wrapper

Новости - слайдер на главной

Инвестиции

Инвестиции (298)

Беларусь предложила Китаю завершить проект "Минск-Сити"

16-04-12-08Беларусь предложила китайским компаниям принять участие в реализации проекта строительства делового центра "Минск-Сити", начатого в 2009г. российской компанией "Итера", сообщили в пресс-службе белорусского правительства.

Заместитель премьер-министра Белоруссии Анатолий Тозик и заместитель министра коммерции Китая Чжун Шань обсудили такую возможность. "Анатолий Тозик предложил китайскому капиталу прийти в Минск для реализации проекта "Минск-Сити" и выразил надежду на содействие министерства коммерции в поиске крупных китайских компаний, имеющих необходимый потенциал и опыт реализации столь масштабных проектов", - сообщили в пресс-службе.

Чжун Шань подтвердил принципиальную заинтересованность китайской стороны в данном проекте, выразил готовность оказать содействие в поиске китайских компаний для участия в его реализации.

"Стороны подчеркнули особую значимость проекта по созданию китайско-белорусского индустриального парка, реализуемого в Беларуси с целью дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, подтвердили готовность и в дальнейшем оказывать данному проекту поддержку на правительственном уровне", - сообщили в пресс-службе. Достигнута договоренность об оказании всестороннего содействия компаниям, заинтересованным прийти в индустриальный парк со своими высокотехнологичными современными проектами.

Белорусская сторона отметила рост объемов использования во взаимной торговле китайского юаня как средства расчетов. Была подчеркнута необходимость запуска подписанного ранее своп-соглашения, а также доработки механизма его практического использования.

Как ранее сообщал OPEN.BY, президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании 16 февраля принял решение найти нового инвестора для реализации проекта "Деловой центр "Минск-Сити". Отмечалось, что заказчик СООО "Минск-Сити", основным учредителем которого является группа компаний "Итера", реализует проект неудовлетворительными темпами. Освоение средств с начала реализации проекта составило всего около 0,5% заявленного объема инвестиций в 25,6 трлн бел.руб..

Впервые Александр Лукашенко пригрозил забрать у "Итеры" этот проект 13 сентября 2011г. Он высказал недовольство темпами строительства и заявил, что готов передать этот проект тому, "кто сегодня в состоянии строить". На следующий день представители "Итеры" пообещали выполнить все свои обязательства с учетом замечаний, высказанных Александром Лукашенко. В январе 2012г. президент уже предлагал китайцам заняться этим проектом.

Под инвестпроект "Минск-Сити" в центре Минска еще в 2008г. выделено примерно 350 га земли. Проект представляет собой город в городе. На месте аэропорта "Минск-1" и авиаремонтного завода должны были построить деловой центр. Эти предприятия планировалось вынести за пределы столицы к 2011г. Строительство первой очереди района началось в сентябре 2009г.

Застройщиком территории является дочерняя компания российской газовой компании "Итера" СООО "Минск-Сити". Доля "Итеры" в уставном фонде СООО "Минск-Сити" - 85%, Мингорисполкома - 15%. Инвестиции в строительство оценивались в 7 млрд. долл.

В 2013г. первый квартал "Минск-Сити" должен состоять из 14 жилых домов, офисного и торгового центров, многоуровневых парковок, трех непродовольственных магазинов, двух детских садов. Достроить "Минск-Сити" планируется в 2020г.

 

Источник: БЕЛТА


Read more...

Национальный аэропорт Минск будут реконструировать без привлечения китайских инвестиций

12-04-12-01Беларусь отказалась от сотрудничества с Китаем по реконструкции объектов Национального аэропорта Минск и разработала альтернативную концепцию выполнения намеченных проектов. Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель директора департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир Костин.

Ранее с участием китайской стороны Беларусь планировала выполнить инвестпроекты по строительству второй взлетно-посадочной полосы и нового пассажирского терминала. "Однако по обстоятельствам, независящим от белорусской стороны, мы пока прекратили с ними сотрудничество", - отметил Владимир Костин.

В свою очередь генеральный директор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян пояснил, что несмотря на оговоренную цену в договоре генподряда китайская сторона необоснованно определила стоимость проекта, которая практически в 2 раза больше запланированного. После многочисленных переговоров и консультаций на различных уровнях китайская сторона отказалась от выполнения договора генподряда и представила в правительство предложения по заключению нового договора только на поставку оборудования.

Белорусской стороной было принято решение разработать альтернативную концепцию реконструкции действующего аэровокзального комплекса с необходимой инфраструктурой, расширением перрона, строительством дополнительных мест стоянок, совершенствованием системы авиационной безопасности для приема чемпионата мира по хоккею в 2014 году. На реализацию концепции потребуется около $81 млн. Белорусские проектировщики уже приступили к проектированию второй взлетно-посадочной полосы, которая должна быть введена в эксплуатацию в 2017 году.

Торговые площади магазинов duty free планируют увеличить

Об этом сообщил журналистам Дмитрий Меликян.

Это предусмотрено концепцией реконструкции объектов аэропорта. В частности, запланирована реконструкция существующего пассажирского терминала. "Предусматривается расширение зон для обслуживания пассажиров как на вылет, так и на прилет, а также расширение гейтов для нахождения пассажиров перед вылетом", - рассказал Дмитрий Меликян. Будет модернизировано отдельное технологическое оборудование аэропорта, усовершенствована система перевозки багажа. Вырастет также количество стоек регистрации. "Все перегородки, которыми мы вынуждены выгородить аэровокзальный комплекс, чтобы соблюсти международные стандарты по обслуживанию пассажиров, уйдут", - добавил он.

