порт Одессы, а затем по железной дороге - на Мозырский НПЗ. Несколько экспериментальных партий были доставлены в порты Литвы и Эстонии, а оттуда - на Новополоцкий НПЗ.

Трубопровод "Одесса - Броды" был построен Украиной в 2001 году для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Но строительство ветки в Польшу, на Плоцк и Гданьск, по разным причинам застопорилось. В результате труба используется российской компанией "Транснефть" для прокачки небольших, до 9 млн. тонн в год, объемов российской нефти в реверсном режиме.

Планы Киева и Минска использовать нефтепровод "Одесса - Броды" в аверсном режиме Москва восприняла без восторга, но вполне спокойно.

Так, 15 октября министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил журналистам, что Россия и Украина должны проводить технологические согласования прокачки нефти через этот нефтепровод с российской стороной.

А советник посольства РФ в Украине Алексей Урин 28 октября в Киеве заметил, что вопрос прокачки венесуэльской нефти - суверенное право Украины, но при этом не следует забывать об интересах России.

"Если есть договоренности между Украиной и Беларусью или Украиной, Венесуэлой и Беларусью о прокачке - пожалуйста, нет проблем. Единственное, о чем надо помнить, что при организации таких серьезных вещей нужно учитывать интересы третьей стороны - в данном случае Российской Федерации", - сказал Урин.

По его словам, "есть ряд коммерческих и технологических вопросов, которые надо решать". "Никто не ставит никаких политических преград или условий, но есть объективная реальность", - подчеркнул дипломат.

Некоторые аналитики усмотрели в позиции Москвы политический подтекст.

Например, политолог Виктор Небоженко (Киев) считает, что во время своего последнего визита в Украину российский премьер Владимир Путин "явно показал свое недовольство относительно перспективы поставки венесуэльской нефти в Беларусь через Украину".

"Ведь Россия давно считает, что только она может договариваться с Чавесом, Лукашенко и Януковичем в отдельности. То, что стороны договорились, по сути, за спиной Путина, очень не понравится российскому премьеру", - заявил эксперт в интервью агентству "Росбалт".

Намерение стран Балтии также помочь Беларуси "создает ситуацию напряженности в регионе", добавил Небоженко.

В свою очередь, экономический обозреватель Татьяна Манёнок (Минск) обращает внимание на "достаточно спокойную" реакцию России.

"Понятно, что, если бы Россия выступала категорически против этого проекта, он не был бы реализован. Если бы это действительно создавало проблему для России, у Москвы, безусловно, нашлись бы рычаги влияния на ситуацию", - предположила эксперт в интервью для "Белорусской недели".

"То, что со стороны Москвы не последовало жестких заявлений в связи с переводом трубопровода "Одесса - Броды" в аверсный режим, может свидетельствовать о смене приоритетов нефтяного экспорта России", - считает собеседница.

В частности, отметила эксперт, в последнее время Россия активно развивает экспорт нефти в Китай. Предполагается, что уже со следующего года поставки в эту страну увеличатся еще на 15 млн тонн.

Что касается Украины, то для нее решение о реверсном запуске трубопровода является вынужденным.

Манёнок напомнила, что Киев и Москва в течение долгого времени согласовывали контракт на поставки российской нефти по реверсному направлению "Одесса - Броды". Предполагалось, что ежеквартально российские компании будут поставлять по этому трубопроводу 1,5 млн. тонн нефти.

"Но Украина добивалась определенных гарантий на поставку нефти, настаивала на повышении тарифов на прокачку. Затем появился проект Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), который Россия строит как альтернативу нефтепроводу "Дружба". Видимо, в какой-то момент российской стороне стал невыгоден маршрут "Одесса - Броды". Эксперты давно предупреждали украинское руководство, что эта труба со строительством БТС-2 обмелеет", - отмечает аналитик.

По ее словам, контракт с Беларусью - "хоть какая-то возможность для Украины загрузить трубопровод".

"Но вряд ли это будут заявленные 9 млн. тонн в год, - добавила Манёнок. - По неофициальной информации, предполагается, что это будут своповые поставки приблизительно 5 млн. тонн нефти ежегодно".

По словам эксперта, "возникновение фактора своп говорит о том, что белорусская сторона стремится оптимизировать поставки нефти".

"Логистика с использованием своповых поставок, пожалуй, оптимальна, хотя в данном случае говорить наверняка сложно, так как цена венесуэльской нефти для Беларуси по-прежнему официально не озвучена. Ясно только, что это какие-то бонусные поставки", - отмечает аналитик.

