wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

Сергей Шиптенко: Беларусь - "бермудский треугольник" Европы

10-03-07Не теряющей своей тревожной актуальности тенденцией в социально-экономической жизни Беларуси остается рост цен - как на импортные, так и на отечественные товары и услуги. 3 марта власти Беларуси в очередной раз повысили цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, дав импульс новому витку цен. Очевидно, такое решение будет иметь и политические последствия. В Бельгии или Германии такое развитие событий означало бы смену кабинета министров или, как минимум, в обновление состава региональных представительных органов власти и, гарантированно - акции протеста всех тех, кто регулярно заправляет свой автомобиль. В Беларуси, как показывают поствыборные события, такого не может произойти в принципе. Политические последствия того или иного решения (в т.ч. повышение цен на бензин и дизтопливо) меньше всего волнуют власти Беларуси, небезосновательно надеющиеся на слаженную работу репрессивного аппарата, бессилие оппозиции и понурое молчание масс.

Главной заботой властей является сохранение той модели ("белорусской модели"), которая выстраивалась на протяжении 16 лет. Очевидно: для ее развития не хватает ресурсов. Более того, первоочередным вопросом является сохранение данной системы, и лишь вторичным - вопрос ее развития. В последнем случае уместно обсуждать системные реформы и смену стратегического курса, т.е. неизбежную трансформацию системы.

В 2010 году власти проводили откровенно популистскую политику, достигшую своей кульминации в разгар президентской кампании. Незадолго до дня голосования они повысили социальные расходы, вбросив в экономику, фонды заработной платы и т.д. большое количество ни чем не обеспеченных денег. Все более-менее ответственные экономисты обращали внимание на то, что последствия такой политики проявятся в самом скором времени - и это произошло. Стоит обратить внимание на то, что рост цен на товары и услуги начался до пресловутого "повышения средней зарплаты до $500" в конце 2010 года, а в начале 2011 года лишь усилился.

Видя динамику процесса, Совмин попытался найти дополнительные источники доходов, чтобы заткнуть "бюджетные дыры". Были предприняты усилия по активизации экспорта, поиску внутренних резервов. Во внешней торговле был отмечен рост товарооборота, экспорта и импорта. Одновременно с этим росло отрицательное сальдо внешней торговли товарами: в 2010 г. был поставлен очередной национальный рекорд в $9,6 млрд. В целом по итогам 2010 г. совокупное отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами (рассчитанное по методологии платежного баланса) составило около $7,4 млрд. Традиционно статистику улучшили показатели внешней торговли услугами. В начале 2011 г. Белстат отметил рост ВВП и, одновременно, сокращение ЗВР и рост внешнего долга. Так, в январе ВВП вырос на 7,4%, ЗВР уменьшились на 13,7%, а внешний госдолг - на 9,5%.

Стоит обратить внимание на то, что белорусские товары удерживали традиционные рынки и осваивали новые не столько за счет качественных характеристик товаров, сколько за счет ценового фактора, прибегая к откровенному демпингу, покрытию издержек от экспорта за счет белорусского потребителя, запретительным пошлинами на импорт и т.д. Однако из года в год расчет на "вал" (при котором уменьшается стоимость единицы продукции и столь оптимистично выглядит рост ВВП на фоне произведенной, но не проданной продукции) все чаще давал сбой, в результате чего обострился целый комплекс проблем - от известных с советских времен "приписок" до "разгрузки складов". С 1995 по 2010 гг. росли отрицательные показатели баланса текущего счета к ВВП. Так, в 2007 г. данный показатель (по оценке Всемирного банка) составлял -8,7%, в 2009 г. вырос до -13%, в 2010 г. составил -14%, в 2011 г. прогнозируется на уровне -14,2%.

Что касается внутренних резервов, то они оказались исчерпанными еще до выборного 2010 года. За прошлый год население отошло от девальвационного шока и снова принесло деньги на банковские депозиты, причем в объеме на 31,3% больше, чем в прошлом году. В отличие от России или развитых стран Западной Европы, в Беларуси банковские депозиты играют весьма существенную роль. Вернуть доверие к национальной валюте не удалось - более половины депозитов остаются инвалютными, но большой удачей является то, что ни постоянные слухи об очередной шоковой девальвации, ни сниженные процентные ставки (почти в 2 раза меньше, чем ставки купона белорусских евробондов) не стали весомы аргументом для хранения денег в кубышках. Большего Нацбанку достичь было, наверное, невозможно в рамках того оперативного простора, который имелся.

Также были предприняты усилия по привлечению заемных средств Мингорисполкомом и едва ли не сельсоветами. Речь идет не только о внешнем долге (на этот раз - корпоративном, не чистом внешнем госдолге), но и внутреннем. Состоялось неоднократное повышение акцизов на алкоголь, табачные изделия, сокращение надбавок к окладам врачей, учителей, а также прочие меры привлечения дополнительных доходов и экономии, которые не смогли компенсировать дефицита, резко выросшего в конце 2010 года. Повышение цен на бензины и дизтопливо также следует рассматривать в контексте той системы, которая выстроена, той стратегии, которая реализуется. Чем компенсировать негативные последствия откровенно популистских шагов и явных экономических провалов - основной вопрос текущего момента.

Стоит обратить внимание на то, что розничные цены на нефтепродукты повышались в Беларуси и в прошлом году, когда союзная республика закупала российскую нефть в объеме, полностью удовлетворяющем внутренние потребности в нефтепродуктах по внутрироссийским ценам. Именно по внутрироссийским, на это стоит обратить особое внимание. Российская нефть поставлялась без взимания экспортных пошлин, но цены на заправках росли. Власти объясняли эти повышения ростом цен на нефть на мировых биржах, взиманием Россией вывозных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, но это лицемерие не могло убедить даже школьников. Все знали, что 6,3 млн. т Россия поставляет в Белоруссию по внутрироссийской цене, без всяких вывозных пошлин. Следует принять во внимание и то, что модернизация НПЗ позволила осуществлять более глубокую переработку сырья, нежели на российских заводах, что увеличило прибыль отрасли. Таким образом, бензин и дизтопливо в РБ давно должны были стоить дешевле, чем в России. Но и в 2010-м, и в 2011-м цены на нефтепродукты в Беларуси продолжили рост. С 1 февраля "Белнефтехим" повысил оптовые цены на темные виды нефтепродуктов на 10%, с 3 марта - на 4,5-10,5% на бензины и дизтопливо, реализуемые на внутреннем рынке.

Внезапность повышения цен на бензин сродни недавней девальвации белорусского рубля, что не может не подрывать и без того не идеальную репутацию властей. Информация о готовящемся повышении цен на белорусских АЗС была опубликована оппозиционными СМИ в конце января и конце февраля, регулярно опровергалась официальными сообщениями, в т.ч. пресс-службой госконцерна "Белнефтехим". 2 марта, накануне подорожания, о росте цен сообщили почти все белорусские независимые СМИ, государственные при этом хранили гробовое молчание. В тот же день пресс-секретарь госконцерна "Белнефтехим" Марина Костюченко заявила по поводу решения повысить цены на бензин для белорусских потребителей: "У меня в данный момент информации о подорожании нет". 3 марта она же сообщила о произошедшем росте цен.

