wrapper

Новости - слайдер на главной

Оценка программ и регулирующего воздействия

Российский бизнес вытесняет белорусских производителей из системы госзакупок

18-06-12-05Белорусские производители уже бьют тревогу. Правительством, Министерством экономики и другими органами государственного управления Беларуси российскому бизнесу созданы более благоприятные условия участия в госзакупках, чем белорусским производителям.

Если тенденция последних месяцев продолжится, то очень скоро российский бизнес легко и непринужденно вытеснит белорусского производителя с его же собственного рынка.

Напомним, что в рамках Таможенного союза субъектам хозяйствования Беларуси России и Казахстана должны быть созданы равные условия работы на любом из рынков трех стран. Это предусматривает в том числе и равные условия участия в госзакупках. Белорусская сторона особенно надеялась на равное участие в системе госзакупок России, которая оперирует миллиардами долларов. Но проникновение на российский рынок госзакупок для многих белорусских производителей еще только в мечтах, при этом свой рынок они уже начали терять. И произошло это при странном содействии белорусской власти.

Потеря госзакупок – потеря стабильности

Госзакупки – это гарантированная стабильность любого бизнеса через получение гарантированного госзаказа и гарантированного дохода. А стабильность белорусского бизнеса – это и стабильность всей экономики. Именно поэтому для белорусского бизнеса и особенно для белорусского производителя в системе госзакупок страны созданы специальные преференции.

Так, согласно разъяснению Министерства экономики, для участника тендера, предлагающего на конкурс товары белорусского производства (а сейчас и товары производства России) применяется преференциальная поправка в размере 15% к цене предложения участника. Если же вышеназванные товары (работы и услуги) произведены организациями общественных объединений инвалидов, то преференциальная поправка применяется в размере 25%. Это значит, что для белорусского или российского производителя цена предложения будет автоматически считаться на 15 или 25% привлекательнее. Благодаря этой поправке белорусские производители и могли на равных конкурировать с зарубежными корпорациями.

Отметим, что отдавая приоритет белорусскому производителю, власти оставляют деньги у себя в стране, поддерживая отечественный бизнес, позволяя ему сохранять рабочие места, платить зарплату сотрудникам, налоги в бюджет и т.д. и т.п. В случае же если мы покупаем продукцию зарубежного производства, мы из своего бюджета платим заработную плату иностранному рабочему, поддерживаем бюджет другого государства.

При создании Таможенного союза Беларусь сознательно пошла на то, чтобы на тех же льготных условиях допустить к системе госзакупок бизнес из России и Казахстана, рассчитывая компенсировать потери рынками этих стран и участием в их системе госзакупках. Но пока получается "как всегда". И дело опять же в том самом разъяснении Минэкономики, а также в постановлении Совета министров №1987 от 20 декабря 2008 года.

Прекрасное поле для коррупции

Как пояснил "Ежедневнику" директор одного крупного госпредприятия, белорусские субъекты хозяйствования действительно сегодня могут на равных участвовать в российских тендерах, проводимых в рамках госзакупок. Но благодаря тому, что российское производство более гибкое и конкурентоспособное, оно пока не уступает белорусам свой рынок. При этом в Беларуси складывается прямо противоположная ситуация.

Так, при осуществлении госзакупок белорусские бюджетные организации руководствуются тем самым постановлением Совмина № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок" и разъяснением Министерства экономики, подписанным заместителем министра Кудасовым и датированным февралем 2012 года.

Постановление ориентирует заказчика на осуществление государственных закупок товаров у производителя или его официального торгового представителя. При этом белорусское законодательство просто не содержит как определений, что понимать под производителем и официальным торговым представителем производителя, так и перечня документов, подтверждающих такой статус. Именно исходя из этого Минэкономики и дало разъяснение, правда, только одного понятия – производителя, почему-то забыв про официального торгового представителя производителя. Это привело к тому, что белорусские бюджетные организации в рамках проведения госзакупок стали самовольно трактовать, что понимать под официальным торговым представителем и какие документы этот представитель должен предоставить на тендер, чтобы подтвердить страну происхождения товара.

Получилось очень занятно. Так, согласно практике нескольких крупных тендеров, которые уже прошли в Беларуси в 2012 году, для резидентов Республики Беларусь установлены довольно жесткие требования доказательств того, что товар был произведен в Беларуси или России, а вот нерезидентам дали практически полную волю. Согласно разъяснению некоторых ведомств, нерезиденту для доказательства того, что товар произведен в России, достаточно просто, чтобы это было указано на упаковке, чтобы паспорт товара был на русском языке или чтобы было официальное письмо производителя, что товар, например, произведен в каком-нибудь городе РФ.

