В течение второй половины сентября т.г. в нашей стране работали две группы экспертов – международных и национальных, изучавших и анализировавших ситуацию с инновационной динамикой. С одним из национальных экспертов, участвовавших в подготовке Обзора – Дмитрием Крупским, руководителем проекта «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов» - директором портала VIB.BY мы встретились.
Каковы, по Вашему мнению, основные проблемы, которые тормозят формирование инновационно-ориентированной экономики Беларуси?
На мой взгляд, можно выделить ряд ключевых проблем, обуславливающих сравнительно невысокий темп инновационной динамики у нас в стране:
-во-первых, сравнительно неблагоприятная институциональная среда, ориентированная, прежде всего, на массовое тиражирование уже хорошо апробированных технологий и товаров, в ущерб внедрению и распространению новшеств. Ретроспективный анализ белорусской истории показывает, что белорусы никогда не были новаторами в смысле создания новых форм и методов организации общественной и хозяйственной жизни, однако, заимствовав что-либо со стороны своих более «продвинутых» соседей, будь-то Польши (социально-бытовая культура) или Россия (организация хозяйства и управления), они смогли довести воспринятые стандарты и образцы до совершенства и пользоваться ими длительный срок, вплоть до восприятия новых. Такая особенность национального менталитета приводит к тому, что склонность к риску, изменениям и инновациям в обществе не поощряется;
-во-вторых, экономическая среда, ориентированная на воспроизводство отраслевой структуры индустриальной, но отнюдь не постиндустриальной экономики. Сегодня «лицо» национальной экономики Беларуси определяют 118 валообразующих предприятий, обеспечивающих не менее 40% бюджета страны. Абсолютное большинство этих предприятий представляют традиционный сектор, базирующийся на технологиях 3-4-го техноукладов, тогда как в странах Запада – экономика базируется на технологиях 5-го техноуклада. Именно традиционный сектор экономики, потребляя львиную долю топливно-энергетических ресурсов, вносит ключевой «вклад» в формирование отрицательного внешнеторгового сальдо. Вот и получается, что в связи с усугубляющимся технологическим разрывом со странами Запада, поле для нашего экспорта машинотехнической продукции сужается и будет сужаться дальше, если, кардинальным образом не изменить ситуацию. Все мы наслышаны о перманентно отрицательном сальдо внешнеторгового баланса Беларуси. Если отразить его динамику, цифры впечатляют: в
-в-третьих, отсутствие квалифицированных кадров – носителей новых организационно-управленческих и производственных технологий. Существующая национальная система образования не обеспечивает подготовку таких кадров надлежащего качества и в достаточном количестве. По формальным признакам Беларусь превосходит среднеевропейский уровень по удельному весу специалистов с высшим образованием, занятых в экономике (соответственно - 40,7% и 21,2% для ЕС). В то же время крайне дефицитными остаются специалисты в сфере проектного менеджмента, трансфера технологий и коммерциализации результатов научно-технической деятельности, не говоря уже о специалистах в области нано- и биотехнологий.
С учетом реально складывающейся ситуации, к началу доминирования в мировой экономике 6-го техноуклада, т.е. к 2016-
-в-четвертых, неразвитость рыночной инфраструктуры и фактическое отсутствие рынка научно-технологических услуг. Инновационно-ориентированная экономика, по определению, предполагает восстребованность инноваций большинством субъектов хозяйствования и физических лиц, объединенных в рамках единой национальной инновационной системы. В реальности ничего этого в Беларуси не наблюдается. Одним из ключевых элементов инновационно-восприимчивой экономики выступает развитый рынок лицензионной торговли объектами интеллектуальной собственности. Если говорить о Беларуси, то основными проблемами, препятствующими его развитию в Республике Беларусь выступают: -неурегулированность прав на результаты научно-технической деятельности, полученных в ходе НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств; -высокий уровень налогообложения операций с объектами интеллектуальной собственности; -неразвитость инфраструктуры поддержки коммерциализации объектов интеллектуальной собственности; -недостаток специалистов высокой квалификации в сфере менеджмента интеллектуальной собственности.
За последних полтора года предпринято ряд мер, призванных изменить ситуацию, однако, кардинального перелома пока не достигнуто. На мой взгляд, прежде всего, по причине отсутствия в стране четкой и согласованной долгосрочной стратегии развития инновационной и научно-технической сферы. Каждое ведомство на своем уровне пытается что-то делать, а вот синергетического эффекта – пока не получается.
Как Вы оцениваете потенциал частного бизнеса и его роль в формировании высокотехнологичного сектора национальной экономики?