В тот же день Первый гостелеканал Беларуси попытался уверить белорусов, что, "вопреки ошибочному мнению, Беларусь закупает нефть в России не по внутрироссийским ценам". Известно, что с 1 января российская сторона не взимает вывозную пошлину на нефть и нефтепродукты в торговле с Беларусью. Известно и то, что именно белорусская сторона "накосячила" с подписанием договоров на поставку российской нефти на белорусские НПЗ, поставив их перед дилеммой: либо повторно перегонять выработанные нефтепродукты с отходами, чтобы не остановить производственный цикл, либо остановить работу, т.к. резервы сырья практически полностью были выработаны. В случае остановки НПЗ издержки по его запуску сопоставимы с запуском доменной печи с застывшим металлом ("козлом").

Контракты с российскими поставщиками удалось подписать, но краткосрочные и ограниченные по объемам. Очевидно, в РБ желали, чтобы правительство РФ "надавило" на своих трейдеров, которые заявили интерес к равнодоходности при поставках в Белоруссию и по другим направлениям. Вполне нормальное желание в условиях рыночной экономики, которое принципиально не воспринимается адептами "белорусской модели". Проблема заключалась в том, что российское правительство не имело никакой мотивации к подобного рода действиям. Правительство РФ не торгует нефтью - оно взимает налог, а нефтью торгуют частные компании. Подконтрольная правительству РФ "Транснефть" готова была прокачать любой объем нефти, который приобретет белорусская сторона. В свою очередь, представители официального Минска, действуя через госконцерн "Белнефтехим", не готовы были пойти на уступки российским нефтетрейдерам и дожидались непонятно чего. То ли дожидались изыскания денег на покупку российской нефти по рыночной цене, то ли успеха лобби сторонников Александра Лукашенко в окружении Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Власти Беларуси дождались роста цен на российскую нефть на международных площадках и реальной угрозы остановки обоих белорусских НПЗ, а также снижения объемов поставок и увеличения вознаграждения российским поставщикам по февральским контрактам. В таких условиях были заключены краткосрочные контракты с российскими поставщиками. В 2011 году Беларусь намерена закупать не только российскую нефть в общем объеме 26 млн. т (при мощностях обоих НПЗ в 21,5 млн. т).

Белорусы ездят в Литву и на Украину, видя, что бензин там стоит почти столько же, сколько и в Беларуси. Летом 2010 года цены на АЗС в Киеве и Минске были практически идентичны. Хотя Украине и Литве российская нефть обходится намного дороже. А сейчас "Белнефтехим" указывает на то, что подорожание "вызвано ростом мировых цен на нефть и увеличением ставок акцизов на подакцизные нефтепродукты. По большому счету, во главу угла следует поставить вопрос об увеличении властями Беларуси ставок акцизов. Собственно, это основная причина роста цен на АЗС, а также товаров и услуг. Все прекрасно понимают, что подорожание литра бензина - это не только удар по карману автовладельцев, это еще и рост цен на товары (не только потребительские) и услуги (не только транспортные). Иначе говоря, с ростом цен на бензин подорожала жизнь.

В декабре 2010 г. - январе 2011 г. российская нефть для Беларуси была существенно дешевле стоимости поставок на Украину или в Литву, а закупать нефть в Венесуэле или Азербайджане никто не заставлял и не заставляет. Понятно, что на "Белнефтехим" в свете острого дефицита инвалютных поступлений возлагаются особые надежды, что продолжающаяся экспансия на украинский и прибалтийский рынки - проекты перспективные, затратные и рискованные одновременно. За 2010 г. Беларусь нарастила экспорт нефтепродуктов на Украину по ряду позиций почти наполовину, продавая бензин и дизтопливо дешевле, чем на внутреннем рынке. Шла речь о приобретении "Белнефтехимом" сети украинских АЗС, чтобы увеличить прибыль поступлениями не только от оптовых, но и от розничных продаж. К настоящему времени РБ обеспечивает поставки более половины импортных нефтепродуктов на украинском рынке, почти весь импортный бензин самой популярной марки А-92 - белорусского производства. Дело зашло настолько далеко, что давно накапливаемое недовольство шести украинских НПЗ в 2010 г. получило конкретное оформление в инициировании антидемпингового расследования, принять участие в котором выразил МИД РБ.

Желание увеличить поставки нефтепродуктов на экспорт, ценой ухудшения и без того непростых отношений с Украиной компенсировать потери от снижения объемов поставок в Нидерланды - понятно. Непонятно другое: почему спонсировать подобного рода проекты должны белорусские автовладельцы, в подавляющем большинстве своем - небогатые люди (а по европейским меркам - откровенно бедные).

Судя по всему, "нефтяные авантюры" все дороже обходятся белорусскому потребителю. Закономерная тенденция: начались поставки венесуэльской нефти - бензин подорожал, начались поставки азербайджанской нефти - бензин снова подорожал. Если бы Беларусь закупала нефть в Ливии - это можно было бы объяснить ростом мировых цен, но повышение или снижение ставок акцизов на вырабатываемые в Беларуси нефтепродукты - это вопросы к властям Беларуси, Совет министров устанавливает размеры акцизов.

Повышение розничных цен на бензин в Беларуси мотивировано, прежде всего, желанием властей решить свои проблемы за счет создания проблем населению. Проблем очень много, они достаточно серьезны. Ежегодно устанавливается очередной рекорд отрицательного сальдо внешней торговли товарами, растет внешняя задолженность (в т.ч. и госдолг), белорусские товары теряют традиционные рынки сбыта и растут в цене на рынке внутреннем. Несмотря на высокие ввозные пошлины, Беларусь не может удовлетворить внутренний спрос ни отечественным картофелем, ни многими другими товарами и услугами по приемлемым ценам. Еще в прошлом году Александр Лукашенко лично руководил "разгрузкой складов" и угрожал дипломатам перепрофилировать их торговых агентов во что-то типа коммивояжеров, развозящих по миру сахар едва ли не чайными ложками. Сегодня выясняется, что главный враг белорусского потребителя - предприниматели, вывозящие в РФ сахар даже не по оптовым ценам, а прямо из магазинов, с учетом торговой наценки розничной сети. Под этим предлогом с начала года (в очередной раз) правительство увеличило розничные цены на сахар.

Административное повышение цен на сахар, бензин и др. говорит о том, что власти желают сохранить доходность бюджета на запланированном уровне (превышающем уровень инфляции и плавной девальвации). Вопрос заключается в том, на что пойдут добытые таким образом бюджетные доходы. Чиновники уверяют, что на модернизацию экономики: строительство наукоградов и завершение масштабного эксперимента со строительством агрогородков, технологическое перевооружение предприятий и повышение доходов их работников. В свою очередь, независимые эксперты разуверяют: на консервацию имеющейся системы со всеми ее недостатками, на поддержание относительно высоких доходов чиновников и приближенного к власти бизнеса; из "бюджетников" уверенность в завтрашнем дне могут иметь лишь "силовики". При этом и те, и другие оперируют данными статистики, отмечают позитивные и негативные тенденции, но расходятся в их трактовке. В данной ситуации фактом является лишь то, что каждый покупатель килограмма сахара и литра бензина оплачивает продолжение правительственного курса, а уж во что он верит и кого готов поддержать в ситуации реального политического выбора - такие "мелочи" мало кого интересуют.

