wrapper

Новости - слайдер на главной

Новости образования

Новости образования (1005)

Пять мифов об «айтишниках»

01-07-15-16Самые высокие зарплаты среди наемных работников, мужской мир, распределение после учебы на бюджете чуть ли не системными администраторами –– вот что говорят об учебе и работе программистов. Разберемся, что — правда, а что — миф.

Миф 1. Учиться на программиста надо только в БГУИР

На специальность «Информатика и технологии программирования» в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники в прошлом году проходной балл был 366 –– один из самых высоких в стране для поступающих в вузы. А если учесть, что абитуриенты сдают сложные экзамены: физику, математику и один из государственных языков –– можно считать, что на бюджет отбирают только лучших.

Но идентичные БГУИРовским специальности (или схожие с ними) есть в Белгосуниверситете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском технологическом университете и региональных вузах. Учиться на платной форме там дешевле.

И если надо снимать жилье — это обойдется дешевле в областных городах, а не в Минске.

Поступить на бюджет там тоже проще –– например, на специальность «Программное обеспечение информационных технологий» проходной балл в Гродненском университете был 264, а в БГУИР — 357.

Большинство учеников преподавателя математики и физики Евгения Ливянта уходят в программисты из прагматичных соображений, так как айтишные специальности гарантируют нормальный уровень зарплат и жизни.

— Бывали случаи, когда ученики говорили, что работа инженера им интереснее работы программиста, но инженер зарабатывает в 5–10 раз меньше, — рассказывает Евгений Ливянт.

В этом году у него был ученик, который мог бы стать ученым.

— Я сужу об этом не только по его результатам на ЦТ, а он набрал более 90 баллов и по математике, и по физике, — говорит преподаватель. — У этого ученика, кроме незаурядного интеллекта, огромная трудоспособность и любознательность, умение анализировать и систематизировать информацию. Есть интерес и желание «идти в науку» (отмечу, что не все, кто набирает 90 балов, могут и хотят заниматься наукой). К сожалению, парень решил не рисковать, и станет программистом, так как не уверен, что наука сможет гарантировать ему нормальный уровень благосостояния.

Но приходят в сферу по-разному. Инженер-программист резидента Парка высоких технологий (ПВТ) компании «Эксадел» Тимофей Сахарчук окончил факультет радиофизики БГУ. Специальность не айтишная, но «хотелось заработать денег и пришлось научиться программированию».

–– И я рад, потому что работа программиста –– всегда развитие, а потолка нет. Даже если вы не учитесь на программиста, не сдавали физику, никогда не поздно начать учиться программировать. Можно почитать книги, можно пойти на курсы, — говорит Тимофей.

Декан факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ Сергей Малый считает важным при выборе специальности оценивать, насколько знания, полученные во время учебы, сохранят свою актуальность и будут востребованы в будущем.

––– ИТ-технологии –– это живой динамичный процесс. Количество часов, которое тратят на обучение, примерно одинаковое во всех вузах. Другой вопрос –– есть технологии, которые устаревают, — говорит декан. — Важно получить такое образование, которое позволит осваивать технологии очень быстро. Таким образом, базовой является фундаментальная подготовка по физике, математике, информатике. Наши выпускники быстро адаптируются к любой деятельности.

Миф 2. ИT – это сугубо мужские профессии

Этот миф разбивает статистика. Треть работающих в Парке высоких технологий – это девушки, большинству из которых нет 28 лет.

В ИT есть профессии, по которым работают как мужчины, так и женщины. Однако среди бизнес-аналитиков и тестировщиков в ПВТ –– большинство женщины.

Миф 3. Если учиться на бюджете, распределят админом на завод, дышащий на ладан

По статистике, около 80% молодых специалистов, которые попадают в ПВТ после вуза, – это выпускники бюджетной формы обучения. При распределении учебное заведение, в первую очередь, смотрит на то, как тот или иной потенциальный работодатель сотрудничал с университетом. На базе компаний ПВТ действует около 20 филиалов кафедр высших учебных заведений, открыто более 65 совместных научно-практических лабораторий во всех технических вузах Беларуси.

–– Если выпускник обладает нужными умениями и знаниями, нам вообще все равно, какой вуз он окончил, — отмечает заместитель директора Парка высоких технологий Александр Мартинкевич.

Сергей Малый добавляет, что среди выпускников факультета три человека распределились в собственные компании на должность директоров. В эти организации ушли еще четыре их бывших однокурсника.

Миф 4. Рынок программистов скоро будет перенасыщен специалистами

Абитуриенты озабочены, не случится ли так, что рынок будет насыщен, и, став специалистами, новоиспеченные программисты окажутся безработными, повторив судьбу юристов и экономистов.

В ПВТ придерживаются такого мнения: если экономистов и юристов, в большинстве готовят для работы на белорусском рынке, то ИТ-специалисты ориентированы на работу по всему миру.

А за белорусскими айтишниками «охотятся» и Google, и Facebook, и Microsoft.

Кстати, по данным РАБОТА.TUT.BY специалисты профессиональной сферы «Информационные технологии» являются одними из самых востребованных на рынке труда. По итогам 2 квартала 2015 года она занимает второе место по востребованности специалистов с большим отрывом от других профессиональных сфер, и составляет 14,4%.

Миф 5. Цель хорошего айтишника –– уехать из Беларуси

Тимофей Сахарчук не считает, что белорусские айтишники спят и видят, как бы уехать из страны. Сам он создавал сайт «Оскара», знает условия работы в здесь и за рубежом, но предпочитает жить в Беларуси. Здесь нормальные условия для работы, говорит.

Специалисты БГУИР провели исследование профилей Linken, чтобы найти выпускников университета. Выяснилось, что среди 6 тысяч человек, профили которых были найдены, 5200 работают в Беларуси.

