wrapper

Новости - слайдер на главной

eur_polВ преддверии выборов все чаще звучит мысль о значительных достижениях белорусской экономики и не говорится о наличии сколь-нибудь значимых проблем. Корреспонденты портала ЭКОНОМИКА.BY попросили экономистов выделить те признаки, которые отличают модель экономики Беларуси от стран с развитой рыночной экономикой.

Кандидат экономических наук Владимир Акулич назвал следующие отличительные признаки белорусской экономической модели:

промышленная политика, направленная на импортозамещение. Импортозамещение не обосновано мировой экономической наукой. В Беларуси имеется несколько докторов наук, которые подготовили обоснование под осуществление политики импортозамещения. Главные аргументы в пользу импортозамещения – это снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако эти аргументы стары как мир. Они были известны экономистам еще в XIX веке, но считаются не убедительными.

внешнеэкономическая политика,  основанная на защите внутреннего рынка и на протекционизме;

бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (в основном в порядке приоритетности таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, промышленность), а не социальной сферы, как это принято в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера, как и во времена СССР, финансируется по остаточному принципу; это прежде всего сферы – образования, здравоохранения, культуры, науки. Традиционно ниже средних по миру показателей относительно ВВП финансируются из госбюджета отрасли науки и культуры. В сферах образования и здравоохранения из-за относительно низких зарплат испытывается нехватка кадров.

Кроме того, реальный сектор поддерживается на основе созданной специфичной системы кредитования белорусской экономики в виде большого количества госпрограмм и госпроектов, которые в добровольно-принудительном порядке (по доведенным сверху квотам) кредитуют так называемые уполномоченные коммерческие банки по заниженным процентным ставкам.

ставка на крупно-товарное производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. И Президент, и премьер-министр, не раз отмечали, что органы власти недостаточно внимания уделяют малым и средним предприятиям. Сюда же можно отнести ставку – на крупные административно-территориальные единицы в системе госуправления. Это проявляется в реализации подхода к административно-территориальной реформе на сохранение относительно крупных административно-территориальных единиц (и даже – на дальнейшее их укрупнение за счет присоединения некоторых мелких районов к более крупным), вместо другого подхода  – на увеличение количества областей, районов в Беларуси, на сокращение радиуса доступности до райцентра до расстояния в 14-17,5 км, на повышение статуса многих населенных пунктов в Беларуси, который был бы подкреплен делегированием полномочий в рамках развития института местного самоуправления (оставлять в распоряжении местных властей местные налоги, дать им возможность самим определять специфику развития их районов, разрешить не придерживаться требований в поддержании вертикальных ведомственных кооперационных связей в развитии экономики, не утверждать специализацию развития района с областными властями).

структура экономики Беларуси и структура государственных валообразующих предприятий практически не претерпели существенных изменений с советских времен (всего несколько отраслей поменялись местами в своем значении для экономики страны, и то, это произошло в основном благодаря действию внешних факторов, а неосознанного госуправления и использования имеющихся инструментов и рычагов); структура большинства государственных вало- и градообразующих предприятий также не претерпела существенных изменений. Ставка на сохранение предприятий любой ценой, недопущения их банкротства (институт и механизм банкротства созданы, но их действие сдерживается специально созданными барьерами, чтобы не допустить умышленного банкротства предприятий и вообще сделать банкротство предприятия сложной процедурой). Предприятия небольших населенных пунктов присоединяются к предприятиям областным. Постоянно ведутся разговоры о присоединении ряда небольших районов к более крупным районам, вместо того, чтобы наоборот разместить в этих небольших городах новые предприятия, вдохнуть в них новую жизнь, а многим дать статус районных центров. Провести, как предлагалось учеными НАН Беларуси административно-территориальную реформу и сделать вместо 6-ти нынешних – 15 областей в Беларуси. Тогда практически каждый 100-тысячный город в Беларуси получил бы статус областного центра, а районные центры имели бы радиус охвата территории в 20-30 км, что позволило бы при делегировании ряда полномочий местным властям, повысить уровень экономического развития регионов.