"С одной стороны, Минск демонстрирует альтернативу в вопросе поставок нефти. С другой - назвать это альтернативой в полной мере нельзя, так как неизвестно, сколько белорусская сторона получает от реализации нефтепродуктов, произведенных из венесуэльской нефти", - говорит Манёнок.

Очевидно также, что Беларусь уже не рассчитывает на льготные поставки нефти из России, как это было прежде.

Таким образом, к решению об аверсном запуске трубопровода "Одесса - Броды" Минск и Киев пришли не от хорошей жизни.

"Как бы то ни было, но наличие альтернативы дает белорусской стороне возможность чувствовать себя более уверенно в ходе переговоров об условиях поставки нефти с Россией, а также выторговывать более выгодные для себя условия", - считает эксперт.

Но, следует помнить, подчеркивает Татьяна Манёнок: о поставках нефти президенты Александр Лукашенко и Уго Чавес договорились только на ближайшие три года. "Что будет дальше - остается под вопросом", - отметила аналитик.

"Вопросов в отношении поставок в Беларусь венесуэльской нефти по трубе "Одесса - Броды" очень много. В частности, пока непонятно, сможет ли белорусская сторона гарантировать необходимую загрузку этой трубопроводной системы", - резюмировала эксперт.

 

Источник: БелаПАН

Read more...

Эксперт: За пять лет в Беларуси может удвоиться количество предприятий-банкротов

04-11-30В ближайшие пять лет Министерство промышленности Беларуси планирует вдвое увеличить объемы производства. При каких условиях это возможно, выясняет «Завтра твоей страны».

Экс-президент концерна «Амкодор», экономист Василий Шлындиков считает, что удвоить рост промышленного производства за пять лет невозможно даже в условиях либеральной экономики и нормальных рыночных отношений, а реальная ситуация в белорусской промышленности выглядит плачевно.

– По технологиям мы отстаем все больше и больше, промышленность работает на старом изношенном оборудовании, планы выживают из экономики все соки, чтобы как-то удержаться на плаву, и не более того. Сейчас, наоборот, происходит деиндустриализация страны, потому что мы консервируем советскую систему организации производства, – ставит диагноз Василий Шлындиков. – А через пять лет может удвоится не объем промышленного производства, а количество предприятий банкротов.

Как отмечает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, правительственные планы на четвертую пятилетку исходят из того, что ВВП в Беларуси будет удвоен, экспорт увеличится едва ли не в три раза, не будет проблем, связанных с обменным курсом и инфляцией.

– Все это делается на основании государственной экономики и похоже на планы по спасению советской экономики в отдельно взятой стране. Никаких макроэкономических, финансовых и инвестиционных оснований верить таким прогнозам Минпрома нет. Просто перед очередным Всебелорусским народным собранием чиновники пытаются сделать вид, что у них все под контролем, и никаких изменений в существующую систему экономических отношений вносить не надо, – говорит эксперт «Завтра твоей страны». Необходимо ли вообще удвоение объемов промышленного производства – это, по мнению эксперта, вопрос спроса. Низкотехнологические товары нужны в весьма ограниченном количестве. Весь этот ресурс белорусской экономикой уже исчерпан.

– Для увеличения объемов производства необходимо создать комфортную атмосферу для работы с инвесторами и кредиторами, двукратное увеличение объемов промышленного производства невозможно в условиях самоизоляции Беларуси. Нужно сохранять российский рынок, но одновременно открывать рынки Украины и Европейского Союза, – считает Ярослав Романчук. – Вхождение Беларуси в ВТО, подписание договора о зоне свободной торговли с Украиной и ЕС – это единственные реальные способы удвоения промышленного производства за пять лет. Но, к сожалению, таких планов наше правительство не строит, а лишь надеется на успешное использование старых ресурсов и старых технологий.

Если ничего не менять, то, по мнению Ярослава Романчука, в ближайшие пять лет белорусская промышленность еще больше будет терять свои позиции.

– Будет еще больший износ основных средств, ухудшится финансовое положение промышленных предприятий, – утверждает экономист. – Если же в начале 2011 года начать экономические реформы, тогда промышленное производство действительно может удвоиться, но это уже будет на основе новых технологий, новых институционально-правовых решений и, конечно же, интеграции Беларуси во все соседние рынки.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

 

Read more...