Будет создана комфортная зона для транзитных пассажиров. "В целом реконструкция предусматривает увеличение площадей приблизительно на 10 тыс.кв.м, что позволит наращивать количество обслуживаемых пассажиров", - подчеркнул гендиректор аэропорта.

Национальный аэропорт Минск по техническим характеристикам и оснащению технологическим оборудованием находится в числе лучших аэропортов стран СНГ. Через воздушное пространство Беларуси совершают рейсы более 1 тыс. авиакомпаний из 99 стран мира. Каждые сутки над республикой выполняют полеты от 500 до 950 воздушных судов, в год - до 200 тыс. Безопасность их движения обеспечивается специалистами государственного предприятия "Белаэронавигация".

 

Источник: БЕЛТА


Read more...

Европейские послы увезли с собой инвестиции

01-04-12-02Сегодня Европарламент примет резолюцию по Беларуси, которая была отложена в надежде на позитивные сигналы из Минска. Депутаты говорят о возможном введении целевых экономических санкций. Пойдет ли на это Евросоюз? В любом случае, даже на первый взгляд, «имиджевых» санкций, которые приняты Советом министров иностранных дел ЕС – включение в список невъездных бизнесменов Юрия Чижа и Александра Тернавского и запрет на работу с их компаниями – достаточно для негативного влияния на экономику Беларуси.

Для зарубежных компаний этого может хватить для перехода в режим «just in case», что значит «лучше держаться подальше от этих белорусов, вдруг и их структура как-то аффелирована с этими именами». То есть ударит по всему белорусскому бизнесу. А сегодняшнего уровня напряженности отношений Беларуси с ЕС и США и без ужесточения санкций достаточно для того, чтобы принимались решения перестраховаться на всякий случай. Некоторые бизнесмены отмечают, что были случаи, когда банки в разных странах отказывались открывать аккредитив либо осуществлять перевод денег. Целый ряд крупных финансовых структур относят Беларусь к зонам риска в торговле на уровне Северной Кореи и Ирана.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что от дополнительных санкций еще больше пострадает и так довольно потрепанный инвестиционный имидж Беларуси. В мировой экономике – рецессия, и свободных денег практически нет, поэтому за иностранный капитал приходится серьезно бороться. «Говорить о массовом уходе с рынка уже работающих инвесторов не стоит, – считает Мария Акулова, эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев). – Все будет зависеть от масштабов проекта, суммы вложенных в него средств и эффективности его функционирования на сегодняшний день». А вот на позицию тех, кто только подумывает о приходе в Беларусь, санкции повлияют. «Важен ведь не только инвестиционный, но и политический климат, – убежден экономист Лев Марголин. –  Представьте, бизнесмен, который интересуется вложением средств в Беларусь, что он делает прежде всего? Обращается в свое посольство. А если посла нет, то уже только это показывает, что в такую страну соваться не стоит». Послов стран ЕС уже «попросили» не возвращаться в Беларусь с консультаций. Евросоюз, в свою очередь, заявил, что при затягивании нынешнего статус-кво и всех белорусских послов в странах ЕС могут отправить на Родину. Но, как только уменьшится количество представителей цивилизованного бизнеса, желающего инвестировать в Беларусь или работать с белорусскими компаниями, его место займут разного рода спекулянты и сомнительные структуры со счетами в оффшорах.

Политические риски инвестирования значительно выросли, что не замедлило сказаться на доходности белорусских евробондов. По данным Bloomberg, 26 марта еврооблигации Беларуси первого выпуска с погашением 3 августа 2015 года торговались с доходностью 11,314% (bid) и 10,941% (ask), второго выпуска с погашением 26 января 2018 года – 11,035% (bid) и 10,724% (ask). Рост доходности по облигациям отражает увеличение рисков, связанных с инвестициями в белорусские бумаги. А это значит, что для резидентов Беларуси новые внешние заимствования стали дороже. Соответственно, в этом случае белорусским банкам и компаниям сложнее рефинансировать предыдущие заимствования либо привлечь новые иностранные ресурсы на международных финансовых рынках.

Другой негативный момент – ужесточение санкций может укрепить позиции российского бизнеса в белорусской экономике. Как ни крути, России выгодна конфронтация Беларуси и ЕС. Минску ничего не останется, как двигаться дальше на Восток. А Москва будет на словах оказывать поддержку, похлопывать по плечу и попутно убеждать продать активы российским компаниям. «Если предположить, к примеру, что перед продукцией Беларуси будут закрыты рынки Запада и в частности Европы, выгодным для России выходом из ситуации станет скупка белорусских предприятий – в этом случае они смогут сотрудничать с ЕС уже в качестве российского бизнеса, – рассуждает Мария Акулова. – В случае экономической изоляции Беларусь будет вынуждена пойти на условия восточного соседа в ущерб своим интересам. Такое развитие событий приведет к снижению стоимости белорусского бизнеса и отразится на экономике страны в целом». Но есть и мнение, что тот иностранный капитал, который действительно заинтересован в приходе в Беларусь, реально оценит риски и все равно придет.

Как экономические санкции Евросоюза повлияют на политический режим в Беларуси? На примере таких стран как Югославия, Ирак, Сомали, по словам М.Акуловой, видно, что «эффективность данных мер вызывает определенные сомнения, потому как в большей степени они оказывали лишь разрушительное влияние на экономику, повышали уровень бедности в стране, результатом чего становились консолидация электората вокруг правительственных элит и замедление процессов демократизации».

Лев Марголин приводит в противовес другие аргументы: «В политологии известен такой способ как втягивание в экономические отношения, а потом влияние на политику через экономику. Да и нельзя сбрасывать со счетов то, что для белорусов за любые вещи, происходящие в экономике, отвечает президент. И если будут такие методичные давления, это будет иметь эффект». Правда, эксперт уверен, что глобальных перемен не произойдет. Потому как рыночная экономика невозможна без демократизации, а на это власть в Беларуси не пойдет. Более того, в ответ на расширение списка внутри страны уже закручены гайки – на список невъездных появился список невыездных – и каким может быть ответ на экономические санкции трудно спрогнозировать.

