ПРЕАМБУЛА - вводная часть договора, важного акта и т.д., содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели.
ПРЕБЕНДА - доходы и имущество, представляемые привилегированной частью католического духовенства за исполнение обязанностей, связанных с занимаемой должностью.
ПРЕВЕНТИВНЫЙ - предупреждающий, предохранительный; опережающий действия противной стороны.
ПРЕВЫШЕНИЕ СПРОСА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ - ситуация на рынке ценных бумаг, товаров и т.д., когда продавцы уже реализовали то, что они хотели продать, однако покупатели все еще находятся. Со всей очевидностью такой рынок является устойчивым, а цены на нем имеют тенденцию к росту.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОПЛАТА 1) - оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов (см. "Положение о безналичных расчетах в Республике Беларусь", утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 27.12.96г., протокол N 36);
2) - оплата полной стоимости товаров, готовых к отгрузке покупателям к моменту платежа (см. "Инструкция о международных расчетах в форме банковского перевода", утв. протоколом Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.12.97 г. N 28.10).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОПЛАТА ЗА СЧЕТ КРЕДИТА - оплата, осуществляемая с разрешения руководителя банка при готовности к отгрузке (отпуску) товаров и предполагающая их отгрузку (отпуск) в течение трех рабочих дней со дня получения платежа, а также контроль банка за фактическим поступлением прокредитованных ценностей (см. Письмо Национального банка РБ от 21.05.99 г. N 04-14/350).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР - по гражданскому законодательству договор, стороны которого обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных в предварительном договоре. Он заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора. влечет его ничтожность. Он должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. Следует заметить, что в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ (англ. marginal rate оf sиbstitиtiоn) - соотношение предельных полезностей каких-либо двух благ. Она измеряется наклоном кривой безразличия между этими двумя благами. Потребляя большее количество одного из продуктов (А), индивид насыщает свою потребность в нем и согласится отдать меньшее количество альтернативного блага (В), для того чтобы получить большее количество единиц блага А (уменьшающаяся предельная норма замены). Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен приравнять соотношение предельных полезностей двух любых благ к соотношению их цен (см. равновесие потребителя).
Для экономики в целом оптимальное распределение национального объема выпуска достигается, когда предельная норма замены одинакова для всех потребителей.
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ (англ. margiпal rate of techпical sиbstitutiоп) - показатель соотношения предельного физического продукта двух факторов производства в производственном процессе, или количество, на которое можно сократить затраты фактора Х и поддержать тот же уровень выпуска, заменив его добавочной единицей фактора У. Эта характеристика производства отображается наклоном изокванты. Стремясь минимизировать затраты, производитель должен добиться равенства соотношения предельного физического продукта двух факторов расхода (наклон изокванты) соотношению цен этих факторов (наклон изокосты).
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ (англ. margiпal rate of traпsformatioп) - соотношение предельных затрат производства двух продуктов. Показывает, на сколько единиц может быть увеличен выпуск одного из продуктов в результате уменьшения на единицу выпуска другого продукта и соответствующего перемещения ограниченных ресурсов.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - дополнительная полезность, извлекаемая потребителем за счет потребления одной дополнительной единицы товара, привлечения дополнительного капитала.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ДЕНЕГ (англ. margiпal иtility оf топеу) - возрастание степени удовлетворения (полезности), достигаемое индивидом при расходовании дополнительной единицы денег на приобретение товаров и услуг.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ НАДБАВКА (СКИДКА) - ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения (см. ст. 3 Закона Республики Беларусь "О ценообразовании").
ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕНА (ТАРИФ) 1) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами (см. ст. 3 Закона Республики Беларусь "О ценообразовании");
2) - цена (тариф), регулируемая органами государственного управления величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами ("Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов", утв. постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 22.04.1999 N 43).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ - заявление (оферта) продавца (оферента) о желании продать товар, услуги на определенных условиях.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОММЕРЧЕСКОЕ - письменное или устное сообщение о желании вступить в юридически обязывающие отношения. По некоторым признакам Кл. можно отнести к рекламе, однако в нем содержатся конкретные условия (например стоимость продукции или услуг, сроки исполнения, порядок поставки и расчетов) и иная чисто коммерческая информация.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕНДЕРНОЕ - предложение заключить контракт с заказчиком-застройщиком в отношении конкретного предмета торгов, подкрепленное соответствующими гарантиями и содержащее согласие участника торгов нести финансовую ответственность в случае невыполнения им условий торгов. Т.П. может включать встречное предложение участника торгов по улучшению условий осуществления проекта, не предусмотренных в тендерной документации, если это предусмотрено условиями торгов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПОГЛОЩЕНИИ (англ. takeover bid) - попытка одной фирмы осуществить захват другой фирмы путем при обретения большинства акций акционерной компании открытого типа. Финансовые условия такого предложения могут предполагать обмен акций непосредственно на деньги или частично на деньги, а частично на акции фирмы, делающей предложение. Цена, предлагаемая за акцию выбранной компании, обычно превышает ценность материальных активов этой компании и текущую цену ее акций на фондовой бирже. Эта ценовая надбавка, предлагаемая фирмой-покупателем, отражает ее оценку действительной ценности материальных активов компании, ее марки, торговых связей и других активов, учитывающую, что их использование будет более эффективным в рамках общей деятельности фирмы-покупателя. Для описания различных вариантов тактики, которые могут выбрать поглощающая и поглощаемая фирмы, используют целый ряд терминов, включающий в себя следующие:
а) «черный рыцарь» - фирма, чье предложение о покупке акций другой фирмы является для последней нежелательным;
б) «золотой парашют» - условия, включенные в договор о найме с директорами фирмы, обеспечивающие щедрое вознаграждение последних в случае их ухода из фирмы и делающие очень невыгодным увольнение этих директоров, если фирма оказывается захваченной;
в) «зеленый щит» - ситуация, когда акции некоторой фирмы начинают приобретаться (потенциальным) скупщиком, которому затем директора этой фирмы мешают осуществить действительный захват, выкупая у него акции по повышенной цене;
г) «скупка при полю щи рычага» - захват, который финансируется главным образом выпуском заемного капитала (часто в форме бросовых облигаций), а не акционерного капитала, что увеличивает левередж выросшей фирмы;
д) «защита разносчика» - ситуация, при которой фирма, которую пытались приобрести, сама осуществляет предложение о покупке акций нападавшей фирмы;
е) «ложка дегтя» - тактика защиты от поглощения, заключающаяся в том, что фирма, выбранная кем-то в качестве жертвы, сама захватывает какую-либо другую фирму или сливается с ней для того, чтобы сделать себя менее привлекательной в финансовом или структурном отношении для потенциального покупателя;
ж) «дикобраз» - любые сложные соглашения между фирмой и ее поставщиками, заказчиками или кредиторами, которые делают трудным приобретение компании с целью включения ее в собственную деятельность;
з) «пугало для хищников» - любые меры, специально разработанные для того, чтобы отпугнуть желающих захватить компанию. Например, внесение изменений в устав акционерной компании, увеличивающих необходимую для принятия предложения долю голосов акционеров сверх обычных 50%;
и) «белый рыцарь» - вмешательство в происходящий процесс захвата третьей фирмы, которая сама приобретает ставшую объектом нападения фирму или сливается с ней, чтобы спасти ее от непрошеного покупателя.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПОКУПКЕ (англ. bid) 1 - предложение одной компании скупить все или большинство акций другой компании с целью поглощения. Заявочная цена, предлагаемая фирмой-«хищником» за голосующие акции компании жертвы, обычно должна превышать текущую рыночную цену этих акций, разница же представляет собой премию, которую фирма-("хищник") должна заплатить за контроль над этой компанией. Однако случается, что после объявления предложения о покупке рыночная цена акций поднимается выше исходной заявочной цены. Такое бывает либо когда инвесторы считают, что заявочная цена ниже действительной стоимости компании, либо когда инвесторы ожидают, например, что другая сторона может предложить более высокую заявочную цену. Предложенная сумма должна выплачиваться или только наличными, или наличными в сочетании с акциями фирмы-покупателя, или исключительно акциями фирмы-покупателя (так называемая «бумажная заявка»). Иногда, чтобы осуществить покупку, компания-"хищник") берет займы;
2) - заявка - изъявление готовности приобрести товар по цене, предлагаемой продавцом. Это может иметь место на аукционе, когда много покупателей претендуют на предметы, выставленные на продажу. Вещь достается тому покупателю, который предложил наивысшую цену, если последняя превышает заранее установленную минимальную цену.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПРОДАЖЕ (англ. offer for sale) - метод увеличения нового акционерного капитала посредством выпуска акций компании для широкой публики по запланированной фиксированной цене.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИ НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖКАХ (англ. leastcost sиpply) - предпосылка теории предложения, согласно которой фирмы, максимизирующие прибыль, всегда выбирают такую комбинацию факторов производства, которая минимизирует общие затраты производства данного объема продукции.
ПРЕДМЕТ - вещь, материальное явление; - то, на что направлено какое-либо действие, мысль; - наука, раздел науки, учебная дисциплина.
ПРЕДМЕТ ДЕПОЗИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - оказание депозитарием услуг по:
учету прав на ценные бумаги, в отношении которых в соответствии с законодательством разрешено осуществление депозитарной деятельности (далее - ценные бумаги), путем ведения системы записей о депоненте и о ценных бумагах, обеспечивающей фиксацию прав депонента на ценные бумаги;
хранению документарных ценных бумаг;
осуществлению расчетов по операциям с ценными бумагами. (см. ст. 3 Закона Республики Беларусь "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь" от 9 июля 1999 г. N 280-3).
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА (англ. subject оf а coпtract) - действие или совокупность действий определяющих тип и характер условий заключаемой сделки (см. Приказ Минторга от 14 декабря 1995г. N 80).
ПРЕДМЕТ ЗАЛОГА - предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) ЛИЗИНГА - любое имущество, относящееся к основным средствам (фондам), кроме имущества, запрещенного национальным законодательством к обращению на рынках (см. "Конвенция о межгосударственном лизинге", подписана в г. Москве 25 ноября 1998 г.).
ПРЕДМЕТЫ, МАЛОЦЕННЫЕ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИЕСЯ (МБП) - вид нормируемых оборотных средств, учитываемых на одноименном бухгалтерском счете. МБП учитываются по местам хранения, материально ответственным лицам и по видам. Как правило, их принадлежность определяется сравнительно низкой стоимостью или незначительным сроком эксплуатации (менее года). К ним относятся инвентарь, инструменты, сан спецодежда, столовая посуда, временные (нетитульные) сооружения и приспособления.
