wrapper

Новости - слайдер на главной

Занятость и социальная политика

Эксперты ждут от экономики умеренного роста и предупреждают о необходимости повысить тарифы на услуги ЖКХ

24-11-14-02Эксперты Всемирного банка представили в Минске очередной экономический обзор и остановились на подробном разборе проблемы низких тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Прогноз на нынешний год оказался оптимистичнее первоначального – не произошло ожидаемого резкого сокращения расходов на потребление. При этом темпы роста потребления все-таки замедляются. 

Темпы экономического роста замедлялись на протяжении трех лет, но в течение 2014 года эксперты Всемирного банка ожидают их умеренное повышение до 1,5%. Еще более оптимистичен - 1,8% - прогноз прироста ВВП на 2015 год. Такой результат эксперты прогнозируют под влиянием роста внутреннего спроса и улучшения показателей чистого экспорта. Однако экономика страны сталкивается с проблемами структурного характера, в то время как неблагоприятная внешнеэкономическая обстановка осложняется ослаблением экономического роста в России и Украине. Несмотря на то, что фискальная дисциплина сохранялась и внешние дисбалансы сокращались, продолжается давление на обменный курс и снижение валютных резервов. Ожидается, что в 2015 г. дефицит счета текущих операций сократится до 6,3% ВВП, но в последующие годы его состояние несколько ухудшится.

24-11-14-02-1

"Мы предполагаем, что инфляционное давление будет сохраняться, и даже усилится к концу года. Преимущественно это объясняется смягчением условий кредитования и переносом ускорения девальвации на инфляцию", - отметил старший экономист Всемирного банка по Беларуси Себастьян Экардт. По итогам января-октября инфляция составила 14,8%. По прогнозу Всемирного банка, в нынешнем году ИПЦ составит 19,9%, в 2015-м цены вырастут на 20,8%. Правительство Беларуси в будущем году рассчитывает удержать инфляцию на уровне 12%.

"Макроэкономическая политика должна отвечать новым реалиям. Важно продолжать сдерживать рост кредитования и заработной платы, поскольку они явились существенными причинами нестабильности в предыдущие годы", - сообщил эксперт.

Всемирный банк призывает также обратить особое внимание на тарифную политику в области ЖКХ. Эксперты обратили внимание на то, что, несмотря на повышение тарифов на газ, электроэнергию и отопление для населения в номинальном выражении, рост тарифов отставал от темпов роста себестоимости производства этих услуг, что подрывает финансовую жизнеспособность жилищно-коммунального хозяйства и создает чрезмерную нагрузку на бюджет.

24-11-14-02-2

В последние годы разрыв между реальными затратами и уровнем, который компенсирует население, рос.

"Такое дорогостоящее субсидирование энергоуслуг позволяет поддерживать расходы домашних хозяйств на оплату ЖКХ на очень низком уровне, значительно более низком, чем в соседних странах. Причем субсидии носят регрессивный характер. Это значит, что непропорционально большую выгоду от них получают более состоятельные домашние хозяйства", - прокомментировал Себастьян Экардт.

Повышение тарифов до уровня полного возмещения затрат обеспечит, по оценке Всемирного банка, экономию средств за счет сокращения фискальных и квазифискальных расходов, которая в общей сумме составит около 2,5% ВВП. Всемирный банк рекомендует перераспределить сэкономленные средства на разные цели, включая предоставление адресной социальной помощи для смягчения социальных последствий роста тарифов для малообеспеченных и уязвимых домашних хозяйств, инвестиции в повышение энергоэффективности или обеспечение снижения тарифов на коммунальные услуги для промышленных потребителей.

 

"Важно разработать комплексный и последовательный план структурных реформ, ориентированный на стимулирование роста производительности и повышение конкурентоспособности экспорта несырьевых товаров. Мы убеждены, что правильные решения относительно проводимой политики, принятые сегодня, могут изменить долгосрочную траекторию развития экономики. Всемирный банк сотрудничает с органами государственного управления, оказывая консультационное содействие по вопросам разработки и реализации устойчивой и всеобъемлющей программы структурных преобразований", - отметил глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким.

С 1992 года Всемирный банк предоставил Беларуси кредитные ресурсы на сумму 1,14 миллиарда долларов. Кроме того, на реализацию около 30 программ, включая программы с участием организаций гражданского общества, было предоставлено грантовое финансирование в объеме 25 млн. На данный момент инвестиционный портфель Всемирного банка в Беларуси включает 5 проектов на общую сумму 648 млн долларов.

 

Источник: TUT.BY

 
Read more...

Зачем Беларуси второй парк высоких технологий

27-10-14-01Создание новой льготной зоны противоречит правилам Евразийского экономического союза.

