wrapper

Новости - слайдер на главной

Структурные реформы

Маргелов: Активизация делового сообщества поможет оптимизировать реализацию отечественных товаров

5-02-33Попытки привлечь предпринимателей к разгрузке складов пока не принесли ощутимых результатов, однако это уже положительная тенденция. О том, почему потребители неохотно берут "свое" и что можно сделать для оптимизации торговли, в студии TUT.BY рассуждал Виктор Маргелов, директор сети продовольственных магазинов "Тридакта", сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства.

"Продовольственные товары нелегко продавать везде, а не только в Беларуси", - уверен собеседник. На большинство продовольственных товаров у нас существует государственное регулирование цен, поэтому за продажу товаров благодарности не получишь.

Продажа отечественных продуктов питания в общем объеме продаж в нашей стране занимает более 80%, и в большинстве случаев эти проценты заслужены. Молочные продукты, колбасные изделия и некоторые другие группы продуктов выигрывают по показателям цены и качества по отношению к иностранным товарам и вполне конкурентны.

"Проблемы с реализацией отечественных продуктов связаны, в большинстве случаев, с не лучшими традициями и стереотипами, сложившимися на рынке. Мы проигрываем за счет неразворотливости и схем продажи продуктов, и в результате понимаем, что реализация могла бы быть и лучше", - отметил В. Маргелов.

В последнее время и белорусские товары поразила тенденция погони за прибылью, когда за счет ухудшения качества товаров либо приданию ему каких-то особых свойств путем несложных химических операций товар получает новое качество и конкурентное преимущество по отношению к товарам стран-соседей. Тем не менее, у нас есть задел прочности, о чем свидетельствует популярность наших товаров на российских рынках.

Есть позиции, заменить которые отечественными продуктами невозможно: это алкогольная продукция, табачные изделия, мороженая рыба и морепродукты, чай, кофе. "Беларусь не может производить качественный алкоголь, и человеку, которому хочется выпить бокал мартини, вряд ли придется по вкусу напиток "Папараць-кветка", пусть даже он будет сделан из самых лучших сортов яблок", - уверен В. Маргелов.

У потребителей есть нарекания и на плодовоовощную продукцию: качество наших овощей и фруктов гораздо ниже, чем на рынках стран-соседей. "Недоразвитое состояние этой сферы связано с монополией на рынке. У нас существует целая сеть плодоовощных баз, в которую попадает продукция только крупных сельхозпроизводителей. Фермеры как производители более дешевой продукции не имеют каналов сбыта и не могут получить достойную оплату своего труда. Такая пониженная конкуренция приводит к высоким ценам на плодоовощную продукцию и неиспользованным возможностям производства", - сообщил собеседник.

Беларусь, к сожалению, встала на сырьевой путь: наше мясо в полутушах уходит в Россию и далеко не по рыночным ценам, а попытки сделать готовую продукцию весьма ограничены. И проблема не только в том, что у нас "хромает" упаковка, а в том, что мы не умеем грамотно продавать.

Но все же в минувший кризисный год были некоторые подвижки по реорганизации торговли, которые продолжаются и сейчас. "Правительство заинтересовано в том, чтобы создать параллельную сеть оптово-распределительных структур, которые принадлежали бы частным предприятиям нашей страны. Делается это, прежде всего, для оптимизации продажи и реализации отечественных товаров, а, возможно, и импортных в том числе. Мы активно приступаем к этой работе, и, думаю, те заинтересованные предприятия, которые хотят иметь сетевую структуру по оптовым продажам белорусских товаров должны обратить на это особое внимание. Два раза такую сеть мы не устроим", - сказал В. Маргелов. Такая сеть позволит расширить выбор предлагаемых белорусских товаров и несколько снизить конечную цену за счет конкуренции.

Если ситуация с продажами товаров в Беларуси будет проходить в этом направлении, то в текущем году можно ожидать всплеска активности индивидуальных предпринимателей и частных предприятий. "У нас идет сворачивание внутреннего рынка, выгоды от торговли на внутреннем рынке падают. Поэтому, я думаю, интерес будет толкать за границу", - считает В. Маргелов.

Источник: TUT.BY

Read more...

Эксперты: Газ по мировым ценам – это с одной стороны и хорошо для Беларуси

4За несколько дней до сообщения «Коммерсанта» о возможном введении экспортной пошлины на поставляемый в Беларусь газ, вероятность такого развития событий была озвучена в Минске. Пошлина больно ударит по конкурентоспособности белорусских предприятий. Это грозит срывом прогнозных показателей. Спасти ситуацию протекционистскими или компенсационными мерами у белорусского правительства не получится. И это как раз хорошо, сходятся во мнении эксперты «Завтра твоей страны».

По данным источников «Коммерсанта», российское правительство занято поисками механизмов компенсации потерь бюджета в результате обнуления с 1 января экспортной пошлины на нефть, поставляемой из Восточной Сибири. Из-за введения льготы для нефтяников бюджет России только в этом году недосчитается 120 млрд. российских рублей.