ПРЕДМЕТ НАДЗОРА 1) - предметом надзора являются:
законность в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемых судом (судьей);
соблюдение установленных законодательством порядка и условий содержания либо отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. (см. ст. 33 Закона Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь ");
2) - предметом надзора являются законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдение законодательства при их исполнении. (см. ст. 26 Закона Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь ").
ПРЕДМЕТ РОСКОШИ (англ. luxury product) - благо, объем потребления которого существенно изменяется при изменениях дохода, например электроприборы, товары для праздников и развлечений. Предметы роскоши обладают эластичностью спроса по доходу намного большей, чем единица. Это означает, что с ростом доходов все большая доля его будет тратиться на приобретение подобных товаров.
ПРЕДМЕТ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - строительство новых зданий и сооружений или микрорайонов, реконструкция, ремонт, реставрация действующих объектов, выполнение отдельных видов, комплексов строительных, монтажных, специальных, пусконаладочных и других работ, а также выполнение любых технически и организационно обоснованных сочетаний этих работ и услуг по конкретному объекту, по которому проводятся торги (см. "Положение о порядке организации и про ведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь", утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4.12.97 г. N 517).
ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА - общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. К нему относятся закрепление структуры финансовой системы государства, распределение компетенции в данной области между центром и местными органами власти.
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО - преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное уголовным законодательством и представляет собой умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.
ПРЕДОПЛАТА - форма расчетов, заключающаяся в том, что продавец товара или услуг отпускает (отгружает, предоставляет) товары или оказывает услуги только после получения на свой счет причитающейся ему заранее оговоренной фиксированной суммы денег или процента от сделки. Существуют П.: полная, частичная и револьверная. Полная П. составляет полную стоимость сделки; частичная П. - заранее оговоренную фиксированную сумму или процент; револьверная П. осуществляется при более или менее длительных операциях под регулярно (периодически) отгружаемые (предоставляемые) товары или услуги. Использование П. позволяет стабилизировать отношения контрагентов, гарантировать интересы товаровладельца при неустойчивой экономической конъюнктуре, инфляции, замедлении скорости оборота и кризисе платежеспособности.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ - проектные, ремонтные работы, техническое обслуживание и технологические операции (см. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 1998 г. N 1706).
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА АРЕНДАТОРУ - порядок, установленный законодательством, в соответствии с которым арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков. Если арендодатель не предоставил арендатору сданное в аренду имущество в указанный в договоре аренды срок, а в случае, когда в договоре такой срок не указан, - в разумный срок, арендатор вправе истребовать от него; это имущество в соответствии с законодательством и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.
Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: 1) потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; 2) непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; 3) потребовать досрочного расторжения договора.
Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления про извести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества. Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убьпков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.
Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или про верки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ - проектные и ремонтные работы, техническое обслуживание, технологические операции и другие работы необходимые для технологически взаимосвязанных производств и совместного изготовления конечной продукции (см. "Положение о проведении внешнеторговых товарообменных операций в Республике Беларусь ", утв. приказом Министерства внешних экономических связей Республики Беларусь от 2.03.95 г. N 97).
ПРЕДОТГРУЗОЧНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВВОЗИМЫХ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ТОВАРОВ - инспекция, осуществляемая с целью определения соответствия поставляемых товаров требованиям, заявленным в контракте или спецификациях, параметрам по количеству товара, цене и таможенной кодификации (см. Приказ Мuнфuна 2.07.97 г. N 34).
ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ (англ. liqиidity preftreпce) - предпочтение хранения денег их инвестированию. В свое время Кейнс выделял три мотива, побуждающих хранить деньги: а) транзакционный спрос на деньги - употребление денег для ежедневного финансирования текущих расходов;
б) спрос на деньги из предосторожности - сбережение денег на случай будущих непредвиденных расходов;
в) спекулятивный спрос на деньги - сохранение денег в ожидании падения цен активов. Количество денег, сберегаемых для этих целей, зависит от двух основных факторов: процентной ставки и уровня национального дохода.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ (англ. рrеfеrепсеs) - выбор, совершаемый потребителем в отношении того, какие блага потреблять. Потребительские предпочтения будут определять, какие блага купят потребители, расходуя свой ограниченный располагаемый доход, и тем самым - спрос на блага. Наряду с предпочтением определенных благ потребители могут иметь предпочтения в отношении определенной торговой марки.
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ - деловое качество личности, проявляющееся как энергичность, находчивость, изобретательность, практическая сметка и деловитость в решении задач, связанное прежде всего с умением эффективно решать поставленные задачи, извлекая в конкретной ситуации максимальную пользу для себя, коллектива и общества в целом, при соблюдении правовых и моральных норм. П. - необходимая черта руководителя в условиях самофинансирования и рыночных отношений. Без П. невозможен успех в предпринимательской деятельности. П. проявляется в умении находить неординарные решения, доводить выгодное дело до конца, в способности пойти на обоснованный риск.
