wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

Ученые-экономисты: белорусский рынок ритейла стоит на начальной ступени развития

06-10-17У белорусского рынка ритейла есть все предпосылки для качественного развития, считают в Институте экономики НАН Беларуси.

Развитие сетевого ритейла в Беларуси находится на начальном этапе. Такое заключение сделали сотрудники Института экономики Национальной академии наук Беларуси. Однако динамика показателей потребительского рынка создает благоприятную ситуацию для их развития.

Среди проблем, характерных для отечественного ритейла на сегодняшнем этапе развития, эксперты отмечают медленный рост торговых сетей, административное регулирование цен, завышенные ожидания от гипермаркетов, а также низкую маркетинговую культуру.

Кроме того, утверждают ученые, во время своего развития белорусские ритейлеры теряют один или несколько элементов из формулы "прибыльного ритейла" (низкие цены, бренд и удобство) которую вывела российская консалтинговая компания "Комкон".

Сотрудники Института экономики также подчеркивают, что при входе на белорусский рынок ритейла существует ряд барьеров. Они мешают развитию конкурентного поля, а значит, и развитию рынка в целом.

В частности, речь идет о запретах на ввоз и вывоз товаров в определенный регион, бюрократических барьерах, которые включают в себя чрезмерное количество документов, а также о личных связях местных органов власти и некоторых бизнесменов, которые приводят к недобросовестной конкуренции. Кроме того, существуют технические барьеры, среди которых чересчур строгие санитарно-гигиенические нормы, бюрократическая процедура лицензирования, а также барьеры криминального характера.

Эксперты отмечают, что Беларусь весьма осторожно подходит к вопросу о допуске на отечественный рынок иностранных инвесторов. И это хорошо, считают в Институте экономики. Ведь благодаря этому снижается риск усиления монополистического влияния на экономику и вывоза капитала из страны.

Впрочем, сегодня рынок ритейла нельзя назвать низкоконкурентным. Нередко приходится видеть, что прямые конкуренты открывают свои магазины буквально друг напротив друга. И, что самое удивительное, недостатка клиентов не ощущает ни один, ни другой магазин. Эксперты полагают, что вся проблема здесь в общем недостатке торговых площадей. Рынок ими еще не насыщен. А когда насыщение произойдет, можно будет говорить о действительно высококонкурентном поле.

Но и сейчас некоторые сети стараются найти определенные механизмы, благодаря которым можно привлечь новых покупателей. А для белорусов, несмотря на постепенный рост благосостояния, по-прежнему основное значение при выборе места закупок имеет цена.

Для выявления преимуществ сетевых магазинов эксперты Института экономики НАН Беларуси проанализировали цены в них по различным видам продовольственных товаров. Для анализа были выбраны магазины под следующими торговыми марками: "Евроопт", "Рублевский" (Минск), "Соседи" (Минск), "Зеленый клен" (Минск), "Брестсервис "Космос" (Брест), супермаркет "Микс" (Брест), "Веста" (Витебск), "Витебские продукты" (Витебск), "Родная сторона" (Гомель), "Океан" (Гомель), "Ласточка" (Гомель), "Алмигипер" (Гродно), "Минипросторы" (Гродно), "Белмаркет" (Могилев), "Квартал" (Могилев).

Анализ цен проводился в результате трех обследований интервалом в месяц.

Было выявлено, что безусловным преимуществом по цене товаров перед своими конкурентами обладает сеть магазинов "Евроопт". Цена корзины товаров здесь ниже средней по рынку на 22%.

 

Полный текст статьи читайте в еженедельнике «Белорусы и рынок»

 

Автор: Алесь Сержанович

Источник: Белорусы и рынок

 

Read more...

Госдолг Беларуси: все выше и выше

13-09-23Министр финансов Беларуси Андрей Харковец, представляя проект бюджета на 2011 г., сообщил о том, что в следующем году правительство осуществит очередной выпуск евробондов на сумму $1 млрд. В целом объем новых внешних заимствований правительства в 2011 г. оценивается на уровне $2,2 млрд. Как вы оцениваете риски, связанные с наращиванием внешнего госдолга Беларуси.

Александр Муха. На мой взгляд, для Беларуси размещение новых выпусков еврооблигаций на международных финансовых рынках выглядит целесообразным. Однако при этом необходимо учитывать рыночную конъюнктуру (с точки зрения стоимости и длины привлекаемых средств), а также реальные потребности экономики страны во внешнем финансировании.

Если говорить о дебютном выпуске еврооблигаций, то первоначально 27 июля правительство Беларуси разместило евробонды на $600 млн сроком на 5 лет (фактически средства поступили в Беларусь в начале августа). Ставка купона по бумагам установлена на уровне 8,75%, цена размещения составила 99,011% от номинала, то есть инвесторы получили премию в 1%. С учетом этого доходность первичного размещения облигаций транслируется в 9%. Таким образом, окончательная цена бумаг составила +707 базисных пунктов к среднесрочным свопам, или +727 базисных пунктов к пятилетним американским казначейским бумагам (UST).