По мнению белорусских производителей, которые уже проиграли несколько крупных тендеров у себя в стране, теперь российский бизнес может без всяких трудов реализовывать на территории Беларуси серый импорт, получая при этом преференции, предусмотренные для госзакупок. Благо сделать тару с надписью "Сделано в Калуге (или в Рязани)" и подготовить письмо какого-нибудь ООО, расположенного в той же Калуге или Рязани не составит труда. При этом не нужно даже подтверждать, что у тебя есть хотя бы какие-то производственные мощности. Прецеденты уже были. Практика пошла. Благодаря ей, белорусских производителей уже начали оттеснять из госзакупок какие-то совершенно непонятные компании с сомнительным по происхождению товаром. При этом для коррупционеров, жирующих на гостендерах, созданы просто тепличные условия. Поскольку не определено, кто подпадает под понятие официального торгового представителя и какие документы он должен предоставить, чтобы подтвердить страну происхождения товара, допустить к тендеру и дать преференциальную поправку можно кому угодно. А учитывая, что российский бизнес очень щедрый для продажных чиновников, в накладе никто не останется, кроме белорусских производителей и самой Беларуси.

 

Автор: Александр Надишин

Источник: Ежедневник

Read more...

Россия на четверть снизит поставки нефти в Беларусь

22-06-12-28В четвертом квартале 2012 года Россия на 26 процентов снизит поставки нефти в Беларусь.

Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в органах государственного управления Беларуси. С чем связано сокращение поставок, предусмотренных планом, не уточняется.

Собеседник агентства уточнил, что график поставок в октябре–декабре оказался на 1,3–1,4 миллиона тонн нефти меньше, чем в предыдущих трех кварталах. В среднем Москва продавала Минску около 5,3–5,4 миллиона тонн каждые три месяца. В последнем квартале она продаст около четырех миллионов тонн — по два миллиона нефтеперерабатывающим заводам «Нафтан» в Витебской области и «Мозырский» (Гомельская область).

План поставки в Беларусь российской нефти был согласован в декабре прошлого года. Предполагается, что Москва полностью обеспечит потребности белорусских НПЗ в сырье. Россия должна поставить Минску до конца года 21,5 миллиона тонн нефти по трубопроводу. Предполагалось, что в случае необходимости Москва поставит еще около двух миллионов тонн сырья железнодорожным транспортом, который дороже нефтепровода.

В настоящее время Россия продает Беларуси нефть и газ со скидкой. 15 декабря 2011 года стороны договорились, что сырье будет экспортироваться без применения таможенных пошлин либо эквивалентных им налогов как с российской, так и с белорусской стороны. При этом объем поставок в 2012 году вырос на 3,5 миллиона тонн. Импортером является белорусская компания ««Белнефтехим», основными продавцами — «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-BP.

 

Источник: РИА Новости

Read more...

Почему в интернет-магазинах не покупают белорусские товары

31-05-12-02В интернет-магазинах не стоит искать белорусскую продукцию.

Почему сложилась такая ситуация, выясняло интернет-издание «Завтра твоей страны».

Попытка корреспондента «Завтра твоей страны» заказать в четырех интернет-магазинах пылесос «Витязь» не увенчалась успехом. Этого товара просто не оказалось в списке предлагаемых.

Один из менеджеров пояснил: торговать белорусским невыгодно.

— Спрос на белорусский товар снижен. Это связано с его сомнительным качеством, — считает специалист.

Импортный товар в интернет-магазине может стоить столько же, как и белорусский и даже дешевле, уверяют представители электронного бизнеса. И вправду если импортный плазменный телевизор «Samsung» LE 32 E 420 в обычных точках торговли стоит 3 млн 587 тысяч рублей, то в интернет-магазине даже с учетом доставки его, например, в райцентр — 3 млн 472 тысячи рублей.

Впрочем, если речь идет об отечественном товаре, который все же присутствует в интернет-ассортименте, то есть смысл сначала внимательно изучить ценники в магазине по соседству с домом. Например, микроволновая печь «Horizont» в Вилейке обойдется дешевле, чем в интернет-магазине с учетом доставки. Если в местном магазине она стоит примерно 902 тысяч рублей, то электронная торговля предлагает этот товар по цене от 824 тысяч рублей (плюс 130 тысяч рублей за доставку) до 920 тысяч рублей (плюс 30 тысяч рублей за доставку).