В последние годы власти Беларуси столкнулись с проблемой поддержания относительного социального благополучия на фоне сокращения различного рода помощи со стороны РФ. Специфика "белоруской модели" задействовала все возможные источники внутренних ресурсов и обратилась к внешним. Предмет гордости в виде небольшого внешнего долга и отказа от кредитов МВФ был внезапно позабыт. Заявлена либерализация экономики, проведены "белорусские инвестиционные форумы" в Лондоне и других городах, началось плодотворное сотрудничество с МВФ, ЕБРР и другими международными финансовыми структурами. Был получен суверенный кредитный рейтинг. Однако, в целом, по состоянию на сегодняшний день можно констатировать: потенциал заявленной новой стратегии не был реализован даже на треть именно по вине официального Минска. Надежды на помощь Запада в интриге с Москвой предсказуемо не сбылись. По признанию представителей МИД, Минэкономики других ведомств (за исключением, пожалуй, Минкультуры) "Восточное партнерство", мягко говоря, не оправдало надежд. Дальнейшее развитие внешнеэкономических отношений со странами Евросоюза и их партнерами было осложнено событиями конца декабря 2010 года.

С внешними займами у Беларуси дела также обстоят неблагополучно. Плодотворное сотрудничество с МВФ вскоре закончилось: белорусская сторона заявила, что в кредитных ресурсах фонда не нуждается. Но вскоре, как и предсказывали независимые эксперты, выяснилось, что без внешних заимствований РБ не обойтись. Ставки по гособлигациям, размещенным правительством Беларуси на российском рынке, уже приближаются к 10%. Т.е. ресурсы, привлеченные через евробонды, почти в 2 раза дороже, чем кредиты МВФ. Отличие евробондов заключается в том, что привлекаемые по ним ресурсы не обусловлены политическими соглашениями или, как в случае с МВФ, условиями экономических реформ. Поэтому, не желая проводить реальную либерализацию, реальные реформы, испытывая необходимость в популистских шагах, власти РБ привлекают заемные средства по спекулятивным ставкам.

Сложившуюся ситуацию в социально-экономической жизни Беларуси нельзя списывать только лишь на популизм выборного 2010 года. Политический популизм в контексте президентской кампании - это общемировая норма, явление, которое свойственно и Франции, и Италии, и многим другим странам. Нельзя сказать, что повышение зарплат, пособий и т.д. - это нерациональная политика или необдуманные шаги, это как раз очень обдуманные шаги, но мотивированные политически, а не экономически. Однако правительства стран Запада четко знают цену политическим решениям, знают грань дозволенного и последствия, которые неминуемо произойдут, если эта грань будет преодолена. В Беларуси нет таких ограничителей, нет таких механизмов, которые сдерживают откровенный авантюризм. Здесь совершенно иная система ценностей, предопределяющая цели и средства их достижения, совершенно иная шкала координат. Некоторым кажется, что Беларусь - это иное европейское измерение, эдакий аномальный восточноевропейский треугольник, в котором сбиваются приборы, бесполезны шаблоны и портятся лекала. В данном контексте стоит отметить, что "19 декабря" - это пиррова победа во всех отношениях и (как ни парадоксально это выглядеть даже для белорусских наблюдателей) итог закономерного развития комплекса процессов. Система осталась прежней, а вместе с ней - и старые проблемы.

 

Автор: Сергей Шиптенко, член Совета ОО "Новая экономика" (г.Минск), представитель оргкомитета движения "За Союз Беларуси и России"

Источник: REGNUM.RU

Read more...

Эксперт: ограничение свободы валютного рынка негативно скажется на экономике

26-02-06Попытки власти ограничить свободу валютного рынка не только противоречат духу экономической либерализации, но и негативно сказываются на эффективности белорусской экономики в целом. Такое мнение высказал БелаПАН руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин, комментируя заявления президента Беларуси.

Александр Лукашенко 25 февраля на совещании с новым составом правительства потребовал ужесточить правила валютного регулирования. «Сложилась ситуация, что несколько сотен или десятков, может быть, ключевых предприятий приносят валюту в страну, а премьер-министр и председатель правления Национального банка, основываясь на непонятных теориях свободного рынка, раздают кому попало эту валюту», — сказал глава государства.

«От всяческих административных ограничений, в том числе и на валютном рынке, страдают прежде всего небольшие субъекты хозяйствования со сравнительно небольшими оборотами», — констатировал эксперт.

По словам Балыкина, складывается парадоксальная ситуация: на легальном валютном рынке преференциями пользуются государственные и окологосударственные структуры. В то же время интересы небольших предприятий никто не учитывает. Вместе с тем остаются возможности для импорта за наличный расчет у ИП, которые уплачивают единый налог и не должны иметь документы на товар.

«Сегодня мы живем в глобальном мире. Современные технологии позволяют вести бизнес в противоположной точке земного шара даже предприятиям с небольшими капиталами. Но ограничение свободы на валютном рынке лишает их такой возможности и выталкивает в оффшоры», — констатировал глава АМИСП.

Он уверен, что если государство действительно заботится о стабильности национальной валюты, то оно должно «проводить грамотную макроэкономическую политику, не накачивать экономику пустыми деньгами и соизмерять госрасходы с доходами».

«Постоянные же разговоры о необходимости введения все больших и больших ограничений на валютном рынке не способствуют стабильности и процветанию белорусской экономики. Они провоцируют инфляционное ожидание и только укрепляют уверенность населения в неизбежности девальвации», — заявил Сергей Балыкин.

 

Источник: Белорусские новости


Read more...

Романчук: Нацбанк - главный враг белорусской экономики

170210По темпам роста цен в период 1995-2010 годов Беларусь входит в Топ-20 самых неблагополучных стран. С 1992 по 2001 год потребительские цены в среднем росли у нас на 324,8% в год. В 2002-2010 годах среднегодовая инфляция в Беларуси составила 16,7%, в России – 11,6%, Украине – 11,2%. Хуже, чем в Беларуси, в период 1992-2010 годов было только в Анголе и Конго. Бывший кандидат в президенты, экономист Ярослав Романчук подготовил материал, в котором он описывает причины инфляции в Беларуси, а также предлагает методы борьбы с ней.

 

Ниже ALE.BY приводит выдержки из материала Ярослава Романчука:

«Нацбанк является главным врагом белорусской экономики»

Инфляция – это война. Война, объявленная государством против своих граждан. Война на поражение сбережений и оборотного капитала. Война против благополучного будущего белорусов в родной стране.

В Беларуси она ведется руками Национального банка. Смертельное оружие – денежный печатный станок. Приказы открыть «огонь» по рублевым вкладам и доходам дает глава государства с подачи Совета Министров и Палаты Представителей. Они дают добро на рост денежной массы и расходов. Они заставляют Нацбанк делать рубли дешевле, а резервы для обеспечения стабильности банков — меньше. Совет Министров закладывает в свои планы щедрую поддержку Нацбанка, опять же за счет печатания новых денег. Дырки в балансах госбанков закрываются при помощи все той же эмиссии нашего главного денежного главнокомандующего.

