wrapper

Новости - слайдер на главной

Финансы Беларуси

Финансы Беларуси (277)

Беларусь заняла седьмое место среди стран бывшего СССР по темпам роста курса доллара к нацвалюте

01-01-15_copyБеларусь заняла седьмое место среди стран бывшего СССР по темпам роста официального курса доллара США к национальной валюте в 2010 году. Об этом свидетельствует проведенный БелаПАН анализ курсов на 31 декабря 2009 года и 31 декабря 2010 года.

В первую пятерку вошли Латвия, где за год официальный курс доллара вырос на 9,41% (с 0,489 до 0,535 лата), Литва — на 8,511% (с 2,4052 до 2,6099 лита), Узбекистан — на 8,509% (с 1.511,4 до 1.640 сумов), Эстония — на 7,78% (с 10,8653 до 11,7107 кроны) и Кыргызстан — на 6,82% (с 44,0917 до 47,0992 сома).

В странах Балтии национальные валюты привязаны к евро, который за год ослабел к доллару.

Далее следуют Грузия с ростом курса американской валюты на 5,16% (с 1,6858 до 1,7728 лари), Беларусь — на 4,79% (с 2.863 до 3.000 рублей), Россия — на 0,77% (с 30,2442 до 30,4769 рубля) и Таджикистан — на 0,73% (с 4,371 до 4,4031 сомони).

Не изменился курс в Туркменистане (2,85 маната).

В Украине доллар официально подешевел на 0,29% (с 7,985 до 7,9617 гривны), в Казахстане — на 0,58% (со 148,36 до 147,50 тенге), в Азербайджане — на 0,65% (с 0,8031 до 0,7979 маната), в Молдове — на 1,20% (с 12,3017 до 12,1539 лея), в Армении — на 3,82% (с 377,89 до 363,44 драма).

В самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике, имеющей собственную валюту, курс доллара вырос за год на 13,33% (с 9 до 10,2 рубля).

 


Курс доллара к белорусскому рублю в декабре 2010 года снизился на 1,06%. Это третий показатель после России (2,65%) и Эстонии (2,63%). В Азербайджане доллар подешевел на 0,30%, в Туркменистане — остался на прежнем уровне.

Стоимость американской валюты выросла в Армении (на 1,22%), Грузии (на 0,77%), Латвии (на 0,75%), Литве (на 0,53%), Кыргызстане (на 0,51%), Узбекистане (на 0,37%), Украине (на 0,30%), Молдове (на 0,26%), Таджикистане (на 0,08%) и Казахстане (на 0,01%).

Самый низкий курс доллара к белорусскому рублю в 2010 году был зафиксирован 12, 13 и 15 января — 2.832 рубля, самый высокий — 18 ноября — 3.040 рублей.

В 2009 году в связи с январской девальвацией Беларусь заняла первое место среди стран СНГ и Балтии по темпам роста официального курса доллара к национальной валюте (на 30,14%), в 2008 году — девятое (на 2,33%).

Автор: Дмитрий Власов

Источник: БелаПАН

Read more...

Дольше всех в мире живут в Монако, белорусы станут жить дольше к 2050-му

01-01-11Максимальная средняя продолжительность жизни человека в 2010 году, по данным Бюро переписи США, была зафиксирована в Княжестве Монако: в этом небольшом государстве она составляет 89,8 года, сообщает 29 декабря агентство «Блумберг».

Средняя продолжительность жизни мужчин в Монако в 2010 году составила 85,8 года, женщин - 93,9 года. По прогнозу американских статистиков, в 2050 году средняя продолжительность жизни в Монако составит 87,8 года. Ожидается, что в 2050 году продолжительность жизни мужчин в Монако составит 84,4 года, женщин - 91,4 года.

На втором месте в списке бюро переписи США среди стран с наибольшей продолжительностью жизни - Макао (Аомэнь), специальный административный район КНР. В Макао в 2010 году средняя продолжительность жизни составила 84,4 года, продолжительность жизни мужчин - 81,4 года, женщин - 67,5 года. Ожидается, что в 2050 средняя продолжительность жизни в Макао поднимется до отметки в 85,1 года.