— Как они будут компенсировать эти потери? – задался вопросом руководитель энергетической программы Центра NOMOS Михаил Гончар на конференции Белорусского института стратегических исследований (Литва) “Путь Беларуси в Европе” в Минске. – Те изменения, которые происходят сейчас в российско-белорусских нефтегазовых отношениях, и являются компенсационным механизмом. То, что теряется на Востоке, компенсируется на Западе за счет, в том числе, и Беларуси.

По версии «Коммерсанта», около 30 млрд. рублей в 2011 году Россия может получить как раз за счет введения экспортной пошлины на газ для Беларуси. Эту идею, по данным источников издания, намерен внести в качестве предложения вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин. Белорусские эксперты говорят о высокой вероятности ее претворения в жизнь.

Беларусь пока может сопротивляться, но не очень сильно

4-1По мнению экономиста Леонида Злотникова, Россия «очень легко может ввести пошлину на газ», поскольку сейчас провести выгодное для нее решение намного легче, чем это было два месяца назад, когда начинались переговоры по поставкам нефти.

Как отмечает эксперт, во время конфликта из-за нефтяных пошлин, основной расчет был на то, что позицию белорусского правительства поддержат российские «левые», а также фирмы-нефтедобытчики, которым выгодно перерабатывать нефть в Беларуси.

— Беларусь также грозилась выйти из Таможенного союза и могла рассчитывать на давление на Россию со стороны Запада, который заинтересован в непрерывном транзите и отсутствии газовых и нефтяных войн, — напоминает Леонид Злотников. – Но давления со стороны тех российских сил, которые раньше поддерживали белорусскую сторону, больше нет. С Западом у Беларуси в последние месяц-два также идет обострение отношений.

Леонид Злотников прогнозирует, что Беларусь пока еще может сопротивляться, но не очень сильно.

Альтернатива газу – рыночные реформы

4-2Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук констатирует, что введение экспортной пошлины неизбежно повлечет увеличение цены на российский газ для Беларуси. Белорусская экономика “завязана” на поставки российского газа. Перестройка этого хозяйства выглядит весьма сложной, длительной, трудоемкой и капиталоемкой задачей. Пошлина на газ станет новым ударом по конкурентоспособности целого ряда белорусских производств, в первую очередь, химической промышленности.

— Последует ухудшение торгового баланса и, соответственно, возникнет еще большая вероятность невыполнения запланированных правительством показателей, — считает эксперт «Завтра твоей страны».

В ответ Беларусь может пригрозить увеличением цены на транзит российского газа в Европу, но возможностей манипуляций пошлиной у российской стороны намного больше.

Тем более что уже в 2011 году должна вступить в строй первая нитка трубопровода «Северный поток», а российская энергетическая стратегия вообще нацелена на то, чтобы газ поступал на европейский рынок, минуя территорию третьих стран

— Этот газотранспортный маршрут как раз и нужен для того, чтобы получить возможность манипулировать объемами, направлениями и ценами газового экспорта, как в страны ЕС, так и в страны, которые находятся между ним и Россией, — отмечает Михаил Гончар.

По словам Ярослава Романчука, никаких альтернативных путей поставки газа у Беларуси сегодня не существует, по нефти и газу страна абсолютно «завязана» на Россию, и только партнерские, дружеские отношения со страной на рыночных условиях могут исключить ежегодные авралы с отключением газа и напряженными переговорами.

Как считает эксперт, на желание России ввести пошлину на газ нужно реагировать не введением протекционистских, защитных или компенсационных мер, а проведением рыночных реформ, которые могли бы создать новую экономику, в меньшей степени зависимую от дешевых энергоресурсов из России.

— Просто нужно перейти с Россией в режим торговли энергоресурсами, который имеют Литва, Латвия, Эстония, другие страны и та же Польша, которая на 92% зависит от поставок газа из России, — отмечает Ярослав Романчук.

Как купить газ и “не упереться в потолок”

4-3Экономист Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Елена Ракова предлагает “не демонизировать “Газпром”, поскольку это право продавца строить трубы и продавать свои ресурсы там, где он хочет, задорого или задешево. Эксперт настивает, что Беларуси не обойтись бес изменения структуры белорусской экономики, чтобы она отвечала новым требованиям:

— Нам в Беларуси надо думать, что делать для того, чтобы иметь возможность купить энергоносители по рыночной цене и какие неэффективные энергоемкие производства остановить, чтобы закупать не 22 млрд. кубических метров газа, а гораздо меньше.

Коллегу поддерживает и экономист Ирина Точицкая.

— Наверное, даже хорошо, что мы в будущем станем получать российский газ по нормальным, приближенным к мировым ценам – это подтолкнет реформирование энергетики и всей белорусской промышленности в целом, — говорит Ирина Точицкая.

Эксперт отмечает, что последние достижения страны в плане снижения энергоемкости стали возможны благодаря административному ресурсу — без серьезного реформирования экономики все эти меры очень скоро “упрутся в потолок”.

Источник: “Завтра твоей страны”

Read more...

Эксперт: Отмена льготных кредитов для всех субъектов хозяйствования существенно снизила бы банковские ставки

4Положительно оценив увеличение размеров льготных банковских кредитов в рамках бюджетной поддержки малого предпринимательства, эксперты «Завтра твоей страны» опасаются, что государство может «обнулить» прямую поддержку предпринимателей, а также отмечают, что для нормального развития экономики правильным решением была бы полная отмена льготных кредитов для всех субъектов хозяйствования.

