Макроэкономическая политика
Правительство жертвует показателем инфляции
Правительство сократило перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики.
С 1 ноября, согласно постановлению Совета министров от 25 октября 2013 года № 934, производители вправе самостоятельно устанавливать стоимость следующих товаров: фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные; кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных; сыры из коровьего молока ферментные твердые, полутвердые и мягкие; рыба соленая (семейство сельдевых); кофе, чай; соль поваренная пищевая.
Внесены изменения и в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом. Из перечня исключены бананы, лимоны, апельсины, а также чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения.
Скорее всего, цены на исключенные из регулируемого перечня товары увеличатся. Соответственно, вырастет и показатель инфляции. По официальным данным за январь-сентябрь, рост цен в Беларуси составил 10%, тогда как прогнозный показатель инфляции на 2013 год составляет 12%.
И власти понимают, что в запланированные проценты инфляции в этом году уже не впишутся, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт «Либерального клуба» по экономике Антон Болточко: «Можно сказать, что власти выполняют меры денежно-кредитной политики, рекомендованные, в том числе, внешними экспертами, жертвуя показателем инфляции».
Эксперт уверен, что перечень социально значимых товаров уже давно потерял смысл и должен быть упразднен.
«Производитель знает, как избавляться от балласта в виде социально значимых товаров, — подчеркнул Антон Болточко. — Достаточно обогатить молоко, например, йодом, чтобы оно стало не социально значимым товаром».
По мнению эксперта «Либерального клуба», перечень социально значимых товаров не отыгрывает приписываемой ему роли — поддержать социально уязвимые слои населения.
«Давайте говорить честно: в магазин приходят и покупают товары по регулируемым ценам, то есть пользуются поддержкой государства, покупатели разного уровня доходов. То есть люди, которые относятся к незащищенным слоям населения, получают такую же помощь, как и всё остальное население, а значит, социальная помощь размывается», — сказал Антон Болточко.
По его мнению, отпустив цены, необходимо поддерживать социально уязвимые группы населения напрямую, а не опосредованно: «Важно, чтобы социальная помощь, которая у нас повсюду, стала максимально адресной. Можно привести пример из сферы ЖКХ, где, по информации чиновников, 20% поддержки приходится на социально уязвимые слои населения, а остальная поддержка приходится на тех, кто в ней не нуждается».
Согласно данным Исследовательского центра ИПМ, приведенным в работе «Бедность и социально уязвимые группы в Беларуси, 2013», расходы консолидированного бюджета на социальную политику составили 2,5% от ВВП (2,6% от ВВП в 2011 году). При этом на адресную социальную помощь было потрачено менее 0,1% ВВП (411,6 млрд. рублей).
Эксперты подчеркивают действенность именно адресной помощи: «Рост доли денежных трансфертов в располагаемых ресурсах населения за счет расширения адресной социальной помощи увеличил эффективность данного инструмента социальной политики в борьбе с абсолютной и относительной бедностью».
Исследовательский центр ИПМ предлагает пересмотреть подход к определению размера ежемесячного социального пособия в рамках адресной социальной помощи.
Зачастую обращение за ней бессмысленно, так как его размер определяется разницей между бюджетом прожиточного минимума и доходом на члена домохозяйства: «Соответственно, привязка данного пособия к средней заработной плате (либо другой способ увеличения критерия нуждаемости) позволит повысить охват уязвимых групп населения данным видом социальной помощи».
Источник: Белорусские новости
Read more...Чиновники ставят над белорусами эксперименты в режиме live
О непопулярных решениях в сфере госуправления белорусов информируют нехотя и задним числом, система управления персоналом основана на принципе лояльности, а не эффективности — эксперты поставили чиновникам неутешительный диагноз.
Говоря об особенностях государственного управления в Беларуси, в основном приходится перечислять то, чего нет: оценки эффективности работы госаппарата, прозрачности, рационального обоснования принимаемых решений, эмпирических данных для таких решений и даже людей.
— Над белорусами ставят эксперименты в режиме live на основании личных ощущений и убеждений, которые могут быть, какими угодно, и никому ничего за это не будет, — считает Инна Ромашевская, координатор исследований проекта BIPART. — Об эффективности использования общих денег и речи нет. Есть только чувство, что тратят их все-таки не очень хорошо. Этические нормы в среде чиновничества не очевидны.
При отсутствии собственных компетенций в каких-то вопросах (а бывает и такое) чиновники не обращаются к экспертам, которые призывают двигаться в сторону профессиональной госслужбы, применять больше качественных (и открытых) данных для принятия решений, и открытую оценку эффективности работы госорганов.