Как и на войне с танками, ракетами и автоматами, в войне, которые власти ведут при помощи инфляции, есть не только жертвы и пленные. Есть и победители. Им достаются трофеи и блага. В инфляционной войне победители не красуются на передовой линии фронта. Далеко не каждого чиновника можно назвать бенефициаром инфляции. Все гораздо сложнее. Выгоду от инфляции получают первые получатели свеженапечатанных, т. е. созданных «из воздуха» рублей. К ним относятся те, кто участвует в госпрограммах, кто их финансирует, кто их контролирует. Грубо говоря, победителями в инфляционной войне против граждан являются те, кто «шакалит» возле государственного бюджета. Нацбанк должен был бы быть независимым органом и, как зеницу ока, сохранять стабильность нашей национальной валюты. К сожалению, он работает на выполнение других целей. Его руками дискредитируются наши деньги.

Как побороть инфляцию и восславить белорусский рубль

Цены в малой открытой экономике должны быть мировыми

Беларусь является такой страной. Объем нашего потребления никоим образом не влияет на динамику цен на мировом рынке. Мы не Китай или США с их огромным внутренним спросом.

Признание этого железобетонного правила на практике означало бы ликвидацию всех инструментов административного регулирования цен и роспуск тех структур, которые занимаются ценовым контролем. Одним указом можно признать недействительным не только злополучный указ № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)», в который с 1999 года уже были внесены более 20 поправок. Признать утратившими силу нужно все акты законодательства, которые навязывают производителям или продавцам ценовые ориентиры, регулируют рентабельность, надбавки или порядок продажи для разных категорий потребителей. Исключением являются так называемые естественные монополии или инфраструктурные компании в сфере энергетики, транспорта, водоснабжения, теплоснабжения, связи и почты. Все цены и тарифы отпустить на волю, а в этих секторах оставить. При этом важно ввести четкое правило: равные условия покупки услуг этих компаний. Рельсы, провода или трубы для государственного завода не могут стоить в три раза дешевле, чем для аналогичной частной компании.

Признать, что инфляция – исключительно денежное явление

Большого труда не надо, чтобы разобраться в причинно-следственных связях на рынке денег. Печатаешь «пустые» деньги – получаешь инфляцию. Разгоняешь кредитную массу за счет эмиссии – готовься к росту цен. При стабильном количестве денег повышение, например, цены на газ или нефтепродукты приведет к кратковременному повышению цен на определенном сегменте рынка, но поскольку все цены взаимоувязаны, то спрос на другие товары сокращается, соответственно, цены на него падают. В результате инфляция остается в рамках приличия, т. е. в коридоре от 0 до 3% в год.

Инфляция в Беларуси будет побеждена не тогда, когда возле каждого предпринимателя или производителя будет стоять человек с ружьем. Цены в нашей стране будут стабильными и даже упадут, когда Нацбанк, по своей или чужой воле, перестанет вбрасывать в экономику «пустые» рублевые банкноты, а правительство будет жестко охранять свободу конкуренции от посягательств отраслевых министерств и местных органов власти.

Не создавать искусственных ценовых гетто для отдельных производителей и продавцов

Иными словами, предприниматели – друзья и партнеры потребителей по стабилизации цен, но только в условиях открытой конкуренции. Если мы хотим, чтобы белорусы покупали товары и услуги по самым низким в мире ценам, вход на наш внутренний рынок должен быть открыт как для белорусских, так и для иностранных производителей. Государство же должно бороться со сговорами, картельными соглашениями и иными формами заговоров против потребителей. Но в Беларуси, правда, подобные заговоры чаще исходят не от частных компаний, не от индивидуальных предпринимателей, а от облисполкомов, чиновников министерств и концернов.

В нашей стране цены на многие продовольственные и промышленные товары гораздо выше мировых. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги при этом гораздо ниже рыночных. То Есть, структура цен по-прежнему искажена. В результате инвесторы и производители не получают четких ценовых сигналов с рынка. Это повышает риск совершения инвестиционных ошибок и «омертвления» ценных ресурсов. Какие бы пропредпринимательские директивы ни принимал президент, сколько бы правильных слов ни говорили министры о благоприятном деловом климате, настоящие рыночные изменения в экономике начнутся с либерализации цен. Отмашка реальным рыночным реформам и процессу модернизации начнется не с принятия плана действий по реализации Директивы № 4, а с отмены указа № 285.

 

С полным текстом материала Ярослава Романчука можно ознакомиться здесь.

 

Источник: Белорусские новости

 

Read more...

Ці ўтрымаем сацыяльную планку, узятую ў 2010

110216Паводле папярэдніх звестак, міжнародныя рэзервовыя актывы (золатавалютныя рэзервы) Беларусі, разлічаныя па стандартах МВФ, за студзень 2011 года паменшалі на 687,7 млн долараў ЗША (на 13,7%) і на 1 лютага склалі 4 млрд 343 млн долараў ЗША.

Ва ўпраўленні інфармацыі Нацыянальнага банка адзначаюць, што «зніжэнне золатавалютных рэзерваў з’яўляецца характэрнай для студзеня з’явай і адзначаецца на працягу ўсяго перыяду разліку гэтых паказчыкаў».

За 2010 год золатавалютныя рэзервы Беларусі знізіліся амаль на 622 млн долараў, або на 11%.

Найвышэйшы ўзровень золатавалютных рэзерваў быў дасягнуты ў красавіку 2010-га, калі паказчык склаў 6,073 мільярда даляраў. З таго часу адбываецца пастаяннае падзенне, за выключэннем верасня — кастрычніка 2010 года.

Ці здолее дзяржава ўтрымаць сацыяльную планку, узятую ў 2010?

Аляксандр Сасноў, экс-міністр працы:

110217“Усё залежыць ад жадання прадаваць “фамільнае срэбра”

— Усё залежыць ад таго, ці будуць улады прадаваць “фамільнае срэбра”. Вось калі гэта адбудзецца, тады, можа, і ўтрымаюць. Але, думаю, што зрабіць гэта ім будзе даволі цяжка. Па-першае, вялікага жадання прадаваць, напэўна, няма. А па-другое, расійскія датацыі зараз значна паменшацца. І цяжкасці ўжо пачынаюць адчувацца. Я сёння быў на Камароўцы і заўважыў, што, напрыклад, той хлеб, які я заўсёды купляў, сёння ўжо каштуе на дзвесце рублёў больш. Ад перадвыбарных абяцанак-цацанак зараз будуць адмаўляцца.

Ірына Глуская, бухгалтар:

“Як бы гэтай планкай яе не прыціснула…”

— Калі ўлады не ўтрымаюць сацыяльную планку, то будзе вельмі шкада. А калі яны яе ўсё ж утрымаюць, то здарыцца бяда.

Уявім гэтую сітуацыю на прыкладзе сям’і. Яе галава, напрыклад, страціў працу. Сям’я можа ўтрымліваць тую самую планку, што і да звальнення: хадзіць кожны дзень на хакей, купляць сабе клюшкі, чарку каньяку выпіваць, скварку добрую жэрці — траціць столькі ж, колькі яна траціла да змены сітуацыі. А адкуль возьмуцца грошы?

Можна нешта прадаць з уласнай маёмасці. Можна напазычаць грошай на сто гадоў наперад і спадзявацца на тое, што пасля дзеці як-небудзь разлічацца. Ці можам мы назваць такое рашэнне сям’і разумным?

