wrapper

Новости - слайдер на главной

06-12-08-2Уже стало модным критиковать рыночную экономику и указывать на то, что провалы рынка должно устранять государство. При этом часто забывается о второй стороне медали, когда в результате чрезмерного вмешательства государства в рыночную экономику происходят провалы государства. Три самых крупных провала государства за последние десять лет.

 

Провал 1. Попытка регулировать цены.

В 1999 году был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на государственное регулирование цен. В этом перечне документов были, – Постановление Совмина от 10.02.1999 № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен»,  Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» № 255-З от 10.05.1999  г. Вообщем 1999 год – можно считать точкой отсчета, когда государство всерьез начало регулировать цены.

Однако если брать за начало отсчета 2000 год, то среди стран, по которым имеется статистика по изменению индекса потребительских цен (по которому измеряется уровень инфляции), Беларусь по темпам роста – абсолютный лидер в Европе за последнее десятилетие. А в мировом масштабе из 160 стран уступает только Зимбабве, Анголе и Мьянме. Это следует из отчета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) за 2009 год. По сравнению с 2000 годом, который FAO берет в качестве основы для расчета, в 2007 году темп роста индекса потребительских цен в Беларуси составил 446%. Абсолютным лидером антирейтинга является Зимбабве, где этот показатель составил 21 602% (!). Выделятся темпом роста цен ангольская экономика – 2 348%, а до темпов мьянмской инфляции Беларусь не добралась совсем немного – 481%.

Иными словами, можно констатировать, что попытка навести дисциплину в ценах и добиться административными методами от субъектов хозяйствования, чтобы те не повышали цены, полностью провалилась.

По мнению экспертов, регулирование уровня цен (инфляции) в Беларуси должно осуществляться, как и в других странах,  контролем денежной массы и  расходов государства, что реализуется  центральным банком  и министерством финансов. Но только не за счет прямого регулирования цен и контроля со стороны государства за соблюдением дисциплины цен субъектами хозяйствования, наказания их штрафными санкциями, как это происходит в Беларуси в последние десять лет.

Провал 2. Попытка регулировать внешнюю торговлю.

После того, как отрицательное сальдо торгового баланса достигло более $1 млрд. государство объявило о том, что берется за решение данной проблемы. В качестве едва ли не основного инструмента борьбы с преодолением отрицательного сальдо торгового баланса было избрано импортозамещение. Президент Республики Беларуси несколько дней назад в очередной раз акцентировал внимание на том, что импортозамещение будет одним из основных направлений экономического развития Беларуси в течение следующих пяти лет.

Итак, политика импортозамещения в Беларуси была введена как способ борьбы с отрицательным сальдо торгового баланса 6-7 лет назад. С тех пор отрицательное сальдо торгового баланса медленно, но верно прирастает каждый год на $1-2 млрд. В этом году по прогнозам аналитиков  оно превысит $8 млрд., хотя еще 6-7 лет оно было в пределах $0,7-1,6 млрд. Однако в 2006 г. оно составило уже $2,6 млрд., в 2007 – $4,4 млрд., в 2008 – $8,8 млрд., в 2009 – $7,2 млрд.

06-12-08-4

По мнению экспертов, импортозамещение как раз во многом и содействует росту отрицательного торгового сальдо, поскольку снижает эффективность аллокации ресурсов в экономике Беларуси, которое ведет к снижению конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках и к снижению экспортного потенциала страны.

Кроме того, экономисты в один голос говорят о бессмысленности ограничения импорта. Потребительский импорт в общем объеме импорта Беларуси составляет небольшую долю (примерно 1/7 часть) и его сокращение мало что дает белорусской экономике. Для потребителя это означает повышение цен на товары отечественного производства. Что же касается ограничения импорта промежуточных товаров, то это противоречит всем тенденциям развития в мире специализации и кооперации производства, которые привели в последние десятилетия к росту качества и снижения стоимости товаров.

