wrapper

Новости - слайдер на главной

03-06-15-06Импортозамещение в Беларуси — это ошибка, признали эксперты во время конференции «Рецессии как системный вызов белорусской экономике. Что делать бизнесу и власти».

– Нет более неверного подхода к формированию экономической политики Беларуси, чем ставка на импортозамещение, – считает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.

 

Ограничивая импорт, государство защищает не население, которому выгодно покупать дешевые товары, а предприятия.

– Чем больше ограничений для импорта, тем ниже уровень жизни в стране – это азбука экономической теории, – убежден экономист Леонид Злотников.

Какой импорт исчезнет в Беларуси?

Еще одна проблема – очень разветвленный и детализированный перечень товаров, по которым в Беларуси устанавливаются импортные пошлины.

– Это основа для ошибок в определении таможенной стоимости или кода товара, что дает возможность развиваться коррупции, – отмечает эксперт, подчеркивая: в странах, где боролись с коррупцией, был либеральный режим импорта.

Ежегодно Минторг на основе анализа потребительского рынка предлагает перечни импортозамещающих товаров. В прошлом году в список было включено 360 новых товаров, которые предлагалось производить в Беларуси. В 2015 году белорусские производители выпускают 75 наименований импортозамещающей продукции.

Правда, сложно понять, почему льняное и хлопчатобумажное постельное белье, туалетное мыло, лак для волос, средства для уничтожения моли, тараканов, муравьев, клопов и ряд других товаров, которые еще с советских времен производились в Беларуси, отнесены в разряд продукции, именуемой импортозамещающей. Если только с целью ограничить доступ импортных аналогов на внутренний рынок, то овчинка выделки точно не стоит.

Зачем белорусам свои козинаки?

В 1990-х годах власти запрещали вывоз белорусских товаров, сейчас борются с ввозом импортных товаров.

– Такая борьба – хлеб бюрократии, – считает Леонид Злотников.

За последние 50-70 лет в мире произошло углубление кооперации и детальной специализации в производстве продукции. И это, как отмечают эксперты, способствует повышению качества и снижению конечной цены продукции.

Без международной кооперации и специализации, не вписавшись в эту систему, нельзя произвести конкурентоспособную продукцию, уверяет Леонид Злотников.

– В других странах мира под импортозамещением понимают новое производство, – отмечает эксперт. – Предприятиям, выпускающим такую продукцию, максимум на три года дают льготы, устанавливают повышенные ввозные пошлины, чтобы оградить от конкуренции. Потом льготы снимают. У нас защита предприятий идет десятилетиями, и это сдерживает выпуск качественных товаров.

В Беларуси пытаются производить все, не просчитывая толком себестоимость продукции и потребность в ней на внутреннем и внешнем рынках. Главное – произвести и отчитаться. В результате получается, что импортозамещение снижает конкурентоспособность отечественной продукции, а в отдельных случаях гарантирует увеличение импортных поставок для загрузки модернизированных предприятий.

Например, на одном из белорусских предприятий закупили линию для производства импортозамещающей продукции – козинаки из фундука, миндаля, арахиса и изюма. Это как раз те культуры, которые не произрастают в Беларуси и поставляются по импорту. Для загрузки нового оборудования необходимо будет обеспечить закупку этого сырья на долгие годы. При этом умалчивается, сколько надо будет произвести и продать козинаки, чтобы линия окупилась. И настолько ли это необходимая для страны продукция? Видел ли кто-нибудь в Беларуси очереди за козинаки?

Еще на одном предприятии несколько лет назад решили выпускать упаковку tetrapak. В итоге, потратив огромные средства на проект, его свернули – сырье для этих упаковок оказалось дороже стоимости тех же упаковок, которые в страну поставляются по импорту. А предприятие сейчас на грани банкротства.

Вывод: в маленькой стране невозможно наладить эффективное производство всей необходимой продукции, надо производить то, что умеешь сделать с наименьшими затратами.

 

Автор: Александра Антонович

Источник: TUT.BY

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family