На третьем месте в списке фигурирует Сан-Марино (средняя продолжительность жизни в 2010 году - 83 года), а на четвертом – Андорра (82,4).

В пятерку лидеров по продолжительности жизни населения вошла Япония. В 2010 году средняя продолжительность жизни в Стране восходящего солнца составила 82,2 года, продолжительность жизни мужчин оценивается в среднем в 78,9 года, женщин - 85,7. В 2050 году средняя продолжительность жизни в Японии составит 84,2 года, у мужчин - 81,2 года, у женщин - 87,5 года.

Хороших результатов добилась Италия. По данным американских экспертов, в Италии в 2010 году в среднем продолжительность жизни составила 81,7 года, в 2050 году она, как ожидается, вырастет до 84,1 года.

Средняя продолжительность жизни, превышающая 80 лет, также зафиксирована в 2010 году в Австралии, Канаде, Франции, Швейцарии, Швеции, Израиле, Норвегии и Ирландии.

В Великобритании и ФРГ в 2010 году средняя продолжительность жизни составила 79,9 года. При этом в ФРГ мужчины живут в среднем 77,7 года, в Британии - 77,8 года. Продолжительность жизни женщин в Великобритании в 2010 году оценивается в 82,1 года, в Германии - 82,3 года. Ожидается, что в 2050 году в ФРГ, как и в Соединенном Королевстве, средняя продолжительность жизни составит 83,4 года.

Между тем в самих Соединенных Штатах в 2010 году средняя продолжительность жизни равняется 78,2 года, продолжительность жизни у мужчин составляет 75,8 года, у женщин - 80,8 года. В 2050 году статистики прогнозируют, что средний американец будет доживать до 83,1 года: у мужчин срок жизни увеличится в среднем до 80,9 года, у женщин - до 85,3 года.

В КНР в 2010 году средняя продолжительность жизни составила 74,5 года, так же как и в Сирии, и на островах Кука. Причем в Китае продолжительность жизни у мужчин в этом году составила в среднем 72,5 года, у женщин - 76,8 года. Ожидается, что к 2050 году в Китае срок жизни в среднем достигнет 81 года (у мужчин - 78,3 года, у женщин - 83,8 года).

По данным Бюро переписи США, в России в 2010 году средняя продолжительность жизни составляет 66,2 года (59,5 года - мужчины, 73,2 года - женщины), ожидается, что к 2050 году продолжительность жизни в РФ вырастет до 75,8 года (71,8 года - мужчины, 80,1 года - женщины). Таким образом, Россия в 2010 году заняла 168-е место в рейтинге, составленном Бюро переписи США.

На Украине в 2010 году зафиксирована средняя продолжительность жизни в 68,5 года (62,6 года у мужчин, 74,7 года - у женщин). В 2050 году, по данным американских статистиков, средняя продолжительность жизни на Украине, возможно, вырастет до 77,5 года: продолжительность жизни у мужчин составит 73,8 года, у женщин - 81,5 года.

В Беларуси в уходящем году средняя продолжительность жизни составила 70,9 года (65,3 года - у мужчин, 76,9 года - у женщин), ожидается, что в 2050 году средняя продолжительность в этой стране увеличится до 79,3 года, а продолжительность жизни мужчин в среднем составит 74,9 года, женщин - 84 года.

В Казахстане средняя продолжительность жизни оценивается в 68,2 года. По данным на 2010 год, мужчины там в среднем живут 62,9 года, женщины - 73,8 года. Согласно прогнозу американских экспертов, в 2050 году казахстанцы в среднем будут жить до 78 лет, срок жизни мужчин увеличится до 73,6 года, женщин - до 82,6 года.

Замыкают список Бюро переписи населения страны Африки, где продолжительность жизни в 2010 году в ряде стран, включая Анголу, Нигерию, Зимбабве, ЮАР, Центральную Африканскую Республику, Чад, Нигерию и Гвинею-Биссау, не превысила 50 лет.

В Афганистане в 2010 году средняя продолжительность жизни составила не более 45 лет, продолжительность жизни мужчин в этой стране - 44 с половиной года, у женщин - 44,9 года. Американские эксперты ожидают, что к 2050 году средний срок жизни афганцев вырастет до 60,1 года.