Международный фонд сотрудничества и партнерства Черного моря и Каспийского моря (МФЧМКМ) планирует создать в Беларуси парк высоких технологий, заявил член Совета директоров фонда Виталий Буздуган.

Предполагается, что на территории парка будут кластер в сфере нано-, фемто-, био- и информационных технологий, принадлежащих к IV технологическому укладу, а также центр коллективного пользования исследовательского, испытательного и производственного оборудования.

Заявление о планах по созданию еще одного парка высоких технологий не соотносится с новыми условиями экономической интеграции Беларуси, России и Казахстана, считает эксперт Либерального клубаАнтон Болточко.

В Беларуси есть Свободные экономические зоны (СЭЗ), есть Парк высоких технологий. Китайско-белорусский технологический парк, как планируется, будет действовать наподобие СЭЗ.

— И в связи со вступлением Беларуси в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) все это должно исчезнуть, поскольку, согласно законодательству, в рамках трех государств не должно быть никаких льготных зон, — отмечает эксперт.

— Выходит, мы не собираемся выполнять договоренности в рамках ЕАЭС?

— С одной стороны, белорусские профильные министерства, которые занимаются СЭЗ, заинтересованы в том, чтобы пролоббировать в рамках нового интеграционного объединения сохранение льготных зон. При этом не только белорусы этого хотят. Россия и Казахстан тоже. В частности, Россия уже в какой-то степени проигнорировала договоренности, допустив проект развития сибирского округа, который подразумевает создание достаточно большой структуры, аналогичной СЭЗ.

Беларусь тоже может выбить себе возможность для сохранения льготных зон либо для их переформатирования.

— Имеются ли основания или обоснования для создания очередного ПВТ?

— Для создания нового парка я не вижу оснований, так как на сегодняшний день Парк высоких технологий, как и СЭЗ, согласно отчету Комитета госконтроля, работает с низкой эффективностью. И дополнять список льготных зон Беларуси, когда уже существующие не справляются со своими задачами, не совсем рационально.

Можно поднять финансовые показатели предприятий, которые уже существуют в льготных зонах, пустить туда новые компании и инвестиции. Но создавать новую площадку не стоит. Зачем такая инфраструктурная дилемма?

Сейчас для госорганов главное — вернуть таможенные льготы для резидентов СЭЗ, которые были отменены в связи со вступлением в ЕАЭС. Россия сопротивляется возвращению этих льгот, но у Беларуси достаточно хорошая база аргументов, чтобы этот пункт стал основным для торгов, которые явно еще будут идти между Беларусью и Россией на двухсторонней основе.

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

DW: "Крепостное право" для подъема белорусской экономики

03-06-14-05Главы областей будут следить за перемещением по службе управленцев предприятий всех форм собственности. Эта зависимость не улучшит экономическую ситуацию, считает обозреватель DW.

Белорусские власти надеются улучшить ситуацию в экономике, "привязав" работников к рабочим местам и запретив им увольняться по собственному желанию. 27 мая на совещании по проблемам сельского хозяйства президент Александр Лукашенко объявил о готовности подписать декрет, который усилит полномочия глав шести областей Беларуси.

Согласно этому документу, областные начальники будут наделены особым правом на перемещение по службе и увольнение руководителей и специалистов всех белорусских предприятий, в том числе и частных. Чем не феодалы, которые до середины XIXвека запрещали крестьянам самовольно покидать земельные наделы? Не скрывает, что это "настоящее крепостное право", и сам Лукашенко.

Как "покончить с разгильдяйством"

Расширение полномочий руководства областей в кадровых вопросах глава государства анонсировал еще в апреле в ежегодном послании к белорусскому народу. Тогда его заявление об ужесточении контроля "президентской вертикали" над сферой производства на фоне перечисленных фактов бесхозяйственности, миллионных убытков и воровства, допускаемого завалившими дела производственными управленцами, выглядело резонным желанием навести порядок на предприятиях.

Но, как оказалось, для исправления ситуации высшее белорусское руководство и на этот раз не придумало ничего иного, кроме нехитрого рецепта "держать всех в узде". Новый декрет президента обяжет областное начальство контролировать перемещение "спецов" на производстве из одного кресла в другое, дабы они не смогли уклониться от ответственности в случае нарушений, а заодно не соблазнялись более высоким заработком в соседней России.

Лукашенко обещает, что уже в ближайшую неделю все полномочия, в том числе контроль над деятельностью силовых структур на местах, перейдут к руководителям регионов. Насколько это будет соответствовать международному и белорусскому трудовым кодексам и станет ли попавший в такую зависимость директорат госпредприятий работать эффективнее, - вопросы открытые. Белорусский лидер уверен, что "навсегда покончить с разгильдяйством" можно только с помощью закручивания гаек.

