МВФ предостерегает, что в случае игнорирования накопившихся проблем в экономике, уже в следующем году действие комбинированного макробюджетного шока может привести к увеличению валового государственного долга до 150% к ВВП (с нынешних 50% к ВВП). К 2021 году этот показатель может достигнуть 200% к ВВП (рис. 1).
Рис. 1. Номинальный валовой государственный долг
Источник: Доклад МВФ, сентябрь 2016 г.
«Уязвимость преимущественно связана с ухудшением показателей государственных предприятий, что способствует увеличению государственного и внешнего долга, ослабляет финансовый сектор и создает угрозу для стабильности». (...) «Убытки могут привести к увеличению государственного долга, в том числе в результате прямой государственной помощи стратегическим госпредприятиям или косвенной поддержки путем рекапитализации государственных банков, убытки которых связаны с деятельностью госпредприятий», отмечается в докладе МВФ.
При этом наибольшие потрясения могут быть связаны с девальвацией обменного курса в результате давления на него платежного баланса. В итоге «доверие может быть подорвано, что отрицательно скажется на валютной ликвидности и приведет к увеличению рисков валютной ликвидности банков (особенно с учетом высокой долларизации)», отмечают международные эксперты.
Воздействие такого комбинированного макробюджетного шока, по всей видимости, будет означать дефолт по госдолгу, поскольку потребности в его финансировании достигнут в этом случае 30-75% к ВВП (при нынешних 10% к ВВП).
Рис. 2. Государственные потребности в валовом финансировании
Источник: Доклад МВФ, сентябрь 2016 г.
Вероятность такого наиболее пессимистичного сценария развития событий невысока, поскольку должны одновременно проявить себя сразу несколько шоков. Среди них: девальвация белорусского рубля, сохранение и углубление рецессии, сокращение доходов от экспорта продуктов нефтепереработки, и др. Этот сценарий приводится в докладе МВФ как альтернативный, а не как базисный. Тем не менее, о возможности наступления подобного сценария не стоит забывать при осуществлении экономической политики в ближайшие годы, а также при выработке консенсуса относительно направлений, глубины и темпов структурных реформ.
МВФ полагает, что приемлемым для погашения и обслуживания является госдолг, значение которого не превысит 70% к ВВП (рис. 3). В случае превышения данного порогового значения, экономическая безопасность страны окажется под угрозой.
Рис. 3. Структура госдолга
Источник: Доклад МВФ, сентябрь 2016 г.
В этой связи МВФ указывает на необходимость проведения «дальнейшей фискальной корректировки для достижения целевых показателей по объему долга», а также «ускоренных и более масштабных структурных реформ в секторе госпредприятий». Иными словами, затягивать реформы на госпредприятиях не стоит хотя бы потому, что это позволит избежать макробюджетного риска.
Источник: EKONOMIKA.BY
Картинка на заставке к новости: fishki.net