–– Отмечу, что речь идет о специалистах со стажем. Это говорит о хороших условиях работы в Беларуси, – считает заместитель декана факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Алексей Лещев.

К тому же, многие работают на европейцев и американцев в аутсорсинге, зарабатывая соизмеримые со среднеевропейскими зарплаты. Живут при этом в Беларуси с ее ценами, которые ниже, чем в западноевропейских странах.

Евгений Ливянт отмечает, что Парк высоких технологий не только позволяет развивать ИТ-отрасль в Беларуси, но и сохраняет интеллектуальный потенциал нашей страны.

— Если бы наряду с ПВТ возник индустриальный парк, связанный с инженерией, где в будущем можно было бы достойно зарабатывать, став инженером, было бы супер, — считает специалист.

Это кажется маловероятным, но скепсис был разлит в белорусском обществе и когда создавался ПВТ. Теперь такой же нереальной кажется идея создания индустриального парка, но это как раз то, чего не хватает нашей стране, убежден Евгений Ливянт.

 

Автор: Виктор Листопадов

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Половина белорусов не читает газет, 10 процентов – не смотрит телевизор

01-07-15-07При этом порядка 6 млн жителей Беларуси являются пользователями интернета.

Эту цифру, как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», озвучил первый заместитель министра связи и информатизации Республики Беларусь Дмитрий Шедко, выступая на Республиканском форуме-практикуме «Идеологическая работа в контексте ключевых положений Послания Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию Беларуси».

По словам Д. Шедко, в 2001 году интернет получил всего 2 % голосов белорусов в ходе социологического исследования, целью которого было выяснить, к какому источнику информации обращается население в поисках ответов на вопросы общественно-политической тематики. Теперь эта цифра составляет 44 %.

– В Беларуси не слушают радио более 60 % населения, не читают газет – около 50 %, не смотрят телевизор – 10 %, – заметил представитель Министерства связи и информатизации. – Мы должны учитывать этот аспект: не вся предлагаемая нами информация доходит до людей по существующим каналам. В то же время все ведущие издания работают теперь в том числе и в сети: человек читает газеты, слушает радио, но в электронном варианте. Сегодня мало создать телепрограмму или написать статью – нужно добиться того, чтобы они пришла к людям в дом.

Обращаясь к участникам семинара, Д. Шедко сделал акцент на мобильных технологиях, указав, что 50 % устройств, использующихся на белорусском рынке, – смартфоны:

– 80 % пользователей интернета используют для доступа в Сеть мобильные телефоны с целью получения информации. С помощью мобильных приложений вы получаете именно ту технологически отфильтрованную информацию, которую та или иная компания хочет до вас донести. Технология дает возможность монополизации контакта с конкретным потребителем информации.

Первый заместитель министра связи и информатизации также отметил, что идеологическая работа сегодня немыслима без социальных сетей.

– Еще вчера на территории страны были доступны 3–4 телевизионных канала, сегодня возможности цифрового телевидения позволили увеличить их число до 150, – сказал он. – Со временем, возможно, человек перестанет ориентироваться в этом море информации настолько, что ему потребуется технологический посредник, который поможет отобрать нужное. Эту нишу должны занять конструктивные силы.

 

Источник: Ежедневник

Read more...

Грозит ли Беларуси исключение из Болонского процесса

03-06-15-11Беларусь приняли в Европейское пространство высшего образования при условии, что проведет целый ряд реформ. С чего стоит начинать перестройку в вузах?

Государство должно стать модератором

– Без изменения системы управления все остальные реформы будут пробуксовывать, – убежден доцент национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Андрей Лаврухин. – Мы должны переходить от распорядительного к распределенному управлению.

В частности, по словам эксперта, государство должно играть роль умного модератора. Участие властей в руководстве высшей школой должно сводиться не к контролю и ограничению, а к созданию благоприятных условий.

-- Необходимо наладить взаимодействия между ключевыми участниками процесса образования, привлекать все заинтересованные стороны: прежде всего работодателей и студентов, – считает Андрей Лаврухин.

Дорожная карта реформ

Следует отметить, что список требований, которые выдвинули Беларуси довольно обширный. К примеру, согласно Дорожной карте по проведению Беларусью реформы системы высшего образования, наша страна взяла на себя обязательства по разработке Национальной рамки квалификаций, которая будет соответствовать европейской системе. Это означает, что нам необходимо постепенно уходить от пятилетней программы высшего образования (бакалавра). Каждый студент должен получить возможность самостоятельно определять количество зачетных единиц (кредитов) в год.

Также планируется, что уже к концу 2017 года в нашей стране будет разработан механизм бесплатной выдачи приложения к диплому в формате, разработанном Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО на иностранном языке. Параллельно с этим чиновники минобразования обещали определенные академические свободы вузам, а также пересмотреть практику обязательного распределения студентов-бюджетников.

Контролировать и одновременно помогать исполнять все эти требования будут специалисты Наблюдательной группы по реализации Болонского процесса.

Как приняли, так и исключат?

Первый отчет нужно будет представить уже через три года. Что будет, если Беларусь не выполнит взятые обязательства?

Член общественного Болонского комитета Владимир Дунаев отмечает, что Беларусь – первая в мире страна, которая была принята в Болонский процесс на определенных условиях:

– Эти обязательства носят не рекомендательный характер. По сути, это требования, которые наша страна согласилась выполнить, – подчеркивает эксперт.

Андрей Лаврухин напоминает, что наша страна присоединилась Европейскому пространству высшего образования добровольно.

– Сам факт вступления в Болонский процесс является своеобразным стимулом для реформ белорусской системы образования. Если власти сочли это нужным, то обязаны придерживаться общеевропейских образовательных принципов, – отмечает доцент.

Профессор Дунаев отмечает, что пока не существует механизма исключения страны из Болонского процесса.