Два года назад в рамках Программы поддержки малого предпринимательства из бюджета Минска было выделено 500 млн. белорусских рублей, в 2009 году -- 3,5 млрд рублей, а в текущем году уже 20 млрд. рублей бюджетных средств будут размещены на счетах банков. Поддержка -- это льготные кредиты под процентные ставки не выше ставки рефинансирования Нацбанка, примерно под 11% годовых. Такая тенденция внушает предпринимателям некоторый оптимизм.

-- Бюджетные деньги в банке для выдачи кредитов – это положительное явление. Ведь дорогие финансовые ресурсы сдерживают создание новых производств и расширение уже действующих, -- говорит генеральный директор бизнес-инкубатора ЗАO "МАПзао" Минcкoй oблаcти Сергей Найдович.

20 миллиардов – много это или мало?

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов говорит о том, что перед экономикой Беларуси стоит задача значительно ускорить процессы увеличения числа частных производственных структур за счет сворачивания неэффективных государственных предприятий.

-- То есть, нужна, как минимум, реструктуризация. Для решения такой задачи 20 млрд. рублей – небольшая сумма, -- считает эксперт «Завтра твоей страны».

У начальника управления предпринимательства Мингорисполкома Александра Калиновского свои критерии оценки эффективности поддержки предпринимателей.

-- Я думаю, в этом году мы сможем закрыть потребность в льготном кредитовании, поддержав все инвестиционные проекты, соответствующие требованиям 255-го указа, -- пообещал чиновник в ходе организованного Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей "информационного дня".

Получить деньги бизнесу не так-то просто. Надо подходить под критерии: не больше 100 работников, не больше 25% государственного участия, невысокий доход… На такой кредит, например, не могут рассчитывать иностранные предприятия.

Указ предусматривает поддержку на конкурсной основе. Претендовать на нее могут только те субъекты малого предпринимательства, которые занимаются производством товаров, работ, услуг, экспортоориентированной, импортозамещающей продукции или продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедряют новые технологии. Обязательным условием является создание новых рабочих мест.

Кредит вместо прямой поддержки?

4-1Кредиты под 11% годовых считаются очень выгодными. Ведь ставки по обычным банковским кредитам для представителей малого бизнеса, по данным Минэкономики, составляют в среднем 18-20%, а в некоторых коммерческих банках превышают 30% годовых.

-- Кредит выдается на небольшой срок – 2 года, но за это время можно наладить производство и организовать возврат этих денег, -- считает Виктор Маргелов. -- Еще один плюс -- малые предприятия, зарегистрированные в столице, могут брать кредиты, чтобы развивать бизнес не только в Минске, но и в других регионах Беларуси.

И, наконец, малый бизнес получает возможность использовать свои конкурентные преимущества. Деньги, которые идут на развитие частных предприятий, как правило, дают намного больший эффект, чем те ресурсы, что вкладываются в умирающие госпредприятия.

Например, в Минском районе основную доходную часть бюджета – порядка 87% -- формируют малый и средний бизнес. Половина поступлений в бюджет Минской области -- тоже от предприятий частного бизнеса.

В то же время Сергей Найдович отмечает, что программа поддержки предпринимательства не предусматривает выделение кредитов по льготной ставке для среднего предпринимательства.

-- Проблема же состоит в том, что граница между малым и средним предпринимательством в Беларуси весьма условна. Это тот негатив, с которым приходится сталкиваться, когда мы обсуждаем с предпринимателями условия финансирования и кредитования, -- подчеркивает эксперт «Завтра твоей страны».

Он также высказывает опасение, что государство может ограничиться выделением льготных кредитов на поддержку предпринимательства, «обнулив» расходы на другие направления, например, на обучение предпринимателей, их переподготовку, на сертификацию продукции.

-- На прошлой неделе мы обсуждали принятую Программу поддержки предпринимательства Минской области на 2010-2012 годы, в рамках которой за счет средств местного бюджета выделен ресурс в размере 5 млрд. белорусских рублей для выдачи льготных кредитов субъектам малого предпринимательства в 2010 году, -- рассказывает Сергей Найдович. – Средства выделаются по 25 статьям. Одна из них – выдача льготных кредитов, а на остальные 24 статьи программы поддержки по бюджету выделено чуть более 400 млн. рублей. То есть основная сумма уходит на финансовую поддержку через банки, а прямых поддерживающих мероприятий, профинансированных в том объеме, который требуется, нет. Это вызывает беспокойство.

Вот бы эти льготы взять и отменить?!

Виктор Маргелов, положительно оценив увеличение размеров льготных кредитов для малого предпринимательства, тем не менее, полагает, что для нормального развития экономики правильным решением была бы полная отмена льготных кредитов для всех субъектов хозяйствования: и государственных, и частных.

-- Тогда ставки банковских кредитов, возможно, упали бы и до 10% годовых, -- говорит лидер предпринимателей. -- Мы сегодня имеет ставку по кредитам в размере 25% только за счет того, что есть огромное количество кредитов для участников государственных программ под 6% годовых. В 2009 году таких кредитов было выдано на 36% больше, чем в предкризисном 2008-м.

