wrapper

Новости - слайдер на главной

20-12-09На внешнюю торговлю Беларуси приходится большая половина ВВП, поэтому внешнеторговый баланс очень серьезно влияет на состояние экономики.

По заявлению главы Нацбанка, в 2012 году понадобится $3 млрд на выплату основного валового долга и $1,2 млрд на выплату процентов, то есть всего $4,2 млрд. Учитывая, что на выплаты по внешнему госдолгу необходимо $1,6 млрд, остальные $2,6 млрд относятся, по всей видимости, к госсектору, и часть из них (до $1,7 млрд) должны будут закрыть банки за счет внешних займов (оставшийся $1,0 млрд можно отнести к госдолгу). Для выплат планируется использовать прямые иностранные инвестиции в объеме $3,7 млрд. При этом было оговорено, что получение $0,9 млрд от ЕАБР рассматривается, но отдельно от остальных поступлений. Получение этих денег возможно после приватизации на $2,5 млрд (скорее всего, речь идет о Нафтане, МТС, МАЗ). И если по Нафтану все более-менее понятно, то приватизация МТС и МАЗ в 2012 году вызывает много вопросов. Насобирать же необходимую сумму за счет приватизации небольших предприятий не получится.

Для понимания, что нас ждет в 2012 году, попробуем рассмотреть валютный баланс Беларуси.

Таблица 1 Изменения валютных и рублевых депозитов

 

Таблица 2 Оборот валюты по секторам экономики

 

Уже сейчас можно говорить об ожидаемых расходах:

трансферты по нефти и ТС составят около $3,5 млрд (в 2011 году – около $0,8-0,85 млрд в квартал);

платежи по внешнему госдолгу составят $1,6 млрд;

платежи по валовому внешнему долгу по госсектору составят $1,0 млрд.

Итого – около $6,0 млрд.

Также уже сейчас можно говорить и об ожидаемых доходах:

рост валютных депозитов населения – до $1,0 млрд (база: $0,7 млрд – остаток от снятых в кризис 2011 года и еще не возвращенных на депозиты, $1,0 млрд – средства от проданных машин в первой половине 2011 года). Здесь видна тенденция к сокращению (см. табл.1);

прямые инвестиции – до $1,0 млрд (из опыта предыдущих лет, без стратегических инвестиций);

кредит на строительство АЭС – $0,5 млрд;

и планируемых:

кредиты ЕАБР – $0,9 млрд (если проведем приватизацию на $2,5 млрд);

изменение цены поставки нефти – около $0,5 млрд (как условие продажи Нафтана).

Итого – около $4,0 млрд.

Разница составляет – минус $2,0 млрд!

Роста валютных депозитов юрлиц ожидать не стоит (см. табл.1 и 2), так как в нынешних условиях наращивать объем валюты на счетах в Беларуси не имеет смысла. Полученная выгода в $2 млрд от снижения цены на газ в 2012 году не поможет, так как эта выгода растворится во внешнеторговом сальдо . То есть сейчас даже при равных с Россией ценах на энергоносители рассчитывать на положительный валютный баланс не приходится.

Рассмотрим несколько возможных вариантов развития ситуации.

1. Без девальвации. Инфляция – до 20%. Роста ВВП нет.

К расходной части добавится:

внешнеторговое сальдо составит минус $50-100 млн в месяц ($0,5-1,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ).

К доходной части добавится:

чистая продажа валюты населением – до 1,0 $млрд (см. табл.2), тенденция к сокращению.

В этом случае итоговое сальдо составит минус $1,5-2,0 млрд.

2. Девальвация до Br 15 000-16 000 за доллар США. Инфляция – до 100%. Рост ВВП – 5,5%.

К доходной части добавится:

внешнеторговое сальдо составит плюс $150-250 млн в месяц. ($2,0-3,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ);

дополнительный рост валютных депозитов населения – до $0,5 млрд (часть рублевых депозитов могут перевести в валютные депозиты) тенденция к сокращению (см. табл.1).

В этом случае итоговое сальдо составит плюс $0,5-1,5 млрд.

3. Эмиссия, сжатие, девальвация до Br 12 000 за доллар США (повторение 2011 года, но менее масштабное). Инфляция – до 60%. Рост ВВП – около 2,5%.

К доходной части добавится:

внешнеторговое сальдо составит плюс $50-100 млн в месяц ($0,5-1,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ);

чистая продажа валюты населением – до $0,5 млрд (см. табл.1) будет изменяться в зависимости от роста/сокращения денежной массы.

В этом случае итоговое сальдо составит минус $0,5-1,0 млрд.