Дата начала начисления купонов по облигациям – 3 августа 2010 г. Дата погашения еврооблигаций – 3 августа 2015 г. Номинал 1 облигации – $100 тыс. Код ISIN – XS0529394701. Облигации прошли процедуру листинга на Люксембургской фондовой бирже.

Основными покупателями дебютных белорусских облигаций выступили российские и европейские компании, а также американские инвесторы, представленные оффшорными компаниями. Организаторами размещения выступили BNP Paribas, Deutsche Bank, Royal Bank of Scotland и Сбербанк России, которые также выкупили часть бумаг. Инвесторы проявили интерес к сделке, подав 145 заявок на общую сумму $1,5 млрд, что позволило увеличить объем размещения на $100 млн и провести его по нижней границе ценового диапазона.

В результате европейские инвесторы выкупили 28% облигаций, американские – 27%, российские – 22%, инвесторы из Великобритании – 20%, оставшиеся 3% ушли в Азию.

Институциональная структура инвесторов также диверсифицирована: управляющие компании приобрели основной объем выпуска – 55%, банки – 22%, хедж фонды – 10%, пенсионные фонды и страховые компании – 6%, частные инвесторы и банки – 5%, другие инвесторы – 2%.

Кроме того, в августе правительство Беларуси в условиях улучшения рыночной конъюнктуры доразместило 5-летние евробонды на сумму $400 млн. Доходность доразмещенных облигаций к погашению снизилась до 8,25%. При этом средняя ставка по облигациям с учетом первичного размещения (общая сумма выпуска облигаций возросла до $1 млрд) снизилась до 8,7%. Средства от доразмещения еврооблигаций поступили на счет Министерства финансов Беларуси 24 августа 2010 г.

К слову, в среду, 8 сентября, котировки еврооблигаций Беларуси на покупку установлены на внебиржевом рынке на уровне 102,3130% от номинала (что соответствует доходности 8,33%), на продажу – 102,4380% от номинала (8,29%).

В целом можно предположить, что с каждым последующим размещением новых выпусков евробондов Беларуси процентная ставка по ним при прочих равных условиях будет снижаться. При этом срок, на который привлекаются средства, может быть увеличен. То есть в данном случае речь идет о достаточно комфортных деньгах, хотя и более дорогих по сравнению с другими источниками внешнего финансирования (например, резервным кредитом МВФ или госкредитами со стороны России).

Так, в настоящее время средняя процентная ставка внешнего госдолга Беларуси составляет 3,74% годовых, а средний срок «до погашения» – 6,3 года. Несвязанные кредитные ресурсы в портфеле составляют 85,4%, связанные – 14,6%. Наибольший удельный вес в общем объеме кредитов занимают кредиты МВФ (40,7%), России (38,4%) и Китая (около 9%).

По данным Министерства финансов, внешний госдолг Беларуси в январе-июле 2010 г. увеличился на 7,5% до $8,479 млрд на 1 августа (см. диагрумму) при установленном лимите на 2010 г. $11 млрд. По отношению к ВВП страны внешний госдолг составил 16,5% на 1 августа (по нашей оценке, объем ВВП Беларуси в годовом исчислении, то есть в августе 2008 г. – июле 2009 г., составил около $51,476 млрд).

Диаграмма. Динамика внешнего госдолга Беларуси в декабре 2007 г. – июле 2010 г., на конец периода (фактические данные и полиномиальный тренд)

С учетом выпуска евробондов на сумму 1 млрд. долл. можно предположить, что в настоящее время внешний госдолг впервые превысил отметку $9 млрд и составляет около $9,4 млрд (или примерно 18,1% к ВВП страны).

С точки зрения нормативов кредитоспособности, рекомендуемых Всемирным банком, Беларусь относится к группе стран с низким уровнем внешнего госдолга. В частности, согласно указанного критерия отношение внешнего госдолга к ВВП страны не должно превышать 50%.

Тем не менее, не может не настораживать сама динамика наращивания внешнего госдолга Беларуси. Так, внешний государственный долг в январе 2008 г. – июле 2010 г. возрос более чем в 3,6 раза – с $2,337 млрд на 1 января 2008 г. до $8,479 млрд на 1 июля 2010 г. И, по всей видимости, это не предел. Но ведь очевидно, что эти деньги рано или поздно придется вернуть (либо рефинансировать за счет новых внешних заимствований).

 

В этой связи актуальным выглядит изучение эффективности использования привлеченных правительством внешних ресурсов: в какие проекты вкладываются средства, насколько они окупаемы, ориентированы на экспорт и в целом конкурентоспособны (как на внутреннем, так и на внешнем рынках)? На мой взгляд, с этой точки зрения информация, публикуемая Минфином Беларуси по исполнению бюджета, является недостаточной и не позволяет ответить на перечисленные вопросы.

