wrapper

Новости - слайдер на главной

Финансы Беларуси

Финансы Беларуси (277)

Среди европейских стран с почти 10-ти миллионным населением Беларусь предпоследняя по показателю ВВП

GDP13Сравнение европейских стран с примерно такой же численностью населения, как в Беларуси (плюс-минус 2 млн. чел.) по показателю ВВП в абсолютном измерении. Данные Всемирного Банка, заканчиваются 2009 годом.

Read more...

Для работников ПВТ не будут повышать подоходный налог

Правительство Беларуси приняло решение о сохранении действующих условий работы Парка высоких технологий в части налогообложения доходов резидентов и нерезидентов этого парка, сообщает пресс-служба правительства.

2015.03.27-06Речь идет о рассматриваемом в последнее время вопросе об увеличении для ПВТ ставки подоходного налога с 9% до 10%. "Основное влияние на принятие такого решения оказали отдельные результаты работы парка, которые подтверждают правильно выбранное направление его развития. Среди таких следует отметить объем поступлений подоходного налога на одного работника (в три раза больше, чем в среднем по республике), а также увеличение в 2014 году общей суммы отчислений этого налога по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза", - сообщает пресс-служба.

Вместе с тем правительство ожидает от ПВТ более интенсивного развития и соответствующего вклада в экономику страны с учетом задач, поставленных главой государства, и решения о расширении его видов деятельности, отметили в пресс-службе. 

Напомним, ранее Министерство финансов 
подготовило проект декрета президента, предусматривающий повышение ставки подоходного налога с 9% до 10% для работников резидентов ПВТ, а также увеличение в 3 раза базы для исчисления обязательных страховых взносов. Проект, вносящий изменения в декрет от 22 сентября 2005 года № 12 "О Парке высоких технологий", был подготовлен "в целях совершенствования законодательства о государственном социальном страховании, усиления социальных гарантий работников резидентов ПВТ и выравнивания условий налогообложения доходов физлиц".
 

Через некоторое время стало известно, что администрации ПВТ 
удалось отстоять часть льгот и взносы в ФСЗН было решено не увеличивать.

Источник:
TUT.BY


Read more...

Raiffeisen: Рост ВВП Беларуси в 2015 году будет нулевым

05-02-15-18Аналитики австрийской банковской группы Raiffeisen, которой принадлежит один из крупнейших в Беларуси банков, ожидают в 2015 году нулевой рост белорусской экономики.

По оценкам исследовательского подразделения банковской группы Raiffeisen Research, рост ВВП Беларуси в нынешнем году составит 0%, а инфляция сложится на уровне 18%.

Рост номинальной заработной платы прогнозируется на уровне 15%, дефицит счета текущих операций составит 5,9% ВВП. Международные резервные активы, как ожидается, не изменятся по сравнению с началом этого года и по итогам 2015-го составят 5,1 млрд. долларов.

Напомним, в 2014 году рост ВВП Беларуси сложился на уровне вдвое ниже прогнозируемого (вместо официально прогнозируемых 3,3% экономический рост составил 1,6%).

Низкие темпы экономического роста в Беларуси в 2014 году эксперты объясняют ситуацией в России, ВВП которой в результате действия западных санкций и падающих мировых цен на нефть стал снижаться.

Согласно январскому прогнозу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ВВП России в 2015 году может снизиться на 5%. На этом фоне ЕБРР ухудшил прогноз роста белорусской экономики: вместо ранее прогнозируемого роста ВВП на 0,5% теперь аналитики банка ожидают падение на 1,5%.

Между тем, белорусские власти утвердили на 2015 год прогноз по росту ВВП на уровне 0,2—0,7%.

Эксперты белорусского Исследовательского центра ИПМ в своем макроэкономическом прогнозе отмечают, что «дальнейшее ухудшение внешней среды, новые шоки на внутреннем рынке и отсутствие доступа к финансированию» могут поставить под сомнение возможность достижения даже скромных темпов экономического роста в 2015 году.

