wrapper

Новости - слайдер на главной

26-03-13-22С 14 по 25 марта в Беларуси работала миссия сотрудников МВФ во главе с Дэвидом Хофманом, проводящая консультации в рамках четвертого постпрограммного мониторинга.Эксперты фонда встречались с вице-премьером Петром Прокоповичем, главой Нацбанка Надеждой Ермаковой, министрами экономики и финансов.

Результатом миссии стало заявление, которое Дэвид Хофман озвучил на брифинге 25 марта. Само это заявление читатели BEL.BIZ могли увидеть еще вчера. Сегодня же мы публикуем ответы Дэвида Хофмана на некоторые принципиально важные для экономики Беларуси и бизнеса вопросы.

- Вы встречались с представителями органов госуправления. Сложилось ли у вас впечатление, что по итогам года будет выполнен прогноз по росту ВВП на 8,5%? И как вы относитесь к снижению ставки рефинансирования в марте?

- Что касается установленного правительством целевого показателя по экономическому росту, мы считаем, что это очень напряженный целевой показатель. Если посмотреть на экономический климат в мире в целом, то найдется мало стран с темпами роста на таком уровне. И эта задача представляется еще более сложной с учетом того, что правительство намеревается достичь этого за счет роста экспорта в условиях, когда снижается конкурентоспособность, а темпы экономического роста в странах-партнерах относительно низкие.

И наконец, как я уже отмечал сегодня, нас беспокоит то, что установленный целевой показатель по экономическому росту может противоречить другим установленным целевым показателям, в частности по инфляции (12%) и обеспечению макроэкономической стабильности.

Что касается вопроса о ставке рефинансирования. Мы считаем, что Нацбанк должен быть готов повышать определяемые политикой процентные ставки, если преимущества, полученные от снижения инфляции, не удастся сохранить на устойчивом уровне. Если политика правительства приведет к значительному увеличению расходов, или если будет дополнительное дальнейшее давление на обменный курс.

Учитывая все названные причины, мы полагаем, что снижение ставки рефинансирования, произошедшее две недели назад, было преждевременным. Это наша точка зрения. Однако при этом следует отметить, что Национальный банк держал процентные ставки на неизменном уровне достаточно долгое время с осени прошлого года, и курс денежно-кредитной политики в целом стал более правильным

- Вы встречались с представителями Банка развития. Как вы считаете, отвечает ли этот институт тем целям, которые были анонсированы во время предыдущей программы МВФ, когда еще только планировалось создавать этот банк? Также в последнем отчете было указано, что МВФ не рекомендует Банку развития выпускать собственные облигации. Как вы относитесь к тому, что Банк развития все же будет их выпускать?

- Что касается банка развития: такие учреждения существуют во многих странах. Как правило, банки развития создаются для финансирования таких проектов, которые не финансируются коммерческими банками, под которые трудно или невозможно привлечь финансирование с рынка, однако, по мнению властей, социальная польза от этих проектов действительно важна. И в других странах банки развития заполняют вот эту довольно небольшую нишу.

У Беларуси проблема отличается от той, которая есть в других странах. Потому что в экономике Беларуси уже имеется большой объем целевого и в значительной мере субсидируемого кредитования. В этом отношении Беларуси не нужен банк развития как учреждение, которое будет закрывать пробелы рынка. Мы считаем, что Банк развития в Беларуси должен быть учреждением, которое берет на себя целевое кредитование, которое уже существует, освобождая таким образом банковскую систему от этого канала кредитования.

В этом случае банковская система сможет работать на более коммерческих условиях, как это происходит в других странах. Это будет способствовать повышению эффективности, а также совершенствованию предоставления кредитных ресурсов в экономике страны. Поэтому наша рекомендация правительству состоит в том, чтобы использовать Банк развития именно для данных целей. С тем, чтобы он стал единственным учреждением, которое предоставляет целевое и субсидируемое кредитование в Беларуси.

Теперь о выпуске Банком развития собственных облигаций. Мы не приветствуем эту идею, поскольку мы считаем, что Банк развития должен финансироваться правительством. Но если он будет выпускать свои долговые обязательства, мы считаем, что Национальный банк не должен их рефинансировать. И это никак не связано с качеством долговых обязательств, которые будут выпускаться Банком развития. Причина в том, что, по нашему мнению, это приведет по сути к монетизации Нацбанком кредитных ресурсов, выдаваемых банком развития.