Мне здаецца, што сацыяльную планку дзеля народа, які “не памыліўся ў сваім выбары”, пастараюцца ўтрымаць. Нават калі для гэтага прыйдзецца прадаць апошняе або пад залог будучыні дзяцей грошай напазычаць. Наша сінявокая рэспубліка так села на сацыяльную планку, якая ніяк не залежыць ад вынікаў працы, што як бы гэтай планкай яе не прыціснула…

110218Сяргей Чалы, эканаміст:

“Не атрымаецца”

— Думаю, што не ўтрымаюцца цяперашнія сацыяльныя стандарты грамадства, таму што сэнсу ў гэтым няма ніякага. Гэта ж проста праяданне! А рана ці позна павінна ставіцца пытанне наконт таго, дзе мы будзем браць грошы на сацыяльную планку, якая толькі павышаецца. У людзей ужо забіраюць перадвыбарныя надбаўкі — каля дзесяці працэнтаў да заробку... Вось ужо ніжэй. Уладзе трэба прайсці па вузкім лязе. Нельга рабіць гэта досыць рэзка, але не рабіць таксама нельга.

Павал Данэйка, эканаміст:

“Сацыяльныя стандарты досыць адэкватныя да ўзроўню развіцця нашай эканомікі”

110219— Калі ў нас ёсць гіпотэза, што мы пераходзім ад электаральнага рэжыму да рэжыму, які абапіраецца на эліты, тады сацыяльную планку ўтрымліваць не трэба. Але такое рашэнне не будзе асэнсавана. Таму, хутчэй за ўсё, будуць прыняты ўсе меры для таго, каб яе ўтрымліваць. І магчымасці для гэтага ёсць, калі будзе ўтрыманы валютны курс. Ну, а з валютным курсам сітуацыя такая, што трэба нешта прадаваць, бо ўмовы атрымання крэдытаў зараз не самыя спрыяльныя. Тут хутчэй выратуе працэс прыцягнення прамых інвестыцый. Я не думаю, што ўсё выглядае вельмі песімістычна. Задача любога ўрада — утрымаць сацыяльную планку. Для гэтага ёсць адпаведныя рэсурсы. А сацыяльныя стандарты досыць адэкватныя да існуючага ўзроўню развіцця эканомікі.


Станіслаў Багданкевіч, экс-кіраўнік Нацыянальнага банка:

110220“Гэта шлях у тупік”

— У тым, што ўлада будзе намагацца ўтрымаць гэтую сацыяльную планку, няма сумневаў. Гэта будзе адбывацца за кошт продажу дзяржаўнай уласнасці і атрымання новых пазык. Я не сумняваюся, што гэта будуць рабіць. Але ў той жа час я лічу, што пагаршэнне ўзроўню жыцця ўжо пачалося, бо цэны растуць неймаверна. А растуць яны таму, што грашовая маса была перанасычана напрыканцы мінулага года, падчас перадвыбарнай кампаніі Лукашэнкі. І ёсць яшчэ такі паказчык, як зніжэнне валютных рэзерваў, які ўпаў да чатырох мільярдаў долараў. І гэтае падзенне звязана з тым, што трэба аддаваць знешнія пазыкі. Іх яшчэ няшмат, але аддаваць ужо трэба.

Паступленне ж новых крэдытаў абмежавана. Таму, я думаю, “паўзучае” пагаршэнне ўзроўню жыцця будзе мець месца. Але ўлада будзе намагацца ўтрымліваць сённяшні ўзровень спажывання за кошт жыцця не па сродках. І недзе на працягу года ім, магчыма, гэта ўдасца. Але гэта шлях у тупік, бо насамрэч мы не можам праядаць такія агромністыя сумы. Лукашэнка часам правільна гаворыць пра эканоміку, але мала што робіць. Ён сказаў, што жыць трэба па сродках, каб не скаціцца ў даўгавую яму. Але гэты лозунг не выконваецца.

 

Источник: Тут и цяпер

Read more...

Стратегические инструменты экономии на кризисном предприятии

290123Регулирование кризисного предприятия начинается с изучения вопросов по финансам и финансовому анализу — этих специфических элементов экономики предприятия. Ведь ни для кого не секрет, что отношения между участниками коммерческой деятельности — юридическими лицами — сопровождаются движением денежных потоков. Другими словами, финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг), включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами.

Чтобы принять правильное финансовое решение при регулировании кризисного предприятия, важно правильно провести финансовый анализ. Он даст возможность ответить на многие вопросы: насколько эффективным было регулирование предприятия его финансовыми ресурсами и имуществом? рациональна ли структура последнего? как сочетаются заемные и собственные источники финансирования? какова отдача оборотного капитала, рентабельность продаж?

Управление финансами предполагает разработку определенной стратегии и тактики на основе такого анализа, всесторонней оценки его результатов, прогнозирование доходов и расходов, изменения структуры активов и пассивов, объема и стоимости реализованной продукции, прибыли от других видов деятельности и т. д. Решения могут носить вариантный характер, и одна из задач регулирования кризисного предприятия — выбор наиболее рационального и одновременно реально осуществимого варианта.

Данные, необходимые для оценки финансового состояния предприятия, формируются на основе бухгалтерского учета, значительная часть которых содержится в бухгалтерском балансе, отчетах о прибылях и убытках, движении капитала, денежных средств и приложении к самому бухгалтерскому балансу. Эти документы отражают широкий круг разнообразных показателей, дающих дополнительную информацию о финансовом состоянии предприятия, движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества и его динамике за анализируемый период, движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, затраты предприятия в разрезе их элементов, расшифровки отдельных составляющих прибыли и убытков (штрафы, пени, неустойки, прибыль прошлых лет, возмещение убытков, курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и пр.).

 

Полную версию статьи вы можете прочитать в № 1 (31) за январь 2011 г.

 

Автор: Наталия Борисевич

Источник: Газета "Антикризисное Управление"

Read more...

Рост цен в Беларуси превышает рост зарплат

270113В 2010 году в Беларуси высокими темпами росли зарплаты, что, с одной стороны, положительный фактор. Однако наряду с этим, как показывают годовые данные, существенно выросли и цены. Рост цен пришелся на чувствительные для населения товары — продукты питания.

Обращает на себя внимание рост цен на гречку — в декабре 2010-го ее цена по сравнению с декабрем 2009-го увеличилась в 2,2 раза. Стоит также отметить повышение цен на картофель — в прошлом году его стоимость выросла на 58,7%.

Высокими темпами росли цены на масло растительное — за прошлый год его стоимость увеличилась на 37,8%. Цена сливочного масла выросла на 34,8%, сахар — на 27,8%, фрукты подорожали на 25,1%, сыры — на 18,6%.

Рост цен на продукты питания в 2010 году

Рост цен на продукты питания прямо влияет на состояние кошельков белорусов. По данным последнего исследования домашних хозяйств, проведенного Национальным статистическим комитетом в 2010 году, белорусские семьи тратят значительную часть своего дохода на приобретение продуктов питания. Ежемесячно на закупку продовольствия уходит около 30% семейного бюджета.

Аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха приводит несколько причин того, почему в 2010 году в Беларуси активно росли цены на продукты питания.