Интернет-магазинам очень сложно договориться о поставках товара с отечественными производителями, которые не стремятся расширять каналы сбыта.

— Поставщик отправляет определенную партию товара, при этом не рассчитывает на то, что спрос может быть повышен, не отслеживает, какие модели предпочитает клиент. А интернет-магазинам чаще приходится продавать остаточный товар, — говорит заместитель директора компании «Бизнес-альянс информационных систем» Дмитрий Филюта.

Он обращает внимание на то, что белорусский производитель с трудом подстраивается под меняющиеся условия бизнеса, он менее гибок, чем коммерческие структуры.

— Кроме того, сложно решаются вопросы с кредитованием, отсрочкой платежа, слабо развита маркетинговая и рекламная политика белорусского бренда да и внешний вид продукции не меняется годами, — поясняет эксперт.

Для улучшения ситуации Дмитрий Филюта предлагает отечественным производителям изменить подходы к маркетинговой и рекламной политике.

В провинции относятся к электронной торговле настороженно

— В основном, электронный бизнес развивается в столице. Региональный житель выходит на интернет-магазин по информации от знакомых. Это связано с неполноценным использованием в малых городах такого ресурса, как интернет, — считает заместитель директора компании «Бизнес-альянс информационных систем» Дмитрий Филюта.

По мнению эксперта, серьезным фактором развития электронной торговли в регионах является ассортимент товара. Прежде всего, клиента интересует разнообразие моделей, поскольку в «глубинке» выбор весьма ограничен.

— Ассортимент товара в интернет-магазинах раз в десять шире, — утверждает Дмитрий Филюта. — Как правило, у нас не заказывают те марки и бренды, которые есть на месте.

Наибольшим спросом у жителей регионов пользуются бытовая техника, предметы интерьера и аксессуары.

Стоимость нередко становится решающим фактором при выборе товара. И если в интернет-магазине цена завышена, людям проще отправиться за покупкой в Минск или любой крупный город.

Однако, как выяснилось, во время опроса жителей Вилейки, если даже цена клиента устраивает, это не всегда означает, что он получит товар. Мария Михаленок заказала в интернет-магазине морозильник на семь камер фирмы «Indesit». В магазинах города этот товар на тот момент был в дефиците и обошелся бы ей на 300 тысяч рублей дороже. В интернет-магазине заверили: товар привезут через неделю со дня заказа.

— Спустя неделю представители магазина сообщили, что товар не влез в машину, а еще через неделю — об отсутствии заказанного на складе, — прошел месяц, а Мария так и не получила морозильник. Его пришлось купить в местном магазине.

Клиенты из «глубинки» чаще, чем столичные, сомневаются в гарантийности продукции в системе электронного бизнеса. В магазинах города покупателю проще обменять товар. Ведь поскольку офисы интернет-магазинов находятся в Минске, то покупку можно заменить лишь в день приезда транспорта при очередной доставке заказа.

В случае возникших проблем с товаром специалисты интернет-магазина просят клиентов описать поломку в письменной форме и выслать по электронной почте, но чаще те просто звонят в офис и лаконично заявляют: «Техника не работает». По приезду специалистов обнаруживается мелкая неисправность, которую покупатель мог устранить самостоятельно.

 

Источник: BEL.BIZ

Read more...

Национальный банк Беларуси зря пытается остановить возросший спрос на иностранную валюту

06-04-12-06Чем ближе дата выборов в Национальное собрание Беларуси, тем активнее население страны приобретает валюту. При этом каких-либо веских причин ожидать девальвацию сразу после выборов нет, но люди привыкли действовать исходя из своего прежнего опыта.

В таких условиях Национальный банк, похоже, решил успокоить население, в связи с чем председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова 12 сентября провела беседу с журналистами, в которой она затронула и проблему возможной девальвации.

Надежда Ермакова заявила, что какой-то разовой девальвации не будет, она не просматривается, в этом нет необходимости. Но возможность плавной девальвации она не исключила. Надежда Ермакова отметила, что, анализируя приток валюты в страну и ее отток, Национальный банк видит, что каких-то существенных изменений не будет, и указала, что на счетах предприятий накопились огромные суммы денег, порядка 4 млрд. USD в депозитах, да и на счетах населения имеется много валюты.

Она также сообщила, что эмиссионного кредитования экономики в 2013 году не будет, Беларусь ожидает поступление четвертого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС до конца года, а также в настоящее время обсуждается возобновление переговоров с Международным валютным фондом.