Где учат на чиновника?
Пока же базовое образование в области госуправления можно получить в Академии управления, там же и повысить квалификацию — на курсах или в магистратуре.
— Этим, в частности, активно пользуются ЖРЭО, обучаясь за казенный счет творческому мышлению, ориентации в международной обстановке и проведению пропагандистских мероприятий, — раскрывает возможности обучения непростой профессии чиновника и государственного администратора Дмитрий Маркушевский, академический директор Школы SYMPA.
В Главном хозяйственном управлении Управления делами президента можно научиться пользоваться системой принятия решений для депутатов местных советов — конечно, если вы — депутат местного совета.
Неформальное образование представляет Школа SYMPA. Разного рода обучение в этой сфере можно также пройти за рубежом.
Государству не нужны советчики
В Беларуси государство как доминирующая сторона блокирует всех остальных игроков, за исключением крупных и «полезных» международных организаций, которые можно использовать в своих интересах — таков вывод преподавателя Европейского гуманитарного университета Татьяны Чулицкой, которая исследовала роль международных организаций во взаимодействии с государством и третьим сектором в Беларуси.
— И даже это для государства — вынужденная мера: были бы возможности (читай: деньги) не привлекать — с легкостью отказались бы от тяжести иностранных рекомендаций, — отмечает Татьяна Чулицкая.
Работающие в Беларуси крупные представительства предпочитают не высказывать позиций, сильно противоречащих генеральной линии государства, даже если внутренне не согласны и если этого от них требует местное гражданское общество.
— Вот почему к ним возникают претензии в ключе «отмывания» и символической поддержки государственной политики в обмен на режим наибольшего благоприятствования по сравнению с условиями работы для местных, да и вообще – чего скрывать – в обмен на возможность работать в стране, — говорит исследователь.
Рекомендации национальных организаций интересуют государство еще меньше, чем международных. Партнерство с ними часто формальное.
При наличии политической воли реформы проводятся в сжатые сроки. Но каков результат?
За последнее десятилетие в Беларуси абсолютное большинство задач, касающихся сферы государственного управления, было провалено, за исключением, пожалуй, принципа «одного окна» , к которому тоже возникает много вопросов, отмечают исследователи Либерального клуба Никита Беляев и Евгений Прейгерман.
Текущая реформа, по их мнению, является незапланированным модернизационным мероприятием, истоки и предпосылки которого неясны. Видно только, что при наличии политической воли даже такие непростые реформы в Беларуси проводятся в сжатые сроки.
Другое дело, что результаты, по оценке авторов исследования, оставляют желать лучшего: вместо повышения эффективности и улучшения материального положения госслужащих наблюдается как раз снижение эффективности и управляемости, ухудшение оплаты труда (принимая во внимание ползучую девальвацию), ослабление кадрового потенциала. Короче говоря, выгоды и экономия оказались меньше потерь, понесенных в итоге этой реформы.
Нередко случались «захваты государства»
Обзор реформ систем управления государством в странах Центральной и Восточной Европы с 1990-х годов показывает, что цели везде ставились благие — сделать систему профессиональной, прозрачной и эффективной. Да и инструменты были использованы вполне подходящие: структурные реформы, децентрализация, пересмотр и перераспределение функций между ведомствами, стимулирование рублем эффективной работы чиновников, улучшение коммуникаций и PR-а, проектный подход, управление персоналом, основанное на профессионализме.
— Но в результате получалось очень по-разному, — отмечает Антоанета Димитрова, доктор политических наук из Лейденского университета. — И отличия, по всей видимости, растут из того, что деньгами на эти реформы заведовали разные министерства и ведомства, а также, как ни странно, из истории проведения приватизации в стране. Нередко случались «stat e c apture» — «захваты государства» политическими и экономическими элитами и группами, которые потом через партии и назначения активно влияют на политику. В реформаторском запале часто думали только про изменения законодательства, забывая про всю систему, которая все эти принципы претворяет в жизнь.
— А от понимания того, что публичное администрирование — это и субъект, и объект «большой политики» зависит многое в успехе либо неудаче реформ и всяческих модернизаций, — считает Антоанета Димитрова.