Перевод стрелок может сказаться на вашей зарплате

301018Беларусь перейдет на зимнее время в ночь на воскресенье, 31 октября. В 3:00 стрелки часов будут переведены на один час назад. Как рассказала ALE.BY частный психолог Анжелика Политаева, даже такой незначительный перевод стрелок может сильно дестабилизировать организм человека. А также положительно (отрицательно?) сказаться на вашей зарплате, если по невнимательности бухгалтер начислит ее вам на порядок больше или меньше.

«Смещение естественного биоритма для человека может весьма негативно сказаться на его самочувствии и работе, - уверена  Анжелика Политаева. – В этот период очень сильно падает внимательность и работоспособность. Поэтому людям, которые работают с деньгами, нужно быть предельно внимательными. Также в этот период  вероятнее всего подвернуть ногу или попасть под машину.  На следующей неделе однозначно по невнимательности увеличится количество аварий на дорогах».

По словам психолога, если у человека сильно проявляется рассеянность и несобранность, адаптационное время после перевода стрелок может затянуться в среднем с 31 октября и до 14 ноября.

Перевод часов мотивирован экономией энергоресурсов, - рассказали ALE.BY в Институте экономики. - Если рабочий день будет совпадать со световым, появляется возможность сэкономить на освещении. Еще в начале ХХ века это позволяло сохранить 7% сырья.

По словам ученых, на сегодняшний день перевод стрелок экономит всего полпроцента. Это равнозначно 6 миллионам долларов. Менять время с летнего на зимнее принято не во всех странах. Но пока такой способ приносит экономическую выгоду, у нас он будет актуален. В настоящее время сезонный перевод стрелок осуществляется в 110 из 192 государств мира. Режим перевода стрелок применяется на всех широтах от Канады до Австралии и во всех европейских государствах.

«Нам, конечно, нужно знать насколько возможно экономить с помощью перевода стрелок, - рассказал  Сергей Солодовников, профессор экономики, - Когда мы научимся производить продукцию с энергоемкостью как в Северной Европе либо в Западной Европе, тогда мы можем уже себе позволять на перевод времени не обращать внимания либо его не переводить».

В Европе в отличие от Беларуси переход на зимнее время осуществляется не по местному времени, а по Гринвичскому среднему времени (Greenwich Mean Time - GMT), или, точнее, по универсальному координированному времени (Coordinated Universal Time - UTC). Это значит, к примеру, что Лондон и Лиссабон переводят часы в 2 часа ночи местного времени, тогда как Париж, Берлин или Рим переводят часы в 3 часа по местному времени, а Стамбул, Афины или Хельсинки переведут часы, когда там будет 4 часа.

 

Автор: Ольга Мироненко

Источник: ALE.BY Read more...

Бесцеремонный российский экспромт

281021В случае отмены пошлины на нефть Беларусь вынуждена будет снова ввести экспортные пошлины на нефтепродукты и унифицировать их с российскими.

Россия откажется от экспортных пошлин на нефть в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Но при условии, если Беларусь будет перечислять в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты в полном объеме.

Эту информацию на минувшей неделе озвучил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Он отметил, что экспортные пошлины на нефтепродукты уже со следующего года в России и Беларуси могут быть повышены до 85-90% от ставки экспортной пошлины на сырую нефть.

Сейчас эта ставка в РФ составляет примерно 55%, но речь идет о том, чтобы выйти на равнодоходность поставок нефти и нефтепродуктов. Напомним, в Беларуси в этом году в связи с новыми условиями импорта российского сырья экспортные пошлины на нефтепродукты отменены.

"Мы хотим получить (компенсацию. - Прим. ред.) от Беларуси. Пока вариант - это существенное повышение пошлин на нефтепродукты, с тем чтобы они перечисляли нам все экспортные пошлины на нефтепродукты, которые будут вывозиться из Беларуси", - сказал С.Шаталов. "Мы не хотим давать эти дотации белорусским предприятиям", - подчеркнул замглавы Минфина РФ.

Комментарий министра экономики Беларуси Николая Снопкова в связи с заявлением российского 21 октября был вполне позитивен. Было сказано, что Беларусь может согласиться с российскими условиями. "Как мы можем не согласиться, ведь речь идет о равных условиях деятельности и реализации на экспорт нефтепродуктов для белорусских и российских НПЗ. Это и есть то, к чему мы стремились", - сказал Н.Снопков.