Все это по идее должно было бы успокоить население, но вряд ли окажет какой-либо эффект. Люди помнят, что и перед предыдущими девальвациями белорусского рубля высшие государственные чиновники Беларуси говорили, что никаких проблем в экономике и финансах Беларуси нет, и в резком ослаблении рубля нет необходимости.

Но население обращает внимание не на слова, а на действия: динамику курса доллара, очереди в обменниках и наличие там валюты, рост зарплаты. Поэтому, чтобы успокоить население Нацбанку надо держать стабильным курс белорусского рубля и заботиться о поставках валюты в обменные пункты. И делать это надо долго - годы, а не день-два или пару месяцев.

А тут Нацбанк подкачал, зачем-то допустив в августе довольно значительное ослаблении курса белорусского рубля по отношению к доллару. Это было сделано очень не вовремя, и, возможно, является одной из основных причин роста спроса на валюту в сентябре помимо приближающихся выборов. Никакими разговорами население сейчас не успокоить.

То есть, нынешнюю ситуацию нужно просто пережить, спокойно продавая населению валюту, которую оно все равно принесет обратно в банки, если, разумеется, Нацбанк и правительство в дальнейшем не будут предпринимать каких-либо резких действий на финансовом рынке.

 

Источник: BEL.BIZ

Read more...

Развитие логистической отрасли в Беларуси набирает обороты

29-09-12О том, что географическое положение Беларуси с точки зрения транзита сулит большую экономическую выгоду, в нашей стране основательно задумались относительно недавно – в 2007 году, когда на самом верху всерьез заговорили о логистике. И в 2008-м появилась разработанная Национальной Академией наук и утвержденная Советом Министров Программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года. Согласно ей,  в стране должны появиться не только логистические центры, но и условия для их функционирования. Однако, отрасль сталкивается с огромным количеством проблем,  начиная от отсутствия законодательной базы в сфере логистики и заканчивая непониманием ее сути.

Как говорят представители логистических компаний, у каждого руководителя – свое представление о логистике. Для одних это – транспорт, для других – склад, и лишь наиболее продвинутые директора сочетают эти понятия. «Существуют тысячи определений логистики, – объясняет Максим Губский, магистр экономики, преподаватель Академии управления при Президенте Беларуси. – Однако за всеми ими стоит одно и то же – управление потоковыми процессами в экономике».

Впрочем, как говорят наши эксперты, консерватизм директората – не главная проблема.

Одна из белорусских компаний, производящая напитки, не так давно попробовала отдать свою логистику на аутсорсинг. Согласно ее требованиям, в день было необходимо развозить потребителям – от мелких магазинчиков в деревнях и до гипермаркетов – по 6 тыс. бутылок. Но логистических компаний, желающих заключить такой договор, в Беларуси… не нашлось. Отечественные ТЛЦ пока не в состоянии оказывать полный объем логистических услуг. И это далеко не все проблемы.

Тем не менее участники рынка логистических услуг утверждают, что рост рынка возможен. В первую очередь, за счет внутренней логистики – обеспечения собственных торговых сетей. Когда крупные компании приходят на рынок, они сразу же ищут оператора, который смог бы предоставлять им подобные услуги. Значит, вокруг всех больших городов должны появиться логистические центры, куда свозятся все товары, которые потом распределяются по торговым сетям – так называемые кросс-докинговые терминалы. В России, Литве и Украине ТЛЦ есть уже почти возле каждого более-менее крупного населенного пункта. Второй акцент можно сделать на растаможке грузов, но для этого государству придется разрешить логистическим центрам открывать собственные пункты таможенного оформления.

Вопрос – сколько все-таки логистических центров появится у нас до 2015 года – остается открытым. Но в Европе подсчитали, что один крупный ТЛЦ может обслуживать территорию в радиусе 650 км. Т.е., теоретически в Беларуси и вовсе может работать один центр. Но, как считают эксперты «Дела», 10 центров площадью 50 тыс. кв. м. каждый смогут полностью обеспечить потребности и транзитного грузопотока, и внешнего  рынка.

Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как распознать угрозу возможной девальвации белорусского рубля.

 

Источник: Дело

 

Read more...

Беларусь сворачивает растворительный бизнес

01-11-01Объемы бизнеса, который обеспечил положительное сальдо торгового баланса Беларуси, уменьшаются. В июле, по информации интернет-газеты Naviny.by, экспортные поставки растворителей и разбавителей упали до самого низкого в этом году уровня. Помимо этого в июле также до минимальной отметки снизился и профицит торгового баланса.