Белорусы не очень сильно наступают на международные грабли (пока!), так как не реформируется система и не приватизируется государственная собственность. Но наша «болевая точка» — движение наощупь: за что ни возьмись — все гостайна, получить информацию очень сложно. Причем ладно бы обывателям разной степени заинтересованности. Хотелось бы верить, что у тех, кто работает внутри системы, есть и адекватная информация «с полей», и искусственный интеллект в помощь принятию судьбоносных решений, и возможности повышать свою квалификацию, и получать вознаграждение в соответствии с результатами, да и видеть позитивные плоды своей работы, в конце концов.
Справка «Завтра твоей страны»
В этом году на Международном конгрессе исследователей Беларуси, прошедшем в середине октября в Каунасе, впервые работала панель по государственному управлению. Ее организатором стал Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) -исследовательский проект Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA).
Автор: Наталья Рябова
Источник: Завтра твоей страны
Появится ли налог с безработных в 2015 году
На сайте "Белорусский партизан" появились снимки документов, касающихся введения в Беларуси так называемого налога с безработных. В них указано, что белорусы, которые не платят налоги, будут раз в год компенсировать 20 базовых величин в счет расходов государства на социальную сферу. В Минтруда и соцзащиты эту информацию не комментируют.
В распоряжении "Белорусского партизана" оказались проект указа президента, постановления правительства и решение Министерства труда и социальной защиты. Согласно им, налог с безработных планируется ввести с 1 января 2015 года. Платить его будут граждане в возрасте от 18 до 55 (женщины) или 60 лет (мужчины), которые более 6 месяцев в календарном году "не принимали участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, сборов и иных платежей". В документах налог назван "платежом в счет компенсации расходов государства на финансирование социальной сферы", его сумма – 20 базовых величин. Платить придется ежегодно до 1 июня.
Как сообщает "Белорусский партизан", в проекте закона также перечисляются категории граждан, которые будут освобождены от уплаты налога. Среди них военнослужащие, получающие денежное довольствие, студенты, пенсионеры, молодые мамы, получающие детское пособие, официальные безработные, которые зарегистрированы на бирже труда, заключенные и некоторые другие.
По оценке чиновников, денежные поступления в первый год реализации указа могут достигнуть 400 миллиардов рублей, но в дальнейшем будут сокращаться.
Как видно на снимке, под одним из документов стоит подпись замминистра труда и соцзащиты Петра Грушника. Однако в Минтруда, куда обратился FINANCE.TUT.BY, документы не комментируют, ссылаясь на то, что информация о планах по взысканию налога с безработных предназначена для служебного пользования.
Напомним, 30 сентября замминистра труда и социальной защиты Петр Грушник заявил, что в соответствии со статьей 56 Конституции граждане обязаны принимать участие в финансировании госрасходов, уплачивая налоги и пошлины.
- С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми гражданами трудоспособного возраста в нашей, да и в любой другой стране. Наше государство финансирует системы здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественный транспорт, связь и другие объекты социальной инфраструктуры. На наш взгляд, расходы на предоставление этих услуг могли бы компенсироваться всеми гражданами в виде уплаты различных налогов, - сказал Петр Грушник.
Впервые о том, что в Беларуси может быть введен налог на безработных, сообщил премьер-министр Михаил Мясникович 12 июля 2013 года. По его словам, в стране около 445 тысяч трудоспособных жителей, которые нигде не работают, не вносят никакого вклада в развитие экономики, но пользуются социальными благами.
Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич, к которому FINANCE.TUT.BY обратился за комментарием, заявил, что налог с безработных – это поиск простого решения сложных проблем. Он добавил, что выступил бы против этой идеи, если бы занимал пост председателя Нацбанка в данный момент.
- Трудно комментировать всякую глупость, поэтому я так и отвечаю, что это поиск простых решений сложных проблем. Надо решать проблемы экономики: повышать конкурентоспособность, снижать издержки, внедрять новые технологии, создавать более высокооплачиваемые рабочие места. У нас масса людей, которые получают 2,3 миллиона. И потом, разве это проблема для нас? Проблема, что цены на хлеб растут, что безудержные нули появляются на белорусской валюте.
Станислав Богданкевич не исключает, что неоднозначный закон может быть принят.
- Я думаю, что можно всего ожидать от людей, которые не имеют здравого смысла и готовы одобрять любые глупые предложения. Хотя такие законы ничего не дадут, только навредят имиджу страны и экономике. Надо будет нанять еще 1000 чиновников, которые будут контролировать, вызывать, обсуждать. Это может вызвать еще большую эмиграцию из страны. А самое главное, что над Беларусью будут издеваться. Нет больше стран в мире, где такие меры принимаются.