ПРЕДПИСАНИЕ 1) - письменное распоряжение, приказ; 2) - нормативно-правовое элементарное, логически завершенное веление, сформулированное в тексте нормативного акта.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (англ. епtrерrепеиr) - индивид, который объединяет и организует факторы производства, создавая предприятие с целью получения прибыли. Факторы производства (один или более) из трех существующих (природные ресурсы, труд, капитал) индивид может доставлять сам, но может арендовать или покупать их в расчете на будущую прибыль. Функцию предпринимателя можно считать четвертым фактором проuзводства, назвав ее направляющей волей.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) (см. ст. 1 Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь ");
2) - самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (см. ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
ПРЕДПРИЯТИЕ (англ. bиsiпеss) 1) - поставщик товаров и услуг. Этим понятием также обозначают фирму. В экономической теории предприятие выполняет две функции. С одной стороны, оно выступает на рынке как производитель товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами; с другой стороны, оно покупает у домохозяйств производственные факторы, используемые в производстве этих товаров и услуг. Термин «предприятие» применяется прежде всего в макроанализе (национальный доход), тогда как термин «фирма» - в микроанализе (спрос и предложение);
2) - самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества про изводит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.
Предприятие независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество действует на принципах хозяйственного расчета.
Правовoe регулирование деятельности предприятий осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях».
Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах регулируется государством экономическими методами.
Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Республики Беларусь и отвечают целям, предусмотренным в уставе предприятия.
ПРЕДПРИЯТИЕ, ВЕНЧУРНОЕ - малое предприятие, занятое научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, в том числе по заказам крупных фирм и государственным субконтрактам.
ПРЕДПРИЯТИЕ, ВЗРЫВООПАСНОЕ - заводы, производящие взрывчатые вещества, а равно заводы и предприятия, использующие в производстве аммиак, ацетон, бензин, бутан, доменный газ, метан, спирт, толуол, коксовый газ, светильный газ, эфир, сероводород, сероуглерод, уайт-спирт.
ПРЕДПРИЯТИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если Г.П. является бюджетным, то оно финансируется из средств государственного бюджета. Предприятия, находящиеся в непосредственном ведении государственных органов, называются казенными.
ПРЕДПРИЯТИЕ, ДОЧЕРНЕЕ - предприятие, созданное в качестве юридического лица другим предприятием (учредителем) путем передачи ему части своего имущества в полное хозяйственное ведение. Учредитель дочернего предприятия утверждает устав предприятия, назначает его руководителя и осуществляет в отношении дочернего предприятия другие права собственника, предусмотренные законодательными актами о предприятии.
ПРЕДПРИЯТИЕ, КОНЦЕССИОННОЕ - предприятие, организованное на основе договора о передаче в эксплуатацию на определенный срок принадлежащих государству или муниципалитетам природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов частным предпринимателям или иностранным фирмам.
ПРЕДПРИЯТИЕ, КОРПОРАТИВНОЕ - предприятия (фирмы), существующие как независимые юридические субъекты, собственность которых разделена на паи. Корпоративная форма предпринимательской деятельности является преобладающей и соответствует современным тенденциям создания крупных объединений, развития международной торговли. Основные преимущества - ограниченная ответственность и высокая способность привлечения дополнительного капитала.
ПРЕДПРИЯТИЕ, МАЛОЕ - предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различается в разных сферах экономики), реже - оборота, и получающее налоговые льготы, льготы по кредитам и другие виды государственной поддержки.
ПРЕДПРИЯТИЕ, МНОГОПРОФИЛЬНОЕ - предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности. В момент регистрации вновь образованное предприятие в соответствующих документах заявляет те виды деятельности, которыми оно намерено заниматься. При этом основной вид деятельности в списке заявляется первым. Официальная регистрация по основному виду деятельности служит основанием для формирования информационного фонда Единого Государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО).
ПРЕДПРИЯТИЕ, СОВМЕСТНОЕ 1) - предприятия, объединения или какие-либо другие организационные единицы, в которых принимает участие, помимо фирмы (организации) данной страны, фирма (организация) другой страны. Создаются для совместного производства, сбыта продукции, проведения научно-исследовательских работ, строительства, технических консультаций, технического сервиса, осуществления транспортных, финансовых, страховых услуг, обслуживания бытовой сферы;
2) - соглашение, по которому двое или более физических лиц или фирм объединяются для выполнения какого-либо проекта. В отличие от товарищества совместное предприятие распадается после завершения проекта.
ПРЕДПРИЯТИЕ ТРАНСПОРТА - юридическое лицо, предоставляющее транспортные услуги физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности.
ПРЕДПРИЯТИЕ, УНИТАРНОЕ - коммерческая организация, не обладающая правом собственности на закрепленное за ним имущество. У.п. может быть государственным или коммунальным (муниципальным), соответственно имущество Ул. находится в государственной или коммунальной (муниципальной) собственности, оно принадлежит ему на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. У.п., основанное на праве хозяйственного ведения, создается органом государственной власти или местного самоуправления. Этим же органом утверждается устав У.п., определяется размер уставного фонда (а не уставного капитала, как в хозяйственных товариществах или акционерных обществах), который также формируется собственником. Руководитель У.п. назначается государственным или муниципальным органом и подотчетен ему. По своим обязательствам предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Если У.п. создано на праве оперативного управления имуществом, то оно является казенным предприятием. Казенное предприятие может находиться только в республиканской собственности. У.п. самостоятельно владеет, пользуется и распоряжаться находящимся в его ведении имуществом, но при этом собственник имущества (а от его имени - соответствующий государственный или муниципальный орган), осуществляет контроль за сохранностью при надлежащего предприятию имущества. У.п. отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. У.п. не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
ПРЕДПРИЯТИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ (РЕМЕСЕЛ) - коммерческая организация любой формы собственности и организационно-правовой формы, занимающаяся производством изделий народных промыслов (ремесел) на основе использования традиционных художественно-технических приемов по обработке естественных материалов (см. ст. 1 Закона Республики Беларусь "О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь ").