 

Автор: Ирина Юзвак

Источник: BEL.BIZ


Read more...

Американские ценные бумаги стали доступными для белорусских инвесторов

23-03-12-11С 2011 года благодаря банкам, начавшим активно оказывать услуги по доверительному управлению средствами клиентов, для граждан нашей страны стали доступны практически все финансовые рынки мира. В том числе и наиболее развитый рынок ценных бумаг – фондовый рынок США, который на фоне общего падения доходности акций в мире демонстрирует завидную устойчивость.

По подсчетам экспертов информационного агентства Bloomberg, потери инвесторов на мировом фондовом рынке вследствие падения цен акций в 2011 году составили $6,3 трлн., а совокупная капитализация мирового бизнеса снизилась на 12,1% – до $45,7 трлн. Главный индекс Токийской биржи упал за год на 17,3%, а индексы фондовых бирж Гонконга и Шанхая – соответственно на 20% и 22%. Ненамного лучше обстояли дела в Европе. Индекс Лондонской биржи упал на 5,55%, Франкфуртской – на 14,69%, Парижской – на 16,95%, Миланской – на 25,20%, а Мадридской – на 13,11%.

Но в США ситуация была совсем другой: индекс Dow Jones Нью-йоркской фондовой биржи вырос за год на 5,53%, хотя Nasdaq потерял 1,8%. При этом, несмотря на хорошие показатели роста, рынок американских акций нельзя назвать переоцененным. Несмотря на кризис, мировые инвесторы готовы покупать американские акции, потому что они доверяют американским корпорациям и американской экономике. И не случайно: согласно исследованиям The Boston Consulting Group, мировой индекс доходности инвестирования в 2011 году снизился примерно на 6%, но в США он вырос!

В BCG проанализировали доходность инвестирования в более чем 5 тыс. компаний из 40 стран и 37 отраслей экономики. Оказалось, что лишь шесть стран продемонстрировали по итогам года положительную доходность. Это ЮАР, Филиппины, США, Индонезия, Малайзия и Таиланд. В США оказалось больше всего компаний, обеспечивших высокий прирост доходности инвестиций. Так, например, вложения в компанию Visa принесли доходность в 45%, в страховщика UnitedHealth – 42%, в Apple – 26%.

По мнению большинства экспертов фондового рынка, рынок американских акций остается привлекательным для вложения средств и способен обеспечить высокую эффективность вложений, несмотря на мировой экономический кризис, который может затянуться на несколько лет.

Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

 

Источник: Дело

 

Read more...

Инвестиции в создание рабочих мест: очень нужно, но взять негде

11-03-12-16Для трудоустройства незанятых людей в Беларуси потребуется около $30–35 млрд.

Стоимость оборудования одного современного рабочего места составляет от нескольких тысяч долларов США в сфере обслуживания до ста тысяч долларов США и более в обрабатывающей промышленности и машиностроении. В Европе средняя стоимость одного рабочего места составляет около $20–25 тысяч.

По разным оценкам в нынешней экономике Беларуси количество незанятых людей составляет от 20% до 40% (даже в правительстве Беларуси планируется сократить 20%), то есть в среднем около 30%. Учитывая, что количество работающих в Беларуси составляет 4,6 млн человек, 30% составляет почти 1,5 млн. Отсюда следует, что для трудоустройства этих «лишних» людей потребуется около $30–35 млрд.

У белорусских предприятий необходимых средств на создание новых рабочих мест нет. Рентабельность за 2011 год составляет 10–15%, но это на бумаге, в реальности меньше из-за влияния девальвации. К тому же предприятия все последние годы «проедали» себя, искусственно занижая размер отчислений на амортизацию, зато обеспечивая «красивые» отчеты. В результате для создания современного технологичного производства зачастую проще и дешевле построить предприятие заново, чем модернизировать нынешнее.

Сегодня по многим отраслям экономики в Беларуси выработка на человека в 4-6 раз меньше, чем в Европе. Технологический уровень белорусской промышленности (уровень физического и морального старения) отстает от западной в 10 раз. Отсюда и все остальные проблемы (например, заработная плата, рентабельность, инвестиции). Даже НПЗ не смогли увеличить глубину переработки нефти до современных 90–95% (есть только 70–75%, и требуется вложить еще как минимум по $1 млрд в каждое).

У государства также таких средств нет: республиканский бюджет на 2012 год составляет около $11 млрд, а местные бюджеты в долгах.

На обслуживание внешнего долга в 2011 году в Беларуси было направлено $6,3 млрд, что составило 11,6% ВВП. В 2012 году и последующих на обслуживание внешнего долга будет уходить все больше и больше средств (только обслуживание внешнего госдолга в 2012 году составит $1,6 млрд, в последующие годы – еще больше). При этом Беларусь планирует и дальше наращивать свой внешний долг.

Надежды выйти на положительный внешнеторговый баланс пока не оправдываются. Несмотря на положительное внешнеторговое сальдо в январе 2012 года, нельзя забывать о трансфертах за нефть в Россию (около $300 млн в месяц), которые не учитываются во внешнеторговом сальдо.

Все это диктует дальнейший путь развития экономики Беларуси: создание большинства новых относительно «недорогих» рабочих мест в сфере обслуживания, привлечение инвесторов, развитие частного сектора. А для этого нужно всего ничего: 10 лет без серьезных изменений в законодательстве, без девальвации, без высоких процентных ставок, без инфляции, без постоянного вмешательства государства в управление частного сектора.