В данном случае обращает на себя внимание, что в августе 2010 г. без учета поступления средств от размещения и доразмещения еврооблигаций золотовалютные резервы Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных МВФ сократились более чем на $760 млн до $5,569 млрд на 1 сентября.

Очевидно, что такая динамика золотовалютных резервов сигнализирует об одновременном сочетании двух негативных тенденций в экономике: росте отрицательного внешнеторгового сальдо на фоне чистого оттока иностранного капитала из корпоративного сектора.

Стоит отметить, что во втором случае объем средств, которые белорусские предприятия направляют на погашение валютных кредитов (по основной сумме и процентам) превышает объем привлечения новых заимствований в иностранной валюте (в том числе на внешнем рынке). В результате в текущей ситуации в Беларуси происходит замещение внешнего долга корпоративного сектора внешним государственным долгом. Это, в свою очередь, в очередной раз свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности белорусских предприятий, активизации притока прямых иностранных инвестиций в экономику и др.

 

Автор: Александр Муха

Источник: Наше мнение

Read more...

Никитенко: Беларусь к 2015 году может увеличить экспорт не менее чем вдвое

08-09-17Беларусь обладает достаточным потенциалом для того, чтобы к 2015 году увеличить объем экспорта не менее чем в два раза к уровню 2010 года. Такое мнение высказал академик Национальной академии наук Беларуси Петр Никитенко, принимавший участие в разработке Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы.

"Если темпы роста ВВП ежегодно будут расти на 6-7%, то выполнение этой задачи вполне реально, - считает собеседник. - Эта нижняя граница, показатели, которые должны быть обязательно выполнены и даже перевыполнены, если мы хотим реально улучшить жизнедеятельность в стране".

По словам Петра Никитенко, Беларусь выстраивает экспортно-импортные отношения более чем с 160 странами. Наиболее приоритетным для республики является развитие экспорта товаров и услуг в Россию, Украину, Китай, Америку, Африку. "Уверен, что в ближайшем будущем страна может значительно расширить экспортную географию, успешно выстраивая многовекторную экспортную политику", - считает собеседник. Однако, завоевывая новые рынки, не следуют сдавать позиции на традиционных. "Мы стремимся к диверсификации своих рынков, но переход на новые требуют немало времени и усилий, поэтому не следует просто уходить с уже завоеванных, - уверен Петр Никитенко. - Нам нужно расширяться, но вместе с этим удерживаться на старых рынках".

Академик также рассказал, что к концу нынешнего года в Беларуси будет подготовлен проект Национальной программы развития экспорта на 2011-2015 годы. Для определения стратегии развития внешней торговли республики на среднесрочную перспективу создана межведомственная комиссия под председательством министра иностранных дел Сергея Мартынова. В состав комиссии включены также представители Института экономики НАН Беларуси.

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Энергетике объявлены реформы

08-09-11Белорусские власти заявили о намерении в течение 5 лет осуществить реструктуризацию энергетической системы страны. Как вы оцениваете эти планы правительства по созданию полноценного оптового рынка  электроэнергии

Татьяна Маненок. В канун выборной президентской кампании правительство подписало документ, который зажег «зеленый свет» реформам в белорусской энергетической отрасли. Реформа энергетики – одна из ключевых идей, положенная в основу Стратегии развития энергетического потенциала Беларуси на период до 2020 года (документ утвержден постановлением Совета Министров №1180 от 9 августа). На бумаге реформа стратегической отрасли, включающая естественного монополиста – ГПО «Белэнерго», выглядит стройно, логично и совсем нестрашно.

Всего три этапа

Правительство предлагает реформировать энергосистему в 3 этапа. Сначала (а это 2010-2011 годы) создадут госпредприятие «Высоковольтные электрические сети», которому от областных энергоснабжающих организаций передадут сетевые объекты инженерной инфраструктуры (ЛЭП напряжением 220-750 кВ, межгосударственные ЛЭП, трансформаторные подстанции и т. д.). Оно будет эксплуатировать электросети, передавать электроэнергию и осуществлять оперативно-диспетчерское управление объединенной энергосистемой.

На втором этапе (2012-2013 годы) создадут госпредприятие «Белгенерация», куда войдут наиболее крупные электростанции), а также подготовить условия для акционирования электростанций.

Третий этап (2014-2015 годы) завершает реформирование энергосистемы – к этому времени в стране должен быть создан полноценный оптовый рынок электроэнергии.

Функции продавца электроэнергии на этом рынке получат РУП «Белгенерация» и независимые производители электрической энергии. У них потребители и будут покупать электроэнергию для собственных нужд и для продажи другим потребителям. Статусом координатора всех закупок, а также продажи энергии и мощностей наделят госпредприятие «Оператор рынка» – его также нужно еще создать.

На базе энергоснабжающих организаций предложено создать распределительно-сбытовые организации, затем их акционировать, а после чего разделить их на распределительные и сбытовые в качестве самостоятельных юридических лиц. На финальном этапе реформы намечено провести разгосударствление и приватизацию РУП «Белгенерация».