Во всех трех вариантах по доходной части брался самый оптимистичный вариант, поэтому реальная доходная часть может быть меньше на $1,0-2,0 млрд. Еще не понятно, как сейчас будут учитываться доходы Белтрансгаза-Газпрома по транзиту газа по Беларуси, а это более $0,5 млрд. Также Нацбанку предстоит в 2012 году погасить свои внутренние и внешние обязательства в объеме $460 млн (на возврат заимствований комбанкам необходимо $340 млн, но эти долги будут, скорее всего, переведены в другие формы и пролонгированы). Можно, подняв стоимость рублевых ресурсов, договориться с МВФ о продлении кредита, – тогда расходная часть сокращается на $0,4 млрд.

Понятно, что для государства самый выгодный вариант №2, но для населения это означает очередное падение уровня жизни. Вариант №1 означает рост доходов населения при ухудшении состояния экономики государства. Вариант №3 – некий компромиссный вариант. То есть сбалансирование торгового баланса в 2012 году возможно или за счет приватизации (за счет государства) или за счет девальвации (за счет населения). Вариант развития за счет внешних кредитов вряд ли получится осуществить. Пока в планах государства для сбалансирования валютного баланса – потратить часть средств, полученных за счет прямых инвестиций. Но точных сумм и объектов для приватизации не названо.

В 2013 году расходная часть только возрастет (на внешние платежи только по госдолгу понадобится более $3 млрд, из них МВФ – более $1,7 млрд, могут возрасти трансферты из-за роста объемов импортируемой нефти), а доходная только сократится (валютные запасы населения за 2011-2012 годы значительно сократятся, валютные ресурсы реального сектора также не возрастут). В результате сальдо может ухудшиться еще на $2-3 млрд, что компенсировать будет достаточно сложно. В 2014 году эта тенденция на ухудшение сохранится.

То есть от структурных реформ не уйти, их можно только отложить. 2012 год будет для экономики Беларуси легче, чем два последующих. Соответственно, что-то менять в более напряженной обстановке будет сложнее. Как и о чем-то договариваться с кредиторами.

Многие предприятия весной-летом понесли большие потери на росте курса, брали в долг, закладывали в залог имущество, поэтому вынуждены сейчас как-то «отбивать» эти потери. Также, несмотря на кризис, никто не отменил требования по инвестициям и развитию предприятий. Все это оказывает сильное влияние на конечную цену товаров и услуг. Поэтому многие, не желая нести значительные потери, предпочтут перестраховаться и переложить все риски на плечи конечного потребителя.

Власти объявили, что в 2012 году бюджет сохранит свою социальную направленность. Уже с начала следующего года запланированы очередные повышения заработных плат. В этой ситуации отгрузка товара с отсрочкой на 30 или 60 дней вынуждает закладывать дополнительные риски в курс (нынешние ставки по рублевым кредитам составляют 5-6% в месяц, плюс курсовые риски). В результате курс, который уже сейчас закладывается в цену товара, на Br 1 500-2 000 выше нынешнего.

Озвучивание руководством страны какого-либо реального плана действий, понятных правил игры (хотя бы на ближайший год) и обеспечение их исполнения дало бы возможность реальному сектору сократить расходы на перестраховку и обеспечить дополнительные доходы (до нескольких процентов ВВП!).

Как только курс остановился (с октября месяца), начал сокращаться экспорт, возрос объем складских запасов. При этом, учитывая валютный риск, многие требуют предоплаты, а рублевые кредитные ресурсы значительно ограничены как высокими процентными ставками, так и сужением рублевой массы Нацбанком. В этих условиях без новых кредитов сократились возможности расчетов между субъектами хозяйствования, соответственно резко (на 25% за месяц!) возросли кредиторская и дебиторская задолженности.

Нынешняя модель экономики Беларуси без постоянных новых кредитов начинает «буксовать», и при более-менее стабильном курсе эмиссия должна компенсироваться соответствующими валютными вливаниями через низкие цены на энергоносители и (или) внешними заимствованиями. В случае их отсутствия неизбежно происходит кризис.

Экономическая модель Беларуси и раньше работала только за счет эмиссии, но до 2010 года отрицательное внешнеторговое сальдо удавалось компенсировать за счет дотирования Россией экономики Беларуси дешевыми энергоресурсами и внешними кредитами. После отказа России в 2010 году продолжать такое «спонсорство» попытка ограничиться только эмиссией закончилось кризисом 2011 года с трехкратной девальвацией и инфляцией более 100%.

Кризис 2011 года наглядно продемонстрировал невозможность косметических улучшений экономической модели Беларуси. Разрешить системные проблемы нынешней модели можно только структурными изменениями экономики.

 

Автор: Владимир Артюгин

Источник: BEL.BIZ

 


Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family