wrapper

Новости - слайдер на главной

310105В начале 2012 года власти обнародовали изменения и дополнения в Особенную часть Налогового кодекса, которые буквально накануне новогодних праздников принял белорусский парламент. Однако наряду с положительными изменениями, которые широко анонсировались и раньше, белорусский бизнес получил и немало неприятных сюрпризов.

Трансфертное ценообразование – учет и контроль

Итак, с 2012 года налоговые органы Беларуси получили право сопоставлять цены некоторых сделок частного бизнеса с рыночными ценами и, в случае обнаружения расхождений, корректировать базу для налога на прибыль, если это приведет к увеличению данного налога. Под проверки могут подпасть сделки двух категорий: реализация объектов недвижимости и внешнеторговые операции. Что касается недвижимости, то налоговые органы могут предъявлять претензии в том случае, если стоимость реализованного в такой сделке имущества была на 20% выше рыночной. В случае контроля ВЭД штрафные санкции могут последовать, если стоимость реализации товара отклоняется на те же 20% от рыночной – но не только в большую, но и в меньшую сторону.

В Минфине Беларуси не видят в этом нововведении ничего, что могло бы помешать работе белорусских компаний, и подчеркивают, что контроль за трансфертным ценообразованием – в ключе мировой практики. В ведомстве подчеркивают, что такая мера необходима для контроля сделок, которые могут быть использованы для занижения налогооблагаемой базы. То есть, речь идет о пресечении случаев, когда, к примеру, товары умышленно продаются по завышенной цене для снижения налога на прибыль.

Такого же мнения придерживаются и эксперты аудиторской компании Ernst&Young, которые отмечают, что такая мера – распространенная мировая практика.

«Законодательство многих стран мира предусматривает контроль за трансфертным ценообразованием. Поэтому с этой точки зрения Беларусь приводит свое законодательство в соответствие с той практикой, которая сложилась в мире. С другой стороны, белорусскому бизнесу, безусловно, необходимо иметь в виду, что у налоговых органов появился теперь новый инструмент контроля», – отмечает руководитель налоговой и юридической практики Ernst&Young Андрей Чумаков. По его мнению, принятие такой поправки не означает, что уже в ближайшее время отношения бизнеса и налоговых органов испортятся именно на этой почве. Андрей Чумаков полагает, что у новой нормы будет достаточно узкое применение, поскольку она будет распространяться только на сделки с оборотом свыше Br20 млрд. А такие сделки в сфере частного, да и государственного бизнеса совершаются не слишком часто.

В то же время Андрей Чумаков подчеркивает, что предприниматели, с учетом новой нормы, должны быть более осмотрительными в вопросах ценообразования, которое, несмотря на контроль со стороны государства, все же должно оставаться гибким и свободным.

Но если власти и международные аудиторы спокойно восприняли эту новацию, то белорусское бизнес-сообщество отнеслось к ней неоднозначно. Даже если оставить в стороне практически кулуарный характер этой меры, предприниматели озабочены вопросами реализации этого нововведения на практике.

В частности, как отмечает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, беспокойство вызывает тот факт, что контроль за трансфертным ценообразованием передан из ведения Минфина в ведение МНС. «Функции ценового контроля теперь будет осуществлять Министерство по налогам и сборам. Это совершенно новая постановка вопроса. Раньше ценовой контроль не входил в функции данного министерства», – считает Калинин.

По его мнению, контроль за трансфертным ценообразованием может негативно отразиться на деятельности предприятий, поскольку увеличивает их риски.

Представители других бизнес-сообществ также отмечают, что в Беларуси отсутствует четкий механизм определения рыночных цен, а это значит, что налоговые органы вправе ставить под сомнение любые сделки, по которым у них могут возникнуть вопросы. Предприниматели также отмечают, что в белорусских реалиях, когда административный ресурс используется для защиты тех или иных ведомственных или корпоративных интересов, такая мера может превратиться в инструмент давления.