Катастрофическая ситуация сложилась в 2010 году в Гаити. В этом карибском государстве из-за разрушительного землетрясения и других бедствий в 2010 году средняя продолжительность жизни составила всего 29,9 года (29,6 года у мужчин, 30,3 - у женщин). Эксперты Бюро переписи США предполагают, что через 40 лет продолжительность жизни в Гаити вырастет до 73 с половиной лет.

 

Источник: Интерфакс

 

 

Read more...

Цены на газ 2011: Кому улыбнулся Газпром

28-12-40В будущем году для Эстонии и Латвии российский газ может подешеветь на 15%. Беларуси придется подождать такой же скидки до 2012 года. А вот Литва, похоже, останется и вовсе без новогоднего подарка.

За неделю до наступления Нового года российский Газпром рассказал о принципах ценообразования на топливо для стран Прибалтики и Беларуси.

В 2011 году Латвия и Эстония могут получить скидку на стоимость газа в 15%, правда, если выполнят обещание и повысят объем импорта топлива до докризисных объемов, то есть до уровня 2007 года. Как пояснил зампред правления Газпрома Валерий Голубев, если объем закупок будет ниже, то, соответственно, уменьшится и предоставляемая скидка, передает «Интерфакс». А вот для Литвы стоимость российского газа не уменьшится. «В отношении Литвы решение по снижению цены не достигнуто... Нет оснований снижения цен для Литвы», – цитирует Голубева РИА «Новости».

В отношении Беларуси действует четырехлетний контракт, который предусматривает поэтапное увеличение цены и заканчивается в 2011 году. Соответственно, цены на голубое топливо для республики могут быть снижены только с 2012 года – после пересмотра ценообразования поставок – примерно на 15%.

«Поскольку Беларусь вошла в единый Таможенный союз и Единое экономическое пространство, контракты на 2012 год будут заключаться на других принципах. В качестве базовой будет браться среднеевропейская цена на газ минус таможенные пошлины и стоимость транзита», – пояснил Голубев.

Если брать за основу цену на газ в 2011 году, которая составит для Беларуси 230 долларов за тысячу кубометров, то по новой формуле цены «газ бы стоил на 30 долларов дешевле».

Зампред правления Газпрома отметил, что Минск «не высказывает горячего оптимизма по цене, которая складывается на 2011 год в соответствии с контрактом» (от 2006 года на 2007–2011 годы – прим.), однако «нельзя каждый год пересматривать контракт по своему желанию». По его словам, при подписании контракта Беларусь выбрала для себя цену на газ в Польше, которая тогда была ниже, чем среднеевропейская, пишет «Взгляд».

Как писала БДГ ранее, Минск рассчитывал сохранить в 2011 году цену на российский газ на уровне 2010 года (187 долларов за тысячу кубометров). Однако Россия сразу дала понять, что цена будет соответствовать контракту.

А потому Беларусь продолжает искать иные, кроме российских, источники поставки энергоносителей. Так, в ноябре Минск заявил о намерении покупать нефть и газ в Азербайджане. Там, как уверяет Лукашенко, дешевле, чем у Газпрома.

В отношении стран Прибалтики Газпром вынужден пойти на снижение газовых цен, поскольку на спотовом рынке они гораздо ниже. Не в пользу Газпрома играет и политика стран Балтии по уменьшению зависимости от Газпрома.

Недавно премьер-министр России Владимир Путин назвал «разбоем» планы Литвы вывести газотранспортную составляющую из состава компании Lietuvos Dujos, акционером которой является российский Газпром. Он напомнил, что Газпром «приобрел законным способом часть активов в стране», а сейчас его «оттуда выбрасывают».

«Возможная причина отказа Литве в скидке кроется в недавнем решении правительства страны построить собственный терминал по сжижению газа в Клайпедском порту, – говорит аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. – Причиной строительства называли возможные сбои в поставках газа, что невыгодно Газпрому».

 

Источник: БДГ on-line
Read more...

Зарплата американца и белоруса в рогаликах

28-12-37Попробуем пересчитать зарплату в различные продукты. Это нам поможет узнать, сколько может купить средний американец на свою совсем среднюю зарплату, и сравнить с аналогичными продуктовыми возможностями среднего белоруса:

При этом учтем, что средняя зарплата в США на 8.10.2010 составляет $3906.25, а средняя белорусская зарплата - Br1305.1 тыс., то есть приблизительно $434.