Оценивая озвученные планы на 2012 год, можно сказать, что пока ничего меняться не будет. Ничего не известно про ключевые события – не опубликован список предприятий, планируемых к приватизации в 2012 год, не названы реальные источники увеличения валютных поступлений. Зато планируется создать Министерство промышленного развития. А это означает отказ от структурных реформ и приватизации, так как такое министерство является органом управления не только предприятиями Минпрома, но и нефтехимии, деревообработки и др. То есть предприятия остаются под контролем государства и являются элементами социальной политики, а приватизация будет осуществляться только для сведения валютного баланса и как выполнение условия для получения кредита.

В этой связи особо стоит сотрудничество с Китаем, которое, с одной стороны, позволяет не проводить структурные изменения экономики, но, с другой, ограничено только внутренним рынком. Для выхода на рынок ТС и ЕЭП необходима достаточно большая локализация производства в Беларуси, да и у Китая с Россией и Казахстаном есть общие границы, и посредник в лице Беларуси не очень нужен. А для выхода на рынок ЕС есть препятствие в виде таможенных барьеров (Беларусь – не член ВТО). При этом китайские кредиты, как правило, связанные (условием является приобретение китайских товаров). К тому же качество и современность китайских технологий вызывают вопросы. Обслуживание этих кредитов пока проблем не создает, но что будет дальше, когда эти цифры вырастут – неизвестно.

Еще одной проблемой для любого правительства Беларуси, которое начнет реформы, является дефицит времени. За 5 лет (максимально отпущенный срок) не получится завершить начатые реформы. $30–35 млрд инвестиций для создания новых рабочих мест означает $6–7 млрд в год, что в настоящее время нереально. Как нереально и получить эти средства за счет массовой приватизации за этот же срок, так как предприятия просто не готовы к «нормальной» приватизации (не проведена предпродажная подготовка, нет IPO, а это все занимает несколько лет). Не случайно в странах восточной Европы и в странах СНГ правительства, которые начинали реформы, всегда проигрывали на следующих выборах.

За 2000–2010 годы Беларусь получила порядка $50 млрд энергодотаций, которые можно было бы потратить на создание более 2 млн новых рабочих мест. Но Беларусь упустила эту УНИКАЛЬНУЮ возможность. Все эти годы Беларусь массово строила льготное жилье и объекты социально-культурного назначения, повышала зарплаты и социальные выплаты быстрее роста производительности труда, регулярно выдавала, а затем списывала кредиты той части экономики, которая является хронически убыточной.

Также Беларусь упустила возможность продажи госпредприятий по максимальной цене и продолжает затягивать с приватизацией, несмотря на ухудшающиеся перспективы мировой экономики, стоящей на пороге рецессии. В ближайшие годы стоимость предприятий расти точно не будет, а для Беларуси уже каждый год на счету. Без значительных инвестиций встает вопрос о существовании самостоятельной экономики. У самих предприятий денег нет, в рамках государственного бюджета тоже, инвесторы в ближайшие годы вряд ли появятся (условия им не созданы), поэтому остается один источник получения средств – продажа госимущества.

В настоящее время в Беларуси действует программа развития промышленного комплекса на 1998–2015 годы. Назрела потребность сделать новый программный документ до 2020 года. На данный момент разработана концепция программы развития. Основная идея – построение конкурентоспособного промышленного комплекса инновационного характера с большим экспортным потенциалом. Предполагается, что цель будет достигаться за счет трех направлений: через развитие традиционных производств, топливно-энергетического комплекса и высокотехнологичных производств. В основе финансовых затрат взята стоимость оборудования под рабочие места.

Уже были озвучены приблизительные объемы необходимых средств для реализации всей программы до 2020 года – $19 млрд. Но куратор программы, первый вице-премьер Владимир Семашко, назвал другие цифры – $90 млрд ($10 млрд в год). По всей видимости, это зависит от планируемой структуры экономики, которая еще не утверждена, и возможностей страны. В предыдущие годы «красивые» планы обычно «корректировались» после оценки реальных возможностей.

Поэтому, скорее всего, эта программа – для отчета и создания информационного фона. На реформу ВСЕЙ экономики средств нет, поэтому пока проводится реформа валютоокупаемой экономики (деревообработка, с/х, дорожная инфраструктура и др.).

В 2011 году Беларусбанк прокредитовал более 30 государственных программ, направив на указанные цели свыше Br10 трлн. Сюда вошло кредитование строительства нескольких десятков современных молочно-товарных ферм, модернизированы производства целого ряда предприятий молочной отрасли. Завершено кредитование проектов по строительству и реконструкции овощехранилищ, зерноочистительно-сушильных комплексов. Закуплена современная зерно-, картофелеуборочная и другая сельскохозяйственная техника для обновления машинного парка сельскохозяйственных предприятий республики. Выданы кредиты на заготовку урожая. За счет кредитов банка велась реконструкция трех цементных заводов, до современного европейского уровня модернизированы 5 крупных заводов деревообработки. Начато кредитование реконструкции автомобильной дороги М-4 Минск – Могилев. Бросается в глаза кредитование только валютоокупаемых проектов.

А вот кредитование промышленности, где о валютоокупаемости говорить сложно (импортозамещение и создание холдингов дают лишь отсрочку удержаться «на плаву» на несколько лет, а не реальную помощь), осуществляется в основном за счет внешних кредитов или инвесторов, государство своими ресурсами в таких «рискованных» проектах участвовать уже не очень стремится. Хотя нынешние объемы ЗВР вполне позволяют осуществлять кредитование значимых для экономики проектов. Например, кредитование строительства АЭС: для оплаты половины своей доли в 10% стоимости, Беларусь взяла в кредит у российского ВЭБа. Открыта «зеленая» дорога кредитам Китая. В результате Беларусь дважды платит проценты, сначала по кредитам и займам, из которых сформированы ЗВР, а затем еще и проценты по кредитам на инвестирование в экономику. Также уже запланирована передача в концессию разработка месторождений глины, мела, гравия и горючих сланцев.

