Print this page

Studenty_imagelargeВ Вильнюсском техническом университете имени Гедиминаса, который входит в Болонский процесс, студенты могут менять преподавателей, могут выбирать себе нужные предметы для изучения, могут сформировать в библиотеке университета по специально разработанной программе конспект лекций из интернета. Этот университет числится в числе передовых по использованию альтернативных методов оценки знаний студентов. Опытом в этих и других областях поделился с белорусскими коллегами профессор Артурас Каклаускас в ходе III Международной научно-практической конференции «Экономика, оценка и управление недвижимостью и природными ресурсами», которая недавно прошла в БГТУ.

Артурас Каклаускас констатировал, что если в Советском Союзе все было постоянное, то теперь в Литве только одно постоянное – это то, что все очень быстро меняется.

Например, раньше в Литве и видимо в других постсоветских странах все университеты были очень довольны, если было очень мало студентов. Преподаватели могли отдыхать, заниматься научной деятельностью. Сейчас все стало наоборот. Студенты – это солнце, а вокруг вертятся преподаватели. Здесь, например, у нас даже такие случаи бывают: студенты пишут, что “Плохой преподаватель, можно ли его поменять?”. Мы спрашиваем: “Почему вы хотите его поменять? У него плохой уровень знаний?”. Нет, говорят, уровень хороший. “Так почему?” Он, говорят, не как актер. Нам нужен актер. Чтобы во время лекций было искусство, шоу.

Как подчеркнул литовский профессор, «оценка знаний во все времена была мощной силой в системе высшего образования». Этот фактор, по мнению Артураса Каклаускаса, влияет на уровень и качество получения знаний, на культуру обучения и самообучения, на профессиональный образ преподавателей и на личный образ обучающихся, а также на их мотивацию.

Проведение экзаменов по старинке, как это стало принято делать еще с советских времен, по мнению Артураса Каклаускаса, не позволяет в полной мере оценить сложные процессы мышления. В современных же условиях, как отметил литовский профессор, с помощью дополнительных альтернативных методов оценки знаний необходимо побуждать студентов к расширенному мышлению, нахождению связей, исследованию предпосылок и применению неалгоритмического мышления.

Так, в Вильнюсском техническом университете имени Гедиминаса в дополнение к классической используется также биометрическая система оценки знаний студента. Во время экзамена специальный прибор сканирует радужную оболочку глаза студента и фиксирует уровень его знаний.

1

Ниже показана зависимость диаметра зрачка от сложности вопросов одного из студентов: слева – баллы, справа – диаметр зрачка, снизу – номера вопросы.

2

По словам литовского ученого, данная альтернативная методика оценки знаний основывается на выведенной учеными зависимости изменения диаметра зрачка от сложности вопроса.

Снимки глазного зрачка студента во время экзамена:

3-1 3-2
Изменение диаметра глазного
зрачка студента,испытывающего стресс,
когда он не знает ответа на вопрос
Глазной зрачок, когда тестируемый
спокоен,так как знает
ответ на вопрос

Как отметил профессор Артурас Каклаускас, «мы делаем оценку знаний на экзаменах по глазам. Если у студента такой глаз, как на рисунке слева (зрачок расширяется), значит он получит не высокую оценку – 3,4,5, а если как на рисунке справа (маленький зрачок), то значит он получит 10». И далее пошутил, что «это то же самое, если парень увидел девушку, то зрачок будет расширен».

Уровень стресса, настроения или работоспособности студента во время проведения экзамена в Вильнюсском техническом университете имени Гедиминаса определяют также при помощи биометрической мышки.

4

При помощи такой «инновационной» мышки, со слов Артураса Каклаускаса, можно узнать – температуру поверхности кожи (так как мышка оснащена термодатчиком), амплитуду дрожания руки, силу нажатия на мышку (датчики силы), число поворотов колесика мышки, число нажатий правой и левой клавиш мышки, электрогальваническую проводимость кожи (датчики измерения сопротивления кожи), ускорение движения мышки, скорость движения мышки.

Перед ответом на вопросы, студент заполняет небольшую форму, где указываются – имя и фамилия, тип темперамента (холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик), и другие данные.

5

Затем программа в конце сеанса работы пользователя выдает данные в графическом виде об уровне настроения, стресса и работоспособности.

Настроение (по параметру мышки: Влажность)

6

Стресс (по параметру мышки: Давление на правую клавишу мышки)

7

Работоспособность (по параметру мышки: Влажность)

8

Использование альтернативных способов оценки знаний, на взгляд Артураса Каклаускаса, позволяет повысить мотивацию студентов, брать на себя ответственность за свое обучение, сделать оценку неотъемлемой частью их опыта обучения, которая стимулирует студентов к творчеству и применению широкого спектра знаний, а не просто к запоминанию чего-нибудь и воспитанию базовых навыков. Помимо этого, внедрение инновационных методов оценки знаний, как отметил Артурас Каклаускас, стимулирует студентов занимать более активную роль в своем обучении и оценке того, чему они обучились.

Автор: Ирина Ивантей

Источник: ЭКОНОМИКА.BY