Следует отметить, что ранее белорусские власти планировали на текущую пятилетку (2011—2015 гг.) рост ВВП на уровне 62—68%. Для выполнения этого показателя темпы экономического роста в Беларуси должны составлять не менее 10% в год.

Фактические темпы экономического роста в нынешней пятилетке складывались так: 2011 год — 5,5%, 2012 — 1,7%, 2013— 0,9%, 2014 — 1,6%.

 

Источник: БелаПАН


Read more...

Эксперт: Белорусский рубль должен девальвироваться быстрее, чем российский

26-01-15-31Экономист Борис Желиба рассказал «Салідарнасці», как можно достигнуть равновесного соотношения белоруской и российской валют, и что этому мешает.

Во вторник, 27 января, представитель белорусского филиала одного из крупных российских банков сделал прогноз: белорусский рубль продолжит ослабляться до тех пор, пока не достигнет такого же соотношения с российским рублем, которое существовало до девальвации нацвалют в Беларуси и РФ.

Доктор экономических наук, профессор Борис Желиба в комментарии «Салідарнасці» подчеркнул, что равновесное соотношение белорусской и российской валют необходимо для поддержания нашего экспорта в Россию.

— Для этого белорусский рубль должен девальвироваться быстрее, чем российский, — объяснил эксперт.

По мнению экономиста не обязательно стремиться вернуться к прежнему курсу в 290 белорусских рублей за российский рубль.

— Равновесный курс будет достигнут, когда на торговых сессиях на бирже не понадобится больше вмешательство Нацбанка, и курс будет формироваться на основе соотношения спроса и предложения. Пока что cпрос превышает предложение в полтора, а то и в два раза.

По мнению экономиста, влияние на соотношение спроса и предложения оказывает ряд внутренних и внешних факторов:

— Каким будет наш экспорт, какой будет эмиссия рубля, как скоро достигнет дна цена на нефть, когда закончится российско-украинский конфликт и, соответственно, будут ослаблены или сняты санкции с России.

Борис Желиба считает, что для достижения равновесного соотношения валют экономические власти должны увеличить объемы экспорта, одновременно расширив его направления, не ограничиваясь российским рынком.

— Если говорить об экспорте на Запад, то нужно подумать, что мы может продавать туда, кроме нефтепродуктов и калийной соли.

Экономист считает, что власти должны изменить эмиссионную политику, отказавшись от нерыночных методов — выделения субсидий предприятиям, обеспечения их льготными кредитами.

— Все это нужно делать, но пока что у властей плохо получается. Думаю, что вскоре нас ждет встреча Лукашенко с Путиным, на которой будет озвучен вопрос об очередном российском кредите для Беларуси, — подчеркнул экономист.

 

Автор: Кирилл Иванов

Источник: Салiдарнасць

 

Read more...

Банки будут продавать в обменниках всю валюту, купленную на бирже

Почти месяц, с конца декабря прошлого года, обменные пункты банков работали с оборота: то есть, купить можно было только ту валюту, которую сдали клиенты. Но 26 января Нацбанк принял постановление, по которому в обменниках будет продаваться и та валюта, которую банки покупают на бирже. Эту информацию FINANCE.TUT.BY подтвердили в нескольких коммерческих банках.

Как следует из текста документа, банкам можно "осуществлять продажу в полном объеме иностранной валюты, купленной банками за счет собственных средств на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", а также у физических лиц".

В Национальном банке постановление не комментируют.

Банки будут продавать в обменниках всю валюту, купленную на бирже"По сути, это значит, что банки должны приобретать на бирже валюту только для продажи населению, а не для подкрепления своей валютной позиции. Речь идет как о наличном рынке, так и об операциях по пластиковым карточкам, а также для пополнения валютных счетов белорусскими рублями. Эта мера позволит удовлетворить спрос на наличном и безналичном рынке, - прокомментировал топ-менеджер одного из коммерческих банков. - Могу сказать, что заявки банков на покупку валюты на бирже удовлетворяются в полном объеме".

Нужно отметить, что ситуация с валютой в обменных пунктах Минска в последние дни улучшилась.