"В крепостной зависимости"

Стоит обратить внимание на другой аспект. Усиление влияния руководителей областей белорусские власти почему-то выдают за реформу органов управления, тянущуюся уже не один год. На самом деле никакого реформирования нет. Во-первых, потому, что пока все изменения свелись лишь к сокращению численности чиновничьего аппарата. Во-вторых, потому что управленческая система осталась та же самая - неэффективный собственник-государство и чиновники продолжают играть главную роль в экономике.

Назвать наделение местного руководства дополнительными полномочиями серьезной перестройкой органов самоуправления тоже нельзя - ведь председателей областных комитетов в Беларуси не выбирает народ, их назначает и увольняет лично Лукашенко. То есть они сами находятся в прямой зависимости от высшего руководства.

Так что сведение кадровой политики к развитию "крепостнических отношений" между номенклатурой и "красными" директорами, между руководителями и подчиненными вряд ли улучшит дела в белорусской экономике. Ей срочно требуются структурные реформы, развитие конкуренции, грамотные менеджеры-управленцы, а не усиление и без того немалых полномочий областной "президентской вертикали".

 

Автор: Наталья Макушина

Источник: Немецкая волна

Read more...

Богданкевич о провале перехода Беларуси к рыночной экономике: Первая и самая главная причина – это совковый уровень образования

01-04-14-47Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич на Международной конференции «Программа преобразований для Беларуси: региональный опыт и вызовы», которая прошла в Минске в четверг, рассказал, почему у Беларуси, в отличие от многих стран бывшего соцлагеря, переход от социалистической экономики к рыночной не получился.

«Первая и самая главная причина – это совковый уровень образования. Приведу один только пример: мы, правительство и Нацбанк, провели первую в Беларуси деноминацию. А наш парламент, экономические комитеты его и президиум, направили в Конституционный суд запрос – считая, проведение деноминации продолжением инфляции и требуя ее отменить, а тех, кто проводил, – посадить. Пришлось объяснять, что деноминация – это метод счета… Такой был уровень», — рассказал Богданкевич.

По его мнению, оздоровление и реформирование белорусской экономики надо начинать с реформирования образования, в первую очередь высшего, так как и сегодня уровень преподавания экономических дисциплин, в том числе по банковскому профилю, не дотягивает до мировых стандартов. «Даже многие наши банкиры не берут на работу кредитников и финансистов по образованию, предпочитая брать математиков, которые лучше адаптируются к нынешним условиям», — отметил экономист.

Станислав Богданкевич также рассказал, почему в начале 90-х не удавалось стабилизировать ситуацию в экономике: «В развалившемся уже Союзе осталось 12 эмиссионных центров, и каждый Центробанк мог создавать любое количество советского рубля. И белорусы, чтобы заплатить за поступающие из России нефть, газ, могли выпустить любое количество безналичных денег. И мы этим пользовались – а результатом была инфляция в 2000% за год…» Экс-глава Нацбанка заверил, что вначале пытался не допускать такой кредитной эмиссии, но обнаружил, что Беларусь отстает от Украины, России, Молдовы, Казахстана…

«Но потом как дали – всех перекрыли. Мы понимали, что проблему надо решать, и Нацбанк требовал немедленно ввести в Беларуси национальную валюту. По-другому стабилизировать денежно-кредитный рынок было невозможно. Мы могли спасти от обесценения и сбережения населения – но и в правительстве, и в Верховном совете понимание было абсолютно отрицательное – считали, что Беларусь пропадет без рублевой зоны, погибнет», — объяснил он.

Главной экономической ошибкой того времени Станислав Богданкевич считает то, что, создав независимое государство, «мы не поставили задачу создания национальной экономики, решив сохранить экономику советскую». «Так до сих пор и сохраняем»,— отметил он, добавив, что работает она на внутренние потребности менее чем на 30%, а «административный» экспорт как результат поездок руководства страны по российским регионам ситуацию не спасает.

В результате, констатировал спикер, проблемы экономики не решаются, стабильности нет, сохраняется ползучая девальвация, высокая официальная инфляция и еще более высокая – реальная, а процент по кредитам – «ростовщический, как в 17-18-м веке». Модернизацию в Беларуси, по мнению Богданкевича, надо начинать с политики, судебно-правовой системы и образования.

 

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Беларусь через 30 лет: с кнутом пора расставаться

01-04-14-46Как я писал в предыдущем материале из цикла "Беларусь через 30 лет", "на наемном труде запуганных госслужащих, у которых наказаниями давно отбиты любые желания что-то улучшить, возможность сохранения достигнутого уровня жизни (не говоря о росте) абсолютно утопична".

Причина в том, что в государственном секторе нашей экономики трудовые отношения на полвека отстали от сегодняшнего характера труда. Налицо классическое марксистское противоречие между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями.

