wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Начало года сигнализирует о провале правительственных планов

11-03-13-10Заявление о возможной отставке правительства, прозвучавшее на прошлой неделе из уст президента, продиктовано стремлением мобилизовать административные ресурсы для повышения темпов роста ВВП в 2013 году.

Такой вывод содержится в мартовском обзоре экономики, подготовленном Исследовательским центром ИПМ, сообщают «Белорусские новости». Между тем, начало года сигнализирует о том, что прогнозные показатели, утвержденные на 2013-й, правительство вновь может, как говорит президент, «успешно провалить».

Результаты административного планирования экономики

Итоги работы экономики в начале 2013-го говорят о том, что параметры социально-экономического развития, утвержденные правительством на этот год, далеки от выполнения. В частности, данные о внешней торговле в январе, появившиеся на этой неделе, показывают, что объемы экспорта не соответствуют годовым планам правительства. На 2013-й год власти заложили экспорт товаров на уровне 54,15 млрд. долларов и чтобы этот параметр выполнить страна ежемесячно должна поставлять на внешние рынки товаров на сумму 4,5 млрд. долларов. В то же время в январе товарный экспорт был равен только 3 млрд. долларов.

С другими показателями примерно такая же картина. Правительство закладывало рост промпроизводства на уровне 7% в 2013 году, однако в январе промышленность показала рост на уровне 0,4%. Та же история с инвестициями. На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что инвестиции в основной капитал запланированы на уровне 200 трлн. рублей, однако в январе они составили только 7,7 трлн. рублей (что на 9,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Таким образом, ключевые параметры, призванные обеспечить экономический рост в стране, пока далеки от выполнения.

«Прогноз на 2013 год готовился исходя не из реальных возможностей экономики, а из желаемых темпов экономического роста. Под этот рост подгонялись все параметры, поэтому неудивительно, что они теперь не выполняются», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Эксперты центра констатируют в мартовском обзоре, что единственным сектором экономики, в котором отмечались в начале года высокие темпы роста, является розничная торговля. Это обусловлено, объясняют белорусские экономисты, увеличением реальной заработной платы населения на протяжении прошлого года.

Во время заседания Совмина, проходившего на прошлой неделе с участием президента, были названы два драйвера, которые, по мнению властей, смогли бы обеспечить высокие темпы экономического роста, — это модернизация и увеличение экспорта.

Поставки продукции на внешние рынки президент поручил наращивать за счет расширения географии экспорта. Правда, пока географическая диверсификация больших плодов не приносит. «Отчитались о поставках на 15 новых рынков. Но толку. 0,1% от общего экспорта», — заявил на прошлой неделе Александр Лукашенко, комментируя деятельность правительства во внешней торговле.

В экспертных кругах отмечают, что объективных предпосылок для увеличения товарного экспорта в 2013 году до 54 млрд. долларов не видно. «Если не появятся растворители или иные схемы стимулирования, то шансов выйти на запланированные объемы экспорта практически не существует», — полагает Александр Чубрик.

На старой базе, как показал 2012 год, заметно увеличить белорусский экспорт не получается. К слову, в прошлом году за счет трех позиций (нефтепродукты, растворители, масла смазочные) прирост товарного экспорта был обеспечен более чем на 80%. Без учета названных позиций товарный экспорт вырос бы в прошлом году лишь на считанные проценты.

Модернизация породит рост импорта

Что касается модернизации, которая, по задумке властей также должна стать залогом экономического роста, то до сих пор остаются неясными источники ее финансирования. Сегодня даже эксперты государственных исследовательских институтов признают в своих аналитических материалах, что внутренние источники финансирования инвестпроектов ограничены. К слову, после сокращения выдачи льготных кредитов объем инвестиций в основной капитал уменьшился в 2012 году на 13,8% и продолжает снижаться в этом году.

По мнению экономистов, инвестиционная активность в стране можно было профинансировать за счет иностранных источников, что, кстати, и предусматривают прогнозные документы правительства на 2013 год. Однако вряд ли в нынешнем году мы увидим значительный приток в страну иностранных инвестиций.

