Американские ученые-экономисты утверждают, что США нуждаются в промышленных предприятиях, прогрессивных и инновационных.
Несмотря на то, что вынесение производства в страны с невысокими издержками набирает все большие обороты, для инновационных производств такая практика не всегда является приемлемой.
«Новое открытие Америки» – общая тема мартовского выпуска Harvard Business Review. В период, когда США, как и другие страны, постепенно оправляется от последствий мирового финансового кризиса, эксперты задумываются о структуре американской экономики.
В статье «Нужна ли Америке промышленность?» («Does America Really Need Manufacturing?») подчеркивается, что в последнее время американские компании базируют решение о размещении производственных мощностей исключительно на анализе финансовой составляющей, не учитывая инновационного потенциала тех или иных местоположений, – и, как следствие, все чаще прибегают к аутсорсингу и офшорингу (перемещают производство в Китай, Индию, Мексику). В результате, в то время как США сохраняют на мировом рынке ведущие позиции в области станкостроения, оптики и других отраслей, их положение в области биотехнологий, авиастроения, медицинского приборостроения пошатнулось. Причина состоит в сложности определения того, насколько важным является тесное взаимодействие производства и НИОКР.
Авторы статьи предлагают при принятии решения о размещении заводов и фабрик брать во внимание возможность производства и НИОКР функционировать независимо друг от друга, а также уровень развития технологий в данной области. В случае, если разработчикам необходимо досконально знать технологию производства, если инновационный продукт неразрывно связан с инновационным процессом, если изучение технологического процесса является сложным, производство должно располагаться в непосредственной близости от исследовательского центра и не может быть вынесено за пределы страны. Аналогичное решение следует принять и в случае, если технология является новой, а для процесса производства еще не существует установившейся практики. В соответствии с этими двумя параметрами все инновационные производства можно разделить на четыре категории:
- разработка продукта (примером могут служить полупроводники, технология производства которых устоялась, причем новые модификации можно создавать без изменения процессов);
- разработка процесса (при производстве плат необходимы технологические усовершенствования, но не требуется активного взаимодействия производства и НИОКР);
- инновации, встроенные в процесс (в индустрии высокой моды мельчайшие детали процесса значительно влияют на результат);
- инновации, приводимые в действие процессом (ярчайший пример – биотехнологии, где процесс создания нового продукта неразрывно связан с процессом его производства).
Авторы статьи подчеркивают, что производства, входящие в последние две группы, необходимо размещать внутри страны, вблизи исследовательских лабораторий, и предлагают руководителям компаний не забывать о конкурентных преимуществах, создаваемых тесной взаимосвязью производства и НИОКР. Защищая концепцию «инсорсинга» для соответствующих производств, авторы предлагают правительству США уделить еще больше внимания созданию благоприятных условий для развития высокотехнологичных производств внутри страны.
Автор: Мария Дворецкая
Источник: ЭКОНОМИКА.BY