"Во вторник в обменном пункте Идея Банка в торговом центре на Уманской мне свободно предложили купить 400 долларов, а в МТБанке - 500 долларов", - рассказывает минчанка Анна.

"Можете прямо сейчас купить любую сумму - и 1000, и 1500", - заверила кассир в обменнике возле ЦУМа вечером во вторник, 27 января.

"Разумеется, может быть такое, что в какой-то конкретный момент в каком-то обменном пункте не будет валюты, - признает сотрудник коммерческого банка. - Но проблема не носит такого сложного характера, как это было накануне Нового года".

В банках уточняют, что пока что население по-прежнему больше покупает валюты, чем сдает.

"Сколько именно валюты приобретать на бирже, каждый банк решает самостоятельно, исходя из своих потребностей, - рассказывает сотрудник еще одного коммерческого банка. - Никаких ограничений и рекомендаций со стороны регулятора на этот счет нет. Но при этом валюта на бирже покупается в том объеме, который нужен банку именно для продажи населению. То есть, если банк, например, в день продает по всем операциям 1,5 миллиона долларов, то эту сумму он и купит на бирже".

Напомним, на этой неделе большинство белорусских банков улучшили условия по расчетам рублевыми карточками за границей. В некоторых случаях существенно увеличились лимиты, а в некоторых - от ограничений вовсе отказались. Также банки частично восстановили возможность расчетов рублевыми карточками в интернете и начали пополнять валютой банкоматы.

http://finance.tut.by

Read more...

Нацбанк пока не снизит норматив продажи валютной выручки для экспортеров

Нацбанк пока не снизит норматив продажи валютной выручки для экспортеровНацбанк Беларуси пока не планирует снижать норматив продажи валютной выручки, а вот ограничение по приросту кредитного портфеля планируется убрать, отмечено в сообщении регулятора.

Норму обязательной продажи валютной выручки Нацбанк увеличил до 50% с прежних 30% в конце прошлого года. "В целях поддержания размера гарантированного предложения иностранной валюты на бирже в I квартале 2015 г. снижение размера обязательной продажи не планируется. Правительство и Национальный банк вернутся к рассмотрению данного вопроса во II квартале 2015 г.", - отметили в НББ.

При этом еще в первом квартале планируется рассмотреть вопрос о снятии запрета на осуществление покупки-продажи иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке.

Среди антикризисных мер Нацбанка было также ограничение прироста кредитного портфеля: до 1 февраля банкам рекомендовали не наращивать кредитный портфель. Продлевать действие нормы после 1 февраля Нацбанк не планирует. "Вместе с тем предложение денег в экономике будет ограничиваться инструментами монетарной политики таким образом, чтобы объемы кредитования не нарушали макроэкономическую сбалансированность и финансовую стабильность. В целом за 2015 год прирост требований банков к экономике прогнозируется в пределах 17–22% в зависимости от развития ситуации", - отмечено в сообщении регулятора.

Нацбанк отметил, что кредитование государственных программ в нынешнем году будет осуществляться через специально созданный для этих целей институт – Банк развития. "Коммерческое кредитование будет осуществляться банками. Но ресурсы будут направляться исключительно на финансирование эффективных проектов, с высокой отдачей. Этому вопросу Национальный банк будет уделять особое внимание", - говорится в сообщении.

http://news.tut.by

Read more...

Пополнять ЗВР нужно не за счет кредитов, а путем увеличения экспорта

Пополнять ЗВР нужно не за счет кредитов, а путем увеличения экспортаПополнение золотовалютных резервов должно осуществляться не только за счет кредитов, а путем увеличения экспорта белорусской продукции и привлечения прямых иностранных инвестиций. Такую задачу поставил сегодня президент Беларуси Александр Лукашенко на заседании седьмой внеочередной сессии Совета Республики Национального собрания при представлении на должность председателя правления Национального банка.

Глава государства поставил задачи поддержания золотовалютных резервов на безопасном для страны уровне и обеспечения устойчивой работы банковского сектора.