Не стоит думать, что Беларусь уникальна. Проблема встречается во всех странах мира и охватывает предприятия, организации, учреждения, порой всю систему власти многих государств. В равной степени было бы ошибкой думать и о разнице между государственным и частным, провластным или оппозиционным, предприятиями, госорганами или общественными организациями. Следы болезни видны повсюду.

Если отбросить всевозможные оттенки, которыми полна литература по менеджменту, в мире существуют две основные модели управления организацией любого масштаба – от бригады до страны: авторитарная и демократическая. Кнут и пряник. Каждая из них имеет преимущества и недостатки. Идеальной модели управления не существует, каждая хороша применительно к конкретной ситуации.

Достоинства авторитаризма

Преобладающая сегодня в Беларуси авторитарная модель управления является самой древней и будет существовать всегда. Она идеальна при управлении низкоквалифицированным трудом и единственно возможна в критических ситуациях.

Авторитарный руководитель организации убежден, что люди не любят трудиться, у них нет честолюбия и при первой возможности они стараются уйти от ответственности. Они ленивы и нелюбопытны. Чтобы заставить работать, необходимо использовать принуждение и угрозу наказания, считает он. Как следствие, такой руководитель стремится максимально централизовать полномочия. Он знает, что подчиненные его ненавидят и боятся, и уверен, что так лучше для дела.

При авторитаризме подчиненные являются подручным материалом, «колесиком и винтиком» системы управления, служащей для быстрой передачи на нижние уровни и исполнения команд одного-единственного человека, возглавляющего всю структуру, будь то бригада землекопов или целое министерство.

У «модели кнута» масса достоинств. Главное из них – простота и чрезвычайная эффективность в краткосрочном периоде. Структура и система власти и ответственности понятны и известны всем. Приказы мгновенно передаются по иерархии и под страхом наказаний эффективно исполняются. В армии или в чрезвычайных ситуациях других методов управления просто нет, иначе война будет быстро проиграна, а пожары и стихийные бедствия успеют нанести огромный ущерб в ожидании, пока демократы начнут коллективно вырабатывать оптимальные решения с привлечением специалистов и опросами.

В мирных условиях авторитаризм отлично работает для управления физическим трудом на низовом уровне – например, в цеху, на земле или в ЖЭС. Руководитель должен обладать компетенцией, чтобы управлять со знанием дела, а также абсолютной властью, подкрепленной широкими возможностями для принуждения и наказаний за неисполнение приказов.

При этом большинство работающих считает отрицательную мотивацию труда единственно возможной, потому что ни в одной организации не встречали ничего другого. Они просто не знают, как может быть иначе.

Горе от ума

Главная ценность авторитарной организации – формальное соблюдение правил, иерархии и выполнение приказов. Поэтому умные люди, не умеющие работать локтями, в авторитарной системе никогда не пробьются наверх. Они останутся на нижних уровнях в качестве безвольных исполнителей, делающих только то, что скажут: ведь работу нужно кому-то делать.

Постепенно из авторитарной организации «выдавливаются» творческие и умные люди. Оставшиеся не понимают, зачем они выполняют ту или иную работу. Труд теряет осмысленность, люди превращаются в тупых безропотных исполнителей. Так происходит деградация персонала. Кстати, это не я придумал, как и многое другое в этом популярном изложении основ теории управления. Конкретно деградацию персонала при авторитаризме впервые отметил социолог и политический экономист Макс Вебер еще сто лет назад.

В авторитарной системе опасно пытаться что-то реально улучшить. Инициатива наказуема. Поэтому работники сосредоточиваются на безопасных для них вещах, имитирующих движение вперед, позволяющих красиво отчитаться, продемонстрировать работу с жалобами, получить одобрение начальства и продвинуться по службе. При этом их действия имеют мало отношения к целям организации, нередко противореча им.

Портрет большого начальника

Авторитарный руководитель убежден в собственной непогрешимости и считает себя компетентным единолично принимать любые решения, в том числе по узкоспециальным вопросам, в которых в силу отсутствия профильного образования и опыта работы не разбирается (и не может разбираться, иначе бы ему пришлось всю жизнь учиться вместо работы, и он никогда бы не стал руководителем).

Такие руководители вручную управляют всеми процессами, стараются вникать во все детали и решать всё за всех. Они, будучи ответственными людьми, искренне не понимают, как может быть иначе. Став начальниками потому, что им их посты однажды доверили, сами они никому не доверяют.