По мнению эксперта «Завтра твоей страны», при отмене льготных кредитов кредитные ресурсы расходовались бы более рационально и направлялись бы на перспективные экономически выгодные проекты. Сейчас кредиты уходят в основном в тех направлениях, которые обозначены государственными программами, и в редких случаях отдельным представителям частного бизнеса дают возможность развивать какие-то производства. При этом львиную долю льготных кредитов в силу разных причин получают государственные предприятия.

Автор: Александра Антонович

Источник: «Завтра твоей страны» Read more...

Институт экономики НАН Беларуси разработал механизм обеспечения высоких темпов экономического роста

23-02-14Ученые Института экономики НАН Беларуси разработали и предложили органам госуправления механизмы обеспечения в течение ближайших 10 лет безинфляционного прироста ВВП в Беларуси в пределах 10-15% в год.

По утверждению академика П. Никитенко и кандидата наук С. Пупликова: «Уровень прироста ВВП в Беларуси в течение ближайших 10 лет может и должен быть обеспечен за счет национальных резервов финансовых ресурсов в пределах 10-15 % в год». При этом «в рамках механизма «связанной эмиссии», разработанного в Институте экономики НАН Беларуси уровень инфляции не будет превышать параметры, которые будут определяться в “Основных направлениях денежно-кредитной политики», ежегодно разрабатываемых Национальным банком Республики Беларусь и утверждаемых Главой государства А.Г. Лукашенко.

Ссылаясь на анализ исторического опыта формирования банковских кредитных ресурсов в СССР, а также в странах с развитыми рыночными отношениями, разработчики делают вывод о том, что в Республике Беларусь внутренние источники формирования национальных банковских кредитных ресурсов задействованы в неполном объеме. Авторы исследования утверждают, что «в настоящий момент банковская система Беларуси испытывает недостаток ликвидности, что в свою очередь, может отрицательно повлиять на четкость и бесперебойность платежного оборота в экономике страны». При этом, по их мнению, «анализ внешнего долга Беларуси показывает, что в сложившейся ситуации ставка на иностранные кредитные ресурсы может смягчить проблему ликвидности только в краткосрочном плане».

Авторы исследования утверждают, что «в СССР, а также в странах с развитыми рыночными отношениями, фактическим обеспечением эмиссии банкнот выступало национальное богатство». Как указано в статье, это положение было доказано еще в 1991 г. в докторской диссертации П.Г. Никитенко и признано новым направлением в экономической науке и практике.

В странах с развитыми рыночными отношениями, центральные банки эмитируют основные резервные валюты в основном под обеспечение ее элементами национального богатства. Именно этим объясняется тот факт, что в Японии коэффициент монетизации по итогам минувшего года составил 160% к ВВП, а в США он фактически равен 300% ВВП.

Разработчики считают, что «на современном этапе развития банковской системы Беларуси назрела радикальная необходимость введения в расчет ресурсной базы белорусских банков всех основных элементов национального богатства. Оцененные в денежной форме и оформленные различными видами ценных бумаг, эти элементы могут стать объективной основой для осуществления денежной эмиссии и формирования таким путем уставного фонда созданного в будущем Национального ипотечного банка».

Минимальный размер уставного фонда такого Национального ипотечного банка, номинированный в белорусских рублях, на начальном этапе может составить, по расчетам разработчиков, – около 35 млрд. долл. США. Как отмечают авторы проекта, «это, по сути, оставшийся объем денежных ресурсов, необходимых для доведения коэффициента монетизации экономики Беларуси до 100%».

После своего создания «Национальный ипотечный банк сможет достаточно активно привлекать ресурсы как в национальной, так и в иностранной валютах, осуществляя заимствования на зарубежных финансовых рынках, включая работу со своими акциями и облигациями на вторичном рынке ценных бумаг».

По предложению разработчиков, «осуществляемая денежная эмиссия должна направляться на приоритетные направления развития экономики Беларуси – фундаментальная наука, импортозамещение, развитие экспортного потенциала, жилищное строительство, социальная инфраструктура». В частности, по мнению разработчиков, «функционирование Национального ипотечного банка позволит полностью решить проблему строительства жилья в Беларуси, так как граждане страны получат возможность получать льготные ипотечные кредиты (под залог земли, недвижимости) для строительства жилья в рамках социальной очереди со сроками погашения через 25-30 лет».

Председателем наблюдательного Совета банка, на взгляд разработчиков, должен быть утвержден Глава государства либо его доверенное лицо.

Полный вариант статьи опубликован в журнале «Финансы,Учет,Аудит» (№1. 2010. С. 5-7), главным учредителем которого является Министерство финансов Республики Беларусь

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

Залесский: Белорусские предприятия продолжают лечить не от болезни, а от симптомов

06-03-05Количество убыточных предприятий в столице в январе-ноябре 2009 года по сравнению с таким же периодом прошлого увеличилось в 1,8 раза. Экономист Михаил Залесский рассказывает в интервью Euramost.org, почему сложилась такая ситуация, и как будут работать белорусские предприятия в этом году.

