wrapper

Новости - слайдер на главной

Как сохранить культурную самобытностьНе секрет, что этот вопрос особенно актуален для белорусов. Ведь нам, в отличие от других народов, нужно не только сохранить свою самобытность, но возродить и сформировать ее, удержать хрупкий баланс между национализмом и глобализацией – полным растворением в общем котле культур.

Именно об этом новая книга Любови Владыковской «Як захаваць культурную самабытнасць?», презентация которой прошла в Литературном музее Янки Купалы в Минске. В дискуссии приняли участие руководители дипломатических миссий, международных организаций, известные деятели науки и культуры, просветители, предприниматели, банкиры.

 

Без культуры нет народа

– При разработке стратегии культурного развития Беларуси в условиях глобализации особенно важно не замыкаться, не ограничиваться этнографией, провинциальностью, – рассказывает Любовь ВЛАДЫКОВСКАЯ, директор Центра межкультурного диалога Республиканской конфедерации предпринимательства, старший научный сотрудник Института философии Академии наук. – Поскольку это может свести белорусов к уровню отсталого, допотопного, вымирающего этноса. Государственная и общественная поддержка белорусской культуры должна опираться на принцип открытости в сфере социокультурного обмена, межкультурных коммуникаций. Самое эффективное решение предусматривает гармоничное взаимодополнение. С одной стороны, стабильное национальное ядро в виде белорусского языка и белорусской культуры с аутентичной, профессионально-художественной, духовной традицией. С другой – активный межкультурный диалог, в том числе развитие белорусской гуманитарной науки и философии в контексте европейского и международного опыта.

– Каким вы видите готовый рецепт, каковы конкретные шаги?

– Я изучала опыт сохранения культурного наследия и процессы культурного развития в разных странах и пришла к выводу, что везде подходы одни и те же. Это тандем четкой господдержки и усилий общества. Значительно влияет институт меценатства, когда богатые люди поддерживают искусство, получая за это от государства компенсации и льготы. Это, конечно, знания о культуре и истории своего народа. Обязательно нужно владеть и пользоваться белорусским языком. Именно в языке заложены основные духовные ценности, система мировоззрения народа и специфика нации.

– Сегодня многие молодые люди, школьники, студенты признают белорусский язык красивым и готовы на нем говорить, «если будут говорить все». А пока считают это «немодным». Каким вы видите решение этой специфической проблемы?

– Думаю, необходимо ввести элитарное обучение на белорусском языке. Я говорю исключительно на белорусском, мои дети – тоже, хотя мы знаем и другие языки: английский, польский. Хочу отметить, что общение на белорусском не приносит проблем, а наоборот, дает новые возможности. За границей люди хотят знать нашу специфику, чем мы отличаемся от наших соседей россиян, нашу индивидуальность и неповторимость. В пределах чужих координат мы никогда не сможем реализовать себя. В противном случае мы просто растворимся, нас никто не будет ни слышать, ни уважать.

– Инициатива культурного самовыражения часто наказуема. Например, уличное искусство или другие нетрадиционные формы. В частной беседе один из чиновников признался, что даже если бы на улицах появились самопроизвольные инсталляции или графика высокого художественного уровня, ее бы убрали, потому что «не положено». Даже при официальной просьбе художнику «на всякий случай» не дали бы разрешение, например, рисовать на асфальте. А ведь за границей это настоящие достопримечательности…

– Белорусское общество оторвано от контекста мировой культуры. В таком состоянии оно становится нежизнеспособным, духовный потенциал не используется. Отсюда и отсутствие инициативы, раскрепощенности, полноценного развития. Это выражается в разных сферах жизни, в том числе и в уличном искусстве.

– Вы наблюдаете процессы становления национальной культуры. Есть ли положительные сдвиги?

– Сегодня формируется государственное самосознание, а это часть национального. Но именно сейчас оно требует сильнейшей поддержки и укрепления. Необходимо отметить стремление Министерства культуры найти форму популяризации и расширения присутствия белорусской культуры в мире.