У них на все вопросы жизни есть собственное мнение. В крайнем случае они пользуются советами своих шоферов, секретарей, друзей и жен. Мнения подчиненных его не интересуют: он их в лучшем случае выслушает, после чего всё сделает по-своему, обычно без объяснений. Или с дилетантскими объяснениями, в которых перепутано все на свете. Спорить бесполезно и даже опасно: в ответ – агрессия. В лучшем случае начальство принимает идею подчиненных на вооружение и присваивает лавры себе. В худшем – инициатива наказуема.

Авторитарных руководителей весьма занимают символы их положения. Они строят себе просторные кабинеты с евроремонтом, вешают на дверь массивную золотую табличку, имеют личного шофера и автомобиль за счет организации и пользуются другими благами, недоступными подчиненным. Начальники самоизолируются в своих кабинетах, создавая директорские этажи с ограниченным правом входа, пользуются персональным туалетом и комнатой отдыха, обедают отдельно от коллег пищей улучшенного качества за другими столами и из особой посуды. Они избегают общаться с подчиненными и не выслушивают их перед принятием решений.

Понятно, что не все такие, и в мои намерения совершенно не входит дискредитация профессии управленца (к которым принадлежу и я). Однако каждый из нас регулярно сталкивается с руководителями описанного типа.

Символы власти – внешние проявления. Гораздо хуже, что авторитаризм начальника убивает творчество, подавляет инициативу снизу, ограничивает рабочее общение специалистов и свободу в принятии решений, сеет страх перед выражением собственного мнения.

Главный инструмент управления – огромное количество правил и строгое наказание за их несоблюдение, часто вопреки здравому смыслу и цели, ради которой эти правила создавались. Начальство не скажет даже спасибо работнику (не говоря о премии) за успешно сделанную им работу, потому что благодарности не регламентированы инструкциями, однако накажет за опоздание, поскольку это предусмотрено приказом по организации. На своей шкуре работники видят, что важнее для организации – результат или процесс – и изменяют свое поведение в сторону имитации работы.

Безопасность превыше всего

Как улучшить, ничего не улучшая? Это целое искусство. Конкретика зависит от отрасли. Например, на недоуменный вопрос знакомого консультанта в сфере маркетинговых стратегий: «Зачем вы покупаете импортные бэушные станки для организации производства товара, мода на который в мире уходит, и скоро он совсем перестанет продаваться?» – директор крупного белорусского предприятия ответил: «Нам нужно отчитаться о выполнении плана по модернизации».

В сфере образования бесконечно переписывают учебники, хотя изучаемый в школе объем знаний по математике не менялся несколько столетий, по физике – десятилетий, да и в орфографии революционных изменений не было. При этом качество новых учебников в лучшем случае не выше прежних, а с советскими вовсе несравнимо.

Новые законодательные акты появляются каждый день. Давно существующие предприятия из-за изменений законодательства претерпели целый ряд вынужденных перерегистраций и изменений в уставе, иногда со сменами печати, юридического адреса, формы собственности и извещения тысяч клиентов.

Лучше бы законодатели отменили обязательное бумажное оформление актов приемки-передачи выполненных работ на мелкие суммы (скажем, до 1 млн рублей или до 10 БВ), от которого только растут цены в стране. Потому что каждая бумажка имеет свою немаленькую цену, которая закладывается в цену любого товара или услуги. Сегодня стоимость оформления бухгалтерских документов не зависит от сумм. В результате по неоднократно приводившейся в СМИ статистике каждый шестой работающий в Беларуси занят учетом! К сожалению, не знаю статистики численности проверяющих.

Авторитарные руководители любят демонстрировать результаты своего труда визуально. Особенно выгодны системы безопасности, потому что хорошо заметны гостям и проверяющим. Так, с некоторых пор для входа в наши вузы нужно иметь пропуск (хорошо, если не магнитный) и проходить через турникеты, как на предприятие по выпуску ракетных установок. На безопасность деньги находятся: ведь мы живем в стране, пораженной терроризмом, а вы не знали?.. Зато в вузах трудно добиться оплаты литературы, стажировок, компьютерных проекторов и другого самого необходимого для учебного процесса.

Еще выгоднее мероприятия по борьбе с коррупцией и вообще любое «наведение порядка». Под них устраиваются проверки, аудиты, ревизии. Естественно, никого не интересуют результаты работы. Проверяют только документы. Пропущена подпись или печать – штраф. Не приложена справка или копия свидетельства о регистрации (которую проверяющие могут сами посмотреть в своем компьютере) – штраф. Потеряли накладную или акт – штраф. Отсутствует номенклатура дел – штраф. Нет инструкции о противопожарной безопасности или огнетушителя – штраф. Зато какие красивые отчеты по эффективной борьбе с нарушениями!