В Беларуси частный бизнес занят, преимущественно, в традиционном секторе национальной экономики. Высокотехнологичный сектор экономики представлен частными компаниями, работающими в сфере информационных технологий (большинство из них – резиденты Парка высоких технологий), электроники и микроэлектроники. Оценочно, численность таких компаний составляет не более 120-150 единиц. На сегодняшний день, следует однозначно констатировать тот факт, что частный сектор Беларуси, в массе своей, не вовлечен в процесс формирования «экономики, основанной на знаниях». Так, согласно официальной статистики, в
Что касается развития инновационного предпринимательства, то программы вовлечения частного бизнеса в процесс инновационной деятельности отсутствуют. По нашему мнению, процесс формирования сектора инновационного предпринимательства в Беларуси активизируется, в случае решения следующих задач:
-предоставления возможности участия субъектов предпринимательской деятельности в реализации государственных научно-технических программ и инновационных проектов на равных основаниях с организациями государственного сектора;
-создания многоуровневой системы обучения действующих предпринимателей, в том числе и за счет бюджетных средств, по вопросам маркетинга инноваций, проектного менеджмента, коммерциализации результатов исследований и разработок, и ведения инновационно-технологического бизнеса;
-создания сети демонстрационных инновационных бизнес-площадок для последующего их использования в качестве моделей консультирования, демонстрации возможностей инновационного предпринимательства и обмена опытом практической реализации проектов коммерциализации результатов исследований и разработок;
-содействия интеграции субъектов предпринимательской деятельности в состав Национальной инновационной системы посредством формирования устойчивых и долгосрочных взаимоотношений между научно-исследовательскими учреждениями, учреждениями высшей школы и частными компаниями по вопросам трансфера знаний и технологий и коммерциализации исследований и разработок.
В то же время, не следует строить иллюзий по поводу роли частного бизнеса в формировании и развитии высокотехнологичного сектора национальной экономики. Специфика Беларуси такова, что государство исторически являлось ключевым предпринимателем и инноватором. И на сегодняшний день, большинство финансовых и интеллектуальных ресурсов, сосредоточено в государственном секторе.
Более того, надеяться на то, что наш отечественный бизнес пойдет по «целине», и станет вкладываться в действительно высокорисковые инновационные проекты, крайне наивно и недальновидно. Лишь после того, как государство создаст определенные организационно-правовые условия и обеспечит подготовку кадров, владеющих современными технологиями, лишь тогда на подготовленную почву придет частный бизнес.
Приведу следующий пример: ИТ-индустрия – ядро высокотехнологичного сектора Беларуси, сконцентрированная, преимущественно, в Парке высоких технологий, представлена, в абсолютном своем большинстве, частными компаниями, работающими на экспорт, и способными обеспечить производство и реализацию конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Т.о. у белорусского бизнеса уже есть опыт создания высокотехнологичных компаний, и именно частный бизнес в ИТ-индустрии выступает теперь лидером в распространении технологий 5-го техноуклада в Беларуси. И то, что государство сполна использовало потенциал частного бизнеса в ИТ-сфере, и пошло на создание ПВТ, - уже есть живой пример успешного частно-государственного партнерства в нашей стране. Вместе с тем, хотел бы отметить, что отечественная ИТ-индустрия Беларуси была создана не на пустом месте, ибо Минск в период Советского Союза являлся одним из 5-ти математических центров, а Минский радиотехнический институт (ныне БГУИР) – входил в число ведущих вузов СССР по подготовке специалистов в области информатики и вычислительной техники.
Однако, в нынешнем своем состоянии белорусский бизнес едва ли способен инвестировать в инновационные проекты суммы, превышающие 150 тыс. долларов США…
В свете вышеизложенного, что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему?
В свое время еще классик заметил, что, не решив общие проблемы, мы будем постоянно спотыкаться о частные (В.И.Ленин). На мой взгляд, перевод экономики Беларуси на путь инновационного развития - может быть осуществим только в контексте комплексной модернизации Беларуси, затрагивающей ключевые сферы жизнедеятельности общества, начиная от духовной сферы, сферы государственного управления, и заканчивая социальной сферой. И модернизация экономики здесь выступает лишь одним из направлений движения к избранным целям.
Я убежден, что лишь за счет концентрации усилий по формированию в нашей стране основ постиндустриального общества и развитию национальной государственности, можно обеспечить сохранение суверенитета и независимости белорусского народа в условиях глобальной нестабильности. В практическом плане, первым шагом на пути к формированию инновационной экономики Беларуси должно стать развитие мощной ИТ-индустрии, как ключевого звена, «ухватившись» за которое, можно буквально «вытянуть» нашу экономику на качественно более высокий уровень.
Надо полагать, что понимание всей остроты и сложности ситуации с инновационной динамикой и привело к тому, что заинтересованными структурами внесен в Правительство проект постановления Совмина «Об утверждении Национальной программы развития рынка ИТ-услуг»… Теперь остается дождаться его принятия и реализации!
Источник: ЭКОНОМИКА.BY
Другие публикации по теме:
Крупский Д.М. Инновации советской эпохи: опыт прошлого для модернизации Беларуси / портал ЭКОНОМИКА.BY. 2010.
Крупский Д. Частный бизнес готов участвовать в создании инновационной экономики / портал ЭКОНОМИКА.BY. 2010.
Крупский Д. Qwerty-эффекты и модернизация страны: уроки для Беларуси / портал ЭКОНОМИКА.BY. 2010.
Кадры для модернизации страны или лучшая агитация – агитация фактами / Интервью Д. Крупского сайту Ежедневник