Поскольку Россия при подписании соглашений с ВТО по многим позициям взяла на себя обязательства, устраивающие ближайшего союзника, уровень защиты внутреннего рынка Беларуси не претерпел кардинальных изменений. В результате 90% импортных пошлин для нашей страны сохранились на прежнем уровне. Тем не менее, ряд чувствительных для белорусского экспорта позиций оказался менее защищенным. В частности, пошлины на мясную продукцию снизились на 20%, что стало очевидной угрозой потери конкурентоспособности белорусских производителей на российском рынке.
Вступление РФ в ВТО значительно усложнило достаточно комфортное нахождение Беларуси в Таможенном союзе, даже несмотря на то, что единый рынок в таможенной «тройке» еще не создан. По оценкам ЕЭК, пока лишь 2/3 товаров и 1/3 услуг передвигаются в Таможенном союзе свободно. Следствие снижения уровня таможенной защиты на рынке ТС – усиление конкуренции в области машиностроения и продукции АПК.
В июне на заседании Совмина министр экономики Николай Снопков обозначил проблему вытеснения с российского рынка белорусских производителей седельных тягачей, грузовых автомобилей, шин, сельхозмашин, продовольствия. Как пояснил министр, такое положение вещей возникло по причине «их экономической неконкурентоспособности».
На фоне заметного снижения спроса и падение экспорта на ключевом для Беларуси – российском рынке белорусские чиновники готовы списать многие беды своей экономики на последствия вступления России в ВТО. Например, если раньше российские и белорусские автомобили на рынке Таможенного союза составляли 50%, то сейчас – 35%. За последние пять лет доля МАЗа и КамАЗа снизилась на российском рынке почти на 1/3. Между тем, министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в начале июня заявил, что никаких драматических событий на рынках Таможенного союза в связи с применением обязательств по ВТО не возникло. После вступления России в ВТО прирост импорта в целом по ТС составил 5,4%. Что, как считает А. Слепнев, не свидетельствует «о каких-то резких изменениях доступа импортных товаров на рынок Таможенного союза».
С сентября 2013 года Россия начнет выполнять свои обязательства перед ВТО по очередному снижению тарифной защиты. В связи с этим ожидается изменение таможенных пошлин на 1 тысячу тарифных линий из 12 тыс. позиций. В целом предполагается сокращение примерно на 10% таможенного тарифа, что, безусловно, скажется на белорусской экономике.
Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика».
Источник: Дело