wrapper

Новости - слайдер на главной

11-11-13Топливо в нынешнем году дорожает почти каждый месяц. Автовладельцы не перестают удивляться новым ценам. Когда же стоимость нефтепродуктов наконец стабилизируется? Как удалось выяснить, даже новые цены, установленные с 10 ноября, не покрывают понесенных на выпуск автомобильного топлива затрат производителей.

Бензин должен стоить доллар

«Стоимость топлива должна быть сопоставима с уровнем тех стран, которые находятся рядом, и составлять доллар за литр бензина», — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by представитель одного из белорусских НПЗ. По его словам, нынешний уровень цен на внутреннем рынке не соответствует потребностям отрасли.

Следует отметить, что до начала валютного кризиса весной этого года нефтепродукты примерно и стоили доллар. В марте 2011-го литр бензина А-92 на автозаправочных станциях можно было купить за 3000 рублей, что было эквивалентно 99 центам. Бензин А-95 тогда стоил 3400 рублей или 1,12 доллара, а литр дизельного топлива — 94 цента.

Сейчас ситуация принципиально иная. Литр самого популярного бензина А-92 после повышения цен с 10 ноября стоит 5150 рублей (58 центов), литр дизельного топлива — 5750 рублей (65 центов), бензин А-95 — 5550 рублей или 63 цента.

Таким образом, как видим, стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке в долларовом выражении по сравнению с мартом снизилась на 70-77%, дизельного топлива — на 45%.

Представители нефтеперерабатывающей отрасли говорят, что при сегодняшних ценах реализация нефтепродуктов на внутренний рынок убыточна. «Компенсировать убытки за счет поступления экспортной валютной выручки не удается», — сообщил Naviny.by представитель НПЗ.

В особо сложном финансовом положении нефтепереработчики оказались из-за того, что после второй официальной девальвации  белорусского рубля стоимость нефти в рублевом выражении резко выросла. В то же время из-за сохранения прежних цен на нефтепродукты на внутреннем рынке рублевая выручка заводов осталась практически на прежнем уровне. Повышение цен на нефтепродукты на 3-7% с 10 ноября сильно ситуацию не изменит и нефтепереработчики ожидают, что их финансовые результаты будут отрицательными. «Наверное, будем нести убытки», — сообщил Naviny.by представитель НПЗ.

Белорусское топливо массово вывозят

На фоне снижения стоимости белорусского топлива в долларовом эквиваленте активизировался процесс его вывоза. Как сообщили БелаПАН в концерне «Белнефтехим», в приграничных районах Беларуси образовался и сохраняется ажиотажный спрос на нефтепродукты.

Основанием для ажиотажа служит диспаритет цен на топливо. По данным «Белнефтехима», в Беларуси стоимость нефтепродуктов стала существенно ниже, чем в соседних странах. По расчетам концерна, после выхода на единый курс белорусского рубля розничная цена на дизельное топливо в Беларуси оказалась на 38% ниже чем в московском регионе России, на 85% ниже чем в Украине, в 2,6 раза ниже чем в Литве, Латвии и Польше.

Обращает на себя внимание тот факт, что белорусское топливо вывозится из страны, несмотря на заградительные решения, принятые ранее правительством. Напомним, что с 11 июня (после майской девальвации белорусского рубля) постановлением Совета министров были введены ограничения по вывозу белорусского топлива в другие страны.

Постановление № 753 ограничило вывоз автомобильного топлива с территории Беларуси через внешнюю границу Таможенного союза. Согласно постановлению, выезд физического лица на транспортном средстве чаще одного раза в течение 5 суток стал возможен только при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей за вывозимое топливо.

Однако челноки, судя по всему, научились обходить установленное ограничение. К тому же сложившийся диспаритет цен позволяет перепродавать топливо, не покидая территорию Таможенного союза, — в России. К слову, по данным АЗС, высокий спрос на топливо наблюдался в последнее время именно на восточной границе Беларуси.

Частные АЗС: мы умираем

Обращает на себя внимание и положение автозаправочных станций, которые оказались на грани выживания из-за регулирования розничных цен на нефтепродукты.

«Даже те автозаправочные станции, которые географически удачно расположены, сегодня убыточны. Это связано с тем, что государство регулирует как розничные цены на нефтепродукты, так и оптовые. При этом оптовые цены повышаются быстрее, чем розничные», — сообщил Naviny.by руководитель частной сети АЗС.

Он отметил, что маржа, которую получает компания на тонне дизельного топлива, значительно ниже затрат. «Даже если заправка продает в сутки более 30 тысяч литров топлива, она сегодня планово убыточна. Как выживаем? Умираем», — подчеркнул руководитель частной сети АЗС.

Таким образом, сегодня существует ряд оснований для дальнейшего повышения цен на нефтепродукты. Убыточная деятельность НПЗ, вывоз белорусского топлива за границу и отрицательное финансовое положение АЗС создает предпосылки для повышения цен на топливо в будущем. Экономически обоснованные расчеты НПЗ, повторимся, показывают, что литр топлива на внутреннем рынке должен стоит доллар.

Что это значит для населения, доходы которого в долларовом выражении сократились в два раза по сравнению с началом года? Вопрос риторический.

 

Автор:  Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family