Без бумажки ты букашка

В делопроизводстве постоянно меняют правила составления документов. Интересно, зачем? Почему документы с некоторых пор должны составляться аж кеглем 15 (в то время как их авторы обычно используют от 10 до 12) – понятно: это следствие отсутствия молодежи на руководящих постах. Однако лично я давно утратил знание того, как в очередном году правильно оформлять список использованной литературы в конце статей: сколько в каждой строчке списка должно быть точек, двоеточий, запятых, тире, какой они должны быть длины, сколько пробелов вокруг и где именно их вставлять. А ведь все это довольно жестко регламентируется и проверяется. Уверен, такую «косметику» вполне можно оставить на откуп автору и читателям.

Между тем разнообразные правила составления тысяч документов в разных областях каждый раз приходится разрабатывать, распространять, изучать, соблюдать, переделывать готовые документы, что, безусловно, ложится дополнительным налогом на экономику и всякую деятельность вообще. Зато у нас почти нет безработицы. Система работает на себя.

Любой документ, даже внутренний, обрастает десятками «виз», что снимает ответственность с авторов и катастрофически замедляет процессы принятия решений и, следовательно, тормозит всю страну. Помнится, в начале 2000-х годов было подсчитано, что для получения разрешения для строительства склада в сельской местности нужно собрать 254 подписи. (Сейчас гораздо меньше, но тоже немало.) А ведь все это колоссальные трудозатраты, ложащиеся на всю экономику! Одна армия людей тщательно готовит документы, другая – их проверяет и подписывает (а также разрабатывает правила их составления и оформления), третья – проверяет и наказывает.

Оплачивает все это конечный потребитель или государство. Стоит ли удивляться тому, что в соседних странах уровень жизни выше, товары дешевле, бухгалтеров и проверяющих меньше, государственные расходы и налоги ниже? Высокие цены в Беларуси и черепашьи скорости принятия решений – плата за тотальное недоверие нашего государства к своим гражданам, ложащаяся тяжким бременем на экономику страны и мешающая движению вперед.

«Много вони – значит, правильно приняли!»

Бесконечное регулирование в лучшем случае отвлекает от работы, в худшем – банкротит целые предприятия. Между тем чиновники искренне пекутся о стране и убеждены, что ограничениями они что-то улучшают. На деле их героические усилия по большей части препятствуют развитию вверенных им отраслей. Потому что любые ограничения, даже прогрессивные, в первую очередь подавляют рост отрасли, а уже во вторую что-то регулируют.

Не случайно в нашей экономике лучше всего развиваются информационные технологии: сегодня это отрасль с минимальным вмешательством государства, ничего не понимающего в этой сфере и не знающего, как ее «улучшить». Если привычно попытаться ее «урегулировать» – отрасль бы в считанные месяцы эмигрировала вместе с людьми, как эмигрировала около 15 лет назад из-за беспредела таможни отечественная отрасль грузоперевозок.

Как-то один чиновник с нескрываемым торжеством объяснил мне логику государства: «Когда принимаем новое постановление и много вони – значит, правильно приняли!» Лучше и не скажешь. Можно смело вешать этот лозунг в кабинеты наших законотворцев и контролирующих органов, по логике которых чем сильнее мешать людям работать – тем лучше для страны.

В процесс имитации развития и победных рапортов вовлечена вся страна. Имитации в отличие от реальных изменений абсолютно безопасны, а аргументы «за» них отыщутся всегда.

Особенно у нас любят отчитываться о реакции на жалобы, поэтому в нашей стране потребительский экстремизм пускает крепкие корни. Стала обычной практикой жесткая реакция государства на письма нескольких неугомонных жалобщиков, строчащих пачки кляуз веером во все государственные органы подряд, без разбора. Вместо того чтобы разбираться и давать формальные отписки (и взыскивать с жалобщика затраты государства на разбор безосновательной жалобы), чиновники и силовики парализуют не только отдельные предприятия, но и уничтожают целые рыночные сегменты, выдавая это за заботу государства о людях. За это бдительные контролеры получают от государства квартиры и продвижение по службе.

Что дальше?

Так будет продолжаться до тех пор, пока подобное поведение поощряется, а окружение организации остается неизменным. Чем сильнее внешние воздействия, тем менее устойчива к ним «система кнута» и тем быстрее она деградирует. Организации, управляемые демократическим путем, гораздо лучше приспособлены к плавным изменениям внешней среды и успевают к ним адаптироваться, потому что решения принимает не один человек, а практически все работники организации, желающие это сделать.

Очевидно, авторитарное управление не подходит для большинства современных организаций любого типа и абсолютно противопоказано успешным предприятиям, производящим и экспортирующим высокотехнологичные товары и услуги, с которыми связано экономическое будущее Беларуси.