Экс-министр труда и соцзащиты Александр Соснов также не одобрил налог с безработных. Он предположил, что разумнее было бы, например, ввести платное посещение поликлиник для тех, кто не платит налоги, и усомнился, что сумма 20 базовых величин имеет под собой экономическое обоснование.
Источник: FINANCE.TUT.by
Read more...
В 2014 году на жилищное строительство с государственной поддержкой намечено направить Br 11,4 трлн.
Прирост требований банков к экономике Беларуси 2014 году на чистой основе должен составить не более 52 трлн. BYR, а общий объем валовой выдачи кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте запланирован на уровне 406 трлн. BYR. В том числе запланирован прирост кредитов на жилищное строительство с государственной поддержкой в размере 10 трлн. BYR (выдача данных кредитов ожидается равной 11,4 трлн. BYR).
Такие данные приведены в Плане совместных действий Совета Министров и Национального банка РБ по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики РБ, утвержденному постановлением Совета Министров и Национального банка от 10.10.2013 года № 895/15.
Таким образом, в 2014 году ожидается значительное увеличение объемов строительства с господдержкой (в 2013 году, насколько можно понять План, прирост требований в рамках льготного кредитования жилищного строительства должен составить 6 трлн. BYR).
Кроме того, планируется направить в сельское хозяйство с государственной поддержкой — 6,9 трлн. BYR кредитных ресурсов, (выдача — 23,8 трлн. BYR), на дорожное хозяйство с государственной поддержкой — 3,6 трлн. BYR (выдача — 4,3 трлн. BYR), и на прочие направления — 31,6 трлн. BYR (выдача — 367 трлн. BYR).
Кроме ограничения объемов кредитования коммерческими банками, запланировано и ограничение государственных расходов. Предполагается ограничить дефицит бюджета сектора государственного управления в целях снижения давления на денежно-кредитный и валютный рынки и поддержание качества бюджетных услуг в 2013 году величиной не более 0,8% от ВВП, а в 2014 году — 1% от ВВП.
То есть, в 2014 году ставка делается на экономию средств. Правда, ожидается и дополнительное к доходам бюджета привлечение средств. В частности, предполагается организация и проведение конкурса по приватизации объектов государственной собственности стратегическими инвесторами в 2014 году на сумму до 4,5 млрд. USD и внесение предложений главе государства по их результатам.
Кроме того, предполагается упрощение процедуры реализации земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и размещение производственных объектов. Это намечено осуществить уже в ноябре 2014 года.
Правда, в плане ничего не сказано, собирается ли правительство продавать участки и в каком количестве, или только ограничится упрощением процедуры их продажи.
Источник: Select.by
Правительство Беларуси сократит бюджетные расходы
Правительство Беларуси сократит бюджетные расходы из-за недопоступления доходов.
Об этом шла речь 9 октября на совещании у президента Беларуси Александра Лукашенко о текущих вопросах социально-экономического развития страны, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.
Руководители правительства и Национального банка доложили президенту об основных подходах в сфере социально-экономического развития на конец нынешнего и 2014 год. В их основе лежит сбалансированное развитие, целесообразное кредитование экономики и качественный рост. Президент поддержал данные подходы и отметил, что ответственность за результаты воплощения этой программы в жизнь лежит на правительстве и Национальном банке.
Главе государства также были доложены ожидаемые итоги исполнения бюджета 2013 года и подходы по формированию бюджета следующего года. Как было отмечено, за счет ухудшения внешней конъюнктуры рынка происходит существенное недопоступление доходов в республиканский бюджет. Поэтому правительство скорректировало бюджетную политику до конца текущего года и предложило ввести ряд ограничений по финансированию расходов. Однако эти ограничения не коснутся первоочередных платежей, связанных с поддержанием жизненного уровня населения, с функционированием самой бюджетной сферы.
Жесткие подходы, которые были предложены в рамках бюджетной корректировки, поддержаны главой государства. Александр Лукашенко указал на необходимость повсеместной экономии, большей эффективности и отдачи от бюджетных средств.
Проект бюджета 2014 года будет в ближайшее время внесен на рассмотрение президента.
Источник: БЕЛТА
Read more...
Крупные налогоплательщики попадут под наблюдение
МНС Беларуси планирует создать своеобразный топ-100 самых крупных налогоплательщиков, которых возьмут на особый контроль и обяжут предоставлять в налоговые органы дополнительные финансовые отчеты.
Соответствующие нововведения содержатся в проекте закона, который планируется внести на утверждение Палаты представителей на осенней сессии нынешнего года.
