wrapper

Новости - слайдер на главной

Существуют индикаторы и рейтинги по ним, что позволяет сравнивать с другими странами уровень профессионализма не только, например, футболистов и других спортсменов, или ученых, но и государственных управленцев. К примеру, в настоящее время Беларусь по футболу в рейтинге FIFA занимает 93-е место в мире, и случайно или нет, но и по ВВП на душу населения по номинальному курсу по данным МВФ (2016 г.) также занимает 93-е место. Более того, ВВП на душу населения зависит от качества государственного регулирования экономики. Согласно рейтингу Всемирного банка, Беларусь в 2016 году по этому показателю занимала одно из последних мест в Европе и СНГ. Хуже дела обстояли только в трех странах Центральной Азии – в Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане.

Значение индекса качества государственного регулирования связно с проводимой экономической политикой. С его помощью измеряются противоречащие рыночной экономике меры, такие как контроль государства над ценами, неадекватный контроль коммерческих банков, чрезмерное регулирование внешнеторговой деятельности и развития частного малого и среднего бизнеса. Индекс качества государственного регулирования является одним из шести субиндексов, по которым складывается совокупный индекс качества государственного управления.

По сравнению с 2012 годом индекс качества госрегулирования в Беларуси улучшился с -1,10 до -0,94 (прирост составил +0,16 пункта). За счет этого в рейтинге Всемирного банка удалось улучшить одну позицию, обойдя Таджикистан. За этот период значительно повысили качество госрегулирования такие страны как Эстония (прирост +0,30 пункта, причем уже с высокой базы в 1,40), Грузия (+0,33), Казахстан (+0,29), Словакия (+0,28), Украина (+0,18), Азербайджан (+0,19), Сербия (+0,14). Ухудшили качество госрегулирования такие страны, как Венгрия (-0,33), Хорватия (-0,12), Россия (-0,06), Чехия (-0,07), Армения (-0,08), и другие (табл. 1.).

Таблица 1. Индекс качества государственного регулирования (2016 год)

Источник: Macrocenter по данным Всемирного банка

Результаты эконометрического анализа доказывают, что ВВП на душу населения статистически зависит от качества государственного регулирования (см. таблицы в приложении к новости). Повышение индекса качества госрегулирования на 0,3 пункта приводит к увеличению ВВП на душу населения на 5 тысяч долларов. Понятно, что это влияние опосредованное, но оно есть. Объяснить его можно следующим образом: рынок – это наиболее эффективный из существующих способ организации экономики страны, который позволяет наиболее оптимально использовать ограниченные ресурсы. При прямом вмешательстве государства, как правило, происходит снижение эффективности использования ограниченных ресурсов, что приводит в конечном счете к уменьшению ВВП.

Наличие линейной зависимости видно также из рисунка 1.

Рис. 1. Зависимость ВВП от качества государственного регулирования (2016 год)

Примечание. Для удобства представления масштаба шкалы показатель ВВП на душу населения представлен в прологарифмированном виде.

Источник: Macrocenter по данным Всемирного банка

Всемирный банк с помощью специального индекса оценивает также эффективность деятельности правительства каждой страны. Этот индекс отражает качество предоставления государственных услуг, уровень бюрократии, компетенцию госслужащих, уровень независимости госслужбы от политического давления, степень доверия к макроэкономической политике, проводимой правительством.

Как правило, в развитых странах Европейского Союза (ЕС) и эффективность правительств выше (табл. 2). При этом в странах СНГ, согласно оценке Всемирного банка, эффективность правительств самая низкая. Во всех 5-ти странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) значение этого индекса находится в отрицательной области (табл. 2). В Беларуси эффективность правительства ниже, чем в Казахстане, Армении и России, но выше, чем в Кыргызстане.

Таблица 2. Индекс эффективности правительства (2016 год)

Источник: Macrocenter по данным Всемирного банка

Самое эффективное правительство из данной выборки стран – в Швейцарии, самое неэффективное – в Туркменистане. При этом Швейцария считается одной из стран в мире с самой децентрализованной системой государственного управления. Экономист и писатель Нассим Николас Талеб в своей книге «Антихрупкость» (2012), ставшей бестселлером, писал о том, что в Швейцарии вообще нет правительства в общепринятом смысле этого слова.  «Чего у них нет точно – так это большого центрального правительства, именно такого, которое в обиходе и называют «правительством». Страной по принципу «снизу вверх» правят своего рода самоуправления, региональные образования, называемые кантонами, почти суверенные мини-государства, которые объединены в конфедерацию», – писал Талеб.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Коэффициенты значимы и по F-статистике модель также значима (табл. 3).

Таблица 3. Результаты регрессионного анализа

Примечание. GDP – ВВП на душу населения; QUALITY – индекс качества госрегулирования. Расчеты выполнены в среде EViews.

Источник: Macrocenter по данным Всемирного банка

 

Остатки гомоскедастичны (табл. 4)

 

Источник: Macrocenter по данным Всемирного банка

 

Автокорреляция согласно тесту Бреуша-Годфри отсутствует (табл. 5).

Источник: Macrocenter по данным Всемирного банка

 

Авторы: Владимир Акулич, Любовь Кудренок

Источник: EKONOMIKA.BY

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family