wrapper

Новости - слайдер на главной

Инвестиции в детей являются инвестициями с долгосрочной отдачей (20-25 лет). Например, дети, рожденные в середине 2000-х годов, вступят на рынок труда и начнут создавать добавленную стоимость лишь в 2025-2030 годах. Для стимулирования рождаемости выбран не самый подходящий момент.

В 2011-2016 гг. экономика Беларуси пребывала в состоянии стагнации и рецессии. Согласно большинству прогнозов стагнация сохранится до 2020 года. В этих условиях рост рождаемости становится одним из препятствий для экономического роста. Он приводит к снижению числа занятого населения и увеличению демографической нагрузки, к росту расходов госбюджета и налоговой нагрузки на бизнес и наемных работников, к росту бедности в семьях с большим числом детей и семьях с детьми, проживающих в сельской местности.

В Беларуси в предыдущие годы были предприняты шаги по увеличению рождаемости. Причем ставка в демографической политике делается на многодетность (трое и более детей в семье). Особенно значимым стимулом все последние годы являлась выдача льготных кредитов на строительство и ремонт жилья. В отдельные периоды льготные кредиты выдавались на срок до 40 лет под 1-5% годовых в размере 90-100% стоимости жилья, что в условиях двухзначной годовой инфляции по факту означало выдачу субсидий.

Еще в 2006 году при разработке Концепции демографической безопасности на 2007-2010 годы ученые-демографы Института экономики НАН Беларуси (д.э.н. Раков А.А., д.э.н. Шахотько Л.П., и др.) указывали на недостатки стимулирования многодетности и рекомендовали сделать ставку на семью с двумя детьми (по примеру Великобритании). Поскольку уже тогда данные подтверждали рост бедности среди многодетных семей.

В текущей пятилетке ставка на многодетность продолжается через реализацию проекта «Большая семья». При рождении третьего и последующих детей в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 года семьям предоставляется единовременное пособие в размере 10 тысяч USD (семейный капитал). Средствами можно будет воспользоваться при достижении детьми совершеннолетия (18-ти лет). Фонд для выплат формируется от перечисления средств, полученных в результате повышения с 2015 г. ставки подоходного налога с 12% до 13%.
Меры по стимулированию рождаемости оказались действенными. Уровень рождаемости вырос. У женщин в возрастных группах 30-34 и 35-39 лет он приблизился к уровню начала 1970-х гг., а в группе 25-29 лет – середины 1980-х гг. (рис. 1). У сельских женщин в возрастной группе 20-24 года в 2015 г. был зафиксирован самый высокий уровень рождаемости за более чем полвека (рис. 2). Рост рождаемости начался с 2004 года и продолжается до настоящего времени.


Рис. 1. Число родившихся за год детей на 1000 женщин в каждой возрастной группе (в городской местности)

Рис. 2. Число родившихся за год детей на 1000 женщин в каждой возрастной группе (в сельской местности)

Суммарный коэффициент рождаемости у сельских женщин в 2015 году стал самым высоким, начиная с 1960 г. Суммарный коэффициент рождаемости у городских женщин, как и в среднем по Беларуси, вернулся на уровень 1992 года (рис. 3).

Рис. 3. Суммарный коэффициент рождаемости

Отклик на стимулирование многодетности проявился в ставке на рождение второго, третьего и последующих детей. В структуре рожденных детей каждый год снижается доля детей, рожденных первыми, и, наоборот, растет доля детей, рожденных вторыми, третьими и последующими (рис. 4).

Рис. 4. Дети, родившиеся в Беларуси, по очередности

Беларусь слишком бедная страна (как по уровню доходов населения, так и по возможностям госбюджета), чтобы делать ставку на многодетность. В условиях низких заработных плат (среднемесячная зарплата в 2016 г. составила 328 USD) даже покупка продуктов питания в необходимом количестве является для многих многодетных семей нерешаемой проблемой. Обследования Белстата показывают, что потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с тремя и более детьми находится приблизительно на одном уровне с домашними хозяйствами беднейшей квинтильной группы. По некоторым продуктам оно даже ниже: яиц (на 14%), овощей (13%), хлебопродуктов (9%), молока (5%), мяса (2%). И только рыбы, фруктов и кондитерских изделий в многодетных домашних хозяйствах в 2016 году потреблялось на душу столько же, сколько в домашних хозяйствах беднейшей квинтильной группы (рис. 5, 6).

Рис. 5. Потребление продуктов питания многодетными семьями и домашними хозяйствами беднейшего квинтиля

Рис. 6. Потребление продуктов питания многодетными семьями и домашними хозяйствами беднейшего квинтиля

Ситуацию не спасает обширная и растущая господдержка многодетных семей. Доля субсидий от государства в доходах многодетных семей увеличилась с 16,4% в 2013 г. до рекордных 24,7% в 2015 г. (рис. 7). Тем не менее, доля бедных многодетных домашних хозяйств выросла с 21% в 2014 г. до 27% в 2016 году (рис. 8).

Рис. 7. Доля пособий и полученных льгот и выплат к общему доходу, в % к итогу



Рис. 8. Доля бедных домашних хозяйств с детьми, в % к итогу

Увеличение рождаемости в краткосрочном периоде приводит к снижению числа занятого населения в трудоспособном возрасте и к росту демографической нагрузки. В 2015 г. число родителей, которые находились в отпуске по уходу за детьми (99% из них – женщины), достигло максимума за последние четверть века, и составило 321 тыс. человек (рис. 9).


Рис. 9 Число незанятых в трудоспособном возрасте родителей, находящихся в отпуске по уходу за детьми

На 1000 занятых работников (занятое население в трудоспособном возрасте и работающие пенсионеры) в 2015 г. приходилось 1109 незанятых человека в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте. Одной из причин увеличения демографической нагрузки является рост рождаемости. Без роста рождаемости, коэффициент демографической нагрузки вместо 1109 составил бы 1069 или был бы на 4% меньше (рис. 10).



Рис. 10. Модифицированный коэффициент демографической нагрузки

В Беларуси целесообразно вернуться к поддержке и популяризации семьи с двумя детьми. В социально-экономических условиях Беларуси делать ставку на многодетность не совсем правильно. Следует сместить акценты: инвестировать в человеческий капитал детей, а не в их численность. Целесообразно также повысить адресность господдержки. Оказывать ее тем семьям с детьми, которые действительно в ней нуждаются. Это многодетные семьи, неполные семьи с детьми, семьи с детьми, проживающие в сельской местности, семьи с детьми-инвалидами, и другие, которые испытывают материальные депривации. В настоящее время 2% господдержки имеет адресный (заявительный) и 98% – категориальный принцип.

Если государство хочет оказывать воздействие на темпы экономического роста, то лучше контролировать рост численности населения. Это является известной закономерностью в экономической науке. Тот же Китай долгое время следовал этой истине, сдерживая рождаемость и достигая при этом высоких темпов экономического роста. Старение населения лучше преодолевать за счет смягчения миграционной политики. Создавать благоприятные условия для привлечения на местный рынок труда перспективной молодежи из других стран.

Автор: Владимир Акулич, Юлия Ефименко

Источник: EKONOMIKA.BY

Картинка на заставке к новости: HubPages

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family