wrapper

Новости - слайдер на главной

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА (англ. legal respoпsibilities of busiпess) 1) - обязанность менеджеров соблюдать законы центральных и мест­ных органов власти, выполнять условия контрактов;

2) три группы обязанностей менеджеров: перед советом директо­ров, перед клиентами, перед собственным персоналом.


ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОСТАВКА ЦЕННЫХ БУМАГ - поставка ценных бумаг, которая не является «правильной», то есть с соблюдением всех правил, из-за неправильной регистрации сертифика­тов.


ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ - способность лица (юридического, физического) иметь права и обя­занности в зависимости от целей его деятельности (см. "Положение о банковском кредите", утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 23.03.95г., протокол N 5).


ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА - деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юриди­ческих предписаний, взятая в единстве с накопленным социально­-правовым опытом.

Признаки юридической практики:

является разновидностью социально-исторической практики; является важнейшим компонентом правовой системы общества; образует существенную часть культуры общества;

проявляет общественную, коллективную природу, обусловленная другими типами социальной практики, предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен ин­формацией и результатами, а также несет в себе совокупный продукт со­вместной деятельности, накопленный посредством социально-правового опыта;

направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности;

способствует целенаправленному изменению общественной жизни, что достигается благодаря изданию новых или изменению уже сущест­вующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкрети­зации, использования и применения;

при возникновении материальные, политических, социальных и иных изменений, создаются и соответствующие юридические последст­вия;

сама юридическая практика опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами (нравственными, корпоративными обы­чаями, традициями и т.п.);

юридическая практика есть специфическое производство, соответст­вующим образом организованное и спланированное, где есть необходи­мые производители и потребители, средства и методы, технология и тех­ника, что требует высокого уровня профессионализма и ресурсообеспе­ченности, привлечения материального, организационного, кадрового, научного и др. потенциалов;

юридическая практика влияет на все стороны жизни общества, спо­собствуя или тормозя развитие происходящих в нем процессов.

Под структурой юридической практики понимается такое ее строе­ние, расположение основных ее элементов и связей, которые обеспечи­вают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительно­сти.

Существуют внешние формы (юридические акты-документы, в ко­торых закрепляются право вые действия, методы и средства их осуществ­ления, вынесенные решения) и внутренние формы (способы организации, внутренней связи элементов содержания, к которым относится процедур­но-процессуальное оформление практики, определяющее круг ее субъек­тов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, усло­вия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок опериро­вания средствами и методами, сроки и время совершения действий, про­цессуальные гарантии, условия и процедура принятия и исполнения ре­шений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и др. процедурные требования, связывающие в единое целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой практической деятельности) юри­дической практики.

Функциями юридической практики, т.е. относительно обособленны­ми направлениями гомогенного (однородного) ее воздействия на субъек­тивную и объективную реальность, в которых конкретизируется ее при­рода, проявляются динамизм, творчески-преобразующий характер, соци­ально-правовое назначение, место и роль в правовой системе (жизни) общества, являются: правонаправляющая (ориентирующая), право-кон­кретизирующая и сигнально-информационная.


ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления,

оформления юридических документов, их систематизации и учета.

Существуют следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая); систематизация нормативных актов; учет нормативных актов.

Цель юридической техники заключается в рационализации юридиче­ской деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определен­ной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.

Под законодательной техникой понимается совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нор­мативных актов. Ее цели: рационально, адекватно урегулировать общест­венные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в тоже время доста­точно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандарт­но и ориентация на субъектов - адресатов нормативных актов.

Существуют правила законодательной (нормотворческой) техники. К ним относятся:

Правила, определяющие внешнее оформление нормативных актов, где каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, от­ражающие его юридическую силу, предмет регулирования, сферу дейст­вия, что придавало бы ему официальность. Каждый нормативный акт должен иметь также название вида нормативного акта (закон, указ, по­становление и т.п.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Кроме этого, должна быть указана дата, номер и место принятия нормативного акта. Обязательным реквизитом нормативного акта является подпись соответ­ствующего должностного лица.

Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта.

Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регу­лирования и рассчитан на регулирование однородных общественных от­ношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирую­щие отношения другого рода нежели те, которые регулируются данным актом. В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относя­щиеся к регулированию данных отношений, иными словами, он не дол­жен содержать пробелов. Акты должны содержать однотипное, единооб­разное решение вопросов. По возможности, нормативные акты не долж­ны иметь исключений и ссылок. Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться второстепенными. Крупные акты могут иметь две части, не считая титула - вводную (или преамбулу) и постанов­ляющую. В первой указывается причина, поводы, цели издания норма­тивного акта, а во второй излагаются нормы права, в конце она может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нор­мативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие дру­гих актов. В акта нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного акта, а однородные нормы должны выделяться, из­лагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта. В крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, час­ти, каждая глава, раздел, часть должны иметь название. В свою очередь, каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые могут под­разделяться на части (пункты, параграфы). Нумерация статей должна быть сплошной, т.е. одна нумерация должна идти через все разделы, час­ти и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнения в нормативный акт эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается норме уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи.

Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов) состоят в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и опреде­ленно. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Мно­гословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и оп­ределенность формулирования достигается с помощью различных прие­мов изложения норм права, использованием специальных терминов, стандартных языковых оборотов. Существуют следующие требования к языку нормативного акта: - формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим едино­образием; - терминология нормативных актов должна быть единой. для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте упот­реблять в одном и том же значении, одно и то же понятие (явление, пред­мет) обозначать одним и тем же терминов, для чего могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается опреде­ление термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативно­го акта; - в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины; - следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.д., нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Здесь должно быть стремление к четкости, краткости, определенности, стереотипности, единообразию, сухости, доступности для понимания.

Способы (приемы) изложения норм права:

по форме предложения, в котором выражена норма (в виде норма­тивного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения;

по степени обобщенности, абстрактности изложения (абстрактный или казуистический);

по степени полноты изложения - прямой, ссылочный, бланкетный.


ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ - документ есть материальный носитель информации. Он может быть текстовым, графическим, фотографическим, изобразительным, зву­ковым.

Юридический документ - это документ, содержащий правовую ин­формацию.

Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регу­лирования. В зависимости от характера право вой информации все юри­дические документы подразделяются на:

Нормативные документы (все нормативные правовые акты, как ис­точники, формы права);

Документы, содержащие решения индивидуального характера (но­сящий властно-обязательный характер, влекущие правовые последствия, т.е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные пра­ва и юридические обязанности);

Документы, фиксирующие юридические факты (к ним относятся до­кументы: - фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъек­тов (паспорт, удостоверение и т.д.; - фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, счет в банке и т.д.); - фиксирующие факты­ волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности и т.д.); - фиксирующие факты-события (акты о порче или уничтожении посевов и т.п.); - фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы и т.д.);

Деньги и ценные бумаги (документы, фиксирующие имущественные права их обладателей);

Документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов).


ЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ ПРАВА) - официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.

В современных государствах основными источниками, или формами официального выражения и закрепления норм позитивного внутригосу­дарственного права могут быть:

Законы и иные нормативные право вые акты, принимаемые полно­мочными государственными органами или путем референдума;

Судебные прецеденты или иные правотворческие функции судебной практики;

Религиозные источники (священные писания, трактаты и др.); Обычаи и обыкновения, которые складываются в практической дея­тельности в экономической области и государственной деятельности;

Общепризнанные принципы международного права, а также догово­ра международного характера, конвенции, пакты, которые ратифициро­ваны в установленном порядке государствами.


ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА - в гражданском праве организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное иму­щество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательст­вам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Право вое положение юридического лица определяется Конституцией Республики Беларусь, ГК РБ, Законом Республики Беларусь «О предпри­ятиях в Республике Беларусь» и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст. 45 ГК РБ, юридическое лицо может иметь гра­жданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотрен­ным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может за­ниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Решение об ог­раничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его созда­ния (п. 2 ст. 47 ГК РБ) и прекращается в момент завершения его ликвида­ции (п. 8 ст. 59 ГК РБ). Право юридического лица осуществлять деятель­ность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и пре­кращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено за­конодательством.

Ст. 45 ГК РБ предусмотрено, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяй­ственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения. К юридиче­ским лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организа­ции (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юри­дических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие из­влечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ком­мерческие органuзации) и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участни­ками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, мо­гут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, произ­водственных кооперативов и унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общест­венных или религиозных органuзаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. для отдельных видов некоммерческих организаций законодательством могут быть установлены правила, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования (участия в образовании) коммерческих организаций.