Среди других причин роста отрицательного сальдо торгового баланса, экономисты называют ставку на строительный комплекс в качестве локомотива белорусской экономики, а также – искусственное удержание курса белорусского рубля к доллару. В последнем случае при накопленном в последние годы инфляционном навесе относительная стабильность курса национальной валюты, которая достигается за счет проедания золотовалютных ресурсов и  роста внешнего долга страны, приводит к снижению ценовой конкурентоспособности экспорта, и наоборот, делает импорт в страну более дешевым, конкурентоспособным и поэтому более выгодным.

Иными словами, чрезмерное административное вмешательство, в том числе указания – что и как производить и где продавать, в очередной раз привело к провалу. Нельзя говорить о либерализации экономики, не подразумевая либерализацию внешней торговли. Необходимо либерализовать внешнюю торговлю, отказавшись от большинства административных мер по защите отечественного производителя и ограничений на импорт. В странах с рыночной экономикой проблема с отрицательным сальдо торгового баланса решается не за счет прямого вмешательства в хозяйственные механизмы, а за счет создания общих выгодных для размещения экономической деятельности макроэкономических условий, в результате которых производится конкурентоспособная продукция. И обязательно в таких масштабах производства, чтобы можно было добиться высокой эффективности и прибыльности.

Провал 3. Несмотря на приоритетную поддержку АПК сельское хозяйство по-прежнему убыточно.

В последние годы на поддержку сельского хозяйства в Беларуси было направлено миллиарды долларов на кредитные карты, однако за прошедший год сельское хозяйство Беларуси было в целом убыточным, что признано официально. По мнению экспертов, основная причина заключается в том, что инвестиции направляются на проедание (на выращивание урожая и на поддержание низкоэффективного производства вместо того, чтобы направить их практически полностью на техническое перевооружение отрасли и на реформу собственности в АПК).

На следующую пятилетку запланировано инвестировать в АПК $40 млрд., что соответствует 1/3 от всех инвестиций, которые запланировано вложить во всю экономику Беларуси. В очередной раз объявлено, что к концу пятилетки сельское хозяйство выйдет на безубыточный уровень работы.

Однако как полагают эксперты, на $40 млрд. можно создать десятки предприятий и даже несколько новых отраслей экономики, в которых были бы созданы высокооплачиваемые рабочие места, произведена относительно дешевая и качественная, конкурентоспособная продукция.

Пока же, белорусское общество половину своего рабочего времени тратит на производство продовольствия. Этот показатель характерен для бедных стран планеты.  Низкая эффективность АПК  обеспечивает удовлетворение лишь первичных потребностей людей и сдерживает развитие других отраслей.  Она  одновременно сдерживает накопление собственных инвестиций для развития других отраслей (из-за низкого уровня сбережений)   и, с другой стороны  ограничивает   платежеспособный  спрос  на  их продукты.

Следует учитывать и то, что те же развитые страны ЕС продают то же масло по ценам ниже себестоимости, потому что у них предусмотрены значительные экспортные субсидии и фермерским хозяйствам, и пищевой промышленности.

Экономисты обращают внимание на то, что экспорт продовольствия из Беларуси также убыточен, что наша страна тем самым занимается субсидированием соседних стран. Чтобы экспорт продовольствия из Беларуси стал выгоден, необходимо добиться схожей эффективности сельскохозяйственного производства, как в странах Европейского Союза. Для этого инвестиции в АПК должны идти в модернизацию производств, в строительство высокотехнологичных ферм. При этом с такой задачей мог бы частично справиться и частный иностранный капитал.

Эксперты предлагают правительству вложить миллиарды долларов в реформирование сельского хозяйства. Оно может быть эффективной отраслью, поддерживать экономический рост страны, но только в том случае, если существенно снизятся затраты на производство. Пока же мы пытаемся вложить огромные деньги в нереформированное сельское хозяйство, избыточную продукцию поставлять на мировой рынок с убытком для себя.

 

Автор: Владимир Акулич

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

 

 

 

 

 

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family