"Для этого в банковской сфере должна быть честная и справедливая конкуренция. И это задача Национального банка. Как регулятор, он должен контролировать качество предоставляемых банками услуг и управлять ими. И надо помнить: доходы банкам приносят клиенты - население и предприятия. Потерять их доверие ни в коем случае нельзя!" - подчеркнул президент.

По мнению Александра Лукашенко, в настоящее время важно повысить эффективность распределения финансовых ресурсов в экономике. Президент подчеркнул, что кредиты банков должны быть направлены в первую очередь на финансирование наиболее окупаемых проектов: "Если видите, что бизнес-проект не будет окупаться, - никаких кредитов быть не должно!".

"Банки не должны брать на себя излишние риски. Следует уходить от принципа: каждому поможем. В результате таких действий могут пострадать все. Значит, надо усилить банковский контроль за проблемными активами", - подчеркнул глава государства.

http://news.tut.by/

Read more...

Финансовый рынок Беларуси: чем закончатся попытки стабилизации

Финансовый рынок Беларуси: чем закончатся попытки стабилизацииБелорусам предложили депозиты и кредиты под большие проценты. Эксперты оценили для DW эффективность мер Нацбанка по выходу из кризиса в связи с девальвацией белорусского рубля.

Нацбанк Беларуси с целью стабилизации ситуации на финансовом рынке в начале января рекомендовал коммерческим банкам полностью удовлетворять спрос населения на валюту. Ранее он также предложил банкам ввести вклады в белорусских рублях с гарантией компенсации с учетом роста официального курса твердых валют. Эксперты, комментируя действия Нацбанка, указывают, что в нынешних условиях его рекомендации не выполнить невозможно.

Выполнимо ли требование Нацбанка удовлетворить спрос на валюту?

Опасения по поводу устойчивости банковской системы, связанные с попытками Нацбанка взять под контроль ситуацию после девальвации белорусского рубля на 26 процентов, большинство специалистов считают небезосновательными. Никакой официальной информации о том, могут ли банки покупать валюту на бирже для последующей продажи ее через обменники, пока нет.

Поэтому требование полностью удовлетворить спрос населения на валюту выглядит, по выражению официального партнера компании «Альпари» в Минске Вадима Иосуба, декларативно. На данный момент в одних банках есть валюта на продажу, в других - нет, в третьих - есть, но суммы ограничены. При этом источники, где брать валюту на продажу, Нацбанком не прописаны, констатирует эксперт.

Тем не менее большинство банков сегодня, по мнению председателя правления ЗАО «МТБанк» Андрея Жишкевича, удовлетворяют спрос населения на валюту, и большого ажиотажа, по его оценке, нет. Впрочем, признают эксперты, ажиотажа нет отчасти потому, что из-за девальвации у населения просто нет свободных денег для покупки долларов и евро.

Антидевальвационные депозиты и зеркальные кредиты

По рекомендации Нацбанка ряд коммерческих банков уже предложили белорусам депозиты в рублях под 40-50 процентов годовых с условием компенсации роста курса твердой валюты, который, к слову, продолжается ежедневно и после официальной девальвации. Нацбанк пообещал взять на себя расходы по выплатам компенсации, но только по вкладам, оформленным до 1 января 2015 года.

В качестве механизма управления собственным процентным риском Нацбанк, рассказал в интервью DW Жишкевич, предложил комбанкам ввести с 1 января 2015 года, как выразился банкир, «зеркальные» кредитные продукты - c процентной ставкой в рублях, компенсирующей рост курса доллара в эквиваленте основного долга по займу. Фактически, констатирует Иосуб, это завуалированное валютное кредитование. Между тем выдача кредитов в валюте в Беларуси запрещена уже более пяти лет.

Но если к «антидевальвационным» депозитам клиенты проявили, как считает Андрей Жишкевич, безусловный интерес (особенно в конце прошлого года, когда ожидания резкого падения курса рубля были на пике), то оценить, насколько окажутся востребованными «зеркальные» кредиты, сложно. По словам главы «МТБанка», неудивительно, что пока и «антидевальвационные» вклады предложили не все банки. Решение предложить кредиты под проценты, кореллирующие с высокими ставками по депозитам Вадим Иосуб назвал спорным и рискованным и для заемщиков, и для банков.

