wrapper

Новости - слайдер на главной

04-09-11В советские времена торговля овощами и фруктами ассоциировалась с плодоовощными базами, на которые сотрудников НИИ гоняли перебирать картошку,тетками в грязных халатах и по-восточному сладкоречивыми людьми на рынке.Что такое фруктовый бизнес сегодня и каким он будет завтра?

Человек в бизнесе: Яков Шарыгин

Опыт:

С 1994 года в крупнооптовой торговле фруктами и овощами

Образование:

Московский Технический Университет Связи и Информатики, факультет автоматизации предприятий связи

Семейный статус:

Женат, есть дочь и сын

Компания: «Агростар-Восток», владелец

Годовой оборот: 1 млрд руб.

Персонал: 90 человек

Бизнес: оптовая доставка фруктов и овощей из Европы, Марокко, Египта, Израиля, Китая, Южной Африки, Южной Америки

Воздух прогрелся до 30 градусов. Единственный оазис посреди горячего асфальта огромной плодоовощной базы за Черкизовским рынком создают тонкие струйки фонтанчика с низкими бортиками, покрытыми ярко-синей облупившейся краской. Вывеска «Мясо-Халаль». Узбеки в шлепках на босу ногу.

Здесь неподалеку находится офис компании «Агростар-Восток».

Сегодня, посреди московской жары, все должно напоминать владельцу «Агростар» Якову Шарыгину о его родном Ташкенте. В конце 80x родители отправили его учиться в Москву, а вскоре сами уехали из Узбекистана, чтобы избежать начавшихся там преследований против русских. Ташкент оставил в характере Якова южную любовь к фруктам и щедрое среднеазиатское гостеприимство. Однако в работе он руководствуется принципами русских купцов: крепко торговаться и всегда держать слово.

Не самое гламурное местоположение у вашего офиса...

— Все очень просто. Наша работа требует постоянного внимания. Подобно тому, как редактор читает тексты в журнале или газете, я должен иметь возможность в любой момент пойти на склад и проконтролировать качество купленной нами партии фруктов. Ведь я отвечаю за него перед клиентами.

А как выглядел ваш первый бизнес?

— Высокотехнологично. Еще студентом я с однокурсником решил заняться пейджинговой связью. Пейджеры тогда были популярной и модной новинкой. Руководителем моего дипломного проекта был проректор вуза. Он очень заинтересовался нашим студенческим проектом, и мы получили его личную поддержку и административный ресурс. Мы рассчитывали, что нашими клиентами станут сотрудники одного из иностранных посольств, а это несколько тысяч человек.

Черех полгода я добился выдачи всех необходимых разрешений, самым сложным было получить у государства аренду частоты. На крыше нашего института установили антенны, мы даже запустили первую пробную связь.

Но тут грянул августовский путч 1991 года. Поставщик пейджеров Motorola не захотел разворачивать проект в столь турбулентные времена. К счастью, пейджеры купить мы не успели.

Что было дальше?

— Потеряв много нервов и два месяца проболтавшись без дела, я пришел в одну московскую фруктовую компанию. Работа мне очень нравилась, я быстро выбился в лучшие по продажам. Но сверхприбыли времен становления рынка начала 90-х стали таять. Наш директор потерял мотивацию, стал запускать дела. Чтобы не завязнуть в этом болоте, пришлось договориться с партнером из дружественной компании, и мы вместе основали свою фирму. Шел 1997 год.

С чего же вы начали?

— Мой первый склад представлял собой несколько палет, то есть поддонов винограда. Это были все мои активы.

Прошло почти 13 лет, а вы работаете почти без выходных. Это хобби или необходимость?

— Если не отслеживаешь ситуацию на фруктовом рынке хотя бы полдня, прогадаешь с ценой следующей закупки: или невыгодно купишь, или невыгодно продашь. Фруктовый рынок очень похож на глобальную биржу. В Испании закончился сезон апельсинов — и цены на испанскую продукцию выросли. Зато в это же время созрел очередной урожай цитрусовых в Турции — значит, нужно скорее связываться с местными производителями и покупать там. Вдобавок нужно правильно предвидеть спрос здесь, в России! Заказанная вами поставка придет из теплых стран только через две недели, а то и через месяц — в зависимости от страны-экспортера. Будут ли цитрусовые популярны в это время? Сколько нужно заказать? Оценить все эти факторы нужно очень быстро, по каждой категории товаров в нашем ассортименте.

Похоже на настольную игру. У вас есть стратегия выигрыша?

— Если будешь жадным, потеряешь много. Будешь беспечным — будешь терять помалу, но постоянно. В нашем бизнесе нужно уметь работать с большими объемами. Допустим, вы продаете тысячу тонн апельсинов. Всего 20 копеек разницы в цене за один килограмм превратится в 200 000 рублей за партию. Ее вы или заработаете, или проиграете.

В этой игре есть элемент случайности?

— Корабль с фруктами может попасть в шторм, и тогда они придут в «битом», нетоварном виде. Считайте, это пропавшая поставка. Дай Бог избавиться от нее по себестоимости.

Как вы выживаете в таком ритме?