Таким действиями правительством признаются реальные «возможности» белорусской экономики. Значительного объема новых инвестиций не ждут. Те инвесторы, которые уже инвестировали в белорусскую экономику, дальнейшее развитие осуществляют за счет тех средств, которые удалось заработать в Беларуси. Объявленный рост инвестиций происходит, в основном, за счет «укрупнения» статей отчета: отнесения внешних долгов (кредитов) к инвестициям.

Если сохранить нынешнюю структуру экономики, если не привлекать инвесторов, не поощрять частную инициативу, то стоимость новых рабочих мест составит неподъемную для страны сумму. При этом большая часть нагрузки ляжет на предприятия и государство. В то же время не стоит все новые рабочие места искать только в сфере обслуживания, ведь она только перераспределяет созданный продукт, но не создает его. Кроме того, рабочие места с низким «входным билетом» подвержены высокой конкуренции и, как следствие, легко «вылетают» с рынка. Значит, без создания новых рабочих мест в промышленности не обойтись. Но сначала нужно определиться, какой должна быть Беларусь через поколение, 20-25 лет.

 

Автор: Владимир Артюгин

Источник: BEL.BIZ


Read more...

«Милкиленд» интересуется белорусским сыром

280209_copy_copyМолочная компания «Милкиленд» с активами в Украине и России объявила, что собирается в ткущем году приобрести сырзавод мощностью 20 тыс. тонн в год. Рассматриваются три варианта – Польша, Беларусь или Россия, объем вложений может составить 50 млн. евро.

Сырная война с Россией, пошатнувшая состояние украинских производителей сыров, подталкивает их к разного рода мероприятиям, которые помогут восстановить баланс производства и улучшить финансовые показатели. В частности, к таким способам относятся сокращение выпуска сыров, а также рассмотрение вариантов приобретения активов за рубежом. «Милкиленд» пробует оба эти способа. «Милкиленд», молочная группа с активами в Украине и России, намерена в 2012 году приобрести завод по производству сыра мощностью до 20 тыс. тонн продукции в год в одной из стран ближнего зарубежья — Польше, Беларуси или России»,— утверждают в «АПК-Информ» со ссылкой на заявление пресс-службы компании.

Там же сообщают, что компания готова инвестировать в покупку до 50 млн. евро. Средства для приобретения будут взяты из привлеченного в прошлом году синдицированного кредита, разъясняют в «Милкиленде». Напомним: в начале января компания объявила о приобретении средств у синдиката банков (Royal Bank of Scotland, UniCredit International и Raiffeissen Bank International Group) на сумму 100 млн. долларов, из которых не менее 35 млн. долларов планировала направить на выплату кредитов украинским банкам, сообщают «Экономические известия».

Неделей ранее руководство компании анонсировало будущие сделки сразу после того, как вышла информация о результатах работы в третьем квартале прошлого года — она показала падение доходов и прибыльности компании. Тем не менее в компании пришли к выводу, что пришла пора слияний и поглощений на молочном рынке. В частности, председатель совета директоров «Милкиленда» Анатолий Юркевич сообщил недавно, что в этом году менеджмент группы будет активно изучать молочные рынки Украины, России, Беларуси и Польши с целью поиска привлекательных объектов для слияния или поглощения.

«Прошлогодняя напряженная рыночная ситуация понизила ожидания владельцев неинтегрированных молочных предприятий, и мы уверены, что это правильное время для консолидации отрасли. И «Милкиленд» может принять активное участие в этой консолидации»,— сказал господин Юркевич.

По предварительным данным, выбор компании пал на польский рынок, что обусловлено доступностью сырьевой базы, считают в «Милкиленде». «Наибольшую инвестиционную привлекательность имеет Польша, поскольку в данной стране сложились наиболее приемлемые закупочные цены на молоко»,— говорят в компании. Но окончательного решения по приобретаемому объекту еще не приняли.

Экспертов планы компании несколько удивили. Глава Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский полагает, что, скорее всего, если предприятие и будет покупаться, то никак не в Польше.

«20 тыс. т сыров в год — достаточно мощное производство. Оно требует переработки 700-800 т молока в сутки. Стоимость такого актива в Польше обойдется «Милкиленду» не дешевле 100 млн. долларов. Очевидно компания будет рассматривать более дешевые варианты»,— полагает господин Чагаровский. По его мнению, именно из Беларуси произведенному сыру будет легче проникнуть на российский рынок, а купить предприятие там можно дешевле. «Полагаю, что планы по приобретению предприятия продиктованы желанием застраховаться от политических рисков, которые стали источником нынешней сырной проблемы»,— считает Вадим Чагаровский.

Напомним: после запрета экспорта сыра трех производителей — «Гадячсыра», «Молочного альянса» и «Менского сыра» (принадлежит «Милкиленду»)» последний был вынужден уменьшить загрузку. Но оправдывает ли себя такая стратегия?

Директор консалтингового агентства ААА Сергей Наливка полагает, что осуществить приобретение завода такой мощности на озвученных в компании рынках очень затруднительно. В Беларуси — по причине необходимости приватизации такого мощного актива: там молочный сектор контролируется государством. «На рынке России не так много крупнотоннажных производств сыра, чтобы был выбор в приобретении актива. Если в компании говорят о Польше, то речь может идти о выходе на рынок Евросоюза, но Польша так же не славится крупными сыродельными комбинатами»,— полагает эксперт.