Оценка вероятности потерь банков

Аналитики затрудняются оценить объем вероятных потерь и серьезность угрозы для стабильности банковской системы Беларуси после решений Нацбанка. Для этого, объясняет Иосуб, нужно минимум знать объем привлеченных депозитов на новых условиях. Кроме того, многое будет зависеть от дальнейших темпов девальвации.

Как представляется Иосубу, ее пик уже прошел в самом начале года. Аналитик полагает, что эксперты, заявившие о том, что Нацбанк хочет решить проблемы за счет коммерческих банков, погорячились. Ведь пока не ясно, придется ли банкам из своей прибыли выплачивать компенсации из-за падения белорусского рубля: не исключено, что к моменту истечения срока депозитов регулятор разработает некий механизм компенсации. Для усиления устойчивости банков очень важно, подчеркивает Андрей Жишкевич, на уровне каждого банка сбалансировать структуру пассивов и активов.

Влияние девальвации на качество кредитных портфелей

Комментируя вероятность потерь банков из-за невозврата кредитов, глава «МТБанка» отметил два аспекта: увеличение рисков по уже сформированным портфелям кредитов и ограничение их возможного роста.

С одной стороны, констатирует банкир, любой кризис в экономике влечет за собой снижение платежеспособности населения. Банкир не исключает, что не сразу, с эффектом временного лага, обслуживание кредитов может стать чуть хуже по мере подорожания импортных товаров, продуктов и услуг на фоне сдерживания зарплат. Как было заявлено на государственном уровне, темпы их роста не должны превышать прирост производительности труда.

С другой стороны, Жишкевич называет «весомым компенсатором» принятое властями в 2009 году решение кредитовать население только в белорусских рублях. Случившаяся девальвация нацвалюты, по его выражению, «условно обесценила долги в белорусских рублях», поэтому ее эффект на качество кредитных портфелей физических лиц оказался более или менее нейтральным.

Старые трюки

Изменения на финансовом рынке в связи с последними рекомендациями Нацбанка аналитик Белорусского института стратегических исследований Александр Автушко-Сикорский назвал частью политико-делового цикла и покупкой лояльности населения перед выборами. Аналогичные трюки, добавил эксперт, в Беларуси проделывали не однажды.

Вместе с тем, заключают аналитики, если «антидевальвационные» депозиты могут породить иллюзию защищенности от падения курса белорусского рубля, то, например, кредиты для бизнеса по ставкам 70-80 процентов, которые предлагают некоторые белорусские банки, эти иллюзии полностью перечеркивают.

http://www.dw.de/

Read more...

Бензин в Беларуси после подорожания стал дороже, чем в России

02-12-13-35После того, как концерн «Белнефтехим» поднял в декабре цены на бензин, Беларусь обогнала по размеру стоимости литра топлива соседнюю Россию. Впервые за несколько лет топливо в Беларуси стоит больше, чем сразу в 50 региональных центрах Российской Федерации.

По курсу Нацбанка Беларуси на 5 декабря литр АИ-92 стоил в Беларуси 29,73 российского рубля, АИ-95 — 32,92 российского рубля. По данным Росстата на 2 декабря, средняя стоимость литра АИ-92 в России достигала 29,67 российского рубля, АИ-95 — 32,74 российского рубля. Напомним, цены на топливо в Беларуси повысились с пятого декабря в среднем  на два процента, и это стало уже четвертым в этом году подорожанием топлива.

В начале декабря цена на бензин в Беларуси была выше, чем в большинстве региональных центров соседней страны. В перечень вошли полсотни городов и регионов России, включая Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Калугу, Кострому, Курск, Липецк, Московскую область, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тулу, Ярославль, Петрозаводск, Сыктывкар, Архангельск, Ленинградскую область, Санкт-Петербург, Майкоп, Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Уфу, Йошкар-Олу, Саранск, Казань, Ижевск, Чебоксары, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Оренбург, Пензу, Самару, Саратов, Ульяновск, Курган, Екатеринбург, Челябинск, Горно-Алтайск, Абакан, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Омск и Томск.

