wrapper

Новости - слайдер на главной

Бизнес за рубежом

Швейцария – страна, добившаяся успеха

Швейцария – красивая страна, комфортная, с развитой инфраструктурой, с высоким уровнем жизни, в мировом списке наиболее конкурентоспособных стран 2009 года она заняла четвертое место. Доход на душу населения и уровень жизни в стране относятся к самым высоким в мире, а безработица и налоговое бремя относительно низки. ВВП на душу населения – $49660 в год.

Shvec1

 

Дорогим считается жилье, большинство жителей Швейцарии снимает квартиру или дом. В сравнении с другими европейскими странами в Швейцарии платят меньше налогов. С другой стороны, швейцарцы тратят большие суммы на различные виды страхования: в среднем, около 5,6 % от бюджета уходит на оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, остальные 5% – на частные формы страхования.

Shvec2

 

В Швейцарии доминирует не ограниченное число крупных компаний, как в Беларуси, а множество средних и малых предприятий. В Швейцарии существует возможность создания компании в следующих формах:

 

– личная компания (швейцарская форма индивидуального предпринимательства);

– товарищество;

– общество, основанное на капитале;

– объединение;

– некоммерческая организация или фонд.

 

Швейцария являет собой образец необычного сочетания строгого контроля за социальным поведением всего населения с большой свободой деловой активности. Демократия в Швейцарии в высшей степени децентрализована, а экономика (за исключением сельского хозяйства) строится целиком на принципах свободного рынка.

 

 

В стране не требуется публикации финансовой отчетности частных компаний. Конечно, они обязаны представить соответствующий отчет в налоговые органы, которые имеют право проверить документацию и, если необходимо, задать дополнительные вопросы, но никому более, финансовая отчетность компании недоступна.

 

 

Более того, владение компанией анонимно (в большинстве случаев они имеют статус анонимных акционерных обществ – ААО) независимо от того, выпускаются именные акции или на предъявителя. Держатель последних является полноправным хозяином фирмы. И даже владение именными акциями отражается только во внутренних документах ААО. Лишь имена директоров и администраторов (членов наблюдательно-контрольных советов) доступны широкой общественности. Администраторы компании в основной своей массе должны быть швейцарскими гражданами или резидентами (иностранцами, постоянно проживающими в стране). Каждый из них должен владеть по крайней мере одной акцией компании, но это право может быть предоставлено ему только на период его пребывания в данной должности.

 

 

Требование иметь местного администратора направлено на то, чтобы иностранный предприниматель, организуя фирму в Швейцарии, получал надежного партнера для ведения бизнеса на ее территории, способного надлежащим образом управлять данной структурой.

 

 

Хотя в Швейцарии создание ААО распространено очень широко, для предпринимателей существуют и альтернативы, в том числе:

 

 

общество с ограниченной ответственностью. Оно представляет собой объединение физических лиц (а не капиталов, как в ААО);

 

ассоциация. Эта форма в наибольшей степени подходит для таких видов деятельности, как обучение, продвижение на рынки произведений искусства, а также для церквей, спортивных клубов, благотворительных организаций;

 

фонд. Такие образования используются в основном для учебной или благотворительной деятельности.

 

 

Кроме того, любой резидент Швейцарии может стать индивидуальным предпринимателем, и в таком случае его ответственность является неограниченной. Также могут создаваться товарищества с неограниченной ответственностью на временной или постоянной основе, в которые объединяются два или более членов при условии, что хотя бы один из них является резидентом Швейцарии. Две последних формы ведения бизнеса, а также ассоциации не подлежат регистрации, если их капитал составляет менее 100 тыс. швейцарских франков. Чтобы открыть счет в банке, достаточно предоставить ему устав такой организации.

 

 

Так же, существуют структуры, когда предприниматель, который может и не являться резидентом Швейцарии, формирует самостоятельное подразделение под покровительством уже действующей в республике фирмы. Такое подразделение может иметь самостоятельный счет и осуществлять над ним полный контроль, но его финансовая отчетность консолидируется с соответствующими документами основного образования.

 

 

Налоги швейцарских компаний, ведущих бизнес в основном в своей стране, не слишком высоки, но их нельзя назвать и маленькими. Федеральный налог на прибыль составляет 8%, а объединенный кантональный и местный налог – от 20 до 30% (в зависимости от кантона или района). Однако оба налога сами по себе являются позициями, вычитаемыми из налогооблагаемой базы, что приводит к снижению эффективной ставки.

