wrapper

Новости - слайдер на главной

03-01-14-02Развитие малого и среднего бизнеса в период реформ. Из бывших стран соцлагеря Польша первой в 1989 г. начала переход к рыночной экономике.

Получив в наследство неэффективную экономику, основанную на госсобственности, польские политики и экономисты решились на радикальные и либеральные реформы и добились впечатляющих результатов.

По плану Бальцеровича (описанному в публикациях из цикла "Польша: эксперимент на себе" - № 48, 49/2012 г. и № 2/2013 г. БР), для достижения положительных результатов экономических реформ следовало вытеснить государство в разумных пределах из реального сектора экономики.

Используя опыт развитых стран, основной упор реформаторы польской экономики сделали на развитие малого и среднего бизнеса. Без преувеличения можно сказать, что эта реформа, пожалуй, и стала национальной идеей, возродившей Польшу.

О ее популярности сегодня свидетельствуют факты: в стране почти 1,8 млн. активных малых и средних предприятий, дающих стране большое количество рабочих мест и обеспечивающих производство значительной части товаров и услуг.

Сама эта идея в начале реформ для Польши не была в новинку. Навязанное после Второй мировой войны социалистическое устройство государства тем не менее оставило нишу для предпринимательства, в основном в сельском хозяйстве, мелком производстве и розничной торговле: работали малые частные производственные предприятия, маленькие частные булочные, кафе, кондитерские, мастерские, магазинчики и т. п.

Но это была капля в море для страны с 38-миллионным населением, хотя именно благодаря тому, что частный сектор в Польше никогда не уничтожали, переход к рынку произошел значительно быстрее и естественнее, чем в странах соцлагеря, где предпринимательство было изведено на корню. Рыночные реформы 90-х гг. открыли новые возможности, дали полякам свободу предпринимательства, и они сумели использовать ее для создания и преумножения своего достатка.

 "В период трансформаций польское государство активно привлекало внимание к сфере малого бизнеса, популяризируя его с помощью СМИ. К примеру, одно время в Польше был весьма популярным лозунг Małe jest piękne! (малое собственное предприятие, фирма являются средством для жизни и обогащения), под которым населению предлагали принимать активное участие в создании собственного дела", - вспоминает профессор экономики Мариан Гузэк. Эти призывы были подкреплены конкретными действиями властей разных уровней.

 Первые законы о предпринимательской деятельности дали очень мощный толчок развитию частного сектора. В первые два года реформ в Польше было зарегистрировано 600 тыс. предприятий, которые обеспечили рабочие места для 1,5 млн. человек. Следует отметить, что в это время в стране росла безработица и зачастую единственным противодействием, выходом из затруднительной ситуации была возможность создать собственный бизнес. И частный сектор стал на первоначальном этапе единственным динамично развивающимся сектором экономики.

Этому способствовало снятие всех ограничений на развитие частного предпринимательства и создание для него равных условий со всеми остальными видами собственности. В результате к концу 1990 года его доля в реализованной продукции промышленности удвоилась. Благодаря этому через 1,5 года после начала реформ в Польше уже был зафиксирован рост производства. За этими фактами стоял и очень важный социальный аспект: такая динамика позволила частному сектору выполнить роль своеобразного амортизатора спада в государственном секторе.

Либерализация экономической жизни, уничтожение барьеров и преград на товарных рынках, проявление предпринимательской изобретательности и находчивости, гибкость и способность приспосабливаться стали предпосылками для взрывного развития малого и среднего предпринимательства уже на пороге структурной трансформации экономики.

 В 1995 году появилась первая программа поддержки малых и средних предприятий. Правительство резко упростило открытие и ведение бизнеса в Польше и приложило максимум усилий, чтобы открыть для предпринимателей все возможные кредитные ресурсы. Появился целый ряд государственных и региональных фондов, предоставлявших частному сектору выгодные займы. В условиях нехватки капитальных вложений финансовая поддержка малых и средних предприятий ускорила процессы приватизации, а также повлияла на адаптацию предпринимателей к реформируемой экономике и укрепила их деловое мышление.