Перекрестное субсидирование ликвидируют

Уже через 3 года, к 2014 году, в Беларуси собираются полностью ликвидировать перекрестное субсидирование в тарифах на энергоносители, в том числе для населения.

К 2013 году планируется отменить льготные уровни тарифов на природный газ и энергию для некоторых юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также довести тарифы на энергию для населения до уровня 100-процентного возмещения затрат.

При этом перекрестное субсидирование на природный газ, который используется для нужд пищеприготовления, запланировано отменить к 2011 году. Однако сроки отмены перекрестного субсидирования на природный газ, используемый для нужд отопления, более щадящие – 2014 год.

В документе сказано, что больше нельзя будет перекладывать на тарифы на электроэнергию убытки от реализации тепловой энергии, как это практикуется сейчас. В качестве обязательных условий отмены перекрестного субсидирования разработчики стратегии предложена «подушка безопасности» – делать это с учетом роста реальных доходов населения и введения адресной госдотации.

При этом до создания рынка энергии тарифы на электроэнергию для всех групп потребителей будут едиными на всей территории страны. А после подходы поменяются: тарифы на тепловую энергию для предприятий и индивидуальных предпринимателей установят для каждой области. В то же время тарифы на энергию для населения останутся едиными по всей стране.

Как непросто включить стимулы

Мотивация предстоящих реформ в энергетике предельна ясна. Тарифы на энергию должны учитывать экономические интересы производителей и потребителей энергии и создавать стимулы для максимальной экономии энергии на всех стадиях ее производства и потребления. Что, в конечном счете, и будет способствовать повышению эффективности национальной экономики, отмечается в Стратегии развития энергетического потенциала.

Остается только непонятным: неужели правительство этого раньше не понимало? А если понимало, почему на слова «реформы» и «приватизация» в энергетике в Беларуси в течение нескольких последних лет было наложено табу?

Беларусь осталась единственной среди стран бывшего Союза, где энергетика с советских времен имеет вертикально интегрированную структуру: энергетическое производство не разделено по видам деятельности – производство, передача и распределение энергии. В такой структуре отсутствуют экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат, поскольку ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс». Очевидно, что в условиях такой непрозрачной и непредсказуемой тарифной политики отрасль становится непривлекательной для инвесторов.

Энергетики несколько раз предпринимали попытки реформировать эту громоздкую, затратную по своей сути систему. В 2003 году «Белэнерго» подготовило 4 варианта реструктуризации отечественной энергоотрасли. Друг от друга они отличались лишь степенью «радикальности», но все были нацелены на то, чтобы создать эффективную структуру, стимулирующую снижение издержек в отрасли. Концепция реструктуризации белорусской энергосистемы должна была обсуждаться в последний день декабря 2003 г. на совещании с участием А. Лукашенко. Но неожиданно для многих этот вопрос из обсуждения исключили, программу отложили в стол, а на слово «приватизация» в отношении энергосистемы наложили табу.

Но жизнь все равно заставляла это делать. В начале 2008 года куратор белорусского ТЭКа первый вице-премьер правительства Владимир Семашко публично заявил: принципиальное решение по вопросу реформирования энергетики принято, поскольку белорусская энергосистема исчерпала возможности своего развития за счет внутренних резервов. «Это надо делать хотя бы потому, что в процессе реализации программы энергетической безопасности мы чувствуем, что не хватает денег. Если придет частник и построит ГЭС, мини-ТЭЦ, он будет продавать государству электроэнергию по определенной формуле. Но он придет туда, где будет все прозрачно. Здесь не будет никакого диктата, будет государственный тариф и сетевая компания, которая будет одинаково относиться к частнику и госпредприятию», – мотивировал необходимость реформ В. Семашко.

Однако еще год ушел на подготовку проекта концепции реформирования энергетической отрасли. В начале 2009 г. документ попал в правительство. Однако и эта попытка оказалась фальстартом – президиум Совмина отправил документ на доработку и с тех пор о нем ничего не слышно.

Неотвратимость повышения цен на российские энергоносители и замаячившая на горизонте перспектива лишиться российских льгот, видимо, и стала тем стимулом, заставившим даже самых закоренелых антиреформаторов из правительственных и президентских структур смириться с предложенной реформой отечественной энергетики.

Но есть большое сомнение, что реформа будет реализована в оговоренные стратегией сроки. Хотя бы потому, что ликвидация того же пресловутого перекрестного субсидирования в отношении предприятий потребует перестройки самой экономической модели. Особый вопрос, требующий политической воли, – ликвидация перекрестного субсидирования для населения, учитывая, что оно пока оплачивает лишь 30% тарифов ЖКХ. Отметим также, что вопреки заявлениям правительства уровень перекрестного субсидирования в Беларуси в последние годы увеличивался, а не снижался.