 

 

Кроме того, фискальные органы терпимо относятся к вычету из налогооблагаемой базы различных расходов директоров, которые, как правило, одновременно являются и владельцами фирм. К ним, в частности, относятся средства на поддержание имиджа компании и представительские расходы. И никто здесь не поднимает шума из-за того, что директор использует в личных целях служебную машину или переводит свои телефонные счета на фирму.

 

 

Форма собственности как таковая не влияет на объемы налогов. Имеет значение место, где компания ведет бизнес – внутри или вне страны. Если 80% ее продаж или закупок осуществляется за рубежом, она может получить специальный статус (он носит название «Societe auxiliaire»). Такому критерию, как правило, удовлетворяют фирмы, занимающиеся международной торговлей. В Женевском кантоне их налоги составляют примерно 1/5 заявленной прибыли, а с учетом эффекта снижающейся ставки – 12%.

 

 

Еще более льготные условия в области налогообложения предоставляются компаниям, образованным при международных группах и занимающимся их финансовым обслуживанием (выставлением счетов и пр.). Очень удобные фискальные условия созданы и для холдингов: дивиденды, проценты и доходы от продажи активов облагаются налогом только при распределении этих сумм между акционерами.

 

 

В целом налоговая система Швейцарии достаточно благоприятна. Однако в ней есть один неприятный элемент – 35%-ный налог на дивиденды и проценты, выплачиваемые швейцарскими компаниями, как резидентам, так и нерезидентам. Многие юристы делают приличные деньги на том, что помогают своим клиентам избежать его (как правило, используя оффшорные зоны).

 

Организация социальных выплат в Швейцарии достаточно проста. Социальные выплаты делаются один раз в квартал. Имеет место много видов социального страхования персонала и компании в целом. Для работников-резидентов Швейцарии существуют обязательные пенсионные схемы. Объемы социальных выплат невелики – в среднем 22% зарплаты и легко управляются. В этом плане бизнес в Швейцарии находится в лучшем положении, чем, например, во Франции, где такие выплаты составляют 50%, а система их уплаты очень сложная.

 

Швейцарские власти имеют в целом положительное отношение к бизнесу и разделяют чувство партнерства с деловым миром. Банки, финансовые и юридические компании способствуют развитию предприятий и при необходимости оказывают помощь в том, чтобы расходы фирм не были чрезмерными по сравнению с ее доходами. Швейцария также является ведущим европейским центром по управлению финансовыми активами физических лиц. Таким образом, можно сделать вывод, что здесь существуют прекрасные условия для международного предпринимательства.

 

При подготовке статьи использованы материалы сайтов www.swiss.offshore-manual.ru, www.vzgroup.ru, http://vasilievaa.narod.ru и др.

 

Составила Татьяна Акулич

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

Япония – страна частного предпринимательства

08-04-13В промышленности государству принадлежит только монетный двор. В Японии к малому бизнесу относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых.

 

 

После войны американские оккупационные власти провели в стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы магистральные железные дороги, телефон и телеграф, но в 1980-х годах они снова перешли в частные руки.

 

Сегодня предприятий малого бизнеса больше всего в трудоемких отраслях: в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве и машиностроении.

 

По формам собственности половина малых предприятий – индивидуальные, то есть фактически семейные. Но сейчас семьи в Японии маленькие, как во всех урбанизированных странах, население начало сокращаться, и сокращается число этих предприятий. Коллективные партнерства и акционерные общества составляют остальную часть.

 

Все в Японии устроено мозаично: почти во всех сферах малый и крупный бизнес сосуществуют.

 

Строительством массового жилья (японцы до сих пор предпочитают жить в двухэтажных коттеджах на одну-две семьи) занимается малый бизнес, а строительством дорог, заводов, многоэтажных жилых и офисных зданий и торговых комплексов – крупный.

 

На транспорте то же самое: есть малые предприятия, занимающиеся перевозками, и крупные таксомоторные парки, автобусные корпорации.

 

То есть крупный бизнес предоставляет работу мелкому – аутсорсинг.

 

Что касается машиностроения, то везде, где есть трудоемкие процессы, крупные компании определяют, что им выгоднее – создавать свои производственные мощности или загружать заказами сеть из мелких субподрядчиков. Около 55% малых предприятий в промышленности работает таким образом. Как участники технологических цепочек крупного бизнеса они могут делать мелкие детали, штамповку, агрегаты и т.д.

 

Что касается престижа работы в самом малом бизнесе, то тут наиболее привлекательным для японцев кажется ресторанный бизнес. Целые семейные династии передают из поколения в поколение эти рабочие места. Есть традиционные промыслы, к примеру, изготовление тканей для кимоно. Это дорогая выходная одежда, и работать с ней тоже считается престижным. В Киото есть целый район, занимающийся изготовлением шелковой парчи для кимоно на старинных деревянных станках. Изготовление и обслуживание циновок и напольных покрытий, обеспечение и обслуживание быта – вот самые наиболее уважаемые направления среди малого бизнеса.

