wrapper

Новости - слайдер на главной

09-11-24В период мирового финансового кризиса Беларусь оказалась одним из немногих  островков экономического роста. При этом цена стабильности экономики Беларуси – рост валового внешнего долга. Так нужен ли Беларуси такой рост ВВП? На эту тему рассуждает аналитик Василий Кучеров.

 

В 2009 г. рост ВВП составил 0,2%, за январь-сентябрь 2010 года рост 6,1%. Темпы прироста ВВП сложно сопоставить с темпами прироста банковской задолженности. Сотни  тысяч единиц готовой продукции размещены на складах не только на территории страны, но и за ее пределами. За I-ое полугодие 2010 г. поступления налога на прибыль сократились в 1,8 раза к аналогичному периоду в 2009 г. Причем объем фактических поступлений в 2,38 раза оказался меньше запланированного объема.

Кредиты используются для стимулирования ВВП, выполнения прогнозных показателей. Кредитные деньги позволяют отсрочить остановку предприятий и увольнения рабочих. Поддержание роста ВВП подобным способом порождает серьезные проблемы, связанные с реализацией произведенной продукции. Предприятия становятся дополнительным бременем для бюджета страны, происходит переход на неполную рабочую неделю и дальнейшая работа на склад. Важно отметить, что Национальный статистический комитет Беларуси прекратил публикацию данных о складских запасах. В отчетах ведомства о работе белорусской экономики за январь-июль, доступных широкой общественности, этого информационного раздела нет.

При проблеме возрастания долгов отрицательное сальдо внешней торговли лишь усугубляет сложившееся положение: занимаем в валюте, но сами валюту не зарабатываем

В 2010 г. изменилась структура во внешней торговле. Внешнеторговый дефицит со странами СНГ уменьшился на 31,1% к аналогичному периоду в 2009 г., а профицит в торговле со остальным миром за тот же период с 1025 млн. долл. упал до -1102,3. Новые условия импорта спецтехники из Китая, сырой нефти и нефтепродуктов из России оказали существенное влияние на состояние не только данного сегмента рынка, но и внешней торговли в целом.

Доля экспортируемых нефтепродуктов за последние годы занимала более трети от всех продаж. При падении объемов экспорта в 2009 году на 34,6% к 2008 году, объемы нефтяных продаж также сократились на 34%. А на фоне увеличения объемов общего экспорта с $9 088,7 млн. до $11 246,4  млн. за январь-июнь 2010 г. экспорт минеральных продуктов сократился на 17% к аналогичному периоду 2009 года. Удельный вес данной экспортной компоненты составил 25,6%  к общему экспорту. Ввиду сокращения беспошлинной нефти произошло уменьшение продаж в странах Европейского союза, что существенно повлияло на величину общего объема экспорта и притока валюты в страну и еще раз указала на одну из проблем внешней торговли: Беларусь – страна моно экспортер.

При этом за 2009 г. упали показатели общей рентабельности по стране. Рентабельность продаж 8 % в 2008 упала до 5,8% в 2009 г., а рентабельность активов 5,6% в 2008 г. упала до 3,3% в 2009 году. За январь-сентябрь наблюдался несущественный рост данных показателей.

Данные цифры можно интерпретировать следующим образом, белорусские предприятия не могут поставлять на мировой рынок конкурентоспособную продукцию. Если учесть, что Беларусь является моно экспортером, то после падения доли нефтепродуктов в общем экспорте, возвращать валютные заимствования будет крайне сложно.

Сложно возвращать долги, когда износ активной части основных фондов составляет свыше 80%, а общая рентабельность продаж 5,8%.

Если в стране 70-80% активов принадлежит государству, то ее сложно назвать страной с рыночной системой. В сложившейся экономической ситуации в Беларуси доходы, полученные от продажи госсобственности, можно направить на погашение внешней задолженности. Более того, распродав некоторую часть государственных активов, правительство тем самым высвободится от «опекунства» (то есть от лишних экономических затрат) многих предприятий, помощь которым ложится на плечи налогоплательщиков.

Но, несмотря на требования МВФ, правительства Беларуси так толком и не приступило к приватизации. По большому счету, преобразование РУП’ов в ОАО – единственное достижение приватизационной политики правительства Беларуси за последнее время (за первые 6 месяцев текущего 2010 года выручка от продажи государственных акций составила неполных $665 млн., причем из них $625 млн. – это продажа «Белтрансгаза» российскому «Газпрому».).

Неудавшаяся приватизация объясняется двумя причинами. В первом случае, потенциальный инвестор готов работать в Беларуси, но ему предлагают не то, а если и то, то не по той цене и с неприемлемыми условиями. Во втором случае, потенциальный инвестор считает, что бизнес в Беларуси является все еще высоко рискованным вложением.

Полученные кредиты от МВФ по программе “stand-by”, кредиты от России и Венесуэлы, крупные валютные поступления от продажи госсобственности («Белтрансгаз», «Бест», «БПС-Банк») должны быть включены в состав золотовалютных резервов. Сумма  только данных поступлений свыше $11 млрд. При этом с момента получения первого крупного займа (с декабря 2007 г.) золотовалютные резервы Беларуси увеличились всего на $2,8 млрд. Продажа евробондов на сумму $1 млрд. практически никак не отразилась на месячных данных о резервных активах. Ссудные ресурсы используются по принципу «живем сегодняшним днем».

В ситуации с внешнеторговым дефицитом и растущим внешним долгом проводимая правительством политика может объясняться лишь следующим образом. В виде механизма реструктуризации задолженности определено ее списание. История сотрудничества с МВФ показывает, что фонд может списать долги. Даже если это произойдет с МВФ, то евробонды, кредиты от стран, с которыми договориться не получится, все равно придется погасить. При этом в отсутствии структурных реформ дальнейшее функционирование имеющейся системы и дальше будет нуждаться в международном кредитовании.

Следует понимать, что текущий внешний валовой долг – это будущие бюджетные дефициты. Сложно возвращать долги такой системе, которая и привела к необходимости внешнего кредитования. Но деньги, получаемые от международных финансовых организаций с целью проведения реформ, идут на стимулирование ВВП и финансирование дефицита внешней торговли.

В случае сохранения тенденции внешнего кредитования без соответствующих реформ и при дальнейшем нецелевом использовании заемных ресурсов риск оказаться страной-должником сильно возрастет.

 

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family