За этот период 57 промышленных предприятий получили чистый убыток. Сумма чистого убытка возросла на 35,5%. В два раза увеличилось количество убыточных предприятий в машиностроении и металлообработке и легкой промышленности, передает БелаПАН. За январь-ноябрь 2009 года выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг промышленных предприятий Минска в текущих ценах составила 20,8 трлн. рублей, половина ее пришлась на долю предприятий машиностроения и металлообработки.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг промышленных предприятий города составила 1,6 трлн. рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 24,2%. В январе-ноябре 2009 года рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий составила 10,5% против 12,8% в январе—ноябре 2008 года (рентабельными были 90,3% предприятий). Выше, чем в среднем по промышленным предприятиям города, рентабельность реализованной продукции, работ, услуг была на предприятиях цветной металлургии (28,4, легкой промышленности (17,1%), пищевой промышленности (16,1%); ниже среднеотраслевой — на предприятиях промышленности строительных материалов (8,2%) и электроэнергетики (1,8%). Чистая прибыль промышленных предприятий за 11 месяцев 2009 года составила 890,7 млрд. рублей, что на треть меньше, чем за соответствующий период прошлого года.

- Количество убыточных предприятий постоянно колеблется, - говорит Михаил Залесский. – И связано это всегда с тем, что предприятия не реструктуризуются. Что их продолжают лечить не от болезни, а от симптомов. И вот когда симптомотичное лечение дается (выходит какой-то документ или выдаются дополнительные кредиты), которые поддерживают жизнедеятельность предприятий, они выходят из ситуации. А нет – значит нет. Но структурно ничего не меняется. Эффективный собственник на этих предприятиях не появляется. Хотя такие показатели являются причиной для смены собственника. А кто у нас собственника назначает?

- Государство…

- Именно – государство. Но собственника, по сути, нет. Должно быть владение, распоряжение и использование. У нас распоряжаются и используют, но не владеют. И понятно, что отсюда все то, что мы имеем сегодня.

- А почему государство упорно не хочет отдать предприятия в руки собственников, если само не может справиться с проблемой?

- Дело в том, что в нашем государстве в управлении участвует очень много людей. И они из этого имеют определенную пользу. Социальную и материальную. Совершенно понятно, что этот класс не собирается сдавать свои позиции просто так без боя. Он держится за право распоряжаться этими ресурсами. Распределять и перераспределять те вещи, которыми распоряжается. Остался большой советский распределитель.

- Заставит ли жизнь пересмотреть позиции по этой проблеме?

- Однозначно. Как говорят, если тонешь, то и за бритву ухватишься. То, что не нравится, - это одно. То, что понадобится – совершенно другое. Там, где уже прижимает, начинаются шаги в правильном направлении. Но опять-таки – неуверенные шаги. Не скажу, что я сам большой сторонник капитализма (всё имеет свои изъяны), но давайте посмотрим реально. В прошлом году мы вытеснили Россию с украинского рынка нефтепродуктов, но имеем сегодня нефтяной переговорный кризис. Почему? Потому что в позапрошлом году мы занимали 21 процент на украинском рынке солярки, в прошлом году – 9. В позапрошлом году бензина имели 15 процентов на украинском рынке продаж, в прошлом – 30. Кому это понравится? Никому. Вот это и есть капитализм. Мы сделали что-то такое, что является конкурентоспособным в ближайшей стране. Вот, если бы так работали и предприятия, если бы они пытались достичь уровня лучших образцов, то это было бы правильно. Но собственника нет, а распорядитель не заинтересован в итоге. Он заинтересован в освоении ресурсов по советским понятиям – выбить фонды. Ходят по Администрации, выпрашивают эти самые фонды… Освоили – вновь без денег сидят.

- Какой ваш прогноз на этот год для белорусских предприятий? Изменится ли что-то в лучшую сторону?

- Мы очень сильно зависим от спроса. В первую очередь от спроса на нефтепродукты. Если говорить о том, что происходит в нашей экономике, то у нас же 52 процента экспорта – это переработка нефти. И вот как будут идти дела в этой области, так и у нас будет развиваться ситуация. Здесь много факторов – как продолжится игра с Россией, какие будут цены… Но мой прогноз – отрицательный. Он не такой оптимистичный, какой сделала Администрация и профсоюзные организации. И, наверное, более отрицательный, чем прогноз МВФ и Всемирного банка. Они, исходя из наших официальных показателей, рассчитали, что у нас будет небольшой рост. Да, можно показать рост показателей на 1-2 процента. Но на самом деле структурный спад будет продолжаться. И это мы уже видим на снижении реальной заработной платы и так далее.

- Насколько зарубежные инвесторы готовы сегодня вкладывать деньги в белорусские предприятия?

- Их нет. Инвесторы могут быть двух типов. Финансовые, которые вкладывают деньги в ценные бумаги, и реальные, которые строят предприятия. Но общее падение спроса (вот здесь кризис сказывается) никого не привлекает строить новые предприятия, если нет сильной составляющей внутреннего рынка. Не надо забывать какого мы размера. Мы не Китай и не Индия. Беларусь может удивить мир чем-то одним, а не всем сразу. У нас нет большого внутреннего рынка. Нам нужно столько тракторов и автомобилей? Нет. Но, если производим, то надо чтобы их покупали. А продавать с каждым годом из-за конкуренции становится все тяжелее и тяжелее.

Автор: Александр Самусевич

Источник: www.euramost.org

Read more...

