wrapper

Новости - слайдер на главной

26-03-12-23К мировым рейтинговым агентствам в последнее время предъявляется довольно много претензий: то они мировой кризис во время не предсказали, то создают проблемы, понижая рейтинги отдельных стран в самые критические моменты.

Данные упреки в некоторой степени кажутся справедливыми, поэтому осторожно следует относиться и к рейтинговой оценке Беларуси.

Снижение рейтинга было запоздавшим

Так, бросается в глаза разница в поведении агентств в отношении Греции и Беларуси. В середине марта, после того как произошел частичный дефолт Греции по ее обязательствам, а международные организации одобрили выделение ей второго пакета помощи на сумму 130 млрд евро, рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Греции в иностранной и местной валюте с «ограниченного дефолта» (RD) до «В-» со стабильным прогнозом. Эксперты Fitch решили, что риск нового дефолта Греции существенно понизился.

С этим решением можно согласиться. Однако в отношении Беларуси Fitch действует совсем по-другому.

В 2011 году в Беларуси фактически произошел, как и в Греции, частичный дефолт, которым и является девальвация белорусского рубля. Обесценились  рублевые обязательства государства, в том числе и заработная плата граждан Беларуси, в первую очередь, разумеется, бюджетников.

Кроме того, в конце прошлого года Беларусь, как и Греция в марте текущего, получила помощь от Антикризисного фонда ЕврАзЭС и средства от продажи пакета акций ОАО «Белтрансгаз».

Таким образом, аналогия Греции и Беларуси налицо. Но рейтинговые агентства после девальвации рубля не повысили рейтинги Беларуси. Более того, и снижение рейтингов началось не в 2010 году, когда Беларусь стремительно увеличивала заработную плату, внешние заимствования и дефицит по счету текущих операций, а в 2011 году, после того как в стране начали принимать меры по снижению зарплаты и дефицита счета. То есть, кризис в Беларуси рейтинговые агентства проспали, точно так же как и мировой финансовый кризис 2008 года.

Так, например, рейтинговое агентство Standart&Poors первый раз понизило рейтинг Беларуси с «В+» до «В» 29 марта 2011 года,  после того, как в Беларуси начался первый этап дефолта – государство перестало продавать валюту на бирже импортерам и банкам для населения. То есть перестало выполнять свои обязательства по ценным бумагам – белорусским рублям перед импортерами и физическими лицами.

А 26 сентября 2011 года рейтинг был уменьшен до «В-». И это в то время, как процесс дефолта по рублям, то есть девальвация, завершалась – была введена дополнительная торговая сессия и запланирован переход к единой сессии.

Таким образом, рейтинговые агентства не предсказывали события, а следовали за ними. В 2010 году они давали Беларуси завышенные рейтинги, а когда ситуация с устойчивостью финансов страны стала нормализовываться – по мере осуществления девальвации – привели рейтинг в соответствие с реальностью. А теперь, возможно, уже и занижают рейтинг.

Действительно, в настоящее время финансовое состояние Беларуси намного лучше, чем в начале 2011 года, когда рейтинг был намного выше. Дефолт по обязательствам государства перед населением составил примерно треть от зарплаты, в результате чего дефицит счета текущих операций сейчас близок к нулю, а золотовалютные резервы страны достигли максимального уровня за все время  существования Беларуси. Финансовый кризис то, собственно, уже позади: довольно высокие инфляция  и ставки по кредитам – это временное явление в послекризисный период.

Fitch Ratings опасается риска конвертации

В такой ситуации вполне резонно задать вопрос, почему не растут рейтинги Беларуси? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к экспертной оценке ситуации в Беларуси, которая была дана на прошедшей неделе агентствами Standart&Poors и Fitch Ratings.

Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента семи белорусских банков: Беларусбанка, Белинвестбанка, БПС-Сбербанка, Белгазпромбанка, Белвнешэкономбанка и Банка ВТБ на уровне «B-» с «Негативным» прогнозом, а также БТА Банка на уровне «CCC».

В комментарии к такому решению в агентстве отметили, что в начале 2012 года экономика Беларуси продемонстрировала некоторые признаки стабилизации. К этим признакам эксперты отнесли стабилизацию валютного рынка, рост золотовалютных резервов, снижение дефицит счета текущих операций до 10,6% ВВП в 2011 году (с 15% в 2010 году). Данные 2012 года они не учли.