Ткнув пальцем в Гугль, отправляемся с вами, дорогие читатели, в уютный город Меррик - оттуда рукой подать до Нью-Йорка, но цены зашкаливать не должны. Сегодня покупать продукты нам поможет случайный американский онлайн-магазин. Продукты, конечно, отличаются: американцы питаются иначе, чем мы. В частности, кушают много фаст-фуда. Но мы постараемся найти что-то аналогичное.

Измерим зарплату...

...в молоке. Итак, для начала нам понадобится наш стратегический продукт. Три пакета Parmalak 2% стоят для американца $3.39. Белорус за три литровых пакета молока заплатит 3750 руб. (1250 руб. х 3 пакета), что составит $1.25. Однако на зарплату американца можно купить 3457 пакетов молока. На зарплату белоруса - 347 пакетов.

...в рогаликах. Вот наш американский собрат хрустит рогаликами с изюмом, упаковка весом 600 г - $3.59. Мы нашли нечто похожее - две булки "Виноградные" с изюмом общим весом 600г - 1490 х 2, или $0.99. Американец может купить себе в месяц 1088 таких упаковок, а белорус себе - 438.

...в сахаре. Попробуем отыграться на сахарных настроениях. Полкило гранулированного сахара для американца - $1.49, то есть кило - три бакса. Белорусу сахар обойдется значительно дешевле - 2800 руб., или $0.93. Итого - 1311 пакетов сахара для американца против 467 пакетов для белоруса.

...в картофеле фри. Картофель пакетированный, за полкило - $2.99. Самый дешевый пакетированный картофель фри, попавшийся на глаза в нашем магазине, стоит 3.5 тысячи за 450 гр, то есть $1.2. Американцу досталось 1306 пакетов фри, а белорусу - 362.

...в рыбных консервах. Тунец в банке Bumble Bee - $2.05. Схитрим, чтобы дать фору белорусу: возьмем банку не тунца, а сельди атлантической за 3960 руб, что соответствует $1.3.  Итак, американец сможет купить на свою зарплату 1906 банок тунца, а белорус на свою - 334 банки сельди.

...в персиках. И, наконец, на сладкое - персики в сиропе. Для американца стоят $2.15 за банку. В белорусском магазине самое дешевое - 6,5 тысяч за аналогичную, что соответствует $2.2. Сколько в персиках? 1817 банок у американца и 197 банок у белоруса.

Собираем корзину

Представим, что эти продукты американец и белорус сложили в корзину. Американская на кассе потянет на $17.17 против $7.87 у белоруса.

И сколько же раз сможет сходить в магазин американец с такими тратами? 227,5 раз, или 7,5 раз в день он будет заглядывать в магазин в течение месяца.

А какие перспективы у белоруса? 55 раз в месяц, или 1,8 раза в день. Вот так переводится в продукты покупательная способность американца и белоруса.

Сколько стоит дом построить?

Очень стало интересно также, сколько стоит купить дом в далеком городе Меррик, штат Нью-Йорк. Мы приценились. Оказалось, что за 285 тысяч можно приобрести приличный дом в два этажа с весьма цивильной обстановкой. А за 400 тысяч вообще не горевать, завидуя соседским апартаментам.

Похожие дома в Минске идут по стоимости от 550 тысяч (при хорошем раскладе) до 1,5-2 млн долларов (что реальнее).

Средний американец за 10 лет может купить дом в Меррике  1,6  раза, а средний белорус в Минске - 0,087 раза. То есть американец удачливее в данном случае в 18,4 раза. И в этом нет никакого фокуса. Чистая математика.

 

Автор: Людмила Лялина

Источник: OPEN.BY

 


Read more...

Швейцарцы – самая счастливая нация в мире

28-12-10По универсальному барометру ощущения счастья жители Конфедерации, как и датчане, набирают 8,3 балла из 10 возможных. Что делает их с социологической точки зрения самыми благополучными из всех народов.