Ракова: Оживление приватизации – вынужденная мера

16-03-12Президент своим распоряжением 1 марта утвердил перечень из 5 ОАО, акции которых будут проданы на конкурсе в 2010 году с участием внешнего консультанта. В утвержденный президентом перечень вошли следующие ОАО: «Бобруйский машиностроительный завод» (Могилевская обл.), «ВолМЕТ» (г.Волковыск, Гродненская обл.), «Лидский литейно- механический завод» (Гродненская обл.), «Бархим» (г. Барановичи, Брестская обл.) и «Речицкий текстиль» (Гомельская обл.). Чем объясняется этот выбор, и найдут ли эти предприятия своих покупателей?

Рассуждает Елена Ракова, эксперт Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента, к.э.н.

Елена Ракова: Список из тех или иных предприятий нужно было утверждать – и так сроки были давно просрочены, дальше тянуть было просто неприлично (учитывая, что МВФ авансом одобрил выполнение всех требований программы stand by). Однако, насколько мне известно, основная претензия международных организаций и к прежним спискам, и, наверняка, к этому – «неинтересность» данных предприятий для потенциальных инвесторов. Представители западных институты привыкли мыслить и действовать в рамках «кейсов» – каких-то показательных, характерных случаев, историй и пр. И в случае новой белорусской приватизации, открытой и конкурсной, им тоже хотелось особого кейса – скажем, большого интересного предприятия, продаваемому стратегическому инвестору с мировым именем при минимуме условий со стороны белорусских властей и пр. Увы, с названными предприятиями «кейса» не получится… или получится традиционно белорусский кейс, когда отрицательный результат – тоже результат.

Налицо разочарование властей в западных советниках («А зачем нам продавать работающее, прибыльное предприятие?», «А купите сначала 25% и вложите миллиарды, а мы посмотрим, и потом, если нам понравится ваша работа, еще продадим 25%», «А откуда взялась эта рыночная цена – вот наши специалисты оценивают это в два раза выше», «А кто заплатит долги этого предприятия?» и пр.; это разочарование имеет все шансы увеличится после оценки рыночной стоимости этих предприятий г-жой Ротшильд), и западных институтов – в белорусских властях, в их видении приоритетов и направлений белорусских структурных реформ. Скорее всего, в этом году эти предприятия не найдут новых собственников, поскольку это никому не нужно – в этой игре под названием «открытая прозрачная приватизация на основе лучших западных стандартов» пока всем важен процесс.

С другой стороны, в 2010 г. скорее всего, продолжится наша традиционная приватизация – закулисная и неконкурсная. И в рамках этого процесса найдут новых собственников другие предприятия – часть из них уже на слуху, а другая часть удивит всех, включая уважаемых представителей Госкомитета по имуществу. Поскольку сама логика этой приватизации – за рамками требований или контроля со стороны МВФ.

Почему власти не идут на масштабную конкурсную приватизацию? Вопрос из того же разряда, что и: «А почему застопорилась экономическая либерализация?» «Почему в условиях кризиса сбыта предприятия заставляют по-прежнему гнать вал?» и пр. Простого ответа на эти вопросы нет. Скорее всего, дело в общем отсутствии понимания экономической ситуации в стране и мире, в отсутствии желания понимать. А если нет желания – то нет ни соответствующих программ, ни стратегий, ни адекватных исполнителей.

Никто не хочет брать на себя ответственность, каждый предпочитает отсидеться и отмолчаться (отписаться). Чиновники высокого ранга успокаивают себя оптимистическими прогнозами роста мирового ВВП, игнорируя дискуссию о скором наступлении второй волны мировой рецессии, поскольку накачка мировой экономики долларами не приносит ожидаемых результатов. У властей нет никакого представления о том, как страна будет встраиваться в систему мирового разделения труда в условиях продолжающегося кризиса предложения, который мерами стимулирования спроса не решить. Мировое совокупное предложение превышает совокупный спрос, а значит, конкуренция обостряется и будет еще больше обостряться. Кому нужна белорусская продукция? Наши заводы не будут дорожать, они могут только дешеветь. Но, как сказано выше, властям не интересны ни острые, сложные вопросы, ни ответы на них. Вот еще бы один кредит, да дешевой нефти 10-15 млн. тонн.

Источник: Наше мнение


Read more...

Венесуэльская нефть. Больше вопросов, чем ответов

10Во время официального визита в Каракас А. Лукашенко заявил: «Мы прекрасно договорились о поставках венесуэльской нефти в Беларусь. На наши нефтеперерабатывающие заводы придет нефть из Венесуэлы. Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке». В то же время по данным Белстата, рентабельность нефтепереработки в январе составила минус 22,3% против +5,3% по итогам 2009 года. Как Вы полагаете, способна ли венесуэльская нефть «оживить» отечественную нефтянку и вывести её из категории самой убыточной отрасли экономики?

Татьяна Маненок. Официальной информации о подписании соглашения о поставках венесуэльской нефти в Беларусь, а также об объемах поставок пока нет. Пока есть лишь заявление о договоренностях сторон, о чем сказал А. Лукашенко. А также заявление, сделанное 15 марта президентом Венесуэлы Уго Чавесом, о готовности поддержать Беларусь в энергетической сфере и о том, что «мы в ближайшие часы подпишем соглашение о поставках нефти».

