При этом надо заметить, что стоимость бензина на внутреннем рынке Беларуси почти сравнялись с российским, а дизельное топливо и вовсе стало дороже.
Розничные цены на автомобильное топливо повышались в этом году трижды. Всего с начала года АИ-92 подорожал на 16,7% (с 5700 до 6650 рублей за литр), АИ-95 — на 17,2% (с 6100 до 7150 рублей), дизтопливо — на 15,9% (с 6300 до 7300 рублей).
Последний раз топливо дорожало 8 июня. Пересмотр цен концерн «Белнефтехим» традиционно объяснил необходимостью «поэтапного сближения цен на товары в странах Таможенного союза и повышения эффективности работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения возможности дальнейшей модернизации производства».
Но если ориентироваться на информацию российских аналитиков об уровне розничных цен на автобензины внутри России, то затраты белорусских и российских автовладельцев на покупку топлива почти идентичны.
Как сообщил Naviny.by аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков, средняя внутрироссийская цена, например, 95-го бензина сегодня составляет 28,73 российского рубля за литр. В переводе на национальную валюту это 7182 белорусских рубля. На белорусских АЗС цена не на много ниже.
Бензин марки АИ-92 на российском розничном рынке стоит 6640 белорусских рублей, то есть дороже, чем на белорусских АЗС, всего на 4%. Особняком стоит дизельное топливо, которое уже сегодня в Беларуси дороже, чем в России. Если на российских АЗС средняя цена за литр ДТ составляет 7000 белорусских рублей, то на белорусских АЗС после неоднократных подорожаний в этом году — 7300 рублей.
Но в ближайшие месяцы Беларусь может вырваться вперед и по всей гамме основных нефтепродуктов. По словам Виталия Крюкова, из-за нестабильной ситуации на мировом рынке цена на российскую нефть марки Urals уже снизилась до 88 долларов за баррель, и это еще не дно. Аналитики прогнозируют дальнейшее падение цен на нефть, что рано или поздно отразится и на розничном рынке нефтепродуктов в России.
«Несмотря на повышение с 1 июля акцизов, в ближайшие месяцы можно ожидать падения цен на бензины в России», — отметил Виталий Крюков.
Источник в нефтяной отрасли Беларуси между тем заявил, что падение цен на внутреннем российском рынке не должно привести к заморозке цен на нефтепродукты внутри Беларуси.
«Россия все-таки страна, добывающая нефть, а мы нефть покупаем. Поэтому надо ожидать умеренно регулируемого роста цен для повышения финансовой стабильности наших нефтеперерабатывающих заводов», — сообщил источник.
Фактически об этом же на прошлой неделе говорил и глава концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин. Он подчеркнул, что увеличение цен на топливо необходимо для развития белорусских нефтяных предприятий.
«Выдавая преференции всем, мы не должны забывать о развитии собственных мощностей для глубокой переработки нефти, чтобы оставаться конкурентоспособными на этом рынке», — объяснил Жилин.
Он еще раз дал понять, что для НПЗ приоритетная задача — это модернизация для достижения европейских стандартов качества выпускаемой продукции. Ведь чем выше качество, тем выше прибыль.
Для развития нужны финансовые вливания. Один из источников привлечения средств — кредиты банков. По словам Игоря Жилина, за последние 5 лет белорусские нефтяные заводы задолжали банкам не много ни мало 2,7 млрд. долларов. «Нам нужно кредитовать развитие этих предприятий и вывести их на собственные оборотные средства. Другого варианта получить реальный доход и обеспечить рентабельность нефтяных предприятий у нас нет», — сказал Жилин.
Но чтобы привлекать кредиты на выгодных условиях, надо быть финансово устойчивым. Повышение цен на бензины на внутреннем рынке как раз один из факторов достижения какой-никакой устойчивости.
Пока белорусские НПЗ чувствуют себя хорошо, в частности, благодаря улучшенным условиям импорта нефти. «Заводы работают с полной загрузкой при оптимальной формуле поставки нефти. Давальческая нефть составляет примерно 50% от всего объема сырья, поставляемого на переработку, — сообщил Naviny.by источник в отрасли. — Выросшие в два раза экспортные поставки нефтепродуктов позволяют иметь хорошую прибыль. Конечно, на финансовом положении НПЗ сказался и разбавительно-растворительный бизнес».
По данным официальной статистики, физические объемы экспорта за 4 месяца выросли на 47,1%, а выручка составила более 5 млрд. долларов.
При этом НПЗ, как считают эксперты, хорошо зарабатывают не только тем, что игнорируют нефтяные договоренности с Россией в части отчисления пошлин. Как сообщил РИА «Новости» источник в органах госуправления, Беларусь по ряду объективных причин пока не выполняет и баланс по поставкам нефтепродуктов в РФ.
Источник отметил, что впервые в этом году в связи с созданием Единого экономического пространства топливно-энергетическим балансом Союзного государства предусмотрены поставки 5,8 млн. тонн высококачественных белорусских нефтепродуктов для российских потребителей. В рамках исполнения указанного баланса утвержден соответствующий календарный план поставок на 2012 год.
Но пока календарный план не выполняется. Во-первых, значительный объем нефти сейчас перерабатывается российскими компаниями-давальцами, которые реализуют нефтепродукты самостоятельно. Во-вторых, поставки белорусских нефтепродуктов на российский рынок в связи с низким уровнем цен сегодня нерентабельны.
Тем более, как пояснил Виталий Крюков, на российским рынке нет дефицита нефтепродуктов, а наоборот, ощущается их избыток. Если и есть экономическая целесообразность поставок нефтепродуктов, то лишь в близкие с Беларусью российские регионы.
Однако с какой бы прибылью белорусские НПЗ не поставляли нефтепродукты на экспорт, цены на бензины на внутреннем рынке от этого не снизятся. Во многом это связано с ухудшением внешней конъюнктуры, поясняют эксперты.
Цены на нефть продолжают падать и тянут на собой цены на нефтепродукты. И не исключено, что в ближайшие месяцы, если ситуация не стабилизируется, выручка наших НПЗ от экспорта нефтепродуктов может снизиться.
А так как доходами от экспорта заводы обычно покрывают убытки от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, то в изменившихся условиях стоит ждать повышения цен на бензины на АЗС, констатируют аналитики.
Источник: Белорусские новости