Следует также иметь в виду, что стратегия развития энергетического потенциала Беларуси на период до 2020 – это рамочный документ. Чтобы реализовать заложенные в нем реформаторские идеи, потребуется политическая воля. С другой стороны, принципиальные изменений в энергетической отрасли страны ждать не стоит, пока не будет создана соответствующая правовая база.

Между тем, как предполагается, закон «Об электроэнергетике» в Беларуси будет принят в 2012 г., закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» – в 2013 г., закон «О теплоснабжении» – в 2012 г.

Для справки

Белорусская энергосистема включает 6 самостоятельных РУПов (по числу областей). Она имеет высоковольтные электроэнергетические связи между РУПами (областными объединениями) и энергосистемами сопредельных государств (России, Украины, Литвы, Польши). Управляет системой ГПО «Белэнерго», которое подчинено Министерству энергетики.

Установленная мощность белорусской энергосистемы составляет 8,2 тыс. МВт, годовое потребление электроэнергии – 35-36 млрд. кВт/ч.

В системе ГПО «Белэнерго» работает 32 котельных и 23 электростанции, которые вырабатывают одновременно тепловую и электрическую энергию. Износ основного технологического оборудования по котельным составляет 60,2%. Тепловые сети изношены более чем на 70%. Беларусь к 2011 г. планирует ввести в эксплуатацию 1650 МВт новых генерирующих мощностей, а объем потребления электроэнергии в 2010 г. составит 39,9 млрд. кВт/ч.

Хотя белорусская энергосистема способна производить столько электроэнергии, сколько нужно стране (до 40 млрд. кВт. ч), тем не менее, Беларусь импортирует электроэнергию – примерно 3-5 млрд. кВт ч в год. Выгодно часть потребляемой электроэнергии импортировать, оставляя менее эффективные мощности в резерве.

 

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Наше мнение

Read more...

Ковалев: Беларусь может повторить экономическое чудо Китая

04-09-07При условии выполнения планов по либерализации условий ведения бизнеса Беларусь может достичь темпа роста ВВП 162-168%, считает декан экономического факультета БГУ профессор Михаил Ковалев.

Рост ВВП на уровне 162-168% запланирован программой социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы. Для того чтобы это осуществить, каждый год ВВП должен расти примерно на 10%. "Это очень высокий темп рост, который был только у Китая. И, на мой взгляд, это осуществимо с учетом того, что у нас сохранена и модернизирована индустрия, выпускается продукция, которая находит покупателей", - отметил декан.

Кроме того, в стране предпринимаются решительные действия по созданию негосударственного сектора в сфере сервиса и высоких технологий. "Если будут выполнены планы по либерализации условий ведения бизнеса, и мы войдем в тридцатку наилучших стран по этому показателю, то, безусловно, озвученные планы по росту ВВП будут выполнены и даже перевыполнены", - считает профессор.

Непременным условием роста экспорта и в целом экономики является приток прямых иностранных инвестиций. "В следующую пятилетку они придут в страну, - убежден ученый. - Иностранные инвестиции приносят новую культуру менеджмента, новые технологии, высокую организацию труда. Иностранный инвестор показывает отечественным предпринимателям, как надо работать".

В Беларусь, по словам эксперта, должны придти крупные инвесторы и известные транснациональные корпорации. "Я убежден, что крупные иностранные инвестиции принесет штучная приватизация, но не за копейки, - пояснил Михаил Ковалев. - А за знаковыми инвесторами последуют и другие зарубежные компании, которые будут строить новые заводы и создавать новые фирмы".

 

Источник: БЕЛТА


Read more...

Заико: Отмена лицензирования — это только полулиберализация!

03-09-11По мнению экономистов, 16 видов деятельности, на которые отменено лицензирование,  — это слишком мало. Первоначально речь шла о 35-50 видах (перечень).

Лицензирование 16 видов деятельности будет отменено в Беларуси с 1 января следующего года. Среди них  — туристическая, лотерейная, аудиторская, транспортно-экспедиционная деятельность, а также деятельность по организации и проведению интерактивных игр, ведение рыболовного и охотничьего хозяйства, распространение правовой информации. Также не понадобится лицензия для розничной торговли (помимо алкоголя и табака) и телематических услуг связи.

"Это просто издевательство!  — возмущается экономист Сергей Чалый. — По той простой причине, что этот вопрос имеет полуторагодовалую историю. И речь шла о 35-50 видах. Отмена с такого копеечного количества  — половинчатый шаг: будто бы, вот нам поручили и мы сделали, а в реальности  — это просто издевательство".

Эксперт отмечает, что главные противники либерализации в этой сфере — органы, которые  "пасут" выдачу лицензий. С отменой лицензий они рискуют потерять свой рентовый доход.

"Конечно, они противились этому,  — продолжает Сергей Чалый.  — И эта цифра "16" говорит о том, что они победили в этой борьбе. Это просто смешно, что говорили о 35-50, а вместо этого имеем 16".