«В тех условиях, которые существуют в стране, рассчитывать на привлечение значительных иностранных инвестиций не приходится. Более того, принятие законопроекта, предусматривающего назначение государственных представителей в органы управления частных предприятий, еще больше напугает потенциальных инвесторов», — говорит руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Тем не менее, модернизация, несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, будет осуществляться. В конце февраля уже было принято постановление Правительства о выделении кредитных ресурсов Банком развития на финансирование 67 инвестпроектов, объем финансирования – около 2 трлн. рублей. С учетом того, что всего на модернизацию правительство планирует изыскать 134 трлн. рублей в 2013 году, принятый список инвестпроектов будет явно не последним.

Между тем, экономисты предупреждают, что планы по модернизации могут поставить под угрозу макроэкономическую стабильность в стране.

«Осуществление масштабного технологического переоснащения, то есть инвестирование в активную часть основных средств может поставить под угрозу макроэкономическую стабильность. Рост инвестиционного импорта может стать одним из факторов дестабилизации во внешней торговле, а искусственное стимулирование инвестиционного спроса задать импульс для ускорения роста цен», — говорится в мартовском обзоре экономики, подготовленном Исследовательским центром ИПМ.

О таких угрозах, кстати, предупреждал в феврале министр экономики Николай Снопков. К словам руководителя Минэкономики стоит прислушаться хотя бы потому, что первоначальный прогноз ведомства, не поддержанный президентом (рост ВВП на 1,5%) , на самом деле и сбылся в 2012 году.

Выступая на заседании правительства в феврале, Снопков обратил внимание, что реализация планов модернизации ведет к значительному увеличению инвестиционного импорта.

«Процесс модернизации ведет и к росту импорта услуг (патенты, транспортные услуги), соответственно, это также ухудшит показатель экономической безопасности «сальдо к ВВП». Возникший разрыв финансирования платежного баланса может быть компенсирован либо за счет снижения золотовалютных резервов, либо за счет девальвации национальной валюты», — заявил Снопков.

Угрозы, о которых сказал министр экономики, вполне реальны, считает Романчук. «Снопков абсолютно прав. Реализация планов по модернизации приведет к увеличению отрицательного сальдо во внешней торговле. При таком развитии событий дефицит торгового баланса может достичь в нынешнем году 5-8% ВВП», — говорит Ярослав Романчук.

Однако, высшее белорусское руководство не придает сегодня большого значения таким угрозам. Президента, как выяснилось 1 марта, больше волнует тот факт, что прогнозные показатели 2013 года правительство может «успешно провалить». Цена выполнения утвержденных показателей пока мало кого волнует…

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Прогноз Минэкономики: зарплаты вырастут на четверть, доллар будет почти 9 тысяч рублей

03-03-12-11Чиновники подсчитали, как будет развиваться страна в этом году.

В начале каждого года Министерство экономики делает свои расчеты о том, как страна будет развиваться в течение двенадцати месяцев: какие будут цены, золотовалютные резервы, как сработает экономика. И вот на днях наконец-то было опубликовано постановление*, в котором расписано социально-экономическое развитие на этот год.

Так, например, по прогнозам министерства, ВВП в этом году должен вырасти на 8,5% - до 672,4 трлн. рублей, продукты подорожают на 12%, а продать за границу белорусских товаров мы должны на 17% больше, чем в прошлом году - на 54 150 млн. долларов.

А вот средний заработок по стране, по подсчетам экономистов, по сравнению с прошлым годом должен вырасти почти на 25% и составить 4 млн. 642 тысячи рублей. Минимальный же размер пенсии вырастет на 32,2% - до 1 млн. 409 тысяч рублей.

Подсчитали в Минэкономики еще и средний курс «зеленого». Согласно постановлению, планку в 9 тысяч рублей доллар не достигнет и составит в среднем 8950 рублей.