В Fitch отметили и негативные моменты, которые, надо понимать, и препятствуют повышению рейтингов. Это замедление темпов роста ВВП до 5% в 2011 году и ожидаемые невысокие темпы роста в 2012 году, а также высокую инфляцию и ставку рефинансирования.

Кроме того, Fitch ожидает, что качество активов белорусской банковской системы, возможно, продолжит ухудшаться в связи с серьезным экономическим и валютным кризисом в 2011 года, проверкой временем банковских портфелей и высокими процентными ставками. Кроме того, в агентстве отметили непростую ситуацию с капитализацией многих банков, что ограничивает способность банков абсорбировать убытки.

Способность государства предоставить поддержку банкам, по мнению агентства, является ограниченной, а рейтинги белорусских банков с иностранным участием в капитале «сдерживаются повышенным трансфертным риском и риском конвертации в РБ».

То есть, в Fitch опасаются, что Беларуси не хватит валюты для исполнения обязательств по конвертации. Но это явно спорный момент: риск возникновения проблем с конвертацией в Беларуси в настоящее время намного ниже, чем в 2010 и 2011 годах. И не только потому, что резервы на максимуме, но и потому что в стране введен плавающий курс белорусского рубля, поэтому если возникнет угроза нехватки валюты, то она подорожает, после чего ее снова будет достаточно.

Standart&Poors отмечают уязвимость от внешних факторов

В агентстве Standart&Poors в опубликованном на прошедшей неделе докладе «Различная обеспеченность природными ресурсами и общее историческое наследие определяют рейтинги стран СНГ» отметили, что Национальный банк Беларуси перешел к режиму управляемого плавающего валютного курса, но не сделали из этой констатации ровно никаких выводов.

В данном докладе эксперты агентства напрямую не задавались вопросом о том, почему они не повышают рейтинг Беларуси. Но причиной этого, насколько можно понять, является высокая уязвимость Беларуси к внешним факторам, значительные потребности страны во внешнем финансировании, ограниченный доступ к рынкам капитала, и риск снижения готовности руководства страны проводить структурные реформы.

При этом в агентстве сослались на дефицит по счету текущих операций в 2011 году, а также отметили значительную девальвацию в 2011 году. В настоящее время обоих факторов нет. То есть в Standart&Poors, так же как и в Fitch, для оценки текущего состояния Беларуси используют старые данные, не соответствующие текущему состоянию. Но можно согласиться с риском отказа от структурных реформ. Это сейчас и происходит.

Рейтинги можно считать адекватными

Таким образом, судя по приведенным данным, существующая оценка рейтингов Беларуси не отражает реальное состояние ее финансов. Однако это не означает, что данные рейтинги следует считать заниженными. Дело в том, что существуют факторы, которые агентствами не учитываются, но которые в последнее время явно ухудшились.

Финансовые проблемы 2010–2011 годов решены за счет резкого снижения доходов населения, что чревато ростом социальной напряженности. Увеличивается и риск новых неадекватных экономической ситуации действий руководства страны, которое, чего доброго, будет стремиться повысить уровень жизни населения проведением новых экономических экспериментов.

Так, например, 21 марта первый вице-премьера РБ Владимир Семашко заявил, что  уровень средней зарплаты в промышленности в этом году планируется довести до 500 USD. При этом он уточнил, что зарплата будет повышаться аккуратно, чтобы она не опережала рост производительности труда.

Уточнение кажется вполне разумным, но дело в том, что в феврале 2012 года средняя заработная плата в промышленности составляла всего 415 USD, то есть получается, что производительность труда в промышленности за оставшиеся 10 месяцев 2012 года должна вырасти примерно на 20%. Такой большой скачек производительности за такое малое время чрезвычайно маловероятен. Но руководство страны может попытаться выполнить свое обещание, что и приведет к новой дестабилизации финансового рынка страны.

То есть, финансовые риски прошлых лет переместились в социальную сферу и сферу управления, и если финансовое состояние страны стало лучше, то социальный и управленческий риски выросли. Поэтому текущий уровень рейтингов Беларуси, пожалуй, все же можно считать соответствующим реальности. А вот рейтинги, присвоенные Беларуси в 2010 году, были явно завышенными, агентствами тогда была переоценено качество управления в республике.

За рубежом сейчас много говорится о том, что международным рейтинговым агентствам следует менять методику определения рейтингов. События, произошедшие в Беларуси, показывают, что такое мнение справедливо. Пожалуй, надо усилить внимание к оценке компетентности управления.

 

Автор: Владимир Тарасов

Источник: BEL.BIZ

 


Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family