Директор центра системных бизнес-технологий «Сатио» Жанна Гринюк утверждает, что появление такого закона может «усилить взаимодействие общества, правительства и бизнеса».
Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов соглашается, что в законе таком у белорусов есть большая потребность.
- Например, опыт Казахстана показывает, что рано или поздно общество приходит к осознанию того, что нужно менять стереотипы во взаимоотношениях бизнеса и государства, - говорит лидер предпринимателей. – В Беларуси еще в 1994-1995 годах всем надавали по рукам и сказали: вот это - государственное, а вот это - частное, не путайте. Все остальное – смешанные варианты – это коррупция, за которую садят в тюрьму.
В других странах в ряде проектов государство берет частный бизнес в партнеры при условии его экономической заинтересованности. К примеру, в Польше при совместном участии строят дороги. Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства называет еще несколько направлений, по которым бизнес и государство могут совместно работать и эффективно развивать экономику страны.
- Самый простой вариант частно-государственного партнерства – осуществлять достаточно длительные инвестиционные проекты в тех сферах, куда бизнес сам не пойдет. Но с привлечением государства он вполне может, например, строить социальные объекты. – считает Виктор Маргелов.
Другие варианты – это когда в частные руки передается то государственное имущество, которое используется неэффективно. В Казахстане такие объекты сводили в подчинение одному органу и при наличии бизнес-плана отдавали в совместное пользование частным структурам при заключении инвестиционного договора.
- Бизнес идет на такое сотрудничество, - отмечает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства. – Кроме того, можно открывать концессии. В Беларуси есть немало природных ресурсов, которые государство не берется разрабатывать само и не перепоручает другим, и в итоге не получает никакой выгоды.
На вопрос, почему же к такому партнерству государство и бизнес не пришли, например, лет 10-15 назад, Виктор Маргелов высказывает предположение, что тогда у государства было достаточно средств, и оно не видело потребности в бизнесе.
- Любую идею можно было воплотить либо с использованием государственного бюджета, либо с помощью государственных предприятий. Сегодня приходит понимание того, что в любом проекте, чтобы он был жизнеспособен и успешно развивался, нужна здоровая коммерческая жилка. Вот почему сочетание коммерческого интереса с государственными возможностями позволит получать хорошие результаты, - убежден Виктор Маргелов.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин прогнозирует, что частно-государственное партнерство способно поставить на более высокий уровень развитие предпринимательства.
- Сегодня нужно вести речь об увеличении вклада делового сообщества в конкурентоспособность страны, передавать некоторые функции, которые находятся у государства, саморегулирующимся организациям, — полагает Владимир Карягин.
В то же время юрист Сергей Балыкин полагает, что чем меньше принимается законов, тем лучше.
- В Беларуси и без того слишком много нормативных актов, которые детально урегулируют взаимоотношения государства и человека, некие экономические правоотношения. А для того, чтобы существовало частно-государственное партнерство, нормативные акты, по большому счету, не нужны, для этого нужна политическая воля, - считает эксперт. – Более того, все демократические принципы, разумеется, с некими изъятиями закреплены в нашей Конституции, они базируются на Основном законе, на международных соглашениях Беларуси, на ее международных обязательствах.
Юрист сомневается, что с принятием нового закона ситуация с частно-государственным партнерством улучшится.
- Боюсь, что он превратится в очередной формальный нормативный акт, -- опасается Сергей Балыкин.
Автор: Геннадий Косарев
Источник: Завтра твоей страны