«Аномальная летняя жара в Беларуси и, еще в большей степени, в России привела к снижению урожайности сельхозкультур. Как следствие, выросли цены на продукты питания в России, которая является главным экспортным рынком Беларуси. Это способствовало росту цен и в нашей стране», — называет эксперт первую причину роста цен на продукты питания.

Плюс к этому, добавляет Александр Муха, повышению цен на продовольствие способствовало увеличение доходов населения. «Резкий рост зарплат населения, который имел место в прошлом году, привел к закономерному росту цен на продовольственном рынке», — отмечает аналитик исследовательской группы.

Свой отпечаток наложила на цены и инфляция. В четвертом квартале 2010 года в Беларуси наблюдалась ускорение инфляционных процессов.

«Таким образом, сразу несколько факторов способствовали росту цен на потребительском рынке. Неудивительно, что по итогам 2010 года мы увидели заметный рост цен на продовольствие», — говорит Александр Муха.

Однако величина инфляции в 2010 году (9,9%) в полной мере не отражает тот рост цен на продукты питания, который наблюдался в прошлом году.

«Для определения индекса потребительских цен (инфляции) отбирается информация по более 400 наименованиям товаров и услуг, — объясняет Александр Муха. — Соответственно, индекс потребительских цен является показателем, который отражает средний рост цен в экономике. По конкретным товарным группам рост цен может в разы превышать уровень инфляции».

Официальная статистика показывает, что в 2010 году рост цен опережал уровень инфляции не только на продовольственном, но и по некоторым товарам на непродовольственном рынке. Больше всего подорожали в прошлом году бензин (на 17%), письменные принадлежности (на 15,6%) и медикаменты (на 9,8%).

Обращает также внимание рост стоимости услуг. Билеты в театры за год подросли на 25,7%, тарифы городского пассажирского транспорта поднялись на 19,1%, санаторно-оздоровительные услуги подорожали на 17,1%, услуги автомобильного транспорта пригородного сообщения — на 15,4%.

Январь 2011 года показал, что рост цен в стране продолжается. На этой неделе повышаются на 10% цены на сахар. На минувшей неделе Минтранс заявил о необходимости увеличить цены на транспортные услуги. Плюс к этому в начале года высшие учебные заведения объявили об увеличении на 25-30% стоимости обучения.

Одна из главных интриг этого года, связанная с ценами, касается роста стоимости жилищно-коммунальных услуг. С одной стороны, глава государства недавно потребовал ограничить рост цен на ЖКУ пятью долларами. С другой стороны, и принятая Энергетическая стратегия, и экономика вопроса говорит в пользу повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Здесь мы приводим динамику последних лет, которая показывает, что у государства нарастает потребность в увеличении стоимости жилищно-коммунальных услуг. Доля возмещения услуг ЖКХ населением в последние годы снижалась.

Поэтому либо государство в нынешнем году продолжит датировать население в части оплаты жилищно-коммунальных услуг, либо «жировки» вырастут более чем на 5 долларов.

Что касается других важных для населения цен, то, скорее всего, они будут расти. Вопрос — насколько.

Минсельхозпрод в этом году уже инициировал повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, а значит — продукты питания, вероятно, будут дорожать. Кроме этого, с февраля в Беларуси отменяются ограничения на оптовые надбавки, действовавшие в отношении импортных товаров. Плюс к этому государство намерено сократить в этом году перечень социально значимых товаров, на которые действую ценовые ограничения.

В общем, все идет к тому, что цены в Беларуси будут определяться исходя из конъюнктуры рынка. А конъюнктура в 2010 году была такова, что искусственный рост зарплат заставлял предприятия повышать цены.

В 2011 году рост цен будет во многом зависеть от того, будет ли продолжена практика повышения зарплат, считает Александр Муха.

«Если рост зарплат продолжиться, то цены на продукты питания будут, вероятно, расти, как и в 2010 году. Этот сценарий нежелателен не только для населения, но и с точки зрения производителей, — полагает эксперт. — Сравнение цен на продовольственные товары показывает, что по некоторым позициям (минеральная вода, пиво и др.) белорусская продукция уже дороже импортных аналогов, что не может не беспокоить. Удорожание отечественных товаров может навредить их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках».

 

Автор: Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости

Read more...

Сколько заработает Беларусь на российской нефти

26-01-16Минэнерго РФ обнародовало документ «60-66», согласно которому предельную ставку экспортной пошлины на нефть планируется понизить с 65% до 60%, а пошлины на светлые и темные нефтепродукты унифицировать на уровне 66% от нефтяной. Можно ли сейчас прогнозировать, как скажется на белорусской экономике новая российская «нефтяная формула»?

Татьяна Маненок. Во время визита белорусского премьера Михаила Мясниковича 20 января в Москву В. Путин пообещал, что Россия будет стремиться к тому, чтобы объем субсидирования белорусской экономики за счет поставок нефти составлял не менее 4,124 млрд USD – «сумму не меньше той, которую Беларусь получала в 2007-2009 гг, до ввода вывозной таможенной пошлины на нефть».

Откуда взялась эта цифра?

Скорее всего, объем субсидий для Беларуси рассчитан чисто арифметическим путем. Подсчитана сумма, которой лишился бюджет РФ, поставляя весь объем нефти в Беларусь без пошлины (18 млн т – предусмотренные топливно-энергетическим балансом Союзного государства на 2011 г объемы поставки нефти по трубе), за вычетом экспортной пошлины на нефтепродукты, выработанные из этой нефти. Судя по расчетам, емкость внутреннего белорусского рынка нефтепродуктов оценена примерно в 7 млн т.

Эти арифметические расчеты достаточно условны. Нефтяные дотации в сумме 4,1 млрд USD в год Беларусь, возможно, и могла бы получить, если бы белорусские НПЗ самостоятельно перерабатывали всю беспошлинную российскую нефть. Однако 18 млн т – предполагаемый объем импорта российской нефти в 2011 г, скорее всего, придется разделить пополам с российскими компаниями-давальцами. Вот почему объем валютных поступлений от нефтяной отрасли, рассчитанный белорусскими чиновниками, выглядит поскромнее – около 2 млрд USD (с учетом поставленной на экспорт белорусской нефти в объеме около 1,7 млн т).

Однако эти расчеты вряд ли учитывают дотации Беларуси от ожидаемой отмены РФ экспортной пошлины на нефтепродукты (пока РФ их не отменила). Но объем дотаций может быть весьма солидным, учитывая, что, к примеру, в 2009 г (до введения РФ экспортных пошлин ан нефтепродукты) Беларусь закупила в России 3,8 млн т нефтепродуктов. Заместитель министра юстиции РФ Василий Лихачев в октябре 2010 г в интервью ПРАЙМ-ТАСС отметил, что из-за невзимания таможенных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь, Россия в 2007-2009 гг потеряла около 1 млрд USD. Очевидно, что Россия больше не хочет субсидировать белорусскую экономику за счет льготных поставок нефти, однако вынуждена это делать.