78% жителей Швейцарии чувствуют себя счастливыми и довольными жизнью.  Таков результат опроса, проведенного Институтом изучения общественного мнения Isopublic в период с 15 по 21 декабря. В исследовании принял участие 1001 человек – цифра, которая считается вполне репрезентативной для маленькой альпийской страны. Им нужно было ответить лишь на один вопрос: «Насколько Вы счастливы в жизни, определите по шкале от 1 до 10 баллов».

Единица означала «совершенно недоволен», а 10-балльная отметка – «абсолютно доволен». 78% опрошенных выбрали цифры 8, 9 и 10. Среди счастливчиков оказалось одинаковое количество молодых и старых жителей, немецкоговорящих и уроженцев Романдской Швейцарии, и даже между мужчинами и женщинами практически не было разницы. Среднестатистический результат по Швейцарии был зафиксирован на уровне 8,29 баллов – столь же счастливы жители Дании, к ним приближаются и другие европейцы – финны, австрийцы, бельгийцы, а также жители крупных и развитых стран мира, таких, как Канада и США.

Оказала ли свое влияние на настроение опрошенных предновогодняя атмосфера – трудно судить, но 64% уверено, что к концу 2011 года уровень счастья сохранится на прежнем уровне. Самый высокий уровень оптимизма зафиксирован у тех, кому 34 года. Мужчины несколько более позитивно смотрят в будущее, чем женщины, немецкоязычные швейцарцы – чем жители Романдии. Единственное исключение во  всеобщей положительной картине составляет прогноз на тему безработицы: большинство швейцарцев уверено, что, случись им в 2011 году потерять работу, новую они будут искать долго, особенно опасается безработицы низкооплачиваемая категория населения.

Уровень счастья в мире распределяется следующим образом:

8,3 балла - Швейцария и Дания;

7,9 балла - Финляндия;

7,8 балла - Канада;

7,7 балла – Австралия;

7,6 балла – Австрия;

7,5 балла – Бразилия;

7,4 балла – США;

7,3 балла – Бельгия;

7,1 балла – Германия и Великобритания;

6,7 балла – Италия;

6,6 балла – Франция;

6,4 балла – Греция;

6,3 балла – Китай.

Профессор социологии из университета Цюриха Бруно Фрай предложил вниманию читателей швейцарской газеты Blick двенадцать научных советов, как стать счастливым,  констатировав факторы, которые нас такими делают.

Итак, счастье – вопрос генов, выигрыш в лотерею может породить кратковременный всплеск довольства, а вот чувствовать себя долгое время довольными способны далеко не все люди. Старейте быстрее – оказывается, наиболее счастливыми ощущают себя дети и старики, так как в середине жизни человек вынужден решать слишком большое количество проблем в семье и на работе. Женатые счастливее одиночек – это уже давно доказано научно. Однако и развод - не конец жизни, и 2 года спустя после развода человек вновь чувствует себя столь же позитивно, как и за 2 года перед этим решительным шагом. Деньги сами по себе не гарантируют счастья, но тесно с ним связаны: довольные жизнью люди зарабатывают больше. Родители любят повторять, что их счастье в детях – психологи же утверждают, что настоящее родительское счастье начинается, когда дети покидают семейное гнездышко и начинают жить самостоятельно. Здоровые люди в принципе имеют больше предпосылок чувствовать себя счастливыми, однако больные, которые идут на поправку, перегоняют их по уровню оптимизма. Полезно помогать другим – это способствует ощущению личной нужности и счастья! Те, кто голосует на выборах и референдумах, представляют себя более значительными личностями, чем не имеющие политических взглядов. Независимые предприниматели более счастливы, чем те, кто работает на начальника. А самыми счастливыми становятся те, кто изначально не ставят высоко планку требований к жизни: таким образом, когда желания сбываются, есть повод для радости.

 

Источник: Наша газета


Read more...

Подписан контракт на строительство Беларусью в Венесуэле домостроительного комбината

231217Беларусь построит в Венесуэле домостроительный комбинат - соответствующий контракт подписан в Боливарианской Республике.

"Подписан контракт на строительство в Венесуэле под ключ по современным технологиям домостроительного комбината. И мы немедленно приступаем к реализации этого контракта", - сказал заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Анатолий Ничкасов.