не создан механизм трансформации недвижимости в капитал, практически не работает институт ипотечного кредитования, земля и леса находятся в государственной собственности, а оформление прав на частную собственность чрезвычайно затруднено.

принятие большинства мер в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского сектора (потребителей). Это в частности касается неоднократного проведения девальвации национальной валюты для поддержки экспортеров, и других мер, направленных на господдержку производителей, а не потребителей.

в белорусской экономике происходит регулирование цен на многие товары (на так называемые социально-значимые товары – цены необходимо обосновывать по месту регистрации предприятия в отделах ценообразования в райисполкомах; на многие другие товары госпредприятий действуют предельно допустимые индексы повышения цен; на остальные товары проверяющие органы могут потребовать обоснование в виде калькуляции цены и утвержденного прейскуранта и в случае отсутствия их – может последовать огромный штраф в 40 или 80 базовых величин). Все это обосновывается желанием органов госуправления не допустить значительного роста цен в экономике, но является одним из главных сдерживающих факторов в развитии эффективной рыночной экономики, так как цены не являются в Беларуси индикаторами выгодности производства в той или иной сфере. Кроме того, это обуславливает необходимым нести бизнес значительные потери, как по времени, так и по затратам на содержание избыточного количества административного персонала, прежде всего бухгалтеров. В белорусской экономике насчитывается порядка 400 тысяч бухгалтеров, хотя, например, если взять в расчете на 1000 работников и сравнить с тем же Китаем, то в Беларуси должно было бы быть 35 тысяч бухгалтеров. Эту проблему поднимали уже в Совете Министров Беларуси, в частности на нее обращал внимание премьер-министр. Но такое количество бухгалтеров – это во многом следствие государственного регулирования цен на производимые товары, сложность и запутанность налоговой системы и соответственно расчета выплат по основным налогам, сложность статотчетности и отчетов в другие органы госуправления (в Белгосстрах, ФСЗН, налоговую инспекцию), а также сложность ведения самого бухгалтерского учета. Напомним, что так называемая «бумажная работа» бухгалтера на прямую не создает ВВП, ведь от того, как бы хорошо ни учитывалась произведенная продукция, ее больше от этого не станет. При этом аргументы в пользу того, что данные бухгалтерской отчетности используются для анализа хозяйственной деятельности и поиска резервов не могут быть приняты в полной мере, так как этот анализ может осуществляться не только на основе данных бухгалтерского учета, но и на основе других данных (маркетинговых исследований, социологических опросах работников, и др.).

в белорусской экономике сохранилось с советского времени регулирование заработной платы работников на предприятиях и в стране. Это также является существенным сдерживающим фактором в развитии эффективной рыночной экономики, в повышении производительности труда, в эффективном распределении ограниченных высоко квалифицированных трудовых ресурсов в экономике.

в белорусской экономике не создан прозрачный и понятный механизм отбора лучших кадров в органы госуправления, в университетах, в научных учреждениях, на крупных валообразующих предприятиях, и в других отраслях и организациях, наиболее важных с точки зрения развития национальной экономики Беларуси.

патерналистские настроения и менталитет населения и работников на предприятиях (психология обычных работников обычно выражается ими же самими фразой: «Як бы мы не работалі, нешта будзе, хай яны там думаюць на версе»).

В Беларуси действует модель ручной управляемой экономики (в классическом определении – это разновидность централизованно-управляемой или административно-командной модели экономики с отдельными вкраплениями элементов рыночной экономики, таких например, как наличие частного бизнеса, который тем не менее не играет определяющей роли в экономике страны, наличие частных акционерных обществ, в которых тем не менее частный или иностранный капитал не играют значительной роли в экономике страны, наличие свободных рыночных цен на некоторое количество товаров, которые тем не менее не являются сигналами для производителей, как это есть в рыночной экономике, так как они обременены рядом других административных условий и ограничений).

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family