Последствия приезда Медведева в Минск

Снижение экспорта растворителей и разбавителей эксперты объясняют тем, что российские компании стали отказываться от поставок в Беларусь нафты – сырья для производства растворителей и разбавителей.

Напомним, что 18 июля в Минск приезжал российский премьер-министр Дмитрий Медведев, который сообщил, что будет проведено расследование ситуации вокруг растворительно-разбавительного бизнеса Беларуси.

В случае, добавил он, если будут выявлены нарушения, то лица, допустившие их, «должны будут понести ответственность, а экономические интересы должны быть восстановлены».

Через считанные дни после этого заявления в разных источниках появилась информация, что российские компании (в третьей декаде июля) перестали поставлять в Беларусь нафту – сырье для производства белорусских растворителей и разбавителей.

Как результат, в июле, по информации интернет-газеты Naviny.by, экспортные поставки растворителей и разбавителей уменьшились по сравнению с июньскими почти на 20%! А если брать по сравнению с маем, в котором поднялась шумиха вокруг этой темы, поставки и вовсе сократились почти на треть.


В августе картина для Беларуси позитивнее не стала. «Российские компании, которые ранее поставляли в вашу страну крупные объемы нафты, в августе продавали это сырье, минуя Беларусь», -- рассказал Naviny.by информированный московский эксперт. Поведение трейдеров он объяснил реакцией российских поставщиков на июльское заявление Медведева. Таким образом, можно предполагать, что растворительно-разбавительный бизнес Беларуси из-за сырьевых проблем будет идти на убыль.

В Москве многие считают, что Беларусь кратно в 2012 году увеличила экспорт растворителей и разбавителей, чтобы под их видом поставлять на внешние рынки нефтепродукты и не уплачивать при этом пошлину в российский бюджет. Доказательства, что это не так, официальные лица Беларуси до сих пор не смогли представить общественности.

Эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов считает закономерным тот факт, что объемы растворительно-разбавительного бизнеса Беларуси снижаются.

«Увязывать устойчивость всей экономики от такого рода сомнительных схем недопустимо. Если белорусское правительство считало, что этот бизнес будет существовать длительное время, можно только удивляться таким взглядам», -- подчеркивает Сергей Агибалов.

Угроза для профицита

Показательно, что наряду со снижением поставок растворителей и разбавителей в июле существенно уменьшился профицит внешней торговли товарами. Если в июне он составил 322,5 млн. долларов, то в июле только 156,2 млн. долларов.


Произошедшие изменения закономерны. В январе-июле профицит внешней торговли товарами составил 2 млрд. 13,8 млн. долларов. При этом экспорт растворителей и разбавителей внес решающий вклад в формирование положительного сальдо торгового баланса Беларуси. В январе-июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспортные поставки растворителей и разбавителей увеличились на 2,17 млрд. долларов.

Соответственно, сворачивание растворительно-разбавительного бизнеса будет неизбежно вести к снижению профицита внешней торговли. О чем, кстати, красноречиво свидетельствует август.

Однако главная проблема в другом: этот год наглядно показывает, что драйверами белорусского экспорта является узкая группа товаров, имеющая нефтяную природу.

К слову: в январе-июле прирост белорусского экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 6,4 млрд. долларов, при этом три товарные позиции (нефтепродукты, растворители и разбавители, смазочные материалы) обеспечили более 90% прироста экспорта. Вклад остальных товаров в прирост белорусского экспорта составил в январе-июле менее 8%.

Таким образом, возможности отечественной экономики генерировать более высокие поступления валютной выручки на основе увеличения экспорта промышленных товаров весьма ограничены. И это достаточно тревожно, поскольку в случае полного сворачивания растворительно-разбавительного бизнеса удержать сальдо торгового баланса в положительной области будет сложно. И это может стать большой проблемой. Если в 2013-м платить за импорт мы будем больше, чем получать от экспорта, погашать долг (более $3 млрд.) перед внешними кредиторами будет, мягко говоря, некомфортно.

Автор: Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости


 

Read more...

Найдутся ли покупатели на миллион белорусских мобильников

01-03-12-04Министерство торговли Беларуси актуализировало перечень потребительских товаров, рекомендуемых к производству в стране. Cамым заметным изменением стала рекомендация к потенциальному производителю мобильников на территории Беларуси: вместо предлагаемых ранее объемов в 100 тысяч телефонов теперь Минторгу видится оптимальным создание производства с производительностью в десять раз больше — 1 миллион штук.

