wrapper

Новости - слайдер на главной

20-05-01-1Кремль не спешит наброситься на Беларусь. Он ведет себя, как уверенный стратег. При этом обе стороны понимают, что для общей выгоды лучше договориться, чем рассориться вдрызг. Цена вопроса – десятки миллиардов долларов в активах и политическая власть над Беларусью.

Переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко традиционно идут очень сложно. Стороны знают друг друга, как облупленные. Блефовать нет смысла. С одной стороны российский тандем накануне парламентских и президентских выборов не заинтересован в сильной дестабилизации Беларуси. Союзник все-таки является партнером по распиаренному Таможенному союзу, гарант транзита энергоресурсов на Запад. Сотрудничество с нашей страной добавляет электоральной поддержки любому российскому политику в президентской кампании. С другой стороны, сейчас самое время показать настоящую природу белорусской экономики и разрушить миф о ее преимуществах перед российской публикой. Вот почему Владимир Путин продолжает балансировать. В отношениях с Александром Лукашенко он все больше ведет себя, как прагматичный китайский бизнесмен. Цена, прибыль, рентабельность, контрольный пакет акций – вот что обсуждается в закрытой части переговоров. Для широкой публики сохраняется стандартный набор слов: углубление интеграции, унификация законодательства, стратегическое партнерство и языковое братство.

Владимир Путин знает, что в Беларуси есть «шоколадные», ценные активы на продажу. Российский бизнес не прочь их приобрести. Александр Лукашенко просит кредиты, но продавать активы не хочет. А если и соглашается, то не контрольные пакеты акций и по очень высоким ценам.

У Кремля много козырей. Главными их них являются доступ белорусских товаров на российский рынок, транзитные потоки энергоресурсов, условия поставки нефти и газа, совместные сделки по торговле оружием. Их можно использовать в разных комбинациях. Цена «пряника» может вырасти до 15% ВВП или же сократится до 3-5% ВВП. Все зависит от условий продажи белорусских активов.

Владимира Путина не интересуют коммерческие объекты стоимостью ниже 1 млрд. долларов. Это не его уровень. А белорусский президент готов продавать убыточные и малые предприятия. При этом в Беларуси есть активы, которые купят, невзирая на особенности политического режима. Российские кредиты являются как раз тем катализатором, который должен помочь сторонам сблизить свои позиции.

Рейдерство или честная покупка?

Продавать активы во время кризиса всегда горько и неприятно. Хорошую цену за них едва ли получишь. Не продавать тоже нельзя: кредитов не дадут. Ответ на вопрос: является ли поведение Кремля по отношению к Беларуси рейдерством, нужно начинать с указания на причины кризиса. Валютный, производственный и грядущий кризис импортировала в нашу страну не Россия. Белорусское правительство само брало кредиты и «топило» ресурсы в сомнительных инвестиционных проектах. Не российские, а белорусские чиновники печатали в массовом порядке белорусские рубли и игнорировали дефицит платежного баланса. Никто, кроме родной бюрократии, не мешал белорусским производителям диверсифицировать рынки сбыта. Не российские министры навязали нам худшую в мире налоговую систему. Это сделано белорусскими Министерством по налогам и сборам и Министерством финансов. Не Центральный банк России, а Национальный банк Беларуси привязывал белорусский рубль к корзине валют.

За ошибки нужно платить. Долги нужно отдавать. Без денег сделать все это невозможно. В этой ситуации готовность России предоставить официальному Минску кредит является дружественным поведением партнера, а не грубым рейдерством. Вполне логичны и разумны рекомендации Алексея Кудрина начать в Беларуси приватизацию и провести либерализацию. Раз белорусские власти не могут управлять активами так, чтобы не доводить до кризиса, значит, нужно поменять собственника. Заметим, что Россия не говорит, что продавать госактивы нужно исключительно российским предприятиям. Ничто не мешает Александру Лукашенко санкционировать продажу активов на открытом аукционе.

С другой стороны, кредитор, который дает заем в 1 млрд. долларов, должен иметь определенные гарантии возврата денег. Требование России начать рыночные реформы являются скорее выражением конструктивного сопереживания, а не заманиванием в ловушку. Тем более что примерно то же самое нашей стране предлагал и Международный валютный фонд.

Можно не принимать условия России и отказаться от ее кредитов. Можно попросить кредит у международных банковских структур. Они выдвинут еще более жесткие условия, чем Россия. Можно попросить кредит у МВФ. При этом желательно наладить диалог с его основными акционерами, то есть с США и ЕС. Для этого нужно для начала выпустить из тюрьмы всех политических заключенных, прекратить преследования независимых СМИ и общественных организаций. Даже если все это официальный Минск сделает, то условия получения кредита от МВФ наверняка будут включать и приватизацию, и либерализацию цен, и снятие ограничений на валютном рынке.