ПРЕДПРИЯТИЕ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ - предприятие, в уставном фонде которого частично (совместное предприятие) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал (см. ст. 6 Закона Республики Беларусь "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь").
ПРЕДПРИЯТИЕ ТОРГОВЛИ И СЕРВИСА - юридическое лицо, которое в соответствии с договором между ним и банком-эквайрером принимает карточки в качестве платежного средства за предлагаемые товары (услуги) (см. "Положение о порядке эмиссии банковских пластиковых карточек и осуществления операций, совершаемых с их использованием", утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 25.11.1998 г. протокол N 18.1 ).
ПРЕДПРИЯТИЕ ТОРГОВЛИ (СЕРВИСА) - юридическое лицо, осуществляющее розничную торговлю и оказание услуг гражданам за иностранную валюту на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (см. Указание Национального банка РБ от 21.01.97 г. N 840).
ПРЕДПРИЯТИЕ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ - предприятия по первичной переработке льна; сахарные комбинаты и заводы; крахмало-паточные заводы; оптово-розничные (рознично-оптовые), плодоовощные комбинаты (предприятия); молочные, молочноконсервные, маслодельные и сыродельные (комбинаты); мясокомбинаты, мясоконсервные комбинаты, Минский мясоперерабатывающий завод; районные предприятия по производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса; районные производственные объединения (предприятия) по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства; районные предприятия по материально-техническому снабжению агропромышленного комплекса (см. "Порядок передачи производителям сельскохозяйственной продукции акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных и арендных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, и их оплаты", утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 24.03.95 г. N 48, приказом Министерства финансов от 30.03.95 г. N 24, приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации от 04.03.95 г. N 99).
ПРЕДПРИЯТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов и багажа в определенных регионах железнодорожной транспортной сети, а также выполняющие другие транспортные работы и услуги юридическим и физическим лицам (см. "Устав железнодорожного транспорта общего пользования", утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2.08.99 г. N 1196).
ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА - юридические лица, имеющие право пользования водным объектом и осуществляющие эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения (см. ст. 1 Закона Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении").
ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - предприятия с наличием производств текстильной, прядильной, ткацкой, трикотажной, швейной, кожгалантерейной, обувной, кожевенной (в т.ч. искусственной и пленочных материалов), меховой (в т.ч. искусственной), фурнитурной продукции, а также склады сырья, расходных материалов и готовой продукции указанных производств (см. "Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для предприятий легкой промышленности", утв. приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 15.09.99 Г. N 61).
ПРЕДПРИЯТИЯ-НЕРЕЗИДЕНТЫ - юридические лица и предприятия, организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, кроме банков, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь, дипломатические и иные официальные представительства иностранных государств, находящиеся на территории Республики Беларусь, международные организации, их филиалы и представительства (см. "Положение о порядке совершения сделок купли-продажи иностранной валюты, а также конверсионных операций банками и субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь", утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь от 07.10.96 г., протокол N 21).
ПРЕДПРИЯТИЯ-РЕЗИДЕНТЫ - юридические лица и предприятия, организации (в том числе небанковские финансовые организации, получившие лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение дилинговых операций с безналичной иностранной валютой), предприниматели, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением на территории Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь, дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей Республики Беларусь (см. "Положение о порядке совершения сделок купли-продажи иностранной валюты, а также конверсионных операций банками и субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь", утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь от 7.10.96 г., протокол N 21).
ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА - контрольно-проверочные и другие работы, включая устранение дефектов перед передачей покупателю купленной им продукции (см. Приказ Минторга от 14 декабря 1995г. N 80).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (англ. аиthоrizеd persoп) 1) - лицо, совершающее сделку от имени и по поручению другого лица (представляемого, доверителя) в силу полномочия, основанного на доверенности, положении закона либо акте уполномоченного на то государственного органа;
2) - лицо, уполномоченное в соответствии с законодательством Республики Беларусь представлять интересы пациента и (или) осуществлять определенные права от его имени (см. ст. 1 Закона Республики Беларусь "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАДЕЛЬЦА АКЦИЙ - юридическое или физическое лицо, представляющее интересы владельца акций на основании доверенности (см. "Инструкция о порядке ведения реестра владельцев именных акций акционерного общества", утв. приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 10.07.96г., N 49).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (англ. branch office оf legal persoп) 1) - в гражданском праве, сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого ) в силу полномочия, основанного на доверенности, законодательстве либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Правовое регулирование представительства осуществляется в соответствии с нормами ГК РБ и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно ст. 183 ГК РБ, не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.), а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.