Внесены и некоторые изменения в основные потребительские характеристики, которые, по мнению составителей перечня, отвечают потребностям белорусских пользователей этой техники. Если раньше от будущего производителя белорусских мобильников требовались «современный дизайн, высокие технические характеристики и функциональные возможности (фото, видео, радио, интернет, МР3-плейер, сменные карты памяти, 2 SIM-карты), широкий модельный ряд», то теперь предлагается ограничиться следующим набором: «высокие технические характеристики и функциональные возможности, современный дизайн, широкий модельный ряд».

Всего в перечень товаров, предлагаемых для освоения производства в 2013 году, включено 302 товарные позиции, в том числе: продовольственных товаров — 10, непродовольственных — 292. Актуальным для Минторга до сих пор является производство в Беларуси 20 тысяч легковых автомобилей «высокой конкурентоспособности (в том числе по ценовому фактору) по отношению к пользующимся высоким спросом моделям зарубежных производителей, современного дизайна, с высокими эксплуатационными характеристиками, экономичные, надежные».

По сравнению с предыдущим вариантом непродовольственный список сократился примерно на двадцать позиций, продовольственный — на семь.

Сократились и объемы ориентировочной потребности по некоторым товарам. Например, теперь необходимо производство не 40 тысяч тонн стиральных моющих средств, а 20 тысяч тонн в год.

Перечень Минторга теперь состоит из двух групп. Первая (объединяет 139 позиций) —товары, производство которых осуществляется в стране, но в недостаточном количестве и ассортименте, или которые не полностью удовлетворяют спрос по отдельным параметрам (свойствам). Вторая (163 позиции) — товары, которые не производятся в стране.

Что еще рекомендуется производить в Беларуси в 2013 году?

Товар

Количество, штук

Обувь мужская, женская, для молодежи, подростков и детей кожаная

10 млн (пар)

Расчески и щетки массажные в ассортименте

10 млн

Заколки, обручи, резинки для волос

10 млн

Элементы питания, аккумуляторные батареи для бытовой техники

10 млн

Бумага обойная и аналогичные стеновые покрытия из бумаги, покрытой с лицевой стороны слоем пластмассы

10 млн (условных кусков)

Узлы пишущие в ассортименте

10 млн

Зажимы для бумаг

10 млн

Папки пластиковые

10 млн

Замочно-скобяные изделия

6 млн

Зажигалки

6 млн

Энергосберегающие

люминесцентные лампы

5 млн

Ручки

5 млн

Иглы для шитья вручную, для швейных машин (поштучно и в наборах)

5 млн

Карандаши цветные, в том числе двухцветные

5 млн

Карандаши чернографитные

5 млн

Фломастеры в наборах

5 млн

Маркеры, в том числе выделители текста

5 млн

Скобы к степлерам

5 млн

Елочные украшения

5 млн

 

 

Автор: Алексей Тополько

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Что ждет белорусских производителей авто в ЕЭП

28-08-12-08Переживания автолюбителей по поводу введения утилизационного сбора с автомобилей после вступления России в ВТО – ничто в сравнении с масштабами угроз белорусской промышлености.

В разгар лета и сезона отпусков Государственная Дума России приняла а президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 бюджетного кодекса Российской Федерации". Закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года. Эта дата может стать поворотной в судьбе Таможенного союза и Единого экономического пространства, пишет на портале TUT.BY директор "Агентства Деловых Связей" Валентин Лопан.

Фактически (а не формально) оба этих образования с указанной даты перестают соответствовать провозглашенным при их создании целям.

Сразу же, в июле 2012 года, пресса оперативно отреагировала на появление поправок в новом законе и последовавшую за ними публикацию проекта постановления российского правительства. Однако эта реакция в основном касалась расчетов цен на легковые автомобили после вступления России в ВТО и введения утилизационного сбора для компенсации этого снижения ввозных таможенных пошлин.

Не осталось без внимания журналистов и появление специальных таможенных пошлин на транспортные средства, ввозимые на территории Беларуси и Казахстана. Фактически участники Таможенного союза отказались от единого таможенного тарифа. Перефразируя выражение известного революционера начала 20-го века, можно сказать: "Тва тарифа – две территории!".