У белорусского руководства не осталось полностью выигрышных для него вариантов выбора. Оно должно определиться с ценой, которую готово заплатить за кредиты и за возможность проведения в стране хотя бы частичных рыночных реформ. Или же назвать цену, за которую эти самые реформы в Беларуси сделают другие.

10 стратегических коммерческих целей Кремля в Беларуси

Владимир Путин держит паузу и ждет. Он понимает, что Александру Лукашенко есть чем заинтересовать большой российский бизнес. Российский премьер понимает также, что даже в условиях проведения открытых аукционов у российских миллиардеров будет гораздо больше шансов, чем у европейских, арабских или американских. Кремль, в первую очередь, интересуют стратегические, инфраструктурные компании, а также основные экспортеры. Важно также установить контроль над финансовой инфраструктурой. Информационный рынок Кремль тоже интересует, но на данном этапе он не ставит вопрос о приватизации БТ и ОНТ.

Топ-10 белорусских активов, которые хотела бы купить Россия с прицелом на стратегическую долгосрочную перспективу доминирования в Беларуси, выглядит так:

1. Белтопгаз

В этой структуре работает около 30 тысяч человек. Это госпредприятие является розничным монополистом по продаже газа. Здесь есть газоснабжение, добыча торфа, производство газового оборудования. Оценочно данное предприятие стоит примерно 10–15 млрд. долларов.

2. Беларусбанк

Это финансовое учреждение составляет более половины банковского сектора страны. Трудно понять, где в нем заканчивается государство, а где начинается бизнес. Беларусбанк имеет 37 филиалов, 99 центров банковских услуг, 1842 отделения и 192 обменных пункта. Покупатель такой структуры ориентируется не только на финансовые показатели, но и на доступ к этой инфраструктуре. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) примерно 7-10млрд. долларов.

3. Белгосстрах

Государственный монополист в сфере страховых услуг. Покупатель данной компании стазу становится лидером страхового бизнеса страны. Он получает 7 филиалов, 118 представительств, 5 центров продаж и 5 тысяч точек продаж страховых услуг. Экспертная оценка стоимости – 1-2млрд. долларов.

4. Белтелеком

Государственный монополист на рынке целого ряда телекоммуникационных услуг. Владеет сетью магистральных волоконно-оптических линий связи, обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Экспертная оценка стоимости – 2-2,5млрд. долларов.

5. Белэнерго

Данное предприятие управляет белорусской энергетикой, производит и передает электрическую и тепловую энергию, владеет сетями и генерирующими мощностями. Монополист чувствует себя прекрасно, хотя и работает в режиме жесткой фиксации цен. Если продавать одним предприятием, не разбивая на областные энергетические компании, не выделяя генерацию и дистрибуцию, то оценочная стоимость предприятия составляет 5-8 млрд. долларов.

6. Беларуськалий

Один из мировых лидеров калийного рынка. Один из главных добытчиков валюты для Беларуси. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) – 15-20 млрд. долларов (по данным Госкомимущества, 30 млрд. дол.).

7. Белорусская железная дорога (БЖД)

Монополист в сфере ж/д транспорта. 6 отделений, 366 крупных и малых станций. Эксплуатационная длина БЖД – 5,5 тыс. км. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) - 7-10 млрд. долларов.

8. Белпочта

Государственный монополист в предоставлении многих почтовых услуг в стране. Имеет обширную сеть по всей Беларуси, оказывает широкий спектр услуг, в том числе в области связи. Экспертная оценка стоимости данной структуры (100% акций) – 0,5-1млрд. долларов.

9. Нефтеперерабатывающие заводы (Мозырьский НПЗ и Новополоцкий НПЗ «Нафтан»

Современные нефтеперерабатывающие заводы, развитая логистика, олигополия на рынке нефтепродуктов Беларуси. Экспертная оценка стоимости государственных пакетов в данных структурах примерно 2-3 млрд. долларов.

10. Белтрансгаз

Транспортные услуги в сфере газоснабжения. Владение и управление магистральными трубопроводами, газохранилищами, компрессорными станциями. Экспертная оценка стоимости государственного пакета в данной структуре примерно 1-2млрд. долларов.

Оценка стоимости данных предприятий исходит из наличия в стране макроэкономической стабильности, отсутствия политических рисков (национализация), а также с учетом финансового состояния и амортизации производственных активов.

За эти десять объектов белорусское правительство может получить в бюджет от 50,5 до 73,5 млрд. долларов. В случае резкого роста валютных рисков, разбалансирования системы государственных финансов, социальной дестабилизации стоимость данных активов может упасть в разы. В этом явно не заинтересован продавец, да и для покупателя нужно быть осторожным, чтобы не увлечься игрой на понижение и в результате не получить бедную, неплатежеспособную страну с политическими потрясениями.

 

Автор: Ярослав Романчук

Источник: Завтра твоей страны
Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family