Белорусские специалисты после стихии (наводнения и сходы селевых потоков) в Венесуэле помогут в восстановлении жилья. Белорусы предлагают новые технологии возведения жилья - так называемого быстровозводимого, когда на любой площадке можно построить дом всего за 7-10 месяцев. В Венесуэле остались без крова около 100 тыс. человек и такая помощь будет как нельзя своевременной.

Как сообщалось БЕЛТА, 15 декабря Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание по вопросу оказания помощи Венесуэле. Беларусь поможет Венесуэле с восстановлением инфраструктуры и жилья.

В Венесуэле необходимо построить 22 тыс. квартир и домов. Белорусские специалисты предложили проекты легких щитовых малоэтажных домов, которые можно быстро возвести. Что касается белорусской техники, то в экстремальных условиях она хорошо себя показала. С венесуэльской стороной также подписано 7 контрактов на поставку различной строительной и коммунальной техники, реализация которых уже начата.

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Беларусь по росту товарооборота на первом месте среди стран СНГ

231216_copyБеларусь по росту розничного товарооборота в январе-октябре текущего года заняла первое место среди стран СНГ, сообщили в Национальном статистическом комитете Беларуси.

По данным Белстата, за десять месяцев 2010 года розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации увеличился в Беларуси на 16,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года, а в октябре по отношению к сентябрю - на 5,3%. Причем вклад продовольственной и непродовольственной групп в общий объем розничного товарооборота был одинаков - по 50%.

На втором месте по этому показателю Казахстан, где товарооборот за десять месяцев увеличился на 12,5% по сравнению с январем-октябрем прошлого года. В России он возрос на 4,4%, в Таджикистане - на 11,8%. В пятерку лидеров вошли также Азербайджан с ростом этого показателя на 8,6% и Украина, где за десять месяцев товарооборот увеличился на 5,8%. Самый низкий прирост розничного товарооборота отмечен в Армении - 0,7%, а в Кыргызстане он сократился на 4,3%. Данных по Молдове нет.

Как отметили в Белстате, увеличение розничного товарооборота в Беларуси обусловлено ростом продаж как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Потребительский рынок страны на протяжении последних лет характеризуется стабильностью, товарной насыщенностью. Население бесперебойно и в соответствии со спросом обеспечивается необходимыми продуктами питания и промышленными товарами. Торговые объекты предлагают широкий ассортимент товаров различных ценовых категорий.

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Банк Италии объявил страну одной из самых богатых в мире

22120845% всего богатства Италии сосредоточено всего у 10% итальянских семей, говорится в отчете Национального банка Италии.

Семьи с низким уровнем дохода обладают всего 10% всего богатства страны. Кроме того, общая сумма итальянских кредитов не превышает валового дохода: она составляет от него 78%, в то время как в Германии и Франции – 100%, в США и Японии – 130%. 41% кредитов итальянцев – это ипотечные кредиты.

Италия производит около 3% мирового ВВП, хотя там живет чуть меньше 1% населения планеты.

Банк Италии утверждает, что Италия – одна из самых богатых стран мира, так как занимает место в десятке первых по богатству на душу населения стран.

 

Источник:  ANSA/Euromag, penki.lt

Read more...

Жители Литвы общаются в Интернете больше средних европейцев

181223Жители Литвы более активно общаются в Интернете, чем европейцы в среднем – такой вывод можно сделать из отчета Eurostat.

Более того, по звонкам и пересылке изображений в Интернете Литва лидирует в Европе (76% в возрасте от 16 до 24 и 61% – от 25-54 лет).

И только в возрастной группе 55-74 года Литва уступает Болгарии и Словакии (49%).

Велика активность литовцев и в социальных сетях: 87% – в возврате 16-24 года, 63% – 25-54 и 42% – в возрасте от 55 до 74 лет. Для сравнения: средние показатели по ЕС – соответственно 80,42 и 18%.

 

Источник: penki.lt

Read more...