-- Однако расслабляться по этому поводу не стоит. Ведь ранее не было и случая присоединения к Европейскому пространству высшего образования на определенных условиях. Беларусь стала первой страной, которую приняли авансом. Вполне вероятно, что специально для нас разработают и механизм исключения из Болонского процесса, -- полагает Владимир Дунаев.

 

Автор: Татьяна Жарносек

Источник: Завтра твоей страны

 

Read more...

Чем занять ребенка летом: от школы выживания в палатках до курсов юного программиста

12-05-15-30В этом году белорусские лагеря примут на оздоровление более 344 тысяч детей. Мы поинтересовались, есть ли альтернатива традиционному отдыху по образцу знаменитого "Зубренка". Оказалось, что выбор у родителей огромен: от школы выживания в палатках до курсов юного программиста.

Все более востребованными в Беларуси становятся лингвистические программы. Чаще всего к стандартному набору развлечений в лагере добавляются ежедневные занятия с преподавателями иностранных языков.

Мы изучили предложения детского отдыха и нашли несколько таких вариантов. Один из них – в международном детском лагере Fantasy Camp, расположенном на территории оздоровительного лагеря "Купалинка" вблизи Радошковичей. Ребятам предлагают полное погружение в языковую среду. Для участия в проекте приглашают молодых людей из Европы, у которых есть опыт работы с детьми, при этом они должны свободно разговаривать на английском. Еще одно важное условие – полностью нулевой русский. На каждую смену приезжают по 12 иностранцев. Они живут вместе с ребятами и вожатыми (студентами иняза) и общаются с воспитанниками лагеря в течения дня. Таким образом урок иностранного языка не ограничивается несколькими академическими часами, а растягивается на всю смену.

Иностранцы в Fantasy Camp. Фото: с сайта fantasytours.by

Возраст участников: 11-16 (и старше).

Стоимость путевок: 2 300 000 белорусских рублей за 18 дней + стоимость путевки в лагере "Купалинка" 3 700 000 рублей.

Похожие варианты:

Оздоровительный лингвистический лагерь для детей "Смайл Хаус" (берег водохранилища Дрозды в Минском районе) предлагает английский в игровой форме. Продолжительность тура – 18 ночей. Путевка стоит от 6 до 8 миллионов рублей в зависимости от возраста ребенка и смены.

Школа иностранных языков Streamline в этом году приглашает детей в возрасте от 9 до 15 лет в детский оздоровительный центр "Лесная поляна" в Гродненской области и Минский городской образовательно-оздоровительный центр "Лидер" в Ждановичах. Продолжительность смен – 14-18 дней. Стоимость от 7 до 8 миллионов рублей.

В детском реабилитационно-оздоровительном центре "Надежда" (Вилейский район, Минская область) уже более 5 лет подряд ребятам предлагают совместить отдых с изучением английского и немецкого языков. Приезжают преподаватели из Центра иностранных языков и International House. Программы обойдутся в среднем в 6 миллионов рублей за 12 дней.

Ежегодно в Беларуси проходят “языковые мосты” от ЮНЕСКО с носителями языка. Правда, попасть в группу непросто: проект предполагает обязательное членство Белорусской Ассоциации клубов ЮНЕСКО. Участников отбирают на конкурсной основе – с хорошим знанием языка.

Важно

Приемка лагерей продлится до 25 мая. С 1 июня откроются лагеря дневного пребывания. До 7 июня планируется начало работы всех загородных лагерей. Специалисты советуют побыстрее определиться с выбором лагеря. С подробной инструкцией о том, как получить путевку на ребенка в оздоровительный лагерь, можно ознакомиться на сайте Республиканского центра санаторно-курортного лечения.

Почувствовать себя Робинзоном

Палаточные лагеря – еще один летний тренд. Некоторые детские центры предлагают такой вид отдыха уже 10 лет подряд.

Например, в летнем туристско-оздоровительном лагере "Родник" (Минская область) ребята живут прямо посреди леса в 4-местных палатках, установленных на деревянных настилах. Детей обеспечивают подушками, одеялами, спальными мешками и постельным бельем. Сопровождающие также живут в палатках, лагерь охраняется. Есть оборудованный пляж. За горячим питанием и душем ребята ходят в расположенный в километре от лагеря центр "Надежда". Детей водят в походы (в том числе с ночевкой), учат добывать огонь, готовить ужин, обустраивать себе в лесу спальные места, распознавать следы животных.

Стоимость путевки: 2 500 000 – 2 800 000 рублей за 12 дней.

Возраст участников: от 11 до 16 лет.

Похожие варианты:

Вариант подороже – спортивный лагерь "Зеленая команда" (от 4 900 000 – до 6 700 000 рублей за 7 дней). В пеших походах ребята учатся основам скалолазания, сплавляются по реке на каяке и каноэ, знакомятся с тем, как правильно вязать узлы и разводить огонь. Заканчивается смена командной игрой. Отдельно набирается команда мальчиков и объединенная смена – мальчиков и девочек.

Любопытное предложение опубликовал на своем сайте учитель истории из деревни Любань, который уже больше 20 лет бесплатно водит своих учеников в походы. В этом сезоне он решил поставить увлечение на коммерческие рельсы и открыл запись в палаточный лагерь "Полесские робинзоны". Поход включает в себя 2-дневный сплав на байдарках по Припяти, экологическую пешую экскурсию в заказник "Средняя Припять", рыбалку, баню и так далее. Цена за 7 дней заявлена довольно скромная – 1 миллион 870 тысяч.