В соответствии с п. 4 ст. 46 ГК РБ, допускается создание объедине­ний коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассо­циаций и союзов. В соответствии с законодательными актами юридиче­ские лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том чис­ле с участием иностранных юридических лиц, в форме финансово­-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

Юридическое лицо, согласно ст. 47 ГК РБ, подлежит государствен­ной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного за­конодательством порядка образования юридического лица, несоответст­вие его учредительных документов или создаваемого юридического лица требованиям законодательства влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном по­рядке.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государст­венной регистрации. Перерегистрации юридическое лицо подлежит в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, содержащуюся в Едином государственном регистре юридических лиц, в порядке и случаях, определяемых законодательством.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредитель­ного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юри­дического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с законода­тельством одним учредителем, действует на основании устава, утвер­жденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица, в соответствии со ст. 48 ГК РБ, должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятель­ностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, преду­смотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и уни­тарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях ­и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет дея­тельности юридического лица. Учредительными документами иных ком­мерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельно­сти и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридиче­ского лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учреди­тельный договор по согласию учредителей могут быть включены и дру­гие условия.

Изменения учредительных документов приобретают силу для треть­их лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установ­ленных законодательством, - с момента уведомления органа, осуществ­ляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лица­ми, действовавшими с учетом этих изменений.

На основании ст. 49 ГК РБ, юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учреди­тельными документами. Порядок назначения или избрания органов юри­дического лица определяется законодательством и учредительными до­кументами. В случаях, предусмотренных законодательством, юридиче­ское лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных до­кументов юридического лица выступает от его имени, должно действо­вать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юриди­ческого лица, поскольку иное не предусмотрено законодательством или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Юридическое лицо, в соответствии со ст. 50 ГК РБ, должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-­правовую форму. Наименования некоммерческих организаций и унитар­ных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях - и иных коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Включение в наименование юридиче­ского лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, включение такого названия либо элементов госу­дарственной символики в реквизиты документов или рекламные материа­лы юридического лица допускается в порядке, определяемом Президен­том Республики Беларусь.

Место нахождения юридического лица определяется местом его го­сударственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное, при этом наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, долж­но иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное на­именование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Порядок регистрации и ис­пользования фирменных наименований определяется законодательными актами. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить при­чиненные убытки.

Юридическое лицо, в соответствии со ст. 51 ГК РБ, может образовы­вать представительства и филиалы.

Под представительством в данном случае понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахож­дения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Филиалом является обособленное подразделение юридического ли­ца, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и дейст­вуют на основании утвержденных им положений. Руководители предста­вительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учрежде­ний, в соответствии со ст. 52 ГК РБ, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.

Казенное предприятие и финансируемое собственником учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмот­ренных законодательством (п. 5 ст. 113 (см. Унитарное предприятие) ст.ст. 115 и 120 (см. Казенное предприятие, Учреждения) ГК РБ).

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юриди­ческое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодатель­ством либо учредительными документами юридического лица. Если эко­номическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возмож­ность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена су6сидиарная от­ветственность по его обязательствам.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разде­ление, выделение, преобразование) может быть осуществлена, в соответ­ствии со ст. 53 ГК РБ, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными до­кументами.

В случаях и порядке, установленных законодательством, реорганиза­ция юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учре­дительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственно­го органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осущест­вить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возни­кающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение су­дом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законодательством, реорганизация юри­дических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномочен­ных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государствен­ной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц записи о прекраще­нии деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них, в соответствии со ст. 54 ГК РБ, переходят к вновь возникшему юридиче­скому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности перехо­дят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с раздели­тельным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или несколь­ких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорга­низованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать воз­никшему юридическому лицу.

Согласно ст. 55 ГК РБ, передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредите­лями (участниками) юридического лица или органом, принявшими реше­ние о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с уч­редительными документами для регистрации вновь возникших юридиче­ских лиц или внесения изменений в учредительные документы сущест­вующих юридических лиц. Непредставление с учредительными докумен­тами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганиза­ции закреплены в ст. 56 ГК РБ, где указано, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должником, по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Если разделительный баланс не дает возможности определить пра­вопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

В соответствии со ст. 57 ГК РБ, ликвидация юридического лица вле­чет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

1) его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в свя­зи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достиже­нием цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействи­тельной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

2) суда в случаях: непринятия решения о ликвидации в соответствии с законодательством (подпункт 1 ст. 57 ГК РБ) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради кото­рой оно создано;

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицен­зии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей устав­ным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его созда­нии нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмот­ренных законодательством;