- Если в начале этого года курс доллара был 8570 рублей, а средний показатель Минэкономики прогнозирует 8950, то к концу года они ожидают курс приблизительно 9350 рублей за один доллар, - считает аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб. - Вообще, прогноз по валюте реалистичен только при проведении жесткой денежно-кредитной политики. Правда, он все равно мало совместим с ростом ВВП на 8,5%. То есть исполниться, как и в прошлом году, может только один из этих прогнозов. Например, выполнить план по ВВП возможно, но при этом будет гораздо выше инфляция и курс доллара. А вот чтобы достигнуть прогнозируемой инфляции в 12%, надо вести еще более жесткую денежно-кредитную политику, например, не снижать ставку рефинансирования и сократить выдачу кредитов.

 

Источник: КП в Беларуси


 

Read more...

Беларусь планирует в 2013 году увеличить золотовалютные резервы до $8,7 млрд

03-03-12-05Беларусь планирует за 2013 год увеличить международные резервные активы на $700 млн. до $8,7 млрд. Такой прогноз содержится в постановлении Министерства экономики Беларуси №1, официально опубликованном на Национальном правовом интернет-портале.

Золотовалютные резервы Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2013 года составляли $8 млрд. 95 млн. в эквиваленте. В национальном определении объем золотовалютных резервов был равен $8 млрд. 763,1 млн. На 1 февраля ЗВР страны по методологии МВФ сократились до $8 млрд. 24,6 млн., в национальном определении - выросли до $8 млрд. 945,5 млн. в эквиваленте.

Постановление №1 устанавливает расчетные балансовые показатели прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2013 год. В том числе в постановлении содержится прогноз по важнейшим показателям денежно-кредитной политики страны. Так, широкая денежная масса в Беларуси по прогнозу за 2013 год по сравнению с 2012-м прирастет на 19% до Br169,4 трлн. Требования банков к экономике увеличатся на 20% (Br39 трлн.), составив Br234,2 трлн.

Что касается важнейших макроэкономических показателей республики, то ВВП в 2013 году по сравнению с 2012-м согласно прогнозу должен вырасти на 8,5% и достигнуть в текущих ценах Br672,4 трлн. Сальдо внешней торговли товарами и услугами прогнозируется положительным на уровне $515 млн. (0,7% ВВП). Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в 2013 году по прогнозу должны составить $4,5 млрд. Запланирован бездефицитный консолидированный бюджет.

Реальная заработная плата в 2013 году по прогнозу увеличится на 7,1%, производительность труда по валовому внутреннему продукту - на 9,3%. Инфляция предусмотрена на уровне 12%. Прогноз по среднегодовому обменному курсу доллара - Br8950. В 2013 году планируется ввести в эксплуатацию 6,5 млн.кв.м жилья за счет всех источников финансирования.

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Правительство готовится серьезно перекроить жилищную политику, строже спросив и с застройщиков, и с льготников

03-03-12-03О том, что, несмотря на социально ориентированную риторику, белорусам следует при решении жилищного вопроса больше рассчитывать на собственные средства, заявлялось не раз. На круглом столе в среду вице-премьер Анатолий Калинин анонсировал разработку нескольких законопроектов, серьезно меняющих акценты жилищной политики. С льготников планируют спросить за целевое использование построенного жилья, а строящихся на общих основаниях обещают защитить от нерадивых застройщиков и проблем с долгостроями. Кроме того, есть подвижки и в вопросе кредитования. Правда, касаются они только очередников.

Анатолий Калинин рассказал, что проекты указов о долевом строительстве и о госзаказе уже подготовлены и проходят согласование в КГК. На выходе, добавил он, и дополнения в указ № 13, где перечислены основные категории, сохранившие право на льготы.

Доля долевика

Долевики, отметил вице-премьер, "ждут от нас более конкретных решений, и достаточно решительных". Проектом указа прописана обязательная форма договора, в котором будут четко прописаны взаимоотношения сторон, тогда как сейчас обязанности дольщика прописаны куда подробнее, чем застройщика. Это, признал Калинин, вносило неразбериху. Теперь, в частности, правительство намерено прописать и неизменную контрактную цену.

"И я настаиваю на том, чтобы в документе оговорили возможность продлить срок строительства к тому, что предусмотрено договором, не более чем 1 раз и не более чем на 6 месяцев", - отметил Калинин. "Если застройщик не выполняет свои нормативные сроки по данному жилому дому, то за пределами нормативного срока он достраивает объект за собственные средства, не привлекая дольщиков к этим проблемным вопросам", - объяснил он.