Традиционно отдых в палатках летом предлагают белорусские скауты. В этом году лагерь разместится на берегу Немана в Столбцовском районе. Чтобы принять участие в программе, необязательно быть членом организации. Приглашаются все желающие от 8 до 17 лет. 1 смена длится 9 дней. Такой отдых для ребенка обойдется родителям в сумму до 400 тысяч рублей (с государственными дотациями) и до 700 тыс. (без дотаций). Низкая стоимость объясняется тем, что вожатыми в лагере работают волонтеры. Кроме того, ребенок привозит с собой все необходимое снаряжение – палатку, спальник, коврик и так далее.

По предварительным прогнозам, в этом году в летние лагеря отправятся 344,1 тысячи детей (из них около 203 тысяч – в лагеря с дневным пребыванием, 140 тысяч – с круглосуточным). В прошлом году получили путевки на 25 тысяч больше ребят. Но охват детей лагерями не уменьшился – сократилось число детей от 6 до 18 лет.

Пострелять и заночевать в солдатской казарме

В год 70-летия Победы военно-патриотическая тема стала популярной даже в детских лагерях. А некоторые центры уже давно сделали это своей "фишкой".

На турбазе "Высокий берег" (Минская область, Столбцы) ребят приглашают принять участие в военно-патриотическом проекте "Маленькая страна". Помимо стандартных развлечений здесь предлагают любопытные вещи: обучение основам рукопашного боя, карате, приемам самозащиты, а также экскурсии в военные части Минской области с демонстрацией боевой техники, стрелкового оружия и летательного вооружения, ночлег в солдатской казарме.

Возраст участников: от 10 до 17 лет (могут взять подготовленных детей в возрасте 8-9 лет).

Стоимость: 4 миллиона рублей за 18 дней.

Похожие варианты:

В палаточном лагере "Родник" в этом году предлагают новую программу "Сталкер" – она сейчас пользуется большой популярностью среди детей и их родителей. Ребят научат пользоваться азбукой Морзе, познакомят с основами армейской подготовки. Им предстоит пройти тактические занятия на природе, поиграть в разведчиков, поход-игру "Сталкер" и лазертаг. С доставкой из Минска путевка на 12 дней стоит 2 миллиона 800 тысяч.

Сразу три патриотических лагеря работают на базе 72 гвардейского Объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов в поселке Печи под Борисовом. Чтобы туда попасть, нужно посещать факультативные занятия или любительские кружки военно-патриотического направления. В течение девяти дней ребята живут в почти в армейских условиях: подъем – в 7.30, отбой – в 22.00. Главным событием для участников лагеря является военно-патриотическая игра "Зарница".

По информации управления идеологической работы Министерства обороны, помощь специалистов ведомства запросили более 130 военно-патриотических лагерей по всей республике.

Научиться программировать

Большинство родителей стараются, чтобы дети летом поменьше времени проводили у компьютера. Тем более удивительно прочесть объявление о наборе в детский компьютерный лагерь. С таким необычным предложением выступила Академия "Шаг". В лагере дневного пребывания организованы утренние и обеденные группы. Здесь обещают, что под руководством преподавателей воспитанники лагеря попробуют себя в программировании – напишут свою компьютерную игру, создадут сайт или смоделируют робота. Как заверили нас в Академии, записаться могут все желающие независимо от подготовки.

Возраст участников: от 9 до 14 лет.

Стоимость: 1 800 000 рублей в Минске, 1 230 000 рублей – в Гомеле.

Дотации

Утверждены размеры государственных дотаций на путевки в оздоровительные лагеря: с круглосуточным пребыванием детей сроком не менее 18 дней – 1,4 миллиона, с дневным пребыванием – 580 тысяч рублей, в профильные лагеря с круглосуточным пребыванием сроком не менее 9 дней – 600 тысяч рублей, в лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием – 650 тысяч рублей. Размер дотаций увеличен по сравнению с прошлым годом в среднем в 1,1 раза.

Средняя расчетная стоимость путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием составит 3 миллиона 950 тысяч рублей (в 2014-м – 3 миллиона 150 тысяч рублей), при этом удельный вес дотации – около 35,5%.

Стать археологом и оседлать лошадь

Изучая предложения, мы встретили немало других любопытных вариантов по профильным лагерям. Например, в Стародорожском районе уже не первый год работает археологический лагерь. Под руководством опытных ученых-археологов школьники участвуют в раскопках. Как рассказали TUT.BY в Институте истории НАН Беларуси, в этом году специалистов пригласили в лагеря Ивьевского, Слонимского и Осиповичского районов. Проблема лишь в том, что, как правило, юными археологами становятся местные школьники, увлеченные историей и географией.

Свои профильные лагеря в Беларуси есть и у олимпиадников. Яркий пример – лагерь "Эрудит" на Мядельщине. Ребята слушают лекции, участвуют в познавательных играх, проводят опыты вместе с опытными преподавателями. Это делается для того, чтобы высокомотивированные ребята не растеряли свои знания за лето.

Такая же ситуация – со многими другими необычными профильными лагерями. Набор в единственный в Минской области конноспортивный лагерь (на базе комплекса "Полочаны") ограничен, поэтому чаще всего туда попадают ребята, которые уже занимаются конным спортом.

Тем не менее, специалисты напоминают: распределение в лагеря в Беларуси идет по заявительному принципу. Чем раньше этим вопросом озаботится родитель, тем больше шансов у его ребенка попасть в интересное и необычное место.

Самые популярные лагеря

Помимо развлекательной программы, большое значение имеют условия проживания в лагере, организация питания, набор медицинских процедур и так далее. В Республиканском центре санаторно-курортного лечения для нас подготовили список лагерей, которые из года в год пользуются наибольшей популярностью у детей и их родителей.

Брестская область:

Оздоровительный лагерь "Верба", Брестское отделение Белорусской железной дороги.

Оздоровительный лагерь "Звездочка", ОАО "Барановичский автоагрегатный завод".

Витебская область:

Оздоровительный лагерь "Ленинец", ОАО "Полимир".