Самая низкая цена за литр бензина АИ-92, по данным Росстата, была в Белгороде (28,19 российского рубля), на АИ-95 — в Кемерово (30,94 российского рубля), сообщает "Завтра твоей страны".

Пока цены на бензин АИ-92 и АИ-95 выше, чем в Беларуси, в 20 российских регионах. Это — Москва (в российской столице АИ-92 стоит 30,02, а АИ-95 — 33,26 рубля), Нарьян-Мар, Вологда, Калининград, Мурманск, Ханты-Мансийск, Салехард, Улан-Удэ, Кызыл, Чита, Иркутск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Магадан, Южно-Сахалинск, Биробиджан и Анадырь. В Анадыре самые высокие в России цены на АИ-92 (47 рублей за литр) и АИ-95 (49 рублей).

 

Источник: БДГ on-line


 

Read more...

Реальный сектор. Плохо и еще хуже: слабые места Беларуси и Украины оказались удивительно похожи

02-12-13-01Обстановка, в которой вынуждена функционировать наша экономика, для нас продолжает ухудшаться. Наряду с нашей традиционной бедой, нехваткой валюты, стала быстро прогрессировать потеря нашими предприятиями конкурентоспособности на российском рынке. Настолько быстро, что это даже должен был отметить замминистра финансов, специалист в данной проблеме, вроде бы, и сторонний.


Не как все

Собственно говоря, риск такого развития событий существует для любого предприятия. В рыночной экономике любое предприятие на рынке можно "подвинуть". Вопрос только в том, сколько это будет стоить и как скоро окупятся такие затраты. Как правило, крупные западные и китайские компании потеснить на рынке очень сложно: и затраты велики, и срок окупаемости таких затрат чрезмерно велик.

Совсем другое дело – белорусские предприятия. По мировым меркам, даже самые крупные из них – размером ниже среднего. К тому же имеющие существенную недокапитализацию, архаичную структуру, отсутствие собственной сервисно-сбытовой сети, наличие технически отсталых производств. И одновременно – лишние фонды на балансе, лишнюю численность в заводоуправлениях и вспомогательных производствах. Все эти факторы заведомо снижают эффективность их работы. А значит – делает их уязвимыми в конкуренции.

Власть у нас просто зачарована авторитетом наших крупнейших предприятий-экспортеров. И доля их в экспорте и поступлении валюты подавляющая, и социальную нагрузку они несут (правда, с каждым годом все меньше), и внешние кредиты им дают (а правительству – уже не всегда). Львиная доля господдержки (за исключением господдержки агропрома, где большая часть ее идет россыпью) направляется именно крупным экспортерам. С ними нянчатся, их продукцию пытаются продвигать на правительственном уровне.

А результат – продолжающееся общее снижение их конкурентоспособности. И хотя для каждого такого предприятия причины свои, есть и общие закономерности.

Вероятно, главным является то, что, за 20 лет независимости на базе наших предприятий так и не удалось выстроить устойчивый бизнес. В мире предприятия – лишь часть бизнеса. В рамках нашей «белорусской модели» госпредприятия – лишь источник средств для проведения госаппаратом его политики. И социальной, и аграрной, и не только. Разбухший госаппарат стал у нас самодостаточной силой. Вытянул из предприятий ресурсы сверх экономически обоснованного уровня, сожрал советское наследство. В том числе и на содержание себя любимого.

Такие отношения собственника (у нас – государства) и хозяйствующего субъекта (в капитале которого участвует госкапитал) противоречит мировому опыту. На мало-мальски крупных фирмах (как правило – акционерных обществах) менеджмент обязан акционеру обеспечивать сохранность его капитала (а значит – стабильность предприятия), его ликвидность, уровень дивидендов на вложенный капитал на некотором среднедопустимом уровне. И все.

Наш директор вынужден искать «крышу» во властных структурах. В противном случае множество чиновников способны, инициировав проверки, задавить почти любого директора.