Пока проблема долгостроев актуальна, признал вице-премьер, и в основном для столицы: если в Бресте один долгострой, один проблемный дом в Смолевичах, то в Минске сразу 32 долгостроя еще "висят" с прошлых лет, когда, как отмечает Калинин, у частных застройщиков прописанных договором обязанностей фактически не было. "Ни инфраструктуры, не производственной базы, ни специалистов – ничего, но тогда им позволили выйти на этот рынок", - признал он.

Вице-премьер обещал более принципиально оценивать выходящих на рынок застройщиков. В первую очередь, предупредил Калинин, это касается Минска. "Не должны свободные художники и творцы строить то, что они не могут строить. Они собирают деньги, вовлекают граждан, а потом привлекают неспециализированные, непрофессиональные организации к выполнению этой достаточно непростой задачи. Этого не будет после принятия указа", - констатировал он.

Также планируется оговорить порядок рассмотрения в суде спорных вопросов. "Мы должны минимизировать участие в этом местных органов власти – договор двух сторон должен рассматриваться в первую очередь в суде", - считает Калинин.

В защиту застройщиков первый заместитель министра архитектуры и строительства Ирина Архипова отметила, что по ряду объектов нарушение сроков было обусловлено резкой девальвацией 2011 года. Особенно это актуально для тех застройщиков, которые имели объекты в низкой степени готовности. Все это, отметила Архипова, сказалось на финансово-хозяйственной деятельности. "Оборотных средств, таких, какие были в 2009-2010 годах, у организаций, даже очень крупных, уже нет", - констатировала она.

Калинин в свою очередь обратил внимание и на слишком высокую стоимость жилья при долевом строительстве: если для нуждающихся стоимость метра по итогам года составила 3,86 млн рублей, то в долевом строительстве она достигла 1,5 тыс. долларов. "Мы видим, у кого остается сверхприбыль. И мы намерены в проекте указа прописать некие регулирующие моменты", - отметил он, добавив, что речь идет не об ограничении прибыли, а о том, что она не должна полностью оставаться посреднику, а перераспределяться также между застройщиком и подрядчиком. Реальная себестоимость такого жилья среднего класса в Минске, уверен вице-премьер, составляет 800-900 долларов за метр. "Продажная цена не может быть в два раза выше", - констатировал он.

О госзаказе, личных домиках и предприимчивых льготниках

Как сообщил Анатолий Калинин, по проекту указа о госзаказе застройщиком жилья для льготников, определенных указом № 13, будут выступать только УКСы исполкомов или организации с госдолей более 50%. Правительство рассчитывает таким образом "подвинуть" очередь, где сейчас люди стоят и по 20 лет.

Правительство также планирует развивать индивидуальное жилищное строительство. Калинин отметил, что уже продуман инструментарий, который позволит финансировать пилотную инфраструктуру в районах индивидуальной застройки. Таким образом правительство рассчитывает придать динамику заброшенным территориям, которые давно были выделены, но не застраивались из-за отсутствия инфраструктуры. Теперь правительство готово взять на себя строительство подъездной бетонки и основных коммуникаций.

Речь идет о выделении территорий, где будут проектироваться и строиться индивидуальные дома и для льготников, и для граждан, покупающих жилье на общих основаниях. Проекты таких домиков правительство уже имело возможность оценить. "Отдельные довольно интересные, отдельные – эконом-класса, с более стесненными условиями. Но у граждан должен быть выбор", - поделился Калинин.

Ирина Архипова констатировала, что в этом вопросе у нас есть значительное отставание от Запада и его можно сократить, но дома должны быть доступными, экономичными, удачно расположенными. "Человек сможет выбрать: за 3-4 месяца построить дом или строить хозспособом четыре года", - добавила она. Пока, признала Архипова, строить своими силами значительно дешевле. "Но покажите мне такого застройщика на Западе, который взял и построил себе дом своими руками. Каждый должен заниматься своим делом, поэтому строить дом должен строитель", - аргументировала первый замминистра.