Малые и средние предприятия очень быстро стали основой структуры польской экономики. С 1990 года их количество возросло, и этот факт стоит признать самым большим феноменом польской экономики, а их роль в ее оздоровлении просто неоценима. Бурное развитие частного сектора создало естественную конкурентную среду, что очень позитивно повлияло на повышение качества предлагаемых на рынке товаров и услуг.

Один из основных элементов экономических реформ состоял в том, чтобы, делая упор на развитие среднего и малого бизнеса, сохранить при этом производственный характер самой экономики, а не переходить только в сектор услуг. Немаловажным является и тот факт, что в начале 90-х произошло дробление большинства крупных польских государственных предприятий на более мелкие, которые сразу же перешли в частные руки.

В итоге малый бизнес не ограничился кустарным производством, а проник в промышленность. Малые и средние предприятия, бесспорно, получили превосходство в общей структуре предприятий в Польше и постепенно стали движущей силой, обусловив структуру трудоустройства и степень зажиточности польского населения, а также заняв весомое место в создании валового внутреннего продукта (доля в ВВП в 1995 г. составляла 30%, а в 2011 г. - 47,3%).

В польской экономике большое значение имеют также мелкие предприятия, которые в экономической терминологии обычно называют микропредприятиями. Таковыми считаются фирмы с числом занятых от 0 (когда в фирме работает только ее владелец, которому предположительно помогают члены семьи) до 9 человек. Остальные три повсеместно выделяемых в экономических и статистических анализах класса предприятий - это малые фирмы (от 10 до 49 занятых), средние (от 50 до 249) и крупные (более 250 работников).

Для развития малого бизнеса в Польше был проведен ряд вспомогательных реформ, например, внедрена программа "одно окна" для регистрации предприятия и приема необходимой документации по Интернету. Кроме того, для малых предприятий предусмотрена более мягкая система налогообложения, а для микропредприятий существует упрощенная система налогообложения - налог "одной суммой" в зависимости от осуществляемой деятельности и места ее осуществления.

Таким образом, можно сказать, что современная политика в отношении малых и средних предприятий делает наибольший упор на следующие вопросы: упрощение административных процедур и уменьшение административных нагрузок, увеличение доступности внешних источников финансирования, содействие в продвижении экспорта, увеличение инновационности предприятий и улучшение сотрудничества между ними.

Предприниматели могут обращаться за финансовой поддержкой в рамках республиканских программ, осуществляемых как на центральном, так и на региональном уровне. Республиканские программы реализуются через отдельные министерства, а также через учреждения низшего уровня, например правительственные агентства. В рамках республиканских программ предприниматели могут обращаться за дополнительным финансированием проектов, имеющих инвестиционный, обучающий характер, направленных на исследования и развитие, а также за консультативной помощью. К тому же большое значение и ценность имели средства на развитие, выделенные Евросоюзом на поддержку фирм в 2001-2013 гг.

Польские предприниматели отмечают последовательность и честность государства в отношении бизнеса. Деловой климат в Польше не омрачен связями власти и бизнеса, существует строгий контроль над источниками доходов политиков. И хотя коррупция до сих пор не искоренена, незаконные связи политиков и бизнесменов сразу становятся предметом антикоррупционных расследований и широко освещаются в свободных СМИ. При этом польская правовая среда дает такую свободу хозяйственной деятельности, что нет необходимости получать депутатский мандат или обзаводится связями среди высоких государственных чиновников, чтобы создавать выгодные условия для своего бизнеса.

Справка "БР"

 По состоянию на конец 2011 г. в Польше вели хозяйственную деятельность 3.200 крупных предприятий, а также 1,78 млн. фирм в секторе малых и средних предприятий, в том числе 1,71 млн. микропредприятий, 55 тыс. малых предприятий и 16 тыс. средних предприятий.

 

Источник: Белорусы и рынок


 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family