В соответствии с данным проектом закона в Налоговый кодекс планируется добавить новую статью 64, прим.1, которая предписывает с целью «изучения и анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций» утверждать МНС РБ до 1 октября года, предшествующего году его введения, специальные перечни крупных плательщиков. Данный перечень будет вступать в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения, и не подлежит пересмотру в течение двух календарных лет.
В перечень будут включаться ровно 100 белорусских организаций, имеющих наибольшую выручку (доходы) от реализации при одновременном наличии одного из перечисленных ниже показателей:
– суммарный объем налогов, сборов, исчисленных организацией в предшествующем году, превышает 75 млрд рублей;
– сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная организацией к возмещению из бюджета согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на добавленную стоимость за предшествующий год, превышает 75 млрд рублей.
После того как организация будет включена в соответствующий перечень, налоговый орган обязан будет уведомить эту организацию о присвоении ей этого «почетного статуса».
С этого момента на соответствующих крупных плательщиков возлагаются дополнительные обязательства по предоставлению специальной (индивидуальной) финансовой отчетности. Содержание этой отчетности пока не разработано, согласно законопроекту это должно сделать МНС после вступления закона в силу. Законопроект же пока устанавливает, что эта отчетность будет предоставляться в форме электронного документа, и это будет:
– годовая индивидуальная бухгалтерская и (или) финансовая отчетность;
– промежуточная (квартальная) индивидуальная бухгалтерская и (или) финансовая отчетность (за исключением месячной отчетности) – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом;
– книга покупок – будет предоставляться ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Информация по делу
По данным МНС, в январе–августе 2013 года в топ-10 крупнейших налогоплательщиков Минска вошли ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», ИООО «Лукойл-Белоруссия», РУП «Минск Кристалл», ООО «Табак-инвест», ЗАО «Минский завод виноградных вин», СООО «МТС», ЗАО «Белорусская нефтяная компания», ИП «Велком», ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», ООО «Трайпл». Ими в совокупности было обеспечено 31,7% консолидированных доходов города.
Источник: Ежедневник
Министерство труда поддержало идею налога на безработных
Белорусские власти хотят определить механизм, согласно которому неработающие белорусские граждане будут компенсировать часть государственных расходов на оказание им и их семьям социальных и иных услуг, дотируемых государством. Тема компенсации расходов была поднята первым замминистра Петром Грушником во время онлайн-конференции на сайте Минтруда.
Представитель ведомства отметил, что в соответствии со ст. 56 Конституции РБ граждане должны принимать участие в финансировании госрасходов путем выплаты налогов, пошлин и других платежей. "С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми гражданами трудоспособного возраста в нашей, да и в любой другой, стране", — заявил Петр Грушник.
Он отметил, что около 445 тыс. человек трудоспособного населения в Беларуси нигде не работают, а значит, не вносят никакого вклада в развитие экономики. Поэтому одним из способов исправления этой ситуации может стать, по его словам, "налог с неработающих".
Источник: ex-Press.by
Read more...
Девальвацию в Беларуси обещают плавной
«Мы не должны допустить разовой девальвации — это будет пагубно для экономики», — заявила председатель правления Национального банка Надежда Ермакова 18 сентября в ходе онлайн-конференци.
По ее словам, разовая девальвация «не дала того результата, который мы хотели бы получить». «Наверное, она в принципе редко дает ожидаемый результат. Поэтому текущая плавная девальвация, которая предусмотрена исходя из среднего курса рубля, который должен работать в экономике (то, что мы говорили про 9.500 рублей за доллар), — это тоже и есть девальвация», — сказала Ермакова.
Глава Нацбанка также заметила, что постепенная девальвация идет. «Хотя в принципе постепенная и плавная девальвация наблюдается во всех странах: тот же доллар постоянно девальвируется, он не стоит на месте. Это же касается и евро, и любой другой валюты. Поэтому сказать однозначно, что мы пойдем в обратную сторону - что у нас будет ревальвация — я не могу», — заявила Надежда Ермакова.
В период с января 2009 года по сентябрь 2011-го белорусы пережили несколько падений национальной валюты. В 2009 году курс рубля к доллару был снижен на 20,45%, второй, в мае 2011 года, — на 56,3%. В сентябре 2011-го де-факто произошла третья девальвация. По результатам дополнительных — свободных — торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже курс доллара составил 8.600 белорусских рублей, превысив в 1,6 раза официальный, установленный на основных торгах.
Источник: Белорусские новости
Read more...
Анонсы, обзоры, рейтинги