Нефтяные субсидии для Беларуси образуются за счет разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты. Сейчас пошлины на светлые и темные нефтепродукты в России составляют 67% и 46,7% соответственно от нефтяной пошлины. При этом в прошлом году Минфин и Минэнерго РФ были полны решимости практически унифицировать пошлины на нефть и нефтепродукты, чтобы лишить Беларусь маржи от переработки российской нефти. Другое дело, что сама российская экономика оказалась не готова к такой унификации. Это решение серьезно ударило бы по российской нефтепереработке, а российский бюджет оказался бессильным, чтобы предложить ей механизм госсубсидий. Вот и пришлось Кремлю смириться с дотированием белорусской нефтепереработки. Однако Россия предпринимает шаги, в результате которых эти дотации будут постепенно сжиматься.

Уже в апреле 2011 г на нефтяном рынке России ожидаются изменения – пошлины на светлые и темные нефтепродукты могут быть разово унифицированы на уровне 66% от нефтяной пошлины. При этом предложено с 65% до 60% понизить предельную ставку экспортной пошлины на нефть. Если Москва примет такие решения, то лишит Беларусь значительной доли российских дотаций от переработки нефти.

Однако сложившаяся в российской «нефтянке» ситуация говорит о том, что правительству РФ принять такое решение будет непросто. Снижение экспортных пошлин на нефть не приведет, как считают российские эксперты, к падению доходов бюджета – оно будет компенсировано ростом объема экспорта, но общее сокращение нефтепереработки может составить до 50 млн т в год (примерно 20% от общего объема).

Сейчас в России из более чем 500 млн т добываемой нефти перерабатывается примерно половина. Из полученных 250 млн т нефтепродуктов около 100 млн т реализуется на внутреннем рынке, еще 150 млн т экспортируются. При этом значительная часть экспорта нефтепродуктов (около 90 млн т) – это вынужденный экспорт темных нефтепродуктов и некачественного дизтоплива, остающихся после насыщения внутреннего рынка бензином и керосином. Еще 50-60 млн т экспорта в год обеспечивается нефтепереработкой, ориентированной только на экспорт, рентабельность которой во многом обеспечивается сравнительно низкими пошлинами на нефтепродукты.

При этом российским компаниям сегодня наиболее выгодно продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, затем идет экспорт нефтепродуктов, а вот экспорт нефти из-за высоких экспортных пошлин выгоден меньше всего. Причем, как отмечают профильные эксперты, рост мировых цен на нефть при этом только ухудшает ситуацию, так как укрепляет рубль и делает нефтедобычу еще более затратной. В результате чтобы избежать падения добычи компаниям приходится перераспределять ресурсы в нефтедобычу из нефтепереработки.

Белорусская «нефтянка» на фоне российской выглядит более выигрышно. В сравнении с российскими НПЗ белорусские заводы технологически более развиты, что обеспечивает выход сравнительно большого количества светлых нефтепродуктов, которые преобладают в экспортной корзине.

По оценкам профильных российских экспертов, среднюю экспортную пошлину на корзину нефтепродуктов из Беларуси можно оценить примерно в 220 USD/т. Иначе говоря, при экспорте тонны нефтепродуктов экспортная пошлина на 126 USD/т меньше, чем пошлина при экспорте тонны нефти (без учета стоимости процессинга и маржи переработки).

Маржа нефтепереработки – это разница между стоимостью барреля нефти и стоимостью корзины выработанных из него нефтепродуктов. Если в России из-за низкой эффективности НПЗ она представляет отрицательную величину, то в Беларуси составляет около 3 USD/баррель, или 22 USD/т.

Экспорт тонны нефтепродуктов из Беларуси с учетом транспортных и других расходов приносит в среднем на 90 USD/т больше, чем экспорт сырой нефти. Не случайно белорусская сторона в ходе переговоров по условиям поставок беспошлинной нефти с 2011 г предлагала установить распределение пошлин на нефть и нефтепродукты в справедливой пропорции, исходя из существующих различных условий выхода светлых и темных нефтепродуктов при переработке нефти в Беларуси и России. Правда, в результате переговоров был определен другой вариант – беспошлинные поставки российской нефти в Беларусь с перечислением экспортной пошлины на нефтепродукты в российский бюджет.

Тем не менее, белорусская сторона настояла на том, чтобы подписанное в Москве 9 декабря нефтяное соглашение учитывало технологические и транспортные преимущества нефтедобывающей отрасли Беларуси, в том числе более высокие в сравнении с российской нефти качественные характеристики белорусской нефти. В соответствии с нефтяным соглашением белорусская сторона вправе устанавливать сверх вывозной таможенной пошлины, перечисляемый в бюджет РФ, обязательный платеж, зачисляемый в бюджет Беларуси.

Все это и давало основание белорусским чиновникам после подписания нефтяных соглашений по ЕЭП делать оптимистичные прогнозы в отношении ожидаемых выгод от новых условий поставок российской нефти в текущем году. В частности, концерн «Белнефтехим» посчитал, что если в 2010 г нефтеперерабатывающие заводы Беларуси получали от переработки одной тонны нефти 3 USD, то в 2011 г, как ожидалось, это будет 30 USD/т нефти.

Случившийся с 1 января 2011 г фальстарт с запуском нефтяного соглашения по беспошлинной поставке нефти говорит о том, что Россия с этим не согласна.

 

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Наше мнение

 


Read more...

Экономика-2011: выборы еще аукнутся

04-01-01Экономический прогноз на 2011 год в целом благоприятен для Беларуси. Новые условия переработки нефти принесут бюджету немалые дополнительные поступления, у белорусских предприятий в рамках Таможенного союза появится больше возможностей экспортировать, а платежи по внешнему госдолгу будут еще не очень большими. «Ложкой дегтя» для белорусской экономики могут оказаться последствия событий 19 декабря.

Почему Беларусь может остаться без западных инвестиций?

События 19 декабря получили резко негативную оценку на Западе. Дошло до того, что министры иностранных дел Швеции, Чехии, Польши и Германии выступили с совместной статьей в американской печати, в которой дали произошедшему в Минске резко отрицательную оценку.

Но и это еще не все. Главный торговый партнер Беларуси в Евросоюзе — Нидерланды — выступил за введение санкций в отношении нашей страны. Инициатива голландского правительства не может не беспокоить — Нидерланды являются главным потребителем отечественных нефтепродуктов — главной экспортной позиции Беларуси.

Резонанс событий 19 декабря на Западе оказался настолько негативным, что может отразиться на приходе иностранных инвесторов в Беларусь.

Инвестиционный банкир Владимир Василевский констатирует, что западное бизнес-сообщество негативно отреагировало на события в Минске 19 декабря.

«Реакция западного сообщества, в том числе бизнес-сообщества, на события в Минске была достаточно негативной, и это обстоятельство, вероятно, будет иметь определенные последствия», — говорит Владимир Василевский.

По его мнению, резонанс, который получили события 19 декабря, может сдерживать приход европейских инвесторов на белорусский рынок.

«Вероятно, что западные инвесторы, которые собирались двигаться на белорусский рынок, сейчас вновь займут выжидательную позицию», — предполагает Владимир Василевский.

Заместитель директора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая также считает, что события 19 декабря отразятся на инвестиционной привлекательности Беларуси не лучшим образом.

«Западные инвесторы — люди очень осторожные, поэтому для них произошедшее в Минске имеет значение», — констатирует эксперт.

Как отразится Таможенный союз на экономике Беларуси?

В декабре 2010 года Беларусь, Россия и Казахстан перешли на новую ступень формирования Таможенного союза и приступили к созданию Единого экономического пространства. Руководство Беларуси в конце года ратифицировало всю нормативную базу по ЕЭП.