Основным ресурсом для обеспечения сохранности и ликвидности капитала в мире является амортизация. Во всех развитых странах для всех существенных производств допускается применение ускоренной амортизации (увеличение этого ресурса за счет налогов и дивидендов). Прибыль принадлежит собственнику и используется на инвестиции (увеличение капитала) далеко не всегда.

Наш директор, обеспечивая «показатели», «рисует» прибыль за счет недозаложенной амортизации. (При нормальном начислении амортизации ни о какой прибыли у нас почти на всех предприятиях и речи не возникало бы.) А уж «прибыль» по согласованию с «крышей» можно использовать как угодно. Например, профинансировать хоккей или престижную стройку, выделить «с барского плеча» и на нужды райисполкома. Обеспечивая свою личную безопасность. При этом проедая доверенное предприятие.

У нас адекватного понимания «капитала хозяйствующего субъекта» просто нет. То, что в нашей бухгалтерии идет как расчет «достаточности капитала», экономического смысла не имеет: норматив взят «с потолка», цены, по которым включаются в расчет основные фонды, абсурдны, как и включение в капитал неиспользуемых площадей и оборудования. Ввиду крайне низкой их ликвидности.

Достаточность капитала определяется не какими-то мифическими нормативами, а конкретной ситуацией на конкретных рынках, возможностями конкурентов и их политикой. Уровень ее крупными компаниями рассчитывается, отслеживается и непрерывно меняется. А недокапитализация (недостаток капитала) – серьезный фактор в конкурентной борьбе. Именно поэтому в мире систематически проходят волны слияний и поглощений: изменение условий требует изменений и уровня достаточности капитала. Но у нас такого рода расчетов нет ни по одному крупному предприятию. Кроме, возможно, «Белкалия».

Умозрительно-то понятно, что все наши крупные экспортеры имеют недокапитализацию. Уже хотя бы потому, что не имеют собственных сервисно-сбытовых сетей. А это – достаточно большие капвложения. А сколько надо?

Данных нет. По «Интегралу» есть хотя бы оценка: для стабилизации его положения на рынках надо инвестировать 2-3 млрд долларов. Ни по МТЗ, ни по МАЗу, ни по «Гомсельмашу» даже приблизительных оценок нет.

Это сходило с рук в 90-е, когда рынки СНГ не были насыщены. Принципиальное отличие положения на рынках СНГ от ситуации в 90-х – рынки насыщены (есть все), и Россия за счет массированного финансирования пытается вести реиндустриализацию. Чтобы создаваемые там производства могли продавать, кого-то с рынка нужно вытолкнуть. Тех, кто послабее. А слабыми, в том числе и за счет недокапитализации, оказываются белорусские и украинские предприятия.

Новым свидетельством тому стал недавний отказ Дмитрия Медведева согласовывать промышленную политику России и Беларуси. Сопоставим его с заявлением г-на Сурикова, что Россия не будет финансировать модернизацию экономики Беларуси, распространением квотирования белорусского экспорта в Россию на все новые товарные группы. А также с увязкой В.В. Путиным отмены возврата пошлин на нефтепродукты с допуском российского капитала в Беларусь.

Отличия между братьями-близнецами

Как-то с месяц назад слушал диктора российского телевидения, который взахлеб расписывал те беды, которые обрушит на Украину Россия, если та подпишет соглашение с ЕС. И поймал себя на мысли, что Беларуси, даже в рамках ТС, грозят те же самые беды. Не так быстро, как Украине. Возможно, беды эти будут помягче. Но их приближение столь же неуклонно.

Да, Украине сулили резкое ухудшение условий поставок продукции в Россию. Так ведь и для нас эти условия ухудшаются. Украине пообещали барьеры, мы проигрываем в конкурентной борьбе внутри ТС и сталкиваемся с квотами. Результат – один и тот же. Масштаб и темпы разные.

Украине сулят крупномасштабную девальвацию. Так ведь и у нас она не за горами. Украине приходится трудно с мировыми ценами на энергоносители, нам и льготные цены не очень помогают.