По словам У. Чавеса, Венесуэла будет поставлять в Беларусь 80 тыс. баррелей нефти в день, которую после переработки планируется продавать в Европе. Следует отметить, что 80 тыс. баррелей нефти в день – это примерно 10 тыс. т в день и около 3,8 млн. т – в год. Это солидный объем, учитывая, что, к примеру, Мозырский НПЗ сейчас перерабатывает около 22 тыс. т в сутки (в минувшем году завод перерабатывал около 30 тыс. т нефти в сутки – около 11 млн. т нефти в год, а два отечественные НПЗ за 2009 год переработали около 22 млн. т. нефти).

Теперь вопрос: где взять столько венесуэльской нефти?

Да, Беларусь занимается добычей нефти в Венесуэле, но этот объем пока слишком маленький в сравнении с потребностями отечественных НПЗ.

В декабре 2007 года в Венесуэле начало работу совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана». Работы по добыче нефти проводятся на блоке Хунин и месторождении Лаго-Медио. К апрелю 2008 года СП добывало около 5 тыс. баррелей в день. В июле 2008 года был подписан меморандум, предполагавший возможность присоединения к СП новых месторождений. В сентябре 2009 года к двум месторождениям, разрабатываемым белорусско-венесуэльским СП, было

решено присоединить еще три.

По итогам работы в 2008 году СП добыло в Венесуэле 690 тыс. т нефти. Сейчас СП добывает около 1 млн. т нефти в год – примерно 15 тыс. баррелей в сутки (чуть больше 2 тыс. т в сутки). Сейчас Уго Чавес заявил, что имеются все возможности, чтобы добавить к этому объему еще 5 тыс. баррелей. «Наша цель – выйти на добычу 20 тыс. баррелей нефти», – сказал он. Даже если эта цель и будет достигнута, 80 тыс. баррелей в сутки никак не получается.

При этом следует учитывать, что не вся добываемая СП нефть белорусская. Согласно местному законодательству, 60% в СП принадлежит Венесуэле и только 40% -– Беларуси. Так что пока «белорусской» нефти в Венесуэле совсем немного – менее 1 тыс. т в сутки. Где взять еще 9 тыс. т из тех 10 тыс. т, которые пообещал Чавес?

Если представить, что венесуэльский президент готов «подарить» ее Беларуси, то возникает следующий вопрос: сколько будет стоить транспортировка? В этом случае нефть танкерами нужно поставить в Вентспилс или в Клайпеду, далее переваливать в железнодорожные цистерны и поставить на белорусские НПЗ. Это стоит очень недешево.

К тому же логистика поставок нефти через прибалтийские порты в Беларусь не отработана. В начале 2007 года, на пике нефтяного конфликта с РФ, белорусская сторона обсуждала возможности поставки альтернативной нефти через прибалтийские порты. В том числе путем реверса по трубе (раньше по новополоцкой «Дружбе» нефть транспортировалась в направлении Литвы и Латвии, сейчас обе трубы пустые). В частности, чтобы поставлять нефть через Вентспилский порт, необходимо было инвестировать в модернизацию нефтяного терминала и весь проект около 24 млн. USD. Однако, просчитав все затраты, правительство от этой идеи отказалось.

Серьезная проблема, которая может поставить крест на продекларированной сделке, – технические характеристики венесуэльской нефти. Добытая СП венесуэльская нефть -- тяжелая, она непригодна для переработки на белорусских НПЗ. На других месторождениях Венесуэлы добывается также нефть, приближенная по своим свойствам к российской Urals. Если президент Венесуэлы своим распоряжением разрешит поставлять именно ее, это другое дело. Но возникает вопрос: чем Беларусь оплатит «благотворительность» Уго Чавеса?

Еще один вопрос: оплата поставок венесуэльской нефти. Сегодня оба белорусских НПЗ практически не имеют оборотных средств и работают на кредитных ресурсах. Теоретически можно рассуждать о неких бартерных схемах, но в отношении нефти какой бы то ни было бартер сложно представить – скорее всего, можно говорить о схемах замещения, однако в этом случае в Беларусь придет уже не венесуэльская нефть.

Белорусская нефтянка оказалась сегодня в минусе в том числе и потому, что Беларусь слишком медленно отрабатывает оптимальные условия для поставок нефти российскими нефтяными компаниями – в частности, решение об обнулении экспортных пошлин на нефтепродукты, которого ждали давно, принято лишь 14 марта.

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Наше мнение

Read more...

Плавное падение рубля

24-03-03На прошедшей неделе курс белорусского рубля обновил исторические максимумы по отношению к доллару США, российскому рублю и к корзине валют в целом. Как Вы оцениваете текущую ситуацию на внутреннем валютном рынке Беларуси? Существуют ли предпосылки для расширения границ установленного валютного коридора?

Александр Муха. Действительно, с начала текущего года официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США снизился на 3,63% до рекордных 2967 руб. В свою очередь, курс национальной валюты к российскому рублю впервые превысил психологически значимую отметку в 100 руб. и снизился на 7,13% до рекордных 101,41 руб. В то же время, относительно единой европейской валюты белорусский рубль, напротив, укрепился в анализируемом периоде на 1,6% до 4040,46 руб. Как следствие, курс национальной валюты по отношению к корзине валют (включает доллар, евро и российский рубль) снизился в текущем году на 31,01 пункта (или на 2,99%) до 1067,28 руб.