Оздоровительный лагерь "Дружба", УП "Витебскоблгаз".

Гомельская область

Оздоровительный лагерь имени Марата Казея, РУП ПО "Белоруснефть".

Гродненская область

Оздоровительный лагерь "Березка", ОАО "Гроднооблавтотранс".

Оздоровительный лагерь "Купалинка, ОАО "Гродно Азот".

Минская область

Оздоровительный лагерь "Зубренок", ОАО "Минский автомобильный завод".

Оздоровительный лагерь имени Юрия Гагарина, КУП "Минсктранс".

Оздоровительный лагерь "Родничок", РУП "Белтелеком".

Оздоровительный лагерь "Лесной", КУП "Минский хладокомбинат №2".

Могилевская область

Оздоровительный лагерь "Родник". Управление образования Могилёвского облисполкома

Оздоровительный лагерь "Мечта". Управление образования Могилёвского облисполкома

 

Автор: Светлана Белоус

Источник: TUT.BY

 


Read more...

Десять педагогических принципов будущего

12-05-15-18Они окажут самое значительное влияние на образование в ближайшие годы.

Эксперты Открытого университета Великобритании выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире.

Школа будущего

Массовое открытое социальное обучение

Это продолжение истории с массовыми открытыми онлайн-курсами (MOOC), но теперь акцент переносится с видеолекций и транслирования знаний огромному количеству людей, на то, как в процессе прохождения MOOC образовывать сообщества, чтобы организовать сетевое коллегиальное обучение. Ведь общение — неотъемлемая часть любого обучения.

Разработка педагогических методик на основе аналитики данных

Как говорят в Knewton «сейчас мы можем с легкостью собирать всю информацию о том, как проходит обучение». Так зачем же опираться на интуиции? В Открытом университете ожидают, что все больше инструментов для точного отслеживания успеваемости будут внедряться в повседневное образование. И это избавит как учителей, так и учеников от многих неудач.

Перевернутый класс

Так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. То есть все в этом классе наоборот: лекции — дома, а домашка — в классе.

BYOD

Bring your own devices — это принцип, при котором для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и все что угодно. Но устройства эти не предоставлены государством или бизнесом. Речь идет о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников. Так почему же их не использовать?

Метаучеба

Метаязык — это система, использующаяся для описания системы (например, лингвистика). А метаучеба — это процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики все чаще задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать. Всяческие онлайн-инструменты вроде Quora им в этом помогают. И это не может не влиять на образование.

Динамическое оценивание

Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а за прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. И это мотивирует.

Событийное образование

С наибольшим рвением учатся не во время ежедневных и рутинных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников вроде Hour of Code. Надо устраивать такие мероприятие, чтобы все сами прибежали на них учиться.

Сторителлинг в обучении

Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть, как минимум, хорошо и логично структурирована, а, как максимум, эффектно подана. И первым, и вторым занимается сторителлинг. Появляется все больше приложений и сервисов, позволяющих преподнести новую тему не только в виде лекции и презентации, но и в виде комикса или смсок.

Учеба, позволяющая по-новому взглянуть на свою повседневность

Чтобы заразить интересом учеников, их надо удивить. Самый эффективный способ — показать, как, к примеру, физические или химические процессы проявляются каждый день у нас на кухне.

Бриколаж

Последний и, пожалуй, самый любопытный принцип. Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

 

Источник: edutainme.ru


 

Read more...

Беларусь приняли в Болонский процесс

Беларусь приняли в Болонский процессНа саммите министров высшего образования в Ереване Беларусь приняли в Болонский процесс. Это была вторая попытка нашей страны попасть в пространство европейского высшего образования. Разбираемся, что же это такое и какие недостатки и достижения нас ждут.

Болонский процесс глазами глав вузов: Не сломать бы свое в этой суматохе

Болонский процесс — это процесс создания единого пространства высшего образования. На сегодня в него входит уже 48 стран вместе с Беларусью. Ранее к этому процессу присоединились также Россия и Казахстан, который стал первой среднеазиатской страной в европейском пространстве высшего образования. Основные ценности, которые декларирует Болонский процесс: академическая автономность и академические свободы, самоуправление студентов, свобода передвижения.

Что изменит Болонский процесс для студентов

Европейское пространство высшего образования не диктует участникам какие-то определенные правила. Есть общие нормы, которые в идеале нужно выполнять. Все зависит от того, какие требования реализуют белорусские чиновники. В идеале для студентов будет больше перспектив: стажировки в других странах Европы в рамках мобильности, приложение к диплому, который признают в ЕС. Это то, что может появиться сразу. Но вступление может привести и к оттоку кадров, когда студенты не захотят возвращаться со стажировок в европейских вузах. Чтобы этого не произошло, нужно следить за качеством своего образования.

В перспективе студенты начнут влиять на решения администрации университета, выносить конкретные предложения. На сегодня же они только организуют праздники и заселяют в общежития. А, например, в Норвегии студенты эти общежития строят и выделяют деньги на праздники для иностранных студентов.

Какие изменения ждут преподавателей

Место в Болонском процессе поднимает престиж образования, что в перспективе может привлечь иностранных студентов не только из Китая и Туркменистана. Это может повлиять на доходы университета и преподавателей.

Преподавателей сокращать не будут, таких требований нет в Болонском процессе. Преподаватели смогут больше ездить на стажировки в европейские университеты, читать там лекции. Равно как и европейские преподаватели могут ездить к нам. Но вступление в Болонский процесс может повлечь и отток кадров, так как в идеале преподаватели смогут работать в европейских университетах.