Внимательное прочтение Федерального Закона и проекта постановления российского правительства с позиций белорусского (или казахского) производителя транспортных средств вызывает серьезные опасения за судьбу отечественного автопрома и связанных с ним отраслей промышленности.

Законное уравнение

Федеральный закон устанавливает, что плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые: "осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации..."

Эти формулировки создают видимость равенства перед утилизационным сбором всех причастных к автомобильному бизнесу: импортеров (включая "белорусов" и "казахов") и российских производителей.

Более того, закон для белорусских и казахских организаций делает специальное исключение из общего правила. Если транспортные средства из этих стран имеет статус товаров Таможенного союза, то в отношении их утилизационный сбор не уплачивается. Здорово! Однако…

Закон несколько раз отсылает за подробностями к Правительству Российской Федерации. В том числе в отношении освобождения транспортных средств из Беларуси и Казахстана от уплаты утилизационного сбора. Утилизационный сбор "не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации".

Правительство – от слова "править"

Все эти условия сформулированы в проекте "Положения об утилизационном сборе", подготовленном Правительством РФ. Проект этот официально обнародован. Если положение будет утверждено в таком виде, о равенстве белорусских, казахских и российских игроков "общего рынка" останутся одни воспоминания.

Хотя на первый взгляд в Положении тоже декларируется "равенство" производителей транспортных средств трех стран Таможенного союза.

В п.23 указанного Положения говорится, что "Утилизационный сбор не уплачивается при ввозе в Российскую Федерацию из Республики Беларусь или Республики Казахстан транспортных средств, имеющих статус товаров Таможенного союза, … произведенных в Республике Беларусь или Республике Казахстан на условиях, эквивалентных обязательствам, принимаемым на себя организациями-изготовителями в соответствии с настоящим Положением, и подтверждения уполномоченными органами Республики Беларусь и Республики Казахстан соблюдения указанных условий".

Обязательства эти означают "обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты данными транспортными средствами своих потребительских свойств".

Обязательства (о них чуть ниже) могут принять на себя не все производители, а только те, которые соответствуют определенным в п.27 трем условиям: 1) быть юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации; 2) иметь право наносить собственный VIN код; 3) быть производителем транспортных средств.

Норму Положения о регистрации в России для белорусских и казахских производителей можно считать досадным и легко устранимым недоразумением. А вот с третьим условием (осуществлять производство транспортных средств), которое очень подробно расшифровано в Положении, не все так просто.

Вари и крась!

Для каждой категории транспортных средств из Технического регламента Российской Федерации определена глубина собственного производства. В основном это касается требований по сварке и окраске кабины (кузова).

Для автомобилей и автобусов МАЗ на пути подачи "прошения" о принятии обязательств по безопасному обращению с отходами преград вроде нет. А вот, например, для Могилевского филиала ОАО "МАЗ" ("Могилевтрансмаш") и ему подобных предприятий, которые ставят на шасси МАЗ крановые установки и другие специальные надстройки (в том числе грузовые) такие преграды есть. Шасси должны быть собраны в России, а лонжероны их рам должны быть произведены тоже в России. Известно, что лонжероны рам для МАЗа штампуют в Жодино, МЗКТ гнет их сам на оборудовании с лазерным контролем точности, МАЗ-МАН тоже перешел на собственное производство лонжеронов и рам.

Не получится уйти от уплаты утилизационного сбора и тем белорусским производителям, которые сами не сваривают и не красят кабину. А это МЗКТ и МАЗ-МАН. Они покупают кабины у МАЗа. МЗКТ осваивает собственное производство кабин для гражданской техники, но технология не включает в себя сварку. Кабина стеклопластиковая на трубчатом каркасе. Это же касается кузовов некоторых моделей автобусов МАЗ.

Это что касалось тяжелого класса грузовиков. Кузовные и прочие ателье и заводы, которые ставят на готовые шасси более легкого класса грузовые и другие надстройки (самым заметным из них белорусским производителем является "МАЗ-Купава") тоже придется учесть, что теперь шасси должны быть с кабинами российского производства. Иначе – платите утилизационный сбор.

Если представить, что все эти препятствия белорусы и казахи как-то (как?) преодолеют и смогут принять на себя "обязательства по безопасному обращению с отходами", то их ждет еще более интересная история.

Плати или… плати!

Эта история красочно описана в п.31 Положения, которое четко указывает, что производители "за свой счет: организует пункты приема утративших свои потребительские свойства транспортных средств от их собственника (владельца) на территории каждого субъекта Российской Федерации, а также в каждом поселении, городском округе с численностью населения пятьсот тысяч человек и более…".