Достаточно сдержанной была и реакция белорусского МИДа. Замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко, комментируя 21 октября агентству ПРАЙМ-ТАСС предложение российской стороны об условиях поставки нефти в страну, отметил, что Беларусь не рассматривает его в качестве официального.

А.Евдоченко рассказал, что российская сторона представила белорусской делегации свои предложения по урегулированию ситуации с пошлинами на нефть 15 октября в Москве. "Однако это предложение, как нам показалось, было неожиданным даже для самой российской стороны. С нашей точки зрения, это был некий экспромт, который требует очень существенной доработки", - сказал он, добавив далее, что вокруг этого предложения возникли споры внутри российской делегации.

На следующий день А.Евдоченко пояснил агентству ПРАЙМ-ТАСС, в чем заключался экспромт российской стороны: РФ предлагает Беларуси перечислять в российский бюджет пошлины от экспорта всех нефтепродуктов, включая полученные из венесуэльской, белорусской нефти и другого сырья, переработанного на белорусских НПЗ.

Новость настолько ошарашивает, что в нее трудно поверить. Ведь изначально понятно, что с таким подходом официальный Минск никогда не согласится. Может, Кремль именно этого и добивается? Вопрос, скорее, риторический. Ведь еще неделю назад российский премьер Владимир Путин демонстрировал огромное желание завершить подготовку правовой базы ЕЭП даже не за два этапа, а за один - уже к началу 2011 года.

Тема отмены таможенной пошлины на нефть для Беларуси в этом контексте звучала в качестве ключевой. В.Путин еще раз подтвердил, что сразу же после ратификации Беларусью всех документов по ЕЭП нефтяные пошлины будут отменены. Трудно поверить, что российский премьер имел в виду такой сценарий их отмены.

Ведь понятно, что в случае отмены пошлины на нефть Беларусь вынуждена будет снова ввести экспортные пошлины на нефтепродукты и унифицировать их с российскими.

Поэтому специалисты прекрасно понимают, что отмена российских пошлин на нефть для Беларуси - не главное. Главное - справедливо разделить экспортные пошлины на горючее между бюджетами двух государств.

Можно предположить, что сам процесс поиска механизма этой дележки может вызвать аллергию у российских чиновников. Понимая, насколько въедливыми будут в достижении своей цели белорусские чиновники и как непросто с ними договориться, возможно, кто-то действительно не захочет связываться с этой арифметикой. Тем более что при нынешнем дележе придется учитывать не только белорусскую, но и венесуэльскую нефть, а также сырье, которое перерабатывается на отечественных НПЗ.

В истории союзнических отношений Беларуси и России уже была ситуация, когда пошлины на нефть не существовало, а российский бюджет практически не получал финансовых дивидендов от ее переработки на белорусских НПЗ. Не случайно экс-министр Минэкономразвития РФ Герман Греф, понимая, что в этом дележе можно застрять надолго, в 2007 году предложил ввести спецпошлину на поставляемую в Беларусь нефть в качестве гарантированного механизма перечисления экспортной выручки на нефтепродукты сразу в российский бюджет.

Что же касается существенного повышения экспортных пошлин на нефтепродукты едва ли не со следующего года, о чем заявил С.Шаталов, то решения по этому вопросу пока не принято, отметил 22 октября замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Слепнев.

По его словам, прорабатывались различные варианты по ставкам пошлин на нефтепродукты, в частности постепенное выравнивание ставок на светлые и темные нефтепродукты, постепенное повышение средней величины ставок. Однако главное при этом, как было сказано, - сбалансированное решение, которое позволит стимулировать модернизацию НПЗ.

Прокомментировал А.Слепнев и ситуацию вокруг отмены нефтяных пошлин для Беларуси. По его словам, в рамках Таможенного союза "мы будем переходить на другие принципы взаимодействия, по которым отказываемся от применения экспортных пошлин". Как было сказано, Россия хочет уйти от экспортных пошлин, на смену которым придут другие механизмы, по которым природная рента, взимающаяся сейчас через экспортные пошлины, будет поступать в Россию.

Что это за механизмы, осталось непонятным. По данным "БР", именно над ними сейчас работают профильные российские и белорусские эксперты.

От того, как быстро они продвинутся в поиске компромисса, будут зависеть, надо полагать, и сроки согласования всего пакета соглашений, формирующих правовую базу Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана.

В пресс-службе посольства Беларуси в РФ БЕЛТА сообщили, что эта работа будет завершена предположительно до 19 ноября. Так ли это, покажет время.

 

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Белорусы и рынок

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family