Болонский процесс сразу не изменит привычную систему высшего образования. Все зависит от готовности чиновников к реформам, чтобы приблизить нас к европейским университетским стандартам. Например, существующее распределение не совсем подпадает под академические свободы, как и отчисления студентов за общественную деятельность и работа преподавателей по контрактам. В 2012 году, например, Беларусь не взяли в Болонский процесс, так как она не соответствовала базовым ценностям: академические свободы и студенческая автономия. И с тех пор серьезных реформ Беларусь не проводила.

http://euroradio.fm/

Read more...

Шестидневка в школе - благо или вред

10-03-15-04Предложение о переводе школ на шестидневную форму обучения стало предметом споров. У каждой из сторон — свои аргументы. Во всех "за" и "против" разбирался журналист "СБ Беларусь сегодня".

С одной стороны, реформировать систему образования надо — результаты централизованного тестирования по точным наукам в нынешнем году поразили даже людей, далеких от школьных проблем. Но может ли спасти положение введение для и так перегруженных детей "рабочей" субботы?

Напомним, шестидневка в Беларуси была официально отменена в 2008 году. Тем не менее тут же появилось распоряжение, согласно которому субботу все равно надо "чем-то занимать". Например, спортивными или культурно-массовыми мероприятиями. Сейчас во многих школах для старшеклассников в этот день существуют факультативные занятия. Но полноценный рабочий день — это уже серьезно. Родители практически единодушно против. У минчанки Екатерины Попович в школе учатся двое детей — в шестом и десятом классах:

— Куда еще увеличивать часы, когда и так начиная с пятого класса каждый день по шесть уроков плюс факультативы? Если это первая смена, то дети находятся в школе с раннего утра до 16.00. После этого, условно говоря, час на дорогу домой, затем нужно поужинать. В лучшем случае в шесть вечера садятся за уроки. Задают прилично, с младшей дочерью на домашнее задание тратим обычно от двух до трех часов. Старшая занимается сама, но по субботам у нас два репетитора — по физике и химии. И так практически не отдыхает.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Марат Жилинский решил высказать свою точку зрения на проблему с двух сторон — как отец, ребенок которого в нынешнем году пошел в первый класс, и как чиновник:

— Мне кажется, что введение шестидневки имеет смысл разве что в выпускных классах, когда идет интенсивная подготовка к поступлению в вузы (это предполагает углубленное изучение отдельных предметов). Что касается остальных школьников, то нужно учитывать многие факторы. Например, тот, что пятидневка как система уже устоялась, и изменения в этом плане могут во многом поломать и семейные отношения.

Депутат напоминает, что выходные — единственные два дня, когда ребенок может побыть дома. Причем, как правило, по субботам родители стараются водить его по спортивным секциям, кружкам, выезжать на природу, дачу. Кроме этого, будет ли полезно для здоровья ребят, если отдых "ужмется" фактически до одних суток?

Например, в России медики уже бьют тревогу: повышенные нагрузки при шестидневной "рабочей неделе" сказываются на нервной системе ребят (стрессы, неврозы сейчас вполне обычное дело), а постоянное сидение за партой и столом не самым лучшим образом влияет на опорно-двигательный аппарат и делает сколиоз чуть ли не "профессиональным заболеванием" школьника. Поэтому, говорит Жилинский, наши соседи сейчас законодательно возвращают обратно пятидневку, но, если так можно сказать, отдают этот вопрос в большей степени на усмотрение учебных заведений. То есть выбирать, сколько дней в неделю ребенок будет учиться, вправе руководство каждого конкретного учреждения образования после обязательного обсуждения с родительским комитетом. Может быть, по такому же пути будет целесообразно двигаться и нам?

— Возможно, стоит этот вопрос вынести на общественное обсуждение на интернет-форумах, в печати?.. Ну и в обязательном порядке учитывать условие: все базовые учебные программы в течение года должны выполняться. Если делать выбор, то я как отец предпочел бы сохранить пятидневку, но, возможно, сократить каникулы (как летние, так и все остальные). Ведь ситуация у нас в стране уникальная. Учебный год длится рекордно малое время — всего 165 дней, а трехмесячного летнего отдыха нет вообще нигде в мире. Возможно, лучше грамотно перераспределить нагрузку и сделать учебный год ближе к европейскому "стандарту" — около 200 дней?

Конечно, нужна определенная корректировка. Но важно понимать, что это работа не одного дня. Тем более что образование — слишком важная сфера, чтобы здесь сразу можно было рубить сплеча.

 

Источник: Советская Белоруссия


Read more...

Как решили проблему мусора в Швейцарии

05-02-15-52Обычно туристы, побывавшие в Швейцарии, восхищаются чистотой городов и сел страны, но редко интересуются, каким образом это достигается.

Система сортировки мусора, практикуемая уже во многих странах мира, в Швейцарии доведена абсолютно до крайности. Почти до абсурда.

Сортируют все, что поддается сортировке. Эта система не знает исключений — все обязаны раскладывать мусор по разным контейнерам. Это полная демократия, где участвуют все. И это полное отсутствие демократии, где ничьи возражения и дискуссии не принимаются: не согласен — плати штраф. Подобный подход к утилизации мусора возможен только в Конфедерации Хельветике. Такой менталитет. Всем нравится жить чисто.

Факт, что ты богат, не возвышает тебя над законом. Нередко можно увидеть граждан, высаживающихся из порше и без комплекса неполноценности выгружающих пустые бутылки в пункт сдачи тары.

Швейцария лидирует в мире по количеству сдаваемых бутылок — более 90% тары возвращается на заводы по вторичной переработке стекла. Программа по приему и переработке использованного стекла началась в 1972 году и до сих пор успешно реализуется.

Только при возвращении некоторых пивных бутылок в магазин, можно получить обратно свой залог. В остальных случаях, тот, кто сдает бутылки, ничего за это не получает. Но при этом еще должен снять крышки и рассортировать бутылки и банки в зависимости от цвета стекла. Белое, коричневое, зеленое — отдельно.