- В ходе вашего диалога с чиновниками создалось ли у вас впечатление, что белорусские власти в случае необходимости все-таки смогут ужесточить макроэкономическую политику? И если у вас такого впечатления не сложилось, то допускаете ли вы, что в Беларуси возможно повторение кризиса 2011 года, в частности, скатывания в инфляционно-девальвационную спираль?

- Во время наших встреч с представителями властей у меня сложилось впечатление, что они себе полностью отдают отчет в необходимости поддержания и сохранения макроэкономической стабильности. И они совершенно четко говорили нам о том, что будут готовы предпринять необходимые меры по ужесточению в том случае, если появится угроза для макроэкономической стабильности, или если уровень инфляции не будет снижаться достаточно для того, чтобы выйти по году в целом на показатель в 12%.

Наша обеспокоенность при этом все-таки заключается в постановке противоречивых целей со стороны правительства. Другими словами, оно одновременно ставит целевой показатель по росту в 8,5% в нынешнем году, и если оно будет стремиться его выполнить, это потребует смягчения мер экономической политики, что может поставить под угрозу целевой показатель по инфляции или создать давление на обменный курс. В этом случае правительство опять должно будет прибегнуть к ужесточению политики, как это было в 2012 году.

Мы считаем, что нужно избегать схемы чередования сдерживающих и стимулирующих мер экономической политики. Правительство должно проводить твердую, последовательную и предсказуемую политику, направленную на сохранение и поддержание макроэкономической стабильности

- На нынешний год у Беларуси приходится пик выплат по внешним заимствованиям, в том числе по кредитам МВФ. Как в этом ключе эксперты МВФ оценивают вероятность новой существенной девальвации национальной валюты, подобной девальвации 2011 года?

- Действительно, в этом году Беларуси предстоит осуществить значительные платежи по внешнему долгу, в том числе и долгу перед МВФ. Подобная ситуация возникнет и в 2014 году, когда объем этих платежей будет аналогичным. Кроме того, состояние платежного баланса в нынешнем году, вероятно, будет слабее, чем оно было в прошлом. Эти обстоятельства обуславливают необходимость проведения очень активной и решительной макроэкономической политики, чтобы ограничить внешнеэкономические дисбалансы и сложности в платежном балансе.

Власти также заняты поиском дополнительных источников внешнего финансирования. Ведутся разговоры о выпуске на рынки долговых обязательств. Кроме того, у властей страны есть программа сотрудничества с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, по которой есть договоренность еще о $900 млн кредитов. Кроме того, финансирование власти могут получить путем проведения приватизации. И есть возможность получения финансирования от других стран на двусторонней основе.

- И все-таки, как оценивается вероятность девальвации?

 

- После прошлого кризиса власти проводят политику гибкого курсообразования, и это очень важная мера. Потому что резкая девальвация происходит в тех случаях, когда идет завышение или переоценка обменного курса национальной валюты. Гибкая политика курсообразования позволяет обменному курсу корректироваться постепенно и снижает вероятность резких его корректировок (как это бывало в Беларуси при фиксированном обменном курсе). С этой точки зрения риски сократились, однако необходимо продолжать проводить решительную политику в данном отношении.

- Сейчас идут разговоры о таком источнике внешнего финансирования, как кредит от России на $2 млрд. С точки зрения МВФ, этот кредит позитивен для белорусской экономики или нет? И куда его следовало бы направить – на модернизацию, или на погашение внешнего долга?

- Мы считаем, что любой займ такого рода был бы полезен для Беларуси, потому что он увеличивает объем привлекаемого страной внешнего финансирования. Для того, чтобы сохранить и обеспечить выполнение показателя по стабильности в экономике страны, мы рекомендуем такого рода средства направить на наращивание резервов. Это позволило бы смягчить воздействие такого фактора, как погашение внешних займов.

- Белорусские власти регулярно говорят о том, что причины отказа МВФ от новой программы кредитования Беларуси имеют политический характер. Действительно ли здесь есть некий политический подтекст?

- Как я сказал в своем вступительном слове, пока мы незначительно продвинулись в обсуждении возможной программы кредитования. Это связано с тем, что для таких переговоров необходимо действительно надежное, внушающее доверие обязательство, принятое всеми ветвями власти, включая президентскую администрацию, в отношении тех мер, которые бы могли получить поддержку МВФ. Кроме того, чтобы новая программа сотрудничества Беларуси с МВФ была утверждена Советом МВФ, необходимо внушающее доверие обязательство властей страны по проведению глубоких структурных реформ. К настоящему моменту эти два элемента, которые мы рассматриваем как ключевые, пока не выполнены. По этой причине и не начались переговоры по новой программе кредитования.

 

Источник: BEL.BIZ

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family