Все, что теперь говорится, — предвыборные вещи, объясняет Сергей Чалый. Он сомневается, что к президентским выборам произойдет большая либерализация. Такое мнение разделяет и экономист Леонид Заико.

Леонид Заико: "Вот такие меры: дать большой кусок вкусного пирога электорату перед выборами и немного погладить бизнес-котенка по голове. Но это не либерализация, даже не полулиберализация, это жонглирование интересами социальных групп".

Леонид Заико напоминает о другой серьезной экономической мере, которая отразится на бюджете: повышение зарплат на 16% сотрудникам государственных структур.

Леонид Заико: "То, что происходит, — это вынужденные меры. Они не хотят развивать бизнес. Чиновники хотели бы сперва приватизировать то, что есть, а потом принимать выгодные себе законы".

Эксперт напоминает, что в разработанной специалистами Национальной платформе бизнеса предусматривается отмена лицензирования для большинства видов деятельности.

Леонид Заико:

"Специалисты пришли к заключению, что лицензировать надо только то, что связано с безопасностью, здоровьем, продажей оружия и медицинских препаратов, на все другие стоит отменить".

Отметим, что получение лицензий сохранилось для 37 видов деятельности.

Перечень видов деятельности, на которые отменено лицензирование:

1. Транспортно-экспедиционная деятельность

2. Туристическая деятельность

3. Распространение правовой информации

4. Проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей

5. Переработка, консервирование рыбы и морепродуктов

6. розничная торговля (кроме торговли алкоголем и табаком)

7. Деятельность в внутреннего водного, морского транспорта

8. Лотерейная деятельность

9. Отменено лицензирование издательства печатных СМИ

10. Деятельность по сбору информации о физических лицах в целях их знакомства теперь лицензируется только, если знакомство - с иностранцами

11. Деятельность по организации и проведению интерактивных игр

12. Деятельность по заготовке и переработке древесины

13. Деятельность в области таможенного дела

14. лицензирование телематических услуг

15. Деятельность в области авиации

16.  Деятельность временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

17.  Геодезическая и картографическая деятельность

18.  Ведение рыболовного хозяйства

19.  Ведение охотничьего хозяйства

20.  Аудиторская деятельность

 

Некоторые виды отменены не полностью. Среди них  — деятельность внутреннего водного, морского транспорта, телематические услуги связи, издание печатных СМИ, деятельность по сбору информации о физлицах в целях их знакомства (кроме знакомства с иностранцами).

Перечень видов деятельности, требующих лицензии:

Адвокатская деятельность

Банковская деятельность

Ветеринарная деятельность

Деятельность в области автомобильного транспорта

Деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения:

Деятельность в области промышленной безопасности

Деятельность в области связи

Деятельность в сфере игорного бизнеса

Деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности

Деятельность по оказанию психологической помощи

Деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки

Деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи

Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду

Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Деятельность, связанная с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом

Деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства

Деятельность, связанная с продукцией военного назначения

Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий

Деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов

Деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов

Издательская деятельность

Медицинская деятельность

Образовательная деятельность

Оказание юридических услуг

Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами

Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий

Охранная деятельность

Полиграфическая деятельность

Профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам

Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями

Страховая деятельность

Фармацевтическая деятельность

Частная нотариальная деятельность.

 

Автор: Андрей Елисеев

Источник: Европейское радио для Беларуси

Read more...

Всегда ли полезны иностранные инвестиции

26-08-02Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из ключевых источников роста во многих странах с переходной экономикой. Помимо прямого эффекта от увеличения капитала ПИИ гарантируют доступ к современным технологиям, открывают новые рынки и улучшают методы управления и администрирования, что положительно сказывается на общем уровне производительности.

Основной макроэкономической проблемой Беларуси является значительное отрицательное сальдо торгового баланса. Ее решение невозможно без определенного реформирования экономики, обновления производственного процесса и повышения конкурентоспособности, что в свою очередь требует концентрации значительных интеллектуальных, финансовых и натуральных ресурсов. Однако глобальный экономический кризис значительно сократил внутренние источники инвестиций, в особенности средства бюджета и собственные средства предприятий. К тому же в Беларуси, как и других постсоветских странах, уровень домашних сбережений слишком низок и недостаточен для стабильного экономического роста. Это значительно усиливает роль ПИИ, которые наравне с кредитами банков могут стать основным источником инвестиций и важным инструментом повышения конкурентоспособности экономики.

По словам премьер-министра Беларуси, потребность страны в инвестициях составляет приблизительно $35 млрд. Общий объём привлеченных инвестиций на конец 2009 года составил всего $9.3 млрд., 65% которых пришли из России. Для сравнения общий объем инвестиций в основной капитал 2009 год составил Br43.1 трлн. ($15,4 млрд.). Из них иностранных – только $219.8 млн. или 1,4%. Это показатель реального объема иностранных инвестиций, которые пришли по частным коммерческим схемам.