Он же не согласен с тем, что скупать активы «Милкиленду» сейчас — рациональное решение. «На мой взгляд, молочным компаниям давно пора отказаться от постсоветского синдрома владельца больших заводов. Сейчас для «Милкиленда», учитывая его последние финансовые показатели, более актуально оптимизировать имеющиеся производства и увеличить рентабельность.

Кроме того, стоит побороться за отечественного потребителя, ведь украинский рынок не так мал»,— полагает аналитик. Он же допускает, что анонсируемая покупка — не более чем PR-кампания, направленная на повышение стоимости актива.

Дела у компании, судя по всему, действительно идут не так гладко. Так, согласно последним котировкам от 22 февраля на Варшавской бирже, где размещалась компания, стоимость ее акций оценивалась в 17,7 долларов. Получается, что нынешняя стоимость компании не превышает 170 млн. долларов, хотя при выходе на биржу она составляла не менее 300 млн. долларов. Для менеджмента это серьезные основания задуматься над стратегией и расходами компании. Еще в 2010 году., по данным самой компании, ее доход составлял 258 млн. евро, чистая прибыль — 22 млн. евро. Показатели стали ухудшаться в 2011 году.

Так, валовая прибыль компании за девять месяцев 2011 году сократилась на 21% в сравнении с 2010 годом. EBITDA также снизилась — на 15%. Рентабельность по EBITDA (EBITDA margin) упала с 17,9% до 14,3%. В компании объяснили это девальвацией рубля в третьем квартале 2011 года и возросшими производственными затратами.

По данным Вадима Чагаровского, отечественные предприятия производят ежегодно не менее 200 тыс. т твердых сыров. Внутреннее потребление составляет 110-120 тыс. тонн экспорту подлежит не менее 80 тыс. тонн. «Милкиленд» уверяет, что компания обеспечивает не менее 29% этого объема.

 

Источник: Ежедневник

Read more...

Инвестиционные проекты в Минске претерпят изменения

100205_copyРяд крупных инвестиционных проектов в Минске претерпят изменения, заявил на пресс-конференции 9 февраля заместитель председателя Мингорисполкома Сергей Радоман.

В частности, сообщил он, может быть «изменено функциональное назначение и уменьшена этажность» гостиничного комплекса на Октябрьской площади, где изначально планировалось построить 47-этажную гостиницу. По словам Радомана, первый этап комплекса завершен: построено административное здание. «Для того чтобы реализовать второй этап этого строительства, необходимо осуществить снос музея Великой Отечественной войны. Был установлен срок — до 1 июля текущего года, но возник вопрос по переносу экспозиции до завершения строительства нового здания музея около Комсомольского озера», — сказал зампредисполкома.

По его словам, ведется также согласование по проекту строительства бизнес-центра «Футурис» на проспекте Независимости. «Инвесторы внесли предложение по комплексной застройке территории. Предложено построить 130 тыс. кв. метров площадей (административные здания, торговые, развлекательные). Мы же хотим плотность этой застройки уменьшить. Завтра состоится очередная встреча с инвесторами и уточнена архитектурная концепция. Мы должны определить, что мы там хотим иметь, что устроит город, общественность с учетом расположения рядом Северного кладбища», — рассказал Радоман. По его словам, в данный проект инвесторы готовы вложить порядка 240 млн. долларов.

Представитель горисполкома также сообщил, что планы по застройке квартала на месте бывшего троллейбусного депо на улице Красной не изменились — для инвестора условием реализации проекта стало строительство нового троллейбусного парка на улице Гинтовта. Строительство ведется, в него вложено 15 млн. долларов. «На последней встрече инвестор подтвердил, что дофинансирует строительство парка и построит новое троллейбусное депо, и это позволит ему реализовать весь инвестиционный проект на улице Красной», — сообщил Радоман. Напомним, что инвестор российское ОАО «Манолиум-процессинг» планирует построить торгово-развлекательный комплекс, паркинг и гостиницу.

Мингорисполком, по словам Радомана, добивается ускорения темпов застройки в районе поселка Лебяжий с участием китайских инвесторов. Там планируется построить жилой район на 280 тыс. кв. метров. Начато строительство двух жилых домов, всего планируется построить 34 дома.

 

Источник: БелаПАН

Read more...

Погоня за иностранным капиталом

19-01-12-10-1Фактически провалив амбициозный показатель по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2011 году, на 2012 год правительство Беларуси поставило гораздо более скромные задачи. Однако, на фоне тяжелого минувшего года, заработавшего ЕЭП и уже вступившей в ВТО России, планы эти реализовать будет непросто.

Единый рынок капитала, созданный в рамках Единого экономического пространства, диктует властям необходимость острой борьбы за инвестора. А это значит, что бизнес получит новые возможности «торговаться» с государством за улучшение условий своей работы в стране.

Так, по данным министра экономики Николая Снопкова, в 2011 году удалось привлечь только около $4 млрд прямых инвестиций на чистой основе. Между тем, в начале 2011 года правительство заявляло о цифрах не менее $5,4 млрд ПИИ. Понимая всю важность для страны притока иностранного капитала как гаранта стабильности платежного баланса, власти возвели задачу по привлечению ПИИ в ранг приоритетов государственной политики.

«На сегодняшний день можно говорить о высокой вероятности того, что кризис 2011 года в Беларуси был бы не таким жестким, если бы планы по притоку ПИИ были выполнены», – отметили в беседе с корреспондентом BEL.BIZ в данной связи в Минэкономики.

В министерстве подчеркнули, что на протяжении минувшего года правительство предприняло целый перечень мер по активизации инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Здесь были использованы все рычаги: от административного ресурса, когда совокупное задание по привлечению ПИИ было распределено между министерствами и ведомствами, до совершенствования правового поля.