С момента перехода к механизму курсообразования на основе валютной корзины белорусский рубль подешевел к корзине на 107,28 пунктов в абсолютном выражении, или на 11,2% в относительном выражении (по сравнению с первоначальным значением стоимости корзины валют 960 руб., установленной 2 января 2009 г.).

В 2010 г. Нацбанк Беларуси установил границы валютного коридора в пределах +/-10% к значению стоимости белорусского рубля по отношению к корзине валют на 31 декабря 2009 г. (1036,27 руб.), соответственно, границы валютного коридора составляют от 932,64 руб. до 1139,0 руб.

Таким образом, плавное снижение национальной валюты по отношению к корзине валют находится в пределах установленного валютного коридора и направлено на поддержку ценовой конкурентоспособности белорусских экспортеров на внешних рынках. Особенно от этого выигрывают те предприятия, у которых затраты номинированы в белорусских рублях, а поступающая валютная выручка – в российских рублях и долларах США.

24-03-03-1Проще говоря, курсовая политика Нацбанка сейчас направлена на стимулирование экспорта (за счет его удешевления) и одновременное ограничение импорта (за счет его удорожания). При этом снижение курса белорусского рубля в последнее время обусловлено в том числе укреплением доллара и российского рубля на международном рынке.

В целом динамика двусторонних валютных курсов внутри корзины валют в немалой степени обусловлена складывающейся ситуацией на международном валютном рынке FOREX.

Как известно, причиной резкого падения курса евро стали опасения стран еврозоны относительно дальнейшей судьбы Греции, обремененной внешними долгами. Но, с другой стороны, падение евро выгодно для европейской экономики, а спекуляции вокруг бедственного положения Греции, таким образом, только «лечат» экономику еврозоны. Однако, как только ситуация вокруг Греции станет более ясной, можно ожидать некоторого укрепления евро относительно доллара. Уже известно, что правительства Франции и Германии рассматривают возможность выделения 30 млрд. евро на спасение Греции.

Для Беларуси возможное укрепление евро на международном рынке может означать замедление темпов снижения национальной валюты к доллару США и к корзине валют в целом. Тем более что с точки зрения динамики реального эффективного курса белорусского рубля относительно корзины валют основных торговых партнеров Беларуси (с учетом соотношения темпов инфляции) дальнейшая девальвация национальной валюты выглядит нецелесообразной. Значение индекса реального курса национальной валюты удалось вернуть на докризисный уровень, более того, сейчас показатель находится даже чуть ниже своей равновесной траектории.

Эксперты МВФ на основе двух рассчитанных моделей (модели совместной оценки Консультативной группы по вопросам валютных курсов и гибридной модели совместной оценки КГВК) также делают вывод о том, что в рамках базисных мер политики нет четкого свидетельства того, что валютный курс в Беларуси существенно завышен. По их мнению, «текущий валютный курс – возможно, с небольшим реальным снижением в рамках существующего курсового коридора, – может считаться устойчивым».

Необходимо также осознавать, что резкая девальвация белорусского рубля существенным образом затруднит погашение иностранных кредитов и займов (по состоянию на 1 января 2010 г. совокупный внешний долг Беларуси составил 22,03 млрд. долл.). Особенно это касается тех предприятий, у которых выручка формируется в белорусских рублях, а платежи по кредитам – в иностранной валюте.

Кроме того, не стоит забывать, что по состоянию на 1 марта 2010 г. остаток задолженности населения по валютным кредитам, выданным банковским сектором, составил немалые по белорусским меркам 983,9 млн. долл. И соответственно дальнейшая девальвация ударит по заемщикам (включая и предприятия), у которых внутренние кредиты сформированы в иностранной валюте.

У девальвации есть и ряд других негативных последствий (усиление девальвационных ожиданий, рост инфляции, удорожание инвестиционного импорта, снижение притока иностранного капитала и др.).

Таким образом, с учетом вышеперечисленных факторов в текущей ситуации в Беларуси вероятность расширения границ установленного валютного коридора, а также резких колебаний валютных курсов является низкой. Тем более что на рынке наличных иностранных валют население продает валюты больше, чем покупает.

При этом уровень рублевых депозитов населения в банковской системе страны уже восстановился и превысил свои докризисные показатели. Так, по состоянию на 1 марта 2010 г. рублевые вклады физических лиц достигли рекордных 8,935 трлн. руб. Отметим, что предыдущий исторический максимум показателя был достигнут 1 ноября 2008 г. – 8,93 трлн. руб.

Иными словами, падение спроса на иностранную валюту и одновременное увеличение рублевых депозитов в банковской системе свидетельствует о постепенном возврате доверия к национальной денежной единице.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе (ближайших нескольких лет) существуют определенные риски, связанные с активным наращиванием совокупного внешнего долга Беларуси, дефицитом текущего счета платежного баланса, относительно невысоким уровнем достаточности золотовалютных резервов, замедлением притока прямых иностранных инвестиций и другими факторами.

Источник: Наше мнение

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family