Кроме того, Калинин рассказал, что с президентом уже согласован вопрос о разрешении застройки дачных и садовых участков жилыми домами, иметь там регистрацию, что тоже должно способствовать росту объемов индивидуального строительства.

Вице-премьер также анонсировал ужесточение контроля за тем, как используют свое жилье льготники. "Мы не создали рынок арендного жилья, - признал Калинин, - и он родился на уровне частных предпринимателей и предприимчивых людей". Он добавил, что урегулировать ситуацию в одночасье "сложно и опрометчиво", но правительство ищет возможность проконтролировать использование построенного с господдержкой жилья по целевому назначению – для проживания тех граждан, которые получили льготу на строительство. "А если они построили с господдержкой и сдают внаем, то они должны либо платить налог, либо возвратить те льготные кредиты. Но это вопрос до конца не решенный", - сказал он.

Впрочем, запрет на сдачу в аренду жилья, построенного с господдержкой, до расчета за данное жилье уже заложен в проект документа по корректировке указа № 13.

 

Автор:  Ольга Лойко

Источник: TUT.by

Read more...

Минэкономики не видит смысла в девальвации белорусского рубля

25-02-13-14Значительный общественный резонанс в Беларуси на прошедшей неделе вызвала публикация доклада министра экономики РБ Николая Снопкова, сделанного им на заседании Совмина 13 февраля 2013 года, в котором был в очередной раз затронут вопрос о девальвации белорусского рубля.

Министр сделал это, рассуждая о возможных способах финансирования модернизации белоруской экономики. В докладе было сказано, что «уже сегодня на проведение модернизации дополнительно заявлено 3,5 млрд. USD инвестиций». То есть, он рассматривал вопрос не о выполнении текущих планов правительства, а возможность реализации дополнительной программы.

Если бы правительство взялось за реализацию дополнительных заявок, то, как сказано в докладе, «в результате внешний государственный долг может превысить 17 млрд. USD. Таким образом, отношение внешнего государственного долга к ВВП составит 22,7% и приблизится к пороговому значению безопасности в 25%».

Более того, в этом гипотетическом случае, валовой внешний долг по итогам 2013 года мог бы составить порядка 41,6 млрд. USD и превысить пороговое значение безопасности (55,3% ВВП при пороговом значении 55%).

В докладе Минэкономики также было сказано, что необходимые для модернизации средства могут быть получены и другим способом: либо за счёт золотовалютных резервов, либо за счёт девальвации национальной валюты РБ.

При этом девальвацию в Минэкономики отвергли, так как «финансирование за счёт девальвации национальной валюты, как нам известно, ведёт к ускорению инфляции, спекулятивному спросу на валюту, росту процентных ставок росту доли проблемных активов». Поэтому, считают в Минэкономики, единственный выход из тупиковой ситуации — иностранные и внутренние частные инвестиции. Но, как было отмечено в докладе, на фоне набирающей обороты кампании по национализации белорусских предприятий, ситуация с инвестициями кажется просто безнадёжной.

Таким образом, в докладе Минэкономики, собственно, ничего особенного не сказано. Вопрос о девальвации был поднят с связи с возможным увеличением расходов на модернизацию сверх плана и поиском дополнительных средств, а не на текущие планы. К тому же, девальвацию в Минэкономики отвергают, предлагая обратиться к поиску иностранных и внутренних инвестиций.

Но, похоже, что сам доклад был воспринят по-другому: как предсказание девальвации белорусского рубля, роста внешнего долга или предложение проведения девальвации в целях осуществления модернизации. На самом же деле это было фактически предложение поиска средств для модернизации за счёт приватизации.

 

Источник: Ежедневник


 

Read more...

Нацбанк отстоял запрет на валютное кредитование физлиц

18-02-13-17Нацбанк Беларуси не будет возобновлять валютное кредитование физлиц. Об этом сообщила сегодня журналистам глава Нацбанка Надежда Ермакова, передает корреспондент БЕЛТА.

Таким образом, Национальный банк не поддержал инициативу премьер-министра по возобновлению валютного кредитования физлиц на строительство жилья. "Премьер-министр согласился с нами. Мы определили, что можем кредитовать строительство жилья в белорусских рублях", - сказала Надежда Ермакова. При этом теоретически возможно вернутся к обсуждению этого вопроса через год или два, добавила она.

