wrapper

Новости - слайдер на главной

03-03-08Сбыть продукцию внутри страны – это для белорусских производителей не проблема. Но когда приходится конкурировать с Россией и Казахстаном на едином рынке товаров, капитала и труда – это становится вызовом для белорусского бизнеса. Белорусские тракторы и грузовики уже не в «теме». А на что белорусское спрос растет?

Среди основных внешних вызовов для развития предпринимательства в Беларуси руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико называет рост конкуренции на рынках за пределами страны, торможение национального экспорта, а в связи с таможенным союзом массовый приход иностранного капитала, который подавляет развитие национального.

-- При вхождении на рынок страны иностранного капитала, мы оставляем собственный бизнес без перспектив, -- считает эксперт. -- Чтобы радикально изменить ситуацию, нам надо поставить цель довести ступенчато долю частного сектора в каждом регионе до 50%.

В то же время отечественный бизнес призывают расширять экспортные поставки. Оно и понятно: в прошлом году, по данным платежного баланса Нацбанка, страна импортировала товаров на девять с лишним миллиардов долларов больше, чем экспортировала. Это рекордный минус за всю историю суверенной Беларуси.

На 2011 год правительство поставило задачу сократить дисбаланс в торговле товарами до 8 млрд. долларов.

-- За прошлый год практически весь рост белорусского экспорта произошел за счет роста цен на экспортные товары, -- отмечает Леонид Заико. -- Беларусь экспортировала нефтепродуктов на 6 млрд 751 млн долларов, калия -- на 2 млрд. 228 млн, молока -- на 1 млрд 572 доллара. Тракторы (669 млн дол.) и автомобили (813 млн дол.) уже «не в теме». Надо искать новые направления.

Как считает эксперт, нынешние ударные экспортные позиции Беларуси – это вчерашний день. В ходу другая тенденция.

-- Калийные и азотные удобрения, нефтепродукты уходят за рубеж по цене от 500 до 600 долларов за тонну. В то же время одна тонна молочной продукции стоит в пять раз дороже, мясной -- в шесть, -- приводит данные эксперт.

Леонид Заико готов подсказать предпринимателям, какие статьи экспорта могли бы быть интересны для них в этих условиях.

-- Это молочные продукты, запчасти для автомобилей, мебель, хороший сбыт которой наблюдался в 1990-х годах, когда 90% всего мебельного производства шло на экспорт, обуви, как это ни парадоксально – китайцы нас «перебивали», но белорусская обувь опять популярна у зарубежных покупателей. В прошлом году ее экспортировано на 119 млн долларов. И – кто бы мог подумать! -- на 200 млн долларов Беларусь продала пластмассовой тары. Это больше, чем мы продаем лекарств или металлорежущих станков, -- отмечает экономист.

С приходом Таможенного союза внешние вызовы для белорусской экономики в целом, по мнению эксперта, заключаются в том, насколько успешно она интегрируется в формирующееся конкурентное пространство. Он прогнозирует, что практически треть хозяйственных субъектов «будут находиться в поле принятия сложных решений».

-- Не конкурентны многие предприятия, исходя из уровня тех затрат, которые они несут, , -- констатирует Леонид Заико.

Пути выхода из этой ситуации для государства эксперт видит в перекладывании части производственных функций на малый и средний бизнес. Хотя бы потому, что «если предприниматели и будут совершать ошибки, то сами за это будут и расплачиваться».

 

Автор: Игорь Стуков

Источник: Завтра твоей страны

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family