Помимо объемов ПИИ важным для экономики также является и их эффективность. Для ее оценки было проведено исследование влияния ПИИ на экономику Беларуси в целом и в различных отраслях экономики.*

Причиной внимания к данной проблеме послужили потенциальные негативные последствия от привлечения ПИИ. В частности, в литературе выделяют проблему аккумулирования иностранными инвесторами более квалифицированной рабочей силы на своих предприятиях и вытеснение домашних конкурентов с рынка, что может являться причиной снижения общей конкурентоспособности.

Результаты исследования по 21 отраслям экономики за период с 2002 по 2009 год не показали какого-либо общего влияния ПИИ на производительность экономики. Если говорить на отраслевом уровне, то направление воздействия ПИИ оказалось весьма разнообразным. Так топливная промышленность, машиностроение, пищевая промышленность, отрасли строительства, недвижимости и информационных технологий выигрывают от привлечения иностранного капитала в них, ситуация же в отраслях лесного хозяйства, чёрной металлургии, производства строительных материалов, связи и непроизводственного обслуживания обратная, хотя причины негативного эффекта у них разные. Одним из интересных результатов оказалось отсутствие какого-либо эффекта ПИИ на производительность сельского хозяйства.

Кроме всего прочего, необходимо отметить, негативное воздействие затрат труда на продуктивность экономики. Такой результат вполне объясним тем фактом, что на сегодняшний день экономика Беларуси функционирует в режиме полной занятости, что приводит к образованию существенной избыточной занятости, в особенности в промышленном секторе, которая в итоге сдерживает развитие экономики.

Почему же негативное влияние иностранного капитала на отраслевую продуктивность превалирует над положительным воздействием? Основными можно считать следующие причины. Это мировой финансовый кризис, приведший к падению платежеспособного спроса, как со стороны предприятий, так и населения. Не стоит также забывать о качестве ПИИ. Как уже было сказано, основная масса иностранного капитала приходит из России, где уровень менеджмента и качество технологий не сильно отличаются от ситуации в Беларуси. Кроме того, общий низкий объём ПИИ и малое количество фирм с иностранным капиталом не способствуют развитию здоровой конкурентной экономической среды в стране, при этом игроки скорее стремятся получить выигрыш от закрытости рынка.

В целом, результаты исследования наводят на мысль о том, что Беларусь, с одной стороны, должна более последовательно и аккуратно обдумать, действительно ли привлечение иностранного капитала во все отрасли экономики будет выгодным со стороны экономического роста, если приток ПИИ в них дает отрицательный эффект. С другой стороны, очевидно, следует наращивать объемы привлекаемых инвестиций в те виды деятельности, где они будут наиболее эффективными для страны и где их потенциал практически не использован.

* Исследование «Отраслевой анализ влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост в Беларуси»  проводилось в рамках проекта BISS, более подробные результаты исследования на сайте BISS.

 

Мария Акулова – экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC)

 

Автор: Мария Акулова

Источник: Агентство политической экспертизы BISS


Read more...

Александр Муха: Время снижать ставки

20-08-21В Беларуси с 18 августа ставка рефинансирования снижена на 0,5 процентного пункта до 11%. При этом в ходе доклада президенту председатель правления Нацбанка Петр Прокопович сообщил о том, что в текущем году снижение ставки рефинансирования продолжится. Как оценивают текущую денежно-кредитную политику Нацбанка Беларуси независимые эксперты? Насколько оправданным выглядит дальнейшее снижение процентных ставок в стране?

Рассуждает аналитик "Нашего мнения" Александр Муха. Необходимо отметить, что с декабря прошлого года учетная ставка центрального банка последовательно снижена уже в шестой раз – общей сложностью на 3 процентного пункта (с 14% до 11% годовых). На графике представлена динамика ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси в сентябре 2004 г – августе 2010 г.

На мой взгляд, решение денежных властей продолжить снижение процентных ставок на финансовом рынке страны следует оценивать положительно по следующим причинам.

Во-первых, в текущем году в Беларуси инфляция на потребительском рынке продолжает снижаться. Так, в январе-июле 2010 г потребительские цены в стране возросли на 4,4% (в январе-июле 2009 г на 7,7%). В годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) инфляция в июле составила 6,8%, что заметно меньше значения ставки рефинансирования Нацбанка.

Во-вторых, снижение процентных ставок по кредитам позволит поддержать темпы экономического роста в стране, а также снизит уровень долговой нагрузки на предприятия и население.

Так, по данным мониторинга предприятий реального сектора, подготовленного Нацбанком, во втором квартале 2010 г. 36,8% предприятий-респондентов указали на высокие процентные ставки по кредитам в качестве фактора, ограничивающего инвестиционную активность и источники финансирования инвестиций, против 25,8% в третьем квартале 2008 г., когда финансово-экономический кризис только начинался.