"Сегодня нет необходимости отменять решение о прекращении валютного кредитования. Много проблем было с девальвацией у населения", - отметила Надежда Ермакова. Она сообщила, что возможность возобновления валютного кредитования физлиц на строительство жилья Нацбанк обсуждал с руководителями большинства белорусских банков. Представители банков категорически возражали против такой возможности.

"Кроме того, зачем нам формировать мнение, что наш белорусский рубль уже никуда не годится, и только, как пишут на форумах, а также некоторые журналисты, валюта нас спасет. Нам валюта нужна для других целей", - добавила Надежда Ермакова.

На этой неделе государственные банки примут решение, как они будут кредитовать строительство жилья, сообщила также глава Нацбанка. Речь идет о кредитах для нуждающихся. "Государственные банки высказали свои предложения, каким образом они будут кредитовать в белорусских рублях под более низкую ставку", - отметила Надежда Ермакова.

Глава Нацбанка также сказала, что прогноз по снижению ставки рефинансирования к концу года до 13-15% годовых никто не отменял. Это цель, к которой надо стремиться, так как высокие ставки - тормоз экономики, подчеркнула она. Вместе с тем спешить не нужно ни в коем случае, необходимо учитывать инфляцию и другие экономические показатели, так как, если принять неправильное решение, ситуация может выйти из-под контроля. "Нужно действовать аккуратно", - уверена Надежда Ермакова. Глава Нацбанка в качестве положительной тенденции отметила снижение и стабилизацию ставок на рынке межбанковских кредитов.

 

Автор: Анна Кот

Источник: БЕЛТА

Read more...

Многие решения, озвученные в Директиве № 4, до сих пор не реализованы на практике

18-02-13-09Реализация Директивы №4 была начата в Беларуси в области ценообразования, налогообложении, регистрации и др. Определенная либерализация была проведена в части упорядочения контрольной деятельности. Еще один положительный фактор – расширение возможностей перехода предпринимателей на упрощенную систему налогообложения (УСН).

Впрочем, как считает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец, хотя Директива и сыграла положительную роль в формировании рыночных подходов в национальной экономике, остается немало вопросов по ключевым пунктам, многие из которых до сих пор не реализованы: «Во-первых, это вопросы, связанные с выкупом предпринимателем длительное время арендуемого имущества. Часто государство в лице предприятий или  других держателей государственного имущества хотя и не имеет необходимости в помещениях, однако открыто паразитирует на арендной плате. Вторая проблема – необходимость упрочения материально-технической базы поддержки предпринимательства и более активного участия государства в этом процессе. Сегодня некоммерческие организации, к числу которых относятся и бизнес-ассоциации, реально могут получить безвозмездную финансовую помощь только на совершенствование материально-технической базы. Но почему бы не ввести такую позицию, как спонсорская помощь на аренду и коммунальные платежи»?

По мнению белорусских бизнесменов, в последнее время в нашей стране прослеживается еще одна негативная тенденция – «проснувшийся» интерес государства к собственности. Налицо – реприватизационный тренд, что является очень тревожным сигналом.

«Сейчас мы видим, что государство без разбора наращивает свою долю в активах предприятий, где оно однозначно не может быть эффективным собственником. И это нас тревожит, поскольку этот процесс идет за счет бюджетных или псевдобюджетных средств, которые могут быть направлены на другие цели – например, на решение социальных проблем», – говорит Александр Швец.

Действительно, за примерами действий чиновников, противоречащих не только духу, но и букве Директивы, далеко ходить не нужно: в документе, подписанном Главой государства, прямо прописан запрет на принятие нормативно-правовых актов задним числом. Однако за два прошедших года такие документы принимались несколько раз, причем, на самых разных уровнях.

На фоне фактического неисполнения Директивы и сворачивания приватизации в бизнес-среде усиливается недоверие к государству. Деловые люди считают, что наступил момент, когда государство должно определиться: будет ли оно все-таки реализовывать заявленные в Директиве №4 принципы или откажется от них?

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Белорусский экспорт». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, какие вложения в Беларуси являются самыми доходными.