Почему российские дороги в разы дороже европейских хайвеев

181219Первый вице-премьер Сергей Иванов недавно раскрыл главную тайну одной из двух российских бед. По его словам, строительство дорог в России обходится намного дороже, чем в других странах, из-за того, что в наш «ценник» включается стоимость земли под дорожным полотном. Эту статью расходов за границей предпочитают не включать в общую смету дорожного строительства. Если же вычесть земельную долю, то отечественные автобаны, дескать, будут куда дешевле европейских. «Итоги», разобравшись в крайне запутанной дорожной арифметике, выяснили, что первый вице-премьер озвучил лишь часть правды. Ибо графу в смете под названием «выкуп земли» нужно читать между строк.

Как считаем?

Сметная стоимость строительства одного километра российской дороги — вещь в себе. Эксперты получают ее путем деления выделенных на строительство денег на количество введенных в эксплуатацию километров. Так, в 2008 году в среднем километр российских дорог обходился в 17,6 миллиона долларов. Для сравнения: в Китае он стоил 2,2 миллиона долларов, а в США и ЕС — 5,9 и 6,9 миллиона соответственно. Однако уже в 2009 году отечественный километр вдруг подешевел до 6,3 миллиона «зеленых». Понятно, что реальную картину такая «статистика» не отражает. Хотя бы потому, что в России огромная часть выделяемых бюджетных средств сегодня уходит на строительство амбициозных проектов вроде трассы Москва — Санкт-Петербург или олимпийской дороги Джугба — Сочи, которые в разы дороже обычных трасс в силу своих особенностей: ради одной готовы вырубить лес, другую прорубают в скале. Вот и выходит, что затраты на эти суперпроекты размазываются толстым слоем по среднестатистическому российскому километру.

В Росавтодоре с этой логикой согласны и предлагают сравнивать конкретные объекты. В начале декабря чиновники вывесили на веб-сайте Росавтодора исследование, в котором сопоставляется несколько десятков похожих дорог в России, США, Канаде, Финляндии, Германии, Испании, Франции и Китае. За основу были взяты четырехполосные хайвеи на застроенной территории (то есть в населенных пунктах). Получилось, что километр полосы движения отечественной трассы стоит в среднем 1,4 миллиона долларов, тогда как аналогичного качества дороги без учета НДС в Канаде обходятся в 2,7 миллиона, в США — в 2,4, а в Германии — в 4 миллиона. Дешевле, чем в России, дороги обнаружились в Финляндии и Китае (1,3 и 1,2 миллиона долларов соответственно). Однако на просьбу «Итогов» конкретизировать упоминаемые в исследовании объекты и предоставить строительные сметы в Росавтодоре не отреагировали.

Тогда мы решили обратиться к дорожным планам правительства. Соответствующие цифры содержатся в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)». Согласно этому документу в ближайшие пять лет в стране планируется построить и реконструировать 38 крупных дорог и их участков. В целом средняя стоимость одного километра будет равняться 10,6 миллиона долларов. Впрочем, и здесь присутствует статистическая уловка. Дело в том, что 65 процентов выделяемых средств придется лишь на девять мегаобъектов, таких как уже упомянутые питерская и сочинская трассы (их средний километр обойдется в 30 и 85 миллионов долларов соответственно). Есть и другие дорогостроящиеся объекты. Например, М1 «Беларусь» обойдется в 22,3 миллиона долларов за километр, М4 «Дон» —в 19,3, М8 «Холмогоры» — в 25, М9 «Балтия» — в16, а подмосковный ЦКАД — в 30 миллионов.

При этом средняя стоимость километра обычных дорог составляет около 6,8 миллиона долларов. Причем в большинстве случаев это не стоимость строительства в чистом поле, а реновация существующих дорог. Так что для чистоты эксперимента возьмем примеры автотрасс, строящихся с нуля. В той же ФЦП есть две такие дороги: одна свяжет Великий Новгород и Усть-Луги, а другая под названием «Колыма» — Якутск с Магаданом. Они стоят 6,3 и 3,1 миллиона долларов за километр соответственно. И это совсем не за 10-полосные хайвеи.