Бумага перерабатывается отдельно от картона (переработка картона стоит дороже), поэтому от граждан требуют сдавать одно отдельно от другого. Почти треть печатной продукции, произведенной в стране, возвращается в пункты приема вторсырья.

Никому в голову не придет выбрасывать в мусор использованные батарейки. 60% всех продаваемых в Швейцарии батареек сдаются обратно.

Отдельно сдаются РЕТ-бутылки, отдельно — старые электрические приборы и домашняя техника, отдельно — строительный мусор, отдельно — лампы дневного света, отдельно — консервные банки (сдающие обязаны самостоятельно спрессовать жесть с помощью магнитного пресса), отдельно — трупы животных (за это надо платить, но закапывать их запрещается), отдельно — остатки растительного масла, отдельно — остатки машинного масла (менять масло в собственном автомобиле категорически запрещено — это за вас сделают на техстанции за 50 франков). От одного только списка становится страшно.

Можно этого и не делать, а выбрасывать все в мусорное ведро, скажете вы. Можно. Но тогда придется разориться на налог, который взимается с каждого килограмма отходов. На каждый мусорный кулек наклеивается марка, свидетельствующая об уплате налога. Выбросить пять килограммов мусора стоит 2-3 франка (цена варьируется в зависимости от кантона). Поэтому, большинство местных жителей несут все, что можно, в пункты по приему вторсырья, где отдать старый компьютер или старую детскую коляску ничего не стоит.

Существует даже утрированный пример, как правильно выбросить использованный чайный пакетик: этикетку — к картону, сам пакетик — к старой бумаге, заварку — в компост, скрепку — к использованному металлу, а ниточку — в маркированный мусорный кулек. Можно было бы сказать, что это шутка… но не в Швейцарии.

Были и есть умельцы, пытающиеся избавиться от отходов, не наклеивая марку. Но и на таких нашлась управа — мусорная полиция. Специалисты с помощью современных технологий анализируют мусор, оставленный не в том месте или без оплаты налога — находят нарушителя (это не прикол) и штрафуют его/ее. Штрафы высокие. Новая Цюрихская газета писала о случае, когда человек по дороге на работу, просто выбросил из окна автомобиля домашний мусор в бумажных мешках. Полиция вычислила его.

Нарушителя судили и наложили штраф: 6000 франков за утилизацию мусора и очистку трассы, 3000 франков за нарушение закона и 530 франков судебных расходов. Итого, 9530 франков за проделку! Это очень жестокое наказание по швейцарским меркам.

В 80-е годы, когда маркировка мусора была введена только на юго-востоке страны, стало распространяться явление, так называемого, мусорного туризма. На выходные люди брали свои семьи, забивали багажники накопившимися за неделю отходами и ехали в другую часть страны на пикник. И по стране путешествовали, и мусор бесплатно выбрасывали. Только в Цюрих свозили свыше 3000 тонн «нелегальных» кульков с отходами в день. Вот почему всем кантонам и общинам пришлось ввести пошлину на мусор.

Еще в 80-е годы ХХ века экологическая ситуация в Швейцарии была катастрофической — все реки и озера загрязнены фосфатами и нитратами, земля — тяжелыми металлами, биоразнообразие стремительно уменьшалось, а растущее общество потребления производило огромное количество мусора. Очень скоро жители стали задыхаться от собственного мусора, производственных и сельскохозяйственных загрязнений. На такой маленькой территории не было обширных площадей, чтобы можно было сбросить отходы и забыть о них.

Тогда-то и встал вопрос выработки новой экологической политики, которую стали с педантизмом воплощать. На это ушло два десятилетия, но результат превзошел все ожидания. Швейцария сейчас — одна из самых экологически чистых стран мира, с развитым общественным транспортом и чистым горным воздухом. Из любого озера и, естественно, из-под крана можно без опасений пить воду.

В чем причина такого успеха? Причина в том, что государство — это они. Швейцарцы поручили себе убрать собственную страну и преуспели. Остальное было лишь делом времени.

Источник: The Post

Read more...

Как усовершенствовать школьное образование

05-02-15-25Макс Вентилья, экс-сотрудник Google. В Калифорнии он открыл сеть частных школ Altschool, в которых для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа.

Многим детям сегодня неинтересно учиться в школе – школьные стандарты рассчитаны на мифического «среднестатистического» ребенка. Большинство учащихся не подходит под это описание. Постоянные реформы системы образования превращают младшую школу в территорию скучных тестов и нудных образовательных стандартов, а старшую — в нервное и мрачное заведение, куда подростки не хотят идти из-за страха перед экзаменами, скучных предметов и постоянных ссор с учителями. Детям школьное обучение кажется бессмысленным, и все, о чем они мечтают, это быстрее выпуститься и поступить в университет.

Основатель и руководитель сети школ Altschool Макс Вентилья уже успел создать две технологические компании и поработать в Google, где он занимался персонализацией продуктов интернет-гиганта. Теперь он работает над персонализаций образования. Главная цель его проекта — разработать индивидуальную программу для каждого ребенка с учетом его интересов и потребностей. Для этого школы заменяются мини-сообществами, в которых обучаются не более 20 детей. По словам Вентильи, он хочет подготовить детей к жизни в будущем и помочь им стать независимыми, активными, счастливыми и успешными, способными делать выбор и получать от жизни то, что им нужно.

Заменить обычные классы мини-сообществами

Все ученики школы на небольшие группы – в одном классе обучаться могут не больше 20 участников. Что интересно, вместе занимаются учащиеся разных возрастов: по мнению Вентильи, это создает ощущение менторства – младшие дети учатся у старших и тянутся к их достижениям, старшие помогают младшим улучшить свои знания и способности. Обучение разделено на три этапа. Первый этап заменяет детский сад и первый класс, так что туда принимаются дети от 5 до 8 лет, от 8 до 12 лет — начальная школа, и средняя школа – от 13 до 15 лет.