Источник: Дело

Read more...

Клюнут ли инвесторы на приватизационный список

13-02-13-19В Беларуси составлен перечень предприятий, за акции которых правительство надеется выручить в этом году 5 млрд. долларов. Что вынудило власти вернуться к практике приватизационных списков и найдутся ли покупатели на столь внушительную сумму белорусских активов?

Выступая на заседании Совета Министров председатель Госкомитета по имуществу, Георгий Кузнецов сообщил, что перечень включает 103 предприятия, из них 82 — республиканской собственности, 21 — коммунальной. В списке фигурируют самые «лакомые кусочки» национального «пирога»: ОАО «Беларуськалий», ОАО «Нафтан», ОАО «Гродно Азот», ОАО «БелАЗ" — управляющая компания «БелАЗ-Холдинг», ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты».

Правда, при приватизации крупных предприятий планируется продавать не больше 10-25% акций, а контрольный пакет останется у государства.

Эксперт: К выгодным белорусским активам россияне никого не допустят

Эксперт Либерального клуба Антон Болточко считает, что вернуться к практике приватизационных списков белорусские власти вынудила сложная ситуация в экономике.

— За январь золотовалютные резервы уменьшились на 510 млн. долларов. Это максимальный минус за последний год. Беларуси срочно нужны валютные инъекции. Перечень предприятий, которые власти готовы приватизировать, — это своеобразный прайс-лист. Под него власти, прежде всего, хотят получить кредиты от России, — отмечает экономист.

По его словам, желающие купить пакеты акций даже подконтрольных государству предприятий найдутся, поскольку при правильном подходе и владение 25% акций может дать значительные результаты. Тем более что пакет акций всегда можно расширить до контрольного. Среди наиболее вероятных покупателей крупных белорусских активов эксперт называет российский капитал.

— Россия — основной игрок на приватизационном поле Беларуси. Мелкие или даже средние предприятия могут позволить купить бизнесменам из Индии, Китая, Казахстана, Азербайджана. Но к выгодным белорусским активам стоимостью свыше 300 млн. долларов российские олигархи никого не допустят, — полагает эксперт.

Прогноз: Максимум, что удастся выручить, — 2,5 млрд. долларов

Впрочем, как считает Антон Болточко, белорусские власти могут забыть о приватизационном списке и внезапно свернуть процесс продажи госсобственности.

— Все будет зависеть от того, удастся ли руководству страны в ближайшее время найти деньги. Если Лукашенко в Сочи договорится с Путиным о новых российских преференциях, то приватизация застопорится. Если Кремль денег не даст, то начнут распродажу, — прогнозирует эксперт.

Правда, заявленные 5 млрд. долларов, по его мнению, белорусские власти вряд ли получат.

— Максимум, что удастся выручить от приватизации в этом году — 2-2,5 млрд. долларов. И то, если продадут часть акций нефтеперерабатывающих заводов и «Беларуськалия», — полагает Антон Болточко.

Эксперт: Россияне имеют богатый опыт подобных махинаций

Экономист Александр Синкевич отмечает, что составление упомянутого перечня предприятий — сигнал зарубежным инвесторам о готовности возобновить процесс приватизации в Беларуси. Эксперт считает, что иностранный капитал, прежде всего, российский имеет интерес к белорусским активам.

— Россиян не смутит даже то, что контрольный пакет акций крупных приватизируемых предприятий останется у государства. Российский бизнес умеет работать прибыльно и с небольшими пакетами акций. Даже существует угроза рейдерского захвата предприятия акционерами с малым пакетом. Россияне имеют богатый опыт подобных махинаций, — отмечает эксперт.

Однако, по его словам, белорусские власти в этом году не смогут заработать на распродаже народного достояния 5 млрд. долларов.

— Цены на белорусские активы завышены. Инвесторы будут выжидать, пока стоимость предприятий упадет. У них время есть, а у белорусских властей — нет. Потенциальные покупатели это прекрасно понимают и торопиться не будут. Властям придется либо снижать цены, либо вновь сворачивать процесс приватизации, — прогнозирует Александр Синкевич.

 

Автор: Николай Викторович

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family