wrapper

Новости - слайдер на главной

13-08-06Какова истинная стоимость венесуэльского черного золота, поставляемого в республику, где еще наша страна может найти нефть взамен российской, и есть ли возможность у Беларуси отказаться от неё вообще?..

Почем "нефть для народа", рассказал в интервью Еврорадио экономист Сергей Чалый.

После того, как Белстат опубликовал цены, по которым Беларусь покупает нефть у Венесуэлы, ряд СМИ посчитал ее слишком дорогой. "Но в отчетах статкомитета прописаны контрактные цены - то, на что стороны договаривались. А они отличаются от фактических", - отмечает эксперт.

Чтобы высчитать стоимость венесуэльской нефти, в первую очередь нужно брать ее плотность (примерно 131,6 г/м3) и вычисляем, что в тонне получается примерно 7,6 баррелей (1 тонна / 131,6 г/м3 = 7,59 барреля). Венесуэльская нефть легче не только российской, но и американской!

Согласно условиям контракта, мы приобретаем венесуэльскую нефть в Одессе. Это так называемый CIF — cost, insurance, freight. Значит, минус $1,25 млн на танкер в 80 тысяч тонн нефти, за транспортировку которой мы не платим. Или примерно по $15 на тонну. И мы получим 71 за баррель или $540 за тонну вместо 656, озвученной Белстатом. Это немного дешевле мировой цены.

Если же разделить $656 за тонну на 7,6 баррелей, получится $86,3 за баррель. Примерно столько нефть стоила в мае, когда Беларусь и Венесуэла подписывали контракт на ее поставку.

Сложно судить, дешевле ли Беларуси обходится российская нефть. "Мы знаем лишь среднюю стоимость российской нефти. А о том, сколько ее в Беларусь сейчас поставлено с экспортной пошлиной, а сколько без нее — наверняка не знаем. Видимо, все поставки, которые до этого происходили, были без пошлины. И, таким образом, российская нефть пока что получается дешевле венесуэльской. Но если к ее стоимости будет добавляться российская экспортная пошлина, ситуация изменится на противоположную», - говорит С.Чалый.

Для торговли продуктами переработки венесуэльской нефти создано совместное белорусско-венесуэльское предприятие "Петройл ВБ, С.А.". "Это свидетельствует о том, что проект стремительно развивается. И уже больше никто не воспринимает его как пропагандистский блеф - если бы так было, то все закончилось бы подписанием договора", - считает экономист.

И то, что очередной танкер пошел северным маршрутом – через эстонский порт Мууга, доказывает, что Беларусь действительно собирается до конца года законтрактовать все 4 миллиона тонн венесуэльской нефти.

Давно было подсчитано: если бы нефть шла только через Украину, Одесский порт должен был бы принимать 7 танкеров ежемесячно. Но на такое количество нефти у украинской железной дороги попросту не хватает цистерн. Последний танкер, пришедший в Одессу, даже некоторое время ждал, пока цистерны из-под нефти не вернутся из Беларуси. Одесса может принять максимум 4 танкера в месяц

"Северный маршрут поставки более выгоден, поскольку от балтийских портов до Новополоцкого НПЗ ближе, чем от Одессы - до Мозырского завода. И хоть порт Мууга находится дальше всех остальных балтийских портов, все равно железной дорогой до Новополоцка - около 850 км, то есть на 200 км ближе, чем от Одессы до Мозыря", - констатирует С.Чалый.

Кроме того, морем до Мууги ближе и дешевле, чем до Одессы. Если средний фрахт до Одессы стоил $1 млн 250 тысяч, то до Мууги - около $950 тысяч. Это существенное сокращение расходов, хоть и венесуэльских.

К тому же северный маршрут позволяет одним танкерам доставлять в полтора раза больше нефти, чем южный.

По мнению С.Чалого, не последнюю роль в выборе порта сыграли и тарифы на железнодорожные перевозки - все балтийские страны их в последнее время повышали, а в Эстонии есть практика эксклюзивных скидок для серьезных клиентов.

Несмотря на то, что доход от переработки и торговли венесуэльской нефтью не очень велик, она необходима, в первую очередь, чтобы не остановились белорусские заводы. "Поскольку когда они не работают - их прибыльность и, соответственно, стоимость стремится к нулю. Это и есть традиционная тактика России - оставить интересующие ее предприятия на "голодном пайке", а потом дешево купить", - считает эксперт.

Емкость наших НПЗ примерно по 10-11 миллионов тонн в год. 6,3 из них мы без экспортных пошлин получаем из России. Возникает вопрос: где взять еще 15 миллионов тонн? Для этого существуют южный и северный маршруты.

По северному маршруту через балтийские порты и неиспользуемые сейчас ветки "Дружбы" у Беларуси есть возможность загрузить Новополоцкий НПЗ. Северное ответвление нефтепровода "Дружба" пока что заканчивается в Новополоцке. Но на самом деле оно протянуто до Балтийского моря.

Тем более, что в 2011 году Россия обещает запустить БТС-2, чтобы из Унечи, где разветвляется нефтепровод "Дружба", нефть шла в обход Беларуси, по территории России, до Приморска. Если эта ветка "Дружбы" от Полоцка до Унечи освобождается - тогда сможет заработать балтийское плечо нефтепровода, с помощью которого можно загрузить венесуэльской нефтью Новополоцкий НПЗ.

Помимо совместных предприятий с Венесуэлой, Беларусь больше года назад создала СП с Ираном - "Белпарс Петролеум Компани Лимитед", где есть возможность добывать еще 1,3 миллиона тонн в год. Плюс, возможно, мы наладим поставки азербайджанской нефти нефтепроводом "Баку - Супса" и по внутренней акватории в Одессу. Также на юге открываются перспективы с участием в польско-украинском совместном проекте "Сарматия" и эксплуатацией нефтепровода "Одесса - Броды". Эти составляющие позволят загрузить на полную мощь Мозырский НПЗ.

"Теоретически мы целиком можем заместить российскую нефть, обремененную пошлиной. Это очень хорошо: Россия теряет возможности для энергетического шантажа и больше не будет называть Мозырский НПЗ "металлоломом", который можно купить "почти задаром", - констатирует эксперт.

 

Источник: БДГon-line / euroradio.fm

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family