wrapper

Новости - слайдер на главной

13-02-12-25На заседании Совмина Беларуси, состоявшемся 7 февраля, царил дух оптимизма – экономика развивается, у правительства есть программа действий, ресурсы. Все выглядит настолько хорошо, что так и хочется спросить, как это принято в подобных случаях: «В чем подвох»?

И подвох действительно есть: он в том, что Совмин делает ставку на инвестиционные проекты, которых в стране нет; а вместо программы по подъему экономики правительство, фактически, имеет только… программу по подготовке такой программы.

Программы развития экономики нет

На заседании 7 февраля премьер-министр Беларуси М. Мясникович заявил, что: «У Совета министров есть программа, есть позиции, мы знаем, как повышать доходы людей и укреплять экономику государства». Однако премьер не предъявил программу, а только рассказал о ней.

Первым делом он напомнил, что в прошлом году в Беларуси был разработан и принят «мощный пакет нормативно-правовых актов, которые формируют новые эффективные институты развития экономики». Всего в 2011 году в Беларуси было принято 20 декретов и указов президента, 15 постановлений правительства, которые, по мнению премьера, заметно улучшили бизнес-климат, открыли новые возможности для предприятий всех форм собственности.

Во-вторых, сообщил Михаил Мясникович, намечены дополнительные меры по модернизации экономики. Тут было названо трехлетнее программирование: правительство начнет планировать на 3 года, и премьер почему-то считает, что это будет способствовать развитию экономики страны.

В-третьих, Мясникович отметил разработку в Беларуси пакета антимонопольных мер, нацеленных на борьбу со сговором и недобросовестным поведением на рынке. Предполагается также урегулировать закупки за счет собственных средств государственных организаций. Таким образом премьер надеется нанести  реальный удар по откатам и коррупции.

В-четвертых, правительство Беларуси поручило Минэкономики подготовить программу развития промышленности. Главную ставку в новой промышленной политике Беларусь будет делать на крупные современные корпоративные структуры. Трудно оценить и эту программу, т. к. на данный момент ее нет. Но можно отметить, что правительство Беларуси всегда делало ставку на крупные корпоративные структуры, что не смогло предотвратить  многочисленные кризисы.

В-пятых, был разработан и представлен президенту проект закона об инвестициях. Что в этом законе особенного – неизвестно. Глава правительства сообщил только, что доля ПИИ в планах на 2012 год у Минпрома, Беллесбумпрома, Белгоспищепрома, Витебской и Гродненской областей мизерная. Что, по мнению премьера, неправильно. С данным мнением надо согласиться, но что будет реально сделано для исправления ситуации – понять пока нельзя.

Итак, из того, что рассказал М. Мясникович видно, что программы развития экономики нет: намерение разработать и принять несколько нормативных актов вряд ли можно называть программой.

Финансовых ресурсов может хватить

Столь же запутанным выглядит и вопрос о ресурсах, необходимых для развития белорусской экономики. Есть в стране деньги или нет?

Как сообщил 8 февраля замминистра финансов Беларуси Максим Ермолович, на поддержку национальной экономики в 2012 году направляются Br 25 трлн, около 20% всех расходов консолидированного бюджета.

Министр финансов Беларуси Андрей Харковец на заседании Совмина 7 февраля отметил, что на кредитование государственных программ Беларуси в 2012 году из бюджета будет выделено Br 18,5 трлн. Средства будут направлены на самое необходимое: программу оснащения техникой (Br 2 трлн), закупку урожая 2012 года (Br 2,7 трлн), программу развития молочной отрасли (Br 2,7 трлн), закупку горюче-смазочных материалов (Br 1,6 трлн), кредитование жилья (Br 7,5 трлн).

На запланированные государством инвестиции недостает средств на сумму Br 3 трлн, которую, как считает Харковец, можно будет изыскать за счет негосударственных ресурсов, в т. ч. коммерческих банков и на зарубежных рынках.

Банки в 2012 году, как сообщила Надежда Ермакова, должны увеличить объем предоставленных экономике средств на Br 28–37 трлн. Этого должно хватить, по ее мнению, на выполнение планов развития экономики на 2012 год. Средства появятся, в основном, за счет прироста депозитов населения (на Br 11–12 трлн) и предприятий (на Br 12–13 трлн). Часть ресурсов должны привлечь банки за рубежом.

Получается, денег на финансирование роста экономики в настоящее время также нет – их еще предстоит найти и накопить. Но планы поиска кажутся вполне осуществимыми.

Можно отметить то, что президент Беларуси во время встречи с Н. Ермаковой 6 февраля сказал, что ЗВР можно использовать для вложения в эффективные проекты. Но несмотря на немалые резервы (около $ 9 млрд), выплаты по долгам у Беларуси также значительны. Поэтому реально можно потратить на инвестиции буквально $ 1–2 млрд, что при текущем курсе доллара является вполне приличной суммой, сопоставимой с приростом депозитов населения или предприятий.

Как это ни странно, но с финансированием, по крайней мере, в необходимых (по мнению правительства) объемах, особых проблем нет.

К тому же, в Беларуси будут созданы дополнительные льготные условия для самостоятельного поиска предприятиями ресурсов на финансовом рынке. Об этом сообщил А. Харковец на заседании Совмина. Он же обозначил существование еще одной нерешенной проблемы.

Инвестиционных проектов «почти нет»

Программа развития экономики Беларуси и финансирование – это не все, чего в Беларуси в настоящее время нет. Не хватает и еще одного необходимого элемента развития – инвестиционных проектов.

Как отметил А. Харковец, все, что требуется от руководителей министерств, регионов, директорского корпуса, – это предложение эффективных, быстро окупаемых бизнес-проектов, «но сейчас их почти нет».

А его заместитель М. Ермолович 8 февраля заявил следующее: «Мы ожидаем предложения высокоэффективных проектов, инвестирования в экономику республики дополнительных средств и, соответственно, роста экономики».

В этом еще одна принципиальная ошибка государственного управления в нашей стране. Все ждут появления откуда-то эффективных проектов, но никто не занимается их разработкой и созданием по настоящему привлекательных условий для реализации. По-видимому, это следствие советских методов управления – в СССР никто не думал об эффективности экономики. Высшие начальники принимали решение о производстве чего-либо, а все остальные исполняли это решение. В Беларуси руководители предприятий, как и раньше, новые проекты разрабатывать не спешат.

И дело тут не только в психологии. Проблема в том, что эффективные и реальные инвестиционные проекты – это очень дорогостоящая вещь. По оценкам экспертов только на предпроектные работы требуется затрачивать около 10% от стоимости самого проекта. В частной экономике эти деньги находит собственник, заинтересованный в увеличении своей собственности. В белорусской экономике подобные траты не предусмотрены ни в бюджете, ни на предприятиях.

Более того, даже существование данной проблемы, т. е. необходимость изменения системы управления экономикой и осуществления значительных затрат на предпроектные работы, похоже, еще не осознали. Это заметно даже по работе правительства с консультантами по привлечению инвестиций – белорусская сторона часто не хочет платить, рассчитывая, что те будут работать бесплатно.

Таким образом, итоги состоявшегося 7 февраля заседания Совмина не вызывают оптимизма. Экономика страны будет развиваться по инерции – предприятия будут делать то, что они делали и ранее, а правительство будет только усложнять им жизнь все новыми и новыми изменениями законодательства.

 

Автор: Владимир Тарасов

Источник: BEL.BIZ


Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family