При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий, согласно ст. 185 ГК РБ, сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку, при этом последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
2) - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительства назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БАНКА-НЕРЕЗИДЕНТА - отдельное подразделение, действующее на основании законодательства и представляющее интересы банка. Представительство не является юридическим лицом и не имеет права осуществлять банковские операции. Представительство получает право на деятельность с момента регистрации в Национальном банке. Руководитель представительства действует на основании доверенности, выданной банком-нерезидентом, открывающим представительство на территории Республики Беларусь. (см. Положение о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь от 15.06.1998 N 59).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - обособленное структурное подразделение иностранного средства массовой информации, расположенное на территории Республики Беларусь, через которое осуществляются представительские функции (см. "Инструкция о порядке открытия и деятельности представительств иностранных средств массовой информации на территории Республики Беларусь", утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.97 г. N 1259).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОФИРМЫ - обособленное структурное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, через которое осуществляются представительские и другие не противоречащие законодательству Республики Беларусь функции в интересах иностранного юридического лица (см. "Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных фирм и организаций", утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.97 Г. N 929).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО КОММЕРЧЕСКОЕ - особый вид представительства, регулируемый гражданским законодательством, в соответствии с которым коммерческий представитель является лицом, постоянно и самостоятельно представляющим от имени предпринимателей их интересы при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.
Правовое регулирование коммерческого представительства осуществляется ГК РБ и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии со ст. 185 ГК РБ, коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.
Одновременно коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данное ему поручение с заботливостью обычного предпринимателя. Коммерческий представитель вправе требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения, понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности. Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (англ. mission of legal person) - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его основного нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ БАНК - инкассирующий банк, осуществляющий представление плательщику (см. "Рекомендации о порядке кредитования по счету контокорренту", утв. протоколом заседания Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 02.11.1998 г. N 29.40).
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА - средство защиты исключительных прав. Обладатель исключительных авторских прав на произведение для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается, как правило, на обороте титульного листа или на первой странице внизу каждого экземпляра произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности - С ; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре к состоит из трех элементов: латинской буквы "Р" в окружности - Р; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Если на экземплярах или их упаковке не упоминается производитель фонограммы или обладатель лицензии на это, выданной их производителем (путем упоминания его фамилии, торговой марки или другого соответствующего обозначения), то надпись должна также включать фамилию обладателя правами производителя фонограммы; более того, если на экземплярах или их упаковке не указываются основные артисты-исполнители, то в надписи должна также указываться фамилия лица, обладающего правами таких артистов-исполнителей в стране, где осуществлена запись. Для оповещения о своих правах автор топологии интегральных микросхем или его правопреемник имеет право указывать на охраняемой топологии, а также на изделиях, включающих такую топологию, уведомление об этом в виде выделенной прописной буквы Т ( "Т" , [Т] , Т , Т или Т), даты начала срока действия исключительного права на использование топологии и информации, позволяющей идентифицировать правообладателя. для признания и осуществления авторского права на программу ЭВМ правообладатель может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права (буква С в окружности или в круглых скобках С; (С); наименование (имя) правообладателя; год первого выпуска программы для ЭВМ или базы данных в свет). Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком (знаком обслуживания) П.м. в виде латинской буквы "R" в окружности - R указывающую на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным товарным знаком. Аналогичная маркировка может быть использована обладателем свидетельства на наименование места происхождения товара.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1) - представление, предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить платеж (трассату);
2) - торжественное (как правило) представление вновь созданной фирмы, нового проекта, фильма и т.д., проводимое в рекламных целях.
ПРЕЗИДЕНТ - глава государства с республиканской формой правления; - выборный руководитель некоторых общественных учреждений; - высшее должностное лицо корпорации, он председательствует на собраниях акционеров и на заседаниях совета директоров, заключает сделки от имени корпорации.
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - глава Республики Беларусь.
В Республики Беларусь статус Президента, право вое регулирование его деятельности установлены Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь", другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент Республики Беларусь обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Согласно ст. 80 Конституции Республики Беларусь, Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Выборы будут считаться состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей, а Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
В случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В соответствии со ст. 83 Конституции Республики Беларусь, Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:
"Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности".
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предьщущего Президента прекращаются.
Полномочия Президента закреплены в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой, Президент Республики Беларусь:
1) назначает республиканские референдумы;
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19) осуществляет помилование осужденных;
20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
25) имеет право отменять акты Правительства;
26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Президент Республики Беларусь, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, согласно ст. 85 Конституции Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
В соответствии со ст. 86 Конституции Республики Беларусь, Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент также должен приостановить членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.
Статьей 87 Конституции Республики Беларусь, Президенту предоставлено право в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. Кроме того, согласно ст. 88 Конституции, Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.
В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.
В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», Президент осуществляет свою деятельность в целях развития Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового гocyдaрства, создания условий для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышения благосостояния народа Беларуси на основе принципов равенства социальных, национальных и иных общностей перед законом, защиты прав и интересов человека, обеспечения равенства кaждoгo перед законом.
В Республики Беларусь должность Президента считается вакантной в случаях:
отставки Президента;
досрочного освобождения Президента от должности; смещения Президента;
смерти Президента (ст. 14 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь).
Президент имеет право роспуска палат Национального собрания Республики Беларусь.
Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента, в случаях, предусмотренных ст. 18 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», когда: отказано в доверии Правительству Республики Беларусь;
выражен вотум недоверия Правительству Республики Беларусь; произведен двукратный отказ в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;
систематически или грубо нарушена Конституция Республики Беларусь.
Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь.
Решение о роспуске палат Национального собрания Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции Республики Беларусь принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.
Решение о роспуске палаты Национального собрания Республики Беларусь Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателем соответствующей палаты, если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий данной палаты.
Палаты не могут быть распущены:
в период чрезвычайного или военного положения;
в последние шесть месяцев полномочий Президента;
в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности;
в течение года со дня их первых заседаний.
Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществляет меры по защите интересов гpaждан Республики Беларусь, находящихся (проживающих) в других государствах.
Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палатy представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам.
Президент вправе внести в Палатy представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конститyцию Республики Беларусь, о толковании Конститyции Республики Беларусь.
Президент:
дает согласие либо поручает Cовету Министров Республики Беларусь дать согласие на внесение в Палатy представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;
имеет право вносить или дать поручение Совету Министров Республики Беларусь внести в Палатy представителей и Совет Республики предложение об объявлении законопроекта срочным.
Проекты законов, предложения, внесенные Президентом в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь, а при объявлении рассмотрения проектов законов срочными -в течение десяти дней со дня их внесения на рассмотрение.
Президент может потребовать, чтобы Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимали решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом. Президент дает согласие Cовету Министров Республики Беларусь на внесение такого требования в Палатy представителей и Совет Республики в отношении проектов и поправок к ним, представляемых Правительством.
Президент или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение в случае, если после отклонения Советом Республики принятого Палатой представителей законопроекта согласительная комиссия палат Национального собрания Республики Беларусь не приняла согласованный текст законопроекта (ст. 21).
Президент своими указами назначает республиканские референдумы по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. Президент подписывает решения, принятые республиканским референдумом (ст. 22).
Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, определяет состав и порядок его деятельности, назначает на должность и освобождает от занимаемой должности Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь. Совет Безопасности Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики, военной доктрины Республики Беларусь.
Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь и ответствен перед народом Республики Беларусь за обеспечение надежной защиты государства, выполнение межгосударственных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь. Он также вправе отдать приказ о начале военных действий без объявления войны в случаях:
преднамеренного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь;
неожиданного вторжения вооруженных сил на территорию Республики Беларусь;
неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь.
В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение трех часов сообщить об этом в Совет Республики.
Президент может ввести на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявить полную или частичную мобилизацию. Указы Президента по данным вопросам подлежат внесению на утверждение в Совет Республики в трехдневный срок со дня подписания соответствующего указа (ст. 24).
Президент вправе обратиться в Конститyционный Суд Республики Беларусь за заключением о:
соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конститyции Республики Беларусь и международно-лравовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конститyции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Республики Беларусь Конститyции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
соответствии актов любого другого государственного органа Конститyции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
наличии фактов систематического или грубого нарушения Палатой представителей и Советом Республики Конституции Республики Беларусь (ст. 27).
Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона. Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц (ст. 28).
Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. Инициатором их издания может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев, установленных законом. Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в том числе и в период между сессиями, Президентом или по его поручению Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подписания данного временного декрета.
Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат.
Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.
Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет сохраняет свою силу.
Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм.
Отношения, возникшие или приобретшие качественно новое состояние со вступлением в силу временного декрета, после отмены данного временного декрета могут регулироваться законом. При необходимости регулирования таких отношений палаты Национального собрания Республики Беларусь одновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принять соответствующий закон.
Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь (ст. 30).
Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Независимо от вида, декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.
Декреты, указы и распоряжения Президента регистрируются, им присваивается соответствующий порядковый номер.
Декреты и указы Президента или их отдельные положения, признанные Конституционным Су дом Республики Беларусь в пределах его полномочий противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, утрачивают юридическую силу в порядке, определяемом Конституцией Республики Беларусь. Декреты Президента или их отдельные нормы, полностью или в части расходящиеся с законом, которым предоставлены полномочия на их издание, не имеют юридической силы (ст. 32).
Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создается Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления. Порядок их деятельности определяется Президентом.
ПРЕЗУМПЦИЯ - предположения или гипотезы, признаваемые истинными, пока не доказано обратное. Понятие презумпции исходит от античности. Самой древней презумпцией является презумпция знания права и закона, то есть, предполагается, что все должны знать писаный закон. Чтобы стать полноправным гражданином, в античное время римляне должны были выдержать экзамен на знание законов ХII таблиц, своего рода древнейшего сборника римских законов. А в Японии, наоборот, в древности существовала презумпция так называемой исключительной осведомленности, то есть знание права было исключительной привилегией судей и администрации. Правовая осведомленность, выходившая за рамки положенной, каралась как проступок или даже преступление. Нечто похожее с древней Японией, стремятся внедрить и диктаторские режимы современности.
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ - положение, по которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Является одним из важных демократических признаков уголовного процесса, обеспечивает охрану прав личности, исключает необоснованные обвинения и осуждения.
ПРЕЙСКУРАНТНАЯ ЦЕНА (англ. list price) - опубликованная цена товара или услуги. Фактическая цена, выплачиваемая покупателем, часто бывает ниже прейскурантной цены, так как поставщики предлагают кассовые и торговые скидки. Многие производители назначают рекомендуемую розничную цену на свои продукты, но и в этом случае фактическая цена может быть намного ниже рекомендованной, в зависимости от силы конкуренции в розничной торговле.
ПРЕМИАЛЬНАЯ ОБЛИГАЦИЯ (англ. preтiuт boпd) - ценная бумага, выпускаемая правительствами некоторых стран как средство увеличения денежных средств государства и стимулирования частных сбережений. Премиальные облигации имеют низкую номинальную стоимость, по ним не выплачиваются проценты. Кроме того, при их погашении нельзя получить «капитальный выигрыш», поскольку они эмитируются и покупаются по одной и той же номинальной цене. Привлекательность этой облигации, к примеру в Великобритании, состоит в том, что она дает шанс игроку выиграть значительную сумму денег в ежемесячной лотерее (выигрышные номера определяются электронной системой «ERNIE»).