Еще раз хочется отметить, что Беларусь не уникальна. Авторитаризм в управлении встречается во всех странах мира и охватывает предприятия, организации, учреждения, порой всю систему власти многих государств. Немало крупных корпораций мира исчезали или становились карликами из-за авторитаризма их руководителей и владельцев, не терпящих рядом с собой сильных менеджеров, которые были бы в состоянии сменить их. Вспомним хотя бы Генри Форда (Ford Motors) или Стива Джобса (Apple), за несогласие увольнявших работников на месте. Целые государства после ухода или свержения авторитарных лидеров приходили к хаосу и безвластию. За примерами далеко ходить не надо.

Во всех учебниках по управлению описывается история Генри Форда, корпорация которого благодаря изобретению промышленного конвейера к 1921 году захватила 56% автомобильного рынка. После этого он уверовал в собственную непогрешимость и на предложения подчиненных разнообразить цвет нового автомобиля Ford T заявил: «Каждый покупатель может приобрести автомобиль любого цвета, какой только пожелает, если только этот цвет — чёрный». Несогласных – уволил. Результатом явилось падение доли рынка к 1927 году до 10%. Между тем рыночную долю Ford к концу 1920-х годов благополучно захватила General Motors, которая прислушивалась к мнению менеджмента, дав менеджерам свободу действий и возможность учиться. Но о демократическом стиле управления поговорим в следующий раз.

 

Автор: Юрий Зиссер

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Динамика цен: чего ожидать белорусам в 2014 году

01-04-14-41Согласно официальному прогнозу, рост потребительских цен на конец года не должен превысить 11%. Однако по итогам первого квартала цены на товары и услуги возросли почти на 4,9%. Если такая динамика сохранится и в дальнейшем, то можно предположить, что рост цен в 2014 году превысит запланированный предел.

Среди стимулов для дальнейшего роста цен -- повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время население не полностью возмещает затраты на них. Фактически государство предоставляет непрямые субсидии каждому собственнику жилья. Сегодня государство постепенно повышает тарифы на коммунальные услуги. Это же касается и роста стоимости проезда в общественном транспорте. Так, с 1-го апреля одна поездка в общественном транспорте Минска стоит уже 3700 белорусских рублей или 0,37 долларов.

Увеличение цен на услуги ЖКХ призвано снизить нагрузку на бюджет и получить средства, необходимые для модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Помимо этого, идет закономерный процесс приближения стоимости жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта в Беларуси к уровню стран-соседей. Сегодня в Астане стоимость проезда в общественном транспорте составляет 0,44 доллара в эквиваленте, а в Москве – более одного доллара. На жилищно-коммунальные услуги россияне в среднем тратят 11,5% своих доходов, литовцы – более 10%. В Беларуси данный показатель составляет примерно 3,5%.

Еще одним источником инфляции является постепенное повышение цен на продукты питания, входящие в перечень социально-значимых товаров. Увеличение цен на данные товары происходит поэтапно, при этом перечень социально-значимых товаров постепенно сокращается. Предполагается, что к концу 2014-началу 2015 года Беларусь полностью перейдет на свободные отпускные цены. Впрочем, в условиях отмены перечня социально-значимых товаров существенного скачка цен не предполагается, так как цены на большинство продуктов питания уже сегодня устанавливаются рыночным способом.

Другими факторами, способствующими инфляции, могут стать предполагаемое повышение акцизов на топливо, ставки которых обсуждаются в правительстве, а также динамика курса белорусского рубля.

Вместе с тем, на нынешнюю ситуацию воздействуют и факторы, которые способствуют замедлению инфляционных процессов. Среди них можно выделить ожидаемое снижение темпов роста издержек предприятий. С 16 апреля впервые за последние девять месяцев произошло сокращение ставки рефинансирования на 1 процентный пункт. Помимо этого, с начала года происходит постепенное уменьшение ставок по постоянно доступным операциям Нацбанка по поддержке ликвидности банков. Все это способствует снижению ставок в целом по банковской системе, которое позволит банкам предложить кредиты как для юридических, так и для физических лиц на более привлекательных условиях. Ужесточение политики доходов в текущем году по сравнению с предыдущим годом позволит повысить эффективность производства, что также отразится на ценовой динамике.

Таким образом, наблюдается ряд факторов, которые стимулируют рост цен. Одновременно предпринимаются меры, направленные на сдерживание инфляционной динамики. В настоящее время существуют разные точки зрения о возможности достичь прогнозного темпа инфляции на конец года. Так, эксперты Всемирного банка прогнозируют, что рост цен в стране в 2014 году может достичь 16,4%. Представители Национального банка также не исключают возможности повышения прогнозного показателя по инфляции до уровня 16-17% на конец 2014 года. Однако с учетом того, что развитие событий будет зависеть от ряда условий, более точный прогноз можно будет получить по итогам первого полугодия.