«Итоги» выяснили стоимость одного километра в Канаде — стране, наиболее схожей с Россией по климатическим условиям. По словам представителя министерства транспорта региона Онтарио Боба Николса (дорогами в Канаде федеральное правительство не занимается), двухполоска у них стоит в среднем 4,9 миллиона американских долларов за километр, а четырехполоска — 6,6 миллиона долларов. По данным Финской дорожной администрации (Finnra), качественные, морозоустойчивые четырехполоски в Финляндии обходятся от 4,8 до 7,5 миллиона долларов за километр. А двухполоски — около 2,7 миллиона долларов. По 10—15 миллионов долларов финны тратили разве что на очень сложные инфраструктурные объекты вроде крупных развязок с несколькими десятками тоннелей и мостов.

Вот и получается, что продвинутые дороги у нас в несколько раз дороже западных образцов, а обычные, которые через год-два приходят в негодность, — так же как в Европе и Северной Америке. Почему? Как видно по той же «Колыме», климатический фактор здесь ни при чем. Дороги на Крайнем Севере — одни из самых дешевых. Считается, что в них просто бессмысленно вкладывать деньги: летом вечная мерзлота подтает, асфальт потрескается — и через какое-то время дорога превратится в направление, по которому проехать можно лишь на вездеходе. Поэтому не случайно, что большая часть дорогих дорожных проектов у нас сосредоточена на юге и в центре страны.

Что считаем?

Выходит, что на стоимость километра дорог в России влияет в основном то, что Сергей Иванов обозначил как выкуп земли. Эксперты называют это проще — коррупцией. Приведем свежий пример. В распоряжении «Итогов» оказались результаты нескольких проверок, проведенных Счетной палатой в Ивановской области. Так, при строительстве дороги Владимир — Кострома на участке восточного обхода города Иваново были выкуплены земли СПК «Кохомский» общей площадью 56,6 гектара, что на 50,7 гектара (или в 9,6 раза) больше, чем предусмотрено проектно-сметной документацией. Превышение расходов составило 92,3 миллиона рублей. По словам аудиторов Счетной палаты, оформление и выкуп земли были проведены в необоснованно сжатые сроки (с 26 октября по 1 ноября 2008 года), при этом государственным контрактом на выполнение работ на объекте вообще не предусмотрено проведение строительных работ на выкупленных земельных участках. Что происходит на более крупных дорожных объектах, можно только догадываться.

В Росавтодоре считают, что на выкуп земли тратится от 10 до 45 процентов всех расходов на строительство дорог. Земельная доля зависит от заселенности территории. То есть больше всего за землю под дорогами платят в Москве и Санкт-Петербурге. Меньше всего — в регионах. При этом назвать конкретные цифры в Росавтодоре не смогли, сославшись на федеральный закон о госзакупках. Именно о нем президент Дмитрий Медведев говорил в своем недавнем послании как об одном из самых коррупционноемких.

Оказывается, государство не имеет права контролировать, на что субподрядчики (строительные компании) потратили выделенные бюджетные средства. А те структуру своих расходов считают коммерческой тайной. «Действительно, этот закон не позволяет государственному заказчику контролировать, как выплачиваемая по контракту сумма распределяется исполнителем на выполнение тех или иных работ», — говорит старший юрист-аналитик практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX Евгения Зусман. Однако есть и другие законы. Согласно Гражданскому и Земельному кодексам государство самостоятельно осуществляет выкуп земли. Более того, есть постановление правительства № 374, где соответствующие полномочия напрямую закреплены за Росавтодором. Так что вся эта юридическая неразбериха в графе «выкуп земли» позволяет проставить практически любую сумму. При этом эксперты уверяют, что дороги у нас, как правило, строят на муниципальной или региональной земле, которая предоставляется бесплатно. И фокус с ее изъятием путем выкупа сплошь и рядом означает банальный откат. Отсюда и запредельная цена погонного километра.

Сегодня смета строительства автотрасс в России похожа на толстый бутерброд, в который запихнули все дорожные расходы, а также те, которые к созданию транспортной инфраструктуры вообще отношения не имеют. Проконтролировать такой «бигмак» крайне сложно. Именно поэтому на Западе от системы all inclusive давно уже отказались. Там считают лишь затраты на само строительство. Цена же земли, которая может колебаться от нуля до бесконечности, не учитывается. И нам пора менять дорожную бухгалтерию, иначе получается, что дороги у нас самые дорогие и при этом самые плохие...

 

Источник: Итоги

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family