Отвечать за долги будут « бывшие родственники»

С 2012 года в Беларуси, согласно нововведениям в Особенную часть Налогового кодекса, предусмотрен отказ от судебного порядка взыскания задолженности по налогам с компаний, которые образовались в результате выделения из состава организации одной или нескольких правопреемниц. Теперь, если после такой реорганизации одна из выделившихся компаний будет иметь задолженность по платежам в бюджет, отвечать за ее долги будут остальные выделившиеся компании. Они будут на паритетной основе исполнять налоговые обязательства и выплачивать пени. При этом срок исковой давности по этой статье не предусматривается.

Фактически, с введением этой меры возникает ситуация, при которой успешная компания будет отвечать за долги неплательщиков лишь на основе «давнего родства», то есть общей материнской компании.

Как отмечают опрошенные корреспондентом портала BEL.BIZ эксперты, этот момент также может ухудшить инвестиционный климат в стране: создается ситуация, когда, к примеру, иностранный инвестор, выкупивший в результате реорганизации и последующей приватизации часть госпредприятия, в дальнейшем будет нести налоговые обязательства не только за себя, но и за другие «родственные» предприятия.

Еще одно нововведение, отнюдь не облегчающее условия работы бизнеса, – это сокращение в два раза, с 10 до 5 дней, срока подачи в налоговые органы перечня дебиторов при наличии у плательщика задолженности по налогам и сборам.

Кроме того, уточнен порядок приостановления операций по счетам: теперь не только обслуживающий банк, но и другие банки не имеют право открывать новые счета предприятию, у которого приостановлены операции по счетам.

Существенно изменился порядок начисления пени, в том числе и по необоснованному возврату НДС из бюджета. Теперь пеня определяется по ставке рефинансирования, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства. Согласно новому порядку исчисления пени, налоговые нарушения IV квартала 2011 года и I квартала 2012 года в этой части обойдутся предприятиям в более крупную сумму, чем санкции за нарушения, сделанные в первой половине 2011 года.

Ставки единого налога вырастут?

Еще одним сюрпризом, который собираются преподнести бизнесу власти, станет повышение ставок единого налога для предпринимателей. Как сообщил на недавней пресс-конференции начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси Михаил Рассолько, Налоговым кодексом установлены базовые ставки единого налога, в то время как местные власти определяют конкретные ставки для своего региона.

«Вопрос увеличения единого налога сейчас рассматривается. В каждом областном Совете создана специальная комиссия для рассмотрения этих вопросов. Конкретные предложения налоговых органов по изменению ставок единого налога уже вносятся в соответствующие Советы. Поэтому ставки единого налога будут изменены однозначно, но в каком размере – это решение будут принимать в каждой области отдельно», – сообщил Михаил Рассолько.

В Беларуси базовые ставки не менялись с 2010 года.

Он также напомнил, что областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки единого налога за отчетный период в пределах базовых ставок этого налога в зависимости от: видов деятельности; населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков; места осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта; режима работы плательщиков и иных условий осуществления видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.

По мнению представителей бизнес-сообщества, в данном случае удар придется, прежде всего, на тех предпринимателей, которые работают в сфере услуг. Для таких ИП ставки налога могут быть увеличены в 2,5-3,5 раза, соответствующее предложение сейчас рассматривается.

Кроме того, согласно законодательству предприниматель, который занимается оказанием услуг, должен платить в казну дополнительно 60% от налоговой ставки за каждое нанятое лицо из числа близких родственников. Коснутся эти изменения и тех, кто занимается ритейлом и дилерскими услугами.

«Можно говорить о том, что государство теперь больше не заинтересовано в развитии сектора услуг», – считают предприниматели. По их мнению, применение такой меры приведет также и к тому, что в среднесрочной перспективе вновь произойдет переток частного бизнеса в сферу торговли.

 

Автор: Михаил Хилькевич

Источник: BEL.BIZ

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family