В результате всех усилий задание по привлечению ПИИ на чистой основе выполнили только в Парке высоких технологий. Все остальные министерства и ведомства эту работу провалили: показатели выполнения составили от 0,4% (Минэнерго) до 24% (Минторг); по регионам разброс был также достаточно широким – от 2,6% (Гомельская область) до 50% (Минск). При этом предприятия республиканской и коммунальной собственности привлекли лишь 6,3% ПИИ на чистой основе.

В целом, $4 млрд за год выглядят неплохо, даже на фоне гораздо более высокого планового показателя. Куда интереснее, что за январь-июль 2011 года в Беларусь удалось привлечь только $1,1 млрд, и эти средства были вложены в основном иностранными компаниями, стимулирующими с помощью финансовых вливаний свои «дочки» в республике. А если учесть завершившуюся в конце года сделку по Белтрансгазу, легко подсчитать, что в Беларусь в 2011 году фактически поступило только $1,3 млрд ПИИ. Или 20% от планировавшейся суммы.

Эта цифра, кроме всего прочего, говорит и о том, что усилия правительства в привлечении в страну иностранного капитала крайне незначительны. В свою очередь, правительство оправдывается тем, что в минувшем году, во всяком случае в первой его половине, заемные средства еще не были так дороги, и бизнес «не шевелился» в поисках прямых инвесторов. Почему ситуация не развернулась во втором полугодии? По той простой причине, что привлечение инвестора – длительный процесс.

Печально, что о таком инструменте в деле привлечения инвестиций, как приватизация, в правительстве вспоминают нечасто. Хотя и готовы признавать, что столь низкие показатели привлечения в экономику инвестиций связаны в первую очередь с тем, что в Беларуси по-прежнему высока степень участия государства в экономике.

Приватизация как вынужденная мера

Итоги 2011 года наглядно показывают, что реформа собственности для властей во многом носит вынужденный характер. Прорыва на приватизационном поле не получилось: из готовящихся крупных сделок была закрыта только одна – по Белтрансгазу. Ни приватизации МАЗа, ни продажи доли государства в МТС не произошло, о возможности продажи пакета Беларуськалия к концу года в Беларуси уже никто не вспоминал. Единственный момент, который стоит отметить в этом плане – это начало такого процесса, как системные продажи госпакетов акций на конкурсах и аукционах. В целом от такой приватизации поступления составили всего $20 млн. Да и сделки эти совершались в подавляющем большинстве отечественными компаниями. Белорусы лучше владели ситуацией на рынке и по сравнению со своими иностранными конкурентами лучше ориентировались в происходящих в республике девальвационных процессах.

Кроме того, покупка собственности стала для белорусского бизнеса хорошей возможностью сохранения капитала в условиях, когда в марте-октябре доллар практически прекратил свободное хождение на наличном и безналичном рынках.

Планы на 2012 год более скромные

В 2012 году в экономику страны планируется привлечь $3,7 млрд ПИИ на чистой основе, в том числе $2,5 млрд – от приватизации госсобственности. При этом в плане поступлений от приватизации Беларусь жестко ограничена в рамках своих обязательств перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС.

Уже сегодня можно говорить о том, что в Госкомитете по имуществу решили существенно пересмотреть свои позиции по приватизации госсобственности. Представители комитета уже обратились в Минэкономики с просьбой подготовить предложения по выполнению этого задания. Со своей стороны в ГКИ считают необходимым пересмотреть список предприятий, которые будут приватизированы в 2012 году, и включить в него крупные промышленные объекты.

Хороший прогноз: скорей всего, эти планы будут реализованы. Не случайно в начале января были акционированы Белорусский металлургический завод и Светлогорское ПО «Химволокно». Ожидает акционирование и многие другие предприятия, в том числе флагман белорусского сельхозмашиностроения – Гомсельмаш.

Однако льготной приватизации госпакетов акций крупных компаний не будет, а право принятия решения о продаже таких предприятий по-прежнему останется за президентом.

За инвесторов придется бороться

Как отмечается в проекте Стратегии привлечения в Беларусь ПИИ, представленном Николаем Снопковым на последнем в минувшем году заседании Совета министров, республика, являясь партнером России по ЕЭП, должна «не отставать от нее в конкурентной борьбе за инвестора» и предпринимать эффективные шаги в этом направлении.

Этим положением в Минэкономики напоминают, что с 1 января Беларусь сосуществует с Россией и Казахстаном не только в рамках Таможенного союза, но и ЕЭП. То есть, с единым рынком капитала, инвестиций, рабочей силы. Поэтому новые условия ставят перед белорусскими властями и новые задачи по улучшению инвестиционного климата, а также по проведению реформы отношений собственности.

В этой связи проектом предусмотрено предоставить и правительству, и местным властям более широкие полномочия в вопросах распоряжения госимуществом, приобретения недвижимости и земли. Таким образом, есть высокие шансы, что в 2012 году в Беларуси на инвестиционном поле конкуренция кратно усилится. Все это значит, что правительство продолжит работать над улучшением условий инвестиционной деятельности и работы бизнеса в стране.

Исходя из положений Стратегии и белорусский, и иностранный бизнес в новом году получит возможность инвестирования в такие отрасли, как фармацевтика, био- и нанотехнологии, производство новых материалов, IT. Власти планируют, что для частного капитала будут привлекательны и такие сферы, как химпроизводство, практически все отрасли тяжелой промышленности, логистика, строительство и стройматериалы, сельское хозяйство, продукты питания, включая напитки и табак, легкая промышленность.

 

Источник: BEL.BIZ

Read more...

Инвесторы пошли в Беларусь под ЕЭП

05-01-12-11Под самый конец года несколько крупных иностранных инвесторов, отвечая то ли на сигналы о стабилизации в белорусской экономике, то ли торопясь воспользоваться возможностями Единого экономического пространства, заявили о начале реализации инвестпроектов.