3) иных органов в случаях, предусмотренных законодательными ак­тами.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, ука­занным в п. 2, может быть предъявлено лицам, принимающим решение о ликвидации, государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Решением суда о ликвидации юриди­ческого лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномочен­ный на ликвидацию юридического лица его учредительными документа­ми, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительно­го или иного фонда, ликвидируется в соответствии с законодательством также вследствие признания его экономически несостоятельным (банкро­том). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидиро­вано только в порядке, установленном законодательством для организа­ций, признанных экономически несостоятельными (банкротами) (ст. 61 ГК РБ). Положения о ликвидации юридических лиц вследствие экономи­ческой несостоятельности (банкротства) не распространяются на учреж­дения и казенные предприятия.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в соответствии со ст. 58 ГК РЕ обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный регистр юридических лиц сведения о том, что юридиче­ское лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодатель­ством порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ст. 59 ГК РБ установлен порядок ликвидации юридического лица, согласно которому, ликвидационная комиссия помещает в органах печа­ти, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, пуб­ликацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух меся­цев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия при­нимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению деби­торской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ли­квидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме уч­реждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требо­ваний кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установ­ленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной законодательством (ст. 60 ГК РБ), в соответствии с про­межуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым произво­дятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликви­дационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственни­ком имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет соб­ственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущест­во юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в от­ношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законо­дательством или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридиче­ское лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц.

Удовлетворение требований кредиторов при ликвидации юриди­ческого лица, согласно ст. 60 ГК РБ, осуществляется в следующей оче­редности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед ко­торыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за при­чинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствую­щих повременных платежей;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по вы­плате вознаграждений по авторским договорам;

3) в третью очередь погашается задолженность по обязательным пла­тежам в бюджет и внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юри­дического лица;

5) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством. Очередность удовлетворения требова­ний кредиторов при ликвидации банков и иных кредитно-финансовых организаций определяется с учетом особенностей, предусмотренных бан­ковским законодательством.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после пол­ного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического ли­ца это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетво­рению, если иное не установлено законодательством.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требо­ваний кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ли­квидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установ­ленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворя­ются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требо­ваний кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, предусмотренного законодательством (ст. 62 ГК РБ). Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликви­дационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также тре­бования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исклю­чением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, согласно ст. 61 ГК РБ, может быть признано в судебном порядке эко­номически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетво­рить требования кредиторов. Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности - ликвидaцию.

Основания признания судом юридического лица экономически несо­стоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанав­ливаются законодательством об экономической несостоятельности (бан­кротстве).

В случае, если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыто хотя бы часть своего имущества, то в соответствии со ст. 62 ГК РБ, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликви­дационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. При этом соответственно применяются пра­вила, предусмотренные законодательством (ст. 284 ГК РБ - см. - Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по дого­вору). Лицо, которому было передано имущество, считается недобросове­стным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов.


ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ - правовые ограничения в диспозиции, направленные на сдержива­ние обязанного лица от удовлетворения собственных интересов и застав­ляет его действовать в интересах управомоченного в силу того, что в про­тивном случае интересы последнего не смогут быть удовлетворенными.


ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС - официально зарегистрированный адрес юридического лица, зане­сенный в реестр, зафиксированный при регистрации.


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ - конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызы­вающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение право­вых отношений.

Юридический факт исходит от явления действительности (события или действия как материального момента), что порождает в силу право­вых норм определенные правовые последствия (наступление юридиче­ского момента).

Признаки юридического факта:

конкретность, индивидуальность;

несет в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

выражены в определенном виде для внешнего восприятия; состоящие в наличии или отсутствии конкретных явлений матери­ального мира;

непосредственно или опосредованно предусмотрены нормами права; зафиксированы в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме;

вызывают предусмотренные законом правовые последствия. Юридические факты классифицируются по следующим признакам: подразделение юридических фактов на события и действия, связанные с волей субъекта. Под действиями здесь понимаются поступки чело­века, акты государственных органов и др., а под событиями - явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и созна­ния человека;

правомерные и неправомерные действия. Первые связаны с соответ­ствием предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное (с точки зрения законодательства) поведение. Второе - противоречат пра­вовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государст­ва. Признак правомерности и неправомерности действий основан на том, что он охватывает две в известной мере противоположных сферы право­вой действительности. С одной стороны - договоры, сделки, администра­тивные акты, связанные с правовыми отношениями, а с другой - про­ступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных пра­воотношений.

Правомерное действие делится на юридические поступки и юриди­ческие акты. Первые вызывают правовые последствия независимо от то­го, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий. Вторые являются действиями, прямо направленными на достижение правового результата. Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают право вые отношения для себя или для других субъектов.

Итак, юридические факты подразделяются на юридические действия и события, в свою очередь юридические действия бывают правомерные и противоправными, к тому же, правомерные действия бывают юридиче­скими поступками и юридическими актами.

По видам, юридические факты бывают:

юридические факты-действия;

юридические факты-правоотношения;

юридические факты-события;

сроки;

позитивные и негативные;

правопорождающие и правопрепятствующие;

главные и подчиненные;

материальные и процессуальные;

оформленные и неоформленные;

расчетные.