 

Автор: Анастасия ЛУЗГИНА, эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Злотников: Битумом "растворительный бизнес" не заменишь

01-04-14-08Почти в 500 раз выросли поставки белорусского битума за границу, что дало основания полагать — белорусские власти нашли замену растворителям.

Только за январь этого года отечественные производители битума сумели заработать не намного меньше, чем за весь минувший год — поставки, утверждает Белстат, выросли почти в 500 раз! Если в течение 2013 года на битуме страна заработала 47,5 миллиона долларов, то за один месяц этого года — 33,1 миллиона долларов. Причем на 32,8 миллиона битум приобрела одна только Великобритания.

Возможно, "битумный бизнес" пришел на замену "бизнесу растворительному"? Действительно, соглашается экономист Леонид Злотников, у тех же англичан есть соответствующие технологии, которые превратят обычную битумную мастику для дорог в нормальный бензин.

Леонид Злотников: "Сейчас они довели выработку светлых нефтепродуктов и газов почти до 100 % — есть такие технологии, что они могут тот же мазут или битум переработать в хорошие товары. У нас таких технологий нет, а у них есть — для этого могли и продать".

Тем не менее говорить, что заработала новая схема на замену "растворительному бизнесу", не приходится, уверен эксперт. Даже если объемы экспорта сохранятся на том же уровне до конца года.

Леонид Злотников: "Заработали на том бизнесе свыше 3 миллиардов долларов (за менее чем год существования "растворительного бизнеса". — прим. Еврорадио) — от 3 до 3,5 миллиарда за конец 2011 и первую половину 2012 года. А здесь, если даже в таком объеме будут и дальше продавать, то до конца года заработают порядка 400 миллионов долларов — это 3-4% от тех объемов. И тут уже никак не заменишь те "растворители"!

Поэтому, охлаждает пыл Злотников, не стоит сравнивать этот "битумный успех" с "растворительным бизнесом" 2012 года. Для государства даже 400 миллионов долларов — не такие уж завидные деньги. А вот для завода или фирмы...

Леонид Злотников: "Для какой-нибудь одной фирмы это — хорошие деньги. Но с точки зрения государства пока шум поднимать рано".

Как удалось достичь таких результатов и удастся ли их сохранить в дальнейшем, Еврорадио пытается узнать на "Нефтебитумном заводе" — это один из крупнейших производителей битума в Беларуси. Но там от любых комментариев на тему экспорта продукции отказываются. Мол, директора нет на месте, а что-либо говорить СМИ может только он.

Что касается того, почему большинство январского битума было поставлено в Великобританию, то это, рассуждает Злотников, не обязательно зависело от способности местных маркетологов — все нефтепродукты продаются через биржу. Так получилось, что эту партию приобрели покупатели из Туманного Альбиона. Если и дальше покупать белорусский битум будут они же, а объемы поставок начнут увеличиваться, только тогда можно будет серьезно рассуждать на тему новых схем по поставке за границу нефтепродуктов в обход интересов России. С которой мы, согласно соответствующим международным соглашениям, должны делиться доходами от такой торговли.

 

Источник: Еврорадио


 

Read more...

Злотников: Беларусь продолжает строить финансовую пирамиду

04-03-14-35Долг Беларуси продолжает увеличиваться, несмотря на уверения белорусского правительства в стабильности нашей экономики.

За прошлый год он вырос на 5358,3 млн. долларов. На 1 января текущего года Беларусь была должна 39 млрд. долларов. Экономист Леонид Злотников рассказал о том, насколько опасен для отечественной экономики и граждан страны рост этого долга.

«Внешний долг, о котором сейчас говорится, совокупный. Он формируется не только из государственного долга, но также и из тех задолженностей, которые имеются у субъектов хозяйствования», - сказал специалист.

Леонид Злотников обратил внимание на то, что займы, которые делает экономика Беларуси, направлены не только лишь на потребление, но еще и на инвестиции.

«На инвестиции у нас идет 33% ВВП, одна из самых больших величин во всем мире, но при этом нет ожидаемой отдачи. Пример тому – деревообработка и сельское хозяйство, - говорит Злотников. – За последние 20 лет только лишь в сельское хозяйство инвестировали 40 млрд. долларов, при этом вы сами видите, какова отдача. Получается, что все кредиты просто идут на проедание».

Специалист пояснил, как именно выглядит сегодняшняя модель белорусского кредитования.

«Мы сейчас берем кредиты для того, что отдать те долги, которые были взяты ранее. Белорусам платить следует за то, что вчера они съели, а также за то, что сегодня проедаем в экономике. Мы пока одалживаем деньги для того, чтобы рассчитаться с иными кредиторами, мы будем и дальше продолжать строить финансовую пирамиду», - считает экономист.

 

Источник: ОГП

 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family