В декабре 2011 года официально начали свою деятельность совместные предприятия с участием итальянской металлотрейдера и производителя Duferco, австрийского деревообрабатывающего холдинга Kronospan, английской упаковочной компании Linpac и ряд других инвесторов.

Накануне Нового года состоялось учредительное собрание совладельцев нового предприятия, созданного на базе Белорусского металлургического завода, “БМЗ-Тубуларс”. Duferco вместе с австрийским металлотрейдером Pisec Group GmbH и БМЗ в его рамках займутся финишной отделкой труб для нефтегазовой промышленности. Мощность нового СП составит 100 тыс. тонн продукции в год.

Протокол о намерениях был подписан в начале текущего года, весь 2011 год стороны, надо полагать, потратили на согласование позиций. Хотя не исключено, что иностранные партнеры присматривались, как будет развиваться ситуация в экономике.

По ранее заявленным планам, ввод в эксплуатацию производства нового СП планировался на 2013 год. Общий объем инвестиций в него оценивался в около 515 млн. евро. Duferco, как предполагалось, займется продвижением продукции, а Pisec Group – финансовым обеспечением проекта.

Австрийский холдинг Kronospan, уже имеющий бизнес в Беларуси (в Сморгони), создал на территории СЭЗ «Могилев» новое производство – компанию "Кроноспан Хай Технолоджиз". Она займется производством специальной бумаги для ламинированных напольных покрытий, плит HPL HIGH GLOSS, плит HDF, напольных покрытий и декоративной бумаги.

Напомним, что с декабря 2010 года Kronospan начала строительство в Сморгони завода древесных плит и напольных покрытий. Общий объем инвестиций в него составит более 150 млн долларов. Проект рассчитан на 3 года с постепенным введением мощностей, начало выпуска продукции намечалось на первую половину 2012 года. Здесь будет пере6рабатываться древесина и выпускаться ламинированные напольные покрытия (ламинированные ДСП и МДФ, ориентировано-стружечные плиты - ОСП).

Английская группа Linpac Group, специализирующаяся на выпуске упаковки для пищевых продуктов, возвратной тары и пластиковых контейнеров, зарегистрировала свою дочернюю компанию «Линпак Пекеджинг Ист». Производство разместиться в Орше, на той территории, которая в 2011 году была передана в административное управление СЭЗ «Витебск».

Также здесь разместиться индустриально-экспортный комплекс эстонской компании «Коммодитис Комплекс Ист». Еще один объект этот же инвестор развивает с декабря 2011 года в Гродно –«Коммодитис Комплекс Вест».

 

Источник: Ежедневник


Read more...

В Орше миллиард евро может уйти на покрышки

15-12-01В Орше будет построен завод по переработке твердых бытовых отходов, в том числе шин. Сумма иностранных инвестиций может составить примерно миллиард евро.

Об этом сообщил заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александр Жигулич.

«Речь о крупных инвестициях, порядка 1 миллиарда евро. Но дело не только в деньгах, а еще и в технологиях, которые завезут сюда итальянские инвесторы. Они будут способствовать решению многих задач, в том числе в части экологической безопасности: утилизация шин старыми методами наносит урон окружающей среде, а то, что предлагают итальянцы, поможет сберечь ее», - прокомментировал проект Жигулич. Он также отметил, что к Беларуси обратилась еще одна компания, которая предложила реализовать похожий проект. Только она предлагает проводить утилизацию шин на основе немецких разработок, а технология не подразумевает под собой никаких выбросов. Шины перерабатываются на корд, который затем быть использован нашими металлургическими заводами, резина, сфера применения которой также достаточно обширна, и текстиль. По данным Жигулича, примерный объем иностранных инвестиций в этом проекте может составить порядка шести миллионов долларов.

«Сейчас мы изыскиваем все возможности для поиска дешевых денег для реализации этих проектов», - пояснил Жигулич.

Кстати, проект со строительством завода в Орше возник во время проведения «Белорусской инновационной недели и Белорусско-российского инновационного форума». За время этого мероприятия было подписано 25 соглашений о намерениях с разными странами. Подводя итоги «недели», Жигулич сообщил, что за время ее проведения удалось привлечь порядка 2,87 миллионов долларов: 1,5 миллиона удалось получить благодаря белорусско-казахстанским контрактам, еще 1,374 миллиона – это сумма на поставку научно-технической продукции. Впрочем, по его мнению, это не предел, а только фундамент для дальнейшего поступления прямых иностранных инвестиций.

«1,374 миллиона плюс полтора миллиона – это еще не предел. Нужно учитывать временной лаг. Я говорю о том, что сейчас заложен фундамент для дальнейшего сотрудничества: подписаны протоколы о намерениях, а значит, что реализованные проекты затем в разы, а то и в десятки раз, будут превышать эти цифры в будущем. Как показывает практика, проекты реализовываются в среднем в течение трех лет», - сообщил Жигулич.

Что касается конкретных проектов, помимо оршанского завода, в Беларуси может появиться предприятие по сборке и адаптации для рынка Беларуси и соседей технологической продукции китайской дорожной техники. Впоследствии, может создано специальное предприятие, которое будет заниматься обслуживанием и ремонтом улиц.

Любопытно, что интерес к белорусской науке проявляют и в Корее.

«Корею интересуют фундаментальные исследования: биотехнологии, нанотехнологии, медицина. Был подписан ряд соглашений, а также достигнута договоренность о том, что национально-исследовательский фонд Кореи до конца года направит делегацию своих ученых для определения конкретных совместных проектов. Корейцы нами сейчас больше интересуются чем Россией и Украиной», - заявил директор технопарка БНТУ "Политехник" Юрий Алексеев.

 

Источник: Ежедневник


Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family