Ассоциация с ЕС и схлопывание экспорта в Россию сулит Украине рост безработицы и трудовой миграции. Но и у нас безработица скрывается нерациональными затратами на содержание ненужных рабочих мест, и трудовая миграция все нарастает. Российские защитные меры сулят здесь Украине скачок, у нас – нарастание плавное, но суть – одна.

В Украине массовая приватизация проведена, у нас – нет. В Украине малый бизнес получил развитие, у нас – не очень. А проблемы в макроэкономике схожи.

С моей точки зрения, главная причина схожести наших проблем – отсутствие структурных реформ в самой экономике. Даже при смене собственника в Украине осталась та же постсоветская структура крупной промышленности: в металлургии, химии, машиностроении. Ее выживание опиралось на разбазаривание природной ренты (уголь, железная руда, проч.), а не на повышение ее конкурентоспособности.

Собственники в Украине не столько развивали захваченные активы, сколько вытягивали их в кэш. Самый характерный пример – нефтеперерабатывающие заводы. И у нас развитие промышленности, ее структурные реформы и модернизация были заменены вытягиванием ресурсов из нее на нужды госаппарата, социального и аграрного секторов. И там, и там промышленность и обескровлена, и осталась в архаичной советской структуре.

Приватизацию не предлагать

Анализируя, несложно убедиться, что наш бюджет опирается на временные, преходящие факторы рынка. Основную часть доходов государству дает нефтепереработка и добыча калийных удобрений. Но доходы от нефтепереработки определяются исключительно льготной ценой на нефть, доходы от калия – наличием картельного сговора. Возможно, и при мировых ценах на нефть наши НПЗ смогли бы сработать прибыльно. Но тогда их небольшая прибыль для бюджета была бы несущественна.

За исключением БелАЗа и БМЗ, сумевших за счет кредитов хоть в какой-то степени провести модернизацию, для большинства других наших крупных предприятий модернизация – в начале пути. Их недокапитализация касается необходимости как инвестиций в собственные сервисно-сбытовые сети, так и инвестиций в техперевооружение. Для обеспечения их устойчивости на рынке уже сегодня нужны суммы, заведомо превышающие возможности нашего государства. Тем более – в нынешних условиях кризиса наших государственных финансов.

Но без этих инвестиций вытеснение наших экспортеров с рынков объективно и неизбежно. Откладывание до лучших времен здесь не проходит: накопленная потребность в капвложениях может быстро сделать инвестиции в эти предприятия нецелесообразными. Проще будет новые построить. Для «Интеграла», МАЗа, «Гомсельмаша» и многих других абсолютно безразлично, есть у государства возможности их инвестировать или нет: либо они получат необходимые капвложения, либо продолжат деградировать до необратимого уровня.

И либералы, и наше правительство выход видят в приватизации. Я уже не раз писал о том, что выхода здесь нет. К примеру, и проект «МАЗ – КАМАЗ», и проект продажи «Интеграла» «Ростехнологиям» – типичные проекты «недружественного поглощения», ничего кроме деградации нашим предприятиям не сулящие. Лукавством являются и заявления правительства, что выручка от приватизации будет использована на поддержку ЗВР, а не на потребление. Как будто нынешнее падение у нас уровня ЗВР не является следствием потребления в стране выше уровня, который она зарабатывает!

Если у государства нет ресурсов для необходимых инвестиций, их приходится искать за рубежом. И здесь заявления нашего президента, что «Частника наелись!», что во всех проблемах виноват частник, показывают только, что механизм взаимодействия частного и государственного капитала за 20 лет независимости в стране так и не отработан. Тот механизм, который бы защищал и интересы государства, и был бы привлекателен для инвестора. И такие заявления созвучны эзоповскому «Зелен виноград!».

С другой стороны, в рамках «белорусской модели», отношения к любому предприятию как к «дойной корове» для госаппарата, существование такого механизма вряд ли возможно. Но тогда ликвидация этой «модели» становится условием национального выживания.

 

Автор: Илья Обухович

Источник: TUT.BY 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family