Построить современные учебные центры

Каждая школа – это небольшое пространство, которое подходит для выполнения задач разного типа. Это может быть библиотека или студия: открытая планировка и модульная мебель позволяют адаптировать помещение для разных занятий: например, класс математики через час может превратиться в зал для занятий йогой. В такой школе дети могут заниматься в группах и индивидуально — они не будут мешать друг другу. В ходе занятий используются планшеты и другие цифровые устройства.

Не тратить время на выставление оценок

Ученики занимаются по индивидуальным программам, основанным на их потребностях и предпочтениях. Задачи, которые отнимают драгоценное время, — например, оценка успеваемости и административные процессы остаются за кадром. Специальный софт позволяет учителям автоматизировать выполнение рутинных задач: аудиовизуальные датчики, установленные в классе, оценивают грамотность учеников во время их разговора, превращая тесты и контрольные работы в ненужные излишества. Они также оценивают внимательность детей – как часто они отвлекаются, одинаково ли мальчики и девочки участвуют в обсуждении. В это время учителя могут спокойно реализовывать идеи и учить детей.

Сделать занятия интересными

Уроки начинаются в промежуток с 08:00 до 08:20, чтобы все родители могли привезти ребенка в школу в удобное им время, и заканчиваются примерно в три часа дня. В первой половине дня дети следуют своему индивидуальному списку задач, который советует, что они должны делать. Прогресс учеников постоянно отслеживается, и списки оптимизируются в соответствии с ним. Среди задач могут быть занятия математикой, химические опыты, экскурсии в научные учреждения и музеи, прогулки или йога. Во второй половине дня дети занимаются своим долгосрочным проектом, который может занимать до шести недель. В конце каждой недели ученики показывают преподавателю свой проект. Он может что-то посоветовать, но обычно почти не вмешивается — детям приходится действовать самостоятельно.

Снизить стоимость обучения

Автоматизированная административная система позволяет снизить расходы на логистику, а классы, построенные по принципу модулей, — на аренду. Кроме того, объединение детей разного возраста в общие группы уменьшает расходы на зарплату учителям. В Altschool на одного ребенка сейчас тратится 19 100 долларов в год, это включает в себя около 6 тысяч долларов на внеклассные мероприятия, которые родители ученика могут выбирать по своему усмотрению. Сегодня это ниже средней стоимости обучения в вашингтонской школе. Вентилья надеется в ближайшие несколько лет сделать так, чтобы обучение в Altschool стоило меньше, чем в среднем в Калифорнии — сегодня это примерно 7–10 тысяч долларов в год на одного ребенка.

Изменить систему работы учителей

В марте 2014 года Altschool получила 33 миллиона долларов от венчурного фонда Питера Тиля Founders Fund, это позволило школе увеличить команду. Сейчас в ней более 50 учителей, из них около половины — инженеры. Скорее всего, в будущем учителей станет больше, потому что количество учеников быстро увеличивается. Учителя обычно работают в парах или в группах по несколько человек. Это позволяет им использовать сильные стороны партнера, что гарантирует, что программа будет динамичной и интересной и дети будут хорошо себя вести. В Altschool предпочтение отдается учителям, которые работали в похожей среде — с небольшими группами учеников разного возраста. Сначала кандидатов приглашают в школу, чтобы посмотреть, как они ведут себя на работе и как общаются с детьми, и на основе этого принимается решение о найме.

Включить семьи в процесс обучения

Учителя и родители работают вместе, чтобы преподаватели могли сформировать полноценное представление о каждом ребенке и имели возможность персонализировать учебный план. Каждую неделю родители получают уведомление об успеваемости своего ребенка и обсуждают его с учителем. Один раз в квартал родители, дети и преподаватели обсуждают, что они хотят изменить в процессе обучения. Родителям всегда рады в классе — в любой день они могут прийти на уроки. Также часто устраиваются семейные мероприятия — барбекю и праздничные вечеринки, куда приглашают семьи учеников.

Автор: Кристина Шперлик

Источник: «Аппарат»


Read more...

Виртуальные танки из Беларуси спасают украинских программистов от безработицы

05-02-15-04Белорусские IT-компании EPAMSystems и Wargaming.net cтали лидерами по числу новых рабочих мест, созданных в украинских офисах.

Компания EPAMSystems, число сотрудников которой в Виннице, Днепропетровске, Киеве, Львове и Харькове увеличилось в августе 2014-январе 2015 года на 250 человек, стала абсолютным лидером по приросту.

В Киеве и Харькове число сотрудников Wargaming.net, которая является разработчиком популярнейшей компьютерной игры World of Tanks (Мир танков), увеличилось на 38 человек. Это позволило компании стать одним из лидеров по относительному приросту штата в Украине.

При этом, как отмечают эксперты, в целом в украинской IT–индустрии набор новых специалистов во второй половине 2014 года замедлился. Их число выросло на 843 человека, что в полтора раза меньше, чем было по итогам первой половины 2014 года.

Всего за прошлый год число сотрудников EPAMSystemsв Украине увеличилось на 550, Wargaming.net – на 142 человека. Для Украины и ее рынка труда в настоящих сложных экономических условиях — это положительный тренд.

В украинском штате EPAMSystems сейчас занято 3 550 человек (компания является третьим работодателем в отрасли), в двух офисах Wargaming.net – 562 (16-е место по версии издания Dou.ua.

Отметим, что в Украине работают центры разработок еще двух крупных белорусских IT-компаний, которые дают работу еще нескольким десяткам местных программистов. В Киеве и Харькове имеет офисы компания Intetics, а в Днепропетровске – SaMSolutions.

Автор: Сергей Вернигородский

Источник: TUT.BY


Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family