 

Средняя продолжительность жизни в Японии крупного предприятия около 30 лет, а малого – 10 лет. Хотя есть и долгожители, и передающийся из поколения в поколение семейный бизнес.

 

Что касается контроля, то, конечно, по лицензии контролируется качество продукции, как везде.

 

Если предприятие уклоняется от налогов, то виновным полагается лишение свободы на срок до 5 лет или штраф в 5 млн. йен ($53 тыс.). Фальсификация сведений в налоговой декларации также карается лишением свободы сроком не более 1 года или штрафом до 200 тыс. йен ($2 тыс.). Контроль над сбором налогов осуществляет районное налоговое управление, но, конечно, при таких драконовских мерах наказания очень немногие из японских бизнесменов захотят рисковать. К тому же сам менталитет японцев не позволяет им идти на подобный обман.

 

Современная налоговая система Японии создавалась американской оккупационной администрацией, ее организовал в 1949–50 годах профессор Карл Шоуп. Он объездил тогда всю послевоенную Японию, спрашивал, как жители относятся к налогам, и понял, что японцы как люди, уважающие порядок, налоги платить желают и будут. Тогда, чтобы дополнительно стимулировать законопослушное население, он ввел систему двух налоговых бланков: белый и голубой. Заполнение белого бланка означало расчет налогов по упрощенной системе, следуя которой предприниматели не несут особых обязательств. Но и льготами не пользуются. Если заполняются голубые бланки, то предприятия обязаны вести бухгалтерские книги с записями всех финансовых и торговых операций, баланс, счет прибылей и убытков, как это делает  при техническом анализе рынка Forex. За это им дается право пользоваться налоговыми льготами.

 

Для малого бизнеса в Японии предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и сооружений. Льготы даются малым предприятиям, чтобы им было выгодно покупать новое оборудование, обновлять свой парк.

 

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем.

 

Государство в Японии конкретной финансовой помощи предпринимателям не оказывает (если не считать $2-3 млрд. в год, которые в докризисные годы выделялись из госбюджета для поддержки малого бизнеса), но дает юридическую и информационную поддержку. Например, если дело доходит до суда с крупными предприятиями, то Управление по делам малого бизнеса и Антимонопольная комиссия выступают защитниками малого предприятия.

 

В основном малые и мельчайшие предприятия Японии предпочитают финансирование при помощи друзей, родственников, знакомых, клиентов, поставщиков.

 

Сейчас льготами для малых предприятий занялись крупные частные банки. Ими разрабатывается система беззалогового кредита. Они также выдают кредиты на сравнительно короткие сроки под залог оборудования.

 

В Японии существуют ассоциации малого бизнеса на местном уровне. Они поддерживаются местными торгово-промышленными палатами, а центральная торгово-промышленная палата Японии (частная) является их координирующим центром.

 

Японские власти всегда относятся к малому бизнесу покровительственно, поскольку для них это элемент социальной поддержки, и они стараются не давать ему разоряться.

 

Справка.

 

Япония является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей; доминирует в производстве почти всех категорий массовых полупроводниковых микросхем; признана одной из самых конкурентоспособных стран в мире; занимает лидирующие позиции в обеспечении грамотности, социальной политики, качества жизни.

 

Население Японии – 127 млн человек, но только 13% всей площади – это ровная поверхность, остальное – горы. На этих тринадцати процентах проживает 2/3 всего населения. Это страна городских агломераций, деревни здесь – вкрапления между городами. Только в горных долинах сохранились обособленные поселки. Люди в основном живут маятниковой миграцией, они работают на городских предприятиях, и только 4% сельских жителей занимается сельским хозяйством. В недрах этой страны нет полезных ископаемых, а то, что было, уже исчерпано. И единственный ресурс, которым Япония может по праву гордиться, – это труд ее населения. Здесь очень высокий уровень образования, обязательное среднее, которое дети начинают получать с пяти лет.

 

Видимо неспроста считается, что все самые сумасшедшие и экстравагантные идеи для бизнеса, вещи, одежда, кафе, здания приходят к нам из Японии. Эта страна знаменита своей непредсказуемостью.

 

При подготовке статьи использованы материалы главного научного сотрудника Института мировой экономики и мировых отношений РАН Елены Лентьевой, а также материалы сайтов www.openbusiness.ru, http://www.1000ideas.ru, http://bibliotekar.ru , и др.

 

Автор: Татьяна Акулич

 

Иcточник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family