Среди основных внешних вызовов для развития предпринимательства в Беларуси руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико называет рост конкуренции на рынках за пределами страны, торможение национального экспорта, а в связи с таможенным союзом массовый приход иностранного капитала, который подавляет развитие национального.
-- При вхождении на рынок страны иностранного капитала, мы оставляем собственный бизнес без перспектив, -- считает эксперт. -- Чтобы радикально изменить ситуацию, нам надо поставить цель довести ступенчато долю частного сектора в каждом регионе до 50%.
В то же время отечественный бизнес призывают расширять экспортные поставки. Оно и понятно: в прошлом году, по данным платежного баланса Нацбанка, страна импортировала товаров на девять с лишним миллиардов долларов больше, чем экспортировала. Это рекордный минус за всю историю суверенной Беларуси.
На 2011 год правительство поставило задачу сократить дисбаланс в торговле товарами до 8 млрд. долларов.
-- За прошлый год практически весь рост белорусского экспорта произошел за счет роста цен на экспортные товары, -- отмечает Леонид Заико. -- Беларусь экспортировала нефтепродуктов на 6 млрд 751 млн долларов, калия -- на 2 млрд. 228 млн, молока -- на 1 млрд 572 доллара. Тракторы (669 млн дол.) и автомобили (813 млн дол.) уже «не в теме». Надо искать новые направления.
Как считает эксперт, нынешние ударные экспортные позиции Беларуси – это вчерашний день. В ходу другая тенденция.
-- Калийные и азотные удобрения, нефтепродукты уходят за рубеж по цене от 500 до 600 долларов за тонну. В то же время одна тонна молочной продукции стоит в пять раз дороже, мясной -- в шесть, -- приводит данные эксперт.
Леонид Заико готов подсказать предпринимателям, какие статьи экспорта могли бы быть интересны для них в этих условиях.
-- Это молочные продукты, запчасти для автомобилей, мебель, хороший сбыт которой наблюдался в 1990-х годах, когда 90% всего мебельного производства шло на экспорт, обуви, как это ни парадоксально – китайцы нас «перебивали», но белорусская обувь опять популярна у зарубежных покупателей. В прошлом году ее экспортировано на 119 млн долларов. И – кто бы мог подумать! -- на 200 млн долларов Беларусь продала пластмассовой тары. Это больше, чем мы продаем лекарств или металлорежущих станков, -- отмечает экономист.
С приходом Таможенного союза внешние вызовы для белорусской экономики в целом, по мнению эксперта, заключаются в том, насколько успешно она интегрируется в формирующееся конкурентное пространство. Он прогнозирует, что практически треть хозяйственных субъектов «будут находиться в поле принятия сложных решений».
-- Не конкурентны многие предприятия, исходя из уровня тех затрат, которые они несут, , -- констатирует Леонид Заико.
Пути выхода из этой ситуации для государства эксперт видит в перекладывании части производственных функций на малый и средний бизнес. Хотя бы потому, что «если предприниматели и будут совершать ошибки, то сами за это будут и расплачиваться».
Автор: Игорь Стуков
Источник: Завтра твоей страны