К счастью, разрешено привлекать своеобразных "дилеров" по утилизации. Но потратиться придется. Сказано ведь "за свой счет"! Если учесть то, как белорусские производители справляются с поставленной еще правительством Сидорского задачей по созданию собственных товаропроводящих сетей,

то можно легко спрогнозировать результаты формирования сети пунктов приема автохлама.

Но чтобы они не расслаблялись, Положение обязывает их раз в год отправляться в командировку в Москву в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с отчетом о ходе формирования сети пунктов приема автоутиля. Чуть что не так (зашел, занес и пр.) – можно вылететь из реестра и получать паспорта транспортных средств только путем оплаты утилизационного сбора.

Оплачивать придется не только затраты по созданию таких пунктов, но и их функционирование. В частности, платить за доставку автомобиля от его владельца к пункту приема. Причем денег с автовладельца брать за услуги нельзя.

Но как же российские коллеги-конкуренты белорусских и казахских (их пока нет) производителей транспортных средств при их лобби в московских кабинетах самого высокого уровня допустили принятие такого закона и Положения? Их же утилизация тоже касается!

Утилизация российских производителей касается, но "другим боком". Для ОАО "КАМАЗ" и "Группы ГАЗ" это в большей степени маркетинговый ход по схеме trade-in, чем новая "обязаловка". "Группа ГАЗ" уже стартовала даже в Беларуси с собственной программой утилизации. КАМАЗ тоже о ней поговаривает.

Кроме того, КАМАЗ заслуженно гордится доставшейся ему в наследство с советских времен фирменной сервисной сетью. На сайте КАМАЗа истории ОАО "Камазтехобслуживание" посвящена целая страница. В частности, указано, что "За период работы Общества по оптимизации деятельности Автоцентров сохранено 86 собственных производственных баз, оснащенных оборудованием, 28 арендованных баз с собственным оборудованием, мощности в объеме сервисных услуг до 600 млнруб. в год". Это означает, что КАМАЗу осталось только оформить для своих СТО лицензии на работу с отходами.

Российские производители (и это указано в Положении) могут помимо прочего претендовать на компенсацию своих затрат на утилизацию из федерального бюджета.

О программе утилизации грузовиков в России с компенсацией из государственного бюджета много говорили в период кризиса и спада на рынке. На 2012 год даже намечался старт программы. Но сейчас рынок на подъеме и смысла в ней нет. Но это не означает, что такой смысл не появится в будущем…

Что в итоге?

С 1 сентября 2012 года:

1) Для импортеров транспортных средств в Россию из стран, не входящих в Таможенный союз, ничего не изменится. Пошлины снизятся из-за вступления России в ВТО, но снижение их будет компенсировано утилизационным сбором. При этом продажи европейских производителей растут.

2) Для тех производителей из Беларуси и Казахстана, которые не могут взять на себя обязательства по обращению с отходами по формальным условиям Положения, появится своеобразная "пошлина" на границе Российской Федерации в виде уплаты утилизационного сбора с неизбежным удорожанием продукции для конечного потребителя.

3) Для производителей из Беларуси и Казахстана, которые соответствуют требованиям Положения, появится выбор: платить утилизационный сбор на границе Российской Федерации или начинать тратить деньги на организацию пунктов приема старых машин во всех регионах России.

4) Для российских производителей транспортных средств потребуются организационные усилия по оформлению документов для обращения с отработавшими свой срок автомобилями на существующих фирменных СТО и в сбытовых организациях. При этом всегда будет перспектива получить компенсацию из федерального бюджета.

5) Зарубежные производители, организовавшие промышленную сборку в России, встанут перед той же дилеммой, что и белорусские или казахские производители (см.п.3).

6) Белорусским предприятиям, которые импортируют или планируют импорт шасси или автомобилей зарубежного производства и дооборудуют их надстройками с прицелом на объединенный рынок стран Таможенного союза, придется отказаться от своих планов.

Если учесть, что в Казахстане нет производителей транспортных средств, то новации касаются главным образом предприятий из Беларуси. Из них. в основном, ОАО "МАЗ". По категоричности, с которой менеджеры МАЗа отказываются комментировать хоть что-нибудь на тему утилизационного сбора, можно судить, что у них не просто озабоченность, а нечто большее. Как сказал один из собеседников автора статьи, имеющий отношение к автопрому, "договорятся быстро, если МАЗ догадается, чего от него хотят".

 

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family