Юридические факты-действия делятся по субъекту (действия граж­дан, организаций, государства); по юридической направленности (юриди­ческие акты, юридические поступки, результативные действия); по отрас­левой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, через представителя); по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом, документов) и др.

Систематизация юридических фактов по неправомерным действиям связаны со степенью общественной опасности (проступки, преступле­ния), по субъекту (действия индивидов, организаций), по объекту (пре­ступления против личности, преступления в сфере экономики, преступ­ления против общественной безопасности общественного порядка и т.п.), по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудо­вые и др.), по форме вины (умышленные, неосторожные) и по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).

Юридические факты по своим функциям обеспечивают возникнове­ние, изменение и прекращение правовых отношений, а также служат га­рантом законности, обладают возможностью предварительного воздейст­вия на нормы права в регулировании общественных отношений.

Юридические факты требуют их установления и доказательства. Ис­ходной точкой здесь является юридически значимая социальная ситуа­ция, фактичность которой требуется доказать. Доказательства - это фак­тические обстоятельства, вовлеченные в юридический процесс и через него связанные с наступлением правовых последствий. Завершением процедуры доказывания является оценка.

И так, процесс установления юридического факта требует, чтобы юридические доказательные факты и доказательства ни отождествлялись ни разрывались, а имели статус тождественных элементов процесса правового познания. Процесс установления юридических фактов представля­ет собой информационный процесс, который основан на преобразовании информации о фактах, т.е. из разрозненной - в систематизированную, и вероятного знания - в достоверное, что в свою очередь позволит дать им юридическую оценку (квалифицировать), иными словами, признать или не признать за ними качество юридического факта (юридического соста­ва).

Любой юридический факт есть единство содержания и формы, т.е. внешнего выражения этого содержания. Без надлежащего оформления, юридические факты сами по себе существовать не могут, т.е. социальное обстоятельство лишь тогда порождает право вые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средст­вами в правоприменительном процессе. К примеру, сами по себе, без надлежащей регистрации, нельзя признать юридическими фактами нали­чие трудового стажа, определенного уровня образования, потребности в жилье и д.р.

Порядок фиксации и удостоверения юридических фактов в каждой конкретной области общественных отношений устанавливают отрасле­вые нормы права. Так, к примеру, в систему органов, фиксирующих юри­дические факты в области пенсионного обеспечения, включены органы ЗАГС, органы социального страхования, военкоматы, архивы, кадровые службы предприятий, и др. Участники такого рода процедурно­-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксирую­щие первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иных благ).


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ-ОГРАНИЧЕНИЕ - сдерживающие обстоятельства, установленные в гипотезе нормы права (к примеру, факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, или факт близкого родства мужчины и женщины, лишает их права на вступления в брак).


ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО - определенная законом мера возможного поведения участника дан­ного (конкретного) правоотношения - носителя этого права.


ЮРИСДИКЦИЯ (англ. лат. jurisdictio - судопроизводство, от jus - право и dico гово­рю) - предусмотренные законом или другим правовым актом следующие правомочия, полномочия государственного органа: дать оценку право мерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции клипам, нару­шающим законы и нормы права. Специальными органами юрисдикции являются суды, хозяйственные суды, уполномоченные административные органы.


ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА - права судебных и административных органов государства по рас­смотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В меж­дународном праве различают территориальную и личную (националь­ную) юрисдикцию. Под территориальной юрисдикцией понимается такая государственная юрисдикция, которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция осуществляется государством в пределах его континентального шельфа и экономической зоны. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например в открытом море, в Антарктике. В случаях, предусмотренных националь­ным законодательством, государственная юрисдикция может распростра­няться на граждан этого государства и тогда, когда они находятся на ино­странной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено междуна­родным соглашением. В случаях существования конкурирующих юрис­дикций вопрос о применении юрисдикции того или иного государства решается на основании соответствующих международных договоров или международно-правовых обычаев.


ЮРИСКОНСУЛЬТ - работник правовой службы предприятий, учреждений, организа­ций, в обязанности которого входит осуществление контроля за законно­стью приказов и распоряжений, издаваемых администрацией (в пределах его компетенции), участие в составлении договоров и соглашений, за­ключаемых с другими предприятиями и учреждениями; информирование рабочих и служащих о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведение в судах и арбитражных судах дела, по которым пред­приятия (учреждения) выступает в качестве истца или ответчика, и т.п.


ЮСТИЦИЯ (англ. лат. justitia - справедливость) - термин, означающий всю со­вокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family