У белорусов – инфантилизм и апатия

Есть теория о том, что национальное самосознание – это своеобразная «персоналия» страны в международном обществе. И как у любой личности, у нее есть свой неповторимый характер и свои психологические процессы. Именно таким анализом занимается психолог, историк-фольклорист и писатель Сергей МАЛЕВСКИЙ:

– Изучение личности народа – очень увлекательное занятие для меня как для историка и фольклориста. Речь идет об анализе психологических, социальных, культурных процессов, даже таких, казалось бы, несерьезных вещей, как анекдоты и стереотипы. В историческом разрезе самосознание белорусов зародилось относительно недавно, долгое время мы развивались в триаде с Россией и Украиной. Поэтому сегодня мы имеем национальное самосознание подростка. И для этого подростка характерно соответствующее поведение: то слепое следование указке старших, то глухое отрицание, то интерес к себе и другим, но главное – неуверенность в себе. Это вполне нормальный процесс, правда, нельзя не отметить и наличие склонности к патологиям, таким как апатия и депрессия. Апатия – психопатологический синдром, характеризующийся эмоциональной пассивностью, безразличием к себе и близким, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. Скажете, не узнаете белорусское общество?..

Во-первых, виноват менталитет. Один мой коллега емко охарактеризовал его так: «Белорус – птица гордая: пока не пнешь, не полетит». Те же толерантность и терпимость для нас имеют больше отрицательных, чем положительных сторон и являются причиной общественного конформизма. В современном мобильном и открытом мировом сообществе это буквально отбрасывает нас в развитии. Во-вторых, белорусам свойственны инфантилизм, нежелание думать и проявлять инициативу, как следствие – подчиненность и депрессия, а в социальном разрезе – раздутый чиновничий аппарат и неадекватное развитие частного бизнеса. Проще говоря, мы хотим, чтобы за нас все делали и еще за это платили. Вот типичная логика белоруса. Человек работает и видит, что кто-то живет лучше, богаче. «А чем он лучше? Значит, украл, и, может, даже у меня. Несправедливо – пусть будет как все, нечего шиковать». Описанные тенденции чрезвычайно опасны, тем более что нация какое-то время может существовать так, даже почти счастливо, но по историческим меркам очень и очень недолго.

Сегодня мы стараемся заявить о себе на международной арене, но внутри страны, мягко говоря, пиар неудачный. Чего стоят социальная реклама, организация социальных программ, даже обучение. Большая часть белорусской культуры (история, литература), преподаваемой в школах, сформирована откровенно неграмотно. После урока литературы у ребенка остается ощущение, что белорусов притесняли испокон веков, а они терпели. На уроке истории он постоянно путается в датах сражений и уверен, что до Великой Отечественной и СССР почти ничего не было. Покажите детям, что они уникальны, приведите факты, и тогда они в это поверят. Вырастет поколение, которое не придется убеждать, что оно чего-то стоит.

Есть и плюсы. Уже несколько поколений выросли, осознавая себя как белорусов. Сегодня белорусский язык – язык интеллигенции и части продвинутой молодежи. Его считают красивым, но пока боятся быть «не как все», «немодными». Наш язык имеет поразительную жизнестойкость, пусть не в лексике, но в фонетике (и это несмотря на глухое сопротивление большинства). Если все пойдет правильно, за первыми ласточками потянутся и остальные. Ведь в культуре всегда так: сначала элита, затем массы. Есть все основания надеяться, что скоро язык все-таки «войдет в моду». А даже если и нет – это не очень хорошо, но и не страшно, ведь австрийцы, австралийцы, американцы прекрасно осознают себя как нацию, даже не имея собственного языка.

Я понимаю, что постановка диагноза – это всегда неприятно, и каждому хочется гордиться собой. Но, в отличие от человека, нация может рассчитывать только на свои силы – доброго доктора для нее, как показывает мировая история, к сожалению, не существует.

Наталья Суша

Источник: Обозреватель

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family