— У меня очень интересное дело. И в нем я считаю себя художником, творцом, если хотите. В компании мы часто говорим: «Кто может продать фрукты, сможет продать все, что угодно». Фрукты — очень сложный товар. Они быстро портятся: не продал их сегодня -потерял завтра. Во-вторых, оптовые поставки любого товара — это по своей природе раскрученный маховик, с ним нужно уметь обращаться. Мы работаем в основном с постоянными клиентами, а они привыкают к нашему ассортименту. Если тебе не удалось выгодно купить, например, киви, в этом месяце, ты не можешь просто так заявить им: «Извините, сегодня все есть, только вот у нас киви нет». Мы очень дорожим нашей репутацией стабильного поставщика.

Вы наживаетесь на базовых потребностях людей...

— Я привожу в Россию то, чего у нас в стране объективно нет. Не в силу экономики, истории и так далее, а просто по причине климата. Ну не растут в России апельсины, как ни старайся. Думаю, поэтому в моем бизнесе есть и социальный компонент. Я не выкачиваю ресурсы своей страны, а только приношу доход. Сколько налогов мы заплатили в бюджет — я иногда просто удивляюсь! (Смеется).

Вы поставляете продукцию в с крупные тоговые сети. Это лакомый кусок?

— Скорее, необходимость. Работа с сетями — это палка о двух концах. С экономической точки зрения, сети обеспечивают стабильный и высокий объем продаж. Но есть и обратная сторона: с ними очень сложно договориться о справедливой цене за товар. Лично я верю в существование картельного сговора между сетями: если ты не доволен условиями сети А, то не можешь пойти в сеть B или С, чтобы договориться о более справедливой сделке. Скорее всего, тебе просто придется уйти из этого сегмента. Сети не стесняются пользоваться своим доминирующим положением. Они знают, что поставщики продуктов так или иначе вынуждены с ними работать, и не спешат возвращать деньги за полученный товар. Есть и совсем криминальные случаи. С одной очень известной западной сети мы не можем получить деньги за товар несмотря на уже вынесенное решение суда.

Мы уже привыкли, что фрукты на прилавках имеются круглый год. А со сменой времени года мода на фрукты меняется?

— Самый яркий пример — качественные, сладкие и натуральные арбузы зреют в Египте и Иране с апреля по ноябрь. Но везти их в Россию раньше августа нет никакого смысла! У нас в сознании «зашито»: ранние арбузы напичканы нитратами, они еще незрелые и так далее. Сломать этот стереотип невозможно. Зато начиная с июля-августа арбузы начинают бешено раскупать.

Цитрусовые у нас гораздо более популярны зимой, чем летом. Знаете, почему все привыкли есть на Новый год мандарины? Они поспевают в Марокко к концу осени. После второй мировой войны крупные поставщики цитрусовых Испания и Португалия наглухо закрыли европейский рынок от конкурентов-марроканцев. И марокканцы нашли ближайший рынок сбыта в СССР. Расплачивались урожаем цитрусовых за экономические программы. Осенние мандарины приплывали к нам аккурат под Новый год.

Ваша самая большая неудача за время работы?

— Гигантская партия импортного лука в 1000 тонн. Лето в России выдалось теплое, лук должен был взойти здесь отлично. А мы пошли против рынка — вместе с другой компанией заказали по большой партии лука за границей. Когда груз уже прибыл в Новороссийск, выяснилось, что наш партнер не сможет расплатиться. Поставщик уговорил нас взять чужую долю почти за бесценок. Не хотелось портить с ним отношения, но был в ужасе: столько нам было не продать. До сих пор помню, как фуры с этим витаминным овощем растянулись сплошной полосой в несколько километров от МКАД до нашего офиса на Амурской улице. Складские рабочие работали день и ночь, чтобы все разгрузить.

Но в конце концов история получила поворот по Джеку Лондону. То, что вначале казалось катастрофой, обернулось хэппи-эндом: лук в России не взошел, конкуренты оказались без товара, и мы распродали все до последней луковицы.

Ваши планы?

— Модернизация. В ближайшем будущем планируем создать площадку для электронных торгов партиями фруктов в интернете. Уже сейчас наши покупатели могут посмотреть, как мы отгружаем их товар в реальном времени — я установил на складе систему видеокамер, изображение с которых транслируется на в интернет. Еще мы хотим написать приложение для iPhone, c помощью которого любой человек сможет заказать наши фрукты себе домой.

Вы познакомились с супругой на работе и теперь трудитесь вместе. Это эффективно?

— Вместе мы преодолели кризис 1998 года и этот, надеюсь, тоже пройдем. Я уверен, что семейная компания — самая надежная. Посмотрите, например, на «Ашан», который принадлежит семье Мюлье, или Metro, основными владельцами которого является семья Шмидтов-Рутенбеков.

Как общая работа влияет на вашу жизнь дома?

— У нас нет времени устать друг от друга! Мы сидим в разных отделах: любимая Наталья занимается закупками, я — продажами. Время на работе несется стремительно. Часто, придя на работу утром, не замечаешь, как настает вечер. А дома нас ждет наша дочь Неля, мы концентрируемся на ней и забываем о делах.

Ваше самое большое желание?

В ближайшее время — съездить на несколько дней в Лондон. Сходить на футбол на «Уэмбли», поговорить с носителями языка — я его когда-то учил.

Ваш рецепт успеха?

— Мы никогда не тратили больше, чем получали. У нас прочный и надежный костяк сотрудников с самого момента старта, мы ими дорожим. Мы внедряем новые технические решения в консервативном, на первый взгляд, бизнесе. И даже крупные международные страховщики не боятся страховать наши товарные кредиты: мы возвращаем все до последней копейки за полученный товар. Мы всегда держим слово.

 

Источник: Личный бюджет

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family