wrapper

Новости - слайдер на главной

21-11-12-5Эти люди знают, что даже без колхоза в деревне есть чем заняться. Ради дела на лоне природы они добровольно покидают город.

Поначалу местные жители воспринимают новых соседей с опаской - не каждый день кто-то переезжает в доживающую век деревню. А потом и сами рады помочь этому бизнесу. О сельском туризме, который вдохнул жизнь в сотни белорусских деревень - в материале корреспондента TUT.BY.

"Вроде образованные люди, но, мабыць, нейкія дурныя!"

Минчанин Анатолий Ганец вместе с женой во времена перестройки купил старенький деревенский дом в Воложинском районе. Тогда он стоил 10 тысяч рублей, что, по мнению мужчины, было недорого. "Деревня загнивала. Молодежь уезжала в город, старики доживали свой век… Когда купил дом, друзья спрашивали: "Зачем тебе это надо, купи лучше землю рядом с Минском, построй коттедж и живи", - рассказывает Анатолий свою историю. В 2006 году он принял на своей усадьбе первых гостей, дело закрутилось. А три года назад вместе с женой окончательно туда переехал. Сегодня Анатолий - один из самых успешных представителей сферы сельского туризма в Беларуси. В его усадьбе в год отдыхают около 1000 гостей, в том числе и из дальнего зарубежья.

А ведь когда-то местные жители встретили нового соседа из столицы скептически. Говорили: "Вроде образованные люди, но, мабыць, нейкія дурныя. Еще решили заняться нейкім сельским туризмом, мабыць, нешта не тое, мо, в бизнесе прогорели, так сюда приехали?" Потом посмотрели, что сосед все облагораживает, к нему приезжают люди, другие тоже стали заброшенные дома покупать. "Сегодня пустых домов в деревне уже нет!" - с гордостью говорит Анатолий. И гордиться есть чем - один из домов купили его туристы.

Таких людей, как Анатолий, которые ради агротуризма бросили город, мало. Но они есть. Так же, как и есть люди, которые планировали эмигрировать из страны, но занялись сельским туризмом - и остались.

Интересный бизнес, но не у всех прибыльный

В сезон на агротуризме можно заработать около 3000 долларов в месяц. При этом хозяева всегда часть заработанных денег вкладывают в развитие усадьбы. "Не могу сказать, что у всех это прибыльный бизнес. Все зависит от того, сколько человек можно принять на усадьбе, чем оригинален объект. Но даже не заработок главное, а то, что хозяева усадеб "кормят" местных жителей. Покупают у них продукты, керамическую посуду, взаимодействуют с природоохранными учреждениями и санаториями. Туристу же нужно все - и сувениры, и подъехать на машине куда-то, и услуги переводчика", - рассказывает Валерия Клицунова, председатель Белорусского общественного объединения "Отдых в деревне".

Сегодня в Беларуси работает 1917 усадеб. По словам Вадима Кармазина, директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, на каждой из них заняты минимум два-три человека. По данным налоговой инспекции, в летний сезон около 300 человек работает на усадьбах по договорам найма.

Молодежи в сфере агротуризма пока немного. Но она проявляет интерес к данной сфере. "Дети многих хозяев усадеб вернулись в деревню и помогают родителям", - отмечает Валерия.

Сельский туризм напоминает о своих корнях

Сельский туризм развивает не только экономику, но и возрождает интерес к корням. "Туристы часто интересуются историей местности, где расположена усадьба. Поэтому хозяева не могут ее не знать. Одно дело, человек прочтет это в книге, другое, если ему хозяин усадьбы расскажет и покажет", - говорит Валерия.

Владельцы "домиков в деревне" понимают: чтобы задержать туриста хотя бы на несколько дней, нужно кооперироваться, искать, чем его зацепить. По мнению эксперта, фестивали помогают хорошо раскрутить регион.

Ольга Кульбеда, директор Мотольского музея народного творчества, рассказала, что с тех пор, как у них в местечке проводится фестиваль "Мотальскія прысмакі", жизнь изменилась. У местных появилась возможность заработать деньги, принимая у себя гостей. А сами жители стали более открытые. "Если раньше старинные предметы хранились у всех в сундуках, то их стали активно продавать. К тому же теперь Мотоль славится не только кожухами и платками, а и новым кулинарным туристическим брендом”, - говорит она.

Так способен ли сельский туризм спасти деревню? Валерия Клицунова считает, что да. Вадим Кармазин таких громких заявлений не делает, но в том, что это - хорошая идея, уверен. Тем временем хозяева усадеб продолжают принимать гостей, которые даже за то, чтобы прополоть грядку или увидеть козу с коровой, готовы заплатить.

 

Автор: Наталья Костюкевич

Источник: TUT.BY

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family