Пока можно говорить только о росте цен, который по некоторым товарным группам уже составляет 70-100%! И это – не предел: как отмечают представители розницы, каждая новая партия отгружается по более высокой цене, в которую поставщики пытаются заложить валютную разницу.
Значительно упал и товарооборот, поскольку население уже израсходовало свои денежные резервы, а расставаться с валютой никто не спешит. Похоже, белорусы в очередной раз затянут пояса и будут покупать только самое необходимое, ведь потребительская корзина рядового гражданина значительно сократилась и то, что он мог приобрести вчера, вряд ли купит сегодня.
Один из самых тревожных вопросов – столкнутся ли белорусы с дефицитом товаров? Представители розницы уже отмечают сужение ассортимента по некоторым категориям. Так, если в ближайшее время ситуация не изменится, с полок магазинов могут исчезнуть некоторые овощи, фрукты, рыба и другие морские продукты, некоторые виды круп, чай, кофе, специи, может пострадать рынок элитного алкоголя и качественных вин отечественного производства. Но если продукты питания – менее уязвимая категория товара, так как более чем на 70% представлена продукцией белорусского производства, то в сегменте товаров повседневного спроса дело обстоит гораздо хуже. По некоторым оценкам, доля импорта в косметике и парфюмерии составляет 65-70%, в бытовой химии – около 80%. Если учесть, что это товары быстрооборачиваемые, имеющие минимальные остатки, белорусы в скором времени могут остаться без любимых брэндов.
Пока сложно прогнозировать, как ритейлеры выйдут из патовой ситуации – все ждут конкретных действий от правительства. При этом каждая компания ищет свой путь выживания.
Крупные торговые сети, имеющие хорошую финансовую «подушку безопасности», в поиске источников валюты уже рассматривают варианты приобретения непрофильного бизнеса с возможностью экспорта белорусских товаров за рубеж. У мелкой розницы нет таких ресурсов, поэтому она, скорее всего, будет довольствоваться складскими остатками товаров, ранее ввезенных в Беларусь. А их в лучшем случае хватит на 1-2 месяца, поскольку работа ключевых дистрибьюторов и розничных игроков максимально оптимизирована – у них мало остатков и оборотных средств.
Что будет дальше – покажет время, но уже очевидно, что валютный кризис практически остановил развитие розничной торговли на неопределенное время. Сегодня большинству сетевиков уже не до развития. Задача простая: выжить и сохранить свой бизнес.
Подробнее об этом читайте в майском номере журнала «Дело», главная тема которого «Инновации и инвестиции».
Автор: Елена Шахлевич
Источник: Дело