И хотя официально ЕЭП должно заработать с 2012 года, Беларусь ощутит последствия создания единого экономического пространства уже в начале 2011 года. Напомним, что в рамках переговоров по ЕЭП Россия согласилась отменить пошлины на поставляемую в Беларусь нефть и нефтепродукты.

По мнению Владимира Василевского, Беларусь получит значительную выгоду от участия в Таможенном союзе.

«Договоренности по нефти и нефтепродуктам, достигнутые с Россией в декабре 2010 года, положительно скажутся на состоянии внешней торговли Беларуси. По разным оценкам, выгода Беларуси от новых условий поставок нефти составит от одного до двух миллиардов долларов», — говорит Владимир Василевский.

Кроме этого, добавляет эксперт, формирование Таможенного союза снимет барьеры для доступа белорусских товаров на российский и казахстанский рынок. «Можно ожидать, что и экспорт промышленной, и экспорт сельскохозяйственной продукции в результате этого вырастет», — полагает Владимир Василевский.

При этом эксперт ожидает, что в связи со вступлением Беларуси в Таможенный союз усилится конкуренция на внутреннем потребительском рынке.

«Открывается доступ на белорусский рынок товарам из третьих стран, в частности, из Китая, Юго-Восточной Азии. Вероятно, товары из третьих стран будут ввозиться на российскую, либо казахстанскую территорию, а затем перенаправляться на белорусский рынок», — предполагает Владимир Василевский.

Ирина Точицкая также ожидает усиления конкуренции на внутреннем рынке в силу участия Беларуси в Таможенном союзе. По мнению эксперта, новые реалии потребуют от белорусских производителей повысить конкурентоспособность своей продукции.

Кстати, бывший вице-премьер Беларуси, а в настоящее время председатель Витебского облисполкома Александр Косинец уже заявил, что в 2011 году белорусским предприятиям предстоит повысить конкурентоспособность своей продукции, чтобы конкурировать на равных в рамках Таможенного союза.

Что будет с курсом белорусского рубля?

Злободневная тема, которая всегда на слуху — курс белорусского рубля. Нацбанк установил на 2011 год коридор колебаний курса белорусского рубля к корзине иностранных валют на уровне плюс-минус 8%.

В новом году, предполагает аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха, ряд факторов будут оказывать положительное влияние на курс национальной валюты.

По словам аналитика, в наступившем году можно ожидать увеличения экспорта белорусской продукции и, соответственно, роста валютной выручки белорусских предприятий.

«В январе-ноябре 2010 года валютная выручка белорусских предприятий увеличилась на 17,2% и с учетом улучшения внешнеэкономической конъюнктуры можно ожидать, что увеличение экспорта белорусской продукции в 2011 году продолжится», — прогнозирует Александр Муха.

Кроме того, благотворно на курсе белорусского рубля, как ожидается, отразятся и достигнутые договоренности по условиям поставок в страну российской нефти.

«Отмена пошлин на импортную российскую нефть позволит снизить отрицательное сальдо экспортно-импортных операций, что, в свою очередь, положительным образом скажется на динамике внутреннего валютного рынка Беларуси. Таким образом, улучшение ситуации в сфере внешней торговли станет дополнительным фактором в пользу устойчивости курса белорусского рубля», — отмечает Александр Муха.

С учетом того, что платежи по внешнему долгу в 2011 году будут небольшими, серьезных угроз по этой причине для курса белорусского рубля также не ожидается.

«Платежи по внешнему госдолгу начнут возрастать с 2012 года, и тогда они будут оказывать влияние на динамику финансового рынка Беларуси. 2011 год в этом отношении будет для Беларуси относительно благоприятным. Поэтому Нацбанк сможет обеспечить плавную и предсказуемую динамику курса белорусского рубля относительно иностранных валют», — полагает эксперт.

Землю передадут в частные руки?

Одно из революционных изменений, которое может произойти в наступающем году в Беларуси, — передача земли в частную собственность. Во всяком случае, такое обещание дал Александр Лукашенко на Всебелорусском народном собрании.

«Я вам обещаю, что в ближайшие год-два мы проведем очень аккуратно, очень осторожно приватизацию некоторых земель для тех частников, которые доказали свою состоятельность. Я уже об этом говорил. Посмотрим, что получится. Уверен, нормально получится», — заявил глава государства.

В середине 1990-х Лукашенко был уверен совсем в другом. В январе 1995-го он заявлял, что в период его президентства не будет частной формы собственности на землю.

В 2010 году, будучи в одном из фермерских хозяйств, Лукашенко все-таки согласился начать передавать землю частникам: «Пусть делают на них что хотят, только производи и продавай продукцию: вот тебе озеро, вот тебе 100 га».

Бывший помощник министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Казимир Романовский говорит, что процесс передачи земли частникам нужно было давно начать.

По его словам, сегодня земля используется хозяйствами крайне неэффективно.

«Есть хозяйства, которые используют землю эффективно, но таких меньшинство. В большинстве сельхозпредприятий земля используется неэффективно. Отдельные виды сельхозугодий (сенокосы, пастбища) используются совсем нерационально», — констатирует Казимир Романовский.

По мнению эксперта, передача земли в частные руки позволит повысить эффективность использования сельхозугодий. «Частник всегда ориентирован на высокую отдачу от земли, а не на валовые показатели, как наши сегодняшние сельхозпредприятия», — резюмировал Казимир Романовский.

Начнет ли государство продавать крупные предприятия?

Еще одна интрига будущего года связана с возможной приватизацией крупных государственных предприятий. В декабре 2010 года было заявлено о том, что переговоры ведутся о продаже акций крупнейшего (по численности работников) промышленного объекта Беларуси — Минского автомобильного завода.

Председатель правления Нацбанка Петр Прокопович сообщил, отвечая в ноябре на вопрос Naviny.by, что государство в 2011 году планирует выручить 3 млрд. долларов от продажи госсобственности.

По мнению Ирины Точицкой, чтобы выручить такие деньги, государству обязательно придется продавать какой-то значительный актив.

«Без крупных приватизационных сделок получить 3 млрд. долларов инвестиций не получится. Что-то продавать в 2011 году обязательно придется», — полагает эксперт.

По ее словам, существующие инструменты покрытия дефицита счета текущих операций стране дорого обходятся, и приватизация с этой точки зрения — очевидный выход.

«Евробонды, которые Беларусь стала размещать в 2010 году, — заимствования под достаточно высокий процент. Поэтому я думаю, что приватизация в 2011 году будет — но не системной, а точечной и вынужденной», — говорит эксперт.

Похожие ожидания у Владимира Василевского. По его мнению, в 2011 году в стране может произойти ускорение приватизационных процессов.

«Однако если до недавнего времени ожидалось, что это будет разновекторная приватизация, то сейчас, скорее всего, приватизация будет в пользу российских корпораций», — полагает инвестиционный банкир.

Эксперт не исключает, что потенциальными покупателями белорусских предприятий могут выступить венесуэльские, китайские инвесторы, а также компании из арабского мира. Участие западных инвесторов в приватизационных сделках, считает эксперт, наименее вероятно — по причинам, описанным в начале статьи.

 

Автор: Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family