На ухудшение условий предоставления кредитов (законодательно закрепленные требования к платежеспособности предприятий и необходимость обеспечения кредитов залогами, гарантиями и поручительством) в июне 2010 г. указало 22,7% респондентов. Ухудшение условий в части стоимости кредитов отметили 20%, а, по мнению 11% участников мониторинга условия кредитования ухудшились в части размеров (максимально возможная сумма предоставляемого кредита).

В целом участники опроса в третьем квартале 2010 г. ожидают снижения потребности в кредитовании со стороны банковской системы.

Необходимо подчеркнуть, что для большинства белорусских предприятий вопрос высоких процентных ставок и в целом доступности кредитов является действительно значимым в силу недостаточности собственных денежных средств.

Так, по данным Белстата, на 1 июля 2010 г. 3382 организации, или 36,9% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, были неплатежеспособными (имели одновременно коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности ниже норматива), в том числе в промышленности – 833 предприятия, или 41,3%.

При этом на 1 июля текущего года 4134 организации, или 45,1% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, не имели собственных оборотных средств и 1258 организаций (13,7%) имели обеспеченность собственными оборотными средствами ниже норматива.

Таким образом, примерно 60% белорусских предприятий испытывают дефицит собственных источников финансирования текущей деятельности. По сути, банковские кредиты во многом позволяют указанным предприятиям поддерживать необходимый уровень производства и занятости.

Справедливости ради стоит отметить, что в текущем году белорусские банки снижают процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам.

Так, средняя процентная ставка по новым кредитам банков (без учета льготных кредитов, выданных по решениям президента Беларуси, правительства, а также кредитов, выданных за счет соответствующих кредитов Нацбанка и органов госуправления) в белорусских рублях в июне 2010 г сложилась на уровне 15,9%, снизившись по сравнению с январем 2010 г на 4,6 процентного пункта, в том числе для юрлиц – 15,6% и 5 процентных пунктов, для физлиц – 18,1% и 1,7 процентного пункта, соответственно.

Тем не менее, в очередной раз хотелось бы посоветовать населению не брать новых кредитов (особенно если речь идет о потребительских кредитах, включая экспресс-кредиты). Более рациональным вариантом сейчас является увеличение сбережений (в виде депозитов, облигаций и акций).

По данным Нацбанка, в январе-июле 2010 г. вклады населения в банках возросли в рублевом эквиваленте на 18,9% до рекордных Br21,578 трлн. на 1 августа, при этом кредитная задолженность физлиц возросла на 18,2% до рекордных Br18,863 трлн. В результате на 1 рубль вкладов уже приходится 87,4 копеек кредитной задолженности населения, что свидетельствует о достаточно высоком уровне закредитованности физлиц.

Кроме того, в текущей ситуации, на мой взгляд, для населения целесообразным выглядит рефинансирование ранее полученных кредитов. Так, сегодня БПС-Банк предлагает рефинансировать рублевые кредиты, полученные в других банках, на следующих условиях: на строительство или покупку квартир (лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий) – ставка рефинансирования плюс 3 % пункта (итого 14%); на потребительские нужды – ставка рефинансирования плюс 8,5 % пунктов (19,5%).

При этом предусмотрена возможность удлинения срока кредитования по сравнению с рефинансируемым кредитом, что позволяет снизить текущую долговую нагрузку (объем платежей в месяц).

Очевидно, что сейчас остальные белорусские банки, чтобы не потерять своих клиентов, также будут пересматривать процентные ставки по уже выданным кредитам в сторону снижения.

Наконец, дополнительным аргументом в пользу снижения процентных ставок является более высокий уровень ставки рефинансирования в Беларуси по сравнению с соседними странами. Так, учетная ставка Банка России в настоящее время составляет 7,75% годовых, Нацбанка Украины – также 7,75%, Нацбанка Казахстана – 7%, Нацбанка Польши – 3,5%, Банка Латвии – также 3,5% и др. Для справки приведем процентные ставки ведущих центральных банков мира: Европейский центральный банк – 1%, Банк Англии – 0,5%, Банк Японии – 0,3%, Федеральная резервная система США – 0-0,25% годовых.

По нашему прогнозу, к концу текущего года ставка рефинансирования в Беларуси снизится до 10% годовых. В ноябре центральный банк, вероятно, возьмет паузу в процессе снижения процентных ставок с целью поддержания привлекательности рублевых вкладов и склонности физлиц к сбережениям в условиях ожидаемого увеличения доходов населения (в связи с единовременным повышением с 1 ноября тарифной ставки 1-го разряда более чем на 30%).

В целом наиболее сложным отрезком в экономике будет декабрь 2010 г. – февраль 2011 г., поэтому денежные власти должны быть готовы при необходимости сгладить колебания на внутреннем валютном рынке, обеспечив стабильность курса белорусского рубля и потребительских цен. В принципе сейчас центральный банк такими возможностями располагает, в частности, золотовалютные резервы с учетом поступления средств от размещения еврооблигаций составляют в настоящее время примерно $6,5-6,7 млрд.

 

Источник: Наше мнение

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family