ПРЕМИАЛЬНАЯ ОПЛАТА (англ. boпus scheтe) - одна из стимулирующих форм оплаты труда, в соответствии с которой заработная плата индивида или группы увязывается с выполнением индивидом или группой задачи по выпуску продукции. Премиальная оплата часто предусматривает гарантированную базовую ставку зарплаты для работников.
ПРЕМИЯ ЗА РИСК (англ. risk premium) -- дополнительный доход на инвестиции, который необходим, чтобы компенсировать принимаемый индивидами и управляющими предприятия риск убытков в случае неудачи инвестиций. Инвесторы в правительственные облигации, которые связаны с очень маленьким риском банкротства заемщика, требуют более скромного дохода на такие вложения, чем доход, который они получили бы от инвестиций, к примеру, в небольшую недавно созданную компанию, обладающую значительным риском банкротства, в результате которого инвесторы потеряют весь капитал или его часть.
ПРЕМИЯ, НОБЕЛЕВСКАЯ - международная премия, названная в честь ее учредителя шведского инженера-химика Альфреда Бернхарда Нобеля (1833-1896 п.), изобретателя динамита. Присуждается ежегодно (с 1901 г.) за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины, экономики (с 1969 г.), за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира. Н.П. не присуждаются дважды и посмертно.
ПРЕМИЯ ПО АКЦИЯМ (англ. share preтiuт) - доходы от выпуска акций по цене, превышающей их номинальную стоимость или текущую рыночную стоимость. Эти доходы прибавляются к резервам акционерной компании.
ПРЕМИЯ ПО ОБЛИГАЦИЯМ (англ. boпus shares) - покупка облигации по цене, превышающей номинал. Цена, по которой люди готовы покупать облигации, может быть выше номинала, если номинальная процентная ставка этой облигации превышает текущие рыночные процентные ставки.
ПРЕРОГАТИВА (от лат. praerogativus - первым подающий голос) - исключительное право, принадлежащее государственному органу или должностному лицу.
ПРЕНУМЕРАНДО - характеристика систематического наращивания вкладов, когда они регулярно поступают в начале каждого расчетного периода.
ПРЕРОГАТИВА - исключительное право, при надлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.
ПРЕСКРИПЦИЯ - ограничение срока действия тех или иных правовых документов, требования.
ПРЕСТИЖ - авторитет, уважение, доверие. Личный престиж отождествляется с действиями, направленными на сохранение авторитета личности; престиж организации связывается с ее способностью выполнять свои обязательства, пользоваться доверием у других организаций и потребителей; престиж должностного лица основан на точном соблюдении им функциональных обязанностей.
ПРЕТЕНДЕНТ - юридическое или физическое лицо, которое представило заказчику тендерное предложение на поставку товаров, работ или услуг или осуществляет подготовку этого предложения, а также (при осуществлении процедур закупок без проведения тендера) которое предполагается в качестве поставщика (подрядчика) (см. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. N 1944).
ПРЕТЕНДЕНТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - лицо, решившее принять участие в торгах, до момента регистрации тендерного предложения (оферты) (см. "Положение о порядке организации и проведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь", утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.12.97 г. N 517).
ПРЕТЕНДЕНТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕНДЕРОВ - юридическое или физическое лицо, которое представило заказчику тендерное предложение на поставку товаров, работ или услуг или осуществляет подготовку этого предложения (см. "Положение о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета, а также по проектам, фшюнсируемым за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых под гарантии Правuтельства Республики Беларусь", утв. Министерством экономики Республики Беларусь от 12.06.96 г. N 14/08-1418, Министерством финансов Республики Беларусь от 14.06.96 г. N 40, Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь от 14.06.96 г. N 1/3142).
ПРЕТЕНДЕНТЫ - физические и юридические лица, связанные с реализацией инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, и претендующие на оказание мер государственной поддержки (см. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 1998 г. N 105).
ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ - форма защиты гражданских прав, представляющая собой урегулирование спорных вопросов между кредитором и должником до передачи спора в суд, хозяйственный (арбитражный) суд или иной компетентный орган.
ПРЕТЕНЗИЯ - требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов.
ПРЕЦЕДЕНТ 1) - случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода;
2) - юридическое решение суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенная по конкретному делу и обязательное при решении аналогичных дел в последующем.
ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬАЯ ПОПРАВКА 1) - предоставление преимущества отечественным претендентам при оценке тендерных предложений (см. "Положение о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета, а также по проектам, финансируемым за счет средств иностранных кредитов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь", утв. Министерством экономики Республики Беларусь от 12.06.96 г. N 14/08-1418, Министерством финансов Республики Беларусь от 14.06.96 г. N 40, Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь от 14.06.96 г. N 1/3142);
2) - преимущество, предоставляемое отечественным претендентам при оценке стоимости строительства объекта (см. "Положение о порядке организации и проведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь", утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.12.97 г. N 517).
ПРЕФЕРЕНЦИИ - льготы, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран (минимальные ставки либо освобождение от уплаты пошлин).
ПРЕЮДИЦИЯ - предрешение вопроса об истинности фактов и правоотношений, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением при рассмотрении другого дела между теми же лицами (см. ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).